С особым почитанием мы относимся к святителю Николаю Чудотворцу. В разных городах Украины проходят разные благотворительные ярмарки и выставки, посвященные святителю Николаю, который, как известно, является покровителем сирых и убогих, невидящих и неслышащих, невинно оклеветанных и путешествующих. Безусловно, одна из причин столь великого почитания — чудеса, которые творил святой по нашим молитвам. Наверное, нет такой христианской семьи, у которой бы не было в доме иконы святого. Молясь ему, мы верим, что великий чудотворец молится вместе с нами Господу и помогает нам на пути ко спасению. И хотя годы жизни святого отделены от нас почти восемнадцатью столетиями, но и сегодня мы часто являемся свидетелями скорой помощи и заступничества святого Николая. Ольга Максимовна была из тех людей, которые сразу, как только в 90-е годы начали открываться православные храмы, просто и легко вошли в них, стали активными прихожанами. Как будто после долгой и тяжелой, изнурительной казенной командировки нашелся, наконец, потерянный родной дом, где можно было обрести поддержку и отдохнуть душой. И люди спешили туда при каждой возможности. Многие – со своими проблемами, которых столько за годы безверия накопилось. Ведь вряд ли есть на земле человек, который на собственном опыте не узнал бы, что такое боль, обида, страдание. Мы тащим за собой груз пережитых потерь, несправедливостей, ударов судьбы. Не дай Бог уйти с этим грузом в вечность, чтобы он не раздавил нас там. А тут появилась возможность принести свои боль и усталость Всемогущему Богу, переплавить их в любовь, молитву, прощение. Не в этом ли разгадка того, что в первое время в большинстве храмов яблоку негде было упасть, столько в них набивалось народу? Наконец-то нашлось на земле место, где лечат зло… Только, глядя на Ольгу Максимовну, вряд ли можно было подумать, что она спешит в церковь за утешением На нее трудно было не заглядеться – всегда жизнерадостная, с аккуратной прической, внимательным взглядом серо-голубых глаз, выпрямленной, как у танцовщицы, спиной. Она была красива каким-то особым строгим изяществом. К тому же, ей как бы по самой должности положено было служить образцом – Ольга Максимовна работала в школе, преподавала русский язык и литературу. Наверное, многие женщины пытались ей подражать. Думаю, что и многие ученики в нее даже влюблялись. А еще она была директором школы и отличником народного образования. И только немногие, близкие к ней люди, знали, какой тяжелый крест несет она по жизни, сколько ей довелось всего пережить: смерть мужа, ранний уход из жизни бесконечно любимого сына, проблемы со здоровьем. Но где-то же научилась она так справляться с унынием, не допускать его в свою жизнь?

http://pravoslavie.ru/50569.html

1917 — 1941 годы. Катаклизмы, перевернувшие весь уклад привычной жизни в России, в первую очередь коснулись Православия — исконной русской веры. Владимир Ульянов (Ленин), взявший на себя роль проповедника новых идей, не стеснялся в выражениях… Скачать фильм — 90 мб 1917 — 1941 годы. Катаклизмы, перевернувшие весь уклад привычной жизни в России, в первую очередь коснулись Православия — исконной русской веры. Владимир Ульянов (Ленин), взявший на себя роль проповедника новых идей, не стеснялся в выражениях: «Всякий боженька есть труположство… Именно потому, что всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье даже с боженькой есть невыразимейшая мерзость…» (Из письма М. Горькому, 1913 год) Вождь пролетариата требовал от своих последователей: «Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно (подчеркнуто в тексте) и повсеместно. И как можно больше». Кровью начался крестный ход России, ее Православной церкви. Большевики, пришедшие к власти, поставили перед собой вполне конкретную задачу – уничтожить Церковь физически. Из Материалов Особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков, состоящей при Главнокомандующем вооруженными силами на юге России А. Деникине (1918-1919 гг.) «…Производятся обыски в самих храмах, монастырях, причем и тут одновременно проявляются и цели грабительские, и стремление возможно больше подорвать в народе чувство веры и почитания Церкви путем самого циничного осквернения храмов и священных предметов богослужения. …после ухода красноармейцев возвращавшийся причт и прихожане находили разбросанными по всему храму священные облачения, иконы и церковные книги; …масло пролито, лампады разбиты, свечи истоптаны, кресты, Евангелия изломаны, исковерканы и свалены в груду по всему храму. Иконы в нижнем ярусе иконостасов выбиты, очевидно, ногами. …Во многих случаях изрезанные плащаницы, облачения и тому подобные предметы навешивались на лошадей в виде украшений… …красноармейцы въезжали в церкви на лошадях, в шапках и с папиросами во рту, с руганью, врывались в храмы, взламывая замки наружных дверей и внутренних хранилищ для похищения денег и других ценностей.

http://pravmir.ru/zemnoe-i-nebesnoe-film...

I. Молодые годы Никона В страшный 1605-й год, когда в Московском государстве началась смута, в мае месяце, в селе Вельдеманове, Княгининского уезда, в 90 верстах от Нижнего Новгорода, у крестьянина Мины родился сын, нареченный при святом крещении Никитой. Горе ждало малютку в родной семье. Младенец Никита лишился матери. Тогда одна посторонняя женщина, по имени Ксения, из сострадания о сиротстве Никиты и недостаточном состоянии отца его, взяла младенца из родительского дома к себе на воспитание. У Ксении он и находился до отроческих лет. А отец Никиты скоро женился на другой жене, которая ввела к нему в дом детей от первого мужа. Вторая жена Мины была женщина особенно злого нрава. Сурово и неприветливо встретила она воротившегося в родительский дом Никиту. Стараясь кормить своих детей как можно лучше, она ничего не давала своему бедному пасынку, кроме черствого хлеба, беспрестанно бранила его, нередко колачивала до крови и однажды, когда голодный Никита хотел было забраться в погреб, чтобы достать себе пищи, мачеха, поймавши его. так сильно ударила в спину, что он упал в погреб и чуть не умер. За такое обращение отец Никиты нередко бранился с женой, а когда слова не действовали, то и бил ее. Но это вне помогало несчастному: мачеха отмщала мужнины побои на пасынке и даже замышляла извести его. Однажды бедный мальчик, плохо одетый, от зимнего холода залез в печь и там заснул. Мачеха наложила туда дров и затопила печь, со злодейским умыслом сжечь Никиту. Проснувшийся мальчик начал отчаянно кричать. На его счастье, крик услыхала его бабка Ксения, которая вытащила дрова из печи и спасла его от смерти. В другой раз злая мачеха пыталась отравить пасынка, но Никита счастливо избавился от этой беды: пища, в которую для него вложен был мышьяк, ему почему-то не понравилась, и он не стал есть ее. Так печально текли детские годы Никиты, грубой, суровой обстановке, среди постоянных опасностей и огорчений. Но Бог хранил ребенка, а несчастия лишь закаляли его душу и вырабатывали в нем ту твердость характера, ту энергию и силу воли, которые впоследствии так нужны были ему для исполнения его великого дела и для неустанной борьбы с многочисленными врагами и недоброжелателями.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_75342.html 05 мая 2010 Выступление митрополита Волоколамского Илариона на встрече с преподавателями Сретенской духовной семинарии Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/1153074.html Официальный сайт РПЦ МП Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион посетил московский Сретенский монастырь и встретился с преподавателями и учащимися Сретенской духовной семинарии. Сегодня Церковь является авангардом нашего общества, и этим во многом определяется специфика нашего служения и те параметры, которые мы сами должны себе задавать. Не так давно – вы, конечно, еще не застали это время, а я и отец Тихон помним те времена – нам внушали, что Церковь есть некий отживший элемент, это рудимент какого-то далекого прошлого. Нам говорили, что в церковь ходят только те люди, которые в реальной жизни не могут добиться успеха. И надо сказать, что если мы эту идеологию изжили, то, например, на Западе она в настоящее время очень активно насаждается: христианские Церкви, которые стоят на традиционных евангельских позициях, воспринимаются, прежде всего, как пережиток прошлого и как препятствие к движению вперед. То, что мы видим сейчас в нашей стране, – это совершенно обратная перспектива, которая открывается, прежде всего, благодаря очень активной позиции, занятой сегодня Церковью. Во главе этого авангарда стоит Святейший Патриарх, который подает всем нам пример активного, действенного и мудрого служения на благо Церкви. Его жизнь может служить примером для многих современных людей, в том числе и прежде всего для пастырей Церкви и для будущих пастырей. Вся его жизнь с того момента, когда он сделал выбор в пользу служения Церкви, – а выбор был сделан им в юности под влиянием его приснопамятного учителя митрополита Никодима, – была отмечена целеустремленным и целенаправленным служением на благо Церкви. Святейший Патриарх Кирилл воспринял миссию, которую возложила на него Церковь, прежде всего как миссию просвещения. Всю свою жизнь Святейший Патриарх занимается просвещением людей – и в советское время, когда это было очень трудно и даже опасно, когда Церковь находилась в очень стесненных условиях, и в трудные перестроечные годы, и в 90-е годы XX века, когда страна пребывала в кризисе. Тогда народ нуждался в мудром и сильном пастырском слове, и это слово тогда еще митрополита Кирилла доносилось до миллионов людей с экранов телевизоров. Он продолжает свое служение просвещения людей и ныне, став Предстоятелем Русской Православной Церкви – не просто Главой православного духовенства, но, по сути дела, духовным лидером для множества людей в России и сопредельных странах.

http://religare.ru/2_75342_1_21.html

  разделы   рассылка  распечатать Вероника Свизева Иринарх, епископ Пермский и Соликамский: " Мужество нести свой крест помогает мне и сейчас " Источник:  Поколение 59 Россия приняла нового Патриарха Кирилла I. Русская православная церковь в очередной раз дала знать не только о том, что широкая общественность продолжает оставаться не безучастной к духовной жизни, но и продемонстрировала рост своей влиятельности на эту жизнь. Епископ Пермский и Соликамский, владыка Пермской епархии Иринарх не боится делать прогнозов и помнит историю своего отечества. Общество и его проблемы, политические подоплеки различных аспектов, экономика русского православия – из первых уст. Церковь обрела огромную силу – Почти семь лет Вы определены как епископ Пермский и Соликамский. Что за эти годы изменилось в крае? Насколько духовны пермяки? – Здесь было очень много нарушений гражданских прав человека, даже согласно советскому законодательству. В Пермском крае было дерзкое отношение к вере. Я когда приехал сюда, ощущалась атмосфера, что отсюда все бежали, все лучшие силы убегали на сторону. Учиться здесь было негде. Люди ехали в семинарии в другие города: Москву, Петербург, потом они там женились или принимали монашество. Они видели, что в этих городах лучше и территориально, и духовно. И они не возвращались назад. Обескровливание религиозной жизни в Пермском крае продолжалось все последующие годы. Почему владыка Афанасий, мой предшественник, брал из Украины и Белоруссии кандидатов в священнослужители? Здесь никого было. Свои убегали, а чужих набирали. А сейчас, посмотрите, все происходит наоборот: 90% – своих, и только 10% – украинцев и белорусов. Есть силы в Пермском народе? Есть. Надо над этим хорошо потрудиться. Не заглядывать туда за кордон, где легче набрать сил, тех, кто желает приехать сюда и поправить свое материальное положение, а, прежде всего, надо изыскать свои кадры. Чтобы говорить об изменениях, нужно представить, что было здесь семь лет назад. Я не говорю, что было 27 лет тому назад. Видимо, это была тьма беспросветная в отношении религии, здесь было мощное давление, особенно на православную церковь, потому что она самая крупная, многочисленная и сильная.

http://religare.ru/2_62053.html

Брат Матфей из Тэзе: Россия стала другой страной! Это как будто другая страна. Я помню первый раз, когда я приехал сюда. В этой церкви всё было по-другому 22 мая, 2014 Это как будто другая страна. Я помню первый раз, когда я приехал сюда. В этой церкви всё было по-другому Член французской общины Тэзе брат Матфей на встрече с прихожанами храма мученицы Татианы при МГУ рассказал об общине и христианской жизни Европы. Брат Матфей регулярно бывает в России уже более 20 лет. Особенно ему запомнился визит 2011 года, когда 250 паломников из Европы приехали в Москву на Страстную неделю и Пасху. «Если бы в 1980-е годы, когда я стал монахом, кто-нибудь сказал мне, что в Москве, прямо напротив Кремля, будут петь «Христос Воскресе», я бы ни за что не поверил!», – вспоминает он праздничную службу в Татьянинском храме. Впрочем, это место всегда удивляло его. «Впервые я был здесь 22 года назад. Кажется, здание еще не было передано Церкви. Я пришел на факультет журналистики МГУ вместе с отцом Олегом Стеняевым, он показал мне этот флигель и сказал: «Здесь будет храм!» Я очень удивился. Но все сбылось», – рассказывает он. Тэзе – мужская община монашеского типа во Франции, основанная в 1940 году братом Роже Шютцем. Сейчас в ней более 100 братьев – католиков и протестантов. Связь между Тэзе и Россией длится многие годы. Уже в 1960-х годах представители Русской Православной Церкви посещали общину, а 1970–80-х годах Роже и другие братья приезжали в Советский Союз. Основатель общины был убит 10 лет назад во время вечерней молитвы психически больным человеком. Ему было 90 лет. Изначально община не планировала работать с молодежью, но в 1960–70-х годах молодые люди сами стали приезжать в Тэзе. Студенческие волнения, переоценка ценностей, происходившая в то время, побудили их глубже узнать христианство. Теперь молодежная работа – основное служение общины. «Когда мы праздновали 70-летие Тэзе четыре года назад, мы получили прекрасное послание от Патриарха Кирилла, – рассказал брат Матфей. – Он написал, что брат Роже был верен учению отцов Церкви и сумел перевести его на язык современного человека. Мы были очень благодарны за эти слова, они стали как бы подтверждением того, что мы на правильном пути».

http://pravmir.ru/brat-matfey-iz-teze-ro...

В.Я. Саврей Раздел IV. Святитель Григорий Нисский как теоретик христианской науки Лекция 11. Личность святителя Григория Нисского, философа и мистика Из трех великих каппадокийцев младший, св. Григорий Нисский (ок. 335–394 гг. по Р. Х.), наиболее гармонично сочетал в себе начала античной и христианской учености. Он не прославился как Вселенский Учитель Церкви (лат. Doctor Ecclesiae), хотя деяния VII Вселенского Собора (787) за древность авторитета называют его «отцом отцов», но создал наиболее законченную систему христианского учения по вопросам триадологии, антропологии, психологии. Современные западные ученые также называют св. Григория Нисского «подлинным основателем мистического богословия» 90 . В герменевтике св. Григорий Нисский более всего склонялся к применению методов, разработанных Оригеном . Однако систематическое применение им аллегорезы строго в рамках, установленных практикой Каппадокийской школы, позволяет говорить и об окончательном изживании крайностей оригенизма. Нисский Святитель был эллином по языку и мышлению, он получил от потомков имя «Философа»; в то же время он отличается от старших каппадокийцев тем, что почти не цитирует нехристианских авторов 91 . Св. Григорий Нисский получил образование на родине: сперва в родительском доме, затем в Кесарии. Однако уровень его начитанности не ниже, чем у старших каппадокийцев: помимо того, что в детстве он прошел «многолетнюю школу духовного чтения» 92 , его наставником в более зрелые годы стал его родной брат св. Василий Великий . Духовное настроение в семье привело молодого Григория на путь церковного служения: он стал анагностом (чтецом Священного Писания) в храме. Но решимость полностью посвятить себя делам веры появилась позднее. Вначале св. Григорий Нисский решил построить светскую карьеру, занялся риторикой. Вероятно, эти годы были плодотворными для изучения им языческой литературы. Известно также, что будущий Святитель был женат, но продолжительность этого брака, прерванного смертью супруги, остается не вполне выясненной 93 . Затем, как мы упоминали выше, св. Григорий Нисский поступил в монастырь на реке Ирис.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/kap...

Витебск. Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский собор Карта и ближайшие объекты Храм был построен в середине 18 века и был главным храмом монастыря тринитариев (католики) в г. Витебске. После подавления польского востания в 1830-х годах монастырь был закрыт, а храм передан православной церкви. В советские годы храм был закрыт, а из прилегающих к храму помещений было сделано СИЗО (тюрьма). В 1989 году храм был возвращен правосланой церкви в разрушенном состоянии. К середине 90-х храм был полностью востановлен. Храму был присвоен статус собора, а немного позже он стал кафедральным собором. Здесь находится кафедра епископа Витебского и Оршанского Димитрия. При востановлени храма были сделаны серьезные изменения во внешнем облике храма: добавлен ложный купол над центральным нефом, скруглен центральный фронтон над входом (раньше он был треугольный) и добавлены дополнительные ярусы на боковых колокольнях. Здание нынешнего Свято-Покровского собора построено в 1821 г. В 1858 г. храм перестраивается. Издержки по перестройке взял на себя витебский купец 1-й гильдии и промышленник Григорий Волкович. Реконструкция была завершена в 1865 г. Произведенная перестройка принципиально не изменила архитектуру храма, но над входом появилась роспись Покрова Пресвятой Богородицы. Второй раз храм перестраивался в начале XX века (к юбилею 300-летия дома Романовых в 1913 г.), в результате чего был возведен третий купол над центральной частью храма, надстроены башни, треугольный фронтон заменен округлым, лучковым. В 30-е годы ХХ века храм постигла участь большинства православных святынь: его закрыли. Вновь, на краткое время, Свято-Покровская церковь была открыта во время Великой Отечественной войны - в 1941 г. Вот как описывал это событие его участник, ныне канонизированный на Юбилейном Архиерейском соборе 2000 года новомученик, архимандрит Серафим (Шахмуть): “...народ радуется открытию церквей, и в Витебске при открытии Свято-Покровской церкви народ до того был тронут, что весь зарыдал, и священники не могли служить, и был временный перерыв...”. В августе 1941 г. из местного антирелигиозного музея в храм перенесена великая святыня - мощи прп. Евфросинии, игумении Полоцкой. В храме они находились до 22 октября 1943 г., откуда после торжественно отслуженной литургии с молебном прп. Евфросинии были поездом доставлены в Полоцкую Софию, затем перенесены в Спасо-Преображенский (Евфросиньевский) женский монастырь. Во время войны здание Свято-Покровской церкви пострадало: был уничтожен второй ярус башен, разрушена крыша. Не ремонтировавшееся здание постепенно приходило в упадок, разрушаясь от воздействия погодных условий. Находясь в центре города, оно являлось немым укором горожанам, забывшим о своих духовных корнях.

http://sobory.ru/article/?object=03721

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на V Всероссийской научной конференции по теологии 2 декабря 2021 г. 16:28 1 декабря 2021 года в Москве открылась V Всероссийская (с международным участием) научная конференция «Теология в научно-образовательном пространстве: теория, история, практика межрелигиозного и межкультурного диалога в ситуации глобальных вызовов». К участникам форума обратился председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, президент  Научно-образовательной теологической ассоциации митрополит Волоколамский Иларион . Уважаемые участники конференции! Хотел бы начать со слов, которые прозвучали сегодня в приветствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Замечательно, что организация данной конференции, подводящей итоги года, стала уже доброй традицией. Минувшие пять лет были ознаменованы значительными достижениями в развитии теологии как новой отрасли гуманитарного знания в нашей стране: расширилось профессиональное научно-педагогическое сообщество, активизировалась работа диссертационных советов, пополнился корпус учебной и научной литературы». Все эти достижения, на которые указал в своем приветствии Святейший Патриарх, были бы невозможны без согласованной работы очень многих людей. Это и представители преподавательского и научно-педагогического сообщества, это и представители различных религиозных традиций, это и представители различных органов государственной власти. Не было бы этих успехов, если бы не было запроса на теологию. А запрос этот появился сразу после того, как Церковь и религиозные традиции в нашей стране обрели свободу. Уже 90-е и 2000-е годы были ознаменованы постепенным вхождением теологии в научно-образовательное пространство — не только конфессиональное, но и светское. Последние годы были отмечены, я бы сказал, определенным прорывом в этой области, потому что после долгих лет дискуссий удалось, наконец, всем доказать, что теология имеет такое же право на существование в светском образовательном пространстве, как и другие гуманитарные науки. Теология была признана государством в качестве научной области. Мы теперь имеем возможность выдавать дипломы государственного образца по теологии, которые признаются государством.

http://patriarchia.ru/db/text/5868931.ht...

Гатчина. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский собор Карта и ближайшие объекты Покровский собор в Гатчине. Построен в 1914 г., архитекторы Харламов и Барышников. Самый большой храм Ленинградской области. Действует. Идёт реставрация. Вертикали, заданные Павловским городским собором и каланчой бывшего съезжего дома, поддерживаются куполами и колокольней с шатровым верхом Собора Покрова Пресвятой Богородицы. Гражданский инженер Л. М. Харламов и архитектор А. А. Барышников использовали в его композиции и декоре приемы древнерусского зодчества, которыми в годы строительства монастырского ансамбля (1904-1914) увлекались, особенно при сооружении культовых зданий. Это отражало стремление воскресить забытые художественные истоки национального искусства, создать новый " русский стиль " . На таком фоне началась история строительства Покровского собора и Покровского подворья Пятогорского Богородицкого (бывшего Вохоновского Мариинского) женского монастыря, основанного в г. Гатчине в конце 19 в., на территории которого он строился. К.К. Карпов купец 3-й гильдии, не имея наследников, обратился за советом к Иоанну Кронштадскому куда ему вложить свой капитал. Он предложил ему возвести большой каменный храм, т.к. монастырская церковь была мала (из общей стоимости постройки в 96 тыс.руб. К.К. Карпов внес 90 тыс.руб.) Архитекторы несколько раз задумывали менять место под храм, переделывали комплексный проект, несколько раз видоизменяли архитектурный план самого Собора. Этой работой занимались архитектор Леонид Михайлович Харламов с А. А. Барышниковым - инженером путей сообщения, архитектором. В 30-е годы Покровский собор и Пятогорский Богородицкий монастырь были закрыты. Собор превратили в склад, а монастырь из процветающего в груду безжизненых развалин. В 1990 г. собор передан православной общине. В 1991 г. состоялось первое богослужение в приделе святого благоверного князя Александра Невского и с этого времени богослужения в соборе не прекращались, несмотря на масштабные восстановительные работы.

http://sobory.ru/article/?object=00131

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010