Проповеди, конечно, понять не могли, хотя отец архимандрит С. и понимает несколько итальянский язык. Это был первый случай, когда мы хоть немного увидели и церковную жизнь папства. На левой стороне от главного престола, на выступе в стене, временный папский гроб, в который кладут тело умершего папы, пока не сделают настоящего гроба: гроб мраморный и очень высоко от полу. Собор такой громадный, что Цареградская София меньше половины площади главного серединного нефа корабля. На полу собора отмечено пропорциональное отношение его величины к величине других замечательных в свете христианских храмов; все они высматривают перед ним малютками. Главный купол, мозаично украшенный, весь открыт и по своей величине представляется как будто широким сводом небесным, а разгуливающие там люди кажутся какими-то маленькими-маленькими карликами. Забирались и мы туда: так высоко, что оттуда даже страшно смотреть вниз. Забирались даже на внешний портик купола под самое его верхнее яблоко; оттуда видно даже море на большое пространство. Еще выше подниматься в самое яблоко не захотелось: высоко, ноги устали, да и народу нужно много переждать, пока все туда партиями войдут и выйдут. Крыша собора плоская и образует громадную площадь, оттуда открывается хороший вид на весь город и далеко на окрестности. Фигуры разных апостолов на главном фасаде портика, снизу представляющиеся маленькими, на самом деле громадные. Престолов в соборе, конечно, весьма много, и на многих совершаются тайные мессы. У католиков на одном престоле можно совершать в один день несколько месс; бывает даже, что два патера на одном алтаре с разных его сторон совершают каждый свою мессу, обратясь друг к другу лицом. Народу в соборе очень много, но среди них много и не богомольцев, а простых зрителей. Приходят разные патеры и семинаристы, встают на колени перед престолами и подолгу молятся. Вообще семинаристы часто заходят в храм именно для молитвы. Форма платья по покрою у них у всех одинаковая, но различается по цвету разных частей: есть совершенно черные, совсем красные, синие, с синими полосками на черных капюшонах, с красными полосками на черных поясах и т.п.; платье похоже на наши подрясники, только с капюшоном; у всех черные пуховые шляпы. Поодиночке семинаристов не видно. Над главным входным портиком в соборе – окно, из которого папа прежде благословлял народ в Пасху, но после того, как Рим отняли у него, он рассердился и этой благодати не подает прежде святому городу.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikol...

Это тот же план, который свойствен и другим большим и знаменитым базиликам времен Константина – Вифлеемской, римским Петра и Павла. В этих последних базиликах также были памятники, помещенные приблизительно таким же образом, как и в базилике Гроба, только имевшие иной вид. Таким образом, если реставрировать план древней базилики Гроба, на основании высказанных соображений, то он будет следующий: все направление здания идет от востока к западу; вход в него на восточной стороне открывался пропилеями или входным портиком; далее следовал продолговатый четырехугольный двор, обнесенный портиками, где находилось и место обретения креста; затем следовала пятинефная базилика, замкнутая с западной стороны обширным полукругом, в центре которого стоял памятник воскресения; поперечного корабля по-видимому не было; боковые корабли были двухъярусные, а потолком служил, может быть, каменный коробовый свод. Эта реставрация находит себе оправдание и в раскопках. Граф Вогюэ в конце 50-х годов настоящего столетия открыл в местности, принадлежащей русскому посольству и прилегающей к нынешнему храму воскресения, остатки пропилей Константиновой базилики, на том самом месте, где они должны быть по реставрированному на указанных основаниях плану 187 . Из древних восточных базилик V в. ныне довольно хорошо известны две, сохранившиеся в Фессалоники, базилика Димитрия Солунского и другая, известная ныне под названием: Эски-Джума, т. е. старая пятница, или как у греков: св. Парасковия. Базилика св. Димитрия построена была в самом начале V в. (412–413) и до сих пор существует приблизительно в том же виде, не смотря на то, что много раз страдала то от пожаров (584 г.), то от неприятельских нашествий, наприм., норманнов (1185 г.) и особенно турок (1397 и 1430), которые неоднократно превращали ее в мечеть. Базилика эта пятинефная с полукруглым абсидом, с поперечным кораблем, внутренним притвором и двором. Двор квадратной формы и имеет в средине колодезь, обнесенный кругом аркадою, утвержденною на 8 колоннах; Из этого двора в древности был ход прямо в базилику через притвор, но теперь ход этот заложен и устроен новый в южной стороне притвора, к которому здесь примыкают два небольшие дворика, тоже вероятно позднейшего происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Для здешнего собора, по значению его между другими соборными храмами ярославской епархии, особенно замечателен 1788 год. В этом году, после 793-летнего существования архиерейской кафедры в Ростове, она перенесена была в Ярославль, и вскоре затем местным архиереям, ростовским и ярославским, повелено именоваться ярославскими и ростовскими. Первым архиепископом ярославским был Арсений Верещагин 23 . С этого времени ярославский Успенский Собор сделался кафедральным. Архиепископ Арсений учредил крестный ход, в день памяти св. Леонтия епископа ростовского, 23-го мая, из кафедральнаго Собора в Леонтьевскую кладбищенскую церковь 24 . Ход этот и до ныне совершается ежегодно. 1806 г. марта 28-го в соборе погребено тело архиепископа Павла Пономарева. 1824 г. апреля 3-го в Соборе погребено тело архиепископа Симеона Крылова-Платонова Успенский Собор, оставаясь холодным, заключал в стенах своих только придел теплый во имя святого князя Владимира, но придел этот, по тесноте своей далеко не соответствовал числу приходящих в него богомольцев. Для устранения этого неудобства, преосвященный Авраам, архиепископ ярославский, в 1832 г. к холодному Собору пристроил теплый и 22-го января 1833 года освятил его во имя св. благоверных князей Василия и Константина, ярославских чудотворцев. 1876 г., декабря 21-го, в Соборе погребено тело архиепископа Леонида Краснопевкова . Теперь обозрим внешнее и внутреннее устройство холодного храма. Внешний вид храма Храм этот сооружен в стиле византийско-русского зодчества. Он – каменный, одноэтажный, холодный. Главный корпус здания имеет вид правильного, почти равностороннего, четырехугольника, возвышающегося перпендикулярно от основания до кровли. Восточная или алтарная часть храма выдается четырьмя полукружиями, или абсидами; она ниже Собора почти целым ярусом. В Соборе два входа, с северной и западной сторон, восьмиугольной фигуры, с колоннами. К входным северным дверям ведет чугунное трехступенчатое с площадкой возвышение. Наружные стены Собора, кроме пилястр (лопаток) с впадинами, никаких украшений не имеют.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В 1814 г. был освящён правый Екатерининский придел Петропавловской церкви. Незадолго до этого, причт Петропавловской церкви поднял вопрос об «учреждении крестного хода в день Первоверховных Апостолов Петра и Павла». В 1821 г. в Петропавловской церкви был освящён левый придел во имя Варлаама Хутынского. Через несколько лет, в 1828 г. – священнослужители Петропавловской церкви просят разрешения совершать поминовение умерших наравне с духовенством городского собора в Ильинском приделе Преображенской кладбищенской церкви. Тогда же при Петропавловской церкви отливается новый колокол, весом 50 пудов. В 1828 г. перекрашивается крыша на Петропавловской церкви. В 1820 г. к приходу Петропавловской церкви перечисляются из прихода с. Леонтьева деревни Кунина, Борозды, Борискова и Шишкова. В 1824 г. из прихода Казанского собора к Петропавловской церкви передается Вышневолоцкая Солдатская слобода. В 1830 к приходу Петропавловской церкви перечисляются из соборного прихода крестьяне д. Новая Линия. А в 1835 г. из Петропавловского прихода наоборот перечисляются купеческие семейства «по части протоиерея Петрова». В 1839 г. на церковную кошельковую сумму в Петропавловской церкви устраиваются печи. К нач. 19 в. архитектурный облик комплекса Дворцовой площади обогатился постройкой выразительной и своеобразной по композиции церкви, поставленной на открытом пространстве в юго-западной части площади по оси Новгородской ул. Церковь в стиле зрелого классицизма, близкая по своим художественным особенностям творчеству Н.А. Львова, отличалась своеобразной трехчастной композицией с двумя осями симметрии в плане. Крестообразный основной объем, включавший два боковых придела, нес крупный восьмерик с узкими диагональными гранями, прорезанный по странам света термальными окнами. С запада примыкала двухъярусная колокольня с дополнительным цилиндрическим ярусом-резонатором с круглыми окнами и купольным покрытием. В точности такая же башня возвышалась над алтарем (только прямоугольные проемы звона второго яруса были заменены здесь окнами), что составляло уникальную черту в облике церкви. Боковые фасады храма (собственно приделов), завершенные треугольными фронтонами, в средней части акцентировались крупной нишей с входным проемом, фланкированным тосканскими колоннами.

http://sobory.ru/article/?object=35725

Антоний Великий в нижней зоне, над ним погрудные изображения святых Климента и Агафангела, Кира и Иоанна). В нишах на вост. стороне юго-зап. и сев.-зап. столпов помещены соответственно группы святых: 3 пророка, под ними прп. Максим Исповедник и 3 преподобных (нижняя секция утрачена). По сторонам эти группы обрамлены меньшими по размеру погрудными изображениями святых. В нартексе сохранились изображения святых воинов (вмч. Димитрий, мч. Пров) в нижней зоне, над ними - сцена «Христос исцеляет слепорожденного». Помещенные в нишах на зап. сторонах юго-зап. и сев.-зап. столпов композиции «Крещение Господне» и «Три вавилонских отрока в пещи огненной» сохранились лучше др. фресок. В проходе из главного храма в нартекс с сев. стороны юж. столпа находится древнейшее из дошедших до наших дней изображение свт. Григория Паламы; он представлен склоненным влево, в архиерейском облачении с книгой в руках. Росписи юж. придела, выполненные, по мнению Х. Мавропулу-Циуми, в кон. XIV - нач. XV в., были раскрыты из-под слоя штукатурки в 1907 г. (в наст. время закопчены и плохо различимы). В апсиде изображены Богоматерь Оранта и «Служба святых отцов», в куполе - Христос Пантократор, в парусах вместо традиц. фигур 4 евангелистов - изображения 4 богословов (свт. Григория Богослова, ап. Иоанна Богослова, свт. Григория Паламы и, вероятно, прп. Симеона Нового Богослова), на сев. стене: в нижнем ярусе - фигуры святых в рост (прмч. Стефан Новый, вмч. Георгий, вмч. Димитрий, ап. Иоанн Богослов), в верхнем ярусе - сцены из жития свт. Иоанна Златоуста, на юж. стене: внизу - изображения сщмч. Климента, еп. Анкирского, св. Иоанна Предтечи, неизвестного святого (сохр. фрагментарно) и сщмч. Дионисия Ареопагита, над ними - перенесение мощей святителя, видимо Иоанна Златоуста. На участке между входным проемом на зап. стене и основанием купола придела помещена композиция сложного содержания: Христос над открытой гробницей, над к-рой изображены арки и лампады (возможно, храм Гроба Господня в Иерусалиме), ниже - фигуры в рост прп.

http://pravenc.ru/text/155027.html

В трапезной на центральном своде представлен Христос на троне с символами евангелистов, на своде северного придела – Богоматерь на троне, на своде южного – «Благовещение». На столбах остались фрагменты фигур святых. Остальная поверхность стен и сводов трапезной забелена. В храме сохранился столярный каркас главного иконостаса, исполненного в стиле позднего классицизма во 2-й четв. 19 в. Иконостас двухъярусный, на семь прясел в нижнем ярусе, с двумя откосными ризалитами по сторонам западающего центра, с аттиком в средней части. Первый ярус включает два ряда икон – местный и праздничный, первый с высокими прямоугольными рамами, второй с круглыми. Передние стороны ризалитов завершаются треугольными фронтонами, которые опирались на пары колонн. В аттике устроена конха, первоначально декорированная кессонами и розетками. Впоследствии в конхе написан образ «Троицы Новозаветной». По сторонам конхи сохранились рамы стрельчатой формы для икон. Над венчающим карнизом второго яруса в иконостасе имеется более поздний надставной киот в русском стиле, на три иконы. Кокошники киота имеют килевидные очертания. Земская школа Одноэтажное сильно вытянутое в направлении север-юг прямоугольное в плане здание. Вальмовая кровля охватывает также рубленную с остатком восточную пристройку, примыкающую на всю длину объема. Главный западный фасад с восемью окнами и торцы с тремя окнами каждый обладают одинаковым декором. Арочные проемы с рамочными наличниками имеют рустованные архивольты. Края фасадов закреплены рустованными огибающими лопатками. В уровне подоконников проходит полочка, по верху стен – карниз с двухступенчатыми зубцами и с деревянной профилированной выносной частью. Внутри пространство разделено капитальной поперечной стеной на две неравные части. Тонкие перегородки, формировавшие планировку, не сохранились. Просфорня Одноэтажное прямоугольное в плане здание под двускатной кровлей, немного вытянутое в направлении север-юг. Западный фасад прорезан прямоугольным входным проемом и двумя квадратными окнами, забранными металлическими решетками ромбического рисунка. Остальные фасады глухие. По верху стен выложен двухступенчатый карниз.

http://sobory.ru/article/?object=24057

Слово «кувуклия» (греч. «кувуклион») означает «ложница, царская опочивальня». В византийской придворной номенклатуре был чин «кувикулария» – «спального боярина», как сказали бы на Руси. Для обозначения гробницы это слово употребляется в единственном месте на земле – в храме Гроба Господня, где «Царь царствующих и Господь господствующих» был положен для тридневного сна. Здесь Он воскрес, «первенец из мертвых», открывая всем нам путь к Воскресению. Сейчас, стоя перед Кувуклией, под величественным куполом Ротонды, трудно представить себе, что если бы мы перенеслись в евангельскую эпоху, то оказались бы на месте небольшой горы близ Иерусалима, почти сразу за его стенами, которая еще с IX в. до н. э. служила каменоломней. Скала, которую Евангелист называет по-арамейски «Голгофой» (греч. " Кранион»; лат. «Кальвария»; по-русски «Лобное место»), несколько возвышалась над нею. К началу нашей эры карьер давно был заброшен и превратился в загородный сад, по его склонам совершались захоронения (в пределах храма обнаружено несколько гробниц). Вход в ту из них, которой суждено было стать Гробницей Господа, находился у подножия западного склона. При саде состоял, очевидно, сторож-садовник, за которого в утро Воскресения Магдалина примет Спасителя. А сама гробница, как указано в Евангелии, принадлежала известному и состоятельному лицу, Иосифу Аримафейскому, члену Синедриона. Он был, «страха ради иудейска», тайным учеником Спасителя, но человеком достаточно влиятельным, чтобы обращаться к римскому прокуратору с личной просьбой. «Он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело: и, взяв тело, Иосиф обвил Его чистою плащаницею и положил Его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери Гроба, удалился» (Мф. 27:58–60). Видимо, гробница закрывалась, как это принято было у евреев, большим вращающимся, вернее, скатывающимся по специальному желобу камнем, достаточно тяжелым и громоздким для того, чтобы св. жены-мироносицы, пришедшие на рассвете к Гробу (а их было не менее 3–4), озабоченно спрашивали друг друга: «Кто отвалит нам камень от двери Гроба?... а он был весьма велик» (Мк. 16:3–4). Близкое представление о величине и устройстве камня можно составить по аналогично устроенному входу в т. н. «Царские гробницы» на улице Саладина в Иерусалиме. (Они датируются 44 г., т. е. близки по времени к дате Распятия.) «Отвальный камень» Иисусова Гроба тоже был первоначально большим. Просто в течение столетий, по простодушному признанию русского купца-путешественника XVI в. Трифона Коробейникова, «тот камень для благословения брали на мощи», т. е. уносили по кусочкам. Оставшаяся часть в приделе Ангела не случайно хранится ныне в запечатанном со всех сторон виде. По внутреннему устройству Гроб представлял собой высеченную в скале пещеру с ложем-аркосалием в погребальной камере и входным помещением перед ней, называемым обычно на французский манер антишамбром, – теперь это придел Ангела.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

С двух сторон от входа поместили мраморные плиты с текстами. На плите справа: «Создан храм сей, во имя Великомученика и Победоносца Георгия, проректорством и благодеянием князя А.Н. Голицына, помощью же адмирала Ушакова, иеромонаха Анания и многих православных христиан, трудами и стараниями митрополита Хрисанфа, 1810 года». Слева: «Генерал-адъютант, генерал от кавалерии, граф Иван Осипович Витте, родился в 1772 году; скончался 21 июля 1840 года, на 68-м году от рождения». Рядом был изображен герб графа. На медных позолоченных досках были перечислены царственные особы, посетившие обитель. Внутреннее убранство монастыря отличалось богатством. Резной позолоченный иконостас был выполнен из дерева севастопольскими мастерами. Его украсили иконы Спасителя, Божией Матери, держащей на руках Младенца, со стороны южных дверей - семь священников Херсонесских, со стороны северных дверей - три святителя: Николай, Спиридон и Митрофан. Все иконы живописной работы были богато украшены стразами, рубинами, бирюзой, венцы на головах Христа, Богоматери и святых, элементы одежды и кресты выполнили из серебра или покрыли позолотой. В алтаре в золоченой раме находилась икона святой Марии Магдалины. В 1850 году освятили Крестовоздвиженский храм, выполненный в форме трехнефной базилики. Главный вход был оформлен портиком с расписным фронтоном и тремя арками. Завершали здание небольшая башенка со сферическим куполом и четырьмя оконными проемами. После революции братия монастыря поддержала барона Врангеля. Установившаяся после Гражданской войны Советская власть уничтожила монастырь. В 1924 году монастырь был закрыт и в отдан в пользование Черноморскому флоту. В 1929 году монастырь передали курортному тресту, в 1930 году последним закрыли Крестовоздвиженский храм, крест на скале Святого Явлении разломали и сбросили в море. Пострадавший во время землетрясения 1929 года Георгиевский храм бульдозером сбросили в море, а на его фундаменте устроили танцевальную площадку для отдыхающих… Во время Великой Отечественной войны гостиница, братский корпус и трапезная превратились в руины, пострадал некрополь, оказался заброшенным прекрасный некогда парк. После войны на территории монастыря расположилась воинская часть. При подготовке монастыря к празднованию тысячелетнего юбилея в 1890 году позади храма святого Георгия была найдена полузасыпанная пещера. Расчистив ее, обнаружили небольшой пещерный храм, который в 1892-93 годах отреставрировали, украсив снаружи фасадом в византийском стиле в виде глухой стены из инкерманского камня с входным порталом в центре. Во втором ярусе портала устроили прижатую к скале часовню, состоящую из трех сомкнутых полуцилиндрических арок, опирающихся на столбы. Центральная арка украшена легкой византийской аркадой, наверху установлен крест, престол и кафедра вырублены в скале. Пещерный храм был освящен во имя Рождества Христова.

http://sobory.ru/article/?object=02946

Так как тропарь «Единородный Сыне» достаточно длинный, он не пелся целиком после каждого стиха Псалма 94, но пелась только последняя фраза: «Един Сый Святыя Троицы…» Целый же тропарь пелся в начале и в конце псалма. Для праздников были специальные тропари и псалмы. Для Рождества, например, был приспособлен псалом 109: «Рече Господь Господеви моему: седи одесную мене», а соответствующим ему тропарём был тропарь: «Рождество Твое, Христе Боже наш…» После X века под палестинским влиянием было введено 8 специальных воскресных тропарей, являвшихся Входными для последовательно восьми воскресений; псалом 94 не менялся. Вот тропарь второго гласа: «Егда снизшел еси к смерти Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества: егда же и умершыя от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе». Как обычно, тропарь пелся полностью в начале и конце псалма, а после каждого стиха повторялась последняя фраза: «Жизнодавче Христе Боже наш…» Введение новых воскресных тропарей заставило переместить прежний тропарь «Единородный Сыне» ко второму антифону, где он сейчас и располагается. Следовательно, далее мы должны исследовать происхождение этих антифонов. Три антифона Три антифонных псалма пелись в Константинополе не только на торжественных процессиях, но и на вечерне и других литургических службах. Во время процессий антифоны пелись во время остановок. Эти три антифона не зависели от тропаря и псалма, которые пелись во время движения процессии. Мы уже видели, что Трисвятое со своим псалмом, поначалу бывшее песнопением процессии, стало первым входным гимном Литургии, и что в более поздние времена были составлены переменные входные гимны, не вытеснявшие Трисвятого. Между VII и VIII веками в Литургии произошло ещё одно новшество: приготовление хлеба и вина, которое до этого совершалось после чтения Писания и ектений (то есть, в начале Евхаристической части Литургии), было перенесено в самое начало, перед первым входом. Пока этого приготовление совершалось, следовало заполнить это время чем-то благочестивым, и в начало Литургии были добавлены три антифона, подобные тем, что пелись в определённые дни на Форуме. Уже существующий входной гимн стал третьим антифоном, утратив, таким образом, свою функцию входного песнопения, и перед ним были помещены два новых антифона.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Омск. Церковь Илии Пророка. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь во имя св. пророка Ильи была построена в 1789 г. на месте, где стояли когда-то Знаменские ворота Омского острога. Возведена церковь «стараниями бывшего главнокомандующего, генерал-порутчика Николая Гаврииловича Огарева и трудами военнослужащих по плану и фасаду, выданному неизвестно кем и когда». В 1880-х гг. купцом Г.Д. Кузьминым с северной стороны церкви был пристроен придел во имя Покрова Богородицы, в 1887 г. купец Г.И. Терехов пристроил придел с южной стороны во имя св. великомученика и целителя Пантелеимона. Площадь перед церковью назвали Ильинской. Церковь разрушили в 1935 г. На возвышенной площадке, сделанной на месте церкви, стоит памятник В.И. Ленину, сама площадь носит его имя. В начале 2000-х гг. на средства Союза предпринимателей Омской области на месте Ильинской церкви была построена часовня. Путеводитель «Пти фюте», 1-е издание. Пророко-Ильинская церковь построена в 1789 г. старанием бывшего главнокомандующего генерал-поручика и кавалера Николая Гаврииловича Огарева и трудами военнослужащих, при самых малых затратах из церковных сумм, по плану и фасаду, выданному неизвестно кем и когда. Зданием каменная, с двумя таковыми же колокольнями, с входным каменным крыльцом. Ограда церковная каменная, с приличными железными решетками и железными воротами. Престолов в церкви четыре: главный – во имя св. пророка Илии, в западном приделе – во имя св. и чудотв. Николая, в приделе с северной стороны, построенном в 1880 г. купцом Герасимом Дмитриевичем Кузьминым, во имя Покрова Пресвятой Богородицы и в приделе с южной стороны, выстроенном в 1887 г. купцом Георгием Иоакимовичем Тереховым, во имя вмч. Георгия Победоносца. Среди обычных святынь Ильинского храма следует отметить наиболее чтимые прихожанами св. иконы: Божией Матери Абалацкой, св. вмц. Параскевы и св. вмч. и целителя Пантелеймона. Копия с Абалацкой иконы Божией Матери, имеющаяся в Ильинской церкви, по своей величине равна с подлинной, многочтимой Абалацкой иконой. Она писана на полотне, но после наклеена на липовую доску, вышиной в аршин и 3 вершка, а шириной в аршин и 2 вершка. Она вся покрыта прекрасною серебряною под золотом, по местам с камнями и стразами, в 10 фун. весу, ризою и вставлена сперва в орехового дерева раму, а затем – в большой резной золоченый киот.

http://sobory.ru/article/?object=35711

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010