II, кн. 2, стр. 235). 322 Mediante vero quadragesima rex (Arnulphus) Pannoniam proficiscens, generalem conventum cum Zuentibaldo duce, loco qui vulgo apellatur Omuntersberg, habuit. Ibi inter alia praefatus dux ab apostolico rogatus, regem obnixe interpellabat ut urbe Roma domum sancti Petri visitaret, et Italicum regnum, a malis christianis et imminentibus paganis ereptum, ad suum opus restringendo dignaretur tenere (Тем временем король (Арнульф), идя в Паннонию, провел общее собрание с предводителем Цуэнтибальдом в месте, которое обычно называют Омюнтерсбергом. Там, между прочим, вышеназванный предводитель по просьбе апостольской умолял царя посетить город Рим и дом святого Петра и соизволить удержать Италийское царство, спасенных от бед христиан и защитить от угрожающих язычников – лат. пер. ред.). Арвульф ue нашел возможным исполнить эту просьбу. Pertz I, 407. Обстоятельные указания и суждения о переговорах в Омунтесберге см. в сочинении проф. Успенского «Первые славянские монархии на северо-западе», стр. 84. СПб. 1872 г. 323 Неосновательно некоторые исследователи известие жития о 200 священниках и диаконах, поставленных св. Мефодием, сливаются с известием об изгнании главных учеников Мефодия, в числе нескольких. Известия эти стоят отдельно. 324 Возможно, что вопрос этот был предметом тех сношений Святополка с Римом, какие происходили незадолго до переговоров первого с Арнульфом в Омунтесберге в марте 890 года. 325 Этот Брацдав, владевший землями между реками Савою и Дравою, упоминается в Фульденской летописи под 884 годом, как уже зависимый от немецкой империи при Карле Толстом. Pertz, I, 401. 326 Что угры в это время вторгались в Моравию и именно в качестве союзников Арнульфа, – об этом ясно говорит Фульденская летопись, когда, описывая движение Арнульфа в Моравии с немецким войском, прибавляет: Ungaris etiam ibidem ad se cum expeditione venientibus (венгры тоже пришли туда с экспедицией – лат., пер. ред.). Pertz, 1, p. 408. 327 Под этою старою дружбою разумелись те сношения и союзы немецкой империи с Болгарией, которые начались при Борисе и Лудовике, как раз пред моравскою миссией св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Некоторые из его стихов прежней — и лучшей — поры дошли и до наших дней, пробыв долгие века под «этическим арестом», но куда большее количество было безвозвратно утрачено в ходе этой окончательной виктории, одержанной пуританами над «кавалерами». Может быть, еще большей потерей стала гибель в огне его писем к Сэвилу с содержащейся в них подлинной историей светской жизни эпохи Реставрации. Однако сам Рочестер попросил мать сжечь весь его архив, чтобы его личный пример и скоромное содержание его творений не смогли ввести во искушение новых читателей, и она скрупулезно выполнила эту просьбу. «Кстати, — написал однажды Хорейш Уолпол, — не пересказывал ли я тебе самого прелестного красного словца, принадлежащего мистеру Бентли? Он рассказал мне о старой богобоязненной леди Сент-Джон, которая сожгла целый сундук писем прославленного лорда Рочестера. " И за это, — сказал мистер Бентли, — ее душа нынче горит в раю! " »   notes Примечания 1 Портрет предположительно работы Джейкоба Гюисманса, 1675. Предоставлен лордом Бруком, замок Ворвик. 2 Подобным образом помечают порнографические издания. — Здесь и далее, кроме отдельно оговоренных случаев, примеч. пер. 3 То есть Джону Донну. 4 В настоящем издании опущен. Фактография приведена в соответствие следующим источникам: Двор монарха в средневековой Европе: явление, модель, среда/Под ред. Н. А. Хачатурян. М.; СПб.: Алетейя, 2001; Эрланже Ф. Эпоха дворов и королей. Этикет и нравы в 1558–1715 гг. Смоленск: Русич, 2005; Законодательство английской революции 1640–1660 гг. М.: Издательство Академии наук СССР; Институт права, 1946; Английская буржуазная революция XVII века/Под ред. Е. А Косинского и Я. А. Левицкого. М.: Издание Академии наук СССР, 1954. 5 Рисунок У. Н. Гарднера. Музей археологии и искусства Оксфордского университета. 6 Так называли роялистов, сражавшихся на стороне Карла I. 7 Живописное панно 1674 г. Поместье Дитчли. 8 Гравюра М. Ван дер Гюхта по рисунку Р. Ла Верга. Национальная портретная галерея, Лондон. 9 Оксфордский историк (1632–1695), автор трактатов «История и древности Оксфордского университета» и «История всех писателей и епископов Оксфорда», которые современники упрекали в многочисленных ошибках. 10 Модный англиканский проповедник и летописец своего времени, который в последние годы жизни Рочестера был его духовным наставником. 11 Годы военной диктатуры лорда-протектора Оливера Кромвеля и его сына Ричарда (1653–1659). 12 Гравюра А. Боссе. Библиотека иллюстраций Халтон. 13 Актом о добровольном и общем прощении, освобождении и забвении, принятым в 1660 году в соответствие Бредской декларации, Карл II обещал прощение всем подданным, которые в 40-дневный срок присягнут на верность королю (за исключением лиц, принимавших участие в казни Карла I). 14 Из книги «Oxonia Illustrata» Д. Логгана 1665 г. (копия Лондонской библиотеки). 15 Английский историк (1678–1735), хранитель оксфордской библиотеки Бодлейан. 16 Из книги «Oxonia Illustrata» Д. Логгана 1665 г. (копия Лондонской библиотеки). 17

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

166 П. С. Лет. VIII, 215. Эта ред. в милют. ч. мин., май, д. 1078; о вторичном перенесении л. 1082. 167 Ник. IV, 65. Фотий умер в июле 1431, я мощи обретены в мяе. Поэтому мы считаем более вероятным 1431 год обретения, принимаемый арх. Филаретом (Р. Свят., февр., стр. 116), чем 1439, принимаемый преосв. Макарием на основании Питиримовой службы (Истр. Р. Ц. V, 239). 169 Этим опровергается мнение преосв. Макария, что служба составлена Питиримом тотчас но открытии мощей (Ист. Р. Ц. V, 255); 3-я редакция сказания прямо говорит, что явление Алексия было «времени уже не малу мимошедшу» по обретении. 171 Макар, ч. мин. по усп. сп., февр., стр. 824–826; П. С. Лет. VIII, 26–28. Оба списка представляют разные редакции; первоначальная из них, по-видимому, в летописи. Нач. по сп. мак. миней: «Сей убо преп. отец наш Алексий митрополит беяше родом болярин, славных и нарочитых боляр». Позднейшая переделка этой ред. в печатном московском прологе 1641 года с ошибками. 172 О начале княжения Uoahha II житие говорит «Сам князь в орду отходит к царю, коже есть обычай, взяти великое княжение». В Чудовом мон. Алексий поставил «трапезу велию камену и погребы камены, еже есть и доныне». Но в 1483 была заложена новая трапеза, о которой летопись говорит «Того же лета заложи чудовский архимандрит трапезу камену, а старую разруши». П. С. Лет. IV, 235. 173 Так по сп. службы в минее 2-й полов. XV века, рук. Тр. Серг. л 528 и в волокол. сб. Моск. д. акад. нач. XVI века. N° 634. Такая же заметка и в заглавии пахомиевского жития Алексия. 174 Милют. ч. мин, май, л. 1087: «По преставлении св. Алексия минувшим летом мало мнее седмидесятим паки (после Питирима) сосгаяися повесть сия ермонахом Пахомием.. благословением Ионы митрополита». Этим объясняется происхождение двух сказаний Пахомия о обретении: первое, пространное, вносившееся в списки жития с особым заглавием, написано раньше жития; второе, без особого заглавия, не отделяемое от жития, составлено одновременно с ним и есть только сокращение первой редакции, в которое Пахомий вставил приведенное известие Питирима о 60-х годах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Один монах, по имени Феодул, принадлежавший к патриаршей свите, отравил ядом патриарха, из уст его полилась кровь, и он по некотором времени испустил дух. По замечанию летописца, Феодул умертвил патриарха с ведома и даже по наущению прочих лиц, сопровождавших Пахомия. 466 Но спрашивается, с какой целью учинено это ужасное преступление? С большой вероятностью утверждают, что мотивом к убийству послужила алчность: спутники патриарха, видя множество золота, собранного им в Молдавии и Валахии, пожелали воспользоваться чужим богатством и запятнали себя ужасным злодеянием. 467 Возмутительное событие! Есть исторический рассказ (он находится в «Historia Patriarchica»), имеющий целью удостоверить, что в правление Иеремии I Константинопольской церкви грозила великая беда, которая, однако же, была устранена благодаря деятельности и искусству указанного патриарха. Рассказывается так: некоторым улемам и муллам (мулла – мусульманский священник, улемы – мусульманские судьи, толкователи Корана. – Ред.) захотелось достигнуть разрушения всех христианских храмов в Константинополе, и для этой цели они исходатайствовали, где следует, фетву (вид султанского распоряжения, постановления, наряду с фирманом и гаттишерифом. – Ред.), разрешавшую совершить это дело. Но патриарх Иеремия, заблаговременно узнав о готовившемся злополучии, обратился к великому визирю, который был благорасположен к христианам и который посоветовал Иеремии явиться в императорском Диване и дать уверение, что взятие Константинополя Магометом II произошло при таких условиях, которые дают христианам все права на мирное и безопасное жительство в Империи. Патриарх так и сделал. Диван удовлетворился показаниями свидетелей-турок, выставленных Иеремией для доказательства, что будто Константинополь сдался добровольно, а не был взят силой. Удовлетворился этими показаниями и сам султан, когда ему было доложено это дело. Христианские храмы получили безопасность. Султан выдал грамоту, которая укрепляла за христианами право на владение их церквами Патриарх и народ возблагодарили Бога за избавление от беды.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В своем послании к вел. кн. Изяславу, предостерегая от влияния иноверия, Феодосий дозволяет оказывать милость, будет ли то жидовин или сорочин (сарацин), 6олгарин (магометанин), или еретик, латинянин или кто иной от поганых. Этим обозначается круг иноверного мира, с которым приходилось сталкиваться русским. Замечания в летописи о религии магометан могли быть заимствованы из жизнеописаний Магомета, известных в византийской литературе и славянских переводах 1071 . Толковая Палея полемизирует не только с еврейством, но и с мусульманством. Пока монголы были язычниками, допускалась в известных пределах терпимость 1072 . С принятием магометанства, столкновения на религиозной почве делались более частыми (при взаимном, однако, обращении тех и других в свою веру 1073 ), появились и свои мученики. К XV в. относится перевод «Беседования с евреями и турками» Григория Паламы 1074 . В 1-ой ред. хронографа деятельность Магомета излагается по хронографам Г.Амартола и Манассии. Падение Константинополя усилило враждебные чувства, которые поддерживались частым появлением греков, бежавших в Россию или искавших здесь материальной помощи. Борьба с Казанью и Крымом, в свою очередь, дала пищу чувству религиозной вражды, отразившемуся в известной «Казанской истории». Уже в Минеях Макария Новгород. и москов. ред. встречается «Сказание о срацынской вере», о котором замечено: «Начало сей книзе изложено бысть от латынянина Риклада, сущу ему бывшу в чину учителя по закону срачиньскому и паки возвратившюся ему к своей вере латыньстей» (в Соф. сп. мес. июль 182, л. 810–829, отд. в 17 главах, Троицкой лав. 730, XVI в.). Оригинал его – греческий перевод сочинения Рихарда (XIII в.), сделанный Димитрием Кидонским (спис. ориг. Синод. библ., 360 1075 ). Далее, появляются переводные статьи, касающиеся Магомета, турок и их завоеваний (XV-XVI 1076 ). Против магометан, Максим Грек писал следующие сочинения: «Слово обличительно на агарянскую прелесть и умыслившагося ея скверного пса Моамефа» 1077 , «Слово 2-е о том же к благоверным на богоборца же Моамефа» 1078 и «Ответы христианам противу агарян, хулящих нашу православную веру христианскую» 1079 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Один монах, по имени Феодул, принадлежавший к патриаршей свите, отравил ядом патриарха, из уст его полилась кровь, и он по некотором времени испустил дух. По замечанию летописца, Феодул умертвил патриарха с ведома и даже по наущению прочих лиц, сопровождавших Пахомия.  Но спрашивается, с какой целью учинено это ужасное преступление? С большой вероятностью утверждают, что мотивом к убийству послужила алчность: спутники патриарха, видя множество золота, собранного им в Молдавии и Валахии, пожелали воспользоваться чужим богатством и запятнали себя ужасным злодеянием.  Возмутительное событие! Есть исторический рассказ (он находится в «Historia Patriarchica»), имеющий целью удостоверить, что в правление Иеремии I Константинопольской церкви грозила великая беда, которая, однако же, была устранена благодаря деятельности и искусству указанного патриарха. Рассказывается так: некоторым улемам и муллам (мулла — мусульманский священник, улемы — мусульманские судьи, толкователи Корана. —  Ред.) захотелось достигнуть разрушения всех христианских храмов в Константинополе, и для этой цели они исходатайствовали, где следует, фетву (вид султанского распоряжения, постановления, наряду с фирманом и гаттишерифом. —  Ред.), разрешавшую совершить это дело. Но патриарх Иеремия, заблаговременно узнав о готовившемся злополучии, обратился к великому визирю, который был благорасположен к христианам и который посоветовал Иеремии явиться в императорском Диване и дать уверение, что взятие Константинополя Магометом II произошло при таких условиях, которые дают христианам все права на мирное и безопасное жительство в Империи. Патриарх так и сделал. Диван удовлетворился показаниями свидетелей–турок, выставленных Иеремией для доказательства, что будто Константинополь сдался добровольно, а не был взят силой. Удовлетворился этими показаниями и сам султан, когда ему было доложено это дело. Христианские храмы получили безопасность. Султан выдал грамоту, которая укрепляла за христианами право на владение их церквами Патриарх и народ возблагодарили Бога за избавление от беды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

19 Voir «Le deluge et l’epopée babylonienne». Lenormant, 1874; перевод халдейского сказания о потопе с скрижалей ассирийских сделан Джорджем Смиттом. Ср. его Assyrian discoveries. 21 Мы оговариваемся: многие принимают время Мернепта или Менепта (Мернептах. – Прим. ред. электронного издания.) XIX династии за время Исхода. (Так Лепсиус и Брюгш.) Но, по нашему мнению, исторические события этого царствования не согласны с Исходом. (Тотмес – Тутмос. – Прим. ред. электронного издания.) 24 Аму вообще означало семитов, от семитского слова аам – народ. Кочевые назывались египтянами «шазу». 26 О трудности египетской хронологии сравни у Лепсиуса Die Chronologie der Aegypter (1849), напр. стр. 211, 235–36, 315-след., 376–382, 500 и след. et. passim. 31 Весьма замечательно, что обожение змея (Афрозиаба мидийских туранцев) и подземных сил под именем Сутеха или Сети гиксосов связует гиксосов с общими шаманскими верованиями туранцев, к которым, вероятно, принадлежали и кхеты северной Сирии, обожившие также Сутеха. 33 См. Brugsch: Geographie des alten Aegyptens, p. 233, Linand de Bellefonds: memoire sur le lac Moeris. Сравни первый комментарий к Быт. 41:45 . Вилкинсон в заметке на Геродота ΙΙ, 100 (в Роулинсоновском коммент. издания) признаёт Аменемха III Мерисом предания. Так и Мариетт, и Масперо, и Брюгш (1877). 34 Ср. у Брюгша (1877), стр. 159. Страбон указывает, что число царских помещений соответствовало числу номов, и говорит: «Лабиринт был как бы маленьким представлением всего царства». 35 На памятнике Теи, пасынка фараона V династии, бывшего губернатора области, найдены имена городов: Ра-аскет, Ра-шефет, Ра-секет, Ра-хотен (Кук). 36 Царствование Тотмеса III оставило важные указания на памятниках Египта и в самой Ассирии. В Египте в надписях его времени упомянуты Рутенну, Ассур, Баб-иль, Сеннаар, Ниневия, Леменен (Ливан), кхеты и другие известные имена. В раскопках близ Мосула Лейард находил египетские вещи из слоновой кости, явно относящиеся ко времени XVIII династии, как, напр., картуш на слоновой кости, найденный в Хорсабаде (Nineveh and its remains).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Први руски историчар свети Нестор Летописац Преподобни Нестор Летописац 50-их година XI века у Као дошао код преподобног и постао искушеник. примио монашки постриг и рукоположен за О висини духовног живота говори то што с другим преподобним оцима учествовао у демона из Никите затворника, био Преподобни Нестор дубоко ценио истинско са и „Велика корист од - говорио он, - нас и уче нас путу од речи из стичемо мудрост и То су реке од исходи мудрост. У безмерна дубина, оне нас теше у жалости, оне су узда Ако потражиш мудрост у велику корист за душу, ко чита беседи с Богом или са светим Преподобни Нестор у манастиру имао летописца. Осамдесетих година написао блажених страстотрпаца Бориса и Глеба поводом светих у Вишгород 1072. године. Затим Нестор саставио преподобног Печерског, а 1091. године, уочи храмовне славе Печерске игуман му поверио да из ископа мошти преподобног ради у храм. Главни подвиг преподобног Нестора било што 1112-1113. године написао „Повест о прошлим годинама“. Необично широк круг извора с строго црквене тачке гледишта, преподобном Нестору да напише као саставни део светске рода. излаже Руске Цркве у главним моментима настанка. Он говори о томе кад се руски народ први пут у црквеним изворима – 866. године, за време светог о томе како су свети равноапостолни Кирил и стварали словенску писменост, о свете равноапостолне Олге у Несторова хроника нам сачувала о првом православном храму у (под 945. г.), о исповедничком подвигу светих (983.г.), о вера“ од стране светог равноапостолног Владимира (986. г.) и о (988. г.). Првом руском историчару податке о првим митрополитима Руске Цркве, о настанку Печерске о оснивачима и подвижницима. Време преподобног Нестора било лако за Руску и Руску Цркву. била растрзана кнежевским степски номади-Кипчаци су у похлепним харали градовима и селима, терали су у ропство Русе, храмове и Преподобни Нестор био очевидац Печерске 1096. године. У летопису дато богословско Духовна дубина, и патриотизам „Повести о прошлим годинама“ уврстили су у ред дела светске писмености.

http://pravoslavie.ru/65610.html

А обсуждения в общих заседаниях состояли в произнесении отдельными ораторами неслышных, вследствие дурной акустики, речей, причем это произнесение, и отдаленно не напоминавшее дебатов, быстро утомляло большинство. К тому же члены Собора страдали от изнурительной жары римского лета, особенно тяжелой для престарелых северян; в этой жаре, ради которой тщетно просили отсрочки или перерыва Собора, оказался лишний союзник для сторонников непогрешимости. Несмотря на ряд протестов и попыток противодействия со стороны меньшинства, первоначальный проект, измененный еще в сторону усиления (см. сопоставления у Schulte, 1. c.285f.), был внесен 12 июля на обсуждение Собора. Этот измененный текст, уже без всякого предварительного соборного обсуждения (даже вопреки наказу), был внесен сразу для голосования в общее собрание 13 июля. И после этого, также без всякого обсуждения, проект был внесен в публичное заседание 18 июля, где он и был принят большинством против двух и немедленно утвержден папой. По пути из общего заседания 13 июля в публичное заседание 18 июля проект еще раз подвергся молчаливому, но в высшей степени важному изменению: некоторому сокращению (Schulte, 76 1. С.289) и существеннейшему восполнению. Именно, в него вставлены были слова ex sese sine consensu ecclesiae (из себя самого без согласия церкви (лат.) – Прим. ред.), составляющие самое сердце догмата, вставлены без обсуждения, прямо на голосование, и были проглочены собранием en bloc (огульно (фр.) – Прим. ред.). Этот образ действий не может не поразить всякого искреннего и беспристрастного наблюдателя ватиканского действа, сколь бы ни были тверды и искренни его симпатии к Западной Церкви. Но куда же делась оппозиция и как оказалось возможным такое потрясающее единогласие при голосовании по существу, то есть с новой прибавкой даже не обсужденной формулы? Частью она, очевидно, растаяла под влиянием тропической жары и под действием нагнетательного пресса курии, частью же здесь произошло нечто потрясающее даже в летописи этого «Собора».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

166 П. С. Лет. VIII, 215. Эта ред. в Милют. ч. мин. май, л. 1078, о вторичном перенесении л. 1082. 167 Ник. IV, 65. Фотий умер в июле 1431, а мощи обретены в мае. Поэтому мы считаем более вероятным 1431 год обретения, принимаемый арх. Филаретом (Р. Свят., февр., стр. 116), чем 1439, принимаемый преосв. Макарием на основании Питиримской службы (Ист. P. Ц. V, 239). 169 Этим опровергается мнение преосв. Макария, что служба составлена Питиримом тотчас по открытии мощей (Ист. Р. Ц. IV, 255): 3-я редакция сказания прямо говорит, что явление Алексия было «времени уже не малу мимошедшу» по обретении. 171 Макар, ч. мин. по усн. сп. февр. стр. 824–826. II. С. Лет. VIII, 26–28. Оба списка представляют разные рецензии; первоначальная из них по-видимому в летописи. Нач. по сп. Мак. миней: «Сей убо преп. отец наш Алексий митрополит беяше родом болярин, славных и нарочитых боляр». Позднейшая переделка этой ред. в печатном московском прологе 1641 г. с ошибками. 172 О начале княжения Uoahha II житие говорит: «сам князь в орду отходит к царю, якоже есть обычай, взяти великое княжение!» В Чудовом мон. Алексий поставил «трапезу велик) камену и погребы камены, еже есть и доныне: Но в 1483 была заложена новая трапеза, о которой летопись говорит: «того же лета заложи чудовский архимандрит трапезу камену, а старую разруши». II. С. Лет. IV, 235. 173 Так по сп. службы в минее 2-й полов. XV в., рук. Тр. Серг. л. 528, и в волокол. сб. Моск. д. акад. нач. XVI в. 634. Такая же заметка и в заглавии пахомиевского жития Алексия. 174 Милют. ч. мин. май, л. 1087: «по преставлении св. Алексия минувшим летом мало имее седмидесятим паки (после Питирима) составися повесть сия еромонахом Пахомием… благословением Ионы митрополита». Этим объясняется происхождение двух сказаний Пахомия о обретении: первое, пространное, вносившееся в списки жития с особым заглавием, написано раньше жития; второе без особого заглавия, не отделяемое от жития, составлено одновременно с ним и есть только сокращение первой редакции, в которое Пахомий вставил приведенное известие Питирима о 60 годах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010