Во 2-ю группу входят Жабский, Сахарнянский и Бутученский монастыри. Внутренние пространства, переходящие одно в другое, создают анфиладу помещений. Как правило, ансамбли этой группы эволюционировали в сторону увеличения числа построек-помещений и расширения территории. В XIX в. их сооружения сохраняли на фасаде нек-рые особенности (метр и ритм) изначальной композиции, изредка дополненный низкой колокольней: над церковью в с. Бутучены (Бутучень) была надстроена в XIX в. 2-ярусная звонница, возвышающаяся над скалой, рядом построена ц. Успения Пресв. Богородицы для жителей с. Бутучены. Скальный Бутученский монастырь и скит (XIV в.) расположены в глубине известковой скалы. К почти круглому в плане притвору с одной стороны примыкают кельи, разделенные естественными скальными перегородками, а с другой - храм. Неширокий проход связывает кельи с пещерной 3-частной в плане церковью. Притвор, сводчатый неф и алтарь соединены между собой арками. В алтаре устроены ниши для жертвенника и ризницы, а престолом служит кубовидный выступ скалы. От притвора влево ведет проход на небольшую скальную террасу, с к-рой открываются пейзажи живописной долины р. Рэут; вправо, в сторону с. Бутучены, выходит невысокий и неширокий туннель. В XIX в. рядом с входом в пещеры была сооружена каменная Успенская ц. в неорусском стиле. В плане церковь 3-частная, все помещения квадратные, перекрыты плоскими потолками. Над притвором возведена колокольня типа «восьмерик на четверике» с шатровым завершением и главкой. Такой же формы декоративная главка расположена над нефом, а алтарь перекрыт двускатной кровлей. Архитектура здания аскетична, плоскости стен оживляют дверные и оконные проемы, тяги вокруг них и несложный карниз. Жабский Вознесенский монастырь возник в XVII в. В известняковой скале была устроена маленькая скальная церковь, 3-частная в плане, с квадратным нефом (4,5 ´ 4,5м), прямоугольными входным притвором (3 ´ 4 м) и алтарем (2,5 ´ 3 м). Все помещения мягко округлены, на их стенах видны следы обработки инструментом. Постепенно мон-рь расширился и занял расположенную на берегу р. Днестр террасу. От этих холмов мон-рь был отделен системой прудов, к-рые пополнялись водой из нескольких подземных источников. Скальные Сахарнянский и Жабский мон-ри со временем запустели; в XIX в. на более ровной террасе были возведены монастырские комплексы с каменными соборами, кельями и хозяйственными постройками.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Сохранились двустворчатые двери из притвора в трапезную. От крыльца осталось по 5 бревенчатых выпусков под входным проёмом по обе стороны от него. Из-за прогнивших на западной стене куба храма балок, 2 объёма накренились навстречу друг другу на 5-6 градусов. С северной стороны в стене апсиды имеется сквозное отверстие в подалтарной части. У крыльца три нижние ступени ушли в землю. Общий наклон часовни на юг составляет около 5 градусов. Храмовая книга в хорошем состоянии перемещена во второй подклет, где размещена икона свщмч. Власия на северной стене. Проведенные работы: полное обследование храма; скошена трава вокруг храма; фотофиксация храма в целом так и отдельных частей; фотофиксация интерьеров и деталей; сделаны архитектурные обмеры; вывезен мусор из подклетов трапезной и основного объёма храма; установлена икона небесного покровителя храма свщмч. Власия; на западной стене храма справа от входа установлена информационная табличка; организовано торжественное открытие табличек. Историческое местоположение: Шенкурский уезд, Архангельская губерния. Располагался на левом берегу Северной Двины, в месте впадения в нее реки Тулгас. В памятной книге 1822 года со слов старожилов записано было, что на месте д. Труфановской ( " Гора " ) некогда стоял монастырь с храмом в честь Живоначальной Троицы, на месте которого позднее построена часовня, и к ней совершался крестный ход в Троицын день. В 1894 г. в приходе проживали несколько старообрядцев (6 мужчин из 295 и 37 женщин из 382), принадлежавших Федосеевской ветви. Многие, особенно женщины, тайно придерживались раскола. В приходе было две церкви - Власиевская и Климентовская. В 1778 г. была разобрана ветхая Власиевская церковь. Вместо нее была построена новая, но она сгорела еще до освящения вместе с Климентовской, которую подожгли строившие Власиевскую церковь плотники, чтобы скрыть кражу церковных денег. Крестьяне в 1780 г. построили Климентовскую церковь, которая была освящена 26.11.1780, а в 1795 г. - Власиевскую, освящена 6.7.1795. Климентовская церковь перестроена в 1873 г. Она сгорела в ночь с 12 на 13 декабря 1876 г. Вместо нее в 1879-1880 г.г. построена новая церковь, освящена 5.7.1880.

http://sobory.ru/article/?object=05075

Только спускаясь с горы, уже при свете утреннего солнца, различаешь в одном из узких мест паломнической тропы арку ворот, перекинутую между двумя обрывами, может быть, еще тоже во времена Юстиниана и Иоанна Пествичника. Это известные всем из древних паломнических «хождений» Врата в небо – или, более смиренно, Врата Покаяния. Прежде паломники до восхождения на Декалог несколько дней проводили в монастыре в посте и молитве, потом исповедовались и причащались. У этих ворот, на пути к вершине, сидел монах, благословлявший на восхождение лишь тех, кто оставил внизу, в долине, у алтаря Божия, прощенные, молитвенными слезами омытые грехи, и исповедовавший тех, кто не успел сделать этого прежде. Затем наступает время познакомиться с монастырем. Соборный храм, огромный и высокий, за четырнадцать веков, как бывает, ушел глубоко в землю, к входным вратам приходится спускаться по крутой каменной лестнице. Внутреннее пространство разделено гранитными монолитными колоннами, по семи с каждой стороны. В каждой колонне скрыты мощи мучеников – и на каждой минейная икона с собором святых соответствующего месяца. Через сдвоенные окна над соединенными арками столпами проникают в храм косые лучи света. Главный неф отделяют от боковых два ряда стасидий, Синайский монастырь Преображения Господня, именуемый также святой великомученицы Екатерины поставленных вдоль колонн. Это высокие кресла с откидными сидениями и подлокотниками, в которых иноки, в часы долгой службы, сидя, полусидя или стоя совершают молитвенное бдение. Алтарь отделен невысоким резным кипарисовым иконостасом с большим распятием над царскими вратами. Справа, у одного из столпов, трон архиепископа синайского. Орел с простертыми крыльями, как во многих древних греческих храмах, поддерживает аналой, на который кладут Евангелие. План базилики прост и традиционен: прямоугольник с выступающей алтарной абсидой и пять изолированных приделов вдоль каждой стены. Два из них – во имя Иакова Брата Господня и во имя Сорока Раифских мучеников – выступают к востоку дальше главного алтаря. Они соединены еще одной, заалтарной абсидой, где находится упомянутый выше придел Неопалимой купины. Это самая древняя часть храма – маленькая церковь , построенная во имя Богородицы еще при равноапостольной Елене. В VI в., когда строилась, при императоре Юстиниане, базилика Преображения, часовня органично была включена в нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Клинцы. Кафедральный собор Петра и Павла. Петропавловская церковь Карта и ближайшие объекты Модернизированный русско-византийский стиль. Архитектор К.А. Тон. Ко времени проектирования Петро-Павловского храма Константином Тоном были уже созданы храм св. Екатерины в Петербурге, получен заказ на сооружение храма Христа Спасителя в Москве. К 1847 году стены храма были возведены, а в 1849 году, 3 февраля, храм был освящен. Расположена в центре города, в глубине квартала, посреди парка. Построена на средства купца и местного фабриканта П. Исаева в 1835-48 гг. из кирпича и окрашена по кладке, детали побелены. Первоначальные завершения храма и колокольни разобраны, внутри произведены перестройки. Один из ранних образцов русско-византийского стиля в Брянской обл., отличающийся внушительными размерами и монументальностью форм при декоративной насыщенности фасадного убранства. В пространственно-планировочной композиции выделяется высотой основной крещатый объем с массивным полукружием апсиды и широкими боковыми рукавами. Над пересечением объемов возвышался купол с главой. Общее построение дополнено пониженными угловыми частями между рукавами креста: жертвенником и дьяконни-ком по сторонам алтарной апсиды и боковыми приделами в объеме трапезной. Вертикальной доминантой здания является примыкающий с запада четырехгранная колокольня с завершающим ярусом звона и массивным входным притвором. Обильный и несколько тяжеловесный наружный декор стилизован под древнерусское зодчество: сдвоенные полуколонны входа с кубоватыми капителями и базами, угловые лопатки и фризы с квадратными ширинками, поребрик и аркатура, городчатые и зубчатые украшения карнизов, наличники окон с полуколонками по бокам и килевидными завершениями или более сложными очельями (вершина пологого фронтона над полукруглой аркой проема перебита квадратным подвышением с профилировкой по трем сторонам. Необычно обрамление круглых окон с килевидным заострением под звоном колокольни и вверху апсиды. В интерьере выделено обширное, поперечно ориентированное центральное помещение, узкими проемами связанное с апсидой алтаря и трапезной. Рукава креста, апсида и трапезная перекрыты коробовыми сводами, приделы по бокам трапезной - сомкнутыми. Нижний ярус колокольни обособлен от трапезной и помещений по его сторонам, сообщаясь с ними лишь неширокими проемами.

http://sobory.ru/article/?object=00665

При ремонтных работах в 1830-х годах часовой механизм был демонтирован, а придел ”обновлен” – с надстройкой двух четвериков и восьмерика, увенчанных псевдо-шатром, совершенно исказивших исторический облик сооружения. “Обновленцы”-таки живы во все времена, и испокон веков нет на них управы. Восточный фасад собора сохранил свой исторический вид – нетронутые узкие окна (в первом ярусе – оформленные своего рода порталами) позволяют оценить толщину стен подцерковья и понять, как выглядели все оконные проёмы четверика – часть из них была растесана в ходе ремонтов в XVII и XVIII веках. Собор увенчан тяжеловесным пятиглавием – нынешнюю форму главы получили после поновления 1818 года, взамен иоанновских шлемовидных. На лаконично декорированных тремя поперечными поясками барабанах сохранились древние узкие окна. Обратите внимание на пропорции и массивность конструкции – столь серьезную нагрузку могут выдерживать только надежные опоры – но именно их внутри собора нет, ибо и стены, и арки, и столпы необратимо разрушаются на протяжении последних как минимум полутора веков, чему способствовал ряд выполненных дотоле непродуманных перестроек: расширение окон, пробивка дополнительных арок в несущих стенах. Храм стоит на высоком подклете, посему к трем входным, высоко расположенным порталам изначально вели лестницы. Западный вход в собор пролегал через притвор с пристроенным к нему парадным крыльцом с тремя всходами (не сохранилось). К южному порталу вела каменная галерея, также с крыльцом (не сохранились). В 1818 году галерея была перестроена, превратившись в крытый переход из Богоявленского собора в расположенный напротив Введенский храм. После закрытия монастыря в 1929 году переход был разобран на кирпичи вместе с ведущим к нему крыльцом – исключив возможность входа в собор с юга. Вот тогда-то в разы ускорился дотоле почти незаметный, но необратимый процесс постепенного ослабления конструкций четверика, несущего на себе громадное пятиглавое завершение. Искаженный реконструкцией южный фасад превратился в потихоньку разрушающуюся, кое-как заложенную стену с абы-как приспособленными то ли окнами, то ли дверями в подклет.

http://sobory.ru/article/?object=05699

Встречали их на станции Петровск на двух тройках и доставили в село Фатьяново. Ямщики были петровские с Окружной улицы, помню их фамилии – Духов и Соловьев. Во время освящения присутствовало очень много прихожан, некоторые стояли на улице. После этого торжественного дня служба в храме шла обычным чередом. Ее вел отец Иван (Соколов), черноволосый, высокий, плечистый. Требовательный к себе, он проводил службы по всем церковным правилам. После обедни всегда говорил проповеди. Они были внушительными, понятными и полезными для прихожан, которые благодарили батюшку за это. Дьяконом был Вавилов Феодор. У него был хороший голос, и он руководил хором певчих. Певчими были в основном молодые девушки - моя сестра Клавдия, наши соседки Лена и Лиза и девушки из других деревень. Всего хор состоял из 15-17 участниц. Они приходили в церковь до начала службы и спевались под руководством дьякона. Прихожанам очень нравилось церковно-духовное пение. Рядом с храмом также стоял церковный дом, построенный специально для старосты. Старостой церкви и одновременно сторожем был дедушка Андриан, который следил за порядком в храме, за подготовкой к службе, а также за чистотой около храма и порядком на кладбище. У храма были звонари по своему желанию, которыми также руководил староста. Звонари были фатьяновские. Перед каждой службой двое-трое звонили в большой колокол, потому что один человек не мог раскачать язык колокола. Колокол весил 600 пудов. Один постоянный звонарь умел вызванивать разные мелодичные звоны на шести меньших колоколах. Всего был целый ансамбль колоколов. Звонарями были на малых – Харитонов Ваня (ушел в армию), Романов Дмитрий и Грачёв Николай, который звонил вплоть до разрушения храма. В большой колокол звонили все желающие, а особенно в Пасху, буквально целыми днями, всю неделю. Маленькие колокола трезвонили – так мы говорили. Большой пел басом: «Бом-бом». Слушать их – настоящее наслаждение, появлялось праздничное настроение. К одному колоколу, висевшему с западной стороны, была привязана веревка, которая тянулась к входным воротам в церковную ограду и там была закреплена.

http://sobory.ru/article/?object=04142

Настоящее состояние монастыря Св. храмы и часовня В Жабынской пустыни в настоящее время находится четыре каменных храма; три внутри монастыря: а) соборный во имя Введения во храм Пресв. Богородицы, холодный; б) теплый во имя Знамения Пресв. Богородицы с приделом в притворе во имя трех вселенских святителей, и в) церковь при архиерейском доме, двухъярусная: внизу рождества св. Иоанна Предтечи Господня, а вверху во имя Вознесения Господня и г) один вне монастыря на протоке речки Жабынки – во имя святителя Николая. 1. Соборный храм построен в начале прошедшего столетия в 1708 г., восстановителем сей обители игуменом Тихоном, но не совершен сводами и крышею; в последствии вместо сводов сделан потолок, а крыша покрыта тесом; при строителе о. Сергие все ветхости сего храма были исправлены, а в 1811 г. крыша его покрыта железом, под нею устроено вместо бывшей одной пять голов с железными крестами, окованными по местам шинным железом, а снаружи обиты листовым, сделаны связи для оковки фонаря и вокруг церкви по пелину из шинного железа. Работы производил по подряду Тульский оружейный мастер Аким Васильев Кепанов за 734 руб. 50 коп. В 1838 г. при настоятеле Венедикте, собор расписан внутри, усердием Калужского купца Андрея Афанасьевича Чечихина. Высокий и стройный квадрат храма освещен окнами в два света: вверху с каждой из боковых сторон по три окна (с дуговыми перемычками), внизу с северной два, с южной одно; алтарь освещен 5-ю окнами; наружных украшений нет вовсе, кроме лопаток по углам и репчатого пояса (платбанта) вокруг всего храма, под карнизом крыши. С западной и южной стороны пристроены ко входным дверям две каменные низкие паперти, с дуговыми крытыми железом крышами и пролетами по сторонам, сделаны усердием преосвящ. Дамаскина, который погребен (1851 г.) при сем храме в могильном склепе устроенном, по его личному распоряжению, с южной стороны храма близ алтарной стены. У той же южной стены храма погребен, как показывает вставная извнутри в нее каменная с надписью плита, живший здесь на покое в начале прошлого столетия Болховского Оптина монастыря архимандрит Сергий. На плите изображено: „1721 года Генваря в 15 день в 5-м часу ночи преставился священно-архимандрит схимонах Сергий, на память преподобных отец Павла Фивейского и Иоанна кущника в Белевской Жабынской Макариевой пустыни, при бытности той обители отца игумена Тихона, бывшего ризничего в Москве при господине преосвященнейшем Иларионе митрополите Сарском и Подонском, и погребен на сем месте“. Свод храма опирается на два четвероугольных высоких столба, за ними устроены киоты для икон; как столбы, так равно стены и своды настоящей и алтаря расписаны живописными изображениями из св. истории ветхого и нового заветов. Фонарь средней главы, осмигранный сквозной, освящен 8–10 узкими окнами, а боковые на глухих подставах.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Сечение галерей в основном коробовое (арочное), местами прямоугольное. Ширина ходов от 0,5 до 1,1 м. Высота от 1 до 2 м. В наиболее обвалоопасных участках галереи усилены кирпичной кладкой. В стенах и в тупиках галерей имеются ниши для икон. Всего в пещерах более 33 помещений. Многие из них были побелены. Структурно помещения можно разделить на группы: помещения с отдельным входным проемом; помещения, сочлененные с галереей; помещения (залы) на пересечении галерей. Наиболее распространены отшельнические кельи (келии-затворы), в среднем 2,2 х 1,4 в плане, высотой порядка 1,5-1,8 м (в некоторых кельях пол завален осыпью, за счет чего их высота меньше). Они оборудованы одной или несколькими лежанками и аналоями, в стенах вырублены ниши для икон. В некоторых кельях имеются отдушины. С галереей кельи соединены узким дверным проемом с высоким порогом (в некоторых есть дверные пазы). Часть келий могла иметь погребальное назначение (особенно с маленькой высотой потолка). В монастыре также встречаются камеры и ниши для захоронения (костницы). По ходу галереи второго яруса вырублено 7 ниш-лежанок. Возможно два варианта использования этих ниш: жилое («келья-галерея»); для хранения христианских реликвий - например, мощей (ниши аркасолии). Отдельный интерес представляет крипта размером 2,2х1 м с кирпичным сводом, на который красной краской нанесены кресты. В полу крипты устроена усыпальница, которая, очевидно, перекрывалась плитой (вдоль стен сохранились пазы). С трех сторон над полом выполнена фреска с надписями на церковно-славянском языке. Возможно, эта крипта использовалась также как часовня. В пещерном монастыре есть и другая часовня, сооруженная на пересечении ходов. Два участка монастыря, находящихся на втором ярусе, можно интерпретировать как пещерные храмы, впоследствии не использовавшиеся по назначению. На юго–восточном участке второго яруса, имеется еще одна усыпальница, возможно, здесь был монастырский некрополь (кимитирий), расположенный вокруг одного из упомянутых храмов. Из граффити наиболее распространены изображения крестов, вырубленных или нанесенных краской или сажей на стенах галерей, в тупиках галерей, во входных проемах и нишах.

http://sobory.ru/article/?object=20475

Алексей 29 апреля 2016, 06:27 А по-моему, идея пустая. Так, пиар-акция. Начать надо учить учителей, готовить профессионалов, заинтересовывать мужчин работать в школах, наводить порядок в головах тех, кто работает в школах и ВУЗах, тех кто руководит системой образования, в том числе, в головах самих ректоров. АлександрГ. 28 апреля 2016, 18:39 Мир и Вам, Дмитрий. Спасибо. Было очень приятно читать Вас. Ну, а то что касается вопроса можно ли заставить человека читать, то Вам все правильно рассказала Иоанна. Я лично, целиком и полностью поддерживаю ее точку зрения. Это действительно так - любое обучение основывается не только на поощрении, но и на принуждении. Радость для учителя, когда можно обойтись без последнего. И тем не менее, это жизнь. А в жизни, мы чаще делаем, не то, что хотим, а то что нужно. Но даже это понуждение, зачастую в конечном счете оказывается для человека благом. Можно поделюсь с Вами небольшим личным опытом? Не знаю, относится он к этой теме - не относится. Думаю относится, ибо это все-равно о чтении. В свое время, читая книгу " Несвятые Святые " отца Тихона, что-то меня буквально остановило на том моменте, когда отец Тихон описывает, как он, будучи послушником, почувствовал незримое присутствие Бога. Я не знаю, что произошло в тот момент, но я явственно почувствовал, что нахожусь в комнате не один. " Виновен " ли в этом отец Тихон, что так талантливо описал свое состояние или в его строках был Кто-то еще - не важно. Важно другое, в моих руках была книга. Ну, а то, что касается вопроса: нужно или нет писать сочинения в школе и при поступлении в институт. Конечно нужно. Достаточно просто прочитать " посты " , сразу видно, кто писал в школе сочинения, а кто не писал. А ведь эти посты, пишут не только " гуманитарии " , а и " технари " . Еще раз спасибо. Если был в чем-то резок и обидел Вас, извините. Кирилл 28 апреля 2016, 16:31 Ещё добавлю. Лучше заняться популяризацией инженерно-технических и IT дисциплин. Они замечательно развивают мозги, помогают человеку добиваться результатах во всех сферах деятельности.

http://pravoslavie.ru/92834.html

Размеры Духовской церкви: длина 14 1 / 6 сажени, ширина в большом поперечнике около 13-и сажень, в малом 5½ алтарь 2½х5½ сажень 3949 . Духовская церковь со входа по наружному виду ничем не отличается от примыкающего к ней жилого корпуса. Только небольшой крест над входным крыльцом, блеск вызолоченных икон и свете неугасаемых лампад, видимый сквозь чистые стекла окон, показывают, что здесь храм 3950 . 9-го марта 1820-го года было собрано архимандритом Товией 250 рублей на построение «Благовещенских ворот» 3951 . 26 августа 1819-го года торжественно была освящена митрополитом Михаилом церковь 12-и апостолов в новосооруженном здании Духовной Академии, и ректор, архимандрит Григорий. Впоследствии митрополит петербургский, говорил речь о заслугах святых апостолов по созиданию Церкви Христовой 3952 . В 1820-м расчищена была и остальная земля за Невой и некоторая часть вспахана и засеяна озимым хлебом. Митрополит Михаил предположил устроить здесь себе дачу: для временного выезда своего в летнее время деревянный дом со службами. Вместе с тем предполагалось устроить скотный двор, «от которого удобно будет обработать не удобренную землю под хлебопашество и огороды для лаврской братии» и от которого, при довольствовании своим кормом, ожидалась немалая польза для Лавры в содержании братии. Предположено было построить здесь часовню и по правую сторону от дома церковь с неболшим количеством келий для помещения престарелых и болезненных монашествующих из братии Лавры. В Лавре не было своей больницы и лица из братии, нуждавшиеся в санитарном лечении, обыкновенно отправляемы были в разные епаршеские Монастыри с «большою трудностью и прискорбием». Митрополит Михаил собирался выстроить каменную церковь и каменные кельи на доход со второго издания своих бесед и неоднократно говорил архимандриту Товия, наместнику, что, когда все будет готово, он отпросится у Государя на покой и проведет здесь остаток своих дней. В лето 1720-го года «деревянное домовое строение для временного приезда» митрополита с часовнею и службами и «с предположением устроить в том доме церковь во имя Всех Святых» было «произведено», «вчерне окончено и покрыто тесом с окрашением крыш краской» 3953 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010