Закрыть itemscope itemtype="" > Время строить храмы м Владимир Ресин: Где быть каждой церкви в столице, решают в конечном счете москвичи 22.11.2013 501 Время на чтение 10 минут Когда Владимир Ресин возглавлял столичный стройкомплекс в должности первого заммэра Москвы, где журналисты " РГ " с ним только не встречались. На крыше делового центра в Воскресенском переулке, откуда открывается великолепный вид на строящуюся Москву - там мы обсуждали проблемы развития столицы. В только что открывшемся после реставрации музее-заповеднике " Коломенское " , где говорили о том, что еще в городе нуждается в сохранении и возрождении его исторического наследия. И вот новая встреча с Владимиром Иосифовичем, который уже три года, как депутат Госдумы РФ. На сей раз - в Храме Христа Спасителя. Кто не знает, напомню, одним из руководителей восстановления этой святыни был как раз Ресин. Не случайно в Верхнем Храме в списке людей, приложивших усилия для того, чтобы на месте открытого бассейна в центре Москвы вновь появился этот взорванный в 30-е годы храм, есть и его фамилия. Кроме того, и менно Ресин сейчас курирует еще и программу создания в столице 200 православных храмов. Храм на 40 тысяч прихожан Владимир Иосифович! В 19-м веке оригинал Храма Христа Спасителя строился 44 года - с 1839 по 1883. А вы восстановили на его месте новый храм всего за 5 лет: с 1995 по 2000-й. Впрочем, действовать он начал даже раньше - в 1999-м, а в 2000-м храм был уже освящен Архиерейским собором. Как вам удалось сделать это за такой короткий срок? Владимир Ресин: 100 лет назад такой техники не было, какая была у нас. Ну, а главное - у большинства москвичей появилось огромное желание вернуть Храм Христа Спасителя. Хотя чего греха таить, были и противники. Вспомните 90-е годы с их разрухой. Звучало и такое: разве сейчас время для храмов? Лучше дать деньги нуждающимся, обеспечить жильем ветеранов и инвалидов войны... Но мэр Москвы все-таки принял решение строить храм. И построили! Но один храм, даже такой знаковый, не может утолить потребности всех верующих москвичей. К 2010-му году Москва по обеспеченности храмами оказалась на самом последнем месте по России: если в среднем в стране приходился один храм на 11 тысяч населения, то в Москве - на 40 тысяч человек, в то время как в дореволюционном городе церковь была на каждые 1,5 тысячи верующих. Не случайно Москву называли сорок сороков. И это еще в старых границах столицы. Если же учесть жилые районы, построенные за последние годы не только в пределах, но и за МКАД, то в некоторых из них и на 200 тысяч человек не было храма. Потому и решили построить к имеющимся 300 еще 200 церквей, чтобы на каждую из них приходилось не более 20 тысяч прихожан.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Личное дело Об исповеднике веры Иване Павлове 21.02.2020 1175 Время на чтение 6 минут Летом 2019 г., накануне 100-летнего юбилея архимандрита Кирилла (Павлова), сотрудники Центрального архива Минобороны РФ обнаружили пакет уникальных документов военного времени: личное дело кандидата в члены ВКП(б) красноармейца Ивана Дмитриевича Павлова (имя отца Кирилла до пострига). Документы проливают свет на некоторые неизвестные ранее детали боевого пути всероссийского старца в годы Великой Отечественной войны. Автобиография Ивана Павлова Годом ранее в архиве Троице-Сергиевой Лавры была обнаружена редкая видеозапись отца Кирилла, сделанная в 90-е гг. XX века в Свято-Даниловском монастыре. В неформальной обстановке, за чашкой чая старец не без юмора вспоминает о том, как в годы войны был «половинным» партийцем – кандидатом в члены партии. И как затем, найдя в полуразрушенном сталинградском доме Евангелие, он никогда больше с ним не расставался. Когда истек кандидатский срок – он отказался стать коммунистом, назвав себя верующим христианином. Известно, что политическую работу в Сталинграде курировал Н.С. Хрущев, отличавшийся партийным усердием и негативным отношением к Церкви: фронтовые газеты периода Сталинградской битвы пестрят сообщениями о вступлении в партию солдат и офицеров – «прямо в разгар боя, в минуты наивысшего напряжения». Хрестоматийная фраза «если умру – считайте меня коммунистом» возникла в годы войны. Церковь была все еще гонима: известная встреча Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), после которой в отношениях начнется «оттепель», состоится только в сентябре 1943 г. Анкета вступающего в кандидаты члена ВКП(б) Ивана Дмитриевича Павлова от 06.02.1943 Отказ вступить в партию и назвать себя христианином в условиях гонений на Церковь, да еще в военное время, когда изменников Родины казнили без суда и следствия, означало почти верную гибель. Защитник легендарного Дома Павлова Илья Воронов после войны рассказывал киножурналу «Летописец России» о том, как сотрудничая с Особым отделом, был свидетелем расстрела на месте бойца, который всего лишь начал роптать на то, что их бросили защищать «развалины».

http://ruskline.ru/opp/2020/02/21/lichno...

Закрыть itemscope itemtype="" > Новейшая церковная история пишется сегодня в Дальневосточном крае 14.12.2020 721 Время на чтение 14 минут В памятные старшему поколению годы советской власти – годы государственного атеизма – в Хабаровске всё же был православный храм, в Комсомольске-на-Амуре – тоже, а в образованной в 1930 году Еврейской автономной области (ЕАО) ничего церковного не было. Не было там никаких святоотеческих традиций... Возрождение Православия на этой земле, которую от столицы России отделяют тысячи и тысячи километров, началось в 90-е годы прошлого века, после открытия в Биробиджане первого православного прихода во имя святого апостола Иакова. Его настоятелем стал иерей Димитрий Каплун, будущий старший священник и духовник новообразованного Свято-Иннокентьевского женского монастыря. Впоследствии отец Димитрий принял монашеский сан с именем Иоанн – в честь святителя Шанхайского и Сан-Францисского. Каким образом в 15 километрах от Биробиджана появился первый в ЕАО женский монастырь, как развивается в нем монашеская жизнь и с чьей помощью обитель преодолевает трудности разного рода – на эти и другие вопросы портала «Монастырский вестник» отвечает ее настоятельница игумения Анастасия (Иванченко). Монастырь вырос из прихода Матушка, в документальном фильме о монастыре, который на YouTube посмотрело немалое число людей (благо, современные технологии позволяют нам что-то увидеть, чему-то изумиться и даже полюбить какие-то святыни на расстоянии), Вы сказали, что Ваша сознательная церковная жизнь началась с 14 лет. Что произошло в 14 лет? Как Вы пришли к вере, к Богу? Мы жили недалеко от прихода святого апостола Иакова – в то время единственного в нашем городе и располагавшегося в старом деревянном здании городского суда в тесной комнатушке. Бабушка с мамой стали туда ходить. Потом и я к ним присоединилась. Правда, поначалу ходила изредка, но затем стала учиться петь в церковном хоре, посещать воскресную школу. Так и осталась при храме. После окончания школы год я никуда не поступала – просто работала при приходе. Затем поступила на филологический факультет заочного отделения Государственного педагогического института (сейчас это Приамурский Государственный университет имени Шолом-Алейхема). По благословению священника после окончания института поехала в Ишимский женский монастырь, чтобы увидеть монашескую жизнь изнутри. А увидев ее, поняла: это именно то, к чему стремится моя душа.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/14/noveis...

Закрыть itemscope itemtype="" > От ядерного оружия до «ковида» Православный священник о злободневных вопросах современности 14.09.2021 2157 Время на чтение 7 минут Протоиерей Александр Козырев принадлежит к числу тех православных священников, кто пришёл в церковь в 80-е годы, круто поменяв свою прежнюю светскую жизнь. Почти полтора десятилетия до этого он работал инженером одного из ведущих оборонных предприятий страны. В 90-е годы отец Александр возглавил православную общину Реутова, которая инициировала и много способствовала строительству первой за всю историю этого подмосковного города церкви, освящённой в честь Казанской иконы Божией Матери. Вот уже более 20 лет протоиерей служит в Николо-Архангельском храме города Балашихи, одновременно занимаясь церковным краеведением. Среди тех, кто увлекается историей Подмосковья, известна его книга «Летопись Николо-Архангельской церкви». 15 сентября отец Александр отмечает семидесятилетний юбилей. Накануне этого события мы встретились, чтобы поговорить о самых разных вопросах от освящения ядерного оружия до влияния «ковида» на православных. - Известно, что в последние годы появился обычай освящать оружие, в том числе ядерное. Не всем понятно, для чего это делается. Как бы Вы объяснили смысл этого обряда? - Противники Православной Церкви обвиняют духовенство в освящении оружия и войны. Замечу сразу, что православное духовенство не благословляет войну никогда! Мы благословляем православных воинов, идущих защищать Родину, веру Христову, мирных жителей. Часто критики Православной Церкви отрицают возможность участия христианина в войне вообще, ссылаясь на предписанное Евангелием (Лк. 6:29) непротивление злу насилием. В тексте Священного Писания Господь учит: «Ударившему тебя по щеке, подставь и другую». Но критики не замечают, что о войне и оружии в Новом Завете есть и другие цитаты! Воинам, пришедшим креститься в реке Иордан, Иоанн Креститель на вопрос, что им делать, ответил (Лк. 3:14): «не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием». Но не требовал вовсе отказаться от воинской службы. В послании апостол Павел учит: «Начальник есть Божий слуга, ... он не напрасно носит меч:/.../отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:4). Здесь мы видим, что апостол допускает применение оружия, и расценивает это именно как Божие служение.

http://ruskline.ru/analitika/2021/09/14/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Своих сдаем? Курганские правоохранители намереваются выдать властям Боснии и Герцеговины серба Ратко Самац, инвалида гражданской войны 90-х годов 18.01.2016 1865 Время на чтение 3 минуты От редакции: Этот крик о помощи мы получили в минувшие выходные. Воззвание сопровождало предварительное письмо. «Уважаемый Анатолий Дмитриевич! Я - православная писательница Елена Кибирева, лауреат премии Эдуарда Волошина в 2008 году, издаю архив репрессированного священника Григория Пономарева (1914-1997): книги «Лилии полевые» (3 тома), «Исповедник веры», «Во имя Твое», «Я всегда буду помнить о тебе». В настоящий момент проживающего в Кургане православного воина, гражданина Боснии и Герцеговины, Ратко Самац, арестовали и готовят к экстрадиции в Боснию и Герцеговину, которая обвиняет его в убийстве мирного населения (мусульман) в годы войны. Ратко - инвалид, имеет укорочение гниющей ноги и несколько пуль в груди около сердца. Живет в России легально. Прошу помощи за нашего брата и моего мужа (я венчана с ним в церкви по благословению преосвященнейшего епископа Курганского и Шадринского Михаила, ныне покойного)». Славяне, братья и сестры, православные, друзья сербов, патриоты, писатели, журналисты! Я, православная писательница и журналистка, обращаюсь к вам с великой просьбой о помощи! 15 января в городе Кургане (Курганская область) был арестован и заключен под стражу воин сербской югословенской армии Ратко Самац для дальнейшей экстрадиции его на вражескую сторону, по запросу Республики Босния и Герцеговина, которая обвиняет его в убийстве населения в годы сербской войны 1991-1994 года, преследуя православного серба по религиозным мотивам. Ратко Самац, лейтенант югословенской армии, воевал в Боснии и Герцеговине на стороне сербов, защищая сербские православные земли и церкви, защищая своих родителей и детей от геноцида. Имеет боевые награды за мужество. Теперь его травят и преследуют блогеры и родственники убитых в годы войны в Боснии противников сербов - по политическим и религиозным мотивам, выдвигая против него недоказанные обвинения.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/01/18/sv...

Закрыть itemscope itemtype="" > Церковь - едина. Когда же станет единым русский народ? В Храме Христа Спасителя состоялось подписание " Акта о каноническом общении " 18.05.2007 326 Время на чтение 7 минут В праздник Вознесения Господня, в Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр подписали " Акт о каноническом общении " . Сразу после церемонии подписания Патриарх Алексий II и Митрополит Лавр совершили первую за почти 90 лет совместную Божественную литургию, в которой приняли участие многочисленные архиереи и клирики Церкви в Отечестве и за рубежом. Свершилось то, чего так долго ждали все верующие русские люди, - в Москве было восстановлено евхаристическое общение между двумя частями Русской Церкви, трагически разделенной в начале XX века ужасами Гражданской войны. Торжественность этого момента была подчеркнута тем, что Царские врата в Храме Христа Спасителя во время первого совместного богослужения были открыты, как во время пасхальной службы. Подписание " Акта о каноническом общении " - событие, безусловно, историческое для всего русского Православия. Начало разделения Русской Церкви уходит корнями в 1920-е годы, когда после прихода к власти большевиков ряд русских епископов, находившихся в эмиграции, прервали отношения со священноначалием Русской Православной Церкви, не желая связываться с безбожной властью, установившейся в России. Поэтому не удивительно, что торжества в Москве быстро получили наименование празднования второго Воскресения Христова, " второй Пасхи " . " Радость озаряет наши сердца. Свершилось историческое событие, которого ждали долгие годы. Восстановлено единство Церкви Русской. Это торжество драгоценно для Церкви, собирающей воедино чад своих, драгоценно для всего народа нашего, - сказал Святейший Патриарх Алексий, обращаясь к собравшимся в Храме Христа Спасителя. - Преодолеваются церковные разделения - преодолевается и унаследованное со времен революции противостояние в обществе. Укрепляется Церковь - возрождается и наше Отечество. Мы приступаем ныне к совершению Божественной литургии, Таинству единства Тела Христова, Таинству благодарения за бесчисленные благодеяния Божии, Таинству Жертвы, приносимой о всех и за вся. Помянем же отцов наших, живших в годы гонений на Родине и за ее пределами " .

http://ruskline.ru/colonka_redaktora/200...

Закрыть itemscope itemtype="" > Эпоха духовных чад прп. Иустина (Поповича) не завершена Один за другим скончались легендарные «Три А» — владыки Амфилохий, Артемий и Афанасий 06.03.2021 2044 Время на чтение 7 минут 4 марта скончался епископ Афанасий (Евтич) , один из легендарных «Трёх А», любимых учеников прп. Иустина (Поповича), которые, наряду с ныне здравствующим епископом Иринеем (Буловичем), определяли лицо Сербской Православной Церкви конца ХХ – начала XXI века. Помощник главного редактора «Русской народной линии» Павел Вячеславович Тихомиров беседует с нашим постоянным автором, руководителем Русского Собрания в Сербии Ранко Гойковичем . Павел Тихомиров: Как воспринимали этих владык в 90-е годы, в годы церковного возрождения? Ведь каждый из них был воплощением определённого культурно-психологического типа. Митрополит Амфилохий воспринимался как утончённый философ и поэт, епископ Артемий – как бескомпромиссный ревнитель, а епископ Афанасий – как воплощение «народного владыки». На чём основывалось такое восприятие? Насколько верно оно отражало и характеры владык, и отношение к ним паствы? Ранко Гойкович: Да, у святого Иустина Челийского было 4 ученика, позже известных епископов СПЦ – упокоившиеся Амфилохий, Артемий и теперь Афанасий, а также ныне здравствующий владыка Ириней (Булович). Должен сказать, что из-за своей энергичности, и, вероятно, из-за дара слова, в обществе начиная с 80-х – и вплоть до своей кончины особенно выделялись владыки Амфилохий и Афанасий. И многие сербы в те годы, после смерти сербофобного коммунистического председателя Тито, приняли крещение благодаря этим – тогда ещё молодым – епископам. Благодаря своей несомненной харизме оба стали и оставались до своей кончины одними из самых любимых владык в сербском народе. К сожалению, в Сербии достаточно лжецерковных аналитиков и «ревнителей не по разуму», которые в сущности не обладают целостным церковным сознанием и понятия не имеют о конструктивной критике. Отдельные «ревнительские сайты» в своей критике священноначалия СПЦ опустились на уровень таблоидов и жёлтой прессы. Не разбирая средств, дабы «очернить» неугодных им владык, не гнушаются публиковать письма откровенных раскольников, которые и блаженнопочившего Патриарха Павла называют «иезуитом». Своё несмирение проявили и во время выбора нового Патриарха.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/06/ep...

Закрыть Крещенская купель Воспоминания о праздновании Крещения Господня в 1990–2000-е годы Владимир Шкляев   19:54 19.01.2021 730 Время на чтение 9 минут В 90-е годы в Церкви многие важные общественные дела проводились впервые после долгого перерыва. Все это запомнилось всем, и старшим, и молодым. Так было по всей России, и в Ижевске тоже. В праздник Крещения Господня 1994 года в Невском соборе впервые освящали воду. Благодетели изготовили из нержавейки две больших емкости, вмещавшие около тонны каждая. Но, когда начали заливать в них воду, из кранов потекла ржавчина. Попробовали сливать её через пожарный шланг, но весь день вытекала только грязь. (Потом мы узнали, что одновременно такое же произошло и в Свято-Троицком соборе). Положение к концу дня стало аховым: машины, чтобы навозить воды, в соборе нет, людей тоже нет. Батюшка был на грани отчаяния! Побежали в соседнюю пожарную часть, а там руководитель противопожарной службы Удмуртии полковник Михаил Камалетдинов проводил совещание. Обо мне доложили, и вот, отодвинув все свои дела, они произвели мозговой штурм на тему как можно решить такую проблему собора. Казавшееся нам таким простым и легким решение – залить воду из емкостей пожарных машин – не подходило: емкости моют специальным шампунем, который опасен для здоровья. Один из командиров предложил привезти чистую родниковую воду в специальной цистерне для кваса. Только в ней не работает насос и воду придется из неё перетаскивать ведрами. Это в тех условиях стало выходом из положения. До часу ночи группа прихожан и строителей наполняла две наших цистерны водой. Потом пошли умываться, а из всех кранов течет чистая вода. Искушение… А, быть может, для такого первого за шесть десятилетий праздника святой князь Александр Невский послал людям чистейшей ключевой воды. На первом в новой истории собора водосвятии толпа так напирала, что даже здоровенные мужики не могли утихомирить народ, толпа даже слегка помяла одну из цистерн. В последующие годы все происходило уже спокойно.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/19/kr...

«Передо мной встала особая задача: надо было установить отношения невмешательства государства во внутреннюю жизнь Русской Православной Церкви и одновременно - невмешательства Церкви в политические процессы страны. Отныне государство и Церковь должны были связывать уважительные отношения, а в целом ряде областей - даже партнерские» , - подчеркивал Святейший Патриарх Алексий, вспоминая первые годы после избрания на престол. Автор настоящих заметок Борис Лукичев на основе личных воспоминаний показывает именно эту сторону деятельности приснопамятного Предстоятеля - духовного отца и пастыря, заложившего основы современных государственно-конфессиональных отношений. Так сложилось, что в период работы с 1992 по 1995 годы в Минобороны России, а затем с 1996 по 2010 годы в Администрации Президента Российской Федерации мне приходилось заниматься в основном государственно-конфессиональными отношениями. Эти времена освящены для меня многократными личными встречами со Святейшим Патриархом Алексием. Начиная работу над настоящими заметками, я просмотрел свои дневниковые записи, и сам удивился: мне довелось встречаться и разговаривать с Патриархом более тридцати раз. Чаще всего это был краткий обмен значимой информацией или уточнение позиций по вопросам взаимодействия Предстоятеля Церкви с главой государства. Происходило это, как правило, в ходе различных церковно-общественных мероприятий: Рождественских чтений, акций Международного фонда единства православных народов, конференций: «Армия и гуманизм», «Православие и российская армия» и многих других. Были, впрочем, и обстоятельные беседы, что называется с глазу на глаз, в рабочем кабинете Предстоятеля в Чистом переулке и в его резиденции в Переделкине. Убежден, что общение с Первоиерархом Русской Православной Церкви оказало существенное влияние на мой духовный опыт, на профессиональную деятельность, на всю мою жизнь. В начале 90-х годов минувшего века Патриарх Алексий помимо прочих трудов активно занимался возрождением взаимодействия Церкви с Российскими Вооруженными силами. Быть может поэтому мне, в то время еще действующему полковнику, впервые лично довелось встретиться с Патриархом 23 февраля 1992 г., когда вместе с председателем Комитета по работе с личным составом Минобороны России генерал-майором Н.С. Столяровым мы прибыли в Богоявленский кафедральный собор в Елохове и были приглашены в алтарь чтобы поздравить Предстоятеля Церкви с днем тезоименитства.

http://pravoslavie.ru/66568.html

После реставрации Малый собор Донского ставропигиального мужского монастыря вновь распахнул свои двери для прихожан, паломников и гостей древней московской обители. После реставрации Малый собор Донского ставропигиального мужского монастыря вновь распахнул свои двери для прихожан, паломников и гостей древней московской обители. Первый собор монастыря во имя Донской иконы Божией Матери, ныне именуемый Старый или Малый, построен в 1593-1596 годах мастерами боярина Бориса Годунова. В 1677-1678 годах к первоначальному небольшому бесстолпному храму пристроили приделы во имя преподобного Сергия Радонежского и великомученика Федора Стратилата в память разгрома татаро-турецких войск под градом Чигириным. Трапезная (1673 г.) и шатровая колокольня (1679 г.) завершили ансамбль храма. Именно в Малом соборе Донского монастыря 30 марта/12 апреля 1925 года был погребен святитель Тихон, Патриарх Всероссийский. В 1930 годы собор закрыли, и в нем разместилось общежитие Метрополитена. В 1946-1950 годы были проведены работы по реставрации фасадов и интерьеров храма по проекту Н.Н.Соболева. При реставрации в храме установили иконостас из разрушенной церкви во имя Харитона Исповедника, что в Огородниках. В 1948 году Святейший Патриарх Алексий I в преддверии совещания Предстоятелей Автокефальных Православных Церквей, которое должно было пройти в Москве, ходатайствовал об открытии церкви в Донском монастыре, «где находится могила Патриарха Тихона», приписав ее к храму Ризоположения на Донской улице. Вопрос решился положительно, и в храме по праздничным дням возобновились богослужения. С этого же времени здесь стало совершаться мироварение, так как в трапезной части храма была устроена мироваренная печь для приготовления Святого мира для всех приходов Русской Православной Церкви. В процессе реставрационных работ в те годы были восстановлены завершение храма пирамидой кокошников, ступенчатые своды перекрытия четверика основного объема и ниши внутри храма, воссозданы белокаменные порталы. В 1991 году Донской монастырь возвратили Русской Православной Церкви. Вскоре в Малом соборе в результате поджога случился пожар, после которого храм отремонтировали, а в феврале 1992 года в трапезной части храма были обретены святые мощи Патриарха Тихона. В середине 90-х годов над местом погребения святителя возведена изукрашенная сень.

http://pravmir.ru/v-malom-sobore-donskog...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010