е. как мог признать незаконным, не имеющим силы запрещение, положенное законным, по его мнению, епископом на подчиненного ему попа? А если считает Иова и всех противуокружнических епископов недействительными епископами, а потому и запрещения их не имеющими никакой силы, то как же мог принять поставленного таким епископом попа в сущем его сане, да еще без всякого чиноприятия? Савватий ответит, конечно, обычным: «ништо, ништо»! А что ответят законоположенцы Духовного Совета – гг. Шибаев и Драгунов? Ред. 29 Т. е. советовал, крепко держаться нечестивых постановлений Федосеевского собора относительно браков и тропаря. 30 Называет их развратными за то, что не приняли действительно развратных правил, федосеевского собора и не последуют произведнику разврата – Скрипову. 32 Т. е. должны принять во всей силе учение о безбрачии и немолении за царя, а без этого неспасутся. 34 Разумеет людей, ведущих брачную жизнь, а не развратную в федосеевском безбрачии. И вот как относятся к ним московские федосеевцы-безбрачники! ее допускают на молитву и считают грехом молиться об них даже после их смерти! 36 Я. И. Голубев, живущий в Козмодемьянске, – федосеевец из приемлющих браки и отвергающих постановления Преображенского собора. 37 Итак, все святые молились в пещерах и в лесах! не знали храмов Божиих, и совершаемых в них таинств не принимали! Это раскольнические доказательства от святоподобий! 39 Итак те, кто во избежание разврата признает необходимым брачное сожитие, действуют «по дьявольскому научению»! По чьему же научению действуете вы, проповедники безбрачия и порождаемого им разврата, – вы, противящиеся Богу, узаконившему брак в роде человеческом? 40 Не совсем ясно, о чем идет тут речь. Не о прощении ли какой-нибудь девственницы, принесшей, по-федосеевски, плод своей девственной жизни? Таковых федосеевская мораль требует прощать, чтобы «беречь молодых людей» от «падения», т. е. от вступления в брак. Это ли не поощрение разврата? Читать далее Источник: Субботин Н.И. Летопись происходящих в расколе событий за 1886 год. – М.: Типография Э. Лисснера и Ю. Романа, 1886. – 67 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

787 Раич. История разных славенских народов. Ч. 2. Обручение кор. Милютина с Симонидою совершено было охридским архиеписком Макарием в 1300 г., а брак отложен был до брачного возраста Симониды (Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах. Кн. 4). 788 Цамблак в житии Дечанского: «да не кто възнить ме, сия слыше, Стефана по- хваляти и того достохвальнаго и светого нашими словесы безчестити. Да не будет таковаго безместья. Такового бо отьца яко благочьстыва и правиа веры поборника с светыми имаыы и яко от Бога того мощемь нетленно соблюдаемым покланяемьсе тем и целуем, освещение приемлюще… Нъженьское обличаем еже с диаволом согласие. И зазору малу подлежит: зане послушав ту немилосердия суду отдаст первородного» (Гласник. Кн. 11). То же летопись в Гласнике (Кн. 10). Житие Милютина выставляет волне правым Милютина и вполне виновным сына. Неловкий прием биографа! Ложь не красит никого. Милютинович (История сербского народа. Белград, 1833) пишет: «если судить беспристрастно, то видно, что согрешили оба – отец и сын; сын тем, что поднял руку на отца, а отец тем, что не освободил сына от казни ослепления». Милютинович дополняет суд свои известиями, что как сын не без основания доверял врагам греческой партии, так и отец боролся с интригами той же партии, – возвратив братьев Симониды к их матери. Мнения Дечанского о партии Симониды оправдались и событиями, следовавшими за смертию Милютина. Блаженный же Милютин в отношении к сыну точно увлекся злостными наговорами Симонидовой партии. Такова земная святость людей! 789 Раич. История разных славенских народов. Ч. 2; Троношская летопись в Гласнике (Кн. 5). Здесь неприязненные отношения к Дубровнику относятся к событиям, следовавшим после 1303 г. Венеция присылала послов и грамоту к Милютину в 1309 г. (Гласник. Кн. 11). Письма папы об унии писаны в 1308 г. (Monumenta spectantia historiam slavorum meridionalium/Ed. Ljubic. Zagr., 1868; Акты исторические, относящиеся к России, извлеченные из иностранных архивов А. И. Тургеневым: В 2 т. СПб., 1841–1842. Т. II (далее – Акты исторические, извлеченные из иностранных архивов. -Ред.). Кто лгал на Милютина, будто он изъявлял желание унии, как писал папа, послы ли рагузинские, доставившие папе послание Милютина, или за одно с ними и коллегия папская, столько всегда совестливо и смиренно объяснявшая учтивости государей, – остается неизвестным; но несомненно то, что Милютин никогда не желал унии; он не любил папизма и при всей кротости своей стеснял его даже в Рагузе, – двойная подать, наложенная им на рагузских папистов, отменена была только Душаном (Тронош. л. 67).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Знакомство с этой богатой письменностью имеет большую важность для историка культуры, какая бы отрасль последней ни составляла предмет его научных интересов. Египетская литература по древности и продолжительности занимает бесспорно первое место; она замолкла навсегда уже четыре века тому назад, если не считать более поздних искусственных попыток. Перед нами интересное поле для наблюдений на протяжении пяти тысячелетий выросшего из туземной почвы и сросшегося с нею литературного развития, не оставшегося без влияния на соседей и в свою очередь не уклонившегося от взаимодействия словесности других современных ему народов. В сфере эсхатологических построений, в области сказки и легенды, может быть, гимна и апокалиптики Египет занимает чрезвычайно видное место, и, может быть в нём именно следует искать родину многих из тех так называемых странствующих сюжетов и мотивов, которые обошли не только нашу культурную сферу, но встречаются и за её пределами. Египтология с самого своего рождения стремится сделать этот необъятный материал доступным для изучения. Уже результаты экспедиции Шампольона и Росселлини, изданные в 1832–1844 гг., дают множество текстов, списанных со стен храмов и гробниц 149 . Ещё больше в этом направлении сделал Лепсиус в изданных им, как результаты экспедиции 1842–1845 гг., фолиантах «Denkmäler aus Ägypten und Äthiopien» (Памятники Египта и Эфиопии – ред.), где он воспроизвёл множество надписей, а также папирусы весьма важных литературных памятников, обогативших Берлинский музей. Ему же принадлежит первое издание «Книги мёртвых». Бругш в течение своей жизни успел издать и разработать весьма большое количество текстов самого разнообразного содержания, он пытался уже подбирать египетские надписи по содержанию в томах своего «Thesaurus inscriptuonum Aegyptiacarum». Его современники Чабас и Гудвин начинают читать иератические тексты, а Бирч исследует сокровища Британского музея. Начинают появляться издания музеев, особенно Лейденского, Британского, Туринского.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Другой летописный общерусский свод появился около 1479 года и послужил основой для летописей XVI века, особенно прослеживается его влияние в Воскресенской летописи, заканчивающейся 1541 годом. Важное значение для истории имеет также Никоновская летопись, относящаяся также к XVI веку. Она сохранилась в двух списках – Патриаршем и князя Оболенского. Список Оболенского в конце XVI века был переработан и дополнен сведениями по всемирной истории, снабжен огромным числом миниатюр, в результате чего получился Лицевой летописный свод, названный Царственным летописцем. В XVII веке официальное летописание теряет свое первоначальное значение. Создаются чисто исторические повествования, которые, впрочем, еще содержат следы повествований летописных. В 1630 году при дворе Патриарха Филарета появился исторический труд о Смутном времени. При Патриархе Никоне создан свод 1652 года, в котором большое внимание уделено святому Филиппу, митрополиту Московскому. К XVII веку относится начало летописания в Сибири. Начало Сибирскому летописанию положили материалы участников похода Ермака (как устные рассказы, так и письменные донесения полковых писарей в Москву и в вотчину Строгановых), а также народные предания, на основе которых в 1622 году был составлен Синодик Тобольского собора. Одновременно были составлены летописи в Кунгуре (Кунгурская) и в вотчине Строгановых (Строгановская). В 1636 году дьяк Тобольского архиепископа Савва Есипов, согласуясь с грамотой церковного Собора от 16 февраля 1636 года, составил летопись «О Сибири и Сибирском взятии» (так называемая Есиповская летопись). В конце XVII века Семен Ремезов составил лицевой свод, который стал называться Ремезовской летописью или «Историей Сибирской». При составлении этого свода были использованы предшествующие летописи. Сибирские летописи содержат ценные сведения о строительстве церквей, об организации церковного управления, а главное, о христианизации местного населения. В прошлом столетии (с 1846 г.) в России летописи стали издаваться под названием «Полное собрание русских летописей», продолжается это издание и в наше время. Эта серия на данный момент насчитывает 33 тома (к настоящему времени вышел 41 том. – Прим. ред.).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Неизбежность религиозного плюрализма – парадигма современного религиозного мышления на Западе. У нас она, к счастью, все же еще не прижилась, и ценности, постулируемые ею, остаются чуждыми как для воцерковленного христианина, так и для человека, далекого от религиозных проблем. В этой связи восторженная «диалоговедческая» патетика большинства статей сборника вряд ли будет разделена российским читателем. 177 Розен В. Р. Император Константин Болгаробойца. Извлечения из летописи Яхьи Антиохийского. СПб., 1883. С. 2.– Изд. 184 См.: Кривое В. В. Арабы-христиане в Антиохии X-XI вв.//Традиции и наследие христианского Востока. М., 1996. С. 248–249. 187 Вот два рассказа из эпохи раннего ислама, относящихся ко времени правления четвертого «праведного» халифа, племянника и зятя Мухаммеда, Али: «Один мусульманин принял христианство. Али приказал ему вернуться в ислам, но он отказался. Али убил его и не отдавал тело родным, хотя они предлагали ему много денег. Он сжег тело»; «Другой человек из племени Бани-Ижл стал христианином. Его привели к Али закованным в цепи. Они долго говорили. Мужчина ответил ему: „Я знаю, что Иса – Сын Божий“. Тогда он (Али) встал и ногами ступил на него. Когда это увидели другие, они тоже начали топтать мужчину. Тогда Али сказал: „Убейте его“. Его убили, и Али приказал сжечь тело» (Тахави. Китаб аль-Сияр). 191 См.: Щипков А. В. Во что верит Россия. СПб., 1998. С. 93. В 1930-е годы всех кряшен записали татарами. Народ был попросту забыт. И лишь недавно, в 1999 году, эта народность снова была официально восстановлена в Российской Федерации. С конца 80-х годов наблюдается культурное и духовное возрождение кряшенского народа. 193 См.: Гедеон (Докукин), митрополит. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М, СПб., 1992. С. 105. 194 Среди осетин существуют два клана, характеризующиеся как диалектными различиями, так и вероисповеданием: иронцы (христиане) и энгорцы (мусульмане). – Ред. 198 См. Лопарев X. M. Греческие жития святых VIII-IX вв. Пг., 1914. С. 432–433. Эта информация «Жития святого Феодора» косвенно подтверждается и арабскими источниками. В 866 году Муавид по приказу своего брата-халифа был брошен в темницу и задушен, по-видимому, за переход в христианство.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Записка для обозрения русских древностей. СПб., 1851. Жизневский А. К. Путевая записка о Краснохолмском монастыре//Древности. Вып. 1. М., 1874. С. 86. Жизневский А. К.Древний архив… С. 3, сноска 1. же. С. 3, сноска 1; Анатолий (Смирнов), игум. Указ. соч. С. 81, сноска 1. Музей был организован в 1866 г. бывшим Тверским губернатором князем П. Р. Багратионом в здании мужской гимназии при Губернском статистическом комитете. В 1872 г. помощником председателя Губернского статистического комитета был избран управляющий Тверской Казенной палатой тайный советник А. К. Жизневский, который приступил к собиранию «замечательных памятников Тверской старины для сохранения их от уничтожения», образовав в музее особый археологический отдел – позднее историко-археологический музей (Тверской историко-археологический музей//Памятная книжка и Адрес-календарь Тверской губернии на 1895 год/Под ред. С. А. Лукина. Отд. 2. Тверь, 1895. С. 35). В настоящее время мы можем только предполагать, какие именно документы монастырского архива легли в основу этой работы, поскольку никакого источниковедческого изучения ее современными исследователями проведено не было. О Жизневском см.: Шаплов А. Е. Август Казимирович Жизневский (К 190-летию со дня рождения)//Тверская старина. 2009. 29. С. 33–34. Жизневский А. К. Древний архив… С. 3 Данное название «Летописца» приводится по тексту, опубликованному А. К. Жизневским ( Жизневский А. К. Древний архив... С. 66). В 1884 г. высочайшим повелением по положению Комитета министров на предложенных Министерством внутренних дел основаниях (прежде всего для сосредоточения и хранения архивных дел и документов, а также для «разыскания, описания и объяснения всяких других памятников старины») в виде опыта в 4 губерниях России – Тверской, Тамбовской, Рязанской и Орловской – были учреждены губернские ученые архивные комиссии и исторические архивы. Тверская ученая архивная комиссия начала работу 22 июня 1884 г. (Тверская ученая архивная комиссия//Памятная книжка и Адрес-календарь Тверской губернии на 1895 год. Отд. 2. С. 41).

http://sedmitza.ru/lib/text/6299237/

Прогневавшийся не много и умеренно и обнаруживший ревность против опустошителей за то, что они совершили несказанные жестокости против плененных ими, как мог дать повеление острить роги против них? Итак острятся роги, но не против Израиля, а против них самих: ибо они восставали друг против друга и против Ассириян и Вавилонян воевали Персы и Мидяне во время царствования Кира, как уже было сказано об этом прежде. Итак, если бы не были изощрены роги и не была завоевана страна Вавилонян: то Израиль не был бы освобожден от рабства и не избавился бы от уз и невыносимого бедствия. Итак, под четырьмя древоделями, острящими роги в руках их, то есть имеющих их, или победителей (чтоб мы разумели царей Персидских), могут быть подразумеваемы Ангелы, поставленные в совершенстве исполнять угодное Богу. Но это заключалось в том, чтоб Вавилоняне были покорены и находились под владычеством Персов и Мидян, о которых в другом месте Владыка всяческих говорит: «освящени суть: и аз веду их, исполини идут исполнити ярость мою радующеся, вкупе и укоряюще» ( Ис.13:3 ). 1 Вместо υιον δδ – сыну Адды, причем ιον относится к Захарии, а не к Варахии (как Кир. Ал. Ват. Син. Алекс. Феодорит. Феод. Мопс. LXX Иерон. и др.) Вульгата. Компл. и нек. кодд. читают υιου δδ, причем ιο относится к Варахии и Захария считается внуком Адды (Симмах: ππποος – дед, см. у Fielda). А вместо το προφτου, т. е. Адды, как у св. Кирилла, во всех: τον προφτην т. е. Захарии. В Евр. возможно то и другое. Имя Аддо (Евр. Иддо) прозорливца, как составителя иудейских летописных записей, вместе с пророком Самеем, упоминается во 2Пар.12:15–13:22 . Иддо, как один из родоначальников священнических, – и Захария, как потомок его, упоминается у Неем.12:4, 16 , – пророк Захария называется также сыном Иддо в 1Ездр.5:1, 6:14 . 3 У св. Кирилла, как и в Алекс. и нек. др., опущено: κα οκ ειση κουσαν, читаемое в славянском, вслед за большинством кодексов. 6 Так в одних и у LXX Иерон., в других, как и слав., нет: двумя. Евр.: между миртами, кои в углублении. Читать далее Источник: Перевод П.И. Казанского, под ред. М.Д. Муретова. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

«Настало, – говорит Карамзин словами древнего летописца, – время явной казни для того, кто не верил правосудию Божественному в земном мире, надеясь, может быть, смиренным покаянием спасти свою душу от ада и делами достохвальными загладить для людей память своих беззаконий. Не там, где Борис стерёгся опасности, внезапная опасность явилась; не потомки Рюриковы, не князья и вельможи, им гонимые, не дети и друзья их, вооружённые местью, умыслили свергнуть его с царства: сие дело умыслил и совершил презренный бродяга, именем младенца, давно лежавшего в могиле... Как бы действием сверхъестественным тень Димитриева вышла из гроба, чтобы ужасом поразить, обезумить убийцу и привести в смятение всю Россию». 5 Деньга (до конца XVIII века – денга, от тюрк. täkä – монета) – собирательное название древнерусских серебряных монет, чеканившихся начиная со второй половины XIV века в Москве, Новгороде, Рязани, Твери и других центрах монетной чеканки (синонимы – «куны», «чешуйки»). После реформы Елены Глинской (1535 год), которая в целом завершила централизацию и унификацию денежной системы государства, деньга – наименование нескольких номиналов: денга новгородская, новгородка, копейная денга (на монете был изображён всадник с копьём), копейка – 1 ⁄ 100 рубля; денга московская, московка, сабляница (на монете был изображён всадник с саблей), просто денга – 1 ⁄ 200 рубля, выпускались также фракции денги – полушка (полуденга) и четвертца (полуполушка). Усиление централизации Русского государства сделало необходимой унификацию региональной монетной чеканки, которая была осуществлена в 1534 году Еленой Глинской. Эта реформа ввела стандарт на чеканку «московки» (московской денги) и «новгородки» (новгородской денги), причём одна «новгородка» равнялась двум «московкам». На аверсе «московки» изображался всадник с саблей, а на аверсе «новгородки» – всадник с копьём, из-за чего «новгородку» вскоре начинают называть копейкой. В течение XVI–XVII за 1 ⁄ 100 рубля окончательно закрепляется название «копейка», а за 1 ⁄ 200 – «денга» (с XVIII века – «деньга»). Отсюда же происходит современный термин «деньги». – прим. эл. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДАНИИЛ, РУССКИЙ ПАЛОМНИК Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Даниил ( XII в.), игумен , первый русский паломник, оставивший описание Св. Земли . Даниил был, по всей вероятности, южнорусс; это заключают на основании упоминания им в конце его паломника одних южнорусских князей. Весьма вероятно предположение Карамзина о тождественности игумена Даниила с поставленным в 1113 г. в Юрьеве (южном) еп. Даниилом (+ 1121). " Хождение " его относится к 1106 - 1107 гг., оно было очень популярно и сохранилось в большом количестве списков; из них древнейший относится к 1475 г. Оно носит разные заглавия: " Житие и хождение Даниила " , " Русские земли игумена " , " Паломник Даниил игумен " , " Странник " , " Книга глаголемая Странник " . Описание Св. Земли носит по преимуществу религиозный колорит. Путь начинается с Царяграда . Автор весьма мало касается политического положения Палестины и один только раз случайно упоминает о небольшом походе Балдуина к Дамаску . Но зато весьма полно и подробно говорит он о святых церквах, монастырях и пересказывает связанные с ними легенды. Точность описания и обстоятельность наблюдений делают этот памятник весьма важным при изучении топографии Палестины XII в. Даниил является большим русским патриотом и глубоко верующим человеком. " Хождение " издано в 1837-1889 гг. И. П. Сахаровым, в 1864 - А. С. Норовым; лучшее изд. - палест. общ. под ред. М. А. Веневитинова, СПб., 1885. Ср. ст. Веневитинов " Хождение иг. Даниила в Св. Землю " в " Летописи занятий археогр. комиссии " , вып. VII, СПб., 1884. Франц. и новогреч. переводы " Хождения " сделаны Норовым (СПб. 1864), немец. — Лескиным (Лпц. 1884). По поводу последнего см. статью Веневитинова в " Ж. М. Н. Пр. " 1884, авг. Использованные материалы Редакция текста от: 01.09.2009 08:44:25 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13619.html

под. общ. ред. А.П. Дмитриева Исследования В. А. Котельников. στορα-hismoria-ucmopuя: история и эпика в их единстве и раздельности Если нет повествования, нет никакой истории. Нет для нас, во-первых, самй первичной истории в смысле «того, что подлинно было» – нет совокупности событий, расположенных во времени и составлявших какую-то часть мирового процесса. Эмпирически достоверные для нас материальные следы события, деяния, созидательной и разрушительной деятельности человека еще не есть история. Очевидности рождения и смерти, строительства и сражения остаются фактами, отразившимися в случайных, легко стираемых частных впечатлениях. Разумеется, затем и в памяти – но в памяти ограниченной и сомнительной, не укорененной в реальности, если она не вербализована. Эти факты не становятся историей, пока о них не сообщили нам весть, свидетельство, предание, летопись, жизнеописание, мемуары – пока о них не рассказано. Словесная память индивидуума, внутрисубъектная вербализация его впечатлений, наблюдений, его соучастия в происходящем вступают в культуру, становятся Историей только в нарративном поле речи, получая направленную от субъекта к субъекту эпическую форму – эпиграфики, хроникальной записи, летописной «повести», эпистолярии, воспоминаний, романа, эпопеи и т. д. История, конечно, стара, но, вопреки мнению М. Фуко, не «столь стара, как и сама человеческая память» 13 – она младше памяти на время создания рассказа о происходившем. Соответственно, во-вторых, без повествования нет истории и в смысле упорядоченного изложения добытых из прошлого сведений о лицах, вещах и событиях в их пространственно-временной и логико-семантической связанности; следовательно, нет рационального исторического познания. Достоверный, но единственный факт не историчен; только связанный с другим фактом он образует историю, связь же возможна лишь в повествовательном, хотя бы минимальном, высказывании. Факт, что существовали князья Борис и Глеб, не имеет значения; известие же о добровольном принятии ими смерти, на которую обрек их братоубийца Святополк, уже само по себе, без летописных и житийных распространений, имеет значение историческое и составляет в русской истории важнейшее религиозно-нравственное событие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010