Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance САРОВСКАЯ ПУСТЫНЬ ВОССТАНОВЛЕНА 6 мин., 01.01.2008 Каждый год в России возрождаются все новые монашеские обители, и вот появилась еще одна, в Сарове, о котором мы не раз писали. Что в этом особенного? Почему это событие привлекло к себе такое внимание? Каких последствий от него можно ожидать? Об этом размышляет один из жителей закрытого города ядерной науки. Дмитрий Сладков, член Правления Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского, г. Саров Совершилось!.. Вот главное чувство, которое охватывает в связи с только что состоявшимся решением Священного Синода Русской Православной Церкви: “Благословить открытие мужского монастыря Свято-Успенской Саровской пустыни в городе Сарове Нижегородской области”. Совершилось по молитвам многих тысяч людей в Сарове, Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и на всех просторах Русской земли – в границах нашего государства и далеко за их пределами. В общецерковную повестку дня вопрос о возрождении Саровской пустыни попал в самом начале 90-х годов, сразу же вслед за рассекречиванием Арзамаса-16, до сей поры совершенно секретного города оборонной ядерной науки. Сегодня даже сложно представить себе ту меру взаимного непонимания, которой отличались отношения большинства людей Церкви и людей Объекта в эти уже далекие от нас годы. Но многим уже тогда было ясно – между двумя эпохами в истории Сарова нет непримиримых противоречий, наоборот, есть потребность в конструктивном сотрудничестве во имя России. С той поры пройден большой путь. Вехами на этом пути стали события, значение которых в эти дни осознается заново. Первая поездка ученых Ядерного центра к приснопоминаемому митрополиту Николаю (Кутепову) , управлявшему в те годы Нижегородской епархией и первое посещение Сарова митрополитом Николаем в 1989 году. Первый приезд в Саров Святейшего Патриарха Алексия II , совершившийся в 1991 году, в дни перенесения мощей преподобного Серафима Саровского в Дивеево, и сопровождавшийся небывалым стечением жителей закрытого города.

http://foma.ru/sarovskaya-pustyin-vossta...

Сегодня утром после тяжелой продолжительной болезни в Санкт-Петербурге умер игумен Вениамин (Новик) — выдающийся церковный публицист и правозащитник. Отец Вениамин перенес две операции по удалению опухоли головного мозга. Сегодня утром после тяжелой продолжительной болезни в Санкт-Петербурге умер игумен Вениамин (Новик) — выдающийся церковный публицист и правозащитник. Отец Вениамин перенес операцию на головном мозге. В 90-е годы стоял у истоков создания Христианско-демократической партии России. В последние годы находился за штатом, занимался публицистической и преподавательской деятельностью. Некролог игумену Вениамину (Новику) Свято-Филаретовской школы 14 сентября в 6.30 утра в реанимации Елизаветинской больницы г. Санкт-Петербурга скончался бывший преподаватель и инспектор СПбДА, кандидат богословия, игумен Вениамин (Новик). В конце августа он перенес операцию в связи с абсцессом лобных долей головного мозга. С субботы не приходил в сознание. После тяжелой болезни на 64-м году жизни отошел ко Господу игумен Вениамин (в миру – Валерий Новик). Он был одним из тех, кто пришел к Богу и в церковь на волне обращений в христианство интеллигенции 70-х годов. Об этом процессе прот. Виталий Боровой говорил, как о чуде: «Мы их не призывали, но они пришли». Многие из таких людей при этом стали не только прихожанами (и, тем более, не «захожанами») православных храмов, но и вдохновенными делателями на церковной ниве. Алеша Карамазов у Достоевского говорит себе: «Не могу я отдать вместо «всего» два рубля, вместо «идти за Мной» ходить лишь к обедне». Валерий Новик, имея за плечами ленинградский «политех» и опыт работы инженером в области систем управления производством, поступил в духовную семинарию, затем – в академию, защитив по ее окончании кандидатскую диссертацию. А главное – он принял монашество, окончательно определив тем самым свою жизнь как иную по отношению к предшествующей. Карьеры, нередкой для «ученого монаха» (иеромонах – игумен – архимандрит – епископ), он не сделал, прежде всего, потому, что ее не хотел.

http://pravmir.ru/umer-igumen-veniamin-n...

Слово, которое лечит В штат военного госпиталя взяли священника 26 декабря, 2013 В штат военного госпиталя взяли священника Теперь каждый день иерей Михаил Сивожелезов ходит в окружной военный клинический госпиталь Южного военного округа не просто по велению души, а на работу. Он стал первым штатным священнослужителем в медучреждении Вооруженных сил России и официально занял должность помощника начальника госпиталя по работе с верующими военнослужащими. Решение о введении новой штатной единицы в армии принял министр обороны РФ Сергей Шойгу. При выборе кандидатуры на должность ни у кого не было сомнений, что помощником начальника по вере станет именно иерей Русской православной церкви Михаил Сивожелезов. Ведь этого батюшку здесь знают очень давно. Еще с 2000 года он добровольно окормляет госпиталь и находящихся в нем военнослужащих. А когда при медучреждении появился храм, находящийся в хирургическом корпусе, отец Михаил стал и его настоятелем. На должность священника предложила Русская православная церковь. И именно за него ходатайствовало командование ЮВО. Опыт отца Михаила, а также пример его воцерковления уникален. Он окончил Свято-Тихоновский православный университет в 57 лет. А до этого ему довелось пройти путь от выпускника мореходки до коммерсанта в годы развала Советского Союза. По его признанию, большую роль в его воцерковлении сыграла семья его жены, матушки Ангелины, отец которой был священником. Он-то в 90-е годы и благословил дочь на создание сестричества, будто предвидя начало чеченских событий. Тогда же к службе в церкви пришел и отец Михаил, решив круто изменить жизнь. — Для меня работа в госпитале — это моя жизнь. В нашей семье отношение к армии всегда было и остается очень трепетным и уважительным. Мои близкие являлись участниками Великой Отечественной войны: отец был контужен, тесть ранен. Конечно, я рад, что моя работа, которую я выполнял совершенно добровольно, оценена на столь высоком уровне, — улыбается батюшка. Сейчас сестры милосердия во главе с матушкой Ангелиной оказывают помощь в уходе за пациентами госпиталя. А иерей поддерживает духовные силы больных и их близких.

http://pravmir.ru/slovo-kotoroe-lechit/

Хома Брут и НТВ Мир, в котором нет скандалов и происшествий, чрезвычайных обстоятельств и катастроф, это общество не устраивает. Слоган «Новости – наша профессия» уже давно скорректирован: «Плохие новости – наша профессия». 25 октября, 2011 Мир, в котором нет скандалов и происшествий, чрезвычайных обстоятельств и катастроф, это общество не устраивает. Слоган «Новости – наша профессия» уже давно скорректирован: «Плохие новости – наша профессия». В середине 90-х годов, когда было неясно, куда пойдет Россия, вернутся коммунисты или победят демократы, когда мы спорили о том, что нас ждет в недалеком будущем, прозвучала благодушная мысль: что бы ни случилось дальше, одно необратимо – положение Церкви, которую никто не станет более травить. Даже если победит Зюганов. Это оказалось заблуждением. Сегодня охота на Церковь вновь открыта. И причем безо всякого Зюганова, ибо заказчиком выступает тоталитарное информационное общество, в котором мы негаданно оказались. Несколько программ, показанных на канале НТВ в последнее время, – тому свидетельство. Столь неуважительных выпадов в адрес Церкви и ее предстоятеля не позволяла себе даже советская атеистическая пропаганда в 70-80-е годы. (До этого, при Хрущеве или в 20-30-е годы, бывало и похлеще, но преемственность говорит сама за себя.) Ситуация отчасти объективна. Церковь в информационный мир не вписывается и не может быть вписана. Она по определению неформат и потому раздражает фактом своего независимого, неудобного существования. Есть немало людей – мужчин и женщин, которым она мешает, которым хочется в нее плюнуть, что они с удовольствием и проделывают. Более откровенно или менее, цинично иль лицемерно, но плюют. И находится достаточно тех, кому нравится смотреть, как это происходит. Не потому даже, что Церковь, а потому что приятно, лежа на диване, зреть зрелище, чего и требует от человека информационное общество – психически разболтанное, посаженное на телеиглу и жаждущее каждый день острого, нового. Мир, в котором нет скандалов и происшествий, чрезвычайных обстоятельств и катастроф, это общество не устраивает. Слоган «Новости – наша профессия» уже давно скорректирован: «Плохие новости – наша профессия». И чем больше гадости и мерзости на экране, тем лучше.

http://pravmir.ru/xoma-brut-i-ntv/

Храм святителя Иннокентия Иркутского (Лабдарин) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм святителя Иннокентия Иркутского (кит. — действующий православный храм Китайской автономной православной церкви в городе Лабдарин (Лабудалинь). С момента постройки храм не имеет постоянного священника, и местные православные миряне молятся в храме самостоятельно. Содержание История [ править править код ] До «культурной революции» на территории Трёхречья действовали восемнадцать храмов, в том числе деревянный храм Иннокентия Иркутского в Лабдарине и один монастырь, объединенные в Трёхреченское благочиние Харбинской епархии. Численность православных христиан Трёхречья достигала 28 тысяч человек (по максимальным оценкам), работали 9 русских школ. К 1967 году все храмы были уничтожены. Священников к тому времени здесь не осталось. О том, что здешние люди ещё хранят православие, долгое годы не было никаких сведений. Как писал священник Дионисий Поздняев: «Известно было о разрушении храмов в 1966—1967 годы, об отъезде русских беженцев в Австралию и СССР. Но не было никаких сведений о том, что православная вера в Трехречье сохранилась и сегодня — об этом никто не говорил и, пожалуй, не знал ни в Посольстве России в Пекине, ни в Генеральном консульстве в Шэньяне». Священник Дионисий Поздняев приводит сведения казначея прихода Михаила: «В начале 90-х годов один из местных русских жителей, нынешний староста прихода Геннадий, работал в Народном Правительстве Лабдарина начальником отдела национальностей и культов и тогда, занимая этот пост, смог добиться разрешения на строительство храма. Власти приняли также решение о финансировании этого строительства. Строили долго — с 1991 по 1999 год, что связано было с затянувшимся финансированием. Власти потратили на строительство храма 300 тысяч юаней». В храм были перенесены некоторые уцелевшие иконы из разрушенных храмов Трёхречья. Тем не менее, об этом не было известно руководству Русской православной церкви. В декабре 2000 года Лабдарин посетил сотрудник ОВЦС священник Дионисий Поздняев, так описавший это путешествие: При въезде в этот крошечный городок (в нем проживает около 30 000 человек), на одной из главных улиц города, на видном месте стоит новый большой храм.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святителя...

ЦВ 24 (397) декабрь 2008 /  26 декабря 2008 г. Современные церковные СМИ: достижения и опасности В третий раз мы собрались на фестиваль «Вера и слово», который сегодня по праву считается наиболее авторитетным форумом наших церковных СМИ, и в то же время — местом встречи, дискуссий и обмена опытом светских и церковных журналистов. Мы встречаемся раз в два года, поэтому фестиваль — это всегда подведение итогов. Каждый из нас может назвать немало проблемных направлений. Сегодня я хочу остановиться на трех существенных изменениях, которые произошли в последние годы, и трех опасностях, которые постоянно требуют нашего внимания и усилий. 1. Достижения Вопросы веры в литературе, кино и СМИ. Мы можем уверенно говорить о важном изменении, которое произошло в последние пять-семь лет и стало очевидной тенденцией. Вопросы веры заново вошли в русскую литературу и кино. Мы сейчас берем за скобки то, как в этих произведениях решаются эти вопросы. Это предмет дискуссии, и вряд ли мы придем здесь к единству взглядов. Заметим, что и в русской классической литературе XIX века тема веры у Гоголя или Достоевского, Пушкина или Лескова — это предмет мировоззренческой дискуссии. Но сравним: в 90-е годы сама Церковь в ее истории, путь человека в Церкви, предстояние человека пред Господом — все это были как бы «маргинальные», «специальные темы». Теперь же ситуация кардинально поменялась, достаточно назвать «Остров» Павла Лунгина, документальные сериалы «Православной энциклопедии», произведения Людмилы Улицкой и Майи Кучерской и многие другие произведения. Сюда же надо отнести и то обстоятельство, что светские журналисты с именем все чаще хотят говорить о вопросах веры. Здесь можно говорить о публицистике Дмитрия Быкова, репортажах Дмитрия Соколова-Митрича. Яркий пример последних дней — программа Олеси Николаевой и Дмитрия Диброва о православной культуре на телеканале «Спас». Я убежден, что в этой ситуации нам очень нужна литературная и кинокритика, которая могла бы грамотно продолжить разговор о вере, который поднимается в литературе, кино и театре.

http://e-vestnik.ru/society/silovev_vera...

Церковная жизнь на территории оккупированной Украины в годы Великой Отечественной войны 23 января, 2008. Архиепископ Львовский и Галицкий Августин (Маркевич) С самого начала оккупации разработанные нацистами меры в отношении религии имели успех: значительная часть духовенства и мирян поверила пропаганде. Приход немцев рассматривался некоторыми как спасение веры и Церкви. 22 июня 1941 г.- это не только печальная дата в истории народов СССР, но и серьезный повод для ретроспективного анализа прошлого и размышления о настоящем и будущем, так как уроки предыстории Второй мировой войны, трагического начала Великой Отечественной войны для нынешних поколений далеко не уяснены и не осознаны. Современная историческая наука еще до конца не освободилась от нагромождения мифов и государственно-партийной ура-патриотической фальши в историографии СССР предвоенного, военного и послевоенного периодов. Это сегодня мешает объективно разобраться в недавней истории общества — истории, которая должна вызывать у молодежи и боль, и сострадание, и радость за своих дедов-победителей, и потребность в понимании причин и последствий недавнего трагического прошлого для нынешнего цивилизованного мироустройства и достойного участия в судьбе граждан государств, которые входили в состав Советского Союза. Как известно, до Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь переживала одно из тяжелейших времен своего существования. Церковь подвергли жестоким гонениям: варварски рушили храмы, тысячами убивали и ссылали священнослужителей, да и просто верующих людей. В 1939-1941 гг. церковная жизнь в легальных формах сохранилась, по существу, лишь в присоединенных западных епархиях Украины. Здесь было более 90% всех приходов Русской Православной Церкви, здесь действовали монастыри, все епархии управлялись архиереями. На остальной территории страны церковная организация была разрушена: в 1939 г. в СССР оставалось лишь 4 кафедры, занятых архиереями, включая Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Московского и Коломенского Сергия, около 100 приходов и ни одного монастыря.

http://pravmir.ru/cerkovnaya-zhizn-na-te...

Шлиссельбург. Собор Рождества Иоанна Предтечи в крепости. Иоанновский собор Карта и ближайшие объекты В ноябре 1610 г. шведский король Карл IX, воспользовавшись русской Смутой, начал наступление на северо-западные рубежи России. Крепость Орешек пал 12 мая 1612 г., выдержав штурм, но уступив длительной осаде. Крепость была переименована в Нотебург, а Россия на 90 лет оказалась отрезана от Балтики, путь в которую лежал через Неву. Шведы не подвергали крепость серьезной перестройке, ограничиваясь текущим ремонтом. Поначалу в этом действительно не было необходимости – еще в 1656 г. гарнизон успешно отбил атаки воеводы Петра Потемкина. 27 сентября 1702 года войска Петра I начали осаду Нотебурга. Армией командовал фельдмаршал Б.П. Шереметев. Царь участвовал в осаде и штурме в качестве капитана бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка. 11 октября 1702 г. после ожесточенного штурма крепость пала. Согласно договору, шведы оставили Нотебург 14 октября. В тот же день русские войска вступили в отбитую цитадель. Все деревянные строения, поставленные шведами внутри крепостных стен, сгорели, стены и башни были сильно повреждены. Крепость, переименованная в Шлиссельбург ( " Ключ-город " ), нуждалась в срочном ремонте и модернизации. К осени 1703 г. у подножия старых башен поднялись земляные бастионы, к середине XVIII в. облицованные камнем. Крепостной собор перестроен в дереве из лютеранской кирхи в 1702 году. Каменный собор построен в 1776-1779 годах по проекту А.Ф. Виста. Он не действовал с 1802 года и разобран в 1822 году. Новый каменный храм выстроен в 1826-1831 годах архитектором А.Е. Штаубертом. Собор закрыт в 1917 году и был сильно разрушен в годы Великой Отечественной войны. Сейчас находится в руинированном состоянии. Крепость однако имела не только военное значение, но и была одним из духовных центров Приневья. Здесь хранилась икона Казанской Божьей Матери, которая чтилась еще в царствование царя Иоанна Васильевича Грозного и находилась в часовне в крепости Орешке. Перед сдачей крепости шведам в 1611 году ее защитники приняли решение замуровать икону в стене церкви, превращенной потом шведами в кирху. Здесь икона хранилась около ста лет. Было замечено, что одно место в алтарной стене постоянно остается влажным. Сколько ни возобновляли окраску и штукатурку, ничто не помогало. Повторное обретение иконы состоялось в 1705 г. Однажды ночью, стоявший тут на часах солдат увидел необыкновенный свет, исходивший из этого места, потом в ней образовалась трещина, через которую увидели лик Казанской иконы Божией Матери. Стену разобрали и обнаружили иконы Казанской Божьей Матери и св. Иоанна Предтечи, которые Петр I распорядился передать в крепостную Иоанно-Предтеченскую церковь. С тех пор храм в крепости являлся местом постоянного паломничества. Икона была утрачена в конце 1930-х гг. Окончательно следы ее теряются в годы Великой Отечественной войны. Судьба чудотворного образа неизвестна.

http://sobory.ru/article/?object=10047

Энциклопедия церковной жизни нашего времени Книга архимандрита Тихона разошлась мгновенно. И не только потому, что написана она прекрасным русским языком, порою с добрым юмором, и всегда с теплым чувством и любовью к своим героям. Каков жанр этой книги? Может быть, это современный патерик, или сборник жизнеописаний подвижников благочестия нашего времени, или просто собрание личных воспоминаний? Пожалуй, точнее всего эту книгу можно назвать энциклопедией церковной жизни нашего времени, причем не официальной, а внутренней и духовной. О ком только из наших современников не упоминается здесь! Многие герои книги здравствуют и поныне. С большинством же из тех, кто уже ушел в мир иной, автор был связан узами личной дружбы и духовной близости, поэтому и встают они перед нами на страницах этой своеобразной энциклопедии как живые. Но прежде всего перед читателем предстает наша недавняя история – 90-е годы – незабываемое время для Церкви, когда она, вырвавшаяся из оков советского плена, стала восстанавливать и возрождать свои святыни, возвращать свои храмы, возвращаться на намоленные места. Автору книги удалось с удивительной точностью передать тот неповторимый дух времени, когда не только восстанавливались из руин храмы Божии, но возрождались и воскресали храмы души православного народа. И тут является еще одна – важнейшая – черта замечательной книги отца Тихона. И храмы Божии, и храмы наших душ воскресали не на пустом месте. Ибо в годы гонений, когда, казалось бы, невозможно было и вздохнуть свободно Церкви Христовой, хранилось и зрело на Святой Руси «семя свято». Невозможно читать без душевного трепета очерки о подвижниках Псково-Печерского монастыря, единственного в России монастыря, помимо Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, который, как твердыня, как мощная крепость, хранил свет православного духа и русского благочестия. «Вредный отец Нафанаил», легендарный архимандрит Алипий, грозный и смиренный наместник архимандрит Гавриил… «Я, Воронов Иван Михайлович, гражданин Советского Союза, участник Великой Отечественной войны, и мои товарищи, которые живут за этой стеною, ветераны и инвалиды Отечественной войны, многие потерявшие руки и ноги, получившие тяжелые ранения и контузии, поливали эту землю своей кровью, очищали этот воздух от фашисткой нечисти; а также мои товарищи, живущие здесь, труженики заводов, фабрик и полей, старые инвалиды и пенсионеры, старые отцы, потерявшие своих сыновей в боях за освобождение этой земли и этой воды, и все мы, проливавшие свою кровь и отдававшие свои жизни, не имеем права пользоваться своей землей, водой, воздухом и солнцем, – всем тем, что вырвали у фашистов для себя, для своего народа?» Так говорит обкомовским работникам, в очередной раз хотящим отнять у монастыря его землю и воду, наместник архимандрит Алипий, тринадцать лет державший оборону Псково-Печерского монастыря против могущественной силы атеистического государства и одержавший победу!

http://pravoslavie.ru/49744.html

Ярославль. Церковь Николая Чудотворца (Николы Пенского). Церковь Николы Пенского Карта и ближайшие объекты Церковь Николая Чудотворца на Пенье, в просторечии Никола на Пенье или церковь Николо-Пенская — небольшой одноглавый бесстолпный храм в бывшей Толчковской слободе Ярославля, на правом берегу реки Которосли. Строился прихожанами в 1689-90 гг. как тёплый храм Федоровского прихода, в советское время (до 1987 г.) функционировал в качестве кафедрального собора древней Ростовско-Ярославской епархии. Это единственный храм в старой части города, не закрывавшийся в годы советской власти, и один из семи сохранившихся в городе допетровских храмов имени Николая Чудотворца. О построении в 1660-е годы деревянной Никольской церкви повествует обработанная в XVIII веке «Повесть о начале зачатия и поставлении первыя древныя церкве святаго Николая Чудотворца, что на Пенье, како и кем доброхотных жителей и в которыя лета нача созидатися, и о явлении и написании и пренесения честнага образа пресвятыя Богородицы, Одигитрия нарицаемыя, Феодоровския и о создании, устроении и украшении вторыя каменныя церкве во имя Ея пресвятыя Богородицы Феодоровския, и потом о чудесах Ея, бываемых от онага образа пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, купно же и летопись сея церкви». Случившийся в 1659 году пожар Толчковской слободы лишил её жителей деревянной Предтечевской церкви. Новый каменный храм возводился долго, ибо был призван превзойти все прочие церкви Ярославля как размерами, так и изяществом отделки. Жители восточной окраины слободы решили не ждать завершения строительных работ и испросили у митрополита Ионы Сысоевича разрешение на возведение особого деревянного храма во имя Николы Чудотворца. Кожевенник Гурий Кочуров выделил под строительство двор своего должника. Окрестности были очищены слобожанами от леса, после которого «остася множество пенья» и от этих пней «именование свое церковь сия прият, и доныне именуемая пенская». Храм был построен за одно лето; освятил его протопоп Успенского собора Никита. По словам автора «Повести…», «из нелепоственного здания соделася храм светолепен». Захар и Гурий Даниловы Кочуровы вместе с Власом Власовым не только больше других сделали для образования нового прихода, но и заказали для него икону с изображением своих небесных покровителей — пророка Захарии, Гурия Исповедника, священномученика Власия. Из утвари деревянного храма в «Повести…» упомянуты серебряный потир и 20-пудовый колокол.

http://sobory.ru/article/?object=08910

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010