По прибытии М.Грека в Москву, Вассиан постарался ознакомиться с историей греческого Номоканона и лучшими его комментаторами, из которых иные не были известны у нас даже по имени. Кроме того, Максим перевел для Вассиана некоторые правила с толкованиями Вальсамона, которыми воспользовался Вассиан при составлении замечаний к тексту канонического трактата, помещенного в Кормчей под заглавием: «Собрание некоего старца, на воспоминание своего обещания (т. е. монашеского обета), от святого писания о отвержении мира». Все его положения сводятся к общей мысли, что все св. отцы об отвержении мира писали: «сел не держать, ими не владеть, но жить в тишине и в безмолвии, питаясь своими руками» 1627 . И если в правилах именуются монастырские села, то не инокам повелевается ими владеть (11 грань Номокан. Фотия), но данные им села хранить от соборной церкви экономам, и кормятся от него всякими потребами, повелением епископа, или милостыней от христолюбцев, если не довольствуются своим рукоделием». Он ссылается на ряд как византийских, так и русских святых, которые сел не принимали, ими не владели и не пользовались. Обильный материал в подтверждение своей мысли он находил в житиях святых, но этому часто противоречили жалованные купчие, вкладные и меновые грамоты, данные или совершенные теми же лицами. Ссылаясь на правила всел. соборов (IV-ro, 24; VII-ro, 12 и 18), Вассиан категорически утверждает (Номокан. Фотия), что сел в мон. держать не велено, что управление всеми монастырскими и церковными имуществами должно принадлежать епархии и совершаться через эконома и что зазорно для епископа и монахов иметь частые и близкие сношения с женщинами, а это неизбежно при вотчинном быте русских монастырей и епископий. Кроме того, в свои правила Вассиан внес изречения и мнения «еллинских мудрецов – Аристотеля, Омира, Филиппа, Александра, Платона, быть может, взятые из сборников (как Пчела и др.) или заимствовав их у того же М.Грека, за что подвергся осуждению на суде спустя всего несколько лет (1531 1628 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Удержавшееся за мирянами право участия в делах церковных проявлялось отчасти в обсуждении религиозных вопросов вне соборов, насколько самые соборы, устанавливавшие тот или другой догмат, нуждались в общецерковном их признании, отчасти в большем или меньшем влиянии на замещение церковных должностей. Что касается замещения должностей, то, во-первых, мирянам предоставлялось участие в выборе епископа на вакантную епископскую кафедру. При Юстиниане это участие было регулировано таким образом таким образом, что духовенство и знатнейшие лица города выбирают трех кандидатов, из которых одного избирает и посвящает митрополит провинции (nov. CXXIII с. 1, CXXXVII с. 2; номокан. в XIV тит. I, гл. 9). На западе епископские выборы производились духовенством и всем населением городов и, несмотря на злоупотребления и беспорядки, с которыми они были сопряжены, выборы держались до XI-ro века. Во-вторых, в отношении к замещению всех вообще церковных должностей, начиная с епископской и оканчивая низшими должностями, миряне имели участие настолько, насколько каждому предоставлялось право перед посвящением и при самом посвящении предъявить обвинение против кандидата в преступлениях и пороках, в каком случае посвящающий, под страхом дисциплинарной ответственности, должен был приостановиться посвящением до исследования дела (карфаг. 61; Юстиниана nov. VI с. 1 § 10; nov. CXXIII, с. 14; nov. CXXXVII с. 3; номокан. I, 8). Ктиторам, т. е. основателям или учредителям церквей и богоугодных заведений, предоставлено было право наречения кандидатов на церковные должности при основанных ктиторами институтах и наблюдения за имущественной администрацией. Это ктиторское право в действительности превратилось в право собственности ктиторов в устраиваемых ими церквах, или даже вообще в право собственности землевладельцев в существующих на их земле церквах, хотя бы церкви не ими были устроены. Из взгляда на церковь , как на частную собственность, естественно должны были вытекать важные выводы для местной церковной жизни, которая должна была находиться в полной зависимости от хозяина церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Жены же от своих мужей не нисходящие, и как восходящими, так и побочными назвать их не можно.... И тако о том, когда муж в коем дому восприемлет отроча, чтобы жене в том же дому и от тех же родителей детей не воспринимать, и чтобы из того между мужем и женой было какое сродство, точного, запрещающего правила не обретается» (Св. Синода протокол 10-го Марта 1758 года 21; Дело 1757 года 8 Сентября 320). § 34. В Номоканоне есть правило, заповедующее, что «ниже восприемник бывает монах детища» (Номокан. при больш. Требн. пр. 84). Но сам же Номоканон прямо не указывает, откуда в нем заимствовано это правило, и мы знаем, что древняя Православная церковь наша, по видимому, вовсе не знала о нем; вследствие чего, между прочим, «крестными отцами ваших русских Великокняжеских и Царских детей были большею частию монахи». И только «со времени издания Номоканона при требнике это запрещение (наравне с запрещением монахам венчать браки) сделалось, кажется, общим правилом» (см. Ук. Св. Син. 1805 г. Марта 31: Опр. Св. Син. 8 Мая и 9-го Окт. 1811 г.) на том, конечно, основании, что восприятие детей от купели крещения необходимо вовлекает монаха в общение с миром и, в частности, с лицами другого пола, что явно противоречит коренному началу иноческой жизни» (Номокан. при больш. Требн. А Павлова, стр. 100–101; сравн. Требн. П. Могилы, ч. I, стр. 12). Впрочем, в практике в нашей церкви запрещение это и теперь не всегда исполняется во всей силе, и мы знаем многих епископов, архимандритов, игуменов и игумений, которые и в настоящее время также не отказываются воспринимать детей от купели, если только сами они не найдут сего неприличным для себя и если вместе с сим лица, у которых им приходится крестить, бывают вполне достойны этого. § 35. Ко всему этому, наконец, священник должен наблюдать в особенности, чтобы восприемника, из какого бы звания и состояния они ни происходили, знали, по крайней мере, основные истины веры сами, понимали свое назначение, а потому и воспринятых ими от купели духовных чад своих могли воспитать в духе православия и благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Находящиеся в отлучке, вне своего прихода более года, должны исповедоваться в приходах их отлучки, но с условием – взять оттуда заручное письмо от священника, у которого они исповедовались, т.е. свидетельство о бытии у Исповеди и Святого Причастия, для доставления своему приходскому священнику (Синод. указы 1772 г. Июл. 16 и 1873 г. Февр. 4). Наблюдение за тем, чтобы все православные были у исповеди хоть один раз в год, лежит на приходском священнике, который для того составляет исповедные ведомости о бывших и небывших у Исповеди и Святых Таин Причастия лицах своего прихода (Св. зак. т. XIV Устав. о пред. и пресеч. преступл.). Приходские священники со всей пастырской заботливостью должны увещевать молодых людей, подлежащих призыву к воинской повинности, чтобы они непременно исполняли долг о бытии у Исповеди и Святого Причастия в год их призыва, облегчая им при том всеми способами исполнение сего долга (Ук. Св. Син. 1 Апр. 1883 г.). Строжайше запрещается священнику после исповеди, при каком-либо случае, например, в ссоре с духовными детьми своими, укорять их теми грехами, о которых он узнал от них на исповеди. Ему даже запрещается вообще ссориться с духовными детьми своими – укорять их в пороках, так как слышащие брань и укоризны могут подумать, что священник знал о сказанных пороках от них на исповеди, и поверят тому, что укоряемый действительно имеет эти пороки (Дух. Регл. ст. 11). Также строго запрещается открывать и другим грехи, исповеданные кем-либо ему. Грехи, разрешенные на исповеди, должны быть преданы вечному забвению; то же, что не разрешено на исповеди, остается на совести кающегося, а совесть каждого есть неприкосновенная святыня и тайна, которую только Бог может видеть и судить (Дух. Рег. ст. 9, 10. Номокан. при б. Треб. пр. 120). Об епитимии Епитимия назначается различная, по степени грехов, по возрасту, положению, а также и по мере раскаяния кающегося (Требн. Чин испов. Дух. Регл. 1 Всел. Соб. пр. 12 IV – 102, Вас. Вел. 84. Григ. Нисск.4:5). Назначая кающемуся епитимию, состоящую в совершении каких-либо добродетелей, должно выбирать добродетели, противоположные исповеданному греху; так, сребролюбцу нужно предписывать раздаяние милостыни, блуднику – пост, слабому в вере и уповании – налагать молитву, и т.п. Но при этом следует смотреть и на то, возможно ли для кающегося исполнение назначенной ему епитимии, чтобы не назначить ему невозможного; например, нищему не назначить раздаяние милостыни, человеку занятому, обремененному многими обязанностями – хождение частое в церковь и продолжительную молитву, и т.п. (Кн. о долж. пресв. приход. §106).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

Но в указанной грамоте нет прямого обетования, что Рим до скончания века сохранит благочестие, а сказано лишь, что «тамо, т. е. в Риме, до скончания века и всегда поищут учителя». При том же царю Константину грамота эта не принадлежит (см. предисл. к Номокан. при Потреб. Филар. л. 655, Барон. лет 1191 чис. 8, и др. свид. в Вып. Алекс. стр. 348–349), полна латинских заблуждений и имеет прямою целью утвердить за римскими епископами (вопреки 1 вс. с. 6 пр. и 4 вс. с. 28 пр.) на вечные времена права и преимущества власти, т. е. право суда над 4 восточными патриархами и над всеми церквами. 3) Указывают безпоповцы еще следующее место в Беседах Златоуста на 14 посл. ап. Павла, по-видимому, подтверждающее мысль об условности Господних обетований: «Господь завеща, глаголя ученикам: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Но сие бывает, егда мы хощем, не бо всячески будет с нами, егда себе далече творим» (на 2 Сол. бес. 5, стр. 2358). Однако, по внимательном рассмотрении, и это место не подтверждает их мысли. Безпоповцы относят его ко вселенской Церкви, между тем оно имеет в виду частных лиц, которые, конечно, своими грехами могут далече себя творить от Господа. Что же касается вселенской Церкви, то слова: се Аз с вами есмь всегда на ней исполняются, пот. что Господь, как глава Церкви, не может покинуть своего тела и никогда не отступает от неё. 4) Новейшие защитники безпоповщины, напр. Коновалов, ссылаются на след. слова бл. Иеронима: «Все, что сказано дому царскому, пусть разумеют епископы и со-служители их пресвитеры, и диаконы и весь чин церковный, – что если они исполнят повеленное им ( Лк. 17:10 ) и, между прочим, не будут проливать невинной крови, соблазняя меньших ( Мф. 18:6 ) и уязвляя совесть каждого ( 1Кор. 8:12 ), то сохранят данный им от Господа сан. Если же исполнить это они не захотят и этим пренебрегут, то сами обратят Церковь Божию в пустыню» (Твор. Иерон. VI ч., 387 стр.). Отсюда ясно, замечают безпоповцы, что хотя Господь обещался пребывать с истинными пастырями вечно; но положил это на их волю: если они исполнят Его заповеди, то сохранят данный им сан.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

соб. прав. 69, Лаодик. соб. прав. 19 и Номокан. 66), на солее же помещаться воспрещается на основании устава о пред. и преступлений, каковое воспрещение состоялось по Высочайшему повелению Императора Николая I, лично заметившего те безпорядки, которые происходят от заполнения солеи молящимися (Ц. В-к 1899 г. Следует ли на ранней литургии в соборе производить трезвон после часов и звон в один колокол к «Достойно»? Положенный звон должен быть соблюдаем, конечно, и на ранней литургии; в отличие же от поздней на практике принято отличать раннюю от поздней характером благовеста к началу: на ранней принять редкий, а на поздней — частый благовест (Ц. В-к 1893 г. Можно ли вычитывать правило ко св. причастию за всенощной или утренней? Службы эти сами по себе имеют значение приготовительных, почему «известие учительное» и рекомендует выслушивание их с особым благоговейным вниманием. С вечера священнослужитель должен прочитать каноны (различные в разные дни) и акафисты, а утром — отслужить и прослушать полунощницу, утреню, часы и канон вместе с молитвами ко св. причащению; во всяком случае даже если бы не удалось выполнить всего правила, молитвы ко св. причащению должны быть прочитаны пред литургиею (Ц. В-к 1893 г. В крайних случаях может ли священник литургисать, прочитав только известные молитвы ко святому причащению и опустив чтение канонов Спасителю, Божией Матери и др.? Или в таких случаях служить не литургию, а часы? «Учительное известие» разрешает в крайних случаях оставлять правило, точию по божественной литургии оставленное все да совершит (иерей); молитвы же ко причащению неотложно да глаголет пред литургией». Конечно, если священнику накануне литургии придется проездить с требою всю ночь, что случается в многолюдных приходах, и он будет крайне утомлен или обессилен от проведенной без сна ночи, то лучше ему отправить часы и обедницу вместо литургии, иначе от утомления и крайнего обезличения легко может случиться с ним какое-либо несчастье при совершении литургии (Р.д.С.П.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

На востоке почти одновременно составились два постановления: антиохийского собора 341 г. (под преобладающим влиянием арианского направления) пр. 11, 12 и 15, провозглашающие принцип безапелляционности решений провинциального собора, с исключением и права апелляций к императору, и постановление сардикского собора 343 или 344 г., (который был, впрочем, общим собором востока и запада, почему и каноны его были редижированы одновременно на обоих языках – греческом и латинском), допускающее возможность для лиц, считающих себя несправедливо осужденными (поводом было дело известного борца за православие на никейском соборе Афанасия александрийского , низложенного арианским собором), просить римского епископа, для почтения памяти епископа Петра, о назначении новых судей с целью пересмотра дела (пр. 3 сард.). Постановление это не получило силы на востоке, хотя каноны сардикского собора и признаны трулльским, и хотя бывали отдельные примеры таковой просьбы. 691 Карфаг. 22; халкид. 15 (о дьякониссах, которые получали хиротонию подобно пресвитерам и дьяконам); трул. 14 и 15. См. еще Валъсамон к 21 гл. I тит. номокан. 694 VII всел. 2 требует от кандидата в епископы знания псалтири и усердия читать св. Писание и учить других. 696 Лаодик. 5; карфаг. 12, 13, 60, 61; VII всел. 3. Cp. Вас. В. 89; Феофил. александр. 7; Кирилла александр. 4. 697 Пр. 161 (Pitra, II, 342). См. замечание по поводу перевода Питры: „синие ногти“ в Курсе церк. пр. II, стр. 233. 698 Трул. 3: ,, Κτο по крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быть епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ниже вообще в списке священного чина. Такожде взявший в супружество вдову, или отверженную от супружества (т. е. разведенную с первым мужем), или блудницу, или рабыню, или позорищную (т. е. состоящую на театральной сцене), не может быть епископом, ни пресвитером, ни вообще в списке свящ. чина“. Ср. Вас. В. пр. 12. 699 Как напр. отступление от веры (I всел. 10), убийство, не исключая и убийства в необходимой обороне (Григ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

2 Номокан. Греч. библ. Афинск. Универс. ϑ.) 87, гл. 119, φ. 130 (нач. «Πρς τν μν λαχησττητα παρεγνετ»...); ркп. Парижск. Национ. Библ. b (гл. 280), φ. 299 об. (нач. «Προςλϑων τ μ λαχησττητι...»). 3 Первое в Номо., греч. ркп. библ. Афинск. унив. 25, φ.20 об.–21. (нач. «Τν πρς τν μν οδαμιντητα οαραγενμην…; форма служила для некоего духовника Иакова, имя которого вписано вместо другого имени – выскобленного – прежнего влдельца рукописи); второе в Номок., ркп. библ. Афонск. Пантелеимоновского монаст. в конце; ср. ркп. Святогорск. Библ. φ.72 (Μαρτυτα πνευμανικο πρς πνευματικν τκνον). 4 Ср. цит. 2 и 3, а также Номок., ркп. библ. Афинск. Унив. 73, гл. 292, φ. 267 (с первым надписанием) и (совершенно такое же) в Номок., ркп. Парижск. Ницион.библ. suppl.) 67, φ.191 (κεφ.33). 5 Хрисанф патр. Иерусалимский. Συνταγμτιον περ τν φφικων, κληρικτων κα ρχοντακων... κ. τ. λ. Benet. 1778, σελ. 61, под заглавием: «Τπος κατ τν ποον γρφουσιν ο πνευματικο πατρες ες κενον, πο μλλεο ν ερωϑ» и пр. В ней же оно издано и в Σνταγμα τν ερν καννων Ραλλη κα Ποτλη, t. V, Αϑην. 1855, σελ. 543 (с надп. «Τπος συμμαρτυρας τ χειροτονηϑησομν»). 6 Номок. Ркп. Пантелеим. Мон. φ. 249 об.; Святогроб. В Константинополе библ. φ. 238 об. (гл.343). 7 Номок., ркп. – библ. Афинск. Унив. 55, φ. 38 об.; Святогробск. Библ. (гл. 152); Пантелем. Мон. 43, φ.258 об.; в конце. Надписание «Συμμαρτυρα» – Никодим, руководясь книгою об исповеди помянутного патр. Хрисанфа, объясняет указанным выше требованиям от ставленнического духовника – узнавать нравственные достоинства кандидата на иерархическое звание – не только путем исповеди, но и чрез свидетельство сторонних лиц (ξομολογητριον, benet. 1885, σελ. 67, not. 2). 8 Номок. Греч. ркп. библ. Barberini л. 123–124 (τρα μαρτυρα πρς πνευματικν τκνον); Номок., ркп. Пантелеим. Монст. φ. 249 об.–250; σελ.45. 9 См. Πηδλιον, εκδ, ν Λειψα, 1800, σελ.526, ξομολογητριον Νικοδμου, ed. Benet. 1885 σελ. 68, nott. ερ νϑολογα, περιεχ. ρμηνεαν π τς τελετς τν πτ μυστηρων... Αϑην. 1880, σελ. 157, – причем во всех случаях надписывается «Τπος κανονικς συμμαρτυρας». В этой же редакции, добавим, – трактуемое свидетельство (с надп. Исповедано писмо кое дае духовник имаеем се рукоположити) принято в практике сербской церкви (см. митрп. Михаила «Ручина свештеничка книга».Београд, 1867, стр. 208–209»).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

а) Виды суеверия: аа) Ворожба по Библии (где развернется), а также употребление суеверных молитв и заклинаний. Слово Божие и слова из церковных молитв ставить наряду с гадательными книжками или картами – ни с чем не сообразно. В слове Божием, в духе которого составлена большая часть церковных молитв, нет двусмысленных мест, которые бы разъясняли для человека желаемый вопрос. Оно светить человеку (между прочим и предсказаниями будущего) только для спасения души, а не для разгадки каких-либо иных вопросов. В номоканоне (при большом требнике) сказано: «...суду подлежать... иже ключи во псалтырь влагают, оттуда ложная вешающе.., иже (употребляют) молитву нежита» (или от лихорадки: сюда же нужно отнести заклинание или заговариванье истекающей крови); «вся сия от бесов дейетвуются . (Ст. 20). бб) Вера в талисманы (таинственные предохранения от болезней и других злополучий). У православного христианина есть крепкие оберегатели его от злополучий. Это – нагрудный крест его и вместе с тем частое ограждение себя крестным знамением; это св. икона, это – молитвенная мысль об ангелехранителе. Носить же или хранить такие на прим. вымышленные вещи: «сон пресвятой Богородицы», полное всяких нелепостей и жалкого суеверия «письмо найденное в. Иерусатме» или «ладонки», а также надевать на детей или на животных для предохранения их от болезней и «уроков» (от «лихого глаза») бумажки с какими либо текстами или привески (на прим. снурки и шерсть с медведя, которого водить) (Номокан. ст. 20): все это значит не что иное, как (говоря текстом соборных правил) надевать на себя узы душ. За этот грех даже полагается извергать из церкви. (Лаодий. соб. 36). вв) Вера в домовых, водяных, лесных, ведьм и проч. Несомненно, злые духи существуют и христианин не может не признавать их существования после множества свидетельств об них в слове Божием и по собственному опыту борьбы с ними, если он стремится к большей чистоте жизни. Но «домовых», русалок и проч. нет. Это вымысл и разные олицетворения прежнего русского языческого мира. Верит в домовых и бояться их, значить «в христианстве язычествовать»: кое же согласие Христови с велиаром? ( 2Кор. 6, 15 ). Отсюда грех также называть кого-либо в гневе ведьмой («старой») или лешим.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

§ 162. Но правилам церковным «женщина, в течении сущая», т. е. имеющая менструацию или месячное очищение, или вообще страдающая кровотечением, не только не должна причащаться, но даже и «ходить в церковь , пока не очистится» (Тимоф. Алекс. правило 7сравн. Номокан., при больш. требнике пр. 64). Но если бы, в случае несчастья, которой либо из таковых грозила неминуемая смерть от кровотечения или от другой какой либо тяжкой болезни, то таковую священник должен исповедать и затем приобщить св. тайнам; подобно остальным больным, жаждущим божественного напутствия. § 163. По разуму восточной церкви, священник должен также всегда допускать к исповеди и причастию св. тайнам и бесноватых, если только они во время беснования своего не богохульствуют и не находятся вне себя, и приступают к св. тайнам с надлежащим благочинием и вообще без особенных действий, оскорбляющих святость таинства и его высокое значение для человека (Сравн. Тимоф. Александр. пр. 3). § 164. Если больной страдает опасной, непрерывной рвотой, (напр. во время холеры, и т. п.), то всего лучше не преподавать ему св. тайн, пока рвота но прекратится у него и он не успокоится. Преподавать св. тайны лицам, страждущим рвотой, при видимой опасности уничижения тела и крови Христовой вследствие их извержения, отнюдь не благопристойно и недостойно святости и величия таинства. Старинное церковное правило об этом гласит следующее: «Не могущим по причине всегдашней рвоты ничего удержать из пищи, да не подаст иерей божественнаго причащения ради бесчестия, но для таковых немогущих достаточно и того, лишь бы они, очистив совесть покаянием, искренно от сердца желали причащения» (Треб. П. Могилы о причащении, стр. 326); и без сомнения это Господь также вменит им в заслугу, и простит им согрешения их. § 165. Может быть и так, что причащающийся по болезни, или по другой какой либо причине не может вкушать вина, а потому и не в состоянии причащаться вместе с телом и крови Господней. Таковых священники могут причащать запасными дарами, приливая к ним вместо вина простую воду; но что касается обыкновенных св. даров, освящаемых на только что совершившейся литургии, то здесь отступления никакого быть не должно, тем более, что священник может причастить больного частицею св. тела, если не омоченного, то напоенного св. кровью, и при том, в случае крайности, такою маленькою, в которой вкус вина может остаться даже не замеченным для больного.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010