Странноприимный дом устроен настоятелем обители, о. Архимандритом Никодимом, на сумму нарочито пожертвованную для сего московским купцом Π. М. Александровым в 1854 году и назван в честь основателя Павловским. Он представляет каменное продолговатое одноэтажное здание, украшенное с лицевой стороны входным крыльцом с фронтоном на колоннах; на фронтоне образ Спаса Вседержителя, а по карнизу надпись вязью: «Приидите ко мне вси труждающиися и обременении и аз упокою вы». Внутри здание разделено на две половины: мужскую и женскую; каждая состоит из большой комнаты; в глубине комнат помещено 8 кроватей; на каждой кожаная подушка, войлок с наволокою и шерстяное одеяло; в передней стене большой стол, по стенам лавки; за перегородкой русская печь для приготовления пищи. Между странноприимным домом и конным двором колодезь под крышей. В северо-западном углу той же площади каменная гостиница; с средней стороны одноэтажная, а с задней двухэтажная с деревянным мезонином на 4 кельи. Между гостиницей и конным двором легкая каменная ограда, в ней ворота, ведущие через вторую площадку к колокольне; ворота устроены в каменной арке с фронтоном, главкою и крестом; над входом икона Спасителя, сидящего на престоле; лестница, ведущая на вторую площадку, об 11-ти ступенях. От св. врат до ворот со ступенями на вторую площадку 54 аршина, а северная сторона этой площадки имеет пространство 80 аршин. Вторая площадка состоит собственно из аллеи, ведущей с первого двора к внутренним св. вратам, находящимся под монастырской колокольней; проход этот, имеющий покатость от юга к северу, усажен по обеим сторонам липовыми деревьями, и отделен с левой стороны от сада, начинающегося за гостиницей и идущего вниз по окраине Боровской дороги, и справа от небольшого сада (длины 45, ширины 20 аршин), находящегося между теплою церковью и конным двором 34 , легкой каменной шахматной оградой. Этот проспект тротуара (длиной 93 аршина, шириной у ворот 17, а у колокольни 25 аршин) приводит к монастырской колокольне, под которой устроены внутренние св. врата и сход на среднюю площадку; на ней здания: с правой стороны теплая церковь (южная часть её, а именно круглая башня, служащая притвором для верхней церкви, находится вне внутренней ограды за колокольней); против церкви корпус настоятельских келий, каменный с передней стороны одноэтажный, а с задней двухэтажный; второй этаж, как основанный на следующей площадке, находится весь в земле; на этом корпусе в верху деревянный мезонин. Позади небольшой дворик, который разделяет собою надвое сад, находящийся с западной стороны обители; на этом дворике несколько хозяйственных заведений и двое ворот, одни против других: первые ведут на этот дворик изнутри монастыря, а вторые во внешней садовой ограде выходят на Боровскую дорогу; каменная стенка, отделяющая дворик от сада при гостинице, упирается в небольшую башню, находящуюся во второй (внешней) ограде, обращенной к Боровской дороге.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Одна из мраморных колонн, оформляющих портал, расколота почти на половину высоты ударившей в нее некогда молнией. Впрочем, молнией ли? Как известно, Святой Огонь сходит в Великую Субботу лишь к православным. Когда-то, в XVI в., армяне заперли от православных храм и надеялись сами получить благодатный огонь. Но Бог поругаем не бывает. По молитве православных, стоявших во главе с Патриархом у запертых врат, с неба сошел огонь, расколовший колонну и показавший, что не в человеческих силах изменить волю Божию. Теперь эта колонна сама является одной из святынь храма, и каждый православный паломник прикладывается к ней, прежде чем войти внутрь. В левом углу двора возвышается колокольня, построенная французским зодчим мэтром Журденом в 1160–1180 гг. Колокольня была гораздо выше, чем теперь. В 1549 г. в нее ударила молния и верхний ярус был разрушен, а затем разобран (красное черепичное покрытие свода появилось лишь в начале XVIII в.). В правом углу наружная лестница ведет к небольшой часовне, служившей когда-то входным вестибюлем к Голгофскому приделу. Теперь она называется часовней Богоматери Скорбящей, или «часовней франков» (франками арабы и греки называли на Востоке всех католиков). Иногда в литературе дается и другое название – «часовня Совлечения Риз» – в воспоминание о том, как римские солдаты делили между собой одежды Распятого. (Это так называемая «десятая станция» францисканского Крестного Пути.) Под католическим приделом, на первом этаже, отдельный вход ведет в маленькую греческую православную часовню преподобной Марии Египетской (мы будем еще говорить о ней). Но прежде чем войти в храм и поклониться его святыням, вспомним кратко историю этого священного места. Название «храм Гроба Господня», ставшее общепринятым в описаниях Иерусалима, является западноевропейским по происхождению (совр. англ. Holy Sepulchre – от лат. sepulcrum «могила, гробница»). Православные греки и арабы и теперь называют храм первоначальным его именем – Анастасис, «Воскресение». С точки зрения церковной принадлежности храм находится в совместном владении – и соответственно под совместным управлением – нескольких христианских исповеданий. К концу средневековья в Иерусалиме – и в храме – присутствовало семь Церквей: Православная Греческая, Православная Грузинская, Католическая – и четыре Дохалкидонские Церкви Востока (монофизитские): Армянская, Сиро-Яковитская, Коптская и Эфиопская (Абиссинская, как называли ее до середины XX в.). Время и обстоятельства вносили свои коррективы. Грузинская Церковь со временем полностью утратила свои позиции в Иерусалиме. Сильная и богатая армянская община в последние два-три века, напротив, весьма укрепилась, и в ее владение перешли постепенно многие из прежних грузинских, сирийских, абиссинских святых мест. С 1832 г. армянское духовенство получило возможность наравне с православными и католиками совершать богослужение на Гробе Господнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

С 1 на 2 ноября в 9 часов вечера общину окружили около ста вооруженных мужчин: 4 были известные мне кавалерийские солдаты новоржевского гарнизона, председатель волостного Аполинского земельного комитета и еще три знакомых крестьянина, а остальные совершенно неизвестные люди. Когда мне стало понятно, что явились эти люди с недоброй целью, я попросила сестер запереть все входные двери, и, собравшись в домовую церковь , мы начали петь акафист иконе Тихвинской Божьей Матери. Несколько минут мы молились спокойно, но потом прибывшие начали ломиться в двери, требуя, чтобы я открыла двери и вышла к ним для переговоров. Я хотела выйти к громилам, но сестры со слезами стали меня упрашивать, чтобы я скрылась, так как, видимо, только и хотели прежде всего захватить меня. Исполняя просьбы сестер, я скрылась в тайном месте, и тогда громилам открыли двери и их ворвалось в дом около 20 человек. Прежде всего вошли в церковь , но, не видя меня там, в шапках, со сквернословием вошли в св. алтарь и хотели опрокинуть престол под предлогом, что я, вероятно, скрыта там, но сестры удержали их, прося лучше пригласить священника для осмотра алтаря, и они ушли из алтаря и начали обыскивать весь дом. Восемь раз обыскивали, но меня не нашли и тогда решили ждать до утра, приставив ко всем входным дверям свои патрули, но мне Господь помог уйти в час по полуночи из дому, и я к 4 часам утра была уже в Михайловом погосте, а на другой день пешком же продолжала путь в Великие Луки. Теперь я пока нахожусь в Вознесенском монастыре. 7-го прибыла ко мне казначея общины монах[иня] Серафима и рассказала, что она и м[онахиня] Людмила Романова были сутки под арестом, но Романова дала какую-то подписку, и их выпустили. Все имущество описано, лошадей берут неизвестно на что и куда и гоняют целыми днями, а община сдана под охрану трех крестьян, чтобы сестры не могли самовольно что-либо сделать. Хотят отобрать весь хлеб и дрова. Донося о сем, прошу Ваше Преосвященство принять зависящие от Вас меры в нашу защиту, или же научите меня, что мне теперь предпринять.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уже к середине XIX века Александро-Невская церковь становится общепризнанным духовным центром. Здесь совершали богослужения рижские викарии, епископ Иринарх и архиепископ Филарет (Гумилевский). Деятельность храма была связана с многими выдающимися событиями православной жизни. Так, 1 июля 1850 года в храме собрались все представители рижскоградского духовенства. Облачившись в лучшие ризы, с иконами и хоругвями в сопровождении воспитанников Рижской Духовной семинарии и массы рижан они направились в Петро-Павловский кафедральный собор. Этим Крестным ходом начинались торжества по случаю основания Рижской Епархии. С 1892 года вплоть до Первой мировой войны Александро-Невская церковь ежегодно в сентябре-октябре принимала святыню Псково-Печерского монастыря – чудотворную икону Божией Матери «Умиление». Здесь так же неоднократно пребывала чтимая в Лифляндии Якобштадская икона Божией Матери из Святодуховского храма. Сегодня храм во имя св. Благоверного Великого Князя Александра Невского не только пользуется общим признанием, но и является памятником русского церковного зодчества первой четверти XIX века. Заботами правящих архиереев, священнослужителей и верующего народа храм существует и действует уже более 180 лет. Источник: «Церковь во имя св. Благоверного Великого Князя Александра Невского. 180 лет. 1825-2005». Приход храма св. Благоверного Великого Князя Александра Невского г. Риги. Издано к 180- летию храма. С трёх сторон (с восточной, северной и южной) церковь имеет притворы, которые вначале были сквозными, открытыми портиками (дорического ордера), опирающимися и теперь каждый на четыре колонны. В 1852 году между этими колоннами были сделаны глухие переборки с дверями и окнами, вследствие чего и образовались нынешние притворы (ризалиты): восточный – служит местом для хранения священных облачений («диаконником»), северный – входным притвором для молящихся, и южный – с лестницей на хоры, расположенные полукругом, соответственно форме храма, и отделённые от храма, для сохранения тепла, стеклянными рамами. На хорах с одной стороны помещаются верхняя (придельная) церковь, устроенная в 1848 году во имя Сретения Господня, и два класса воскресной школы, а с другой – кухня и церковная библиотека. Первоначально верхняя церковь предназначалась для богослужения в зимнее время, т.к. нижняя церковь не имела ни печей, ни вторых рам. Но неудобство помещения – полукруглого и потому заслоняющего от молящихся алтарь, низкого, в которое необходимо подниматься по крутой деревянной лестнице, побудило в 1860 году устроить в нижней церкви 3 печи и вторые рамы. С тех пор, в продолжение всего года, богослужения совершаются внизу, а в верхней церкви лишь ранние Литургии в дни Двунадесятых праздников и богослужения во время ремонта нижней церкви. В виде исключения, в верхнюю церковь допускаются молящиеся в ограниченном количестве в случае их обилия в Вербное Воскресенье, в Великий Четверток и в Пасхальную ночь.

http://sobory.ru/article/?object=06105

Darina 4 мая 2016, 16:28 Иоанне_ на 04.05.16, 14:00. Я о школьниках с математическим складом ума и школьниках с преимущественно гуманитарным устроением. Гуманитарии за эмоциями (учителя) не замечают нерациональности суждений. А ребят-математиков такая ситуация способна отвратить от предмета. Иоанна_ 4 мая 2016, 14:04 Ханжество, по-другому " лицемерие " , относится к категориям духовной жизни. Причём тут математика? Лучше всего греховные свойства души распознаёт человек духовно развитый, духовно чуткий. И, надеюсь, никто не договорится до того, что он более духовно совершенен по причине своей профессиональной принадлежности. Darina 3 мая 2016, 20:00 Кирилл, простите, что о Вас в третьем лице. Кирилл прав. Земные процессы имеют математическую модель, поэтому математик может быть успешен во многих областях. А обратное действительно невозможно. И Кирилл, как мне кажется, не против всего того, что связано с сочинением, а против ханжества (его комм. от 28.04.2016, 16:00). Одна из особенностей ханжества - обильное использование оценочных суждений, особенно эмоционально выраженных, которые призваны заблокировать у слушателей стремление подвергнуть рациональной проверке обоснованность этих оценок. Математики, как люди, обладающие логикой, ханжество распознают четче, чем эмоциональные гуманитарии. PS: для инженера компьютер - удобная счетная машина, не более. Иоанна_ 3 мая 2016, 12:51 Христос воскресе! Как раз наоборот, Кирилл: гуманитарий проживёт без технических знаний, а вот технарь, который ничего не желает знать, кроме компьютера, достоин сожаления. " Инженерно-технические и IT дисциплины... замечательно развивают мозги, помогают человеку добиваться результатах во всех сферах деятельности " - верно, но они ничего не дают ДУШЕ, ведь мы люди, а не живые роботы! Мне искренне жаль тех, для кого гуманитарные науки - лишь " пересказывание мыслей школьных учителей литературы " . И скажите: как можно читать Святых Отцов, не имея серьёзного опыта работы с текстом? Читать текст и понимать его - это дело далеко не такое простое, как кажется на первый взгляд. Дело ваше, но вы много теряете. Не просто много, но, пожалуй, самое важное. Надеюсь, дело в том, что вы просто ещё слишком молоды, и со временем ваши представления изменятся.

http://pravoslavie.ru/92834.html

Церковь из кирпича и облицована известняком. Это трехдольное однобанное сооружение с маленькой полуциркульной апсидой, ризницей с севера и отдельной двухъярусной колокольней с юга. Колокольня соединена с основным объемом коротким переходом с входным крыльцом. Главный неф церкви – прямоугольный в плане и отделенный от алтарной части стеной с аркой. С запада к наве прилегает более узкий прямоугольный притвор, вход к которому решен в виде своеобразного портала со стрельчатым верхом и низко спущенной крышей. Под церковью и колокольней – подвал из кирпича и бетона, перекрытый полуциркульными и крестящими сводами, с входом с восточной стороны по стремительной кирпичной лестнице. Крыша церкви покрыта медными листьями, баня – железными. Колокольня кирпичная и облицована известняком, с низким шатровым завершением. Первый ярус в плане квадратный, второй – восьмигранный, сформированный пилонами, соединенными сверху утопленными полуциркульными арками. Стены храма, простыни подбанника и лопатки притвора украшены рельефами, выполненными по мотивам владимиро-суздальской резьбы, а также мраморными медальонами из коллекции П. Харитоненко - " Архангел " , " Голубки " , " Иисус в темнице " . Большую художественную ценность составляет барельеф " Распятие " на северной стене, выполненный скульптором С. Коненковым в гипсе на основе античных образцов во время его пребывания в Афинах и воплощенный под его руководством резчиками в Натальевке. Стенопись интерьера – в общей древнерусской традиции, но с новым колористическим решением. Исполнял его художник Савинов на цементной штукатурке в технике силикатной живописи. Иконостас и стены церкви украшали иконы древнерусских живописцев из коллекции П. Харитоненко, из которых наиболее ценными были девять икон деисусного чина новгородской иконописи 15–16 в.в. ). После революции на территории имения разместился туберкулезный санаторий. Спасскую церковь использовали как клуб, подвал – как котельную. Стенопись забелена. Пропали бесследно драгоценные иконы и церковная утварь.

http://sobory.ru/article/?object=04040

Клинцы. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты ЧАСОВНЯ ЦЕРКВИ ВОЗНЕСЕНИЯ (ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОР­ЦА) Расположена на территории древнего посада, на высокой точке берегового склона р. Московка, на углу с Краснознаменной ул., в ограде. Первоначально здесь стояла деревянная Большая Вознесенская часовня, сооруженная старообрядцами - выходцами из слободы Ветка. В 1760 г. она была превращена в церковь Сергия Радонежского, которая сгорела в 1776 г. В 1778-80 гг. на ее месте клинчанами был построен новый деревянный храм Вознесения, отличавшийся оригинальной архитектурой, высотой и стройностью. В 1801—04 гг. вблизи него церковным старостой И.К. Карташевым, выступившим в роли зодчего, возведена деревянная многоярусная колокольня. В 1812 г. в храме устроен придел Воскресения. Несколько ранее рядом была поставлена теплая деревянная церковь Чуда Архангела Михаила, сооруженная заново в 1819-21 гг. с приделами Сергия Радонежского и Георгия Победоносца. В 1846 г. все церкви стали единоверческими. В 1850-х гг. для местночтимого чудотворного образа Николы, написанного тем же И.К. Карташевым еще до постройки Вознесенского храма и поставленного сначала над воротами ограды погоста, была сооружена деревянная часовня. В нач. 20 в. она заменена нынешней, которая в настоящее время является единственным сохранившимся храмом из упомянутых. Остальные сгорели во время Великой Отечественной войны. Небольшое двухэтажное здание с воротами внизу и одноглавым храмом вверху сооружено из кирпича и оштукатурено. В настоящее время ворота заложены, на месте проезда устроен Никольский храм с деревянным входным тамбуром. Оригинальная постройка неорусского стиля выдержана в формах новгородско-псковской архитектуры 14-15 вв. Стены центрального кубического объема с широкими лопатками на углах завершены трехлопастными арками, увенчанными щипцами; над восьмискатным покрытием возвышается цилиндрический световой барабан с луковичной главкой. С севера и юга к кубу примыкают низкие прямоугольные пристройки, напоминающие приделы. Асимметрию в композицию вносит крытая лестница с крыльцом, выступающая с западной стороны и размещенная в основном над южной пристройкой. В лаконичном убранстве фасадов использованы элементы декора, присущие зодчеству Новгорода и Пскова: киот с металлическим подковообразным козырьком над аркой проезда, " бровки " с зубчиками над узкими арочными- окнами в верхней части стен куба, орнаментальные пояски из нишек и бегунца. Интересны низкий цилиндрический столб на углу крыльца, который явно напоминает детали псковских построек, и плоские арочные ниши с расположенными в них узкими, также арочными окнами.

http://sobory.ru/article/?object=10834

Тропарь «Е. С.» помещен здесь после Пс 102 и 145. Впрочем, в самой ранней сохранившейся рукописи палестинского Часослова (Sinait. gr. 863, IX в.) «Е. С.» в чине изобразительных не содержится (чин начинается с евангельских заповедей блаженства - см. ст. Блаженны ); но в более поздних рукописях тропарь уже присутствует (см.: Диаковский Е. П. Последование часов и изобразительных: Ист. исслед. К., 1913. С. 283-287). Согласно совр. уставу, при совершении изобразительных в будние дни Великого поста они начинаются с евангельских заповедей блаженства (что, вероятно, является элементом древнейшей практики), т. е. с опущением Пс 102 и 145 и тропаря «Е. С.», но при совершении изобразительных во все прочие дни «Е. С.» находится на своем месте. При определенных условиях «Е. С.» может исполняться и в будние дни Великого поста: в случае празднования памятей чтимых святых и одновременной невозможности совершить литургию Преждеосвященных Даров изобразительны становятся вершиной богослужебного дня, на них в этом случае читаются Апостол и Евангелие, к-рые должны были быть прочитаны на литургии, и в состав чина возвращаются Пс 102, 145 и «Е. С.». Т. о., в правосл. храме тропарь «Е. С.» звучит (за исключением большей части будней Вел. поста) почти ежедневно. Под к-польским влиянием тропарь «Е. С.» проникал и в чины литургий иных традиций - указание о его исполнении во время малого входа встречается в рукописях литургии ап. Петра (византинизированная версия рим. мессы; см.: Codrington H. W. The Liturgy of St. Peter. Münster, 1936. P. 41, 42, 46-47, 104, 131, 138, 145, 167. (LQF; 30)), иерусалимской литургии ап. Иакова (см.: Brightman F. E. Liturgies Eastern and Western. Oxf., 1896. Vol. 1: Eastern Liturgies. P. 33), александрийской литургии ап. Марка (см.: Ibid. P. 421). В богослужении сиро-яковитов «Е. С.», текст к-рого неск. расширен по сравнению с византийским, поется на литургии перед Трисвятым, во время процесии вокруг св. престола (см.: Ibid. P. 77). У армян «Е. С.» является входным песнопением воскресных дней и исполняется сразу после начального возгласа основной части литургии (см.: Ibid.

http://pravenc.ru/text/189555.html

По внутреннему устройству Гроб представлял собой высеченную в скале пещеру с ложем-аркосалием в погребальной камере и входным помещением перед ней, называемым обычно на французский манер антишамбром; теперь это придел Ангела. Размеры Кувуклии – восемь с небольшим метров в ширину. Она состоит из двух частей: западной, шестиугольной в плане, – именно в этой части заключается Святой Гроб, и восточной, почти прямоугольной (размером 3,4×3,9 м). В этой восточной части расположен, как мы сказали, придел Ангела. И вот сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» ( Мф. 28, 2–6 ). Часть священного камня, отваленного в ту ночь Ангелом, находится посреди часовни и служит святым престолом при совершении архиереем православной Литургии на Гробе Господнем (при обычной службе Евхаристия совершается на антиминсе, простертом на самом тридневном ложе). В северной и южной стенах придела Ангела видны овальные отверстия – оконца для передачи Святого Огня в Великую Субботу. В северное оконце – для православных, в южное – для армян. Небольшое пространство (207×193 см) пещеры Гроба почти наполовину занято справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой. Последний человек, который видел в 1810 году при ремонте Кувуклии подлинное непокрытое ложе Спасителя, Максим Симеос, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой кусочек реликвии. На мраморной полочке, идущей по сторонам ложа, помещены три иконы «Воскресение» – по одной от каждого из христианских исповеданий, которые совместно владеют святыней: православного, католического, армянского. На красном бархатном воздухе под средней из икон греческая надпись: «Христос анести!» – «Христос воскресе!» Это единственное на земле место, где всегда Пасха, где во все дни года звучит, не смолкая, на всех языках гимн Воскресению: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Внутри и снаружи церковь оштукатурена и побелена. Кресты на главном куполе, колокольне, алтаре и в боковых приделах сделаны из четырехгранного железа и позолочены. Церковь имеет трое входных дверей, из них одна - западная, а двое других - северные и южные. Двери эти деревянные и обшиты снаружи листовым железом. В притворе же находятся еще особые двери при входе в трапезную. Церковь имеет внутри 39 аршин длины, 28 аршин ширины и 27 аршин высоты в кумполе. Ограды вокруг церкви нет " . Добротно выстроенный храм с церковными тесовыми и каменными постройками сформировал церковную площадь. Его величественный силуэт стал главной архитектурной доминантой одноэтажной застройки хутора и равнинного ландшафта донской степи, доминантой духовной, связывающей близлежащие хутора и поселки. Звон четырех колоколов с колокольни был слышен на многие версты. Кирпичная кладка прочно держалась на сложном известковом растворе. Церковь построена в византийском стиле и как крестово-купольный храм в плане представляет греко-латинский крест, с развитием композиции с запада на восток от помещений колокольни и трапезной к полукруглому алтарю. Пятиглавие формировали центральный шлемовидный купол, купол колокольни, декоративные главки над алтарной полусферой и арочными завершениями северного и южного входов. Ядром сооружения является четверик собственно храма, окруженный северным и южным притворами с полуциркульными сводами, алтарем и полукруглой конхой и более узким помещением трапезной. Объемно-пространственная композиция, архитектурные элементы, декор (аркадные барабаны, строенные окна - трифории, шлемовидные купола и др.) восходят к традициям византийского храмового зодчества V-XV веков на территории Сербии и Болгарии. Мощная колокольня, подобно монолитной башне, поднимается ввысь уменьшающимися ярусами - от четверика к четверику со скошенными углами и двум восьмерикам. Последний в уровне аркады звона декорирован слепой профилированной аркатурой. Нижний четверик колокольни композиционно увязан с верхним четвериком, декоративными порталами -центральным входным с запада и глухими с севера и юга. Они решены в виде стилизованных пилястр, несущих многопрофильные архивольты. Пилястры оформлены парными муфтированными полуколонками.

http://sobory.ru/article/?object=14905

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010