Конст. V, пр. 17-е) и имел верховный надзор над делами митрополичьего управления, равно как и служением и поведением митрополитов; имел право безапелляционного суда по делам духовным и тяжебным между митрополитами и епископами и прочим духовенством; принимал апелляцию на суд митрополитский, как и епископский (IV Всел. Соб. пр. 9-е, 17-е); определял своим голосом на соборах наказание митрополитам, как и епископам, обличённым в более или менее важных преступлениях, наприм., отрешение от места (Юстиниан Новел. 137, 120; Номокан. Фотия, тит. 9. гл. 6) и проч. Стоя на историко-канонической точке зрения, нельзя не признать, что подобную же вышеизложенной организации областного соборно-митрополичьего управления можно было бы установить и в русской Церкви в настоящее время, внеся в неё, применительно к современным требованиям церковной жизни, лишь большую определённость и полноту, именно – исправив и восполнив нормы устройства органов окружного управления, в соответствии с епископским управлением, с одной стороны, и центральным – с другой, и установив точнее круг ведомства этих органов. Так, в соответствии с проектируемым составом высшего органа церковной власти – Поместного Собора русской Церкви (см. п. 1-й настоящих «соображений»), а также и с соборным органом епархиального управления (п. 3), – и в митрополичий собор могли бы быть введены, в качестве членов, лица белого духовенства и монашествующего, по выбору от целого округа, а также и миряне, по своему настроению и осведомлённости в делах церковного управления могущие оказать полезное и деятельное содействие в решении церковных и церковно-общественных дел. Точно так же, в параллель постоянному исполнительному органу в высшем церковном управлении и таковому же учреждению в управлении епархиальном, и при митрополите можно было бы организовать (под именем «совета» или каким другим названием) подобное учреждение с исполнительными функциями, в состав которого входили бы епископы ближайших к митрополиту епархий (могущие по первому призыву явиться в митрополию) и члены из духовенства и мирян, по избранию и уполномочию областного собора; последние, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

трул. собора). 511 Патриархом константинопольским Мефодием (842–846) определено было воссоединение с церковью падших, смотря по возрасту и обстоятельствам падения, следующим образом. Если возвращаются в церковь люди, в детстве взятые в плен неверными и отрекшиеся от веры из страха, или неведения и непонимания, то над ними, в течение семи дней, священник читает очистительные молитвы, на восьмой день омывает их, опоясывает полотенцем и помазывает миром, как это делается с крещаемыми. Люди, отрекшиеся от веры в зрелом возрасте, но быв вынуждены к тому муками, постятся восемьдесят дней (две четыредесятницы) с коленопреклонениями и молитвами, а перед истечением этого срока, в течение семи дней, над ними читаются очистительные молитвы, и затем с ними поступается также, как с предыдущими. Люди, отрекшиеся от веры в зрелом возрасте и не по принуждению, а добровольно, держат двухлетний пост, воздерживаясь от мяса, сыра, яиц и вина; при этом, если они крепки здоровьем, делают на каждый день 100 поклонов и 200 раз произносят: „Господи помилуй“. За восемь дней до истечения срока над ними читаются очистительные молитвы и т. д. Pitra, II, 362–363. 512 Трул. 61 и лаод. 36. Подвергаются церковному покаянию те, которые водят медведиц или иных животных на посмешище и на вред простых людей и, соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастии, о судьбе, о родословии и множество других подобных толков, а равно собор отлучает и так называемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Вожаки медведей у греков обвешивали тело животного лентами и снурками, и, вместе с клочками медвежьей шерсти, продавали их женщинам, как предохранительные средства от болезней и лихого глаза. Гаданием о счастии и о судьбе занимались так называемые математики и астрологи. Облакогонителями назывались предвещатели по виду облаков. Обаятелями назы вались призыватели бесов на пользу или на вред людям: См. проф. Павлов, Номокан. при больш. требн. 2 изд. стр. 123–155. Кроме того, Василий Великий в 65 пр. говорит о приготовлении зловредных снадобий. Западные соборы вооружаются против гадания и предсказывания будущего по полету птиц, по испражнениям животных, по мозгу их, по огню, добываемому посредством трения дерева и т. п. См. об этом Stäudlin, III, 373 и сл. Начальники волхвов рассматриваются, как стоящие вне христианства. Григ. нисск. 3, трул. 61. См. также Суворов, К вопросу о западном влиянии на древне-русское право, 1893, стр. 93–97.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

§ 69. Есть еще в наших требниках особого рода молитва , относящаяся к покаянию, под наименованием молитва «О скверноядящих». К сожалению, в настоящее время многие давно уже забыли, что Церковь христианская еще со времен апостольских не совсем благосклонно смотрела на употребление некоторого рода пищи, и в особенности, по указанию апостольского собора в Иерусалиме, крови и удавленины (и идоложертвенного)... ( Деян. 15: 20 ). Сюда же по другим церковным правилам надобно отнести мертвечину и зверохищное, т. е. волком снедомое, или пораненное птицею, и т. п. (Номокан. при больш. требнике, пр. 131). Но простой народ во многих местах и доселе ревниво следит за исполнением этих правил, и некоторые, особенно употребление крови, считают даже одним из самых тяжких грехов, и вследствие этого нередко обращаются к священнику не только для исповедания таких грехов, но и с просьбой помолиться о грехах их. В ответ на это священник может прочитывать над таковыми помянутую молитву «О скверноядящих», которую, как говорит Новая Скрижаль, «скверноядящие по исполнении подлежащей епитпмии разрешаются». § 70. Что до молитвы о кающихся, и так называемого канона ко Пресвятой Богородице во исповедание грешника, то первая из них суть ничто иное, как буквальное повторение тех же молитв, которые повторяются в обыкновенном последовании покаяния (т. е. Боже Спасителю наш, иже пророком Твоим Нафаном... и Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго...), а потому о молитвах этих нужно сказать здесь тоже самое, что сказали мы выше, когда говорили о совершении исповеди (отдел. III § 12. Сравн. Нов. Скриж. гл. XXXVII). Самый же канон во исповедание грешника есть превосходная покаянная песнь ко Пресвятой Богородице, составленная так, что содержит в себе Евангелие об отпущении грехов наших Отцем нашим небесным ( Мк. 11: 23–27 ) потом ектению о кающемся, о еже приститися ему всякому согрешению вольному и невольному, и наконец, молитву Иоанна Дамаскина : «Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш, един имеяй власть оставляти грехи...». В таком своем виде, без сомнения, канон этот как нельзя более соответствует своему назначению, и потому всякий раз может быть прочитываем священником, в особенности во время говений, для возбуждения сердечного сокрушения в кающихся и утверждения в них надежды на милосердие Божие и для испрошения благодати Божией к более полному исповеданию грехов своих. Кроме этого, канон этот может годится и для чтения перед причастием св. Тайнам, потому что прилагаемая к нему молитва: «Владыко Господи, Иисусе Христе, Боже наш...» есть ни что иное, как одна из молитв полагаемых у нас в последовании ко святому причащению (в общем порядке таковых, в нынешних молитвословах и правильниках по счету пятая), вообще назначаемых для достойного приготовления к принятию Тела и Крови Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

В 1-м отделе цитируются правила, имеющие значение для вселенской церкви (Canones), а во втором отделе приводятся государственные узаконения относительно вопросов церкви, извлеченные главным образом из законодательства Юстиниана; они приводятся или целиком, или в виде перифраз, или, наконец, с толкованием различных юристов. Впоследствии к Номоканону были сделаны весьма важные дополнения: во 1) в 1090 г., по распоряжению Михаила Дуки, он был дополнен Феодором Вестою. Он вписал в титулы текст правил, вместо прежних цитат, для устранения затруднения при их отыскивании; дополнил государственными законами из институций Феофила, из кодекса и из индекса Фалелея, из nov 188 и из редакции nov. Афанасия и Феодора. 2) В XII веке Мануил и Михаил поручили Вальзамону составить толкование на номокан. Сборники церковн. правил на западе Главным источником церковного права на западе были декреты пап. Сборники правил начинаются с V века. Древнейший такой сборник Prisca canonum vertio exgraecis codicibus содержал в себе правила 3-х вселенских и 6-ти поместных соборов. Но Так как перевод был неполный, то вскоре появился новый перевод греческих правил, положенный в основание сборника Дионисия Малого (Dionisii Exigui). 1 Дионисий Малый был по происхождению славянин, но получил образование у римлян. По просьбе Стефана, епископа Салонского (в Далмации), он перевел с греческого языка на латинский сборник правил, состоявший из 50 апостольских правил, из постановлений 4-х вселенских и 6-ти поместных, бывших на востоке, соборов и Карфагенского 419 года. Во вторую редакцию им внесено собрание папских декретов за 375–498 гг., вместо канонических посланий отцев церкви, помещавшихся в сборниках восточной церкви. В XII веке этот сборник получил на западе общее значение Codex сапопит во всех странах запада. В 754 году nana Адрианъ I предложил этот сборник с дополнениями Карлу Беликому в качестве свода церковных законов, и он был торжественно признан в этом значении на соборе в Атене в 802 году, под именем Дионисия Адриановского сборника.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/konspe...

§77. Есть также в наших требниках особого рода молитва , относящаяся к покаянию, под наименованием молитвы о скверноядших. К сожалению, в настоящее время многие давно уже забыли, что Церковь христианская еще со времен апостольских не совсем благосклонно смотрела на употребление некоторого рода пищи, как-то, по указанию апостольского собора во Иерусалиме, крови и удавленины (и идоложертвенного)... ( Деян. 15:20 ). Сюда же по древним церковным правилам надобно отнести мертвечину и зверохищное, т.е. волком снедомое, или пораненное птицею, и т.п. (Номокан. при больш. Тр. пр. 131). Но простой народ во многих местах и доселе ревниво следит за исполнением этих правил, а некоторые, особенно употребление крови, считают даже одним из самых тяжких грехов, и вследствие этого нередко обращаются к священнику не только для исповедания таких грехов, но и с просьбою помолиться о грехах их. В ответ на это священник может прочитывать над таковыми помянутую молитву о скверноядших, которою, как говорит Новая Скрижаль, «скверноядшие по исполнении надлежащей епитимии разрешаются...“ §78. Что до молитв о кающихся, и так называемого канона ко Пресвятой Богородице во исповедание грешника, то первые из них суть не что иное, как буквальное повторение тех же молитв, которые полагаются в обыкновенном последовании покаяния (т.е. Боже Спасителю наш, иже пророком Твоим Нафаном... и: Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго...), а потому о молитвах этих нужно сказать здесь тоже самое, что сказали мы выше, когда говорили о совершении исповеди (отдел. III §25. Сравн. Нов. Скриж. гл. XXXVII). Самый же канон во исповедание грешника есть превосходная покаянная песнь к Пресвятой Богородице, составленная так, что содержит в себе Евангелие об отпущении грехов наших Отцом нашим Небесным ( Мк. 11:23–27 ), потом ектению о кающемся: о еже проститися ему всякому согрешению вольному и невольному.., и наконец молитву Иоанна Дамаскина : Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш, един имеяй власть оставляти грехи. В таком своем виде, без сомнения, канон этот как нельзя более соответствует своему назначению, и потому всякий раз может быть прочитываем священником, в особенности во время говения, для возбуждения сердечного сокрушения в кающихся и утверждения в них надежды на милосердие Божие и для испрошения благодати Божией к более полному исповеданию грехов своих. Кроме этого канон этот может годиться для чтения пред причащением Св. Тайнам, потому что прилагаемая к нему молитва: Владыко Господи, Иисусе Христе, Боже наш... есть не что иное, как одна из молитв, полагаемых у нас в последовании ко Святому Причащению (в общем порядке таковых в нынешних молитвословах и правильниках по счету пятая), вообще назначаемых для достойного приготовления к принятию Тела и Крови Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

См. 3 отв. патриарха Николая Констант. (Аф. Синт., IV 419), 29 кан. Никифора Констант. (ib. 431, β), сочинения Афанасия Кесар. об успенском посте (ib. 585), Анастасия Синаита о трех постах (ib. 580), Никона (ib, 591). Вальсамона 55 канонический ответ и послание его о постах (ib. 486, 565). Прав. Испов., ч. I, отв. 88. 2098 Cod. Justin. UII, 12, 6, Cf. Basilic. VII, 17, 22. Op. относительно Австрии декреты 22 янв. 1804 г., 24 авг. 1826 г., 17 июня 1841 г. и др. 2101 Номокан. III, 14; XI, 1 (Аф. Синт., I, 117, 247), Никифора Констант. кан. 31 (ib. IV, 430). Самый чин см. в «Дополн. требн.», стр. 1–19. 2110 Император Василий Македонянин приказал, чтобы этот календарь был разослан по всей византийской империи. Один древний греческий календарь напечатан в дополнении к книге Martinou Annus ecclesiasticus graeco-alavicus. Ср. об иконах у Властаря, Е, 6 (Аф. Синт., VI, 246–249). 2111 На Афонской горе уже в XI веке основалась школа церковной живописи в византийском стиле, а в следующем веке было составлено и особое руководство для церковных живописцев, переведенное затем на немецкий язык и изданное Schäfer’oм под заглавием: Das Handbuch der Malerei vom Berge Athos. Trier, 1855. 2112 Грамота об этом, изданная патриархами в 1668 г., содержится в «Сборнике соловецкой библиотеки». 891. Правила о церковной живописи в России установлены на так называемом «Стоглавом соборе» 1551 г., ст. 27. 2113 VII Всел. соб. кан. 6 и толкование этого канона. Ср. также 100 кан. Трул. собора и толкование Зонары и Вальсамона на этот канон (Аф. Синт., II, 545–546). 2115 См. об этом и о соборах, занимавшихся этим с XI века и после его архим. Сергий, Полный месяцеслов. I, 313 и сл. 2116 Чин в «Дополн. требнике», стр. 148. Греческие кладбища называются, как мы упомянули в тексте, а самое название означает «место сна», так как по Иерониму (adv. Vigilant.), по вере в воскресение, верных надо звать не мертвыми, а спящими. В римском праве кладбища также считаются «священными» (Dig. et Cod., ре religiosis et sumptibus funerum per totum.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

(Теми же частицами, на которых не окажется совсем Святой Крови, и нельзя будет приобщать; они останутся для потребления после литургии). Разрезывать в таком случае Агнец за проскомидией нужно с особенною предосторожностью, чтоб разрезанные части, обращенные при сушении мягкостью к верху, не могли от своей тяжести распасться. Полагать его вообще в кивот следует так, чтоб он не был видим для входящих в алтарь, даже и в то время, когда (как за службой) открывается крышка или дверка кивота для влияния на него сухого воздуха (а иной раз для ударения на него солнечного света). Но сохрани Бог забыть затворить кивот с Агнцами и так-то оставить его от одной службы до другой, тем более на ночь: в продолжение этого времени могут быть и метение в алтаре и большой дым от печки и может что случиться еще опаснее. Чтоб вернее избегнуть этой забывчивости, нужно затворять кивот каждый раз в одно время при окончании службы. Великая заботливость требуется, чтоб сохранить от повреждения Св. Агнцы, особенно последний, или для обедни в пятницу. На сей раз критический особенно день — четверток: в этот особенно день надобно иметь открытым кивот со Св. Дарами. Чтоб не могло быть повреждения и на поверхности Агнца, которою будет лежать Агнец на дне кивота, удобным представляется переменять на разные стороны положение в кивоте Агнцов. Если некаждодневная служба, для освежения Агнцов в о здухом следует нарочито приходить в церковь. Если и за всем тем, так или иначе, повредятся Св. Дары для литургии преждеосвященных Даров, и даже до того, что не удобно будет употребить их для службы, в таком случае литургия преждеосвященных Даров пропускается. Поврежденные Св. Дары нельзя ни сожечь, не иначе как-либо истребить. Дождавшись литургии св. Златоуста или св. Василия Великого, нужно потребить их со сладким вином (Номокан. прав. 160), притом — особо или после потребления литургийных Даров дня. Тяжкую же вину своей неосторожности или незаботливости по этому делу надобно поспешить — очистить глубоким покаянием пред духовником и эпитимиею» (Попов, ч.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

381 Полн. Собр. пост. и распор. по вед. прав. испов. II, 346, 388, 424, 440, 496 и др. Опис. д. и док. син. арх. 507. См. также несколько фактов у Знаменского, О прих. духов. стр. 403, 418, 453 и 454. Доп. А. И. XI, 10. Соловьев, История России с древн. времен т. XIV, стр. 79, т. XXI, стр. 258, 318 и др. Справедливо замечает г. Знаменский, что после Петра мы постоянно встречаем известия о ссорах архиереев с губернаторами и воеводами, – явление весьма важное для характеристики эпохи и для разграничения двух ведомств (стр. 414). Но еще справедливее было бы сказать, что указанное направление в общественной и государственной жизни началось еще гораздо ранее Петра. 382 Так называемый, «чин» или «чиноследование православия», установленное в IX в. Мефодием, патриархом константинопольским, умершим в 846 году, с основанием русской Церкви, перенесено, как уже замечено было выше, и в эту последнюю. В синодики вносились имена еретиков, как греческих, так и отечественных, имена других противников Церкви Божией, и, наряду с ними, также имена лиц, изменивших, или вообще повредивших отечеству. В чинопоследовании, пересмотренном, исправленном и сокращенном св. синодом в 1767 году, исчисляются уже только ереси, подлежащие осуждению соборному, но самые имена еретиков исключены; из политических преступников оставлены только Отрепьев и Мазепа. В 1869 году выпущены из чинопоследования также и имена Отрепьева и Мазепы. Ныне имена государственных преступников анафематствованию не предаются, но о них говорится все-таки, хотя и в общих выражениях: «помышляющих, яко православные государи возводятся на престолы не по-особенному о них Божию благословению и при помазании дарования Св. Духа к прохождению великого своего звания в них не изливаются, и тако дерзающим против них на бунт и измену, анафема, трижды». См. Русский архив за 1870 г. стр. 752–757. 384 Ibidem, стр. 95. О влиянии закона судного на наше законодательство: Дубенский, Русские Достопамятности, ч. 2, стр. 139; Розенкампф, Обозрение Кормчей книги 2-е изд. стр. 106–107; Калачов, Исследован. о русской правде, стр. 120; Дювернуа, Источники права и суд в древней России, стр. 40–41; Павлов, Первонач. номокан. стр. 24–25 прим. 44. Закон судный, как известно, существовал в двух редакциях, из которых одна, обширная, представляет большее количество статей и вместе с тем не содержит указаний на замену греческих членовредительных наказаний церковным покаянием, другая, краткая, заключает в себе меньшее количество статей, представляя в то же время и означенную замену. См. Проф. Павлова, назв. сочин. (стр. 94–99).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Женщинам запрещается входить в алтарь (6 вселенск. собор правило 69, лаодикийск. 19, Номокан. при требнике 66). Вообще в церкви запрещается совершать чтобы то ни было, кроме богослужения: по нашим церковным законам запрещается в них оставлять на ночь покойников или погребать (исключение представляют царские усыпальницы; равным образом, дозволяется хоронить в церквах храмосозидателей и высших духовных иерархов); запрещается иметь в церкви какие бы то ни было изображения, кроме икон или крестов (даже нельзя помещать в них царских портретов). Обагрение церкви человеческой кровью, хотя бы и случайное, признается ее осквернением, которое может быть устранено только особыми обрядами. В случае поругания над церковью еретиками и неверными она должна быть освящена вновь; освящается вновь и тогда, когда при возобновлении храма или поправке его будет тронут с места или просто расшатан престол. Сам материал церкви, если она сломана, почитается священным; потому дерево от старых сломанных церквей идет или на церковные же строения, или на отопление самой церкви, а мусор от разобранных каменных храмов обыкновенно употребляется для бута нового, который строится на месте старого (ук. Святейш. Синод. 1742 года сент. 9). Равным образом и место, где стоял престол в упраздненной церкви, навсегда огораживается решеткой или иначе охраняется от попрания. Около церквей не должно быть ничего противного чувству благоговения к святыне; поэтому их ставят посреди площадей и, если дозволяет место, окружают оградой; поэтому же вблизи церкви запрещается строить и открывать питейные и увеселительные дома и делать непристойные выставки (питейный дом может быть открыт не менее, как на расстоянии 40 саженей от церкви). Таким образом мы видим, что сооружение церквей не может быт делом частным, независимым от духовного правительства. Это же правительство заведует и домовыми церквами, устраиваемыми в частных домах. Дозволение на устройство домового храма зависит от Святейшего Синода, а в столицах и от Высочайшего разрешения, и при том дается только лицам, которые приобрели право на особое уважение по своему общественному положению и при своем усердии не могут посещать храмов, например, по болезни, преклонным летам (Уст.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Ах! Если б это сравнение, т. е. внезапности великого поста после увеселений сырной недели с внезапностью тех грозных событий, так подействовало на нас, что мы положили бы твердую решимость на будущее время проводить сырную неделю только по намерениям Церкви, а не по извращенным понятиям и грешным обычаям мира! Рыбный стол и вино в те дни постов, когда нет на них разрешения По правилам Церкви те христиане, которые без всякой нужды и без всякого различия дней употребляют в посты, особенно, в великий, и рыбу, и вино, «в прещение их сластолюбия», не удостаиваются приступить к Св. Тайнам в Пасху (Номокан. при большом требн. 225). Эта епитимия была чувствительною для древних христиан, которые кроме приобщения среди вел. поста приобщались и в день Пасхи. Ныне она, конечно, не устрашит плохих постников. Но преслушание Церкви не должно ли смущать совесть богобоязненного сына ее? но чрезмерное ослабление для себя поста не уменьшает ли для нас и награду за него, и не отнимает ли у него пользу? В самом деле, разве это подвиг поста, если только не едим мясного и молочного, но рыбное и вино дозволяем себе сряду не только в Успенский, Петров в Филиппов посты, а даже в Четыредесятницу, среди которой, между тем, рыбный стол разрешается только дважды: в праздник «Благовещения» и в «Вербное воскресенье»? Это лишь один шаг вперед от решительного нарушения постов. Рыбная пища только менее утучняет тело, чем мясная. Она также не обходится без закалания, или пролития крови, как и пища животная. Велик ли это отказ себе, чтоб не есть лишь мяса, а питаться изо дня в день рыбой и употреблять вино, сколько душа захочет? Говорят, «к чему еще такая разборчивость в постном столе? довольно, если ядим постное, а не скоромное». Нет, разборчивость кажется излишнею только при легком взгляде на дело. А в сущности, качество самой постной пищи важно; глумиться, например, нечего над тем, что уставом церковным в Лазареву субботу разрешается икра рыбная, но нет разрешения на самую рыбу: найдем разницу и между икрой, и рыбой, если всмотримся.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010