—    Ну-ка, умный Иуда! Скажи-ка нам, кто будет первый возле Иисуса — он или я? Но Иуда молчал, дышал тяжело и глазами жадно спрашивал о чем-то спокойно-глубокие глаза Иисуса. —    Да, — подтвердил снисходительно Иоанн, — скажи ты ему, кто будет первый возле Иисуса. Не отрывая глаз от Христа, Иуда медленно поднялся и ответил тихо и важно: —    Я! Иисус медленно опустил взоры. И, тихо бия себя в грудь костлявым пальцем, Искариот повторил торжественно и строго: —    Я! Я буду возле Иисуса! И вышел. Пораженные дерзкой выходкой, ученики молчали, и только Петр, вдруг вспомнив что-то, шепнул Фоме неожиданно тихим голосом: —    Так вот о чем он думает!.. Ты слышал? 1    Еще (фр.). 2 Альфонс Карр (фр.). 3    Дорогая (фр.). 4    Как у Николая I (фр.). V Как раз в это время Иуда Искариот совершил первый, решительный шаг к предательству: тайно посетил первосвященника Анну. Был он встречен очень сурово, но не смутился этим и потребовал продолжительной беседы с глазу на глаз. И, оставшись наедине с сухим и суровым стариком, презрительно смотревшим на него из-под нависших, тяжелых век, рассказал, что он, Иуда, человек благочестивый и в ученики к Иисусу Назарею вступил с единственной целью уличить обманщика и предать его в руки закона. —    А кто он, этот Назарей? — пренебрежительно спросил Анна, делая вид, что в первый раз слышит имя Иисуса. Иуда также сделал вид, что верит странному неведению первосвященника, и подробно рассказал о проповеди Иисуса и чудесах, ненависти Его к фарисеям и храму, о постоянных нарушениях им закона и, наконец, о желании Его исторгнуть власть из рук церковников и создать Свое особенное царство. И так искусно перемешивал правду с ложью, что внимательно взглянул на него Анна и лениво сказал: —    Мало ли в Иудее обманщиков и безумцев? —    Нет, Он опасный человек,— горячо возразил Иуда, — Он нарушает закон. И пусть лучше один человек погибнет, чем весь народ. Анна одобрительно кивнул головою. —    Но у Него, кажется, много учеников? —    Да, много. —    И они, вероятно, очень любят Его?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Земские начальники — административно-судебные должностные лица, назначались из дворян. По закону от 12.7.1889 ими был заменен институт мировых посредников, ведавший поземельными отношениями помещиков и крестьян. Земские начальники получали широкие полномочия по утверждению решений крестьянских учреждений, назначению и смещению лиц в них, неограниченные права наказания крестьян (см.: Ерошкин Н. П. Указ. соч. С. 235). Народничество — преобладавшее в 1870е годы направление в российском демократическом движении. Народники пытались преподнести коммунистические идеи как развитие присущих крестьянской общине начал. «Свободных мыслителей» ( фр .). — Сост. Преданнее (душою и телом) (фр.). — Сост. Шарль Луи де Секонда, барон де Ла Бред и де Монтескье (1689–1755) — французский философ-просветитель. Отстаивал идею конституционной монархии и принцип разделения властей. Состояние монархии — состояние дворянства, состояние дворянства — состояние монархии (фр.) — Сост. Церковно-приходские школы являлись начальными школами в России. С началом контрреформ 1880–90х гг. Государь Александр III стал оказывать им особое покровительство. В 1884 г. появились «Правила о церковно-приходских школах», число школ возросло с 5517 (1885) до 42 696 (1905). Застоявшийся воздух ( фр .). — Сост. Сергей Степанович Жихарев — тамбовский помещик, сенатор, сын писателя С. П. Жихарева. Степан Тимофеевич Разин (ок. 1630 † 1671) — зачинщик бунта 1670–1671 гг., пойман и казнен. «Разиновщина» стала синонимом разбойничьей вольницы, дикого бесшабашного разгула. В первую неделю Великого поста, среди прочих, провозглашается анафема «бунтовщику и изменнику Стеньке Разину». Михаил Васильевич Ломоносов (1711 † 1765) великий русский ученый и поэт, основатель Московского университета. Утвердил в русской поэзии силлабо-тоническую систему стихосложения. Василий Кириллович Тредиаковский (1703 † 1768) — русский поэт, впервые ввел в русское стихосложение силлабо-тонический принцип книгой «Новый и краткий способ к сложению стихов российских» (1735), член Академии Наук с 1745 по 1759 гг.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Для посвящения первенца было не обязательно приносить его в храм, поэтому здесь подразумевается, кроме обычного посвящения, также от-дание ребенка на службу Богу, — подобно тому, как Самуил был отдан родителями на службу пред Господом в Силоме (1 Цар 1:11,22,28). Закон Моисеев (Исх 13; 22:29; 34:19–20; Чис 3:11–13; 8:16–18; Втор 15:19–20) требовал, чтобы всякий первенец человека или животного был посвящен Господу. Животное должно было быть принесено в жертву, а вместо ребенка уплачен выкуп. Однако в качестве заместителя жертвоприношения первенцев у людей было избрано колено Левия, а вместо всего первородного скота сынов Израилевых — скот левитов. За тех 273 израильтян, на которых число первенцев оказалось больше числа левитов, Аарону и сынам его был уплачен выкуп по 5 сиклей за человека (Чис 3:40–51). Впоследствии выкуп должен был вноситься за всех первенцев (Чис 18:15–16) и мог быть уплачен священнику в любом месте. Поскольку действие происходит в храме, куда принесли Младенца, и выкуп за Него не упоминается, ясно, что речь идет не о выкупе, а о посвящении Его Господу. Очищение матери новорожден-ного осуществлялось жертвоприношением однолетнего агнца и птенца голубя или горлицы в качестве жертвы всесожжения и жертвы за грех соответственно (Лев 12:6). Закон предусматривал и уступку, которой воспользовались Иосиф и Мария: будучи бедны, они ограничились жертвоприношением двух горлиц или двух птенцов голубиных (Лев 12:8; ср. также Лев 5:7, где описывается сходная жертва за грех неведения, Лев 14:22 и Чис 6:10). Sumeèn ‘Симеон’ — обычное еврейское имя (евр. sim‘œn, Быт 29:33; Деян 13:1; Откр 7:7), причем грецизированная форма S…mwn ‘Симон’ (6:15) более обычна в НЗ. Этот человек характеризуется как d…kaioj ‘праведный’ (как и Захария в 1:6) и eÙlab»j ‘благочестивый’. Последнее слово первоначально значило ‘осто¬рожный’, откуда — ‘неукоснительный в исполнении того, что предписано религией’ (Деян 2:5; 8:2; 22:12); в ка-честве обозначения благочестия это слово впоследствии не закрепилось у христиан, однако вполне естественно, что здесь оно применено к челове-ку, строго соблюдающему Моисеев закон. Про Симеона далее говорится, что он был чающий утешения Израилева; к prosdšcomai ‘ожидать’ в этом значении см. 2:38 (об Анне), 23:51 (об Иосифе Аримафейском); выраже-ние может восходить к Быт 49:18; Пс 118:166; Ис 25:9. par£klhsij ‘утеше-ние’ под влиянием Ис 40:1–2 означало даруемое Богом утешение, насту-пающее в мессианскую эру. Симеон получил откровение, что он не умрет раньше, чем увидит Христа; выражение не увидит смерти из Пс 88:49; ср. также не дашь святому Твоему увидеть тления в Пс 15:10. Хотя вы-ражение ™n тщ pneЪmami ‘по вдохновению’, точнее — ‘в Духе’ может означать пророческое исступление, определенный артикль скорее означа-ет, что Симеон пришел в храм, ведомый Духом Святым; ср. сходное вы-ражение без артикля в Откр 1:10 ™n pneЪmami ‘в духе’ [в синодальном переводе — со строчной буквы — Реф.].

http://pravmir.ru/evangelie-ot-luki-komm...

Между Христом и Церковью нет различия, как нет различия между жизнью семени и жизнью дерева. Христос есть Церковь, сосредоточенная в личной действительности, а Церковь есть Христос, раскрывшийся в исторической действительности (с.96). Таким образом, считать Христа предтечей означа–ет включить Церковь в исторический процесс, воспри–нимать ее распространение не как распространение Духа Святого, но как некий результат деятельности земных веков. Это означает поставить ее на уровень всех других творений человека, иначе говоря, придать ей чисто человеческий, культурный характер. Вот в ка–ком смысле идея предтечи опровергает божественность Христа. Быть предтечей – сущностное призвание человека. Бог никогда не предтеча. Бог есть всегда весь сразу. Под мыслью о предтече кроется исключе–ние Божества. Тот, кто считает Христа предтечей, отри–цает Его как Бога. Христос как предтеча есть Христос только как человек: гениальный человек, человек ве–ликого сердца, глубокой прозорливости, прекрасно знающий жизнь, но все-таки только человек. Он дей–ствительно существовал в истории, действительно пре–терпел от иудеев и умер. Однако на этом и закончи–лась вся Его личная деятельность. В истории Он живет всего лишь своим творением, как и все другие люди. А это Его творение, называемое Церковью, тоже чело–веческое, следовательно, подчиняющееся всем исто–рическим законам и всем историческим условиям. Это творение развивается так же, как и всякое человече–ское творение. История выше его. История преобра–зовывает его, дополняет, исправляет, совершенствует и приспосабливает. И вдруг здесь нам становится понятным, почему идея предтечи так охотно принимается в современном мире и почему она сегодня так охотно провозглашается. (с.97) Мир, как это кажется, поворачивается к Христу, к Нему обращаются даже те, которые не считают себя христианами. Но они поворачиваются к Христу-человеку. Они поворачиваются к Церкви как к куль–турному порождению исторического развития. Они видят в ней только естественное средоточие здоровых возможностей человека.

http://predanie.ru/book/71827-hristianst...

Черная Свинья в ирландской мифологии. – Точнее: вепрь; почитался у кельтов как священное животное. …во время осады Парижа в 1870м. – Речь идет о кульминационном эпизоде франко-прусской войны, когда войска фельдмаршала Мольтке осадили Париж и взяли в плен Наполеона III. …мудрил, как Мольтке. – Имеется в виду прусский фельдмаршал Хельмут фон Мольтке (1800–1891), начальник генштаба прусской армии; его боевые операции отличались тщательной и продуманной тактикой. …точно смотришь этакую пьесу старика Метерлинка. – Пьесы бельгийца Мориса Метерлинка (1862–1949) пользовались неслыханной популярностью в Англии девятисотых годов. О Метерлинке Честертон писал в эссе «Споры о Диккенсе» (сб. «Вкус к жизни»), «Могильщик» (сб. «Безумие и ученость») и некоторых других. Боже, храни короля Оберона! – Ироническая парафраза первой строки британского гимна («Боже, храни короля!»). Ты победил, Галилеянин! – Слова, приписываемые императору Юлиану (332–363), прозванному Отступником. …частица души Афин была в тех, кто твердой рукой подносил к губам чашу цикуты. – Речь идет о гибели Сократа (470– 399 гг. до н. э.), описанной в платоновском диалоге «Федон»: обвиненный афинскими властями в том, что он обирает и развращает молодежь, Сократ был приговорен к смертной казни; по легенде, он умер, выпив отвар цикуты. Если упадет дерево, то там оно и останется. – См.: Еккл., ii, 3. …и корни дерева нисходят в ад, а ветви протягиваются к звездам. – Имеется в виду мировое древо скандинавской мифологии ясень Иггдрасиль. …темнейшая из богодухновенных книг. – Речь, вероятно, идет об Откровении Иоанна Богослова, наиболее эзотерической из книг Нового завета. Перевод Муравьева Н. В., 1990 г. Необычное ( фр. ). Небрежно повязанный ( фр. ). Пер. Н. Муравьевой. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 2723  чел. Всего просмотров 66 млн. Всего записей 2583 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК

http://azbyka.ru/fiction/napoleon-nottin...

Архиепископ Аполлинарий, исповедник Православия в Америке (1874–1933) (The Orthodox Word, Μ 30, 1970) Архиепископ Аполлинарий, в миру Андрей Васильевич Кошевой, родился в Полтавской губернии 16 октября 1874 г. Окончив Полтавскую Духовную семинарию, он некоторое время работал сельским учителем. Затем он поступил на миссионерские курсы при Казанской Духовной академии и в 1900 г. был пострижен в монашество ректором Академии, епископом, впоследствии митрополитом, Антонием (Храповицким) . По окончании курсов он преподает в семинарии и в 1905 г. оканчивает Киевскую Духовную академию, где ректором тогда был епископ, впоследствии митрополит, Платон (Рождественский). Несмотря на свои выдающиеся успехи в Академии, о. Аполлинарий получает скромную должность преподавателя греческого языка в школе при Житомирской семинарии. Затем его перево- дят преподавателем в Киевскую семинарию и назначают инспектором; в этой должности он трудился в течение семи лет. 22 октября 1917 г. состоялась его хиротония в епископа Рыльского, викария Киевской епархии. В ней приняли участие митрополит Платон и епископ Никодим Белгородский , позже принявший мученическую смерть от рук коммунистов. 11 июня 1919 г. Святейший Патриарх Тихон назначает владыку Аполлинария на Белгородскую кафедру. Вскоре, по распоряжению Высшего Церковного Управления, он едет по церковным делам в Новороссийск, откуда ему уже не суждено было вернуться в захваченный Красной армией Белгород. Вместе с другими епископами он эвакуировался в Сербию, где провел два года и три месяца. 12 апреля 1922 г. указом Высшего Церковного Управления владыка Аполлинарий назначается в Иерусалим, где ему предстояло привести в порядок расстроенные войной дела Русской Духовной Миссии. После выполнении этой задачи Синод назначает его в Северную Америку викарием митрополита Платона, который желал видеть подле себя своего бывшего студента и опереться на него в управлении своей новой епархией. Владыка Аполлинарий прибыл в США 2 апреля 1924 г., как раз вовремя, чтобы присутствовать (в качестве почетного гостя) на заключительном заседании печально знаменитого Детройтского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/a...

229 «Мы, таким образом, по природе обладаем естественной волей, реализация которой зависит от нашего выбора, осуществляемого гномической (разрядка наша.– Ред.) волей. Гномическая воля не является свойством природы, а составляет принадлежность личности» (Протоиерей Иоанн Мейендорф . Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2001. С. 365).– Ред. 233 Ср.: Откр. 12 , 4. Здесь под звездами, согласно святоотеческим толкованиям, нужно понимать светлых некогда духов, увлеченных денницей, сатаной, к отпадению от Бога.– Ред. 234 Эти слова не должно принимать в прямом смысле. Все существующее как в видимом, так и в невидимом, умопостигаемом мире приведено в бытие Богом, и Им же это бытие поддерживается и сохраняется. Следовательно, для всякой твари Бог, несомненно, является единственным источником бытия. Поэтому здесь автор говорит не о неком «автономном», независимом от Бога бытии сатаны, но о том, что сатана по своей ненависти к Творцу отвергается от Него, все дальше и дальше удаляется от Жизни и Любви и потому уделом своим имеет смерть и вечную муку.– Ред. 238 «Душа, воспаривши по смерти на воздух ко вратам небесным, и там не постыдится врагов, имея за себя с собою Христа; но и тогда, как ныне, дерзновенно возглаголет к ним во вратех. Только до самого исхода своего да не скучает она день и ночь взывать к Господу Иисусу Христу, Сыну Божию; и Он сотворит отмщение ея вскоре, по неложному Божественному обетованию Своему, которое изрек Он в притче о неправедном судие: ей, глаголю вам, сотворит отмщение вскоре (Лк. 18 , 8),– и в настоящей жизни, и по исходе ея из тела» (Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского , к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве ?? Добротолюбие в русском перево-де. Т. 2. С. 199).– Ред. 244 «Мистиками» автор называет здесь святых отцов Церкви, благодаря писаниям которых их личный мистический опыт, опыт богообщения становился известным другим людям.– Ред. Читать далее Источник: Умение умирать, или Искусство жить : о памяти смертной, заповедях Божиих и послушании, а также иных предметах душеполезных/архим. Рафаил (Карелин). - Москва : Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2009 (Н.Новгород : Нижполиграф). - 445 с. ISBN 5-7789-0164-X Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Пс. 37, 8. Весь день сетуя хождах. Отметим, что 37 псалом — второй псалом Шестопсалмия, части утрени, органично вошедшей в студийское богослужение. Дан. 3, 33. Цитата взята из Песни Азарии — седьмой по счету библейской песни, находящейся в составе канона утрени. Т.е.. еретикам. Пс. 21, 14. Читается на Царских часах в Великую Пятницу, поскольку типологически пророчествует о страданиях Христовых. Пс. 87, 5. Является частью шестопсалмия. Также прочитывается христологически. Славянский текст - «И бых яко птица, особящаяся на зде». Этот псалом входит в состав Великого Повечерия, монашеской службы, сложившейся в общих чертах при прп. Феодоре Студите. Пс. 93, 17. Славянский текст - «Уподобихся неясыти пустынней». В это время община студитов переживала не лучшие времена. Император Михаил II от политики терпимости все более обращался к преследованиям. Буквально «стояния» - στασιν. Возможно, имеются в виду поучения прп. Феодора, в частности, Большой Катехизис, созданный, по мнению ряда ученых до 815 года. Письма прп.Феодора Студита объемлют период от 796 до 826 г. и касаются самых разных сторон монашеской жизни, а также жизни Церкви и Империи. По ранним собраниям известно о 849 письмах, в настоящее время издано 560. Буквально - «да субботствует» σαββατιζετω. «Субботствование» ума в данном контексте возможно связано со Страстями Христовыми и с Великой Субботой. Цитата из Молитва Манассии, входящей в состав Великого Повечерия. В результате иконоборческих гонений и некоторые монашествующие отказались от своих обетов и вернулись к мирской жизни. Степень давления императорской власти во время Второго иконоборчества была ниже, чем при первой, однако была достаточной для отпадения нестойких. См. в частности Афиногенов Д.Е. Константинопольский Патриархат в 787-847. М, 1998. Перевод авторский. В синодальном переводе - «Если кто храм Божий растлит, того покарает Бог». Гораздо ближе к оригиналу церковнославянский перево: «Аще кто храм Божий растлит, растлит того Бог». Ср. Мф. 24, 50-51 «То придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов».

http://pravoslavie.ru/57666.html

Л. 26. Песнь трисвятого архиерей поёт с сослужащими в алтаре, обходя окрест св. престола и благословляя на каждой стране двоесвечием, а не знаменуя только крест над Евангелием. – Л. 32 об. На первой ектении верных приносится прошение и о патриарх и царе. Л. 33 об. В песни херувимской сперва написано было: тристю пснь приносще, но на поле замечено: в гречески перево ех припвающе (т.е. προσδοντες, а не προσγοντες). Л. 34 об. На проскомидии архиерейской после имени патр. Никона и прочих патриархов вселенских, приложено и имя «Афанасия патриарха». Л. 36. В великий выход приемлющий чашу произносить: чаш и им гдне призов. А архиерей отдавая чашу говорит: чаша тво повающи к державна и проч. – Омофор несёт священник. Л. 36 об. Архидиакон исходяй дверьми произносит: «всех вас да помянет Господь Бог во царствии Своем», тоже произносят и священники; царя и царицу поминают только в том случае, если они находятся в церкви: аще же престои т црь, приближивс к нем гле т . блгочестивишаго, и бговнчаннаго твоег самодежьче нашь црю, да помне т гдь бгъ во своемъ ... Таким же образом поминает царя и архиерей. Л. 39. После положения св. даров на престоле, написан чин посвящения во священника. – Л. 43 об. Возглас: «благодать Господа нашего Иисуса Христа»... архиерей произносит на своём месте, обратившись только к народу и благословляя его рукою. Л. 45. Молитва перед освящением св. даров: «Господи, иже пресвятаго Твоего Духа», положена. Л. 46 об. Перед возгласом: «изрядно о пресвятей»... прибавлен хвалебный стих Божией Матери, произносимый архиереем: «блажим тя вси роди Богородице Дево»... Л. 47. После того, как сказано, что архиерей над освященными дарами поминает, ихже хощет, прибавлено: пото возвышае т сирчь има, аще хоще т в помощь дша, и телес. бывае т же сице. вземь чать просфоры крайми двои песто в обю рк твори т кртъ с нею верхъ пречты тайнъ, сты чаши, и стаго дискоса, гл сице. велико им сты трцы, прта бце помогай раб твоем блговрном црю нашем алею, и избави и вского сподоби его и деснаго сна и бга твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Л. 1. Оглавление, состоит из девяти глав. Л. 3. Послание патриарха Московского Иосифа к королевичу Датскому Вольдемару. Посланию предшествует краткая речь, при которой надлежало его представить (22 Апр. 1644 г.). – Объяснив различие между исповеданием православным и лютеранским, патриарх склоняет королевича, прибывшего в Москву для бракосочетания с дочерью царя Михаила Фёдоровича Ириною, принять православную веру, и для сего креститься. Л. 13. Перево с немецкого о т втнаго пима каково прила да т цко королевичь водема хртинусовичь к великому гдну свтшему па т риаху иосиу моско в скому всеа думны григорьемъ лвовымъ в ннешнемъ во. рнв м . го у апрел въ. ке де . Из предисловия видно, что Вольдемар уже просился обратно с послами к отцу своему. Ответ разделён на 21 главу. – В 1-й гл. на предложение снова креститься королевич отвечает, л. 19 об., что царь Михаил Фёдорович ни в предварительных сношениях с Датским королём, ни при личном свидании с принцем, не говорил ни о соединении в вере, ни о крещении. Далее раскрывает основания своего вероисповедания, лютеранского, и защищает их. В гл. 13–19. собственно говорит о крещении, и старается защитить достаточность крещения чрез окропление, или обливание. Л. 86. Ответ патриарха Иосифа на предыдущее изложение и защищение лютеранского вероисповедания, по главам. Защищая своё требование, чтобы принц присоединился к православной Церкви и крестился, патриарх замечает, что приводимое в лютеранском послании изречение Ап. Павла: святится муж неверен о жене верне, относится к живущим в супружестве, и дозволяет им не расторгать союза супружеского, а не даёт дозволения вступать в брак разноверным. – В подкрепление же своего требования указывает на 72 правило собора Трулльского. – В гл. 8 л. 107. защищая почитание св. икон, пользуется книгою, так называемою, Кирилловою, как это замечено на поле. Тоже и в гл. 11. л. 132. о постах. Л. 180. Прение Успенского собора ключаря Ивана Наседки с пастором датского королевича Матвеем Андреевым о крещении обливательном и о некоторых других предметах, 2 Июня 1644 г. у Димитрия Францбека. Ключарь Наседка пишет, что в гречески и в немецки библе написано погружение а не обливание и не окроление а о ма т ве говори что обливание и окропление все едино крщение .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010