Ап. Андрей. Мозаика апсиды кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. 550–565 гг. По Епифанию, А. П. совершил из Иерусалима 3 путешествия вдоль берегов Чёрного м., причем всегда по маршруту юг - восток - север. В 1-м он посетил вместе с Петром Антиохию, Тиану, Анкиру, Синопу, где освободил из темницы Матфия. Затем Петр отправился проповедовать в зап. землях, А. П. двинулся на восток. В Амисе он вместе с Матфием и 7 др. учениками проповедовал в синагоге, к-рую превратил в храм Богородицы; из Трапезунда А. П. пришел в Иверию и через Парфию возвратился в Иерусалим. В следующем путешествии апостол из Антиохии направился в Эфес вместе с ап. Иоанном (о связи А. П. с Иоанном свидетельствуют древние памятники, напр. канон Муратори II в.). Оттуда, после явления Христа, повелевшего идти в Скифию, А. П. отправился во Фригию и Никею, где изгнал бесов, убил дракона, усмирил разбойников и сокрушил идолов (часть этих чудес восходит через местную традицию к «Деяниям Андрея»). Через 2 года он посетил Никомидию, Ираклию Понтийскую, Амастриду и Синопу, где жители избили его за прежнее избавление Матфия и где он обращал многих ко Христу, воскресив убитого горожанина. Оттуда он отправился в Амис, Трапезунд и Самосату, где дискутировал с греч. философами. В последнем, 3-м, путешествии А. П. со спутниками проходил через Эдессу, где оставил ап. Фаддея , в Иверию и Сусанию (Сванети?). Оставив там ап. Матфия, он перешел в Аланию и Абазгию, где расстался с др. своим спутником, ап. Симоном Кананитом . Через Зихию, где А. П. едва избежал гибели, он прибыл в Боспор, жители к-рого охотно внимали его проповеди, а затем в Феодосию и «упорствующий в язычестве» Херсонес. Оттуда он переправился назад в Синопу, где поставил епископом Филолога , а оттуда через Халкидон (где был поставлен еп. Тихик) прибыл в Византий. Сделав епископом Аргиропольским Стахия и заложив на акрополе храм Богородицы, А. П. направился через Ираклию Фракийскую и Македонию в Патры. Епифаний начинает греч. часть жития с обращения апостолом Максимиллы , жены ахейского проконсула Эгеата, и его брата Стратокла , за что А. П. был заключен в тюрьму и затем распят на кресте (здесь агиограф следует заключительной части «Деяний Андрея», упоминая при этом и об эпизодах, не сохранившихся ни в одном из др. текстов).

http://pravenc.ru/text/115300.html

Поворота влево, чрез старинной рынок, которые лавки засыпаны землею и мелкими камнями, ту направо будет улица, в которой дом находится царицы Елены, пустой. Пройдя еще немного по рыношной улицы, будит улица направо, по коей мы шли вниз, где поворот налево в улицу. 1161 А на правой стране, на камне в стене есть знак локтя Христова: когда нес крест Господа на раме своем на волную страсть. И шед, ту пал, и знак изобразися на камне от пречистаго локтя Его. 1162 Тут все христиане припадают и лобызают оный камень. А направа есть дом над вратами в улице, преогромный, Лазаря богатаго, в коем мечеть турецкая. 1163 Влево пройдя немного, поворотя направо в улицу, ту, на повороте сидя, Христос от усталости Креста имел отдохновения присести, где столп лежит мраморный, красноватый. 1164 Потом пройдя, будут род ворот, где Божия Матерь сидела на правой стране у стене во время, как Христа к Пилату жиды водили. 1165 Ту место в стене означает луминою 1166 . Ту все христиане прикладаясь, лобызая оные камня, воспоминая Божией Матери страдания ея. Не доходя еще ворот, тут есть крылцо на двор Пилатов, идеже и темница малая, где Господь Иисус Христос сидел, покудова собралось сонмище жидовское. Оттудова изходя, по улице на левой руке, общая темница, где же Христос сидел. Не доходя крепостных Гевсиманских ворот, на левой стране, будит дом о двух окнах, высокой, святых Акима и Анны, и соборная церковь пустая, находящаяся там, где Божия Матерь родилась. 1167 Ту и баня, идеже по рождении ея обмиваша, где и стопа от пречистых ея ног малая остася на камне, где и теперь существует и поднесь банею, где арапы содержат, все христиане моются в ней. И мы мывались. Цена платимая по 20 пар с человека; мыло и завеса платка бумажнаго, и таз хозяйский, и вода теплая. Находившаяся у сих мест Овчая купель, 1168 в коей евреи мывали овец, приносимых на жертву в храме Соломоновом, преобращена в развалины, заросшая травою и кустарником. Построенный тут, где был дом Иоакима и Анны, 1169 а святою царицею Еленою монастырь разорен и опустошен за многие назад тому веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Если мы один народ, значит, у нас одна цель 13.02.2018 679 Время на чтение 7 минут Предельные условия заполярных земель, добрые мезенцы и лешуконцы, Арктический собор и Патриарший остров, новая стратегия взаимоотношений власти государственной и церковной - эти темы легли в основу размышлений епископа Нарьян-Марского и Мезенского Иакова о его епархии. Другое лето Нарьян-Марская епархия особенная во всех отношениях: бескрайние пространства, отсутствие дорог, малонаселенность, нет путей, кроме вертолетов и лодок, а еще два района Архангельской области - Мезень и Лешуконье. Это тоже важная сторона нашей жизни, потому что Поморье исторически нерасторжимыми узами связано с Малоземельской и Большеземельской тундрами и Ненецким автономным округом. И еще одна важная грань, тоже специфичная, - это военные гарнизоны на Новой Земле и на Земле Франца-Иосифа. Перед всей страной и русским Севером, в частности, стоят неотложные и жизненно важные задачи. Необходимо поднять духовный уровень народа, чтобы он ощущал себя продолжателем традиций, которые создал Русский Север и которые были, остаются и, верю, будут основанием, стержнем государственной и общественной жизни России. Летом минувшего года наступило некоторое затишье, связанное с тем, что трое священнослужителей, которые были направлены для несения церковного послушания в нашу епархию, к моему большому сожалению, не остались, несмотря на все созданные условия для служения. Видимо, Север продолжает страшить людей... Зачастую мы сталкиваемся с ситуацией, которая отражает старинное русское присловье: «рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше». Только вот «где лучше» для священнослужителей должно нести совсем другой смысл. Не там, где теплее, где больше денег, где удобней ездить на машине, а там, где Христос. Путь ко Христу - всегда крестный путь. Церковное понятие «лучше» отличается от мирского. Горько, когда встречаешь священнослужителя, для которого лучше не там, где Христос, а там, где больше зарплаты, глаже дороги, где больше мирских благ.

http://ruskline.ru/opp/2018/fevral/14/es...

«Сыновья матери моей против меня» 169 . Надо рассмотреть, как Невеста говорит это: «Сыновья матери моей воевали против меня», и когда началась война братьев против нее. Вспомни Павла, гонителя Церкви 170 , и поймешь, как «сыновья матери ее воевали против нее». Гонители Церкви раскаялись, и противники ее, повернув знамена к сестре, «благовествуют веру, которую прежде истребляли» 171 . Об этом ныне воспевает Невеста, духом пророческим говоря: «Сражались со мной, поставили меня стражем в виноградниках, своего же виноградника я не сберегла» 172 . Я, Церковь , я, Невеста без пятна и порока 173 , поставлена сторожить многие виноградники сыновьями матери моей, которые некогда воевали против меня. Связанная заботами и тревогами о множестве виноградников, своего я не уберегла. Посмотри на Павла и других святых, заботящихся о спасении всех, и поймешь, как он, сторожа чужие виноградники, своего не сберег, как, приобретая чужих, сам в чем-то терпел ущерб и, «будучи свободен от всех, всем поработил себя, дабы всех приобресть, для иудеев стал как иудей, для подзаконных как подзаконный, для чуждых закона как чуждый закона» 174 и т. д., и мог бы сказать «Виноградника моего я не сберег» 175 . Затем она ищет взором Жениха, который удаляется из виду. В Песни не раз описываются такие вещи, которые невозможно понять, не пережив самому. Бог свидетель, я часто чувствовал, что Жених грядет ко мне, что Он уже здесь, рядом со мной; но так же внезапно Он исчезал, и я не знал, где Его искать. Желаю нового Его прихода – и иногда Он является вторично: но когда уже вижу Его и могу коснуться руками, Он снова ускользает и снова возвращается, и так много раз, пока, наконец, я не удержу Его и не взойду ввысь, «опираясь на брата моего» 176 . «Скажи мне, ты, которого любит душа моя, где пасешь ты? где отдыхаешь в полдень?» 177 . Не спрашиваю об ином времени: о вечере, рассвете, закате; о том времени вопрошаю, когда расцветает день, когда Ты – в полном блеске величия Своего. «Скажи мне, ты, которого любит душа моя, где пасешь ты? где отдыхаешь в полдень?». Посмотрим внимательно, где упоминается полдень. В истории Иосифа братья едят с Иосифом в полдень 178 , в полдень ангелы испытывают гостеприимство Авраама 179 и т. д. Смотри – и увидишь, что в Божественном Писании нет ни единого слова случайного и напрасного. Как ты полагаешь, кто из нас достоин достичь полудня и увидеть, «где пасет жених, где отдыхает в полдень»? «Скажи мне, ты, которого любит душа моя, где пасешь ты? где отдыхаешь в полдень?». Если же Ты не скажешь мне, побегу разыскивать Тебя и буду скитаться возле чужих стад, закрывая лицо от стыда; ибо я, Невеста, – прекрасна и не хочу никому показывать лицо, кроме Того, Кто уже целовал меня.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

И мне тут же сказала игуменья: «Вот твоя судьба у Господа и Божией Матери. Езжай на Афон в жребий Божией Матери, который она тебе благословила 2 жребия, а третий жребий тебе Господь указывает, что с Афона тебя пошлют на послушание в Россию, и ты там, может быть, окончишь свою жизнь». После этого я успокоился. Потом пошли в Гефсиманию ко Гробу Божией Матери, там тоже помолились. Потом на Елеонскую гору, где вознесся Господь, с Елеона в Вифанию, где Лазаря Господь четверодневного воскресил у Марфы и Марии, где Господь был в гостях. Потом пошли на Сороковую гору, где Господь молился сорок дней. С Сороковой горы – пошли в Иерихон, где Закхея с ягодницы позвал Господь, так как он хотел видеть Господа, но был мал ростом и влез на смоковницу. Потом пошли в монастырь Иоанна Предтечи, от которого пошли к Иордану, где крестился Господь. На Крещение провели ночь на Иордане. Все в Иордане покупались, взяли святой воды и пошли в монастырь Герасима, которому служил лев. Лев возил воду на себе из Иордана в монастырь. Из монастыря Герасимова пошли на Мертвое море, побыли на Мертвом море, некоторые поклонники купались. Вода очень соленая и горькая. Потом пошли прямо в Иерусалим, где проходили мимо соляного столба. Это жена Лотова, которая оглянулась, когда провалилась Содом и Гоморра. Оттуда пришли, где лежал израненный разбойниками человек, мимо которого шел священник и не помог ему, левит, видя его, прошел мимо и не помог, а иноплеменник – самарянин, видя его, обмыл маслом и вином раны его, посадил его на своего осла и привез в гостиницу. Оттуда возвратились в Иерусалим, где пробыли 2 дня. Я взял благословение от игумена и пришел на гостинную и спрашиваю: «Где казначейство?» Говорю: «Игумен сказал, чтобы Иосиф испытал меня, могу ли я считать». Монах гостинник засмеялся: «Да разве он тебя примет – поклонника. Он тебя выгонит. Там у него монахи не уживаются». И сказал мне: «Это над тобой игумен посмеялся». Я сказал гостиннику: «Разве игумену можно смеяться?» И меня гостинник повел в казначейство и показал мне дверь, а сам ушел.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Вознесох избраннаго от людей Моих, говорит слово Господне о Давиде. Итак, и избранному и предуготованному Самим Богом в Царя надлежало быть всенародно превознесену и провозглашену Царем Израилевым, дабы все, от мала до велика, видели и ведали Богоизбранного Царя своего. Это совершилось, братие, тогда, когда весь сонм старейшин Израилевых собрался к Давиду в Хеврон пред Скинией свидения: и приидоша вси старейшины Израилевы к Давиду в Хеврон и глаголаша ему: се плоть твоя и кости твоя – мы; к тебе рече Господь: ты упасеши люди Моя Израиля и ты будеши вождь людем Моим Израилю; и положи им Царь Давид завет в Хевроне пред Господем. Так и Богоизбранный Монарх России, унаследованный Богом на прародительском престоле, приходит в первопрестольный град свой – в тот священный Кремль, где хранится заветная святыня земли Русской, где древние святилища – со священными гробами царей и первосвятителей земли Русской, где древние чертоги православных Царей Русских – с их тронами и диадемами, где самое сердце России, около которого собралась земля Русская, и от которого расширялась и разрасталась она до настоящего своего величия. Здесь собрались ныне пред Богоизбранным Царем своим все старейшины народа Русского; здесь – в виду заветной святыни своей – вся Россия рекла ему устами старейшин своих: «се плот твоя и кости твоя – мы; к тебе рече Господь: ты упасеши православный народ Мой, и Ты будеши вождь людем Моим – благочестивому народу Русскому: Тебе преклоняем выи и сердца наши; Тебе вручаем и себя и достояние наше; Тебе предаем и жизнь и всю судьбу нашу; с Тобою и за Тебя готовы и в опасность и на смерть идти». Таково, братие, духовное сочетание Царя и народа в един дух, в едину плоть и кровь. Но самое священнодействие, которым запечатлевается это духовное сочетание Царя с народом, совершится во святилище, куда шествует со славою Богоизбранный Монарх, где ожидает Его – Его наследственное освящение. Последуем, братия, за Богоизбранным Царем нашим в это древнее, заветное святилище земли Русской, в этот дом Божией Матери, (который составляет, так сказать, сердце самого сердца России, где от лет древних призвася всесвятое имя Господне, где молились наши предки и в светлые дни радости и в скорбные дни печали, где Димитрий и Иоанны призывали в помощь Господа сил, исходя на праведную брань с супостатами, где Пожарские и Минины возносили пред Господом глас хвалы и благодарения, по избавлении отечества от обдержавших его тяжких зол; где некогда вся коленопреклонная Россия – в лице лучших сынов своих – со слезами просила себе у Господа Царя по сердцу Божию, и выпросила – Михаила).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но христианское погребение не есть только награда со стороны св. Церкви своему сыну за доблестный подвиг преданности ей и служения по мере сил ее интересам и бла- гу, но есть, так сказать, религиозная манифестация, торжество православной Церкви, созданное ею с тою целью, чтобы, с одной стороны, возбудить ревность и усердие в жи- вых членах, изнемогающих, нередко, в несении возложенного на них креста, с обещанием и им такой же награды от нее в будущем, а с другой, пользуясь наглядным доказательством, пред прахом почившего, предложить в своих религиозных обрядах, молитвословиях и песнопениях самые красноречивые уроки суетности и скоротечности нашего пребывания на земле, необходимости презрения ко всему мимолетному и преходящему и достойного пригоговления себя здесь, на земле, для царства небесного, – одним словом, всего того, что касается неба и мало относится к земле, с чем имеют дело волхвования, заговоры, волшества, суеверные заклинания и т. д. И нужно отдать полную справедливость, что, для выполнения указанной цели, Церковь весьма искусно воспользовалась произведениями двух величайших церковных писателей св. Ефрема Сирина и св. Иоанна Дамаскина . Горячий и воодушевленный проповедник покаяния и бренности человеческого естества и суетности жизни на земле дает прекрасный материал для высокоталантливых и поэтических творений знаменитого Иоанна Дамаскина , скромно именующего себя в надписаниях «монахом Иоанном» 49 , и оба они вместе переполняют чин христианского погребения такими образцовыми, во всех отношениях, песнопениями и молитвами, которые производят неотразимо глубокое впечатление даже на людей, не принадлежащих к православной Церкви. В стихирах погребального чина изображается прежде всего суета человеческой жизни. «Как житейская сладость, поет св. Церковь в стихирах самогласных, пребывает печали непричастна; как ли слава стоит на земли непреложна; вся сени немощнейшая, вся соний прелестнейша единым мгновением, и вся вся смерть приемет...» «Яков живот наш есть; цвет, и дым и роса утренняя воистину. Приидите убо узрим на гробех ясно, где доброта телесная, где юность, где суть очеса и брак плотский; вся увядоша, яко трава вся потребишася»,.. 50 – «Вся суета человеческая, елика не пребывают по смерти: не пребывает богатство, не сшествует слава: пришедши бо смерти, сия вся потребишася...» 51 – «Где есть мирское пристрастие; где есть привременное мечтание; где есть злато и сребро; где есть рабов множество и молва; вся персть, вся пепел, вся сень...» 52 – «Идем путем вечным, предстояще якоже осуждены, доле маающе вси лицами. Где тогда доброта; где пенязи; где слава тогда жития сего ничто же сих тамо поможет нам...» 53

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Впрочем, некоторые обстоятельства совершения чуда могли дать повод к сомнению в Божественности Спасителя. Действительно, зачем Всеведущему Богу спрашивать иудеев о Лазаре: «где вы положили его» (Ин. 11: 34)? Зачем Всемогущему молиться кому бы то ни было, чтобы сотворить чудо (Ин. 11: 41-42)? В IV веке подобными доводами свою ересь оправдывали аномеи, отрицавшие не только единосущность Отца и Сына, но и само подобие Сына Отцу. Вплоть до нашего времени лукаво спрашивают об этом иудеи и гностики. « Где вы положили его? » (Ин. 11: 34). Иудеи — главные свидетели Действительно, зачем Всеведущему Богу спрашивать, где положили Лазаря: «Чудо странное и преславное, како Создатель всех, еже не неведяше, яко не ведый вопрошаше: где лежит, егоже рыдаете? где погребеся Лазарь, егоже помале из мертвых жива вам воскрешу Ясно, что  мнимое неведение Христа здесь не при чём , как пишет о том Златоуст: «Ты говоришь, иудей, что Христос не знал этого, если сказал: ‘где вы положили его?’ Так и Отец не знал в раю, где скрылся Адам, если Он ходил как бы ища его в раю, и говорил: ‘Адам, где ты (Быт. 3: 9)?’ … Что же скажешь, когда услышишь Бога, говорящего Каину: ‘где Авель, брат твой (Быт. 4: 9)?’ … Если то означает неведение, то и это означает Зачем  же тогда  Господь спрашивает об этом?  По мысли святителей Иоанна Василия Великого, преподобных Андрея Ефрема Сирина, вопрос «Где вы положили его?», был задан с одной только целью: привести вопрошавших иудеев на место намечавшегося чуда в качестве свидетелей воскрешения: «Конечно, дает сие повод дерзким совопросникам, но яснее солнца, что не имел Он нужды спрашивать. А тем, что сказал ‘Где положили его?’ хотел подтвердить, что Лазарь действительно был погребен. Спросил не о том, ‘где гроб?’, но о том, ‘где положили мертвеца?’. Знал упорство иудеев, с каким отрицали славные дела Его и связал Своим вопросом ‘Где положили умершего?’ Не о том спросил, где положен или погребен Лазарь, но ‘где положили его?’  Покажите Мне это вы сами, неверующие Странная молитва.

http://pravmir.ru/voskreshenie-pravednog...

И во-первых: где согласие и дружество, там нет гордости, всякого презирающей и всем пренебрегающей; где согласие и дружество, там нет непокорности, всякому начальству и власти не повинующейся; где согласие и дружество, там нет зависти, всякого змеиным жалом своим уязвляющей; где согласие и дружество, там нет гнева, злобы, мщения, всякого: и правого, и виноватого без разбора адскими челюстями своими угрызающих; где согласие и дружество, там нет вражды и ссоры, клевет и поношений, дьявольским языком изрыгаемых; где согласие и дружество, там нет сребролюбия, и татьбы и лихоимания, разбойническими руками содеваемых; где согласие и дружество, там нет пьянства, любодеяния и прелюбодеяния, скотски совершаемых: но напротив, где истинное согласие, чистосердечное дружество, дружество не на лицемерии, не на обманах, не на пьянственных пиршествах, не на подлой, порочной, скотской, любовной страсти основанное, а на чистой, духовной, христианской любви утвержденное; там всегда смиренномудрие, покорность, доброжелательства, спокойствие, одобрение, милость, честное воздержание и бескорыстное друг с другом обращение. Во-вторых: где согласие и дружество, там как общественное тело возрастает, так и духовное тело в силу приходит, как гражданское общество умножается и утверждается, так и христианское общество, церковь верующих растёт и укрепляется. Ибо как смятение к несогласию людей великие общества обессиливают, в разорение и умаление приводит, часто конечного падения бывают причиной и самое духовное здание, церковь святую колеблют, ослабляют, разоряют, а иногда, впадая в совершенное неверие и вольнодумство, совсем уничтожают её; что есть самая высшая степень нечестия человеческого, и самый верх несчастия бедных человеков: так, напротив, согласие и дружество людей малые общества великими творят, слабые утверждают, разорённые возобновляют, упадшие восстановляют; и самое духовное тело, словесное Христово стадо собирают, умножают, в возраст и в силу приводят. Согласие и дружество как в наружном обществе развратных поправляют, бедным помогают, равных любят, высших почитают, начальству повинуются, всё то, что до общего касается благоденствия, общими производят силами, и через сие общественную связь неразрывной творят: так и в духовном состоянии падающих восставляют, согрешающих исправляют, заблуждающихся наставляют, помрачённых умом просвещают, всех в стройность и порядок при действии Духа Божия и при помощи Света Его приводя, приводят от силы в силу и от славы в славу, приводя, назидая их на основании Апостол и Пророк сущу краеуголену Самому Иисусу Христу, о Немже всяко создание составляемое растет в церковь святую о Господе, и созидается в жилище Божие Духом 293 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

328 По изданию Кушелева, «от создания мира 6731 (1123) году посла Бог Своего верного слугу – блаж. к. Константина». Это – год кончины кн. Давида, брата Ярославова. – После смерти Давидовой Ярослав во второй раз пришёл из Чернигова в Муром. 329 По раскопкам Мерянских курганов открывается, что кресты и разные привески с изображениями христианскими встречаются в курганах вместе с монетами XI в. и начала XII в. Записки археолог. общ. 8, 103. 330 На том месте, где лежало выброшенное тело св. к. Михаила, поныне стоит часовня; это при везде в Московскую заставу, перед мостом, переброшенным через овраг. Владимир. древн. стр. 84. 331 Это говорит писатель XVI в., когда городская крепость была уже при Рождественском соборе, где мощи кн. Петра и к. Февронии. Писцовая книга 1687 г.: «на посаде в осыпи, где бывал острог, монастырь Благовещенский». – Владимир. сборн. 155. Ц. Феодор в грамоте от 26 мая 1595 г. «пожаловал есми Благовещение Прес. Богород., что в Муроме на посаде старого городища, где лежат Муромские чудотворцы кн. Константин» и пр. муз. Рум. 99. 332 Житие: «невернии же людие, видяще сия, дивляхуся, еже не по их обычаю творимо бе погребение, яко погробаему сыну самодержцеву в зник, на восток лицем, могилы верх холмом не сыпаху, но равно с землею, ни тризнища, ни дани (по др. сп. дымы), ни битвы, ни кожекроения, ни лице-драния, ни плача безмерного не творяху. И о том безумвии ругающеся и смеющеся вопрошаху христианы: что не по их обычаю погребение?» – Ниже Муромский оратор, славя перемену, совершившуюся в Муроме по принятии христианства, говорит: «идеже древия дуплеватая почитаеми беху ту ныне реки Богословия; идеже сквером злосмрадия, там ныне ливанная благовония... Где рекам и озерам требы кладущий? Где дуплинам древянным ветви убрусцами обвешающии и сим поклоняющийся? Где кладезем и поникам поклоняющейся, очные ради немощи умывающейся и сребреницы в ня поверзающеи? Где кони закаляющей по мертвым и ременная плетения древолазная с ними в землю покоповающеи и битвы и кроения и лиц настрекания и драния творящей? Где свирелия и горкая согрешения восклицающей?.. Идеже бо в Муромстей стране пройдеши, нигде не услышишя проклятых многобожных имен, ни Перуна, ни Ждабога, ни Мокоша, им же погании требы творяху». – В Муромских курганах IX и X в., разрытых в недавнее время, находили непременно коня, изображения змей, сожжённые кости зверей и птиц, идола из глины. О курганах Владпмир. губ. в запис. археол. общ. 8. 102. 103. – О крещении Муромцев (см. 321 стр. текста) в житии говорится: «священницы мазаху их хризмою, чело, очи, уста, ноздри, уши. И надета на ня венцы червленые, на главы их объяваша; на них же крест и белы ризы и ногавицы и сапоги и даша всем свещи горящи в руце и повелеша ити в церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010