Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА (Иоанн; † 1474-1480, Псково-Печерский монастырь), прп. (пам. 29 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской), Псково-Печерский, основатель и строитель Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Сведения об И. содержатся в «Повести о Псково-Печерском монастыре» (известны 4 основные редакции нач. XVI - кон. XVII в., «Повесть...» дополнялась заметками хроникального характера вплоть до 1692). Прп. Иона Псково-Печерский. Икона. 90-е гг. XX в. (ц. Псково-Печерских святых на Горке) Прп. Иона Псково-Печерский. Икона. 90-е гг. XX в. (ц. Псково-Печерских святых на Горке) И. был родом («измлада», «издетска») из Московской земли, псковичи прозвали его Шестник (одно из значений слова - «пришелец»). В кон. 60-х гг. XV в. (отсутствие в «Повести...» дат не позволяет точнее определить время основных событий жизни святого) свящ. Иоанн был послан в г. Дерпт (Юрьев, ныне Тарту, Эстония) и 2,5 года служил в ц. во имя свт. Николая Чудотворца, поставленной псковичами в Русском конце города. В эти годы местный католич. епископ начал преследование правосл. жителей Дерпта, закрывая церкви, изгоняя и казня священников. Видимо, эти обстоятельства вынудили свящ. Иоанна покинуть Дерпт, и в 1470 или в 1471 г. он поселился в Пскове вместе с супругой Марией и 2 сыновьями. В поздних редакциях «Повести...» (80-е гг. XVI в.) сообщается, что Иоанн служил в Никольской ц. Дерпта вместе со сщмч. Исидором . 8 янв. 1472 г. католики бросили под лед р. Эмбах (Омовжа, ныне Эмайыги) сщмч. Исидора вместе с 72 прихожанами. Когда в Пскове Иоанн услышал о мученической смерти Исидора, он «сжалився» и «разжегся любовию по Христе» (в ранних редакциях «Повести...» и в Житии сщмч. Исидора Юрьевского о сослужении Иоанна и Исидора не упом.). Узнав, что селянин Иван Дементьев во время расчистки принадлежавшей ему земли нашел устье «Богом зданной» пещеры, Иоанн отправился туда осмотреть пещеру как возможное место буд.

http://pravenc.ru/text/578260.html

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин: Взрывы в Церкви невозможны Мне кажется, многие наши болезни происходят сегодня как раз оттого, что человек обретает веру — и начинает с ней «носиться», не знает, куда ее «поставить», куда ее «приладить»: «Как теперь жить!? Что теперь делать!?». 11 января, 2012 Мне кажется, многие наши болезни происходят сегодня как раз оттого, что человек обретает веру — и начинает с ней «носиться», не знает, куда ее «поставить», куда ее «приладить»: «Как теперь жить!? Что теперь делать!?». или Почему архиерей надеется, что православные наконец-то перестанут «носиться» со своей верой? Фото Николая Шешина «Церковь не оправдала ожиданий интеллигенции 90-х»; «Церковь не победила пьянство в России»; «Церковь не смогла…» — список того, что Церковь якобы должна была сделать за последние двадцать лет, но почему-то не сделала, можно продолжать. Вопросов будет столько, сколько вопрошающих. Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в ответ на такие слова предлагает одну простую, но глубокую вещь — разобраться, в чем природа Церкви. Что в ней главное, а что второстепенное; что присуще ей органически, а что не присуще вовсе. Тогда, по мнению владыки Лонгина, будет меньше шансов смешать подлинную Церковь и собственные стереотипы о ней… Органический рост — В 90-е годы многие пришли в Церковь, но немногие на самом деле понимали содержание православной веры. И есть мнение, что точно такая же ситуация сохранилась до сегодняшнего дня, а значит, о втором Крещении можно говорить весьма условно… — Смотря что понимать под «вторым Крещением». Давайте для сравнения вспомним первое. Когда мы говорим, что Русь крестилась в 988 году, мы же не имеем в виду, что в одночасье весь народ стал православным и каждый при этом успел заранее скрупулезно изучить богословие. Нет. Сложно себе представить, чтобы на протяжении какого-то небольшого отрезка времени крестился весь народ: от великого князя до последнего смерда. Крещение было массовым, но не всеобщим: крестились правитель и знать, в первую очередь.

http://pravmir.ru/mitropolit-saratovskij...

На необитаемый остров я взял бы Библию и Винни-Пуха — признался митрополит Иларион В библиотеке Иностранной литературы состоялась встреча с председателем Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополитом Волоколамским Иларионом (Алфеевым) . Встреча открылась получасовым докладом владыки о Церкви, ее присутствии в обществе и духовно-нравственной неизменности. Перестройка: «Границы разрезали жизни» Митрополит Иларион начал встречу с того, что поздравил присутствующих с Пасхой Христовой, напомнил о юбилее библиотеки (в этом году знаменитой «Иностранке» исполняется 90 лет) и отдал долг памяти протоиерею Александру Меню, выступавшему когда-то с лекциями в этом же зале, когда встреча интеллигенции со священником была событием экстраординарным. Не без грусти владыка отметил, что сейчас общение духовенства с внешним миром не только распространено, но даже раздражает некоторых людей. Сравнивая ситуацию нынешнюю и двадцать лет назад, митрополит Иларион высказал свою оценку периода перестройки: Как мы помним, конец 80-х — начало 90-х годов — это было время, когда распадалось то, что распадалось на протяжении веков, когда распадалось великое государство, строившееся на началах солидарности между народами, а потом существовавшее в течение семидесяти лет на принципах тоталитарного насилия. Распад этого государства был для многих людей катастрофой и не по идеологическим причинам, а потому что жизнь наша была так устроена, что люди жили в разных странах, тогда входивших в одну страну, в том числе, и члены одной семьи, родственники. Вновь возникшие границы между государствами часто пролегали между человеческими судьбами. Они разрезали семьи, они разрезали человеческие жизни. И конечно, для многих это было время идейной ломки и духовной катастрофы. Диалог спасающий Многие люди, напомнил владыка, прожив достойную жизнь, в те годы оказались в материально трудном или даже катастрофическом положении — у многих буквально ушла почва из-под ног. На помощь пришла Церковь.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-alf...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Размышления о воцерковлении и катехизации Автор делится своими размышлениями на актуальную тему. Сюда вошли статьи: «Проблемы воцерковления», «Катехизация как воспитание», «Катехизация молодежи». Размышления о воцерковлении и катехизации ПРОБЛЕМЫ ВОЦЕРКОВЛЕНИЯ Введение Вот уже скоро 20 лет, как Русская Церковь получила свободу, в связи с чем в неё вошло большое количество людей. Многие связали с Церковью всю свою жизнь, стали священниками, монахами, церковнослужителями. В конце 80–х и начале 90–х годов прошлого века это воспринималось как чудо, вызывало эйфорию, восторг по поводу возрождения Церкви. Но вот прошло полтора десятилетия. С внешней точки зрения Церковь действительно возродилась — восстановлены и построены вновь храмы и монастыри, Церковь стала активным и значимым участником общественных процессов. Если же взглянуть на прошедшие годы под другим углом, картина будет не столь радужна. Главное для Церкви — не храмовые здания, не почётное её положение в государстве, а люди, православные христиане, их полноценная церковная, духовная, христианская жизнь. И здесь мы сталкиваемся с большими проблемами. Вошедшие в Церковь в конце 80–х — начале 90–х гг. люди часто констатируют на исповедях и в частных беседах всё более и более явно проявляющуюся «неудачу» в своём христианстве… как будто что–то в нём «не сработало». Начиналась наша церковность, как правило, чтением св. Отцов, постничеством, некоторые бросали учёбу, работу, всецело посвящая себя духовному подвигу… и вот — 10 — 15 лет — и наступило некое разочарование, «усталость» от Церкви; многое в ней стало для нас рутиной, тяжкой обузой, на подвиги нет сил, а главное — не видно плода наших усилий. Я пришёл для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком (Ин. 10, 10), говорит Господь; но где она, эта жизнь? Многие из нас, православных христиан, не видят в себе этой жизни; не обретя её, некоторые ушли из Церкви. Почему же так?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

поиск:   разделы   рассылка Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин: Взрывы в Церкви невозможны Источник:  " Церковь не оправдала ожиданий интеллигенции 90-х " ; " Церковь не победила пьянство в России " ; " Церковь не смогла... " – список того, что Церковь якобы должна была сделать за последние двадцать лет, но почему-то не сделала, можно продолжать. Вопросов будет столько, сколько вопрошающих. Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в ответ на такие слова предлагает одну простую, но глубокую вещь – разобраться, в чем природа Церкви. Что в ней главное, а что второстепенное; что присуще ей органически, а что не присуще вовсе. Тогда, по мнению владыки Лонгина, будет меньше шансов смешать подлинную Церковь и собственные стереотипы о ней... Органический рост – В 90-е годы многие пришли в Церковь, но немногие на самом деле понимали содержание православной веры. И есть мнение, что точно такая же ситуация сохранилась до сегодняшнего дня, а значит, о втором Крещении можно говорить весьма условно... – Смотря что понимать под " вторым Крещением " . Давайте для сравнения вспомним первое. Когда мы говорим, что Русь крестилась в 988 году, мы же не имеем в виду, что в одночасье весь народ стал православным и каждый при этом успел заранее скрупулезно изучить богословие. Нет. Сложно себе представить, чтобы на протяжении какого-то небольшого отрезка времени крестился весь народ: от великого князя до последнего смерда. Крещение было массовым, но не всеобщим: крестились правитель и знать, в первую очередь. А дальше происходило по Евангелию: закваска помещается в тесто и постепенно все тесто вскисает. Крещение в 988 году – это только начало длительного процесса. Князья, принявшие Православие, начали в каком-то смысле " соревноваться " друг с другом в строительстве храмов, в обустройстве монастырей, заботились о распространении Священного Писания, богослужебных книг. И так постепенно христианство становилось жизнью всего народа. Или, например, в Римской империи: когда при императоре Константине Великом христианство стало свободной религией, мгновенного перерождения общества ведь не произошло. Только позже Григорий Богослов напишет, что любая крестьянка, торгующая на рынке, знает разницу между терминами " омоусиус " и " омиусиус " . Но ведь до этого должны были пройти века! И вот интересный вопрос: Крещение Руси, начавшееся в 988 году при князе Владимире, – когда оно закончилось? Через двадцать лет? Пятьдесят? Сто? Можно ли в какой-то исторической точке сказать: всё – Русь крещена целиком и полностью, просвещена светом Евангелия? Принятие христианства целым народом – процесс длительный, его не уложишь в ограниченный временной отрезок, а само крещение – лишь старт. И на мой взгляд, сегодня происходит тот же самый постепенный процесс...

http://religare.ru/2_91727.html

поиск:   разделы   рассылка " Страна нераскаянных Каинов вряд ли может войти в Царство Небесное " Интервью с членом Синодальной комиссии по канонизации святых протоиереем Георгием Митрофановым Источник:  Юлия Балакшина: Отец Георгий, как Вам представляется, сохранила ли в себе современная Россия черты " той России, которую мы потеряли " , и если да, то в чем Вы их видите? Прот. Георгий Митрофанов: Характерным результатом 90-х годов – попытки осмысления исторического пути России, происходившей в то время – является понимание: та девятисотлетняя историческая православная национальная Россия, мыслями о которой многие из нас в советское время пытались поддержать себя в советской действительности, утрачена нами навсегда. Современная страна может быть названа постсоветской Россией. Это уже и не традиционная Россия, и не Советский Союз, это нечто третье, причудливым образом совмещающее в себе черты трех стран: двух, которые уже были и ушли, и третьей, которая рождается на наших глазах. Я бы назвал постсоветскую Россию " страной третьего мира " , имея в виду под этим термином страну, либо не имеющую своей истории, либо отторгнутую от своей истории. С нами произошло именно это. В 90-е годы мы вдруг осознали, что историческая Россия невосстановима, а Советский Союз развалился. И тем не менее, если говорить о чертах двух этих прошлых Россий, то в нашей современной жизни, конечно, преобладают черты советской России. Особенно печально наблюдать эти черты в церковной жизни. Одним из главных проявлений этой тенденции является то обстоятельство, что большинство пришедших в Церковь постсоветских людей по существу людьми религиозными еще не стали. В Церковь их привели сторонние обстоятельства. У них нет даже самого элементарного опыта религиозной жизни. Я хочу подчеркнуть: не религиозных знаний, а именно опыта жизни. Вот почему они с такой легкостью готовы придать нашей современной церковной жизни черты, с одной стороны, комбината ритуально-бытовых услуг, а с другой – новой организации, которая избавит их от тяжелого бремени ответственности и свободы.

http://religare.ru/2_67085.html

Протоиерей Александр Авдюгин: Лично я, как настоятель храма, всегда ожидаю очередные выборы 24 августа, 2011. Протоиерей Александр Авдюгин Священник не только востребован, но и стал неотъемлемой частью современного общества. Это радует и озадачивает. Протоиерей Александр Авдюгин, специально для «Восточного варианта» Духовная несостоятельность власть предержащих стала причиной того, что на территории, где мировоззрение народа испокон века было православными, и опирается на сокровищницу именно православной культуры, образовались мистические и религиозные объединения, для которых история и традиции нашего народа или ничего не значат, или напрочь отвергаются. Одним из постоянных вопросов, на который практически невозможно быстро и толково ответить священнику, это вопрошение: «Что приводит людей в церковь?». Разбить по категориям «радость», «горе», или «поиск истины» не получится по причине того, что путь к Богу у каждого свой. Мы не стадо, а абсолютно эксклюзивные и оригинальные личности. И осознавая свою персональную исключительность, в тоже время оказываешься перед фактом массовости открытия приходов, объединяющих десятки и сотни, а в областных центрах и столицах – тысячи людей. 1990 год — на Луганщине было чуть более 90 зарегистрированных православных общин, а ныне, через 20 лет их почти 400. Пришлось даже разделить область на две епархии : Луганскую и Северодонецкую, так как управлять такой махиной православных приходов одному епископу не по силам. Каждый год, с начала нового тысячелетия, прибавляется еще 5-7 приходов. Рост численности соборов, церквей и церквушек в приспособленных помещениях начался чуть ранее обретения независимости Украины (после официального разрешения празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году), но основной пик регистрации пришелся на первое пятилетие 90-х. Именно эти пять лет четко показали, что годы официального атеизма практически никак не повлияли на веру в Бога. Единственное, в чем преуспела коммунистическая идеология — это в привнесении в православие языческих воззрений и магических практик. Вспомните пустые улицы при телетрансляции оккультных пассов Кашпировского и утренние поголовные зарядки воды, кремов и пудры экстрасенсом Чумаком.

http://pravmir.ru/protoierej-aleksandr-a...

Прощание с матушкой Наталией Соколовой Я помню свои самые ранние детские воспоминания, когда я, просыпаясь ночью, видел, как мать стоит на коленях и молится о своих детях, о всех тех, кого она знала. 25 января, 2014 Я помню свои самые ранние детские воспоминания, когда я, просыпаясь ночью, видел, как мать стоит на коленях и молится о своих детях, о всех тех, кого она знала. Проповедь протоиерея Николая Соколова на похоронах Наталии Николаевны Соколовой 24 января 2014 года в храме святителя Николая в Кленниках. Мы сегодня собрались в этом храме, чтобы проводить в последний путь старейшую прихожанку этого храма Наталию Николаевну Соколову , которая помнит его еще до закрытия. С ним связаны вся ее жизнь и упования, которые она оставила всем нам, как свое завещание и благословение. Вся ее жизнь прошла под покровом Господа нашего Иисуса Христа, и она всегда воистину была с Ним. Она жила настоящей жизнью христианина, и всех, кого знала, она вела ко Христу, ибо она жила со Христом. В жизни каждого христианина главное – это встреча, истинная встреча со Христом. Если мы не встретим Господа на своем пути, как мы можем называться христианами? Господь пришел ко всем, чтобы спасти всех и вся. И если человек встретил Христа, то он на всю жизнь становится сопричастным Его святому Евангелию, Его жизни, Его проповеди, Его страданиям, Смерти и Воскресению. Перед нами человек, который всю жизнь положил служению делу Христову. Душа его во благих водворится, и память его в род и род (Пс 90). Сегодня сюда пришли многочисленные потомки матушки – более тридцати детей, внуков, правнуков, чтобы поклониться, попросить у нее прощения и самое важное – молитвы. Вчера, читая правило и думая о ней, я читал Псалом «Живущий под кровом Всевышнего» (Пс 90).Там в конце сказано: «с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое». Господь явился ей в больших скорбях, ее жизнь прошла через многочисленные испытания и страдания. В 30-е годы, когда этот храм еще был открыт, она впервые приносила сюда свои еще детские исповеди, священномученик Сергий принимал ее здесь. Тут она пролила свои слезы и получила первое Христово утешение. Здесь были и ее родители – покойные дедушка Николай и Зоя Вениаминовна. Она была свидетелем закрытия этого дивного храма, попрания и превращения его в неподобие храма. К счастью, сегодня он вновь воскрес из пепла, и дает нам радость и утешение. Она была свидетелем жестокой войны, где погиб ее брат, где она трудилась на трудовом фронте, юная девушка. И Господь послал ей великое благо – в селе Гребнево она обрела свою любовь, свою радость, своё утешение, встретив нашего отца.

http://pravmir.ru/proshanie-natalya-soko...

Храм святого великомученика Пантелеймона (Кёльн) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Приход святого великомученика и целителя Пантелеимона в Кёльне принадлежит Германской епархии Русской Зарубежной Церкви. Содержание История [ править править код ] С конца 70-х годов небольшая кельнская община, состоявшая поначалу из детей и внуков русских эмигрантов послереволюционной волны, вынуждена была снимать помещение у Протестантской Церкви. Литургию служили редко — один раз в месяц, в четвертое воскресенье. В оставшиеся воскресенья месяца кельнский священник окормлял приходы Дортмунда, Дюссельдорфа, позднее и Бад Эмса. В 80/90-е годы протестанты предоставляли русской общине помещение Trinitatis-Kirche (недалеко от Heumarkt) также на Страстную неделю и на Пасху. Иконостас, как и во многих других приходах РПЗЦ был складной и переносной – его собирали за час до Литургии, а по окончании ее немедленно складывали до следующего раза. Все это очень напоминало военно-полевые условия. В начале 90-х годов, в связи с новым потоком эмигрантов и переселенцев из России, численность членов кельнской общины стала быстро увеличиваться. После Перестройки стал возможен свободный выезд за границу на временную работу российских деятелей науки и культуры, для молодежи открылась возможность поучиться в высших учебных заведениях Европы и в частности в Германии. Оказавшись на чужбине, многие россияне стали посещать богослужения Русской Церкви, крестить детей, венчаться, знакомиться с основами Православия. Именно тогда для Кёльнского прихода остро встал вопрос о постоянном и просторном помещении, где бы можно было регулярно служить Всенощное бдение и Литургию, проводить занятия с детьми и беседы со взрослыми. В 1994 году, после вывода из Германии бельгийских войск, усилиями Епархии и лично Преосвященнейшего Марка, архиепископа Берлинского и Германского, для кельнской общины была приобретена территория почти в 2 га земли, на окраине города, где прежде располагался военный городок бельгийцев — с храмом, административным зданием, казарменными постройками, спортивным комплексом.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святого_в...

Дмитриевка. Церковь Димитрия Солунского. Храм великомученика Димитрия Солунского Церковь. Действует.   Престолы: Димитрия Солунского Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:1885. Адрес: Белгородская область, Старооскольский р-н, с.Дмитриевка Координаты: 51.231475, 38.118212 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Согласно историко-археологическому сборнику «Воронежская старина», 1784 год стал знаменательным для жителей села Дмитриевка. В этом году вместо прежней ветхой церкви сельчане выстроили новый деревянный храм во имя св. Димитрия Мироточца, известного также как св. Димитрий Солунский. Первым настоятелем Димитриевского храма, отмеченным в консисторских делах за 1766 год, был священник Иоанн Попов. В 1769 году его сменил священник Прохор Иванович Никитин, почивший в 1785 году. По преданию, в XVIII веке в селе было несколько церквей. Первая - называемая местными жителями «часовней» - располагалась в саду помещицы Рыкановой вплоть до 90-х годов XIX века. Второй храм - маленькая церквушка, которая, по преданию, была построена в лесу. Поэтому в этот исторический период (конец XVIII в.) в селе было два штата священнослужителей: в документах встречается упоминание о двух священниках – Федоре Семеновиче Попове и Андрее Федорове. По неизвестным причинам оба священника запрещены в служении. С 1788 по 1816 годы священствует Андрей Филиппов. Приемником его стал Дмитрий Авдеевич Станский. В 1821 году упоминается умерший в этом же году священник Тимофей Варфоломеевич Протопопов. С 1826 по 1835 годы настоятельствовал священник Василий Васильевский. В 1835 году к храму был определен священник Иоанн Иванов, а уже в следующем году - священник Федор Мишин. С 1839 по 1864 годы при храмах служит священник Никита Михницкий. О внутреннем устройстве часовни мы узнаем из доклада местного благочинного епархиальному начальству от 1842 года: обветшавший иконостас нуждается в ремонте, впрочем, как и весь храм.

http://sobory.ru/article/?object=16217

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010