Аналогичным образом М., по духу правил Лаодик. 7 и II Всел. 7, должно совершаться над всеми присоединяющимися из инославия, если в их сообществах сохранилась правильная форма крещения (в противном случае их просто крестят по полному чину). Тем самым по логике правила М. восполняет и легитимизирует спорное само по себе крещение. Однако в расширенной версии II Всел. 7, принятой на Пято-Шестом Соборе (Трул. 95), говорится о принятии несториан (а также, вероятно, монофизитов, чьи имена следуют далее) без М., только через письменное отречение от мнений Нестория, Евтихия, Диоскора и Севира. Это свидетельствует о том, что в VII в. константинопольцы все еще воспринимали нехалкидонитов как очень близких к Православию - действительно, напр., в VI в. в Сирии для перехода из монофизитства в Православие было достаточно причаститься в православном храме ( Menze V.-L. Priests, Laity and the Sacrament of the Eucharist in Sixth Century Syria//Hugoye: J. of Syriac Studies. Piscataway, 2004. Vol. 7. N 2. P. 129-146). Тимофей, пресвитер к-польский (предположительно кон. VI - нач. VII в.), приводит сходные сведения о том, кто из инославных присоединялся через М., а кто - без него ( Бенешевич. ДСК. 1906. Т. 1. С. 707-738). Впосл. соч. Тимофея было сокращено и переработано (именно в таком виде оно входит, в частности, в печатную рус. Кормчую: гл. 70); из этой редакции текста следует, что ко времени ее создания в визант. практике утвердился обычай принимать и нехалкидонитов через М.; более того, в этой редакции упоминается - со ссылкой на соч. «Иоанна митрополита Никейского» (т. е. Иоанна, архиеп. г. Ника во Фракии; в действительности речь идет о сочинении IX в., автором которого был мон. Евфимий из к-польского монастыря Пресв. Богородицы Перивлепты, изд.: PG. 131. Col. 48-57), - что армян следует и вовсе перекрещивать (на реальную визант. практику это мнение не повлияло: греч. богослужебные книги содержат чин принятия армян, включающий отречение от заблуждений и М., но не крещение: Троицкий И. Е. Изложение веры Церкви Армянския. СПб., 1875. С. 241-244; однако оно сыграло свою роль в истории полемики рус. старообрядцев против господствующей Церкви). В поздневизант. практике сохранялось мнение о необходимости миропомазывать всех инославных, присоединяющихся к правосл. Церкви, если только в своем сообществе они были крещены не в одно, а в 3 погружения - в последнем случае форма крещения считалась нарушенной и их перекрещивали (Synt. Alph. Α 2; на нее же ссылается Номокан. при Б. Треб. 205; т. о., вопрос о правильной форме Крещения сведен к количеству погружений, хотя более существенно то, как было произнесено имя Пресв. Троицы над крещаемым). По тому же чину - через М.- в XV в. было, в частности, определено принимать католиков (см.: Опарина Т. А. Греческий чин присоединения католиков к правосл. Церкви в сербских и укр.-белорус. памятниках и их влияние на рус. традицию//ВЦИ. 2010. 1/2(17/18). С. 215-231).

http://pravenc.ru/text/Миропомазание.htm...

Необходимо также упомянуть, что из четвертой просфоры — за живых — должно вынимать две больших частицы, а не три. Из пятой просфоры изымается только одна большая частица. Тогда и произносятся прошения, указанные в служебнике. А затем уже поминаются живые и мертвые из этих же просфор, а также из просфор, приносимых верующими с записками или помянниками, о чем речь будет ниже (см. также Р.д.с.п. 1888 г., Вынутие частиц за живых и умерших как действие, относящееся собственно к проскомидии, должно быть, строго говоря, совершаемо только во время проскомидии — до начала литургии. Впрочем, проскомидия в древне-христианской Церкви совершалась после литургии оглашенных и пред началом литургии верных; согласно с древне-христианскою практикою и в настоящее время архиерей, когда он служит литургию, совершает проскомидийное действие в начале литургии верных — вынимает частицы за живых и умерших пред перенесением Святых Даров с жертвенника на престол. Поэтому так схожи «молитва предложения» в конце чина проскомидии с «молитвой проскомидии, по поставлении Божественных Даров на святей трапезе» в литургиях свв. Василия Великого и Иоанна Златоуста. В виду этого и священник может вынимать частицы за живых и умерших не только на проскомидии, но и на литургии до Великого входа — до перенесения Святых Даров с жертвенника на престол, особенно когда он служит литургию с диаконом и когда, следовательно, имеет свободное время от чтения тайных молитв, но отнюдь не во время чтения Евангелия, на котором священник должен всегда стоять на своем месте, хотя бы служил и с диаконом. После же Великого входа, — перенесения Святых Даров с жертвенника на престол, — поминовение верующих с вынутием частиц не допускается, как действие, не оправдываемое древнехристианскою практикою и противное существующему Уставу в Православной Церкви. Священник должен всегда наставлять прихожан, чтобы они обращались с просьбою об изъятии частиц только во время проскомидии, до начала литургии. Церковь не молится за усопших еретиков и раскольников (Св. Симеон Солунский, глава 94, «Православ. Исповед.», ч. 1, отв. на повр. 92). Кроме сего, и из числа самых скончавшихся в Православии у нас не принято также приносить бескровную жертву за произвольных самоубийц (Тимофей Александрийский пр. 14, сравн. Номокан. при большом Требн. пр. 178), и за людей, скончавшихся злонамеренно и заведомо без покаяния, несмотря на то, что ничто не препятствовало им принести его, и вообще за явных безбожников, отрицающих бытие Божие, Промысл Божий и т.п. (сравн. «Православное Догматическое Богословие» преосвященного Макария, «О Боге, как Судии каждого порознь», XI; Хойнацкий, «О Литургии», парагр. 85, 89).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

§17. Устав Церковный полагает, что измовение дитяти после Крещения его надобно совершать «во осьмый день». Это древний и достойный почтения обычай. Но в настоящее время, чтобы не утруждать родителей, и не обременить их необходимостью снова обращаться к священнику чрез несколько дней, после Крещения младенца, этот обряд соединяется вместе с Таинством Крещения, и совершается большею частию непосредственно после чтения Евангелия по Миропомазании таким обр. что священник сейчас же по Евангелии читает молитву на измовение, потом омокнет губу в крещальной воде, и отирает ею тело младенца на тех местах, где были начертаны знаки св. елеем и миром, произнося обычные слова: оправдался ecu, просветился ecu, и т.д. Затем – пострижение власов и обычная ектения, полагаемая после Евангелия, и отпуст. §18. Нет также особенной надобности, во что бы то ни стало, наблюдать полное число сороковых дней, полагаемых у нас для воцерковления младенца по его рождении и введения его матери в церковь . В требнике требуется, чтобы дитя приносимо было в церковь материю «уже очищенною и омовенною сущею». Но, как известно, есть женщины, особенно страдающие малокровием, которые очищаются несравненно ранее 40 дней от рождения. Зачем же таковым отказывать от участия в церковном богослужении и молитве, когда, так сказать, самая натура их к этому не полагает никакого препятствия? Особенно это правило надобно наблюдать в Великом посту пред Пасхою, когда благоговейные и совершенно свободные от телесной нечистоты женщины пожелали бы исповедаться и приобщиться Св. Тайнам, чтобы наравне с другими встретить св. праздник в храме на богослужении. §19. В случае неотложной необходимости каждый священник имеет право крестить и свое собственное дитя, когда для этого нельзя найти другого священника (Номокан. ст. 209). Но в таком случае ему всего лучше следовать обряду, который для этой цели полагается в требнике под заглавием: молитва святых крещений вкратце, како младенца крестити страха ради смертного. Этот же обряд, по возможности, должен быть соблюдаем священником и в тех случаях, когда приходится ему крестить и чужое дитя в смертной опасности (см. малые киевские требники). Само собою разумеется, что после этого, хотя бы дитя и выздоровело, восполнить над ним остальные чинопоследования, полагаемые в пространном чине Крещения, уже нет никакой надобности; ибо все существенное уже делается здесь само собою, как должно, и по чину церковному.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Ибо Церковь наша никогда не смотрела на них «аки бы на неудобь пременяемые догматы “ (Духов. Реглам. там же). Подобно этому и в нашей русской Церкви «сомнения, с которыми в прежнее время многие относились к некоторым статьям Номоканона (при большом требнике), в настоящее время разрешены законодательным порядком от Св. Синода в том смысле, что эти статьи не имеют канонического основания, и следовательно могут остаться без действия“ (Номокан. при б. требнике, А. Павлова , Одесса 1872 г., стр. 32; сравн. там же, стр. 186–204). Вследствие этого каждый священник относительно этих правил должен всегда иметь в виду следующее постановление Духовного Регламента: «не непременны суть о епитимиях каноны, но рассуждению отца духовного оставлены, который должен есть смотрети, кто и каков есть кающийся, и может умножать и умалять время и количество епитимии и едину епитимию прелагати на другую. Собственно же и именно оную, в древнем обычае бывшую епитимию, еже на долгое время лишати причастия Св. Таин (в настоящее время) оставити, и ктому не употребляти подобает“ (Духовн. Реглам. прибавл. §14). §65. Что касается до времени назначения епитимии на исповеди, то сие со всею точностью определяется в последовании покаяния в требнике, из которого мы видим, что священник должен прежде расспросить кающегося о грехах его, потом разрешить его, сделать ему надлежащее увещание, и только после этого, по мере надобности, назначить ему определенную епитимию, по обычаю. Впрочем в тех случаях, когда разрешение должно быть дано кающемуся под условием принятия той или другой епитимии за какие-либо особенные грехи, священник может назначить епитимию и прежде разрешения, смотря по своему усмотрению (Сравн. Нов. Скриж. ч. IV, гл. XIII, §4–6). §66. Наконец каждый священник должен необходимо знать, что все так называемые епитимийные или состоящие в запрещении грешники, по уставу нашей Церкви, могут и должны быть разрешаемы от своих епитимии при чтении над каждым из них особой разрешительной молитвы, которая в наших требниках полагается под наименованием молитвы над разрешаемым от запрещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

В этой книге чины разделяются на три оглашения. Наконец, еще сокращеннее они изложены в Большом Требнике. 220 33 псал. Постановлено произносить при шествии Пастыря, совершающего присоединение, к стоящему за дверьми храма и ищущему соединения с Православной Церковью. 228 Августин в 42-м слове говорит, что молитву Господню оглашенные начинали учить за неделю до Крещения. 275 Ради чести Крещения, сей великой и святой тайны, как Священник, хотящий крестить, обаче на сущей нужде, так и крещаемый, имущий возраст и если здоров, не ядши должны приступить, к совершению, а последний к принятию Крещения (Номокан. прав. 206, и Требню Метрополита Петра Могилы) . Священник, совершающий Крещение, действует по словам Симеона Солунского , величайшее дело Бога – воссоздание человеков (в гл. 62). 281 См. молитву над елеем в последовании Крещения. «Обрадовал Ноя в ковчеге знамением избавления от потопа – сучцем масличным, голубем принесенным», читается так же в Требнике Митроп. Петра Могилы на благословение ваий. 293 Св.в Уставе Церковн. последование часов в понедельник первой седмицы Великого поста, и в конце молитв на сон грядущим. 295 В предогласительн. поучении. К обрядам Крещения принадлежало иногда целование мира, в знак примирения и содружества с Богом и Церковью (Златоуст о пользе чтения Писания). 298 Euseb. Histor. ecclesiastic. lib. 6, cap. 42. 76-е пис. св. Киприана. Bingh. antiquitat. ecclesiastic. vol. 4, lib. 11, cap. 11, §4 et 5. 301 Бл. Иероним против Люцифериан говорит о погружении Иисуса Христа при Крещении : «ipse Dominus noster Jesus Cliristus, qui non lam mundatus est in lavacro, quam lavacro suo universas aquas mundavit, statim ut caput extulit de fluento Spiritum Sanctum accepit». 304 Handbuch der ebristliehen Archaeologie Augusti, zweiter Band, vom Ritus des Untertauchens. Также: Der Ritus des Begiessens oder Besprengens. 311 «Мне кажется, – говорит Симеон Солунский , – миро должно предшествовать Причащению: ибо мы прежде помазуемся миром и потом делаемся причастниками св. таин Тела и Крови Христовых. И Алтарь освящается миром прежде, нежели совершается на нем жертва». 328 В Христианских древностях Бингама говорится, что Конфирмация совершалась древле тотчас после Крещения над возрастными и младенцами vol. 4, lib. 12, §1, 2, 3, 6. 336 По Требнику Митрополита Петра Могилы , постриженный после Крещения облекается, подобно иноку, или инокине, в кукуль незлобия и шлем спасения. Кукулем незлобия и шлемом спасения должны быть одежды, в кои облекается верующий по снятии с себя крещальных одежд. 349 Сии поучительные слова сокращенно взяты из увещания к восприемнику, напечатанного в большем Требнике, в главе 9. Читать далее Источник: Попечение Православной Церкви о спасении мира/Свящ. Григорий Дебольский. - Санкт-Петербург : В тип. Департамента внешней торговли, 1843-./[Кн. 1]. – 1843. - VIII, 164 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

§ 27. Но, признавая действительность и неповторяемость крещения, правильно совершаемого посторонними лицами, без священника, в действительной нужде, « Церковь наша совершенно иначе смотрит на те случаи, когда несвященные или, хотя и священные, но иноверные лица берут на себя совершение этого таинства или по легкомыслию, или из пренебрежения к установленным властям церковным, или по другим каким нечистым побуждениям». Тут непризнанный совершитель крещения является уже самозванцем, так сказать, узурпатором Божественной благодати, присутствие которой поэтому, очевидно, не может быть признано и на самом крещенном (Намок. при б. Требн. А. Павлова , стр. 175, 176). В особенности, под это правило должны быть подведены все иноверные акушерки и по преимуществу те из полек и раскольниц, которые всегда так падки крестить новорожденных младенцев у православных в нужде и без нужды; и потому, если бы священник досконально мог убедиться иногда, что такая или другая акушерка, или другое лицо, точно окрестили данного младенца без всякой видимой надобности, то он должен снова крестить его без всякого прекословия по обычаю. Кроме этого, крещение у нас еще не признается действительным, если 1) крестивший неправославно верует во Св. Троицу (Пр. Исповед. П. Могилы, ч. I, отв. на вопр. 102) 8 ; 2) если он неточно и с изменениями, а не по разумению православной Церкви, произнесет слова крещения (там же); 3) если крестивший был мирянин неправославного исповедания, которому не известна православная форма крещения, а также его сила и значение (Номокан. пр. 204, послан. Восточ. Патр. о правосл. вере, гл. XVI), 4) если кто крестил кого не в три, а в одно или в два погружения (Ап. постановл. пр. 47, 50, Карфаг. Соб. пр. 59, II Всел. Соб. пр. 7), или если и в три погружения, но не во имя Пр. Троицы (Дамаск. Точн. Излож., пр. веры кн. IV, гл. IX, стр. 234) и 5) наконец, если крестивший не понимал важности Божественного крещения (посл. Вост. Патр. гл. 16). Все эти сведения священники должны непременно иметь в виду, в особенности, по вопросу о так называемом перекрещивании, чтобы по ошибке, признавая иногда неправильное крещение правильным, не лишить, таким образом, крещаемого благодати Божией – ибо все крещенные неправильно, по древнему правилу церковному, должны быть перекрещиваемы у нас безусловно (Лаод. Соб. пр. 8; II Всел. Соб. пр. 7, IV Всел. Соб. пр. 95). И только в особенно сомнительных случаях, когда бы трудно было решить, точно ли такое или другое лицо крещено или нет, священник должен крестить его под условием крещается раб Божий, аще не крещен есть, во Имя Отца, аминь, и Сына… и т. д., (Требн. П. Могилы о крещ. ч. 1, стр. 7). Отделение IV. О восприемниках, их качествах и обязанностях

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Изд.: PG. 88. Col. 1887-1977; Номоканон Иоанна Постника в его редакциях: грузинской, греческой и славянской/Изд. Н. А. Заозерский, А. С. Хаханов. М., 1902; Бенешевич В. Н. Канонический сборник XIV титулов, со 2-й четв. VII в. до 883 г.: К древнейшей истории источников права греко-восточной Церкви. СПб., 1905; Arranz M. I penitenziali bizantini: Il Protokanonarion o Kanonarion Primitivo di Giovanni Monaco e Diacono e il Deuterokanonarion o «Secondo Kanonarion» di Basilio Monaco. R., 1993. P. 30-120 [Protokanonarion], 154-206 [Deuterokanonarion]. Ист.: Pelagius, papa. Epistola ad Ioannem//PL. 72. Col. 738-744; Greg. Magn. Reg. epist. I 4//MGH. Epp. 1891. T. 1. P. 5; III. 52//PL. 77. Col. 647-649; V 39//PL. 77. Col. 749a; V 41//PL. 77. Col. 771a; V 44//PL. 76. Col. 738c - 743; V 45//PL. 77. Col. 743-744; VI 14//PL. 77. Col. 805-806; VI 15//PL. 77. Col. 807c; VI 16//PL. 77. Col. 808c - 809a; VI 17//PL. 77. Col. 809-810; VI 62//PL. 77. Col. 850; VII 31//PL. 77. Col. 893; IX 135//PL. 77. Col. 981; IX. 156//PL. 76. Col. 1004; Ioan. Ephes. Hist. eccl. III 3, 39, 52; Evagr. Schol. Hist. eccl. VI 7, 24; Isid. Hisp. De vir illustr. 39//PL. 83. Col. 1101-1102; Theophyl. Sim. Hist. I 1, 10, 11; VII 6; John of Nikiou. Chronicle/Ed. R. H. Charles, D. Litt. L., 1916. P. 156; Niceph. Chronogr. P. 118; Theoph. Chron. P. 251, 267, 272; SynCP. Col. 7-8, 474, 938, 1038; Niceph. Callist. Hist. eccl. XVIII 34//PG. 147. Col. 396; idem. Catalog.//Ibid. Col. 456; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 234; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 48; T. 3. C. 345. Лит.: Номокан. при Б. Треб.; Суворов Н. Вероятный состав древнейшего исповедного и покаянного устава Вост. Церкви//ВВ. 1901. Т. 8. С. 357-434; 1902. Т. 9. С. 378-417; Алмазов А. Канонарий монаха Иоанна: К вопросу о первоначальной судьбе Номоканона Иоанна Постника. Од., 1907; Vailh é S. Le titre de «patriarche oecuménique» avant S. Grégoire le Grand//EO. 1908. Vol. 11. P. 65-69; Higgins M. J. The Persian War of the Emperor Maurice. Wash., 1939. Vol. 1. P. 43-45; Herman E. Il più antico penitenziale greco//OCP. 1953. Vol. 19. P. 70-127; RegPatr, N 264-272; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 423-425; Honigmann E. Trois mémoires posthumes d " histoire et de géographie de l " Orient chrétien. Brux., 1961. P. 59-64; ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 1210-1211; DSAMDH. Vol. 8. Col. 586-589; CPG, N 7555-7560; ODB. Vol. 2. Col. 1049; Vol. 3. 1491; Кулаковский. История. Т. 2. С. 388; Мейендорф И., протопр. Святитель Григорий Великий и византийское папство// Он же. История Церкви и вост.-христ. мистика. М., 2000. С. 215-242.

http://pravenc.ru/text/Иоанн IV ...

Время и место По окончании дней очищения, бывшего после несчастного случая, женщина приходит к храму и стоит у западных дверей. Обрядовый порядок Священник, возложив на себя епитрахиль, выходит к пришедшей женщине и начинает: «Благословен Бог наш...», читает начинательные молитвы и, по «Отче наш», дневной тропарь, а потом, по Господу помолимся, положенную молитву: «Владыко Господи Боже...» По окончании молитвы, делает обычный малый отпуст (Требн.). Обычно, по окончании молитвы, священник идет в алтарь чтобы взять крест, а женщина следует за ним до амвона и полагает здесь три поклона. Священник, вышедши с крестом, делает сказанный отпуст и дает ей целовать крест. Церковные правила Церковь строго различает причины несчастных случаев, для коих составлена положенная молитва: произошел ли случай по воле зачавшей женщины, или же – независимо от ее воли, – и первый называет вольным, а второй – невольным убийством 6 (Номок. при больш. Требн. пр. 82). Различает Церковь также и время – егда жена извержет: считая неважным случай, совершившийся в первой половине беременности (если только этот случай произошел не по вине зачавшей), она придает большое значение тем случаям, которые совершились во второй половине, даже и тогда, когда случай не был преднамеренным со стороны зачавшей: «Пяти месяцев непраздной, аще случится от некия язвы младенца уязвити, аки убийству по законам и правилам повинни суть» (Кн. о долж. пресв. пр. 85). Священник, предварительно чтения молитвы, должен испытывать извергшую – не сама ли она была причиною извержения по неосторожности, или же нарочито (вследствие отравы и проч.). В том и другом случае он должен приводить ее в покаяние, налагать епитимию по силе св. правил, – за неосторожность, как на невольную убийцу, а за умышленное извержение – как вольную убийцу (Номокан. при б. Требн. пр. 83). Агкирский собор запрещает на 10 лет блудниц, растливших и погубивших детей своих. Такому же наказанию повелевает он подвергать и тех, кои дают другим средства для погубления или вытравливания плода 7 (Намок. при б. Треб. пр. 85).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

Трубецкому. Ведь Церковь в своих канонах строго ограждает честь и достоинство епископов, и резолюция студентов есть дело совершенно противоканоническое. 8 прав, IV Всел. Соб. прямо говорить: «что неподчиняющиеся своему епископу аще будут клирики, да подлежать наказаниям по правилам; аще же монашествующие или миряне, да будут отличены от общения церковного». Если бы даже распоряжение Ректора академии, Преосвященного Сергия, было неправильно с христианской ли точки зрения вообще или с канонической, и в таком случае студенты не имели ему права выражать свое «порицание», ибо не достоит просту укорити священника (тем более епископа), или бити, или поношати или клеветати или обличати в лице, аще убо и истина суть. Аще же постигнет сие сотворити, да прокленется мирский, да отмещется из церкви, разлучен бо есть от Св. Троицы и послан будет в Иудино место. Писано бо есть: князю людей твоих да не речеши зла. (Номокан. при Больш. Требн., прав. 121). Для мирян, которые веруют в Св. Церковь и правила ее считают обязательными для себя, сохраняют всю свою силу и значение два выше приведенные правила при всех случаях их жизни. Какую же силу должны иметь канонические правила для клириков, а студенты духовной академии вовсе не могут быть названы мирянами; они именно клирики в громадном большинстве; они носят звание «чтеца вселенской Церкви»; они посвящены в стихарь и церковные каноны для них сугубо обязательны (см. Прав. Вас. Вел. 51). Св. Церковь изрекает грозные прещения в частности и клирикам, кои досаждают своим епископам: 55 прав. Ап. говорит: «аще кто из клира досадит Епископу, да будет извержен». Сюда относится прямо и правило 34 VI Вс. Соб., говорящее: «... аще некие клирики, или монахи усмотрены будут вступающими в соумышления; или составление скопища, или строющими ковы епископам, или соклирикам, совсем да низвергаются со своего степени». Это полное отсутствие церковно-религиозного сознания, в частности канонического, в питомцах нашей духовной школы, готовящей пастырей, переходит, конечно, вместе с самыми пастырями из этой школы и в жизни их самих, как пастырей и в жизнь их пасомых.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Но, кроме приведенных нами возможных правонарушений, упоминаются еще четыре самых тяжелых преступ- —740— ления, а именно: 1) «апостазия» – отпадение, когда кто-нибудь отречется от христианской веры и перейдет в другую нехристианскую. Это может произойти из страха, или по доброй воле, за что полагается самая строгая церковная кара (Вас. Вел. пр. 73; Григ. Нис. пр. 2; Ап. кан. 62; Анкир. пр. 1, 2; Петра Александр. пр. 10); 2) ересь – намеренное и упорное отрицание какого-либо догмата, признанного церковью. За ересь церковь предает анафеме (Вас. Вел. пр. 1; II всел. соб. пр. 6; IV всел. соб. пр. 14); 3) раскол. Он бывает двух видов. В канонах определяются кары, соответственно степени отступления от установленных церковных правил (Вас. Вел. кан. I; Ап. кан. 31; Гангр. кан. 6; Антиох. 5; Карф. 10, 11; Перв. и Втор. Соб. пр. 13, 14, 15); 4) симония – это самое страшное, тягчайшее преступление против церкви. Оно выливается в форму торговли божественной благодатию священства. Преступление это получило название от имени некоего Симона, который за деньги хотел получить от Апостолов благодать священства. Понятно, за этот грех всякий отлучается от церкви. ( Дeяh.8:18–19; IV всел. соб. пр. 2; Номокан. I–24; Григ. пр. 4, 17; его же посл. пр. 26: Ап. кан. 30). Указанные нами преступления, а также многие другие, нами не указанные, особенно опасными являются для людей упорных и неисправимых, ибо неизбежно влекут за собой тяжесть строгих последствий даже для всех тех, кто по неосторожности или недостаточному вниманию не оберегает себя от подобных правонарушений. Наказанием за них является и такая строгая мера, как лишение священнического сана, что будет видно из дальнейшего перечисления карательных мер. Кроме того, в связи с приведенными канонами, существует еще несколько степеней кар, соответственно роду и тяжести перечисленных преступлений. Смотря по цели, во всех карах, коим подвергаются духовные лица, заметна известная последовательность, имеющая своей задачей исправление нарушителя или наказание в собственном смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010