Афанасий (Сахаров) , еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. – СПб., 1995 Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913 Всенощное бдение. Литургия. Составитель И.Я. Авдиев. – М., 1982 Духовный регламент. – М., 1794 Инструкция благочинным монастырей. – СПб., 1888 Инструкция благочинным приходских церквей. – СПб, 1890       Инструкция настоятелям церквей. – СПб., 1893 Ирмологий. – М., 1913 Киприан (Керн) , архим. Евхаристия. – Париж, 1947 Книга о должностях пресвитеров приходских. – М., 1796 Кормчая. – М., 1653 Красножен М.Е. Иноверцы на Руси. – Юрьев, 1903 Нарбеков В. Номоканон константинопольского патриарха Фотия, с толкованиями Вальсамона, ч. 1–2. – Казань, 1899 Настольная книга священнослужителя, т. 1. – М., 1992 Николай (Грачев), иером. Табель современного богослужения, чиноположения, обрядов. – Пг., 1915 Никольский И. Греческая Кормчая книга (Пидалион). – М., 1888 Никольский К.Т. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. – СПб, 1865 Павлов А. Номоканон при Большом Требнике. – М., 1897 Правила Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец, с толкованиями, вып. 1–3. – М. 1887–88 Розанов В.Я. Богослужебный устав Православной Церкви. – М. 1902 Розанов Н. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения в Московском кафедральном Христа Спасителя соборе. – М., 1901 Свод указаний и заметок по вопросам пастырской практики. – М., 1875 Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание определений и постановлений, вып. 3. – М., 1918 Скабалланович М. И. Толковый Типикон, вып. 2–3. – Киев, 1915 Служебник, ч. 1–2. – М., 1992 Типикон, сиречь Устав, ч. 1–2. – СПб., 1992 Успенский Н.Д. Чин всенощного бдения на православном Востоке и в Русской Церкви. Богословские труды, NN 18–19 Устав Духовных Консисторий. – СПб, 1904 Часослов. – М., 1992 Шиманский Г. Наставление церковному чтецу о том, как читать в храме. – Киев, 1956 2 Церковный Устав различает следующие колокола: а) праздничный, б) воскресный, в) полиелейный, г) вседневный, д) малый и е) зазвонные – маленькие колокола для произведения трезвонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Типикон прп. Евфимия. Еще при жизни прп. Иоанна прп. Евфимий разработал и ввел в повседневную жизнь насельников мон-ря «Правила и распорядок, утверждающие в вере». Цитирующиеся в Житии преподобных Иоанна и Евфимия 42 правила устава И. м., вероятно, представляют собой Типикон прп. Евфимия, дополненный автором Жития, прп. Георгием Святогорцем. Большое влияние на «Правила...» оказал составленный прп. Евфимием законодательный кодекс Грузинской Православной Церкви - Малый Номоканон (НЦРГ. А 96, 182 л., 1031 г.; S 143, 204 л., XI в., переписчик Басили - Малый Номоканон. 1972), объединивший неск. канонических памятников греч. церковного законодательства, переработанных и дополненных прп. Евфимием (подробнее о канонической лит-ре в разд. «Грузинская церковная литература» в ст. Грузинская Православная Церковь). Среди должностных лиц И. м. особые полномочия имели скевофилакс, келарь и эконом. Скевофилакс заведовал монастырской ризницей, хранил церковную утварь и документацию мон-ря, вел экономические и финансовые дела с др. мон-рями и частными лицами. Грамматевс (секретарь) составлял протоколы заседаний собора старцев, списки насельников, вел переписку. В управлении келаря и его помощников находились винодавильня, житница, сады и мельницы; в обязанности келаря входили также доставка из метохов (подворий) в мон-рь зерна, фруктов, маслин и орехов и распределение продуктов в обители. Эконом или совет старцев управляли мон-рем в отсутствие или в период болезни игумена, а также после его смерти до избрания нового. С членами совета игумен обсуждал особо важные дела; менее важные, касающиеся повседневного монастырского хозяйства, рассматривал эконом. Помощник эконома управлял имуществом мон-ря, мастерскими сапожников, конюшней, кузницей и виноградниками, руководил земельными рабочими, каменщиками, пастухами, виноградарями и моряками, а также делил утварь среди монахов. Содержанием кафоликона и вопросами богослужения занимался экклисиарх (типикарис, благочинный), к-рому помогал свечник. Во время богослужения молодые монахи стояли в центре в 2-3 ряда, более старшие - вдоль стен близ стасидий, пожилые, больные и калеки могли находиться в нартексе и сидеть. Два надзирателя (епитриты) следили за дисциплиной. На богослужениях соблюдалась строгая тишина: если нужно было что-то сказать, выходили в нартекс. Игумен собирал монахов в церкви для решения судебных или адм. вопросов, а также в связи с посланиями императора.

http://isihazm.ru/?id=748

306 Одновременное соблюдение постов всеми православными христианами на всем земном шаре, одновременное празднование всех общехристианских праздников. 309 Хотя 169 правило Номоканона наряду с временами, в которые «помины не бывают», упоминает и 1-ю седмицу поста, но оно разумеет здесь невозможность совершения в эту седмицу (как и во все дни четыредесятницы кроме суббот) заупокойной литургии, и сверх того неудобство (даже просто по продолжительности богослужения 1-й седмицы) совершения нарочито заупокойных и поминальных молений (напр. панихид). Но совершение общих кратких литий на первой седмице прямо предписывается уставом (Триодион и Типикон. Понедельник 1 седмицы в конце утрени). 310 До понедельника Фоминой недели он совсем не употребляется, а далее, до субботы Пятидесятницы, в седмичные (с некоторыми исключениями) дни он будет употребляться не более одного раза в сутки на полунощнице. 313 Службы рядовых святых, память которых приходится на Великий Пяток, выпеваются заранее на повечериях Великого поста, на которых, начиная с понедельника 2-й седмицы и до пятка 6-й, поются:...каноны минеи имеющих прилучитися святых от субботы Лазаревы до недели Фомины (Типикон и Триодион. В понедельник 2-й седмицы постов). Храмовой же праздник по 46 главе о храмах переносится на понедельник или вторник Светлой седмицы. Также и праздник Георгия Победоносца при совпадении с Великим Пятком переносится на понедельник Светлой седмицы. 314 Церковный Устав, особенно старинные записи порядка служб, иногда праздничную икону называют одним словом «ПРАЗДНИК». И в просторечья доселе это слово употребляется в том же значении: «Поставить свечу ПРАЗДНИКУ». 316 Утр. Вел. Пятка на стиховне, 1-я стихира; вечерня Великого Пятка, на Господи воззвах, 1-я стихира. 318 Митр. Моск. Филарет, по поводу просьбы одного лица о совершении панихиды в его домовом храме в годовщину кончины его матери, случившуюся в Великий Пяток, писал: «Кажется вопрошающий, не предлагая вопроса, мог бы сказать: смею ли рядом с воспоминанием крестной смерти Господней поставить память кончины моей матери, когда в сей день Церковь святых прославленных поминать не позволяет? Если не хочет совсем подчиниться уставу Церкви, пусть совершит панихиду завтра (в четверг) пред литургией, а не в пятницу.» Письмо Митрополита Московского Филарета к преосвященному Леониду («Душеполезное чтение», 1883, февраль, стр. 253, и отдельно, М., 1883, стр. 39). Этот случай очень показателен. Очевидно, еще сто лет тому назад московское духовенство хорошо знало, что в некоторые нарочитые дни не может быть заупокойных богослужений даже в порядке частной требы, даже в домовой церкви, хотя бы то по просьбе самого владельца этого дома, который поэтому и обратился с своей просьбой чрез преосвященного викария к Митрополиту Филарету и получил от последнего указанный ответ.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

«Неции уставы», «Студитов устав», «Святыя горы Типик», обычаи «Лавры преподобнаго отца нашего Саввы и богоноснаго отца нашего Евфимия», несомненно, хорошо были известны составителям тех правил о посте, которыми наполнена наша Постная Триодь и которые в Типиконе образовали самостоятельную 32 главу. Разнообразие указаний поставили составителей в выборе того или иного предписания относительно пищи и питья на трапезе в большое затруднение. Из него они вышли самым простым способом, предоставив «любве» нашей, а равно «внимающим» или «произволяяй спастися» избирать самим «благоугоднейшее пред Богом». Однако наряду с этим находим и довольно суровые предписания Постной Триоди относительно пищи и питья во время Великого поста. Например, имеется замечание не вкушать в дни первой седмицы «ино ничтоже», кроме воды и хлеба с солью, несмотря на то, что Типикон разрешает в эти же дни «от снедей овощных теплых» и «укроп с медом». Впрочем, сам Типикон также имеет весьма жесткие установления относительно потребления рыбы: только в Благовещение и на Вход Господень в Иерусалим. «Аще монах святую Четыредесятницу своим лакомством разорит, еже ясти рыбу,– читаем в 32 главе,– то не причастится Святых Таин и на Святую Пасху...» 50-е правило Лаодикийского Собора повелевает поститься «во всю Четыредесятницу и довольствоваться сухоядением», но не определяет точно, что под этим разумеется. О вкушении рыбы постом церковные каноны безусловно молчат, если не иметь в виду весьма снисходительного 5-го правила Никифора Патриарха Константинопольского, которое разрешает рыбу в праздник Благовещения и даже на Страстной седмице в Великий четверток (это не помешало тому же святому отцу дозволить инокам в неделю Ваий только вино и елей). Несомненно, что на предписания Постной Триоди и Типикона оказали влияние не только каноны и правила «святых апостол и святых отец», но и некоторые иные источники. Обратимся к Номоканону при нашем Большом Требнике и именно к 225 правилу его. Оно-то и разрешает наше недоумение, указывая прямо на источник для вышеуказанных жестких предписаний относительно запрещения в пост рыбы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2639...

Если в продолжении многих столетий члены Православной Церкви Христовой постились, исполняя каноны Апостолов, святых Отцов и Соборов церковных; Если спасительные истины Христова учения (сохраняемые Священным Писанием и Священным Преданием в жизни Церкви, и передаваемые от поколения к поколению живущим в ней) мы признаем неизменными; Если мы, наконец, веруем, что «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» ( Евр.13:8 ); то как же нам не поститься!!! Приложение 1. Уставные выписки о постах Типикон, разрешая христианину в праздники испивать вино, подразумевает следующее: – во-первых, вино натуральное, виноградное; то есть натуральный виноградный сок, получаемый при давлении виноградных ягод и приобретающий (после того, как перебродит) качество вина с крепостью от 3 до 7 градусов алкоголя; – во-вторых, употребление такого вина «труда ради бденного» – в объеме старославянской меры «красовули» (первоначально соответствующей греческой онгии равной 34,2 грамма) 131 – благословляется христианину, бодрствующему всю ночь на молитве в подкрепление его физических сил. Во всех попразднствах: Рождества Богородицы, Воздвижения Креста, Богоявления, Сретения Господня и Успения Богородицы, – аще в среду и пяток, ямы сущи (то есть сушеную рыбу) единожды днем. 132 Рождшая в великую седмицу яст масло, и вино пиет, по 8 правилу свт. Тимофея (Номоканон, 65). Должно разрешати больному принимати пищу и питие, смотря потому, что может он понести. Ибо совсем истощенному употребляти елей, есть дело правое (Канонические ответы свт. Тимофея, еп. Александрийского, 10) и в Великий пост . Ядый мясо или сыр в Великую Четыредесятницу в среду и пяток, лета два да не причастится (Номоканон, 132). Глава 33. О разрешении всего лета Подобает ведати, аки аще случится Христова Рождества праздник, и святых Богоявлений, в среду или пяток, разрешаем на сыр и яйца: миряне же на мясо. 133 Аще ли случится Рождество Богородицы, или Сретение, или Успение, в среду, и пяток, разрешаем на рыбу и вино. Праздник же Преображения и Введения, в кой день ни случится, разрешаем на рыбу и вино, и ядим дважды днем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

167 Весь чинъ положи по Типику иерусалимскому... – Устав последования церковных служб, или Типикон, содержит указания о порядке церковного богослужения на каждый день года, сочетая суточный строй службы с триодным и минейным. В истории Церкви известно несколько богослужебных уставов (Студийский, Иерусалимский, Афонский и др.). Устав, называемый «Иерусалимским», был составлен в VI в. св. Саввой Освященным для лавры, находившейся невдалеке от Иерусалима. Устав Саввы Освященного долгое время был известен только в Палестине, но затем получил распространение в Константинополе (в XII–XIII вв.) и на Руси (с конца XIV в.), где вскоре вытеснил усвоенный вместе с принятием христианства Студийский устав. 168 ...хранити вся заповди... святыих апостол и святыих отець седмии Соборов... – Речь идет о соблюдении церковных канонов – «Правил святых апостолов и святых отцов», собранных в Книге правил – Кормчей, или Номоканоне. 169 ...уставъ хранити неизьмнно, иже предаешь великий Антоние, и Еуфимие, и Сава, и Феодосие, и Пафомие... – Правила иноческой жизни были установлены великими отцами монашества в Египте и Палестине. Антоний Великий (231–356) – зачинатель скитского монашества в Египте, основатель первой общины пустынножителей (лавры), автор «Устава отшельнической жизни». Евфимий Великий (376–477) – основатель Палестинского монашества, создатель известной Евфимиевой лавры близ Иерусалима. Савва Освященный (438–532) – ученик Евфимия Великого, основатель лавры при потоке Кедрон близ Иерусалима, для которой написал правила монашеской жизни. Феодосии Великий (424–529) – основатель первого в Палестине общежительного монастыря (киновии). Пахомий Великий (292–348) – основатель общежительных монастырей в Египте, для которых впервые написал устав иноческого общежития. 175 ...погребоша честн святыя мощи преподобнаго Саватия... – Согласно Соловецкому Летописцу, мощи преп. Савватия были перенесены в Соловецкий монастырь в 1465 г., спустя 30 лет после преставления преподобного. 178 ...и прииде къ архиепископу. – Имя архиепископа, занимавшего Новгородскую кафедру во время второго путешествия преп. Зосимы в Новгород, не названо в Житии. Однако, как следует из «Жалованной грамоты Великого Новгорода Соловецкому монастырю на Соловецкий и другие острова», данной во время второго посещения Новгорода преп. Зосимой, этим архиепископом был святитель Иона (1458–1470).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  § 3. Панихида     Панихида — один из видов церковного поминовения усопших. По своему составу панихида является сокращением чина погребения. Слово панихида означает всенощную службу, или бдение (греч. πας — весь, νς — ночь, δω — пою; другое греч. слово παννυχς — всенощное бдение). Наименование этой церковной службы панихидой объясняется из исторической связи с всенощным бдением, на что указывает близкое ее сходство, как и всего чина погребения, с частью всенощного бдения — утреней.    В древнехристианской Церкви, по причине гонений, молитвенные собрания верующих и погребение умерших совершались в ночное время. Богослужение, которым сопровождалось погребение, было в собственном смысле всенощным. Христиане собирались на гробах мучеников и проводили ночь в бдениях, прославляя мучеников и вознося молитвы за умерших, скончавшихся в вере и благочестии. С выделением погребального богослужения из всенощного, что произошло после умиротворения Церкви, за тем и за другим сохранились в Православной Церкви равнозначащие названия.     Великая панихида, или полная, называется еще парастас и отличается от обычно совершаемой панихиды тем, что на ней поются непорочны (разделяемые на 2 статии) и полный канон.    Панихиды поются над умершим, еще не погребенным, и потом в 3-й, 9-й, 40-й день после смерти усопшего и в другие дни (годовщину смерти, день рождения, тезоименитства и др.).    Заупокойные литургии и панихиды, как и погребение, не совершаются в храме в первый день Пасхи и в день Рождества Христова до вечерни. Поминовение усопших на литургии в праздник Пасхи, Рождества Христова и другие большие праздники, а также в воскресные дни может быть совершаемо только на проскомидии и после освящения Святых Даров — во время пения «Достойно есть»; особой же заупокойной ектении «ради торжества праздничного» в эти дни произносить не положено (Типикон, гл. 59; 169 пр. Номоканона при Требнике). Но если в воскресные дни служится ранняя литургия за упокой, то на такой литургии произносится заупокойная ектения, а также прилагаются заупокойные Апостол, Евангелие, прокимен и причастен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

,,Аще иерей и дьякон предреченное правило церковное и божественному причащению подобающее самохотне от разленения, или небрежения, если все, или часть некую оставит, смертно согрешит». С именем Василия Великого помещено в Номоканон следующее аналогичное предписанию Учительного Известия правило: «аще священник или монах не чтет часа 1, 3, 6, 9, несть ясти достоин; и аще не правит всего правила своего, яко мертва вменяет сего Бог , и да запретится, якоже подобает». 131 По словам проф. Павлова, в подлинных монашеских правилах Василия Великого нет этого завещания. Но оно находится в числе нескольких апокрифических правил, надписанных именем этого отца и изданных Ириартом. 132 Обязательность выполнения перед литургией положенного правила предполагается также и словами древнерусского епископа Нифонта: «если кто, встав на заутреню, не пел канона, не следует такому служить». 133 Исполнение «повседневного правила» перед литургией требует и вышеупомянутый Служебник 1651 г., добавляя, что его не следует «во время всякая церковные соборные службы глаголати, понеже немощно есть никому единым оком зрети на небо, а другим на землю, но последи соборного пения, кто где изволит, или в церкви, или в келье да исправляет». 134 О повседневном правиле, предваряющем чтение молитв к причащению, говорят также Следованная Псалтирь XV в., 1598 г., а равно Канонник 1641 г. 135 « Молитвы же к причащению неотложно да глаголет перед литургией». « Желающим причаститься следует, говорит Типикон XII в. Евергетидского Константинопольского монастыря, выполнить установленное для приобщения последование». 136 Такое же точно предписание встречаем в Типиконе Малоазийского Богородичного монастыря «τν λου Βωμν» по рукописи Пантелеймоновской библ. 1162 г. 265. 137 Судя по отрывкам греческой Следованной Псалтири 1054 г., 138 содержащим молитву причащения «Господи, вем яко несмь достоин, ниже доволен», изложение данного последования существовало уже в XI в. В греческих Часословах XVI в. (1524 г. и 1532 г.) оно имеет современный вид, но в памятниках русской церкви не отличается однообразием своего состава.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Аще ли случится навечерие сих праздников в среду, или пяток, но разрешается пост в вечер, утрешняго ради праздника, якоже глаголет священнейший Иоанн, епископ Китрский, в 28-м своем правиле, в Матфеи. Разрешают же и всея Пятидесятницы среды и пятки, миряне убо на рыбу, монаси же на елей и вино токмо, но не в 9-й час: обаче в намерении коегождо лежит. В праздники же святых апостол, и святых мученик, и святителей, не разрешаем на рыбу, а аще случится в среду и пяток, точию на елей и вино, и вящше ничтоже, ямы же токмо рыбу на рождество честнаго Предтечи, во ин же праздник сего никакоже, точию елей и вино. Такожде и в день верховных апостол Петра и Павла разрешаем на рыбу, якоже глаголет святый Феодор Студит в своем уставе». 789 В праздники Рождества Христова и Крещения Господня, хотя бы они случались в среду или пяток, разрешается мясоястие (Тип., 6-го янв.). 790 В Триоди Постной, изданной в Москве 1897 г., читаем: «Подобает ведати, яко всей седмице иномудрствующие содержать пост, глаголомый Арцивуриев. Мы же (монаси) на киждо день (ее же, и в среду и пяток) вкушаем сырь и яйца (в 9 час), миряне же едят мясо, развращающе оных веление толикия ереси». По мнению ученого канониста профессора А. С. Павлова , об Арцивуриове посте баснословно распространялись греческие писатели (XI-XII в.) в своих полемических сочинениях против действительных или воображаемых армянских ересей. Выписки из греческих источников об этом посте собраны в достаточном количестве у Дюканжа в Gloss, med. et in graecit sub v. cit. (Записки Имп. Акад. Наук, τ. XXV, кн. 1. Павлова замечания о грузинском Номоканоне, стр. 33). 792 Этот порядок в указании служб церковного устава постановлен на Московском Соборе 1681 г. На Соборе был пересмотрен Типикон, Церковное Око, изд. в Москве, 1641 года. В Московской Синодальной типографии сохранился тот самый экземпляр Типикона, 1641 г., на котором отцы Собора делали исправления. На очень многих страницах они многое зачеркнули красными чернилами. При рассматривании этого экземпляра Типикона у некоторых лиц была мысль: не излишне ли поревновали отцы Собора, зачеркнув многое в Типиконе 1641 года? Но по внимательном рассмотрении оказывается, что зачеркнутые указания о службах не исключены из Типикона 1641 года, но они сокращены.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Благовременно в этот день церковное поминовение души усопшего, представшей пред Лице Правосудного. Потом душа, как бы на возвратном пути от Лица Божия, в сопровождении ангелов входит в райские обители и созерцает их несказáнную красоту. В таком состоянии душа пребывает шесть дней – от третьего до девятого. В девятый день Господь повелевает ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред Престолом Всевышнего. Но и в это время Святая Церковь опять молится за усопшего, прося Милосердного Судию о водворении со святыми души своего преставившегося сына. После вторичного поклонения Господу ангелы отводят душу во ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Всеблагого Господа. Теперь решается ее участь – ей назначается определенное место, которого она удостоилась по делам своим. Потому особо благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаждаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми. В эти дни совершаются панихиды и литии. Кроме этих дней, Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех умерших. Эти дни: суббота мясопустная, субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста, вторник Фоминой недели (Радоница), суббота пред днем Святой Пятидесятницы. Кроме того, в России установлено поминать «православных воинов, за веру и отечество жизнь на поле брани положивших» – в субботу перед днем великомученика Димитрия Солунского (перед 26-м октября) и 29 августа, в день Усекновения главы Иоанна Крестителя. В первый день Пасхи и в день Рождества Христова панихида и погребение в храме до и после Литургии не совершаются, до вечера. Поминовение усопших на Литургии в праздники Пасхи, Рождества Христова и другие большие праздники, а также в воскресные дни должно быть совершаемо только на проскомидии и после освящения Святых Даров во время пения «Достойно есть», заупокойной же ектении «ради торжества праздничнаго» в эти дни произносить не положено (Типикон, глава 59, 169 и проч. Номоканон при Требнике).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010