Закрыть Человек необычной судьбы К 90-летию со дня рождения архиепископа Амвросия (Щурова; 1930-2016) 27.03.2020 769 Время на чтение 19 минут 28 марта 2020 года исполняется 90 лет со дня почетного гражданина Ивановской области, почетного гражданина города Иванова архиепископа Амвросия (Щурова) Архиепископ Амвросий (Щуров Анатолий Павлович; 28.03.1930-8.11.2016) – человек необычной судьбы. Родившийся в крестьянской семье, попавшей под раскулачивание, он с детства на себе испытал все тяготы жизни российского народа. Размышления над смыслом бытия привели к тому, что в 16 лет выросший в нерелигиозной семье юноша осознанно принял крещение. И начался его путь в Церкви, продолжавшийся до последнего дня жизни. Учеба в только что открывшейся после перемены государственной религиозной политики Московской духовной семинарии позволила ему соприкоснуться с учеными священнослужителями и богословами еще дореволюционной школы, войти через это в преемственность православной традиции. Он рано стал священником – всего в 22 года, а вскоре принял монашеский постриг. Служба в деревенском приходе и в кафедральном соборе раскрывали перед отцом Амвросием все новые глубины человеческой души, ее светлых и темных сторон. 18 октября 1977 года состоялась его архиерейская хиротония. С 1977 по 2006 год он был управляющим Ивановской (Иваново-Вознесенской) и Кинешемской епархией. Это были два принципиально разных периода – годы полной зависимости Церкви от государства и годы ее небывалой в Российской истории свободы. Используя возможности второго из них, архиепископ Амвросий стал тем, при ком епархия неузнаваемо преобразилась. Когда в 1977 году епископ Амвросий был назначен на Ивановскую кафедру, в епархии было только 44 прихода. На момент, когда в 2006 году архиепископ Амвросий ушел на покой, в Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии были Духовная семинария, 12 монастырей, 188 приходов и монастырских подворий, 4 общеобразовательные православные школы, 3 монастырских детских приюта, один православный детский сад. В епархии проходили свое служение свыше 400 священников и 100 диаконов. Его труды были признаны при жизни – он был награжден государственными наградами Российской Федерации – орденами Почета и Дружбы, стал почетным гражданином Ивановской области и города Иванова, почетным профессором Шуйского государственного педагогического университета, был отмечен многими церковными и общественными наградами.

http://ruskline.ru/analitika/2020/03/27/...

Периодических изданий, сопоставимых по уровню со светскими можно перечесть на пальцах одной руки. Это историко-богословские журналы «Альфа и Омега», «Церковь и время», «Богословские труды», журнал «Фома», «Нескучный сад», посвященный церковной социальной работе. Выходящие с первой половины 90-х гг. газеты «Православная Москва», «Радонеж», а даже заметно улучшенный в последние годы «Церковный вестник» – это скорее «листки», которые залеживаются в церковных лавках. В других сетях распространения их нет, да и вряд ли они раскупались бы. Сегодня второй день работы фестиваля православных СМИ «Вера и слово». Собрались епархиальные издатели, региональные телевизионщики, делающие фильмы и сюжеты на православные темы, приехали делегации из Украины, Беларуси, Польши. Патроны фестиваля – Управляющий делами МП архиепископ Климент, министр культуры Александр Соколов. Фестиваль удался – на открытии присутствовало около 800 человек, делегации из Сербии, Греции, Польши, Украины, Белоруссии. Непосредственно фестиваль организовывал Сергей Чапнин, которого я знаю много лет – с 1988 года. Шестнадцать лет назад он был студентом фотоотделения факультета журналистики МГУ, потом обратился, восстанавливал храм святителя Тихона в Клину в начале 90-х, затем занялся книгоизданием. Выпустил справочник по храмам Москвы – это справочник выдержал уже четыре издания. С 1995 года Чапнин занялся информационной журналистикой. Он был главным действующим лицом агентства «Метафразис», затем участвовал в первом крупном православном интернет-проекте «Православие в России», который делала бригада в составе А. Пентковского, Д. Шушарина, С. Чапнина и А. Морозова. Позже он открыл интернет-журнал «Соборность», пользовавшийся большой популярностью в России и за рубежом. И, наконец, в 2001 году его пригласили в Издательский Совет МП возглавить газету «Московский церковный вестник» (теперь переименована в «Церковный вестник»). Несмотря на то, что православие в России, несомненно, продолжает переживать подъем, государство благоволит Церкви, а средств от спонсоров поступает достаточно для того, чтобы строить колоссальные кафедральные соборы в Воронеже и Калининграде, не говоря уже о нефтеносных епархиях, – православная пресса остается довольно странным и в целом архаичным явлением. Периодических изданий, сопоставимых по уровню со светскими можно перечесть на пальцах одной руки. Это историко-богословские журналы «Альфа и Омега», «Церковь и время», «Богословские труды», журнал «Фома», «Нескучный сад», посвященный церковной социальной работе. Выходящие с первой половины 90-х гг. газеты «Православная Москва», «Радонеж», а даже заметно улучшенный в последние годы «Церковный вестник» – это скорее «листки», которые залеживаются в церковных лавках. В других сетях распространения их нет, да и вряд ли они раскупались бы.

http://pravmir.ru/cerkovnye-smi-vse-eshh...

поиск:   разделы   рассылка Виталий Каплан Соленый страх " Власть, глядя извне, готова воспользоваться церковным ресурсом в чисто посюсторонних целях " Источник:  Фома Сказав " А " , нужно говорить и " Б " . Не так давно я написал статью " Новый русский антиклерикализм " ,вызвавшую шквал откликов, в основном возмущенных. Напомню, там речь шла о трех страхах по отношению к Церкви – " сладкому " , то есть страху церковной тоталитарной диктатуры, " кислому " , то есть страху перед воцерковленными людьми, и, наконец, " горькому " – то есть опасению, что Церковь, при всех своих минусах, права в чем-то главном. " Кислый " страх особого читательского интереса не вызвал, а вот за " сладкий " и " горький " мне досталось по полной программе. Но, сколь бы ни были эмоциональны мои оппоненты, они поставили два важных вопроса, на которые надо отвечать. Вопрос, инициированный темой " сладкого страха " , звучит так: реальна ли в современной России перспектива церковной диктатуры? А " горький страх " порождает иной вопрос: можно ли быть христианином вне Церкви? Видимо, по каждому вопросу придется писать отдельную колонку. Начнем с более, на мой взгляд, простого, но и более неприятного – со " сладкого страха " . Какова вероятность, что Русская Православная Церковь дорвется до власти, начнет определять российскую политику и насаждать железной рукой Православие? Надо сказать, что этот вопрос всегда меня интересовал – даже до моего крещения в 1992 году. Я ведь потому так на " сладком страхе " акцентировался, что и сам им переболел. В 90-е годы страх этот усугублялся еще и тем, что на волне церковного возрождения появилось множество пены. Всякие там антисемитские брошюрки (продававшиеся в храмах!), поиски жидомасонов под каждой кроватью, мечты о православной опричнине, которая огнем и мечом... это же только сейчас воспринимается как нечто маргинальное и вызывает уже не гнев, а жалость. Но в те годы очень непросто было понять, что это такое – уж не церковный ли " мейнстрим " ? В середине 90-х я написал фантастическую повесть " Юг там, где солнце " – как раз об этом. По сюжету в России случился православный переворот, была восстановлена монархия и силовым путем подавлялось все, не соответствующее православным понятиям. А основные события разворачиваются спустя десять лет после переворота. Такая вот антиутопия – которую некоторые читатели, наоборот, восприняли как утопию, как мир православной мечты.

http://religare.ru/2_93624.html

Протоиерей Максим Козлов: Все ли семинарии одинаково хороши? 11 марта 2013 г. 17:06 О современном положении духовных семинарий в интервью журналу «Нескучный сад» рассказал заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов . — Очевидно, что Московская и Петербургская духовные школы хороши, но часто можно услышать, что провинциальные семинарии оставляют желать лучшего, это действительно так? — К концу советской эпохи на всю Русскую Церковь у нас было три духовные семинарии: в Москве, Ленинграде и Одессе, и две духовных академии: Московская и Ленинградская. Кроме того, функционировала аспирантура при Отделе внешних церковных сношений. Никаких других учебных заведений на тот момент не было, пока решением Юбилейного Собора 1988 года не были открыты Тобольская семинария, Ставропольская и Киевская. Позже, когда Церковь получила свободу, ей понадобились пастыри, и наряду с лавинообразным открытием храмов и монастырей так же стремительно открывались и духовные школы. Разного уровня. Понятно, что делать это было необходимо, потому что тогдашнюю ситуацию можно уподобить военной: во время Великой Отечественной войны вместо регулярных военных училищ и институтов офицеры проходили ускоренные офицерские курсы, потому что нужно было хоть кого-то посылать на фронт. Так в начале 90-х духовные училища заменили полноценный семинарский курс, людей часто рукополагали без духовного образования, при условии, что они заочно поступят в семинарию, это было лучше, чем ничего, потому что паства жаждала открытия храмов и возобновления там богослужений. Тщательно следить за уровнем образования в те годы было фактически невозможно. Не хватало книг, преподавателей, пособий, но многое из перечисленного восполнялось энтузиазмом. — Кто тогда преподавал в этих семинариях? — Это были выпускники наших академий, иногда очники, иногда заочники, а то и просто клирики, имеющие хотя бы полное семинарское образование. Их главной задачей было не развивать науку, а поделиться той традицией, носителями которой они сами были. Постепенно времена менялись, нулевые годы — это уже не 90-е, так что и требования к подготовке преподавательского состава, открытию семинарий становились все более жесткими.

http://patriarchia.ru/db/text/2840441.ht...

Красная Слудка. Церковь Вознесения Господня. Вознесенский скит Свято-Троице-Стефанова мужского монастыря Карта и ближайшие объекты Заложена 4.10.1853 г. Построена в 1859 г. Освящена 3.10.1859 г. Сооружена на средства князей С. М. Голицына и В. П. Бутеро-Родали. Закрыта 10.01.1941 г. и отдана под склад. С 50-х гг. 20 в. Дом культуры. 4.10.1993 г. зарегистрирован приход, началась реставрация храма. Шумилов Е. Н. Православные и единоверческие храмы Пермского края: краткий исторический справочник. Пермь, 2003.  На храме в Красной Слудке установили крест. Этот храм, построенный на реке Чусовой князьями Голицыными, имеет богатую и интересную историю. Известно, что восстановить разрушенное старинное здание верующим помогла кинокомедия тридцатых годов " Волга-Волга " . Церковь Вознесения Господня в селе Красная Слудка была заложена в тот день, когда началась Крымская война - 4 октября 1853 года. Через несколько лет здесь было построено величественное здание. Средства на возведение храма пожертвовал князь Сергей Голицын. Он слыл меценатом, покровителем искусств. В минувшую субботу, в день памяти Святой Великомученицы Варвары исторический храм посетил митрополит Пермский и Соликамский Мефодий. Каждый год в декабре прихожане Вознесенского храма вспоминают еще одного священномученика - отца Александра Посохина. В свое время он был здесь настоятелем, снискал любовь и уважение местных жителей. В годы Гражданской войны священник был арестован и убит большевиками. А много позже - причислен к лику святых.  В годы советской власти храм был закрыт. Колокольню взорвали. Купол церкви снесли. Старожилы села рассказывают: здание храма, разрушенного в годы гонений на веру, позже помог восстановить любимый Сталиным кинофильм. В середине 30-х годов чусовские пейзажи послужили натурой для съемок нескольких эпизодов знаменитой комедии " Волга-Волга " . Вот он - тот самый Вознесенский храм с колокольней. Его исторический облик сохранился только на этих кинокадрах. Впоследствии это помогло верующим восстановить старинное здание в прежнем виде. В 90-е годы жители Красной Слудки обратились за помощью к руководителю госкиноцентра " Пермкино " . Я говорю у нас проблема - нет ни одной фотокарточки. Он - проблему решим. И дал мне там киномеханика. Мы перекрутили несколько раз, увидели кадры, их вырезали оттуда, сделали фотоснимки с этих кадров.  В ближайшем будущем здесь намерены возвести колокольню. Здание же самой церкви полностью отстроено. Осталось завершить работы по восстановлению внутреннего убранства. А также - воздвигнуть крест на куполе храма. По благословению митрополита Пермского и Соликамского Мефодия символ величия православной веры вновь будет осенять здешние места.

http://sobory.ru/article/?object=16956

Под кровом Всевышнего " Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится... " (Пс. 90,1) Наше детство и школьные годы пришлись на тяжелые послереволюционные времена. Народ стонал под властью коммунистов, которые ополчились и на Церковь, и на крестьянство, и на интеллигенцию, даже на своих сотрудников - " товарищей " . Рушились храмы, здания монастырей превращались в тюрьмы, забитые до отказа. Раскулачивались честные труженики-крестьяне, многие бежали в чужие края, спасаясь от тюрем, введена была карточная система, по которой в магазинах можно было покупать товары только по карточкам. А карточки выдавались только рабочим, служащим и их семьям. Крестьяне-кустари, ремесленники, духовенство с семьями, монахи из закрытых монастырей голодали и были обречены на вымирание. Были еще люди из " бывших " , то есть родственники расстрелянных князей, графов, министров и других " прежних " , как их тогда называли. Они носили известные фамилии, а поэтому их не принимали ни на какую работу, не давали возможности прописаться, одним словом - сживали со свету. В те годы нищие сидели повсюду, стучались по квартирам, прося хлеба. Однако, невзирая на все трудности и кажущуюся бесперспективность дальнейшей жизни, мои родители завели семью! Это уже был их духовный подвиг! Мама всегда говорила: " Не надо смотреть на волны житейского бурного моря, надо с верою взирать на Христа, тогда пойдешь по волнам, как апостол Петр " . Мама была еще студенткой ВТУ, когда арестовали ее мужа [Отец Н.Н. Соколовой, Пестов Николай Евграфович (1892-1982) - доктор химических наук, профессор, известный духовный писатель. Биографические сведения о нем см. в книге: От внешнего к внутреннему. Жизнеописание Н.Е. Пестова./Сост. Преосвященнейший Сергий (Соколов), епископ Новосибирский и Бердский. - Новосибирск, 1997. Прим. ред.]. Был ордер и на ее арест, но она кормила грудью пятимесячного Колю. В 24-м году еще не сажали в тюрьмы с младенцами, как потом было в 30-е годы, чему мама моя была свидетельницей (но об этом скажу позднее). Папа вскоре был отпущен на свободу, как и все его друзья - члены Христианского Студенческого Кружка. Этих людей до самой их смерти сблизили годы, проведенные в Кружке. С ними наша семья имела всегда тесное общение: вместе снимали дачи на лето, вместе посещали храмы, вместе собирались на церковные и семейные праздники, делились друг с другом, кто чем мог, устраивали на работу и т.д.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1910...

10 вопросов о встрече Патриарха Кирилла и Папы Франциска Первая в истории встреча Патриарха и папы состоится 12 февраля на Кубе. 6 февраля, 2016 Первая в истории встреча Патриарха и папы состоится 12 февраля на Кубе. Первая в истории встреча Патриарха и папы состоится 12 февраля на Кубе. Когда была последняя встреча Папы и Патриарха? Никогда. Это первая в истории встреча Патриарха Московского и всея Руси и Папы Римского. Как давно готовилась встреча Патриарха и Папы? С середины 90-х годов 20 века. Где и когда пройдет встреча Папы и Патриарха? Встреча состоится на Кубе, в международном аэропорту Гаваны 12 февраля 2016 года. Патриарх по (многократно возобновляемому) приглашению Председателя Государственного совета и Совета министров Кубы Рауля Кастро прибудет вечером 11 февраля. В эти же дни Папа Франциск будет посещать Мексику. «Ввиду пересечения маршрутов Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска  принято решение о проведении встречи между главами Римско-Католической и Русской Православной Церквей на Острове Свободы 12 февраля» — сообщил митрополит Волоколамский Иларион на пресс-конференции, посвященной визиту Патриарха в Латинскую Америку.   Почему встреча не состоялась ранее? «На протяжении 1996-97 годов велись интенсивные переговоры об организации встречи Святейшего Патриарха Алексия II и Папы Иоанна Павла II в Австрии, однако эти переговоры были прекращены из-за проблем, по которым не удалось достичь согласия. Прежде всего, это касалось действий греко-католиков на Украине и прозелитизма католических миссионеров на канонической территории Московского Патриархата. Вместе с тем, Священноначалие Русской Православной Церкви никогда не отвергало саму возможность организации такой встречи в будущем, когда сложатся необходимые условия для ее проведения. Все эти годы главной проблемой в отношениях между двумя Церквами и главным препятствием для проведения встречи Предстоятелей оставалась уния. Разгром униатами трех епархий Московского Патриархата в Западной Украине на рубеже 1980-90-х годов, перенос центра Украинской Греко-Католической Церкви из Львова в Киев, настойчивое желание этой Церкви присвоить себе статус патриархата, распространение миссии УГКЦ на традиционно православные земли Восточной и Южной Украины, поддержка униатами раскольников — все эти факторы лишь усугубили проблему. Положение еще ухудшилось в результате событий последнего времени в Украине, в которых представители УГКЦ принимали самое непосредственное участие, выступая с антироссийскими и русофобскими лозунгами. Таким образом, к сожалению, проблема унии к настоящему времени не снята, и уния остается незаживающей кровоточащей раной, препятствующей полной нормализации отношений между двумя Церквами» — пояснил митрополит Иларион.

http://pravmir.ru/10-voprosov-o-vstreche...

5 декабря 2012 г. 21:00 Православные и католики обменялись опытом милосердного служения В Москве в Храме Христа Спасителя состоялась III международная конференция " Церковь и бедные. Православные и католики в служении милосердия " , в которой приняли участие иерархи Русской Православной и Римско-Католической Церквей, социальные работники московских благочиний,богословы, ученые и студенты ПСТГУ, представители Общины святого Эгидия, руководители московских и петербургских социальных проектов. Мероприятие было организована по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и стала некоторым итогом в обмене опытом социального служения между Православной и Католической Церквями, которое началось в 90-х годах прошлого века. Конференция показала, как можно объединить конкретные дела милосердия с их богословским обоснованием: практику с теорией. Перед ее началом епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон огласил приветственное слово Предстоятеля Русской Православной Церкви. " Нас связывает многолетняя дружба, в 90-е годы я и мои сотрудники едили в Италию и для нас очень важен опыт католической Церкви в деле милосердного служения. Конференция позволит лучше понять как совершать дела милосердия, как служить ближнему, - добавил от себя выступающий. - Этот вопрос для многих стоит и хотя я председатель Синодального отдела по церковно-социальному служению, и Святейший Патриарх дал мне в монашестве имя Пантелеимон (Всемилостивый), для меня не до конца решен вопрос как научиться служить ближнему. Далее докладчик расскрыл термин, кого считать ближним, приведя в пример притчу о милосердном самарянине. Ближний - каждый человек, кто нуждается в нашей помощи, и не важно - другой он национальности или религии, или может быть неприятен нам. Именно его Господь заповедал нам полюбить. Это человек, который беднее нас - бедней здоровьем, материально, способностями. Хотя любовь по природе одна, но все же любить и восхищаться тем, кто красивей и лучше тебя, кто отвечает любовью на твою любовь и совсем другое - кто ничем тебе не сможет на нее ответить. Кто кажется жалким в своем убожестве и бедности. Его и заповедует Господь любить как самого себя.

http://e-vestnik.ru/news/tserkov_i_bedny...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_67085.html 30 июля 2009 " Страна нераскаянных Каинов вряд ли может войти в Царство Небесное " Интервью с членом Синодальной комиссии по канонизации святых протоиереем Георгием Митрофановым Источник:  http://gazetakifa.ru/content/view/2706/Кифа Юлия Балакшина: Отец Георгий, как Вам представляется, сохранила ли в себе современная Россия черты " той России, которую мы потеряли " , и если да, то в чем Вы их видите? Прот. Георгий Митрофанов: Характерным результатом 90-х годов – попытки осмысления исторического пути России, происходившей в то время – является понимание: та девятисотлетняя историческая православная национальная Россия, мыслями о которой многие из нас в советское время пытались поддержать себя в советской действительности, утрачена нами навсегда. Современная страна может быть названа постсоветской Россией. Это уже и не традиционная Россия, и не Советский Союз, это нечто третье, причудливым образом совмещающее в себе черты трех стран: двух, которые уже были и ушли, и третьей, которая рождается на наших глазах. Я бы назвал постсоветскую Россию " страной третьего мира " , имея в виду под этим термином страну, либо не имеющую своей истории, либо отторгнутую от своей истории. С нами произошло именно это. В 90-е годы мы вдруг осознали, что историческая Россия невосстановима, а Советский Союз развалился. И тем не менее, если говорить о чертах двух этих прошлых Россий, то в нашей современной жизни, конечно, преобладают черты советской России. Особенно печально наблюдать эти черты в церковной жизни. Одним из главных проявлений этой тенденции является то обстоятельство, что большинство пришедших в Церковь постсоветских людей по существу людьми религиозными еще не стали. В Церковь их привели сторонние обстоятельства. У них нет даже самого элементарного опыта религиозной жизни. Я хочу подчеркнуть: не религиозных знаний, а именно опыта жизни. Вот почему они с такой легкостью готовы придать нашей современной церковной жизни черты, с одной стороны, комбината ритуально-бытовых услуг, а с другой – новой организации, которая избавит их от тяжелого бремени ответственности и свободы.

http://religare.ru/2_67085_1_21.html

Бахта. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Церковь построена в 1776 году. В ней был очень чтимый православными Иверский образ Божией Матери. Источник информации: " Вятская епархия. Вятка, 1912 г. В настоящее время храм восстанавливается. Рядом возведена временная деревянная колокольня. Приход Троицкой церкви с. Бахта возник не позднее 17 в. Ныне существующий каменный храм построен к 1776 г. Из книги " Вятская Епархия " (1912 г.) : " ... приход состоит из 38 селений, прихожан православных русских - 2258 мужского пола и 2462 - женского пола. Село расположено на ровном месте при речке Чахловица и притоке ее речке Бахтинке. В селе 2 школы: церковно-приходская женская, и земская мужская. " В годы богоборчества храм был закрыт и использовался для хозяйственных нужд, разрушена колокольня. С 1998 г. приход возрождается. В 2001 г. – освящение престола. По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Хрисанфа настоятелем храма является протоиерей Виктор Пересторонин. Ведутся работы по восстановлению купола и ограды храма, планируется газификация храма. Троицкая церквь села Бахта Троицкая церковь, каменная, построена в 1776 году, расстоянием от г. Вятки 17 верст. Часовни: при церкви, каменная, построена в 1883 году; при приходском кладбище, деревянная, построена в 1845 году; Карпиковская, деревянная, построена в 1903 году. Причта по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Квартиры для причта казенные. Земли усадебной 2 десятины 90 сажень, пахотной 22 десятины, сенокосной 10 десятин. Братский денежный доход по общей кружке священнику 655 руб., диакону 437 руб. 24 коп., псаломщику 81 руб. 17 коп., руги собирается на весь причт до 90 пудов ржи и 250 пудов овса. Прихожан православных русских 2258 муж. пола и 2462 жен. пола. Приход состоит их 38 селений расстоянием 1-9 верст. В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.». В Доможировской писцовой книге 1629 г. значится церковь Ильинская на Бахте. По писцовой книге Толочанова 1629 г. значится погост на речке Чахловице, а на погосте церковь Рождества Богородицы, да придел Св. Мученицы Екатерины, да другой придел Пророка Илии. По переписи Караулова, составленной в 1654 г., значится погост Бахтинский.

http://sobory.ru/article/?object=08923

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010