Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2014 г. Архитектурные вкусы Никона как " монументальные " , выражали идею " Церкви торжествующей " . Однако это далеко не исчерпывающее объяснение. Созидая свои монастыри, Патриарх очень остро видел ланшафтный потенциал избранного места (в случае с Валдайским монастырём - озеро " зело красно " ) и - преображал его, как бы творя икону обещанной нам " новой земли " . И это Никоново иконотворчество в гораздо меньшей степени относится к идее могущества Церкви " здесь и сейчас " , в веке сем, чем представляется на первый взгляд. Замечательно, что в качестве закладки своих будущих монастырей Никон избирал острова. А вот Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, по ненахождению в ближайших окрестностях Москвы " большой воды " с подходящим лоскутом суши, он повелел окопать рвом. Да и последней постройкой Никона стал рукотворный остров на Бородаевском озере близ Ферапонтова монастыря. Остров, осенённый крестом, был чрезвычайно дорог, важен для Патриарха. Не стал исключением и Валдайский Иверский монастырь на Валдайском (Святом) озере. " Нигде такова красна видех " , - говорил Патриарх Никон о созданном им на Валдайском озере монастыре. И прибавлял: " Не аз бо един тако о святем месте том творю похвалы, но и вси обретшиися со мною смиренным, в пути преставше о всех глаголати, но аки от единых уст о красоте места того койждо к себе беседоваху, похваляюще святое то место " . 14 мая 1655 году в Валдайском монастыре был заложен каменный храм в честь Иверской иконы Божией Матери. В декабре 1656 года этот красавец-храм был уже освящён. Здание поражало воображение современников своей изысканной и неповторимой архитектурой. Собор Иверской иконы Божией Матери имеет в плане вид прямоугольника; восточная сторона выдаётся тремя полукружиями. Храм со всех сторон окружён галереей с входным крыльцом (западный фасад) и двумя палатками в виде часовен (северный и южный фасады), как бы " распространяющей " его вширь, придающей ему ещё более монументальности. Гладкие фасады, декорированные лишь лопатками и карнизами в основании закомар, могли иметь прежде ещё и изразцовые украшения. А могли и не иметь. Собственно, предположение об изразцах напрашивается лишь потому, что при Валдайском монастыре существовала во время строительства монастыря прекрасная изразцовая мастерская. Золотыми купола Иверского собора стали уже в новейшее время. В описи 1730 года главы соборного храма показаны " обитыми чешуею " , а кровля - " тесовой " .

http://sobory.ru/article/?object=05291

Николая Мирликийского - холодный и Рождества Пресвятой Богородицы - тёплый. В 1896 году при храме открыта церковно-приходская школа. Перед Великой Отечественной войной храм был закрыт и использовался для хранения растений люпина. В 1941 году церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы снова открыли. Завершения главного объёма перестраивалось после пожара 1959 года: в конце 1960-х годов заменено на новое упрощённое (восстановлено в прежних формах в начале 2000-х гг.). В советское время храм принадлежал Русской Православной Старообрядческой Церкви. Никольско-Рождественская церковь срублена из дерева и обшита тёсом, но во многом следует формам каменной архитектуры. Основу оригинальной двухъярусной объёмной композиции образует прямоугольный, вытянутый в длину нижний ярус, объединяющий все части храма. В интерьере доминирует просторное центральное помещение в виде квадратного зала, перекрытого подшивным куполом. На боковых стенах этого зала размещены необычные гранёные столбики. Оригинальны также шестнадцатигранный купол над трапезной и коробовый свод над входным тамбуром, встроенным в нижний ярус колокольни. Росписи на сводах и парусах выполнены масляными красками на холсте в подражание иконописи XVII века. В главном куполе помещено изображение Саваофа, в шестнадцатигранном - Христа Вседержителя. В главном и придельном (в трапезной) иконостасах, датируемых ХХ веком, сохранились некоторые элементы декора, относящиеся к концу XIX века. В иконостасах имеются древние иконы местной стародубской школы иконописи. Изощрённая резьба по дереву, богатство рисунка многослойных цветных карнизов, наличников, дверных проёмов, порталов и других частей здания неизменно вызывают чувство восхищения у всех, кто видит это творение. С северо-восточной стороны храма находится каплица (небольшая часовня с алтарём) с пятью главками, построенная в конце XIX века в псевдорусском стиле. Работы по восстановлению Никольско-Рождественской церкви начались в 2001 году. Купола восстанавливали по старинным открыткам.

http://sobory.ru/article/?object=01639

Кроме пирамид, едва ли найдется во всем мире такое здание, которое, представляя в общем плане правильную геометрическую фигуру, не имело бы никаких выступов или ниш, отступающих от идеальных очертаний общей геометрической фигуры здания. (§X I.) Во-вторых: несмотря на то, что угловые брусья имели размеры, отличные от стенных брусьев, для тех и других назначаются по две подставы одинакового веса. Две подставы объясняются тем же, чем мотивируется это число подстав и для стенных брусьев. А назначая одинаковое количество серебра, Библия не говорит, чтобы подставы угловых брусьев были одинаковых размеров с подставами стенных брусьев. Принимая во внимание отношение ширины и толщины угловых столбов к ширине и толщине стенных брусьев (первые были уже на половину локтя, но толще на пять шестых локтя), мы должны угловые подставы представлять на одну треть ниже стенных. Это и естественно: тяжелые угловые столбы не требовали для своего устоя таких подстав, которые глубоко вкапывались бы в землю, как этого требовали широкие и узкие брусья стенные. (§X II.) В-третьих: при такой массивности своей угловые столбы и в основном и в переводных текстах называются тем же словом, как и стенные брусья , στλοι  у LXX, κονες у Иос. Флавия и Филона (De vita Mos. Francot. 666, D.), tabulae в Вульгате и др., а не , как входные колонны – στλοι у Ак. Сим. и Феодот. в отличие от – σανβες. Касательно LXX толковников, Филона и Иосифа Флавия мы уже замечали, что термины στλοι и κων они безразлично применяют и к брусьям, и к угловым столбам, и к входным колоннам. А как Иосиф ясно отличает толщину брусьев от толщины угловых столбов и входных колонн, то указанные термины относятся очевидно не к массивности или внешнему виду брусьев и столбов, но к тому признаку, который у задних столбов был общ с брусьями и колоннами. Таковым могло быть только то, что они стояли прямо или перпендикулярно, в отличие от горизонтально лежащих бревен. Таким образом здесь мы не имеем ни малейшего затруднения представлять угловые брусья в виде столбов, соответствовавших входным колоннам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Ольга 7 мая 2016, 17:07 Школьное сочинение это совсем не «тяжелый непрофильный экзамен». Хорошо написанное сочинение свидетельствует всего лишь о минимуме грамотности, кругозора и умения выражать свои мысли, который необходим в профессиональной деятельности и врача, и конструктора, и биолога… Сочинение при поступлении в технический вуз вовсе не означает, что абитуриент-математик должен продемонстрировать задатки будущего литературного критика или журналиста. Сама я не гуманитарий и больше всего любила математику, но считаю, что человеку с техническим складом ума не представляет никакой сложности выучить правила русского языка и прочитать литературную классику в том объеме, который предусматривает школьная программа, - чтобы на вступительных экзаменах не бояться сочинения больше математики или физики. Если он не в состоянии этого сделать, я сомневаюсь, что он сможет стать хорошим специалистом в своей области. Сложнее человеку, склонному к гуманитарным дисциплинам, освоить точные науки. Но и тут – «терпение и труд все перетрут». На мой взгляд, не бывает «твердых» отличников по одному предмету: бывают либо «круглые» отличники, либо они не «твердые». ) Наталия 7 мая 2016, 12:30 Христос воскресе! Все верно. Сочинение по литературе должно стать входным билетом в вуз. И Ивана Сергеевича Шмелева не забудьте. Мою 7-летнюю внучку " Мой Марс " потряс. Правда, мы с Украины. Кирилл 7 мая 2016, 01:21 С одной стороны профессионал должен быть прежде всего профессионалом, иначе грошь-цена его широкому кругозору. Когда мы приходим к врачу, нам как пациентам не важно, сколько книг из классиков он прочитал. Это к вопросу о непрофильных вступительных экзаменах. С другой стороны, образование действительно должно учить человека мыслить. Подчёркиваю: прежде всего мыслить, а не выражать мысли. Для развития мозгов очень хороши естественнонаучные/технические дисциплины. Бывает, что за грамотным литературным текстом скрывается ущербный внутренний мир человека. А бывает наоборот: за внешней простотой и примитивностью слов скрывается незаурядный ум, глубоко обдуманные мысли. Наверное неспроста ангелы возвестили о рождении Христа простым пастухам, а среди 12 апостолов были кто из рыбаков, кто из таможенников. Известное исключение - Павел, но он таки пришёл не сразу, а из гонителей христиан.

http://pravoslavie.ru/92834.html

По нашим древнерусским требникам, по прочтении Евангелия, опять начинали петь антифоны, во время которых постригаемый, находившийся при чтении Евангелия при западных дверях храма, начинал постепенное передвижение к амвону, к вратам алтаря, около которых и происходил акт облачения постригаемого в иноческие одежды. У арх. Иннокентия описание этого момента получает такой вид. «Новопостриженный, – описывает автор, – одетый в одну только свитку, с горящей в руке свечой, стоял во время чтения Евангелия посреди церковных врат, и, по окончании его, снова уходил ко входним дверям храма 543 ; при пении, следующих за Евангелием, трех антифонов, он опять начинал постепенное движение вперед, с каждым антифоном все ближе и ближе подходя к тому месту, где стоял аналой и совершено его пострижение» 544 . Откуда автор взял, что постригаемый, по прочтении Евангелия, снова уходил ко входным дверям храма от церковных врат, где он находился при чтении Евангелия – совершенно непонятно. Не видно этого и из рукописных и старопечатных требников. Здесь представлено дело так: «и по сем (по прочтении Евангелия), даются свечи братиям. Начинаемому же Евангелию честися, приводят 545 братия постриженного брата и поставляют его посреди церковных врат держаща свечу горящу, оболчена во свитку, неопоясана же суща, и непокровена, и необувена, и вжизаются от всех ту свещи, дóндеже целование будет. И по совершении Евангелия, поют сия три антифоны: Отверзеся дверь покаяния...» – (излагаются эти антифоны). «Поему второму антифону, – замечают далее требники, – приидет и станет (брат) среди церкви... егда же начинают третий антифон, грядет близ святых дверей алтаря... и сему поему (при пении стиха на третьем антифоне: «Посла руку твою свыше, изми мя, избави мя от вод многих») имет иерей за десную руку, и ведет близ себе, и поют тропарь «Царь небесный руце распростер», пришедшим же ближе, одевает и» 546 . Как видим, здесь совершенно не упоминается о том, чтобы постригаемый, после чтения Евангелия, совершал обратно шествие от церковных врат к входным вратам храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

(§ XLVII.) Здесь же входным колоннам даются покрытые золотом – главы и капители, тоже и Онкелоса, LXX κεφαλδες, Вульгата и др. capita и capitelia. Примечания достойно, что главы усвояются одним только входным колоннам, напротив внутренние, державшие завесу и разделявшие святое от святого святых, таковых не имели. Это заставляет представлять главы колонн в виде художественно отделанных резьбой и золотом капителей, – и притом таких, которые не закрывались входною завесою, иначе художественная отделка их не имела бы достаточного для себя мотива. А как и во входе святилища висела завеса, во всем сходная с завесою святого святых, то капители могли принадлежать только тем из входных колонн, которые не закрывались завесою. Если же капители имелись и у тех колонн, на которых висела входная завеса святилища, то необходимо представлять капители выдававшимися над завесою и поддерживавшими архитрав колонн и их надстолбие. Понятно, почему таковых капителей не могло быть у внутренних колонн: покрытые завесою, над которою простиралось внутреннее покрывало, служившее потолком скинии, они не могли быть видны ни внутри скинии, ни снаружи. (§ XLVIII.) Примечательна глосса Сирского перевода в Исх. 36:38 , отличающая связи капителей от связей самых колонн: linimenta capitum ullarum (columnarum) et linimentum ipsaium (columnarum) ex avro. Имеем здесь древнейшее свидетельство о том, что у колонн были двоякого рода связи одни, на коих висела завеса и которые не были: видны, – другие, находившиеся над капителями колонн и, следовательно, не закрывавшиеся завесою. Первые имелись и у внутренних колонн, как и у столбов оградных, – вторые, напротив, были особенностью только входных колонн, образовывавших парастас и аэтому, по свидетельству Иосифа. (§ XLIX.)  Наконец библейский текст называет еще одну принадлежность колонн: , тоже у Онкелоса, LXX Исх. 27 (ср. у Fiela 36, 38): κρκοι, – также, по-видимому, Иосиф Флавий – κρικος Antiq. 3. 6.4. Haverc. pag. 134, – Niese p. 183 §127), – Самаританский: uncini, – напротив Сирский, Арабский, Вульгата везде: capita и capitella, и LXX по авторит. чтению Исх. 26:37 : κεφαλ δες. – Этимология еврейского слова не довольно ясна. Собственно, это есть название еврейской буквы вав, которая, как и все буквы, получила свое название и внешнее начертание от какого-либо конкретного предмета. Единственное средство для отыскания этого предмета представляют древнееврейские и древне-семитические начертания буквы: 

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

В Илиополе, как и в других местах, к великим входным воротам вела аллея из сфинксов, и над воротами с исполинских столбов развевались красный и голубой флаги. Впереди и позади ворот стояли, по два в ряд, каменные изображения солнечного луча, обелиски, из которых одни существуют еще и теперь. Тут же рядом был освященный источник Солнца – редкое явление в Египте и поэтому тем более дорогое и, вероятно, бывшее первоначальной причиной избрания этого отдаленного угла Египта для столь знаменитого святилища. Источник существует также и теперь, хотя почти совершенно зарос роскошными водорослями, закрывающими его воды. Рядом с помещениями обширных дворов, в которые вели эти ворота, были обширные дома, служившие жилищами для жрецов и профессоров высшей школы: Илиополь, можно сказать, был как бы Оксфордом древнего Египта, храмом его учености в древние времена; университетом или, лучше сказать, академией, ютившейся около храма Солнца. В центре всего стоял самый храм. Над вратами его, вероятно, было изображение храма Солнца, не в блистательной яркости его естественного круга и не в прекрасном олицетворении в виде греческого Аполлона, но в странной и грубой форме ястребоголового чудовища. Но вот мы входим в храм и вступаем в царство тьмы. Храм постепенно суживается, представляя три отделения: первое, срединное и наиболее удаленное. В первом помещении находятся величественные фигуры Озириса, во втором изображены дикие подвиги царей и героев, а в отдаленном помещении, под разною фигурою бога Солнца и рядом с жертвенником, сидел в золоченой клетке священный ястреб, или лежал на пурпурной постели священный черный бык Мневис или Урмер, и каждый из них был живым, почти воплощенным изображением божества храма. Три раза в день пред обоготворенным животным возносилось курение и раз в месяц приносилась торжественная жертва 365 . Обитатели храма и его пристроек составляли почти целый городок. Из храма коридоры вели в аудитории для студентов и в покойные помещения профессоров и жрецов – различных степеней и должностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Кажется, что проводя реформу системы образования и системы здравоохранения, российские либералы руководствовались словами Адольфа Гитлера: " Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна ... образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста... Каждый образованный человек — это наш будущий враг. Гораздо лучше установить в каждой деревне репродуктор и таким образом сообщать людям новости и развлекать их, чем предоставлять им возможность самостоятельно усваивать политические, научные и другие знания. Только чтобы никому в голову не взбрело рассказывать по радио покоренным народам об их истории; музыка, музыка, ничего, кроме музыки. В школе самое лучшее было бы, если бы люди освоили только язык жестов. Максимум, чему следует их научить, - это различать дорожные знаки " . Вспомним 90-е,  все – по заветам Гитлера. Но, как же так получилось, что эта публика, эти откровенные русофобы сумели занять ведущие позиции во многих областях жизни российского общества и до сих пор сохраняют во многом рычаги власти в культурном пространстве и системе образования? Дело в том, что в 90-е, когда российских олигархов их  хозяева из мирового финансово-ростовщического интернационала назначили управлять ресурсами России, поставив им задачу перекачивать эти ресурсы и финансовые потоки на Запад, в нашей стране приватизировали не только нефтяные и газовые месторождения, заводы и предприятия.  Были приватизированы все СМИ, телекомпании стали собственностью олигархов. Помните время, когда НТВ принадлежало Гусинскому, а Первый канал Березовскому? В собственность этим новым хозяевам жизни достались и те, кого принято называть " мастерами культуры " , потому что новые хозяева жизни могли давать деньги на кинофильмы и театральные постановки. Они же устанавливали различные литературные премии. И путем естественного отбора сформировалось особенное сообщество журналистов, " акул пера " , режиссеров и театральных деятелей. Входным билетом в это сообщество была приверженность либеральным взглядам. Фактически эти " мастера искусств " стали такой же обслугой новых хозяев жизни, как служащие в их банках клерки.

http://radonezh.ru/2022/03/25/viktor-sau...

Между тем мало-помалу, потому ли, что из дальних отдушин пробивался в густую мглу слабый мерцающий свет, потому ли, что глаза Жана Вальжана привыкли к темноте, но зрение отчасти вернулось к нему, и он снова начал смутно различать то стену, которую задевал плечом, то свод, под которым проходил. Зрачок расширяется в темноте и в конце концов видит в ней свет, подобно тому как душа вырастает в страданиях и познает в них бога. Выбирать дорогу становилось все труднее. Направление сточных труб как бы отражает направление улиц, над ними расположенных. Париж того времени насчитывал две тысячи двести улиц. Попробуйте представить себе под ними темную чащу переплетенных ветвей, называемую клоакой. Существовавшая в те годы система водостоков, если вытянуть ее в длину, достигла бы одиннадцати миль. Мы уже говорили, что благодаря усиленному строительству последнего тридцатилетия теперь эта сеть – не менее шестидесяти миль длиной. Жан Вальжан ошибся в самом начале. Он думал, что находится под улицей Сен-Дени, но, к сожалению, это было не так. Под улицей Сен-Дени залегает древний каменный водосток времен Людobuka XIII, который ведет прямо к каналу-коллектору, называемому Главной клоакой, с единственным поворотом направо, на уровне прежнего Двора чудес, и единственным разветвлением под улицей Сен-Мартен, где пересекаются крест-накрест четыре линии стоков. Что же касается трубы Малой Бродяжной, со входным отверстием возле кабачка «Коринф», то она никогда не сообщалась с подземельем улицы Сен-Дени, а впадала в клоаку Монмартра; там-то и очутился Жан Вальжан. Здесь было очень легко заблудиться: клоака Монмартра – одно из самых сложных переплетений старой сети. По счастью, Жан Вальжан миновал стороной водостоки рынков, напоминавшие своими очертаниями на плане целый лес перепутавшихся корабельных мачт; однако ему предстояло еще немало неприятных случайностей и немало уличных перекрестков, – ибо это те же улицы, – выраставших перед ним во мгле вопросительным знаком. Во-первых, налево лежала обширная клоака Платриер, настоящая китайская головоломка, простирающая свою хаотическую путаницу стоков в виде букв Т u Z под Почтовым управлением и под ротондой Хлебного рынка, до самой Сены, где она заканчивается в форме буквы Y. Во-вторых, направо – изогнутый туннель Часовой улицы с тремя тупиками, похожими на зубцы. В-третьих, опять-таки налево, – ответвление под улицей Майль, которое, почти сразу расходясь какой-то развилиной, спускаясь зигзагами, впадает в большое подземелье-отстойник под Лувром, изрезанное и разветвленное во всех направлениях. Наконец, за последним поворотом направо – глухой тупик улицы Постников, еще не считая мелких закоулков, то и дело попадающихся на пути к окружному каналу, который один только и мог привести его к выходу в какое-либо отдаленное и, стало быть, безопасное место.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=132...

В статье протоиерея Кл. Фоменко: «Особенности богослужения греческой Церкви» (Из записок путешественника в Святую Землю), помещенной в январской книжке Трудов Киевской Духовной Академии за текущий (1895-й) год, говорится: «Херувимскую песнь поют только одни псалты; поют на самых высоких нотах и с самыми разнообразными переливами тонов. Совершив каждение престола, алтаря, иконостаса и предстоящих, священник встает у жертвенника и «поминает, яже хощет, живые и мертвые». При этом входят в алтарь и мирские люди и творят поминовение своих присных, т. е. сами читают имена своих родных и знаемых. При сем чтении имен священнослужащий только многократно повторяет: μνσθε Κριε –помяни Господи. В одном из храмов Константинополя я видел, как во время пения Херувимской песни подступили к жертвеннику несколько афонских келлиотов из бывших послушников русских монастырей, проживающие теперь в Константинополе, и, вынув из карманов своих целые тетради с записью имен, начали читать сии записи... Перенесение Даров с жертвенника на престол после исполнения первой половины Херувимской песни совершается в греческих церквах несколько иначе, нежели у нас, и именно – свещеносцы с лампадами, дьякон и священник с дискосом и чашей обходят весь храм, а не предыконостасную только часть с северных дверей во врата царские. Молящиеся приклоняют свои главы. Но священник не касается сих глав святым потиром, который держит в своей руке. Дьякон и священник идут прямо из северных дверей к входным во храм – западным и от западных в царские врата, не поворачиваясь ни на десно, ни на шуе. Идут прямо и торжественно. Священник произносит поминание властей, архиерея своего,палату, воинство, ктиторов и всех православных христиан: «Το θεοσεβεσττου κα φιλοχρστου Βαβιλως μν...да помянет Господь Бог, взывает священник... Святые Дары поставляются на антиминсе, который у греков раскрывается сразу весь, по прочтении Евангелия, а не постепенно, как это делается у нас – при произнесении ектеньи после чтения Евангелия. Оканчивается пение Херувимской песни, и царские врата закрываются и задвигаются тем экраном, который у нас заменяется катапетасмой. 733

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010