739 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии. Т. 3. – Новосибирск, 1993, с. 406. 742 См. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М., 1980; Малиновский Б. Магия, наука, религия. М., 1998. В другом аспекте: «Религия состоит в очелочивании природных законов, а магия – в натурализации человеческих действий, то есть в истолковании определенных человеческих действий как сосставной части физического детерминизма». Антропоморфизм природы (в чем состоит религия) и физиоморфизм человека (как мы определили бы магию) образуют постоянные составляющие, меняется лишь их дозировка... Нет религии без магии, как и магии, которая не подразумевала бы зерно религии» (Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994, сс. 287–288). 745 Зёдерблом Н. Становление веры в Бога//Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. Сост. и общ. Ред. А. Н. Красикова. М., 1998, с. 310. 746 Хотя и тут есть дивные образцы радикально-фаустовского, потребительского отношения к духовному миру: «Е. Рерих пишет, что все энергии развились из единой всеначальной энергии, или из единого элемента – Огня, потому и говорится о ЕДИНСТВЕ всего». Всеначальная энергия по отношению к человеку носит нейтральный характер, не являясь ни «доброй», ни «злой», это человек может использовать ее на добро или зло» (Гиндилис Л. М. Фролов В. В. Философия живой этики и ее толкователи. Рериховское движение в России//Вопросы философии. 2001, 3, с. 92). Как это дивно – «использовать» Первоначало! Впрочем, эти авторы, кажется, полагают, что и «Высшее» пользуется людьми ради каких-то своих интересов (а как иначе понять формулу об «энергообмене с Высшим» – с. 94). 749 Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. «Оккультизм и Йога». Летопись сотрудничества. ТТ. 1–2. М., 1996, т. 2., с. 232. 762 Но Блаватская становится крайне скупа, когда речь заходит о том, чтобы уделить несколько заглавных букв для тех местоимений, которые обозначают Христа. И эта разница неслучайна: «А что еще можно ожидать во главе с таким фанатичным ослом, как Уайльд? О моем и Олькотта «атеизме» им было отлично известно в течение последних пяти лет, с тех пор как мы стали буддистами» (Блаватская Е.П. Письма А. П. Синнету. М., 1997, с. 50). В Российском Теософском Обществе висел портрет Блаватской с ее собственноручной подписью: «От старой буддистки» (Кудрявцев К. Д. Что такое теософия и теософическое общество? – СПб., 1914, с. 20). Совсем иное ее отношение к православным святыням: «Моя тетушка госпожа Витте поклялась перед иконой какой-то св. Чепуховины, что проклянет меня на смертном одре, если я позволю опубликовать какие бы то ни было «Мемуары», пока все мои родственники еще живы» (Блаватская Е.П. Письма А. П. Синнету. М., 1997, с. 434).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

И что бы ни высказывали относительно других страниц истории России, но освобождение нескольких миллионов порабощенных рас от жестокого и позорного ига составит один из важнейших подвигов в летописи человечества, подвиг, неувядаемая слава которого не исчезнет никогда из благодарной памяти всего человечества» (Нов. время. 1877. 17 (29) ноября. См. также: Правительств. вестн. 1877. 18 (30) ноября. С.-Петерб. ведомости. 1877. 18 (30) ноября. 548 Как вы думаете мог ли бы произнесть такие слова русский европеец? Да никогда в жизни! — Достоевский преувеличивает степень одобрительного отношения Гладстона к России в русско-турецкой войне. Это одобрение сопровождалось существенными оговорками, как ясно из корреспонденции, где речь Гладстона приводилась в достаточно полном виде. Близко знавший Гладстона Т. Синклер в заключении своей книги, посвященной защите России в Восточном вопросе, писал: «Что же касается людей, враждебных христианам и России и благосклонных к Турции, то от них я не жду пощады Так как м-р Гладстон был наказан розгами, то я буду, вероятно, бит кнутом, потому что он хотя и является горячим защитником христиан, зато довольно сомнительным сторонником России, между тем как я поддерживаю эту великую страну из всех сил» ( Синклер Т. Восточный вопрос прошедшего и настоящего. Защита России/Пер. под ред. В. Ф. Пуциковича. СПб., 1878. С. 343–344). 549 …как мы смеем… в калашный ряд!.. — Имеется в виду фразеологизм: «С кувшинным (или: суконным, мякинным) рылом да в калашный ряд». 550 Теперь этих дам вразумили отчасти некоторые грубые люди… — Достоевский имеет в виду единодушное осуждение «этих дам» в русской печати. В корреспонденции Вс. Крестовского после сообщения об очередных турецких зверствах говорилось: «И как подумаешь, что в России находятся женщины, подносящие этим самым башибузукам нежные букеты и конфекты, ухаживающие за этими самыми зверями! Сердце обливается кровью у каждого солдата, когда им приходится читать или слышать о подобных выходках. Сюда бы привести этих сердобольниц да показать им этих израненных детей, этих обесчещенных женщин…» (Правительств. вестн. 1877. 30 октября. 551 …тот самый башибузук, о котором писали, что особенно отличается умением разрывать с одного маху, схватив за обе ножки грудного ребенка на две части… — Достоевский уже говорил об этом и подобных зверствах в «Дневнике писателя» за 1877 г. (июль-август, гл. 3, § IV). 552 Тот высокомерный взгляд, который бросает иной европеец теперь на народ наш и на движение его — «кроме глупо-кликушечьих выходок из тысячей простонародья какого-нибудь одного дурака»… — Вероятно, шаржированное воспроизведение мнения Левина в эпилоге «Анны Карениной» Л. Толстого. Достоевский цитировал это мнение и полемизировал с ним в июльско-августовском выпуске «Дневника» 1877 г. В полемике с Л. Толстым Достоевский приводил те самые факты турецких зверств, о которых он напоминает теперь. 553

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

За переводами следуют сочинения наших митрополитов-греков, написанные на греческом языке и делавшиеся известными русским грамотникам тоже в переводах. Таковы: сочинение против латинян об опресноках митрополита Леонтия, полемическое послание митрополита Uoahha II к папе Kлuмehmy III и его же церковное правило, два послания к русским князьям митрополита Никифора о латинах, его же послание к Мономаху о посте и поучение к народу в неделю сыропустную. В послании к Мономаху доказывается важность поста и между прочим высказывается замечательная в историческом отношении похвала Владимиру Мономаху, простоте его жизни, ласковости, щедрости и другим качествам. Поучение к народу тоже о посте между прочим вооружается против господствовавшего зла русской жизни — больших ростов и пьянства (так у автора — прим. ред.). Замечательно начало, из которого видно, что митрополит не говорил поучения сам по незнанию языка, а поручал читать его другим.   Русские писатели в своих сочинениях старались подражать греческим образцам и подвергались немалой опасности усвоить те же недостатки, какими страдала тогдашняя греческая литература, — хитросплетения диалектики, пышное и многословное риторство, скудное живой практической мыслью. Их выручали из этой опасности: добрый обычай подражать не столько новым греческим авторам, сколько древним отцам церкви, а также сама новость образования в России, еще не успевшего войти во вкус византийской диалектики и риторства, живое религиозное чувство, которое так свойственно юным христианам и которое само собой оживляло бездушную форму риторской речи, если и успевало облекаться в нее, наконец, слишком много важного дела в современной обстановке русской жизни, дела, которое естественно одушевляло древнерусское поучение и давало ему современное и практическое значение. Первое место по времени между русскими произведениями занимает поучение новгородского епископа Луки Жидяты (1036—1060 г.), в безыскусственном перечне излагающее главные обязанности христианина. Митрополит Илларион еще в сане пресвитера написал замечательное по своему одушевленному витийству слово, содержание которого определяется заглавием: «О законе, Моисеем данном, и о благодати и истине, Иисус Христом бывших, и како закон отыде, благодать же и истина всю землю исполни, и вера во вся языки простерлась и до нашего языка русского, и похвала кагану нашему Владимиру, от него же крещены были, и молитва к Богу от всея земли нашей». Особенным одушевлением проникнуто изображение плодов крещения на Руси и похвала Владимиру. Эта похвала очень нравилась в старину, так что летописцы часто целиком заимствовали из нее разные черты и прилагали их к другим князьям, которых думали похвалить. Заключительная молитва к Богу от лица новопросвещенного народа была принята даже в церковное употребление. После Иллариона осталось еще «Исповедание веры», образец православного изложения главных догматов, написанное им, вероятно, при возведении в сан митрополита.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

2 Так Соврем. Известия недавно (1885 г. 333) возвестили с обычной им тонкостью соображения и выражения о " возникшем в старообрядчестве, и именно в беспоповщинской половине, движений, которое может удивить людей, незнакомых с психологией вероисповеданий вообще («логика раскола», «психология вероисповеданий»! – ну кто это поймет кроме самого редактора Совр. Изв., да разве еще редакторов Странника, умилявшихся пред «логикой раскола»!). Уржумские беспоповцы обзаводятся иерархией, но вне преемственного рукоположения», и т. д. А речь идет о секте, уже довольно известной: об ней говорится у о. архим. Павла в его «Кратких известиях», где эти сектанты названы «самовосхитителями священства», также в статьях проф. Ивановского. 3 Для желающих иметь руководство в собеседованиях с молоканами можем рекомендовать, кроме известных «Кратких бесед с духовными христианами» архим. Павла, очень дельные книжки Афоаского иеромонаха, о. Арсения. 4 И он, действительно, добрался: Исихий совсем уволен теперь от должности письмоводителя в Духовном Совете. Ред. 6 Поп Петр говорил это, разумеется, с тою целью, чтобы уронить авторитет Илариона Егорыча в глазах старообрядцев. Настоящий случай любопытен в том отношении, что подтверждает наши соображения о том, почему Ксенос, при всем своем расположении к православной церкви, не решился на присоединение: если и теперь, одни только известия о его расположении к церкви приводятся врагами Окружного Послания в доказательство, что Послание, писанное мнимым «отступником», подлежит осуждению: то как уронил бы он авторитет Окружного Послания в глазах раскольников, если бы действительно присоединялся к церкви, т. е. сделался, по мнению раскольников, действительным отступником? Уронить свое Послание он боялся всего больше на свете, – и эта боязнь погубила его, – заставила умереть на пороге церкви, но не в церкви... 7 Правда, подлинное сочинение Денисова мануиловские издатели – поповцы, со свойственным раскольникам варварством, совершенно исказили, многое исключили из него, многое переправили, с той целью, чтобы отнять у них беспоповский характер; но дух беспоповский все таки остался в книге, и Швецов, с Пафнутием действительно опозорили себя, напечатав ее на пользу беспоповцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Особого внимания заслуживает вопрос о тех элементах мировоззрения Достоевского-петрашевца, которые подготовили в последующие годы его переход к «почвенничеству». При сопоставлении с «Петербургской летописью» (1847), где Достоевский, полемизируя вслед за Белинским со славянофилами, защищал значение петровских преобразований и выражал свою горячую веру в будущее созданной Петром новой России, показания его на следствии позволяют говорить об изменившемся, более сложном отношении его к проблемам, находившимся в центре борьбы западников и славянофилов 1840-х годов. Достоевский характеризует в своих показаниях фурьеризм как продукт «западного положения вещей», противопоставляя Запад, где «разрешается пролетарский вопрос», России, где «нет пролетариев». «И земля-то наша сложилась не по-западному», — замечает он. И в то же время в отличие от славянофилов Достоевский по-прежнему положительно отзывается о Петре I и именно на пример Петра ссылается в доказательство возможности для России, при условии верного понимания правительством нужд общества и народа и сочувственном отношении к ним, избежать «русского бунта». Все эти утверждения в известной мере подготовляют позднейшие идеи писателя периода «Времени» и «Эпохи». По свидетельству А. П. Милюкова, Достоевский говорил уже в 1848–1849 гг., что «народ наш не пойдет по стопам европейских революционеров»: «Мы должны искать источников для развития русского общества не в учениях западных социалистов, а в жизни и вековом историческом строе нашего народа; в общине, артели и круговой поруке давно уже существуют основы, более прочные и нормальные, чем в мечтаниях Сен-Симона и его школы». «По словам И. M. Дебу, — записал первый биограф Достоевского О. Ф. Миллер, — и у „фурьеристов“ (имеется в виду кружок социалистов-теоретиков, созданный рядом участников «пятниц» Петрашевского. — Ред.) обращено было внимание на русскую общину, с которою познакомил их, как и многих у нас, Гакстгаузен». Достоевский не принадлежал к кружку «фурьеристов» (в который входили И. M. Дебу и H. Я. Данилевский). Но он мог уже в 1840-х годах разделять отношение этого кружка к русской крестьянской общине. Позднее, в пореформенных условиях, вера молодого Достоевского в «общину, артель и круговую поруку», подготовившая «почвеннические» элементы его мировоззрения, вошла в него в трансформированном виде. Именно здесь, по-видимому, — источник частичных совпадений между теми местами показаний Достоевского на следствии, где говорится о своеобразии путей развития России по сравнению с Западом, и его высказываниями 1860-1870-х годов на ту же тему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

127 В рукописи следует: «Марш ассирийского войска к Иерусалиму. Изложение сего предмета отлагаю до другого времени»; после этого идут 8 зачеркнутых строк. Следующее за этим около 20 слишком листков в рукописи вырезаны. Ред. 131 Здесь в рукописи пропуск на одно слово. Несомненно, тут оставлено было место для вписания названия, которое осталось не вписанным. Ред. 142 Этим оканчиваются дневники в книжке IA4β или 1 1 ; далее следует цельный рассказ: «спасенная невеста, – происшествие в Иерусалиме», который здесь приводится. Ред. 145 Следующие заметки, не относящиеся к рассказу, начиная с этого число по 15 июля включительно, помещены в виде черновых набросков на переплетах книжки IA4β или 1 1 . Ред. 148 Из рукописной книжки IA4y или 1 1 . Ред. 153 Ежедневная процессия, совершаемая в церкви Предтечи Господня Иоанна Крестителя, что в горах Иудеи, меньшими братьями св. отца нашего Франциска. Желод. 1835. Ред. 154 Благочестивый и достоверный рассказ почтеннейшего отца францисканца Фомы из Навары о древнейшем храме божественного Иоанна Крестителя, построенном в горах Иудеи. Ред. 161 Царица Евдокия, проживавшая в Иерусалиме, была супругою Феодосия II, а другая Евдокия, посетившая святые места, внучка первой и дочь Валентиниана III, западного императора, не была царицею. О ней говорится у Сократа и у Феофана. Примеч. В.Г. Васильевского . 170 Евангелие Луки по-гречески и по-арабски. Писано рукою Евфимия (sic), последнейшего клирика и чтеца, месяца июня в четвертый день, в лето от сотворения мира 6551-е. Ред. – Из сей рукописи вырезан один лист со знаком моим ; такой же знак оставлен и в рукописи на предыдущем листе. II. – Этот лист ныне находится в Импер. Публ. Библ. Отчет за 1883, стр. 124, 32. Ред. 179 Летопись Никифора (патриарха) Константинопольского вкратце. Собрание постановлений и канонов апостольских и соборных, и Юстиниана царя, и Святого Епифания против ересей. Ред. 180 В рукописи еп. Порфирия вместо этого слова стоять: Χειργρ., которое, очевидно, принадлежит о. Порфирию. Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Калужской губернии, где расположена Оптина Пустынь. Скончался 7 сентября 1861 года и погребен в Оптиной Пустыни. Иеросхимонах Иоанн из бывших раскольников, впоследствии подвижник — апологет Православия и обличитель раскола. Скончался в скиту Оптиной Пустыни 4 сентября 1849 года. Игумен Антоний (Бочков) происходил из именитого петербургского купеческого рода. Отец его был петербургским городским головой. Игумен Антоний получил утонченно европейское образование и посвятил себя и его на служение Богу. На склоне лет, во время одной из московских эпидемий он испросил себе разрешение ухаживать за больными в чернорабочей больнице, там заразился сыпным тифом и скончался, положив душу за други своя. Заметь, читатель, что обличительные слова эти сказаны великим Старцем 44 года тому назад: дивись долготерпению Божию, но бойся им злоупотреблять, ибо Бог поруган не бывает. Курсив наш (С. Нилус — Ред. ). Курсив наш (С. Нилус — Ред. ). Курсив наш (С. Нилус — Ред. ). Курсив наш (С. Нилус — Ред. ). Смотри об этом в брошюре Л. А. Тихомирова «Апокалипсическое учение о судьбах міра» (Редакция «Московских Ведомостей»). Курсив наш (С. Нилус — Ред .). Курсив наш (С. Нилус — Ред. ). См. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Срав. Евангелие Мк. 13:19 . В Дивеевском женском монастыре, основанном прп. Серафимом, при жизни еще его и по его указанию была сестрами обители выкопана глубокая канава, окружающая в монастыре то место, на котором, по заповеди Преподобного, должны подвизаться одни только девицы. Место это было, по видению Преподобного, обойдено «стопочками самой Царицы Небесной», и где прошли пречистые Ее стопочки, там и выкопана канавка, которой не переступить поэтому и самому антихристу. Соседнее с Дивеевым село. Скончался, как слышно, в 1908 году. Срав. Отк. 9:6 и проч, той же главы. Он жив еще и доселе, но я не уполномочен назвать его имя. Архимандрит Антоний был духовником митрополита Филарета и личным другом и сотаинником. Слова эти извлечены из Записок игумении Евгении Озеровой (Московского Страстного Монастыря).

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Заметь, читатель, что обличительные слова эти сказаны великим Старцем 44 года тому назад: дивись долготерпению Божию, но бойся им злоупотреблять, ибо Бог поруган не бывает. Курсив наш (С. Нилус — Ред. ). Курсив наш (С. Нилус — Ред. ). Курсив наш (С. Нилус — Ред. ). Курсив наш (С. Нилус — Ред. ). Смотри об этом в брошюре Л. А. Тихомирова «Апокалипсическое учение о судьбах (Редакция «Московских Ведомостей»). Курсив наш (С. Нилус — Ред .). Курсив наш (С. Нилус — Ред. ). См. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Срав. Евангелие Мк.13:19. В Дивеевском женском монастыре, основанном прп. Серафимом, при жизни еще его и по его указанию была сестрами обители выкопана глубокая канава, окружающая в монастыре то место, на котором, по заповеди Преподобного, должны подвизаться одни только девицы. Место это было, по видению Преподобного, обойдено «стопочками самой Царицы Небесной», и где прошли пречистые Ее стопочки, там и выкопана канавка, которой не переступить поэтому и самому антихристу. Соседнее с Дивеевым село. Скончался, как слышно, в 1908 году. Срав. Апок.9:6 и проч, той же главы. Он жив еще и доселе, но я не уполномочен назвать его имя. Архимандрит Антоний был духовником митрополита Филарета и личным другом и сотаинником. Слова эти извлечены из Записок игумении Евгении Озеровой (Московского Страстного Монастыря). Ин.15:5. Эсхатологией называется богословское учение о кончине Добра и зла, явление антихриста и конец Пережившим Соловьева не более как года на два или на три. Достойно внимания, что и Соловьев и Величко умерли в молодых еще годах и полном расцвете физических и духовных сил. Таинственна и загадочна была смерть эта. В этом Соловьев ошибался: стоит только припомнить, что в Барселоне (в Испании) творили ученики и слуги масона Феррера, когда им удалось устроить в 1909 году забастовку и бунт в этой несчастной провинции. Не меньшими злодействами против исповедников Христовой веры отличилась и так называемая Португальская революция 1910 года. В 1893-1894 годах. Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Заметь, читатель, что обличительные слова эти сказаны великим Старцем 44 года тому назад: дивись долготерпению Божию, но бойся им злоупотреблять, ибо Бог поруган не бывает. Курсив наш (С. Нилус — Ред. ). Курсив наш (С. Нилус — Ред. ). Курсив наш (С. Нилус — Ред. ). Курсив наш (С. Нилус — Ред. ). Смотри об этом в брошюре Л. А. Тихомирова «Апокалипсическое учение о судьбах (Редакция «Московских Ведомостей»). Курсив наш (С. Нилус — Ред .). Курсив наш (С. Нилус — Ред. ). См. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Срав. Евангелие Мк.13:19. В Дивеевском женском монастыре, основанном прп. Серафимом, при жизни еще его и по его указанию была сестрами обители выкопана глубокая канава, окружающая в монастыре то место, на котором, по заповеди Преподобного, должны подвизаться одни только девицы. Место это было, по видению Преподобного, обойдено «стопочками самой Царицы Небесной», и где прошли пречистые Ее стопочки, там и выкопана канавка, которой не переступить поэтому и самому антихристу. Соседнее с Дивеевым село. Скончался, как слышно, в 1908 году. Срав. Апок.9:6 и проч, той же главы. Он жив еще и доселе, но я не уполномочен назвать его имя. Архимандрит Антоний был духовником митрополита Филарета и личным другом и сотаинником. Слова эти извлечены из Записок игумении Евгении Озеровой (Московского Страстного Монастыря). Ин.15:5. Эсхатологией называется богословское учение о кончине Добра и зла, явление антихриста и конец Пережившим Соловьева не более как года на два или на три. Достойно внимания, что и Соловьев и Величко умерли в молодых еще годах и полном расцвете физических и духовных сил. Таинственна и загадочна была смерть эта. В этом Соловьев ошибался: стоит только припомнить, что в Барселоне (в Испании) творили ученики и слуги масона Феррера, когда им удалось устроить в 1909 году забастовку и бунт в этой несчастной провинции. Не меньшими злодействами против исповедников Христовой веры отличилась и так называемая Португальская революция 1910 года. В 1893-1894 годах. Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

117 Следующая за сим выписка взята из известного раскольнического (печатного) сборника, начинающегося «Историей об отцах и страдальцах соловецких», именно из помещенной здесь, измышленной раскольниками, повести, озаглавленной: «Мучение некоих старец и исповедник Петра и Евдокима». Приведенные, впрочем, с некоторыми искажениями, выписки находятся на лл. 190 об. и 193 печатного сборника. Силуан, по безграмотству, не умел даже сделать как можно и самого заглавия, – дьякона Федора и апокрифических Петра и Евдокима называет «совецкими» отцами! Таково просвещение раскольнических владык! Ред. 118 И преподобного Евфросина раскольнический епископ произвел во епископа! Новый образчик просвещенности этих лжеепископов. Ред. 119 Итак, по мнению раскольнического епископа, св. Златоуст писал и о «латынском крыже» и о литургисании на семи просфорах, а не на пяти, и даже будто бы о том, что на литургии, совершаемой на пяти просфорах, (страшно сказать!) «не закалается агнец». Можно ли с большею наглостию «лгать на святого»? И что это, – невежество ли дикое, свойственное раскольническим епископам, или заведомая ложь, намеренно распространяемая ими для лучшего утверждения в расколе и во вражде к церкви невежественных темных людей? Во всяком случае, какой позор для старообрядчества составляют эти его епископы – Силуаны! Ред. 122 Нелепее этих сказаний о ветковской и стародубской церквах, действительно, и представить ничего нельзя. Откуда взял их Силуан? И опять, не позор ли для старообрядцев, что их мнимые епископы сочиняют, или собирают и распространяют подобные нелепости? Ред. 123 «Книга Евстафия богослова» внесена в число трех десяти «лжесоставленных» тетрадей, «не точию священному писанию несогласных и здравому разуму противных, но и богохульного мудрования преисполненных», которые Окружным Посланием «отвергаются и отмечаются». О «книге Евстафия богослова» в Послании именно говорится, что эта книга «не богослова, а исте рещи площадного суеслова, в ней же проповедуется, яко антихрист убиет три цари великия: веру, любовь и надежду… Таковое мудрование есть еретичество и богопротивно… Что будет безместнее суетного и безумного напщевания сего?» (Окр. Посл. По нашему изд. Стр. 16, 20–21). А считающийся окружником Силуан распространяет это «еретическое и богопротивное мудрование». Таким образом в современном нам расколе один за другим являются еретики, – то Швецовы, то Силуаны, – один, как Онисим Швецов, от гордости и высокоумия, другие, как Силуан, по бессмыслию и невежеству. Что же удивительного, если такими архиереями, как Силуан и Савватий, властно распоряжается Иван Иваныч Шибаев? Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010