Типикон, вып. I, 315). «Егда совершается поминовение усопших: третины, девятины, сорочины, годины, или в иное время восхощет кто поминати родители своя, по вечерни бывает панихида, служба вся, якоже и на погребения, кроме стихир, блажени, апостола, евангелия и целования. В конце же службы или по отпусте ходят на гроб, поюще: Со духи праведных и прочая; священник молитву Боже духов и возглас Яко Ты еси воскресение, и отпуст по обычаю заупокой. Наутрие совершается святая литургия о усопших, и во святой литургии чтется апостол и евангелие дню и усопших... По заамвонной же молитве абие поют: Со духи праведных и прочая. Также диакон, кадя над кутиею, глаголет ектению: Помилуй нас, Боже, и прочая, священник молитву Боже духов и по возгласе: Яко Ты еси воскресение и абие: Буди имя Господне. По отпусте же святые литургии ходят и на гроб паки, аще тамо близ есть, и таяжде поют и глаголют, яко и по заамвонной молитве и отпуст заупокой» (Деяния собора... М., 1905, лист 18–19). Давая эти указания о поминовении усопших, собор совсем не говорит о том, в какие дни может быть такое поминовение и в какие его нельзя совершать. В XVII веке такого вопроса не могло и быть. Тогда для русских людей, не только священнослужителей, но и мирян, хорошо знавших не одну букву устава, но и понимавших и дух его, не могло быть никакого недоумения по этому поводу. Тогда все хорошо знали, в какие дни можно и в какие дни нельзя возносить заупокойные моления. Тогда знали и исполняли 169 правило Номоканона при Б. Требнике – помнили и считались с указаниями митр. Георгия о том, что в воскресение не должно петь литургию заупокой (Голубинский, История Русской Церкви, т. I, 2-я половина, М., 1904, стр. 456) и с разъяснениями митр. Киприана игумену Афанасию: «В НЕДЕЛЮ ЗА УПОКОЙ НЕ ПРАВИТИ, ниже в субботу вечера панихиды пети; в неделю же на проскомисании поминати умерших, тако же и в тайных молитвах невозбранно есть. Яко наставшему Великому посту, аще и случится кому от нас житья преставитися среди недели, певше над ним, гробу предати, А ПРАВЛЕНИЯ НИКАКОВА, НИЖЕ ПАНИХИДЫ ТВОРИТИ должно есть, разве в пятницу вечера, и в субботу поминание» (т. е. по скончавшемся в Великом посте среди седмицы должно ограничиться пред погребением чином отпевания – «певше над ним», а всякое другое поминовение, даже панихиду, следует отложить до поминального дня – субботы). Такожде и по всем пятницам Великого поста, КРОМЕ ПЯТЫЯ субботы и ШЕСТЫЯ. По Пасце же от Фомины недели за упокой правити лзе на всяк день. А В НЕДЕЛЮ ЗА УПОКОЙ ПОМИНАНИЕ ЧЕСТИ НЕ ЛЗЕ. (Голубинский, И. Р. Ц., т. II, 2-я полов., М., 1911, стр. 568–569).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Читти и др.), греческое Житие является первоначальным и было написано сразу после смерти прп. Феодора († 368). Более подробно см.: Хосроев, цит. соч., с. 120. Чуть позже Арман Вийо (A.Veilleux. La liturgie dans le cénobitisme pachômien au quatrieme siècle. Studia Anselmiana, 57. Roma, 1968) предложил более сложную концепцию соотношения версий Жития, настаивая на том, что первоначальной была коптская версия, однако более современный исследователь Ф. Руссо поставил под сомнение аргументы Вийо (P. Rousseau. Pachomius: The Making of a Community in Fourth-Century Egypt. University of California Press, 1985, с. 40-48).В любом случае, как заключает Руссо на основании свидетельства самого греческого Жития (G 1 98), греческая версия (Vitaprima) появилась непосредственно сразу после смерти Пахомия как ответ на возникшую в греческой монашеской среде нужду (указ.соч., с. 45). F. Halkin. Sancti Pachomii Vitae graecae. Bruxellis, 1932 (Subsidia hagiographica, 19), с. 1-96. Собрание подвижнических наставлений св. Василия Великого называет «Уставом» уже св. Феофан Затворник в своём собрании «Древние иноческие уставы», с. 213-510. См. напр. П. Панайотакос, указ.соч., с. 354. Помимо «Устава» св. Василия Великого, Панайотакос приводит также ссылки на следующие источники: CodexIustinianus 3, 47 (46), Новелла Юстиниана 123, 34; «Василики» Δ.α.β., πιτομ Νμων (J.G.R. τ. 4, 239), «Номоканон» Фотия 11, 3 (Ралли-Потли 1, 255), Матфей Властарь, «Алфавитная Синтагма», Μ, 15 (Ралли-Потли 6, 393), Συλλογ κκλ. Διατξεων, Γ, 1, 13 (PG 138, 1296), Афанасий Афонский, Κανονικν (Die Haupturkunden für die Geschichte der Athos Klöster, Lipsiae, 1894, ed.Ph. Meyer,p. 1070), Михаила Атталиата, Типикон («Acta et diplomata graeca», т. 4, с. 310); Неофита, патр. Константинопольского, Письмо-Сигиллий от апр. 1735 г. о монастыре Пресвятой Богородицы на Патмосе (κκλησιαστικς Φρος,т. 13, с. 329), Софрония, патриарха Константинопольского, Сигиллий от 1775 г. о монастыре Архангелов на Пелопоннесе (Ταξιαρχν Δημητροπολου Πελοποννσου) (Νος λληνομνων,т.

http://bogoslov.ru/article/2736418

Благословение хлебов было установлено для подкрепления сил молящихся. Во 2 главе Типикона сказано, что, по окончании вечерни, бывает чтение из Деяний или Посланий Свв. Апостолов, во время которого все садятся, «кождо на своих местах»; келарь же, раздробив на блюде благословенные хлебы, раздает братии и почерпает всем, находящимся в храме, по единой чаше вина. После этого вкушения хлеба и вина в тот вечер никто уже не смеет больше ничего вкушать, «причащения ради Пречистых Христовых Таин». В конце Служебника помещается так называемое «Известие учительное, како долженствует иерею и диакону служение в церкви святей совершати» с руководственными указаниями на разные бедственные и недоуменные случаи: там сказано, что желающему причаститься Св. Христовых Таин надо еще с вечера воздерживаться от брашен и питий, или вельми что мало вкусити: « от полунощи же конечно не подобает вкусити чего… зане от полунощи день естественный начинается». В Служебнике же наряду в последовании вечерни печатается увещание иерею относительно употреблении благословенных хлебов, пшеницы, вина и елея. Тут иерею прежде всего внушается, чтобы он елей сей благословенный, вино, пшеницу и хлебы не благословлял бы на втором бдении вторично. Елеем надлежит знаменовать людей при целовании ими образа, можно его и «во брашнах снести»; вино испить с благоговением; хлебы же, на раздаянии доры, раздробив раздавать, (то есть, можно остатки хлебцев [если останутся] раздавать вместе с антидором, дора это антидор), или в дому честно на трапезе прежде общих брашен сесть; пшеницу или посеять, или измолоть с другой пшеницей и с благодарением сесть. Благословенными хлебами и вином ни в коем случае нельзя литургисать, по правилу Номоканона о священнодействии. Помазание благословенным елеем в настоящее время совершается обыкновенно на утрени, после чтения Евангелия и молитвы Спаси, Боже, люди твоя: и заменяет собою то помазание елеем, которое по уставу положено совершать в притворе (см. Типикон гл. 3) после отпуста утрени елеем от кандила (лампады) у иконы праздника или святого. Одновременно раздается и благословенный хлеб, раздробленные частицы которого омочены благословенным вином.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Даров во время «Достойно есть» (Типикон, гл. 59; 169 прав. Номоканона при Требнике). Правильно ли поступают те, которые в вечер великих двунадесятых праздников (или, что то же, по церковному исчислению времени суток, в навечерие дней, непосредственно следующих за двунадесятыми праздниками) на повечерии после канона поют вместо «Достойно есть» ирмос 9-й песни праздничного канона? В вечер двунадесятых праздников или в навечерие дней, непосредственно следующих за двунадесятыми праздниками, уставом не полагается петь на повечерии вместо «Достойно есть» ирмос 9-й песни праздничного канона (см. в Типиконе последование 9 сентября; см. последование 16 августа). Только в вечер недели Пятидесятницы, т.е. в навечерие понедельника Св. Духа, поется на повечерии канон Св. Духа, творение Феофаново, и по 9-й песни вместо «Достойно» поется ирмос тот же (см. последование в неделю вечера с Пятидесятницы). Заметки о совершении богослужения в храмовые праздники В храмовые праздники служба совершается со всенощным бдением. На бдении бывает лития и благословение хлебов. На утрени бывает полиелей, величание, чтение Евангелия, помазание верующих освященным елеем. Перед литургией совершается малое освящение воды. По окончании литургии совершается торжественный молебен с произношением многолетия и вечной памяти создателям храма (если, конечно, они умерли). Где исполняются в престольные праздники стихиры «на стиховне» – на клиросе или среди храма, там, где пелись стихиры литии? Молитвою «Владыко многомилостиве...» лития оканчивается – это есть как бы ее отпуст. А так как лишь о литии сказано, что для совершения ее «исходят в притвор», то по окончании ее, при пении стихир «на стиховне» священнослужители и «лики» переходят в храм, причем первые останавливаются у стоящего посредине клироса. Какое Евангелие читать на утрени в храмовый праздник -воскресное или храму? Евангелие храма. Это ясно прямо и обозначено в храмовых главах: 1, 5, б, 8, 10, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 21, 24; хотя в некоторых храмовых главах, а именно: 3, 12, 19, 20, 33, 38, по-видимому, как бы предписывается читать на утрени Евангелие не храма, а воскресное, но это объясняется тем, что эти главы о чтении Евангелия особо не говорят, а просто указывают общий порядок совершения службы, если праздник случится в неделю (воскресение).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Особенно искаженной в этом отношении является наша божественная литургия. Первая следующая за часами часть ее, сокращенная ныне чуть не до католического «Gloria Patri», имеет чисто изобразительный характер. В двух первых псалмах изображаются благодеяния, оказанные роду человеческому воплощением Сына Божия и предлагается возложить все упование на промысл Божий; заканчиваются псалмомолитвою к воплощенному нашего ради спасения Иисусу Христу. Простое, обиходное двуклиросное пение более всего соответствует внутреннему содержанию этого отдела и сразу возносит, как свидетельствует архид. Павел [вып. III, стр. 175], наше чувство к горнему. В современном богослужении псалмопению этому, сокращенному до 2-х–3-х стихов, стараются придать не изобразительный, а молитвенный характер с особенным неуместным ударением на словах: «вся внутренняя моя» и т. п. В следующем отделе литургии воспоминаются основные положения проповеди Христовой, а в стихирах – блаженнах изображается и воспевается сущность праздника; отдел этот при истовом исполнении весь поется и с внешней стороны напоминает «Господи воззвах» со стихирами на всенощном бдении; заканчивается он молитвой и поклонением Спасу нашему Иисусу Христу, причем оба хора сходятся на средине храма, как для пения догматика, а диакон по возгласе «Премудрость прости» оборачивается лицом к народу, держа пред собою Св. Евангелие (архиерейское служение, Саровская пустынь, единоверч. храмы) – картина получается в высшей степени величественная и трогательная. Вся эта картинность в современном богослужении уничтожена, стихиры пропущены и весь отдел заменен сухим и безжизненным пением нескольких заповедей блаженства и молитвы «Приидите поклонимся». Далее в средине праздничной службы вдруг раздается «Со святыми упокой» и затем ектения об усопших с продолжительным поминовением, вопреки 166 статьи Номоканона: «Когда перестают помины» и прямого указания устава: «Аще поем славословие, «Со святыми упокой – не глаголем» (Типикон, лист 517 на обороте). Вторая часть литургии, когда совершается таинство и когда все присутствующие в храме приглашаются «отложить всякое житейское попечение» и «горе имети сердца», представляет часто сплошное «партесное» полусветское пение, способное расстроить всякое молитвенное настроение и направить помыслы к чисто земным предметам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ОТВЕТ : Более строгий пост в понедельник не связан ни с какими особенными воспоминаниями, а практиковался издревле просто по благочестивому обычаю верующих, ревновавших о подвиге. Во многих обителях иноки, а кое-где и верующее миряне, даже в обычное время года (когда нет многодневного поста), наряду с средой и пятницей, постились и в понедельник, воздерживаясь в этот день от скоромной пищи. Тем более естественно отметить этот день более строгим воздержанием в постный период года. 219 правило Номоканона при Большом Требнике даже предписывает: «Монахи же и понедельник да хранят всего лета, якоже среду и пяток, якоже от Святых Отец прияхом: кое бо прощение есть монаху, егда не преизбыточествует пост его, наипаче же яко и благоговейнии миряне сия хранят». 88. ВОПРОС: Что надо понимать под «вкушением вина», и на чём оно основано, так как на этой почве возникают споры, переходящее в антирелигиозные анекдоты? ОТВЕТ : Вероятно, Вы имеете в виду так называемое «разрешение вина и елея», о котором упоминается в Типиконе и в иных богослужебных книгах в праздничные дни. Надо знать, что на Востоке, где составлялся наш Типикон, вино было самым обыкновенным широко употреблявшимся напитком, наподобие нашего русского кваса. Палестина особенно богата была виноградниками, в изобилии расположенными на склонах, холмах и равнинах. Виноградники у евреев были у каждого дома, так что «сидение под виноградной лозой» было приточной характеристикой времён мира и благоденствия при Соломоне ( 3Цар.4:25 ; Мих.4:4 ; Зах.3:10 ). Обработка винограда была очень рано развита; виноградари и стражи виноградников составляли даже особый класс рабочих. Виноградная лоза считалась у иудеев символом всего, что только было сильно, красиво, полезно. Недаром в Священном Писании весь избранный народ Божий представляется под образом виноградника, а Господь – под образом виноградаря, обрабатывающего этот виноградник, или хозяина, нанимающего виноградарей для обработки Своего виноградника. В Новом Завете Господь Иисус Христос, желая нагляднее изобразить внутреннее духовное единение верующих с Собою, называет Себя виноградною лозою: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь...» ( Ин.15:1–6 ) и под видом хлеба и вина (именно виноградного) Он преподал нам высочайшее Таинство Тела и Крови Своей ( Мф.26:26–28 и др.), заповедав всем нам всегда совершать сие в Его воспоминание.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Бана был не только духовным, но и книжно-церковным центром. Наиболее известным представителем этой лит. школы является Закариа Банели (Валашкертели), принимавший участие в переговорах между византийским имп. Василием II Болгаробойцей и груз. царем Георгием I в 1021-1022 гг. В конце жизни он обосновался в мон-ре в К-поле, где продолжил лит. деятельность. По заказу Закарии Банели были переписаны переводы прп. Евфимия Святогорца: Малый Синаксарь (Кекел. А 648), сборник гомилий свт. Григория Богослова (Кекел. А 1, 1031 г.), сочинения Максима Исповедника (Кекел. Q 34), Малый Номоканон (Кекел. S 143), украшенные миниатюрами, выполненными в художественно-каллиграфической школе К-поля. В 1511 г. в Бана каллиграфом Иаковом был переписан Типикон лавры св. Саввы Освященного (Кекел. А 647). Оклад Бертского Четвероевангелия. 988 г. Мастер Бешкен Опизари. XII в. (Кекел. Q 906) Оклад Бертского Четвероевангелия. 988 г. Мастер Бешкен Опизари. XII в. (Кекел. Q 906) Из рукописей, созданных в монастыре Калмахи, сохранились лишь Четвероевангелия 1520 и 1534 гг. (Кекел. H 1721), переписчик - архидиак. Романоз. В мон-ре Опиза занимались лит. трудом груз. церковные деятели преподобные Григорий Хандзтийский, Михаил Парехский, Серапион Зарзмели, Григорий Опизели, свт. Георгий Мацкверели. Известно Евангелие, переписанное Григорием Опизели в 913 г. и попавшее в книгохранилище Иверского мон-ря на Афоне. В кон. XI в. в Опизе подвизался Афанасий Опизели, переписавший переведенный прп. Георгием Святогорцем Параклитик (Кекел. А 93). Особенно примечательна работа золотых дел мастеров Беки и Бешкена Опизари, украшавших рукописи драгоценными окладами (Бертское Четвероевангелие. Кекел. Q 906; Цкароставское Четвероевангелие. Кекел. Q 907), их работы являются уникальными образцами груз. искусства (см. разд. «Чеканное искусство»). Мон-рь Хандзта (IX в.) был центром кларджетских мон-рей, с именем его основателя прп. Григория Хандзтийского связан расцвет культурно-лит. жизни мон-ря. Составлением и переписыванием рукописей занимались свт. Арсений Сапарский, Мосе Ханцтели, прп. Ефрем Святогорец, Макар Лететели (IX в.), Георгий Мерчуле (X в.) и др. Здесь был создан важный исторический и агиографический памятник Житие Григола Ханцтели (Sinait. iber. 2, 951 г.), годичный Профитологий (Кекел. H 1350, 1085 г.).

http://pravenc.ru/text/639853.html

232 Сборн., ркп. Парижск. Национ. библ. (du fonds) 393, 127–190; Номок., греч. ркп. Моск. Синод, библ 214, ср. 272–273 об. Впрочем, и в русских переводных списках мы также встречаем иногда отсутствие указываемой молитвы. См., напр. Псалтырь с возсл., ркп. Кирилло-Белозерск. библ. 43 / 300 , л. 467 об.–468. (Устав представляет нарочитое извлечение из псевдо-зонарина номоканона и надписан «Правило сты х ап с л. и сты х се д ми собор вселенскы х ») и Требн., ркп. Соф. Библ., 1080, л 14 об.–15 (также). 233 Известный сборн., ркп. 1482 г., Кирилло-Белоз. библ. 6 / 1083 , л. 165–166 об. Устав помещен изолированно от других, имеющихся здесь и относящихся к исповеди, статей и надписан: «Сие писано в никонове послании слов г7.-е». 243 Так в ркп. Афинск. универс. 14, он занимает гл. 249, в ркп. же Святогроб. библ. 667, – гл. 277–278. 244 В ркп. (Богослуж. сборн. XVI в.) Святогробской библ. 762 он составляет особую тетрадку, писанную другою рукою и очень бывшую в употреблении. 245 Номокан., ркп. Святогробск. библ. 136 (XV в.), φ. 26–27, 30 об–36 об.; сборник, ркп. библ. Barberini 245, φ. 9–20. Оба списка почти без всяких вариантов друг от друга. (См. прилож. отд. I, 8) 247 А не применительно к порядку Десятословия, как говорит проф. Горчаков в своей книге «К истории епитимийных номоканонов» (См. отчет о XVI присужд. наград, гр. Уварова. Спб. 1874 г.). «И прочие, – читаем мы в конце этой статьи, – воспоминает грехи смертные. Гордость, лихоимание... и вся грехи седми матерей раждающияся, со всяким разсудным испытанием...» и пр. (См. в Больш. требнике последование о исповедании). 250 Посему-то она и заменялась иногда этою последнею (т. е.– πνευματικ! βλε...») См. номокан., ркп. библ. Пантелеимоновск. монастыря, 143, φ. 134–145 об. 251 Таковы ркпп. – υχολ . Румянцевск. музея (из собр. Севастьянова) и Номок. библ. мон. св. Пантелеимона, 149, σελ. 25–42. 252 Номоканон, – ркп. нач. XVII в., библ. Vaticanae 1545, φ. 1–18; ркп. библиот. Barberini 71, φ. 13–27 (номокан. в 235 гл.); библиот. Афинского университ. (σ. ε».) 118 (XVII в., без начала; номоканон при евхологии; чин написан другою рукою); (σ. ε».) 123 (XVII в.; при евхол. номоканон), (σ. θ».) 153 (1571 г.; среди ркп. номоканон; чин с незначительными вариантами); 242 (XVII в.; собственно типик, среди коего номоканон; чин исповеди на 15-ти листах); библиот. Афонского Пантелеимоновск. монаст. – 312 (XV–XVI в.), φ. 15–30 об.; 314 (пис. в 1782 г.), φ. 15–36 об.; 315 (XVII в.), φ. 7 об.–15; Святогробск. библ. 596 (XVI–XVII в.), φ. 1–14 (устав исповеди – только по тираду о женах); 603 (1628 г.), φ. 9–14 об.; 606 (XVII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Может ли священник совершить что-либо без воли епископа? «Без воли епископа своего пресвитеры или диаконы да не творят ничтоже, тому (т. е. епископу) бо поручены людие Божии», говорит 39 пр. св. апостол. Что говорит об этом св. Игнатий Богоносец ? «Та известна евхаристия да будет, яже от епископа бывает, или емуже той повелит. Не леть есть без епископа ни крестити, ни жертвы просформисати» (Посл. к Смирн.). Как говорится в Номокононе, что без повеления местного епископа священнику не подобает совершать исповедь? «Кто без повеления местнаго епископа дерзнет приимати помышления и исповеди, сицевый по правилам казнь приимет, яко преступник божественных правил. Ибо не точию себе погуби, но и елицы у него исповедашася, не исповедани суть и елицех связа или разреши, неисправлени суть» (Номокан. при Потреб. Иосиф. л. 668). Какой грех берет на себя тот священник, который действует без воли епископа? «Подобен есть согрешению нерукоположне действующаго, иже без повеления и заповеди святительския действует», что «есть дело горшее и самых нечестивых бесов» (Номокан. при Потреб. Иосиф. л. 715 об. и 717). Имеют ли право священники, бежавшие к раскольникам, совершать требы и богослужение? Не имеют, потому что каждый священник получает от своего епископа право священнодействовать только в той церкви, в которой он поставлен (4 всел. соб. пр. 6, в Кормч. л. 95 об.); если же самовольно перейдет в другое место, то извергается из сана (см. 15 Апост. пр., 1 вс. соб. пр. 15 и 16, 4 всел. соб. пр. 5 и 20, Антиох. соб. пр. 3). Имеют ли какое либо значение совершаемые ими тайны? В Толковом Апостоле сказано, что тайны, совершаемые не посланными благочинными иереями, но отбегшими, «ничесоже суть», и на благословение таких иереев посылается от Бога клятва (л. 548 об.). Имеет ли право священник присоединить к церкви другого священника и разрешить его на совершение священных действий? Хотя право присоединять к Церкви священника принадлежит исключительно епископу (см. 6 и 43 прав. Карф. соб.), но, с разрешения его может совершить присоединение и законный священник; разрешить же на священнодействие он не может, потому что «якоже невозможно ему хиротонисати, сице ни испадшаго паки возвращати на степень священства» (Предисл. к Номокан. при Потреб, п. Иосифа л. 666).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Мар. 18 ) и в Закавказском крае (Отч. Об. Прок. Св. Син. за 1842 г. стр. 52) и непременно с благословения Епархиального Архиерея (Т. 10 чт. 31; Ук. Св. Син. 27 Мая 1853 г. П. С. З. 27286). в) в личном присутствии брачующихся, причетников и при двух или трех свидетелях (Т. 10 ст. 31, ук. 1718 г. Февраля 19 и 1731 г. Ноября 29); г) священник, в случае нужды, может сам повенчать своего сына (Номокан. пр. 210); а лицам монашествующим совсем воспрещается совершение браковенчания (Номокан. пр. 84. Сравн. протокол Св. Синода 1811 г. 5). Исключение может быть делаемо только для флотских иеромонахов и в некоторых других случаях, разрешаемых Св. Синодом; д) нельзя совершать несколько браков за один раз, но каждый нужно совершать отдельно 57 (Опред. Св. Синода 1733 г. Июля 3-го). ъ) Браки не могут быть совершаемы: в св. четыредесятницу (Лаодик. Соб. прав. 52), во все четыре поста (Слав. Кормч.), во все время, начиная с 25 Декабря по 6-е Января включительно, во все дни недели – сырной и пасхальной, накануне воскресных дней, двунадесятых праздников, накануне среды и пятницы (хотя о невенчании накануне среды и пятницы не упоминается в 50 главе «Кормчей», так как на основании 90 правила VI вселенского собора церковное празднование каждого дня начинается с вечера предшествующего дня (накануне) и продолжается до вечера другого дня), – накануне праздников: Покрова Пресвятой Богородицы, Казанской Божией Матери 22 Октября, Усекновения главы св. Иоанна Предтечи 29 августа, св. Иоанна Богослова 26 Сентября и св. Николая Чудотворца 9 Мая и 6 Декабря, а также накануне храмовых и других чтимых местных приходских праздников (Уст. о пред. и крес. прес. ст. 27 и 28) и наконец под высокоторжественные дни – восшествия на престол Государя Императора и священного коронования. Венчание же накануне прочих высокоторжественных дней разрешается 58 . (Высоч. повелен. 1839 г. 25 Января). 58 . Дела о священнослужителях и церковных причетниках, обвиняемых в нарушении правил, предписанных для совершения браков, вчинаются в тех в тех епархиях, к ведомству коих лица сии принадлежат.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010