митрополиту назаретскому Нифонту, который в виду его симпатий к Обществу и сочувственных отношений к учебным заведениям Общества получил в 1893 г. на нужды епархии 1000 фр., в 1895 г. архиерейскую мантию и жезл и в 1896 г. 4500 р. по случаю ограбления храма Благовещения на его благоукрашение, в 1895 г. послана была драгоценная панагия митрополиту птолемаидскому Патрикию, в ведении коего находятся многие галилейские школы Общества; в 1895 г. пожертвованы в церковь в Рамэ священные принадлежности на сумму 800 р.; в том же году на церковь св. Георгия в Эзре 3500 франков и на церковь св. Александра Невского в Катане в память Государя Александра III – 6500 фр., в 1893 г. на достройку церкви в Ждитти на Ливане, в 1892 г. трём бейрутским церквам единовременное пособие 300 фр., так как в их районе находятся школы Общества; в 1896 г. получила пособие Бейрутская церковь св. Николая в 260 фр., а в 1898 г. церковь пр. Ильи там же, в 1901 г. церковь пр. Богородицы, в 1900 г. отпущено на позолоту куполов к церкви Марии Магдалины 11.617 р., в 1901 г. пожертвован в Седнайский женский монастырь колокол в 11 пудов, в 1904 г. утварь и облачения в ограбленную церковь в селе Рахбе и в 1889 г. пособие соборной церкви в Хомсе. Императорское православное Палестинское Общество, со своею религиозно-просветительной деятельностью, так не гостеприимно и даже враждебно встреченное в Иудее и Галилее (в Палестине), неожиданно для себя открыло широкое поле, распростертые объятия и трогательный радушный прием в соседнем антиохийском патриархате в Сирии. В 1895 г. антиохийский патриарх Спиридоний и подчиненные ему митрополиты бейрутский, тирский, триполийский и хомский возбудили ходатайство перед Обществом о назначении в существующие в их епархиях школы, обеспеченные помещениями, своих учителей с содержанием от Общества. Со стороны последнего последовало согласие, и на первых порах было принято Обществом в свое ведение женская школа в Дамаске, две мужские школы в Хомсе, женская школа в Шуфейате и мужские школы в Алее и Рашее.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Алла, лат. значение неясно, возможно, от названия народа «аланы» Алфер, Алферий, Алфий, др. евр. «перемена» Альбер, см. Альберт Альберт, герм. «знатный и знаменитый» Альбина, лат. «белая, чистая» Альвиан, Алифан, герм. «благородный друг» Альвина, ж. к Альвиан Альмира, этимология неясна Альфред, герм. «миролюбивый» Аля, уменьш. от Алина, Альбина и т. п. Ананий, Анания, Ананья, др. евр. «благодать божия» Анастас, Анастасий, гр. «воскресший» Анастасия, ж. к. Анастасий Анатолий, гр. «восточный» Анатолия, ж. к Анатолий Ангелина, гр. «ангельская» Андрей, гр. «мужественный, сильный» Андриан, Андриян, см. Адриан Андроник, Андрон, Ондрос, гр. «победитель мужей» Анжела, фр. от Ангелина (см.) Анжелина, уменьш. от Анжела Анжил, м. к. Анжела Анжелика, уменьш. от Анжела Аникей, Оникей, Аникита, гр. «непобедимый» или от Иоанникий (этимология неясна) Анисим, Онисим, гр. «полезный» Анисья, Анисия, гр. «успех» Анна, др. евр. «благодать» Аннета, уменьш. от Анна Анри, фр. (из герм. «домоправитель») Антип, Антипа, Антипий, гр. «упорный, крепкий» Антон, Антоний, лат. «бесценный» Антонина, ж. к Антонин, лат. «принадлежащий Антонию» Антония, ж. к Антоний Антуанетта, ж. к Антуан, фр. эквивалент, русск. Антон (см.) Анфим, Анфимий, гр. «цветущий» Анфиса, Анфуса, гр. «цветущая» Анфия, гр. «прозябающая» Анэлриетта, от фр. Анель и Генриетта Аполина, от Аполлинария (см.) Аполлинарий, гр. «посвященный Аполлону» Аполлинария, ж. к Аполлинарий Аполлон, гр. «губитель», т. е. «бог всесжигающего солнца» Ардалион, гр. «замарашка» Арефа, Арефий, Ореф, ар. «орел» Ариадна, гр. «святейшая» Арист, Арис, гр. Арес – «бог войны» Аристарх, Алистарх, Астах, гр. «высший начальник», «глава лучших» Аристид, гр. «посвященный Аресу» Аристида, ж. к Аристид Аркадий, гр. «пастух» Арнольд, герм. «могучий орел» Арсений, гр. «мужественный» Артамон, Артемон, гр. «парус» Артем, Артема, Артемий, гр. «здоровый, свежий» Артур, кельт. «могучий, сильный» Архелая, гр. «предводительница» Архип, Архипп, гр. «начальник конницы» Аскольд, сканд.–др. русск.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

39. Её же (Анны Донсковой) дом, который нанимают Емилия Григорьева Есенская и Александра Иванова Лебедева, Владимирской губ 40. Монахиня Елисавета (Титова), живёт в своём доме, в котором две комнаты 41. Анна Андреева, Владимирской губ., живёт в своём доме, в котором две комнаты и кухня; имеет одну квартирующую Стефаниду Итого: АВП РИ, ф. Греческий стол, оп. 497, д. 2421, ч. 1, л. 124–126 об. 71. Донесение управляющего генконсульством в Иерусалиме А. Г. Яковлева послу в Константинополе А. И. Нелидову Иерусалим. Доверительно, 12 июня 1895 г. Копия. Невакуфные участки архимандрита Антонина Милостивый Государь Александр Иванович , Один из вопросов, рассмотрение которых Вашему Высокопревосходительству благоугодно было мне поручить указаниями от 17/29 мая 1894 г. 464, касается недвижимостей, оставшихся после смерти многоуважаемого о. Архимандрита Антонина, начальника здешней Русской Духовной Миссии, – 342 документам, принятым мною из Миссии, была составлена в Канцелярии вверенного моему управлению Генерального Консульства опись с подробными извлечениями. Из неё выяснилось, что за исключением недвижимостей, внесённых в вакуф, остальные могут быть разделены на три разряда: 1) недвижимости, записанные на имя умершего о. Архимандрита Антонина, 2) записанные на имя турецкого подданного Я. Е. Халеби, нынешнего драгомана Духовной Миссии, и 3) записанные на имена разных лиц. Они находятся на: 1) Масличной Горе, 2) в деревне «Силоам», 3) в Вифсахурской долине, 4) в Горнем Граде Иудовом, 5) в деревне Бет-Джала, 6) в деревне Аната, 7) около города Хеврона, 8) около города Яффы, 9) в деревне Кана Галилейская и 10) в городе Тивериаде. 1. На Масличной Горе Пять недвижимостей: 4 записаны на имя о. Антонина и одна на имя Я. Е. Халеби: а) Участок по имени Керм-уль-Бад из разряда земли мири или казённых. Находится на скате горы, к югу от вакуфа о. Антонина. Обведён сухою стенкою. На нём растёт несколько деревьев. Размеры его 7 1/2 денюма (6750 кв. метров=12000 кв. пик). За него заплачено было в 1889 году 4000 франков. Ныне же его можно оценить в 10 000 фр. Годовой доход 10 фр. Годового расхода никакого, кроме 46 фр. казённых налогов. На нём недоимок с 1889 по 1895 г. 322 фр. Документ: сенед-тапу (временная купчая крепость, имеющая, однако, силу окончательной купчей крепости) на имя о. Антонина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

— Если б он жил! — вздохнула она, глядя на вспыженного генерала. — Но всё равно, он видит меня оттуда, — перевела глаза она на потолок. — Вы знаете, моя жизнь — такой роман, что если б я вам рассказала, вы бы непременно написали что-нибудь вроде “le vicomte de Bragelonne” [Виконт де Бражелон — фр.]… или… Рославлева, что ли. Но я не скажу ничего и никому. Мои воспоминания сокрыты здесь, — осторожно дотронулась она до чахлой груди. — Я страдаю про себя и жду. Они, наконец, должны понять, найти меня и вырвать из этой ужасной среды, от этих грубых людей. — Анфиса Гордеевна, кажется, очень добрая женщина. — Да. Но она, ведь, imaginez vous [вообразите — фр.], хамка! — Её батюшка, кажется, был крупный чиновник. — Да… но из этих, pardon, des seminaristes! [извините, семинаристов — фр.] — и она так повела носом, точно в комнате в эту минуту запахло чем-то очень скверным. — Я нежного воспитания. Я привыкла к поклонению, к обожанию. Я росла в эфире. Разумеется, я её впоследствии озолочу. Когда они, наконец, опомнятся, найдут меня, я брошу ей несколько тысяч. На, понимай, с кем ты была, кому ты служила несколько лет! Я, впрочем, против неё не имею ничего. Она почтительная. Но разве мне это нужно, разве судьба меня готовила к этому? Лепесток лилеи, заброшенный Эолом в пустыню! Пожалуйста, разверните вот тот альбом… Нет, ещё следующую карточку… Выньте её… Оберните. На карточке был изображён свитский генерал последних лет царствования Николая I. — Прочтите! Она откинулась на подушку и даже глаза закрыла. — Вслух, вслух! — “Чайной розе от скромного василька!” — Это я, — слабо простонала она, — чайная роза… Да. Вот как тогда благородно чувствовали!.. А ещё следующую карточку. Я перевернул альбом. Там красовался уже штатский звездоносец и тоже с надписью: “Когда бы вы могли блеснуть Звездой на мой тернистый путь!” — Вот видите, как тогда изъяснялись стихами! Но я была непреклонна. Я оставалась холодна и недоступна. Меня называли l’étoile du Nord [Полярной звездой — фр.]… Сам Адлерберг, — ах, если б вы знали, какой это был красавец! — говорил мне не раз: “Пожелайте, и я вас вознесу!” Но… я не пожелала.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-o-bozh...

Царство духа и царство кесаря. П., 1951, 165 стр. (фр. – 19151, англ. – 1952, нем. – 1952, исп. – 1953, итал. – 1954, япон. – 1955). Truth and Revelation. L, 1953, 156 pp. (фр. – 1951, япон. – 1955). Истоки и смысл русского коммунизма. П., 1953, 160 стр. (фр. – 1954). The Meaning of the Creative Act. L, 1955 . (фр. – 1955). Хомяков. Москва, 1912, 250 стр., переиздано в Англии в 1971 г. Духи русской революции. П., 1972, 38 стр. Подробная библиография дана в «Bulletin de 1’Association Nisolas Berdiaeff». 1, 1953. 2–3, 1954–57. Булгаков, протоиерей Сергей Николаевич (1871–1944). Родился 16 июня в Ливнах в семье священника. Учился в семинарии. Стал атеистом и окончил гимназию. Изучал марксизм. В 1894 г. окончил Московский университет. В 1896 г. опубликовал труд «О рынках при капиталистическом производстве», а в 1901 г. – «Капитализм и земледелие», 2 тома. Профессор Киевского политехникума (1901–1905). Член Второй Государственной Думы (1906). Профессор Московского Коммерческого института (1906–10). Участвовал в сборнике «Вехи» (1909). Опубликовал «От марксизма к идеализму» (1903), «Два града» (1911), «Философия хозяйства» (1912), «Свет невечерний» (1917), «Тихие думы» (1918). Профессор Московского университета (1917). Рукоположен в священники 11 июня 1918 г. Член Всероссийского Собора (1917–18 гг.). Переехал в Крым (1919), а 1 января 1923 г. был выслан из России. Профессор церковного права на русском юридическом факультете в Праге (1923–25). Профессор догматики в Богословском институте в Париже (1925–44). Видный участник экуменического движения. Вице-председатель Содружества св. Албания и преп. Сергия. Руководитель Русского студенческого христианского движения. Один из наиболее значительных представителей православной мысли за рубежом. На пиру богов. София, 1921, 118 стр. Сев. Петр и Иоанн. П., 1926, 91 стр. Купина неопалимая. П., 1927, 288 стр. Die Tragoedie der Philosophie. Darmstadt, 1927. Друг жениха, П., 1927, 276 стр. Карл Маркс как религиозный тип. Варшава, 1929, 39 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

1-го Сентября, положим, Вы выдаёте Его Блаженству авансом 1305 фр. и 50 печатных расписок, которые нужно напечатать по-арабски приблизительно в следующей форме: От Его Святейшества Патриарха и т. д., весь торжественный титул его, получил следующие мне за месяц ______ жалованье ______ пиастров ______ пара ______ дня ______ месяца ______ года Место подписи. Нужно убедить Его Блаженство, что эти расписки более, чем нам, нужны ему, и что он ими будет поверять расходы своих агентов. Расписки эти, заполненные, где пробелы, должны быть возвращены Патриарху. 1 Октября он предъявляет Вам все полученные им обратно расписки, и на какую сумму он их предъявит, столько нужно будет выдать ему 1 Октября, представит он на 800 фр. – выдадим ему на 800, представит на 1200 фр., – выдадим на 1200, более 1305 фр. за один месяц выдавать не следует. У Вас нужно завести такую ведомость: Название местности Имя духовн. лица Сентября Октября Ноября Декабря Всего: По третям эту ведомость доставляйте нам. При этом порядке со стороны Патриархии могут оказаться два злоупотребления. 1) Фиктивные расписки выдуманных лиц и 2) Удержание части жалованья или, вернее, из выдачи полного, показанного в ведомости. На первое время, т. е., может быть, первый год, нам придётся смотреть на это сквозь пальцы, чтоб не испугать Патриархии, а затем более её втянуть. Затем, в Ноябре, Декабре или Январе месяце нужно, возможно менее возбуждая говору, послать кого-нибудь верного, может быть, Н. Г., объехать все православные селения, собрать сведения: 1 . Сколько православных 2 . Сколько детей: а) мальчиков, в) девочек 3 . В каком положении церковь 4 . Кто при ней духовные 5 . Что получает каждый жалованья 6 . Есть ли школы 7 . Сколько учителей 8 . Что получают жалованья Официально можно сказать, что он едет в Назарет для осмотра наших школ и приютов. Когда будет в Назарете, он выедет официально в Рамэ и очутится по ту сторону Иордана. Я признаю, эта поездка настолько существенно для нас важна, что готов придать едущему А. Г. Кезма, оторвав его от прямых его обязанностей. Но для успеха необходимо, чтобы об этой поездке узнали только тогда, когда она будет окончена.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

D4), из которого следует, что св. Мелитон придерживался малоазийской практики, идущей от св. Иоанна Богослова, справлять Пасху 14 нисана, т.е. был квартодециманом 6 ; быть может, это было одной из причин забвения творений Мелитона в дальнейшем. Многие источники называют Мелитона епископом Сард 7 . Первое упоминание о христианах в Сардах – в Откр. 1–3 . Св. Игнатий Антиохийский , посетивший Азию по пути из Трои в Рим, не оставил ей отдельного послания (по Grant’y 8 , может быть потому, что Сарды лежали между Филадельфией и Смирной), но в любом случае епископ этого города был важной фигурой в Асийской церкви. В письме Поликрат говорит о Мелитоне как о евнухе (т. е. неженатом 9 ), a по переводу Руфина – «по причине Царствия Божьего» 10 , что связано с эсхатологической перспективой и ожиданием парусии (Второго Пришествия Господа). В другом фрагменте (D7, ср. ниже список Евсевия, 10), о Мелитоне упоминается как о пророке, почитавшемся многими христианами. Gran 11 остроумно замечает, что этот эпитет мог происходить от ораторского обычая Мелитона говорить от имени Христа (ср. гом. §§ 101–3; аналогичные примеры многочисленны в многовековой христианской литературе). Однако особые пророческие дарования, конечно, могли сохраняться в Церкви и во второй половине века, тем более что сам епископ «целиком жил в Святом Духе» (фр. D4), Авторитет святителя как православного писателя, «провозглашавшего Христа Богом и Человеком» (фр. D3 а), был в древности чрезвычайно высок. Св. Мелитон замечателен также как первый паломник в Св. Землю, первый составитель списка-канона книг Ветхого Завета и «сборника свидетельств» из Св. Писания о пророчествах и проображениях Христа в ВЗ (см. фр. A3). Он был сочинителем известной в древности апологии, до нас дошедшей только в двух фрагментах (А1–Α2) 12 . В этой же апологии Сардийского святителя можно найти зерно позднейших византийских представлений о связи христианства и монархии (см. фр. А1 с предисловием и комментариями). Гипотеза 13 о путешествии святителя в Рим для собственноручной передачи апологии императору, основанная якобы на выражении Евсевия 14 , не может быть положительно доказана какими-либо другими фактами.

http://azbyka.ru/otechnik/Meliton_Sardij...

Соч.: Учение об обожении в Греческой Церкви до 11 в. Путь. 1932 Введение в мистику таинств христианского Востока. Revue des sciences philosophiques et théologiques. П., 1935 (на фр. яз.) Учение о благодати и свободе на Греческом Востоке. Oecumenica. П., 1939 (на фр. яз.) Николай Кавасилас , византийский духовный руководитель. П., 1958 (на фр. яз.) Обожение человека по учению греческих отцов. П., 1970 (на фр. яз.). Лотов Григорий (дата рождения не установлена – 1945 ?, Германия), протодиакон. Состоял в клире Германской епархии РЗЦ в сане протодиакона (19431945), больше сведений о нем не имеется. Архив: АГЗ. Лотоцкий Владимир Филиппович (1.8.1889, г. Бар Подольск, губ. – после 1922), священник. Из семьи чиновника, сын надворного советника. Окончил Кишиневскую Духовную семинарию (1910), диакон (5.10.1910), священник (10.10.1910), настоятель церкви с. Самкоуца Кишиневской епархии (19101914), священник Хотинской пограничной бригады (1914), взят в плен австрийцами (14.8.1914), освобожден (15.8.1918), полевой священник 2-го Пластунского полка Добровольческой армии на западном фронте (16.5.19191920), эмигрировал в Германию, настоятель Св.-Иоанно-Богословской церкви при русском военном лагере в Вюнсдорфе под Берлином (15.8.19201922), законоучитель русско-немецкой гимназии в Берлине (1.12.19201.5.1921), одновременно учился на богословском факультете Берлинского университета, больше сведений о нем не имеется. Архив: Прошения священнослужителей о местах. АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни. Лука ( Родионов Виктор Вячеславович ; 1901, г. Александрополь – нач. 1950-х гг., Джорданвилль, Нью-Йорк, США), игумен. Окончил Владикавказский кадетский корпус, эмигрировал через Константинополь в Сербию (1920), окончил Пастырско-богословские курсы в Белграде, вступил в братию русской обители в Мильково (1925), пострижен в монашество, состоял в юрисдикции РЗЦ, иеромонах, настоятель Мильковского монастыря (19331940), затем в Тумане близ Земуна (19401945), основатель и духовник сербской женской обители Нимник, принят в клир МП(27.4.1945), эмигрировал в Бельгию и принят обратно в клир РЗЦ (1950), помощник настоятеля Воскресенской церкви в Брюсселе (19501951), переселился в США и принят в братию Троицкого монастыря в Джорданвилле (1951), духовник монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

44 сим побеждай (греч.) 45 по большому счету (лат.) 46 богоприличные слова (греч.) 47 в пути (лат.) , т. е. Церковью «воинствующей» 48 в отечестве (лат.) , т. е. как Церковь «торжествующая» 49 букв. .: способным к Богу (лат.) ; выражение блаж. Августина. 50 здесь: значение (лат.) 51 предел (греч.) 52 здесь: общностью (греч.) 53 здесь : места (лат.) 54 обезумевшие христианские истины (фр.) 55 повестка дня (лат.) 56 Первая публикация в St. Vladimir " s Theological Qusrterly. Vol. 15 (1971). 1 2. P. 3—27. 57 Единой Святой. — Ред. 58 от Предания (лат.) 59 быть (лат.) 60 нерушимо (лат.) 61 права (лат.) 62 здесь : закону (лат.) 63 власти (лат.) здесь : светская, т. е. императорская, власть. 64 священства (лат.) 65 Имеется в виду возникновение автокефальной Элладской Церкви. 66 вследствие самого этого факта (лат.) 67 признак (лат.) 68 конечная точка (лат.) 69 здесь : бытию (лат.) 70 признак Церкви (лат.) 71 основе (лат.) 72 по Божественному праву (лат.) 73 Статья написана примерно за восемь лет до кончины прот. Георгия Флоровского, последовавшей 11 августа 1979 г. 74 Первоначально — доклад, прочитанный на 1-й Конференции православных богословов в Америке (сентябрь 1966 г.) и опубликованный в: St. Vladimir " s Theological Quarterly. Vol. 10 (1966). 4. Р.180—188. 75 смыслом (фр.) 76 снискать благоволение (лат.) 77 c надлежащими изменениями (лат.) 78 Прочитано как доклад на I Международном конгрессе православных богословов в Греческой православной богословской школе Св. Креста (Бруклин, Массачусетс) в 1970 г. и первоначально опубликовано в “Тне Greek Theological Review» Vo1. 17(1972). 1. Р. 86—100. 79 закон молитвы (лат.) 80 Здесь и далее под “leitourgia” подразумевается общественное служение Церкви в широком смысле. Говоря о богослужении, в том числе и о Божественной литургии, автор использует термин “liturgy”. 81 самим по себе (лат.) 82 законе веры (лат.) 83 законе молитвы (лат.) 84 того, что относится к ведению богословия (лат.) 85 перехода (фр.) 86 чина (лат.) 87 по преимуществу (фр.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2629...

Однако при всем этом Сын принадлежит не сфере Божественного бытия, а относится к бытию тварному, Астерий на сей счет высказывается однозначно (фр. 34): Слово «есть тварь ( κτσμα) и [одно] из созданных; Оно научилось созидать от Бога [Отца] как от Учителя и Художника ( παρδιδασκλου κα τεχντου) и таким образом послужило научившему Богу». Что же касается Святого Духа, то сохранившиеся фрагменты Астерия мало что сообщают о его пневматологии. Он только ссылается на Ин. 15:26 , замечая (фр. 59), что Дух исходит от Отца; вероятно, подразумевается, что такое исхождение Духа следует за творением (рождением) Сына. Само собою разумеется, что внешне Астерий старается придерживаться общехристианского и освященного церковным Преданием учения о Святой Троице. Поэтому он утверждает (фр. 60–61), что Отец есть подлинно Отец, Сын подлинно Сын, а Святой Дух подобным же образом ( σατως). И вообще, есть три Ипостаси. Однако это было чисто внешним исповеданием Троицы, которое внутренне являлось полностью антиправославным, поскольку, по словам Астерия (фр. 63), «Христос не есть истинный Бог. Если и называется “Богом”, то не истинным, а по причастию благодати ( μετοχ χριτος); как и все другие, Он только по имени называется «Богом». Как все [твари] инородны и чужды Богу по сущности, так и Слово инородно и чуждо во всем сущности Отчей, поскольку Оно собственно принадлежит созданным и сотворенным [существам], будучи одним из них, ибо есть тварь, произведение ( ποημα) и [дело рук Божиих] ( ργον)». Таким образом, намеченная во фрагментах система Астерия является глубоко чуждой всему православному мироощущению. Его иногда называют «самым оригинальным мыслителем» среди ариан первого поколения 1011 . Иначе говоря, Астерий, как Арий и другие ариане, стремился выразить христианскую Благую весть в понятиях платонической онтологии 1012 , то есть пытался влить новое вино в ветхие мехи. Кроме того, у Астерия прослеживается и тот сотериологический принцип, который характерен для самого Ария и его прочих единомышленников; спасение человека как падшей твари возможно только посредством твари, то есть Христа 1013 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010