Колено Иуды более не крепкое, не может властвовать над народом, и само оно под царем. Изгнанные иудеи вдали от отеческой земли подчинялись чужой династии, и с тех пор и до сего дня вдали от своего наследия тяжко страдают. Где князь? Где Старейшина? Где законоположник из колена Иудина? Храм ниспровергнут до основания и камня на камне не осталось, по предсказанию Спасителя. Где колено Левии? Где великолепные архиереи? Где иереи? Где священный клирос? Слуги храма и жертвенника? Где возлияние и жертвы? Где кивот завета? Где очистилище? И где вообще торжество иудейского служения? Все минуло, ибо была тень и пробежала мимо, как символы нового завета, истинной действительности. Колено Левия от потери генеалогических: каталогов в диаспоре потеряло вещественные доказательства и признаки иератического происхождения своего и слилось с коленом Иуды, которое никакого права священства не имеет; архиерейство и весь иерейский чин упразднен. Иудеи в диаспоре потеряли посредника между собой и Богом, умилостивляющего Бога о грехах их, и нисходят в ад, отягощенные множеством грехов своих. Поэтому Законное служение закончилось, нет уже ничего свидетельствующего о существовании и ипостаси его. Но если мы на мгновение предположим, что предвозвещенный пророками Мессия, чаяние языков и Израиля не пришел, справедливо спросить: Как, если не пришел Мессия, исполнятся пророчества? Или где от первых слов Моисея и до последних Малахии найдутся столько и такие важные знамения о времени страданий Христа Старейшины (Игумена), какие были в период, когда праотцы их распяли Господа нашего Иисуса Христа? Если ожидаемый иудеями по пророчествам Мессия не пришел, пришедший же не есть Господь наш Иисус Христос, тогда тщетны все пророчества, ибо все прошло, ничего не осталось для исхода пророчеств. Но все свидетельствует о пришествии Спасителя и Избавителя человечества. Чаяние языков и Израиля пришел, пришедый же есть Господь наш Иисус Христос. Часть III Глава I. Об исполнении пророчеств вообще 1. Проречения пророка Моисея, предсказывающие будущие судьбы иудейского этноса

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

И выйдет решение от Праведного Судии, и тогда-то предстоящая душа почувствует, какой страх и ужас охватывают ее. И, если она окажется достойной, демоны будут посрамлены и ее отнимут у них. И она, утешенная, возвеселится премного в жительстве своем, по реченному слову: “И отыде болезнь, печаль и воздыхание” ( Ис. 35:10 ). И, спасенная, отправится в место неизглаголанной радости и славы и водворится там. Если же найдут, что душа жила беспечно, она услышит страшные слова: “Да удалится нечестивый и да не узрит славы Господней”. Тогда внезапно наступит День гнева, день скорби и насилия, день мрака и тьмы. Она будет брошена в преисподнюю, осуждена на вечный огонь и примет кару на бесконечные времена. Где ее военная слава? Где пустые почести? Где довольство? Где покой? Где блестящая жизнь? Где наслаждения? Где гордость? Где богатство? Где светский успех? Где отец? Где мать? Где брат? Кто сможет освободить душу, когда ее будет жечь огонь и она так горько будет страдать?” Противоположные мысли равным образом уместны — о сладости рая, славе святых и великой любви Божией. Особенно в тот день, когда совершалась Божественная литургия и ты приобщался Святых Тайн. — Отче, мир, слыша такие рассуждения, выражает сомнение и неверие. Существует множество богословов и даже лиц духовного звания, не соглашающихся с ними, утверждающих, что они не для мира и при этом ссылающихся на святых отцов. Они разделяют отцов на “постников” и “социальных служителей” и предпочитают в мирской жизни последних, поскольку их учение более “приземлено”, в то время как учение первых (“постников”) пригодно для монастырей. Не знаю, насколько такие рассуждения истинны. — Вы затронули огромную тему, имеющую много разных сторон и аспектов и, следовательно, требующую значительного времени. Однако я не могу не предложить нескольких общих ответов. Прежде всего, отец мой, невозможно разделять отцов на постников (или мистиков) и социальных служителей, так же, как нельзя разделять богословие на мистическое и немистическое и духовную жизнь на монашескую и мирскую (иными словами, одни учения даны, мол, для мира, другие — для монахов).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Извещаю вас, что земля, по которой ногами вашими ходите, на вас перед господом Богом плачет и вопиет, прося творца, да пошлет серп смертный, как некогда на содомлян, желая лучше пустою в чистоте стоять, нежели вашим безбожием населенною и беззаконными делами оскверненною быть. Ибо где теперь в Польской земле вера, где надежда, где любовь? Где правда и справедливость суда? Где покорность, где евангельские заповеди? Где апостольская проповедь, где светские законы? Где хранение заповедей божиих? Где непорочное священство? Где крестоносное житие иноческое? Где благоговейное и благочестивое христианство? Зачем именем христианским называть себя бесстыдно дерзаете, когда силы этого имени не храните? О, окаянная утроба, которая таких сынов на погибель вечную породила! Ныне в Польской земле священники все, как некогда Иезавелины жрецы, чревом, а не духом службу совершают, паны над подручными своими сделались богами, высшими бога, вознеслись судом беззаконным над творцом, образом своим, равно всех почтившим, бессловесных естество высшею ценою оценили. Вместо евангельской проповеди, апостольской науки и святого закона, ныне поганские учители, Аристотели, Платоны и другие им подобные мошкарники и комедийники во дворах Христа Бога владеют. Вместо веры, надежды и любви, безверие, отчаяние, ненависть, зависть и мерзость обладают. Покайтесь все, покайтесь, да не погибнете двоякою погибелию! Турки некрещеные честнее пред Богом в суде и правде, нежели крещеные ляхи; а вы, православные христиане, не скорбите: господь с вами и я с вами; имейте веру и надежду на Бога жива; на панов же ваших русского рода, на сынов человеческих не надейтесь – в них нет спасения: они от живого Бога и от веры в него отступили. Да будут прокляты владыки, архимандриты, игумены, которые монастыри запустошили и фольварки себе из мест святых поделали, сами с слугами своими и приятелями в них телесную и скотскую жизнь провождают; на местах святых лежа, гроши сбирают с доходов, данных Богомольцам Христовым, дочерям своим приданое готовят, сыновей одевают, жен украшают, слуг умножают, кареты делают, лошадей сытых и одношерстных запрягают; а в монастыре иноческого чина нет, вместо бдения, песнопения и молитвы, псы воют.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Тогда нужно было только сказать: «Кто хочет следовать за Христом, тот пусть отвергнется себя, возьмет крест свой и за Ним идет ( Мф.16:24 и др.)» – и по этим словам тысячи людей следовали за Христом под бременем тяжелого креста, среди скорбей и жестоких гонений и оставались Ему верными до смерти. Таким образом, причина, почему первые века христианства так богаты были святыми, есть вера христианская. Этой верою достигли они силы и мужества к перенесению скорбей и страданий. Вера даровала им то величие добродетелей и ту христианскую твердость, которые приводят нас в изумление. А так как нашему времени недостает такой веры, так как гордость настоящего мира враждебно относится к учению Распятого и не считает достойным образованного человека веровать во что-либо другое кроме того, что внушает ему его разум, и признавать другие законы, кроме законов своих естественных влечений и страстей, то вот почему наши мысли и желания, наши цели и стремления так далеки от добродетельной жизни святых, как вечер от утра, как земля от неба, и мы с глубочайшим стыдом должны сказать, что между нами оскуде преподобный. Если некогда святой апостол Павел жаловался, что не все слушают слово Божие и следуют Евангелию ( 2Тим.4:4 ), то мы, к сожалению, должны пожаловаться, что очень немногие следуют Евангелию и ведут истинно христианскую жизнь. В самом деле, не говоря уже о живущих в мире, многие и из удалившихся от мира в святые убежища иноческих обителей приносят с собою туда мир с его суетою, с его страстями и пороками. На оскудение подвигов благочестия в христианах жаловался еще Ефрем Сирин в свое время, и его плач об оскудении святых прилично повторить и нам в настоящий раз. «Болит мое сердце, – взывал святой проповедник покаяния, – страдает душа моя! Где взять мне слез и воздыханий, чтобы оплакать оскудение святости среди нас? Где у нас отцы? Где святые? Где бодрственные? Где трезвенники? Где смиренные? Где кроткие? Где безмолвники? Где воздержники? Где богобоязненные? Где сокрушенные сердцем, которые в чистой молитве стояли бы пред Господом, как Ангелы Божии, и орошали бы землю слезами умиления? Где бессребреники, которые не стяжали бы ничего тленного на земле, но непрестанно следовали бы за Христом по тесному пути, с крестом на груди, готовые на каждый крест жизни? Нет ныне между нами их добродетелей, нет их подвижничества. Воздержание их нам тягостно, на молитву мы ленивы, на безмолвие нет у нас сил, а к пустословию мы очень склонны; на доброе у нас нет охоты, а на злое мы всегда готовы. Вот в какие живем времена». Если так отзывался святой отец IV века о своем времени, которое в сравнении с нашим еще не скудно было благочестием, то что сказал бы он теперь, когда море неверия и нечестия затопило весь христианский мир?

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

«Неужели мы слепцы?» – повторяют и они вопрос древних врагов Христовых, из которых многие тоже говорили и утверждали, что «нет ни ангела, ни духа, ни воскресения мёртвых» ( Деян. 23:8 ). И нет утешения сказать им, что они поступают и говорят по незнанию; напротив, остаётся по отношению к ним в полной силе слово Христово, грозное и страшное: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха, но, как вы говорите, что видите, то грех остаётся на вас». Посему надлежит нам разобраться в таком просвещении, которое хуже всякого омрачения. В местах болотных, где особенно много гниения, есть странное явление природы, так называемые ложные огни. В тёмную ночь кажется человеку, что впереди свет. Но если неопытный путник пойдёт на этот свет, то никакого света на самом деле он не найдёт, ибо его нет, а попадёт путник в болото и в трясину, притом в самое опасное место, где больше всего гнили; его засосёт глубь бездонной пучины, наполненной жидкой, противной и зловонной грязью. Таково именно и то просвещение, которое отшедшие от Христа и Его Церкви современные мудрецы, не желающие считать себя слепцами, предлагают нашему народу. Возникает такое просвещение и привлекает оно к себе и находит слушателей и последователей только там, где началось духовное гниение, где пала вера в Бога, где противно напоминание о небе и вечности, где отвратительно самое имя святости и добродетели, где царит злоба, ненависть, зависть ко всему тому, что стоит выше. – Словом там, где пучина всякой зловонной духовной мерзости и грязи. Пойти за таким «просвещением», значит – погибнуть; слушать слепцу такого же слепца и ещё худшего, это значит – обоим попасть в яму. И тем более сознается нами, пастырями, долг наш, – предупредить неопытных, показать, где свет истинный, а где огни фальшивые и ложные, где путь в гору Господню, к вечному небу и счастью, и где путь во дно адово, в пучину погибели. Благодарение Богу, мы имеем верный способ проверять всякого учителя вечным образом нашего Божественного Учителя Христа, проверять всякое учение и наставление вечным учением Христовым. Займёмся же такой проверкой; это для нас необходимо и спасительно особенно теперь, когда везде, и здесь среди вас, появлялось и появилось столько ложных просветителей – и своих домашних, и наезжих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания Сказал Господь: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Почему накануне Великого поста Господь говорит об этом? Цель и смысл Поста заключается в том, чтобы мы стяжали сокровище. Не то сокровище, которое собирается здесь, на земле, где тля и моль тлит, и ржавчина разъедает, где воры подкапывают и крадут (и где много этого сокровища, они там и подкапывают), а то сокровище, которое на небесах. Не то сокровище, где всегда неизбежен распад, а то сокровище, которое ставит нас перед лицом Бога Живаго, перед Его любовью, потому что — где сокровище наше, там и сердце наше будет. И где любовь Божия, где радость Христова о каждом кающемся грешнике, о каждом из нас, там и сердце наше будет среди Пасхи Господней. Подлинное прощение невозможно без исповедания полноты веры, и подлинное прощение невозможно без жизни по вере, без отвержения всякой лжи и всякого зла. Иными словами, мы призываемся понять две вещи. Во-первых, что прощение невозможно там, где нет признания греха, и, во-вторых, — прощение невозможно, если оно не исходит от Бога. Отрицание греха делает прощение, по крайней мере, излишним.

http://pravoslavie.ru/4072.html

Как бы то ни было, с тем или другим вожаком паломники обходят Гефсиманию, посещают место, где спали Апостолы во время моления о чаше, обозначенное большим камнем при входе в сад, место, где Спаситель научил своих учеников молитве Господней, камень Ап. Фомы, камень молитвы Богоматери, место, где она стояла во время побиения камнями первого мученика за веру, Стефана, пещеру, близ которой совершилось предание Спасителя Иудою и т. д.; потом, следуя по долине Иосафатовой, переходят по мосту Кедрский поток; тут путеводитель обыкновенно рассказывает историю исцеления слепорожденного и показывает путь, которым вели Христа из Гефсимании на суд. По дороге богомольцы осматривают памятник Авессалома, памятник Иосафата, грот Иакова, где по преданию, сокрылись ученики при взятии Спасителя стражами, а также памятник Захарии. Обозрение этих достопримечательностей необходимо должно сопровождаться подробным рассказом, потому что многие из богомольцев никогда и не слыхивали об Иосафате и Авессаломе. Осмотрев долину Иосафатову, паломники подымаются к стене бывшего Храма Соломонова, о значении которого проводник ведет более или менее пространную речь. Речь эта ведется обыкновенно у Золотых ворот, где партия делает небольшой роздых. Отдохнувши немного, идут вдоль стены. Не доходя до Георгиевского монастыря, есть небольшой холм, где путеводитель делает короткую остановку для того, чтобы показать издали окрестности Иерусалима, разъясняя при этом, что лежит в ту или другую сторону. Паломники тут знакомятся с направлением и относительным положением Вифлеема, Хеврона, Иордана, Назарета, Вифании и т. д. Достигнув ворот Георгиевского монастыря, где богомольцев встречают с колокольным звоном и молебным пением, партия идет в церковь , где сперва служится на русском языке молебен, а потом предлагается хорошее угощение. Сперва обносят ракичкою, а потом ведут в трапезу, где приготовлены уже смены три, четыре яств и хлеба, сколько угодно. Во время этого обеда подносят раза два, три по стакану местного, довольно вкусного Иерусалимского вина. После трапезы разводят богомольцев по номерам, где они и отдыхают часа полтора. В Георгиевской обители монахи так ласковы, гостеприимны и любезны, что паломник и здесь легко раскошеливается, когда ему подадут запись и предлагают добровольное пожертвование. Ни чем так не легко подкупить нашего простого паломника, как ласкою и хлебосольством, которое он ставит выше всего; в чужой стране, среди мусульман и чужеземцев, эта ласка и угощение особенно дороги для него, и он, жертвуя, часто даже не соображает, где и сколько он жертвует. Только потом он соображает, что там или здесь слишком зарвался, но отданного не воротишь, да паломник и не жалеет, потому что, где бы он ни пожертвовал свою посильную лепту, думает он, Господь все примет одинаково, если то было от чистого сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, первая беседа на Благовещение начинается следующей тирадой: «Днесь чин ангельский радостно воспевает хвалебные песни, и свет пришествия Христова воссияет верным. Днесь радостная для нас весна, Христос-Солнце правды осиял нас ясным светом, и озарил умы верных. Днесь Адам обновлен и вознесенный на него ликует с ангелами. Днесь вся вселенная объята радостью, так как совершилось пришествие Святого Духа к людям. Днесь божественная благодать, надежда невидимых, освещает чудеса, превышающие разум, и явственно открывает нам от века сокровенное таинство. Днесь сплетаются венцы неиссякаемой добродетели. Днесь Бог, хотящий увенчать священные главы любящих слушать и почитающих празднество, призвал любителей непоколебимой веры как званных и наследников... Днесь исполнилось предречение Давида» и т. д. Та же форма единоначатия повторяется и в третьей беседе на Благовещение: «Опять благовестие радости, опять возвещение свободы, опять воззвание, опять возвращение, опять обетование веселия, опять избавление от работы»... «В шестой месяц, – говорит, – послан был ангел Гавриил от Бога к Деве, обрученной мужу. Послан Гавриил возвестить всемирное спасение. Послан Гавриил, неся Адаму запись о воззвании. Послан Гавриил к Деве, чтобы бесчестие жены изменить в честь. Послан Гавриил, чтобы чистому Жениху уготовать достойный чертог. Послан Гавриил обручить создание с Создателем. Послан Гавриил к одушевленному чертогу Царя ангелов. Послан Гавриил к Деве, хотя обрученной Иосифу, но соблюдаемой для Иисуса Сына Божия. Послан раб бестелесный к Деве нескверной. Послан непричастный греху к невосприимчивой к тлению. Послан светильник возвещающий, Солнце правды. Послан утренний свет-предтеча дневного Света. Послан Гавриил, проповедующий Того, Кто на престоле и в вертепе. Послан воин, возглашающий тайну Царя»... И далее: «Шествуй к Деве Марии... Иди к одушевленному граду... Иди к Моему разумному раю. Иди к вратам востока. Иди к жилищу, достойному Моего Слова. Иди ко второму на земле небу. Иди к легкому облаку, возвести ему дождь Моего пришествия. Иди к уготованному для Меня святилищу. Иди к храму Моего вочеловечения. Иди к чистому чертогу Моего плотского рождения»... В Похвале Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии 8): «Где родившийся Царь Иудейский? Где Тот, Который вместо Себя послал путеводствующую звезду? Где, Тот, Кто дивными лучами влечет нас к духовному свету? Где Тот, Который, хотя вездесущ, в теле сокрывается? Где освободивший нас от муки лукавого? Где направивший нас к благодати богопознания? Где Тот, Который в трех ангелах явился подле дуба? Где Тот, Который купины не опалил и утробы не нарушил? Где Тот, Который от Отца не отделим и в матери не изъясним? Где Тот, Который разделил Красное море?... Где Тот, Кто дракона связал и ныне пеленами повивается? Где Тот, Которого ангелы не видят?»...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

26, 10): тогда постигнет ее день гнева, день скорби, день тьмы и мрака. Преданная во тьму кромешную и осужденная на вечный огонь, она будет терпеть наказание в бесконечные веки. Где будет тогда радость мирская? Где тщеславие? Где роскошь? Где наслаждение? Где хвастовство? Где нега? Где пышность? Где богатство? Где благородие? Где отец? Где мать? Где брат? Кто может избавить от сих мук душу, горящую в огне и терпящую ужасные мучения? Если так, то как свято и благочестиво должно быть наше житие? Какую любовь должны стяжать мы? Какова должна быть наша жизнь? Каково обращение? Какое шествие? Каково должно быть наше прилежание? Какова молитва? Какое постоянство? Ибо сих чающе, говорит Апостол, потщитеся нескверни и непорочни тому обрестися в мире (2 Пет. 3, 14), чтобы удостоиться нам услышать глас Господа, говорящего: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира (Мф. 25, 34) во веки веков. Аминь " .Брат спросил авву Евпрепия: " Как страх Божий приходит в душу? " . Старец отвечал: " Если человек будет иметь смирение, нестяжательность, не будет осуждать, то придет к нему страх Божий " .Авва Пимен рассказывал: " Некто спросил авву Паисия: " Что мне делать со своей душой? Она бесчувственна и не страшится Бога " . Старец отвечал ему: " Пойди, прилепись к человеку, боящемуся Бога: когда сблизишься с ним, он и тебя научит бояться Бога " " .Авва Антоний сказал: " Я уже не боюсь Бога, но люблю Его; ибо любовь вон изгоняет страх " . Никогда не оставляй сердца своего без молитвы, но делай так, чтобы оно всегда просило милости у Бога, ради Христа, славило и благодарило Его за Его дары. Для приобретения молитвенного настроения духа и для сохранения сего настроения часто молись молитвой Господней и прочими молитвами Святой Церкви, произнося их со вниманием и благоговением и возбуждая в себе соответственные им чувства. Авва Нистерой говорил: " Старайся каждый день стоять пред Богом без греха. Молись Богу так, как бы ты был с Ним лицом к лицу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

   Теперь говори, Исайя, не молчи! «Где вспашут десять пар волов, там даст одну кружку» (Ис.5:10). Десять запряжек волов — это двадцать волов; десять разумных запряжек волов — это двенадцать апостолов Христа и семь, которых избрали апостолы. Кого именно? Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая, пришельца антиохийского; и (еще) апостол, возделавший землю от Иерусалима до Иллирика. Эти десять запряжек волов сделали на пашне человечества исповедание о Христе, облекшемся в наш скудельный сосуд тела. Что божественное слово называет скудельным сосудом плотское пришествие Христа, слушай. Когда Он имел отойти на страдание, говорят Ему ученики Его: «Где велишь нам приготовить Тебе пасху?» («где хощеши уготоваем... пасху?») А он им: «Пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды… и… скажите хозяину дома того: Учитель... наш сказал: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам» (Мф. 26:17; Мрк. 14:13—15). Кто человек, носящий скудель воды, или что за город, в который Он их посылает, или что такое устланная горница, — (это) вам, по исследовании, необходимо знать. Человек, носящий скудель воды — Иоанн, Предтеча Христа, объявлявший о Христе, что Он облекся в наш скудель тела (и) имеет у Себя воду крещения. Устланной горницей называет будущее упокоение святых на небе после воскресения. «Идите вот в этот град», — не в ветхую синагогу иудеев, где ветхий закон закис в ветхих мехах, — смешав уксус с желчью, они поднесли Господу, — но идите в новый город, в новый Иерусалим, где новое слово, где новая благодать Духа в новых мехах источает молодое вино веры; где не ветхая пасха, но новое воскресение; где не агнец закалается в жертву, но Христос освобождает; где не ветхая закваска, но приготовляется на кресте небесный хлеб». «Где вспашут десять пар волов, там даст одну кружку». Где работают десять запряжек волов, (т. е.) апостолов (апостолы, были уподоблены волам, как свидетельствует Павел словами: «Написано в... законе: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?» (1 Кор. 9:9), но о нас говорит), — там они совершают исповедание Иисуса, облекшегося в скудель нашего тела. И сеятель шести мерок (артабов) сделает только три меры. Ужели у земледельцев бывает когда-либо такой неурожай, чтобы посеять шесть артабов (и) сделать только три меры?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010