В этом году с именем преподобного отца Матфея Яранского связаны две значимые даты: 29 мая исполняется 90 лет со дня преставления старца, в ноябре — 20 лет со дня его канонизации. О жизни преподобного Матфея можно сказать немного — его жизнь была сокрыта от мирского взгляда, но по плодам их узнаете их (Мф. 7, 20). Спустя 90 лет его молитвенное заступничество чудодейственно, а помощь скора и крепка. Так кем был преподобный Матфей, и почему его имя с каждым годом становится все более известным? Начало пути Иеромонах Матфей Яранский. Портрет работы сотаинника старца игумена Иоасафа (Сычева, 1889-1961). Преподобный старец Матфей (Швецов) родился 23 мая (4 июня) 1855 года в Вятке. Через шесть дней новорожденного крестили в Спасо-Хлыновской церкви и нарекли Митрофаном — в честь святителя Митрофана, патриарха Константинопольского. Отец Митрофана, Кузьма Федорович Швецов, происходил из крестьян. Он работал мастером цеха башмачников. Мать, Надежда Варфоломеевна, была из мещанского сословия. В семье у Швецовых было шестеро детей: четыре мальчика и две девочки. Митрофан был четвертым. Благочестивое семейство каждое воскресенье посещало храм. Мать и отец любили молиться и дома и с раннего возраста приучали к этому детей. Безмятежное детство оборвала внезапная кончина отца. Митрофана отдали обучаться башмачному ремеслу. Надежда Варфоломеевна была знакома с семьей вятского купца Ивана Васильевича Столбова, и это помогло определить Митрофана к нему в услужение. У Столбова молодой человек прошел путь от простого посыльного до приказчика, заслужил своим трудолюбием и кротостью уважение и любовь своего хозяина. Иван Васильевич доверял помощнику ведение важных дел, и впоследствии при его поддержке молодой приказчик завел свое небольшое дело. А сам Митрофан за эти годы научился грамоте и общению с людьми. В дальнейшем все это ему очень пригодится в монашеской жизни. Духовник Преподобный Стефан Филейский В это время в губернской Вятке получил большую популярность преподобный Стефан Филейский.

http://pravoslavie.ru/103850.html

Великий церковный " неспециалист " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_56676.html 08 августа 2008 Павел Умнов Великий церковный " неспециалист " Источник:  Русский журнал Умер Солженицын. За прошедшие сутки-двое уже все рассказали, какой он был великий писатель и гражданин. (И это правда.) На одной известной радиостанции опросили людей – оказалось, что почти все Солженицына читали тайно, ночью и под одеялом, а некоторые читали в школе или в интернете. Автор этих строк – промежуточный вариант – прочел Солженицына впервые в начале-середине 90-х, никогда Солженицына живьем не видел, но хочет затронуть одну тему, к которой еще не очень многие обращались в эти дни: Солженицын и Русская православная церковь. Отношения эти были довольно сложные. Великий русский писатель никогда не скрывал своей веры. В годы гонений на религию он писал художественные произведения, рассказывающие о тяжелой судьбе верующих в Советском Союзе (рассказ " Пасхальный крестный ход " ); довольно широко было известно и Великопостное письмо патриарху Пимену, в котором Солженицын просил тогдашнего предстоятеля РПЦ МП вступиться за Церковь. (Это письмо вызвало переписку Александра Солженицына с известным православным священником отцом Сергием Желудковым.) Затем были короткие встречи с протопресвитером Александром Шмеманом, о которых последний упоминал в своих дневниках, выступления перед представителями Русской православной церкви За границей, а уже в 90-х годах Солженицын участвовал в Рождественских чтениях. Все это очень разные тексты, но их объединяет одна особенность – боль за Церковь, которая для Солженицына была во многом силой, способной возродить Россию. При этом писатель не идеализировал РПЦ МП, он видел ее проблемы и пытался найти пути выхода из кризиса. Одна из главных тем, которая всегда волновала писателя, была тема церковно-государственных отношений. К проблеме Церкви в советское время мы еще вернемся, а пока отметим, что Солженицын совсем не идеализировал и дореволюционную практику, сложившуюся в этой сфере. В 1996 году на Рождественских чтениях писатель произнес фразу, над которой стоит задуматься нашим современникам, рассказывающим о золотом веке монархии в России: " Под имперской дланью правительства, пригнетенно теряя свою независимость и свой духовный авторитет, наша Церковь вслед за потерей большей части образованного класса стала в конце XIX века и в начале XX терять верующих в самой цельной и преданной части народа – в крестьянстве, в селе, не говоря уже о простонародье городском. Это нравственное отпадение уже тогда открылось внимательным взорам, а с приходом революционных лет оно стало питательной почвой, поставщиком кадров молодежи, так потребных революционерам для их разрушительных действий " .

http://religare.ru/2_56676_1_21.html

[греч. Κωνσταντνος Ακροπολτης] (между 1250 и 1255 - до мая 1324), визант. гос. деятель, писатель. К. А., старший сын историка Георгия Акрополита , получил блестящее образование у ритора Мануила Оловола и патриарха К-польского Григория II Кипрского . В 1275/76 г. женился на представительнице знатного рода Торников Марии Комнине Торникине, имел с ней в браке 3 дочерей и 2 сыновей. Одна из дочерей К. А., Феодора, вышла замуж за полководца Алексея Филантропена, другая - за Михаила Комнина, сына трапезундского имп. Иоанна II Великого Комнина . В отличие от отца К. А. в 1274 г., после заключения Лионской унии, занял антиуниат. позицию и был отдален от двора, хотя прежде имп. Михаил VIII Палеолог благоволил к нему. Об осуждении К. А. унии Церквей можно судить по ремаркам в Житии Иоанна Дамаскина (BHG, N 885), в к-рых автор уподобляет униатов иконоборцам VIII в. (PG. 140. Col. 837). Однако через неск. лет положение К. А. упрочилось, в 1282-1294 гг. он был логофетом геникона. Вторая опала К. А.- в сер. 90-х гг. XIII в.- связана с поддержкой восстания Алексея Филантропена. В 1305/06-1321 гг. К. А. был великим логофетом. Как и отец, он был ктитором монастыря Воскресения Христова в К-поле, пришедшего в упадок в годы латинского владычества. Важный источник для реконструкции биографии К. А.- коллекция писем, к-рая включает 196 посланий (письма 195 и 196 добавлены к основному корпусу позднее: Costantino Acropolita. Epistole. 1991. P. 101). Среди корреспондентов К. А.- патриарх Григорий II Кипрский, ученые Никифор Хумн, Георгий Пахимер, Иосиф Ракендит, Феодор Иртакин, Мануил Мосхопул, Мануил Оловол, Феодора Раулена. Письма К. А. содержат ценные сведения о лит. вкусах эпохи: в 90-м послании он жестко критиковал сатирический диалог XII в. «Тимарион» за неподобающий стиль и богохульное содержание (Ibid. P. 180-182). Изображение К. А. и его жены сохранилось на иконе Богородицы «Одигитрия», созданной по их заказу и хранящейся ныне в Гос. Третьяковской галерее в Москве ( Nicol. 1965. P. 252. Fig. 1-3).

http://pravenc.ru/text/2057058.html

Е.В. Белякова, Н.А. Белякова, Е.Б. Емченко Глава 6. Женские монастыри в России В зарубежной историографии в 60–90-е гг. XX в. тема истории женских монастырей и монашества в различные периоды существования (на материале истории Церкви в Западной Европе) привлекла большое количество исследователей и до сих пор активно разрабатывается 1 . История женских православных монастырей в России как в Средние века, так и в Новое время в течение длительного периода находилась за пределами интересов российских ученых. В историографии XIX в., а также в исследованиях 90-х годов, существует довольно большое число популярных и небольшое количество научных работ, посвященных истории отдельных женских монастырей и общин, а также жизнеописанию наиболее известных представительниц женского монашества. В обобщающих работах, посвященных истории монастырей, Н. Н. Зверинского, И. Смолича , П. Н. Зырянова 2  отмечаются отдельные факты и особенности в развитии женских монастырей и женского монашества в XIX в., а также указывается на настоятельную необходимость исследования этой темы. Книга монахини Таисии «Русское православное женское монашество XVIII-XIX вв…» (издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1992) не может считаться научным изданием. Она представляет собой популярные очерки об истории отдельных монастырей и представительниц женского монашества. В книге нет ни одной ссылки ни на источники, ни на исследования, а также отсутствует библиография. Истории женских монастырей на территории Украины и Белоруссии в XVII-XVIII вв. посвящено исследование Софии Сенек 3 . В последние годы появилось значительное число исследований истории как отдельных монастырей, так и монастырей различных регионов 4 . К сожалению, пока не представляется возможным дать полную картину истории женских монастырей и монашества на протяжении всего периода их существования. Многие проблемы: юридическое и экономическое положение женских монастырей, социальный состав монашествующих, типология монастырей (общежительные и особножительные, аристократические и крестьянские, городские и сельские, миссионерские, молитвенные и благотворительные и т. д.), их духовная жизнь, мотивация ухода женщин в монастырь, причины так называемой «феминизации» монастырей (рост числа женских монастырей и монашествующих женщин) в XIX в., женское старчество – требуют серии исследований по различным периодам, основанных на тщательном изучении архивных фондов, летописного и актового материала, законодательных и статистических документов, эпистолярного наследия, различного рода жизнеописаний, преданий и других источников. В предлагаемом очерке акцент делается на правовом положении женского монашества в России.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

ЖМП 10 октябрь 2021 /  1 ноября 2021 г. 19:00 «Журналу Московской Патриархии» — 90 ЛИСТАЯ ПОДШИВКИ, ВСПОМИНАЕМ НАШИХ ГЛАВНЫХ РЕДАКТОРОВ Многие десятилетия «Журнал Московской Патриархии» был единственным религиозным изданием в Советском Союзе. В этом году исполняется 90 лет со дня выхода первого номера этого уникального издания. О том, как появился официальный печатный орган Русской Православной Церкви, как развивался все эти годы и как живет сегодня, наш рассказ.  PDF-bepcuя. В марте 1930 года будущий Патриарх Московский и всея Руси владыка Сергий (в то время — митрополит Нижегородский, Заместитель Патриаршего Местоблюстителя) обратился к властям с просьбой разрешить издавать небольшой (до одного печатного листа) журнал, где публиковались бы распоряжения священноначалия, церковная хроника и календарь. Такое разрешение было получено, и с 1931 года начал выходить «Журнал Московской Патриархии» — орган Русской Православной Церкви, который издается по сей день, продолжая выполнять функцию официального периодического печатного СМИ. Первый цикл издания продлился лишь пять лет. Журнал представлял собой скромную тоненькую книжечку с количеством страниц около десятка и выходил всего несколько раз в год. Но и в таком виде журнал выглядел белой вороной среди всего корпуса прессы Страны Советов, власть которой стремилась к тотальной идеологической монополии. Поэтому неудивительно, что в 1935 году журнал вынужден был прекратить свое существование на долгих восемь лет, в течение которых государство не разрешало Церкви заниматься какой бы то ни было издательской деятельностью. Этот запрет был снят лишь во время Великой Отечественной войны. Четвертого сентября 1943 года состоялась историческая встреча Председателя Совета Народных Комиссаров СССР Иосифа Сталина с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским), митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Симанским) и митрополитом Киевским и Галицким Николаем (Ярушевичем) .  Глава советского правительства высказал одобрение патриотической деятельности духовенства и верующих Православной Церкви в дни Великой Отечественной войны. Во время этой беседы было принято решение о созыве в ближайшее время Собора епископов для избрания Патриарха Московского и всея Руси и образования Священного Синода, а также об учреждении богословских школ для подготовки образованных кадров духовенства и об издании печатного церковного органа.

http://e-vestnik.ru/history/zhurnalu_mos...

Закрыть itemscope itemtype="" > Обличая грехи неделания Размышления к 90-летию митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) 03.10.2017 1375 Время на чтение 7 минут 9 октября 2017 года приснопоминаемому Санкт-Петербургскому Архипастырю Иоанну (Снычеву) исполнилось бы 90 лет. В связи с этой годовщиной «Русская народная линия» осуществляет проект « Владыка Иоанн: каким он был... ». В рамках цикла мы намерены опубликовать воспоминания и размышления собратьев-архипастырей, помощников и духовных чад, людей, лично знавших Владыку. Предлагаем вниманию читателей «Русской народной линии» размышления автора книг «Облеченный в оружие света: Жизнеописание, подвиги и духовные наставления митрополита Иоанна» и «Ангел Церкви», посвященных Владыке, известного русского писателя, секретаря правления Союза писателей России Николая Михайловича Коняева : За минувшие годы в нашей стране произошло столько событий, что, слушая теперь ура-патриотические выступления некоторых наших деятелей, уже и не вспомнишь сразу, с каким остервенением поносили они патриотизм два десятилетия назад, с каким упоением цитировали тогда слова английского лексикографа Самуэля Джонсона о патриотизме, как последнем прибежище негодяев... И по-прежнему эти деятели на всех центральных телеканалах, куда, по-прежнему, никак не пробраться митрополиту Иоанну... Но по-прежнему ясно и отчетливо звучит тихий голос митрополита и попрежнему его слышит вся Россия... «Помни, русский человек, — Отечество твоё, ценой неимовер­ных жертв и страданий, ценой самоотверженного подвига отцов и дедов твоих — отстояло духовную самобытность. Под натиском богоборческих сил и соблазнов «общества потребления» пали некогда христианские государства Европы, разменяв «злато на черепки» — возвышенную духовность Божественной Истины на блеск супермаркетов и блудливый ассортимент «секс-шопов». Россия же — устояла. Сегодня она — обескровленная, преданная, обманутая, но всё еще страшная врагам своей нерастраченной духовной мощью — осталась едва ли не последним препятствием на пути триумфального шествия мирового зла, до времени скрывающего свою истинную личину под маской «демократии», «гуманизма», «прогресса»...

http://ruskline.ru/news_rl/2017/10/03/ob...

Закрыть itemscope itemtype="" > Священник Роман Колесников: Сам я родом из кулаков-старообрядцев 31.01.2020 1435 Время на чтение 4 минуты Настоятелю московского храма Кирилла и Мефодия в Ростокине иерею Роману Колесникову 40 лет. Он один из самых ярких священников своего поколения. Пока строит большой храм, уже развернул бурную приходскую жизнь в деревянной церкви. Его проповеди и беседы привлекают множество людей. Он выступает и на телеканале «Спас». А биография и происхождение отца Романа весьма необычны. Пришлось через многое пройти — Вы родились в Латвии ещё до распада СССР . Каково было вдруг оказаться в другой стране, никуда не переезжая? — Я был подростком, и все эти глобальные перемены проходили мимо меня. Несмотря на то что мы русские, мой отец всегда был убеждённым патриотом Латвии, он критически относился к социалистическому строю и стоял за частную собственность. Когда-то наш предок на заработанные в Санкт-Петербурге деньги купил землю в Латвии и построил дом. С тех пор все мои деды и прадеды занимались сельским хозяйством и принадлежали к классу кулаков. Как сейчас помню ликование отца в августе 1991 года от того, что скоро советский уклад исчезнет и появится частная собственность. Конечно, 90-е годы отразились и на нашей семье, было тяжело, но не было сожаления или ностальгии. — А отношение к вере как-то менялось? — Я же родился в семье старообрядцев, в 10 лет меня бабушка привела в воскресную школу при храме. Надо отметить, что в старообрядческих общинах школы кардинально отличаются от православных, где изуч ают Закон Божий, церковное пение, историю Церкви, иконопись, театральное искусство и так далее. У старообрядцев преподают только церковнославянский язык, учат читать на нём. Там я начал изучать богослужебные тексты, учить «Отче наш», 50-й псалом, 90-й псалом. И мне настолько нравилось читать на церковнославянском, что через несколько лет я вообще не представлял своей деятельности вне Церкви. А в 15 лет точно решил поступать в Духовную семинарию. — Ваш выбор не вызвал конфликтов с окружающими?

http://ruskline.ru/opp/2020/01/31/svyawe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Современная информационная война против России и наши задачи Сегодня в Москве состоится очередное заседание Русского Собрания 02.06.2015 963 Сегодня в Москве под председательством главного редактора Русской народной линии Анатолия Степанова пройдет очередное заседание Русского Собрания, на котором члены РС и приглашенные гости обсудят животрепещущий вопрос «Современная информационная война против России и наши задачи». Помимо членов Московского Русского Собрания в заседании примут участие руководители и представители отделений РС: Николай Дозморов (Пермь), Константин Ильин (Тверь), Раис Сулейманов (Казань), Александр Тимофеев (Санкт-Петербург), Назир Шамсутдинов (Ульяновск) и Сергей Скатов (формирующееся отделение в Нижнем Новгороде). Обсуждение информационной войны, ведущейся против России, тема - крайне актуальная. После того погрома контропропагандистских и информационных ресурсов, которые устроили либералы, монопольно хозяйничавшие в этой сфере в 90-е и 00-е годы (да и сегодня не сильно сдавшие свои позиции), самое время провести инвентаризацию и объединять те очаги сопротивления, которые все-таки сохранились в лихие 90-е. К участию в дискуссии на Русском собрании приглашены известные эксперты в обсуждаемой области: главный редактор интернет-телеканала «День-ТВ» Андрей Фефелов, директор аналитического агентства «Русь Православная» Константин Душенов, автор и ведущий популярной программы «Агитпроп» Константин Семин, завотделом образования и науки газеты «Культура» Андрей Самохин, кандидат исторических наук, доцент МГИМО Ольга Четверикова, главный редактор газеты «Спецназ России» Павел Евдокимов, директор популярного интернет-проекта «АННА-ньюс», доктор экономических наук Марат Мусин, заместитель директора «Народного радио» Владимир Анищенков, автор работы посвященной проблеме идеологии, донбасский ученый и общественный деятель Федор Папаяни, ученые, писатели, журналисты и общественные деятели. Их поддержат и эксперты Русского собрания: доктор филологических наук, профессор Всеволод Троицкий, доктор экономических наук, профессор Леонид Гребнев, доктор филологических наук, профессор Владимир Воропаев, священники Александр Шумский и Сергий Карамышев, историк и журналист Леонид Болотин, обозреватель радио «Радонеж» Виктор Саулкин, главный редактор журнала «Славянка» Сергей Тимченко, писатель Андрей Хвалин, кандидат исторических наук Павел Петин, политолог Александр Горбатов, председатель движения «Народный Собор» Олег Кассин, председатель движения «Семья, любовь, Отечество» Людмила Рябиченко, председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев, публицист Андрей Сошенко и другие.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/06/02/so...

Закрыть Ярчайший пастырь Русской Церкви Протоиерею Александру Шаргунову – 80 лет! 31.12.2020 2147 Время на чтение 4 минуты 31 декабря 2020 года постоянному автору «Русской народной линии» настоятелю храма святителя Николая в Пыжах, члену Союза писателей России протоиерею Александру Шаргунова исполняется 80 лет. Редакция РНЛ сердечно поздравляет дорогого отца Александра с юбилеем, желает Божией помощи в его пастырском служении и писательской деятельности, здравия души и тела, многая и благая лета! К нашим поздравлениям присоединяется известный русский писатель, сопредседатель Правления Союза писателей России, член Президиума Всемирного Русского Народного Собора, лауреат первой Патриаршей литературной премии Владимир Николаевич Крупин: Я очень счастлив поздравить нашего великого пастыря, любимого батюшку, митрофорного протоиерея Александра Шаргунова с серьёзным юбилеем. Прежде всего, с радостью скажу, что отец Александр – мой земляк, с северо-востока Вятской земли – Нагорского района. В его жизни была Москва , учёба. Он прекрасно знает языки и даже переводил английских поэтов. Его пастырская жизнь уж как 30 лет проходит в храме святителя Николая в Пыжах. Отец Александр довел храм и прихрамовую территорию до такого блеска, что люди потянулись к нему. Отец Александр обладает огромнейшим авторитетом в нашей Церкви. Он был участником множества общественных движений. Ещё в 90-е организовал движение «За нравственное возрождение Отечества». В то время мутные потоки демократии захлёстывали Россию, началось непотребство в средствах массовой информации, театре и кино. Отец Александр писал статьи для «Русского дома». Он ведёт ежедневную богоблагодатную деятельность на радио «Радонеж», рассказывает о Евангелии дня, перелагая его на нынешнее время. Пространство, разделяющее нас с Евангельскими событиями, истощается, и мы становимся внутри христианского мира. Многие ставят ему в упрёк, что в 90-ые годы он поддержал Геннадия Зюганова. Я одобрял его поддержку, потому что в то время лидер КПРФ был единственным политиком, который не восторгался демократией, а говорил о нарушениях нравственной жизни и выступал за традиционные российские христианские ценности.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/30/ya...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМОВ Петр Онисимович (1850, Рязань - 31.01.1916, Москва), свящ., регент, автор песнопений. Из духовного сословия, обучался в Рязанском ДУ. В годы учебы пел в Рязанском архиерейском хоре, регентом к-рого был известный церковный композитор прот. Михаил Виноградов . К. был его любимым певчим. По словам К., занятия в архиерейском хоре приводили к тому, что он часто не успевал усвоить учебный материал в ДУ, за что подвергался наказаниям, вплоть до сечения розгами. Не выдержав сурового режима дореформенной духовной школы, он оставил ДУ. По ходатайству прот. М. Виноградова К. в сент. 1864 г., после 4-го класса Рязанского ДУ, был определен архиеп. Иринархом (Поповым) в псаломщика к соборной церкви г. Раненбурга Рязанской губ. (ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 90. Т. 1. Св. 187а. Л. 233 об.). К. поддерживал отношения с прот. М. Виноградовым до смерти последнего в 1888 г. По свидетельству К., в 1887 г. Виноградов, предчувствуя близкую кончину, вызвал К. и вручил ему свои неизданные духовно-муз. сочинения (сб. «Концерты и богородичны», сохр.: ГЦММК. Ф. 283. 787). Эти произведения К. передал в б-ку московского Синодального училища церковного пения . К. благоговел перед своим учителем; в годовщины преставления прот. Михаила архиерейский хор под упр. К. на заупокойных литургиях и панихидах неизменно исполнял композиции прот. М. Виноградова; К. также постоянно посещал могилу композитора на Лазаревском кладбище Рязани. В 1888 г. К. был назначен учителем церковного пения (исполнял эту должность до 15 авг. 1896 - ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 90. Т. 1. Св. 187а. Л. 233 об.) и регентом церковного хора Раненбургского ДУ. Приобретший практические навыки пения К., однако, не знал теории пения и музыки и начал упорно трудиться в этом направлении. 15 авг. 1896 г. еп. Рязанский и Зарайский Иустин (Полянский) переместил К. на внештатную должность регента Рязанского архиерейского хора, рукоположил во диакона и определил на штатную псаломщическую вакансию в рязанский кафедральный собор. Через год К. дополнительно получил внештатную должность учителя пения в Рязанском ДУ (Там же). С 1899 г. он бесплатно учил пению детей в приюте для бедных, состоявшем под покровительством имп. Марии Феодоровны (Там же. Л. 234 об.).

http://pravenc.ru/text/1841425.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010