1925 Властарь, Δ, 4 (Аф. Синт., VI, 207–208). Толков. Вальсамона 40 кан. Трул. соб., 5 перво-втор. соб. и 81 Карф. соб. (ив. II, 400, 667; III, 506). 1926 Напр., относительно Австрии см. § 647 и сл. свода гражд. законов, равно как и приведенные в примечании 651 § того же свода законов соответствующие постановления закона в Manz’sche Gesetz-Ausgabe (XII Aufl. S. 197–198). 1927 Instit. Justin. II. 7, pr. Digest. XXXIX 5, 1 (Basilic. XLVII, 1, 1). Ср. § 938 и сл. австр. свода гражд. законов, § 561 и сл. србск. свода гражд. зак., ст. 896 и сл. черногорск. свода законов об имуществе. 1931 Instit. Justin. II, 23, 24, Digest. ΧVIII, 1. Cod. Justin. IV, 38 (Basilic. ХИХ, 1). Collect, const. eecles., lib. II. Номокан. II, 1. 1933 Cp. §§ 356, 362 и 1054 австр. свода гражд. законов и соответствующие законоположения этим параграфам. 1934 Digest. XLI 3, 35 (Basilic. L. 3, 3). О самом слове «пользование» см ст. 845 черногорского свода законов об имуществе. 1938 Nov. 111, с. 1. Nov. 131, c. 6 (Basilic. V, 2, 16; 3, 7). Дальнейшие подробности об этом см. в Zhishman, Das Stifterrecht. S. 89–95. 1941 «Praeter privatas res nostras et ecclesias catholicas... nemo ex nostra jussione praecipius emolumentis familiaris juvetur substantiae» Cod. Theodoa XI, 1, 1. 1942 «Habeat unusquisque licentiam sanctissimo catholicae ecclesiae venerabilique concilio decedens bonorum, quod optavit, relinquere». Cod. Theodos. XVI, 2, 4. 1950 Напр., новелла Василия Багрянородного 988, которою уничтожается новелла Никифора (ib. III, 303). 1951 См. De commendis у Thomassin, Vet. et nova eccl. disciplina. Р. II, lib. III, с. 10 eq. Церковь в области имущественного права считается лицом умершим (manus mortua), а законы, ограничивающие право церкви на приобретение имущества, называются leges de non amortisando (Amortisationsgesetze). 1952 В 1580 г. при царе Иоанне IV Васильевиче. Ср. об этом соборный приговор 15 января 1581 г. у Бердникова, Курс церк. права, стр. 452–453. 1953 Напр. относительно Австрии ст. 6 основного закона 21 дек. 1867 г. об общих правах граждан говорит: «для мертвой руки (für die todte Hand) право приобретения недвижимых имуществ и распоряжения ими может быть ограничено законом в видах общего имущества».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Эти ограничения состоят в следующем 1) монахи, пока они находятся в этом состоянии, не могут вступать в брак (Номок. при Требн. 77; т. 10 ч. 1, ст. 2 и 37). 2) Им навсегда, по их уставам, запрещается употребление мясной пищи. 3) Монахи не могут быть восприемниками детей от купели крещения, так как это налагало бы на них обязательства, несовместимые с обетом удаления от мира и мирских отношений (Номокан. при Треб. 84). 4) Монахам, имеющим священный сан, то есть иеромонахам и иеродиаконам, запрещается служение в приходских церквях и исправление приходских треб, в особенности – венчание браков (там же). 5) Монахи, по уставу Василия Великого  и соборным правилам, не могут иметь никакой личной собственности, так что все, внесенное ими в монастырь или в нем приобретенное, принадлежит не им, а монастырю (Корм. гл. 61, пр. 31; Двукр. 6). Сообразно с этим каноническим требованием, наши государственные законы (о состояниях) предписывают, чтобы вступающий в монашество из какого-бы то ни было звания распоряжался всяким своим имуществом до пострижения, отдавая родовое имение законным наследникам, а благоприобретенное – по своему усмотрению; в противном случае то и другое имение обращается к законным наследникам безвозмездно, но распоряжению местного гражданского начальства (т. 9 ст. 254). На основании тех же самых канонов наши государственные законы не признают за монахами ни завещательные права, ни права приобретать какие бы то ни было имущества по договору, по наследству или по завещанию (т. 9, 354 и 363). Впрочем, по нашим законам не все монахи лишаются права иметь личную собственность. В этом отношении устанавливается в законах различие: а) между так называемыми монашествующими властями и простой монашеской братией и б) между монахами монастырей не общежительных и общежительных. Монашествующие власти (архиереи, архимандриты, настоятели, и настоятельницы монастырей и ризничий московского синодального дома) не только могут иметь всякого рода движимую собственность и законных наследников на нее, но и право, впервые предоставленное им указом 21 февраля 1766 года (за 12377), делать завещание о своем движимом имуществе, кроме только вещей, принадлежащих к ризнице и употребляемых при богослужении (митр, крестов, панагий и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

В древнерусской церковной практике третий брак дозволялся только «по нужде» и совершался по чину второбрачных. 8. Елеосвящение или Соборование Елеосвящение есть таинство, в котором, при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Таинство Елеосвящения установлено в Церкви на основании слов св. апостола Иакова, который говорит: «Болит ли кто в вас; да призовет пресвитеры церковные, и да молитву сотворят над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему» (Иак. 5, 14—15). Св. Церковь учредила это таинство, основываясь и на словах Господа, сказавшего Своим ученикам, когда Он послал их на проповедь: «Болящие исцеляйте, прокаженные очищайте…» (Мф. 10, 8). Также подтверждением для этого служат слова св. Евангелиста Марка, который говорит о том, как свв. апостолы, будучи посланы Господом с проповедью, исцеляли больных: «И изшедше проповедаху да покаются: и бесы многие изгоняху: и мазаху маслом многие недужные, и исцелеваху» (Марк. 6, 12—13). Таким образом, мы видим что Таинство Елеосвящения, имеет богоучрежденный характер. По церковным историческим памятникам можно проследить, что Таинство Елеосвящения совершалось над больными в первые и последующие века в Церкви Христовой. Таинство Елеосвящения совершается только над больными (Номокан. 163) и запрещается совершать его над здоровыми и над умершими. К этому таинству болящий должен приготовиться покаянием и исповедью своих прегрешений, и после или прежде елеосвящения приобщается Св. Христовых Таин. Елеосвящение может быть повторяемо. Елеосвящение совершается в собрании, или в церкви, если больной может оставить одр, или дома, среди собрания людей, при этом собором семи пресвитеров. Соответственно этому и самое чинопоследование имеет семь чтений из Апостола, семь чтений из Евангелия, семь молитв и столько же помазаний. Число семь избрано в знак семи даров Св. Духа и в сообразность с семью молитвами пр. Илии, которыми он заключил небо, и сообразно с семикратным погружением Неемана во Иордане, после чего он очистился от проказы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Во все это время, конечно, стоящий в церкви народ должен быть занят чтением апостола, или псалмов, или канонов, или поучением полезным и т. п. § 99. Но если больной будет находиться далеко, или погода будет неблагоприятная, то священник, отправляясь для исполнения требы, может и совсем разоблачиться; потом, если успеет в пору возвратиться в церковь , он снова должен облачиться, только уже не читая молитв, положенных на облачение (как на литургии преждеосвященных даров) и затем окончить литургию по уставу. § 100. Если бы священник, отправившись во время совершения литургии для отправления какой-либо необходимой требы, не успел возвратиться в церковь в определенное время, то литургия в этот день не должна быть уже оканчиваема, а на другой день священник должен совершать другую, новую (с новым агнцем и вином) литургию, и по окончании ее потребить оставшиеся от предыдущей литургии неосвященные дары, как указано выше (§ 97), по уставу. § 101. Но если бы когда позвали священника для исполнения данной требы уже по перенесении св. даров на престол, по великом входе, то в таком случае священник не должен прекращать литургии ни под каким условием, но предоставив больного воле Божией, поспешить с окончанием священнослужения по уставу и затем, если успеет, отправиться на место и совершить все по указанному (см. выше § 100 Учит. Извест.). Кроме этого, в случае крайней надобности больного младенца могут крестить и миряне, а священник, по окончании литургии, если застанет его живым, должен восполнить над ним остальные обряды крещения, как значится выше при изложении последований крещения (см. о крещении отдел. III, §§23–26). § 102. Если бы за отсутствием священника, в случае его отлучки во время совершения литургии по законной необходимости (см. выше § 101), заготовленные, но не освященные, конечно, дары растлелись или заплесневели, или вино приняло уксусный вкус и вообще потеряло свои естественные качества, так что ни то, ни другое не могло бы быть потреблено священником или диаконом, то таковые могут быть и не потребляемы, но священник должен бережно собрать их прежде и сжечь, и потом в чистом сосуде отнести на реку, высыпать или вылить их в таком месте, где вода течет постоянно, или вообще никогда не высыхает, по правилу Номоканному (ср. Номокан. при больш. требн. прав. 158. Иоан. Китрск. прав. 11). Нечего, конечно, и говорить, что если за исключением означенных обстоятельств священник, совершая литургию, не причастится божественным тайнам, то кроме того, что согрешит тяжко, должен также подлежать тяжкому суду по правилу церковному (Учит. Извест.). Статья 2

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Вино и масло разрешаются в субботы, в воскресные и праздничные дни среди великого поста. Не говоря о времени, когда произошли такие подробности великопостного устава, мы должны заметить, что правила о строжайшем соблюдении четыредесятницы идут от времен апостольских (Апост. прав. 69). Св. подвижники, которых и вся жизнь представляла великий пост в строгом смысле, не только со всею точностью соблюдали эти правила о великопостном пощении, но по усердию выносили гораздо высшие подвиги поста. Между ними были и особые подвижники на сей раз, известные под именем «святых постников», как, например, Иоанн постник , саном патриарх (Четь-мин. под 2 сент.), Симеон Дивногорец (24 мая), Савва препод. (5 дек.) и друг. Были даже такие, которые, подражая сорокадневному неядению Спасителя, ничего не ели в продолжение 40 дней, как, например, препод. Герасим (март.4, и др. патер. гл.4 сказ.83). – Сын православной Церкви! мы указали тебе строжайшие правила пощения и высокие примеры постничества с тем намерением, чтоб ты тем более устыдился своего уклонения от строгостей церковного поста и старался бы приближаться к точному, по уставу, посту. Вспомни еще, что и ныне есть такие люди, которые среди своих работ (поденщинами) по бедности своей питаются одним хлебом и водой. Несоблюдение без пищи Великого Пятка «Аще кто не хранит поста святых Апостол и Рождества Христова, и Богородицы, в церковь сего да не приемлеши» (Номокан. 228), вот суд вселенской Церкви на смелых нарушителей постов! В самом деле, что же это за льготу и преимущество присваивают себе нарушители постов? Все равно, православные христиане, все члены Церкви, всем одни уставы церковные, для всех одни права на благодать Божию, одни надежды на царство небесное. Но вот, одни соблюдают посты, а другие – нет. Одни лишают себя в пище и питье, а другие все разрешают себе, будто бы им так и следует, будто бы им и взыскания никакого не должно быть ни пред Церковью, ни пред совестью, будто бы подвижничество христианское, которое на сей раз не усердию предоставляется, не под условием: «аще хощеши совершен быти» ( Мф.19:21 ) предлагается, но предписывается как заповедь, будто оно относится не к ним, а к кому-либо иному.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

Потреби, с Номокан.). Здесь проклинается и изгоняется из Церкви православный христианин – мирянин, дерзнувший поносить одного священника, а Усов уверяет, что не могут быть преданы проклятию и изгнанию из Церкви те из православных, которые нарушили единение со св. Церковью, оклеветали её и через это соделались уже не православными, а раскольниками. В 75 главе Стоглава есть даже отлучение православных от Отца и Сына и Св. Духа. Выяснив, что „никто не должен вданное Богови в наследие вечных благ от Церкви Божьей восхищати или отъяти, или продати, или отдати,“ Стоглав говорит: „Аще ли кто, забыв страх Божий и заповеди св. отец, оболкся в бесстудие, дерзает таковая сотворити: аще убо епископ, да извержется от епископьи, аще ли игумен, то из монастыря изгнан будет, яко зле расточающа, их же не собра; аще ли ин кто от священнического чина убо суще, да извергнутся. Мниси же или мирстии человецы, в каковом сану ни буди, да отлучатся, аки суще осуженики от Отца и Сына и Святого Духа, да устроени будут, иде же червь их не умирает и огнь не угасает“ (изд. 2, Казань 1887 г. стр. 158–159). Итак, мы выяснили, что св. Церковь имеет право предавать отлучению тех из своих членов православных христиан, которые перестали быть таковыми, порвали союз с нею, вышли из её повиновения, каковыми являются и раскольники. Они до отделения своего тоже были православными христианами, но порвали союз с Церковью, сделались раскольниками и унаследовали вместо благословения клятву. Выяснили также, что патр. Никон никакого обряда в догмат веры не возводил, никакого еретического учения не проповедовал; если же и был раздражителен, то это не может служить к обвинению всей св. Церкви и к делу не относится. Не могу не обратить внимания слушателей на то, что Усов до сих пор не сказал нам, какая главная причина заставила их в 1653 году отделиться от православной Церкви. Он указал изречение восточных патриархов, предающих проклятию некрестящихся тремя персты, но это изречение принадлежит не патр. Никону и произнесено оно не в 1653 году, а позднее, когда, раскол уже, хотя и неофициально, существовал.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

674 Тимофею александрийскому был предложен вопрос, может ли муж развестись с своей впадшей в безумие женой и жениться на другой, и он ответил (15), что, по его мнению, в этом случае муж совершит прелюбодеяние. Вопрос оставался неопределенным, пока император Лев Мудрый и Никифор Ботаниат не определили своими новеллами, что брак в данном случае может быть расторгаем, и что возможен новый брак. Zhirsman, стр. 769 и сл. 679 Вас. В. 30. Ср. Иоанн, II, 54, о значении слова „татьба“, употребленного Вас. В. для обозначения лишения невинности, с согласия девицы. 682 См. 24-й и 25-й титулы IX книги феодосиевского кодекса и титул 13-й IX кн. кодекса императора Юстиниана. 683 Трул. 92. Вальсамону патр. Марком александр. был предложен следующий вопрос: девица, насильно принуждаемая отцом своим выйти замуж, дала о том знать человеку, который был влюблен в нее, и этот последний с несколькими приятелями, однажды ночью, похитил и увез ее в свой дом, с согласия её, – могут ли эти лица быть обвенчаны, когда, притом, и родители не против этого? Вальсамон ответил (отв. 65 по синтагме), что тут не только не может быть речи о браке, так как, на основании Basilic. LX, 58, 8, родители, соглашавшиеся на брак похитителя с похищенною, сами подлежат ссылке, и в виду 27 халкид., определяющего анафему за похищение, но как похититель, так и все его соучастники должны подлежать смертной казни. 684 Е νθα μν γρ υδν τι ι καινεσ διορζονται φειλομεν τοινμοις κολονθεν κα κ τϖ ν μοων τμνειν τ μοια. (Вальсамон к 28 гл. I тит. номокан. в синтагме Ралли I, 68). 685 Так напр. воспрещение обращаться к царю и к светским судьям с просьбою о рассмотрении дел (15 и 117 карфаг. и халкид. 9), с обходом церковного суда, относилось специально к духовенству. 687 И всел. 6. По мнению Гефеле (II, 13–14 и 26) и других западных ученых, этот канон принадлежит не вселенскому собору, а константинопольскому собору следующего 382 г. 689 Карфаг. 37, 118 и 139. Северная Африка, в течение почти трех веков после смерти Киприана, отстаивала свою независимость от всякого постороннего вмешательства в её внутренние дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Тогда Антон Егоров и все его сотрудники, не имея силы защитить свое общество, которое именуют церковью, стали обзывать разными укорительными словами Православную Церковь , и обратясь к Шустову, сказали: ты указываешь недостатки нашей Церкви; теперь оправдай свою. Шустов. Вы пригласили Василия Григорьевича затем, чтобы доказать ему, что ваше общество составляет истинную Церковь Христову и что напрасно усомнился он в ее достоинстве, посему и должны исполнить свое обещание. Я до тех пор не приступлю к рассмотрению ваших обвинений на Церковь Православную, пока вы не докажете правоту вашей Церкви. А затем оправдывать Православную Церковь от ваших нареканий я не отказываюсь. В это время один неизвестный начетчик раскрыл книгу «Раскол Донатистов» и сказал: «послушайте, что я прочту», и прочел следующее: «как может Церковь наполнить все землю, когда существует множество ересей и ни одна из них не имеет общения с вами? Истина есть у немногих, большинство заблуждается… Церковь сама себя осудила своими гонениями! Кто более грешит, гонитель или гонимый?» (Стр. 180 и 181). Шустов. Скажи, друг, чьи это слова ты вычитал? Старообрядец. Слова епископа Крескония. Шустов. А что? Сей епископ Кресконий был православный или неправославный? Старообрядец на это ничего не сказал. Шустов, обращаясь к Василию Григорьевичу, сказал: вот наши собеседники уже стали защищаться словами еретического епископа Крескония! Значит, они не находят себе оправдания в Святоотеческих Писаниях, а обращаются за оправданием к еретикам. Блаженный Августин пишет, что Церковь распространена по всей земле, а еретик Кресконий, подобно нашим старообрядцам, признавал истинную Церковь в меньшинстве, которое составляли еретики; и, оправдывая себя, укорял Церковь за преследование, как и наши собеседники сейчас подобной же хулой порицали Церковь. Поп Константин спросил: Как и за кого вы признаете прежних и настоящих наших попов? Шустов. Так и других признаю за простых мирян. Градов. Да ведь они облачаются в ризы! Шустов. По ризам нельзя судить, что они истинные священники, или нет? В Номоканоне говорится о лицах, в священных ризах служащих, но не сущих священниками: «сие бо дело горше есть и самых тех нечестивых бесов, во ангела светла преобразующихся, но не сущих» (Номокан.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svet-vo-...

§47. У нас Крещение признается не действительным, когда 1) крестивший не православно верует во Св. Троицу (прав. исп. ч. 1. отв. на вопр. 102); 2) Если он не точно и с изменениями, а не по разумению православной Церкви произнес слова: «во имя Отца и Сына и св. Духа аминь“ (там же), 3) если крестивший был мирянин не православного исповедания, которому неизвестна вовсе православная форма Крещения, а также его сила и значение; (Номокан. 204. Послание Восточных Патр. о православной вере, гл. 16); 4) если кто крестил в одно погружение (Апостольск. пр. 47, 50, Карфаг. Соб. пр. 59, II Вселенск. Соб. пр. 7), или если и в три погружения, но не во Имя Пр. Тройцы (Дамаскин, точное излож. Пр. веры, кн. IV, гл. 9, стр. 234), и наконец 5) если крестивший не понимал важности Божественного Крещения (послание Вост. Патр. чл. 16). §48. Есть у некоторых родителей обыкновение отлагать Крещение детей на долгое время. Священник должен всеми мерами искоренять этот зловредный и во многих отношениях опасный обычай, представляя таковым родителям, как неразумно со стороны их вообще отчуждать детей своих от жизни Божией, и в особенности поставляя им на вид то, что при таких порядках подобные дети, в случае неожиданной смерти, могут подвергнутся опасности умереть без крещения. Правило церковное об этом говорит следующее: «если по чьему-либо нерадению младенец умрет не крещенным, то такового правило 68 Номоканона отлучает от причастия на три года с поклонами на всякий день по двести, и с постом по понедельникам, средам и пятницам великой седмицы (кн. о должн. пресвит, приходск. отдел. 84 стр. 118). В случае надобности в подобных обстоятельствах священник может даже употреблять известные духовные меры на исповеди родителей, а в крайних случаях даже должен обращаться за помощью и советами к Епархиальному Архиерею, чтобы своим невниманием не взять греха на свою душу в случае непредвиденной опасности. §49. Хотя нигде Устав Церковный не запрещает родителям присутствовать при Крещении детей своих, и даже в смертных случаях священнику дозволяется крестить свое собственное дитя, но за исключением этого случая у нас принято обычаем, чтобы родители не присутствовали при совершении этого Таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Следует спросить раскольников, о каком недостоинстве говорят приведенныя слова! Если о нравственном, то за таковое не должно отделяться от епископа (13 пр. второперв. соб., 121 пр. Номокан.) чтобы не уподобиться принадлежащим «к окаянной вере» (посл. Антония, патр царегр. «о стригольниках» – в «Полн. Истор. известии о др. стриг.» прот. Иоаннова стр. 9 изд. 1855). Доказать же, что все епископы уклонились в ересь, раскольники не могут (Злат. бес. на Мф. ч. 3, стр. 504, 618, кн. о Вере л. 59, об. Злат. На Ев. Ин. ч. 2, стр. 383, 356:374). Ссылаются на слова преосвящ. Иринея Псковск. (Толк. на прор. Иосию гл. 1, стр. 10). Следует указать на другие творения преосв. Иринея: напр. Толк на Псалтырь пс.5:1, пс.45:7, пс.82:45, пс.116:2). Ссылаются раскольники на Петра Хрисолога (ч. 1, л. 19) и Толк. Еванг. (нед. 23). Но Корабль – Церковь никогда не лишится своего первоначального вида и устройства, не лишится и пастырей, и только на этом корабле возможно получить спасение (Злат. на разн. мест. свящ. Писания ч. 1, стр. 235, Б. Катих. л. 121 об.). Даже некоторые из раскольнических писателей видят в словах Петра Хрисолога учение о вечности и неизменяемости Церкви (В. Механиков: «Историко-Канон. обозр.» л. 141). Ссылаются на Викентия Лиринского : «Пояснител. записки» гл. 3: «как поступить хр. кафолику.., если зараза покусится пятнать всю Церковь ». Следует объяснить, что диавол покушался искусить даже и Господа, но не искусил, а был сам побежден от Искушаемого: так будет и с Церковию, глава которой есть тот же Господь. Затем прочитать слова св. И. Златоуста (Бес. на раз. места свящ. Пис. стр. 41–43). Ссылаются, далее, на слова – а) Евангелия: Мф. зач. 10; б) Мк. зач. 42, в) Мф.8:20 , г.) Никона Черногорца л. 382–383 (о неседении Иуды на апост. престоле), д) там же сл. 7, л. 48: («извержем... епископа»), е) беседы апостольские: «лучше ни от единаго водиму быти, нежели от злаго водиму быти», стр. 3114, ж) слова св. Ефрема Сир. сл. 83, л. 190 и, наконец з) на слова кн. Кирилловой: «мощно быти и без них» – епископов (л. 502).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010