В дальнейшем исследователю приходится воспользоваться косвенным свидетельством. Это рукопись Афинской национальной библиотеки 788, опубликованная проф. А. А. Дмитриевским и содержащая упомянутый выше типикон Константинопольского Евергетидского монастыря 371 . Устав был составлен первым игуменом монастыря преп. Павлом, скончавшимся 16 апреля 1054 года. После кончины основателя монастыря устав неоднократно редактировался. Последнюю редакцию относят к периоду между 1143 и 1158 годами 372 . Евергетидский устав составлялся под большим влиянием устава константинопольской Великой церкви, о чем упоминает сам составитель его 373 . Проф. А. А. Дмитриевский находит много общего в изложении между Патмосским списком устава Великой церкви и Евергетидским уставом в рукописи Афинского университета. «Нужно поэтому признать за положительный факт, – пишет он, – что составитель Евергетидского типикона создал его на основе патриаршего константинопольского устава Великой церкви. В издаваемой теперь нами рукописи библиотеки Афинского университета мы, таким образом, получаем новый источник для знакомства нашего с богослужебной практикой Великой церкви в Константинополе» 374 . В Евергетидском типиконе особые праздничные антифоны сохраняются, как и в уставе Великой церкви, с той разницей, что в праздник Вознесения Господня к основному 46-му псалму «Вси языцы, восплещите руками» были прибавлены 45-й «Бог нам прибежище и сила» и 44-й «Отрыгну сердце мое слово благо» и положен входной стих «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне» (46, б) 375 . В праздник Богоявления входной стих взят из основного псалма ( Пс. 117, 26.27 ) «Благословен грядый во имя Господне; Бог » Господь, и явися нам» 376 . Сопоставляя богослужение по Евергетидскому уставу и по Иерусалимскому списку устава Великой церкви, следует отметить, что константинопольская литургия в течение XI и первой половины XII столетий приобрела некоторые новые особенности, касающиеся совершения антифонов и малого входа. Евергетидский устав сохраняет в некоторые Господские и Богородичные праздники обычные антифоны: 91-й псалом «Благо есть исповедатися Господеви», 92-й псалом «Господь воцарися» и 94-й псалом «Приидите, возрадуемся Господеви», – но дополняет их входным стихом, после которого поется тропарь праздника и на «Слава, и ныне» кондак его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

оказался при этом ближайшим ко входу, т. е. 3-м. Припевы праздничных А.: 1-го - «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас» или «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас»; 2-го - «Спаси ны, Сыне Божий, [изменяемая часть], поющия Ти: Аллилуия»; 3-го - тропарь праздника. Последний стих 3-го А. является входным стихом, после к-рого еще раз поется припев - тропарь праздника; далее следуют «Слава», «И ныне» и периссий - кондак (точнее, проимий кондака) праздника ( Mateos. Célébration. P. 62-68). См. также ст. « Праздничные антифоны ». С влиянием Студийского устава связано появление в визант. чине литургии 3-го вида А.- изобразительных (τ τυπικ). В строгом смысле термина они не являются А.- они состоят из Пс 102 без припева (однако, слова «      », вставленные в начало и в конец псалма, могут быть следом припева), Пс 145 с исполняемым лишь однажды в самом конце А. припевом - тропарем «Единородный Сыне», заповедей блаженств (Мф 5. 3-12a) с изменяемыми в зависимости от дня и праздника припевами - тропарями на блаженнах . В практике палестинского савваитского монашества служба τυπικ была службой причащения монахов-келлиотов вне литургии (рукописный савваитский Часослов - Sinait. gr. 863, IX в.); в уставе городского студийского монашества, к-рое заимствовало Часослов у савваитов, такая служба была не нужна - монахи имели возможность посещать ежедневно литургию в храме, поэтому изобразительны были внесены в к-польскую литургию, что отражено в памятниках Студийского устава ( Mateos. Célébration. P. 68-71). В совр. правосл. богослужении за литургией, кроме случаев соединения литургии с вечерней, поются вседневные, праздничные или изобразительные А. ( Никольский. Т. 2. С. 65-80, 202), сходные между собой по местоположению на службе (перед малым входом), по структуре (состоят из 3 А., после 2-го следует гимн «Единородный Сыне») и по способу исполнения. Различаются они по степени праздничности и содержанию текстов. Праздничные А. поются на Пасху (и в Светлую седмицу) и в Господские двунадесятые праздники ; изобразительные - в недели (воскресенья), в субботы , в праздники, имеющие по крайней мере великое славословие (см.

http://pravenc.ru/text/115824.html

Тропари к евангельским блаженствам присоединяются на обычной воскресной, не осложненной другими свящ. памятями, литургии не с 1-го стиха, а как стихиры на Господи воззвах, с одного из дальнейших, именно с 3-го, чтобы всех их было 10, а без Славы и ныне — 8, на два более, чем на будничной литургии. При совпадении с воскресеньем какой-либо памяти, имеющей свои Блаженны, количество воскресных Блаженн сокращается до 6 и 4, а общее число Блаженн может увеличиваться до 12, начинаясь с 1-го стиха. Но Блаженны в собственном смысле имеет только Октоих. Для всех других памятей Блаженнами служат песни канона, именно 3 и 6 песни, или одна 3-я. Такие песни в каноне выбраны, должно быть, потому, что соответствуют нумерацией 3 и 6 часам, с коими совершается литургия, или по соответствию в содержании лежащих в их основе библейских песней Блаженнам (утешение в страдании) [ 917 ]. Если в воскресенье приходится одна память, имеющая песнь канона на Блаженнах, то воскресные Блаженны поются на 6 и 3-я песнь канона на 4; если две таких памяти, то воскресные Блаженны на 4 и каждая из песней канона — 3-я и 6-я — на 4 (об этом в главах 3, 4, 5 Тип., в месяцеслове, например 1, 9 сентября, в Четыредесятнице, Пятидесятнице). Песни канона, должно быть, нужно петь без ирмоса, так как его заменяет первая блаженна Октоиха (когда на Блаженнах поются только песни канона, то — с ирмосом, см. Нед. Антипасхи вечера, 2-ое «зри»). Приидите поклонимся Заключением Блаженн, являющихся как бы песнью малого входа на литургии, собственно «входным» стихом служит песнь: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу», стих, открывающий собою и другие службы (литургия по идее и начинается отсюда, со входа, почему до него архиерей не принимает в ней участия) и так идущий ко входу, с припевом: «Спаси ны, Сыне Божий, (в воскресенье:) воскресый из мертвых (в будни: «во святых дивен сый», в Богородичные праздники: «молитвами Богородицы»), поющия Ти: аллилуиа». Аллилуиа — однажды, как об этом выразительно сказано в Служебнике и как делается на соответствующем праздничном припеве ко 2 антифону, а не трижды, потому что песнь относится к одному Спасителю, а не к Св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс. 109, 4) (Евр. 5, 6). ...предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека (Евр. 6, 20). Единственный эпизод с Мелхиседеком встречается в Быт. 14, 18-20. Там говорится о том, как Аврааму, одержавшему верх над коалицией нескольких местных царей, повстречался некий Мелхиседек, царь Салимский: 18 и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — 19 и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; 20 и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего. Чтобы понять основное рассуждение в Евр. 7, нужно обратить внимание, во-первых, на то, что из рассказа Быт. не следует ровным счетом ничего по поводу возраста и происхождения Мелхиседека. Говорится лишь, что он — «царь Салимский» и «священник Бога Всевышнего». Но как раз из этой биографической «лакуны» автор Евр. и извлекает глубокий аллегорический смысл: «священство Мелхиседека» вечно: Мелхиседек... без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда (Евр. 7, 3). Впрочем, именно такой аллегорический или, во всяком случае, таинственный смысл усматривали в личности Мелхиседека еще в ветхозаветные времена. Об этом свидетельствует, например, Пс. 109, 4, фраза из которого целиком или частично (kata thn ta/cin Melxise/dek — «по чину Мелхиседека») неоднократно цитируется в Евр. (5, 6. 10; 6, 20; 7, 11. 17. 21). Открытые в XX веке рукописи Мертвого моря также дали много материала о таинственности была окружена фигура Мелхиседека . Литургический комментарий Пс. 109, 4 является входным стихом на Литургии в праздник Рождества Христова. Вернемся к эпизоду с Мелхиседеком. В Быт. упоминается еще одна деталь, аллегорически истолкованная в Евр.: Аврам дал ему десятую часть из всего (Быт. 14, 20). Тем самым Авраам, предок и в этом смысле родоначальник Ааронова священства, признал превосходство Мелхиседека.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

а): все восемь антифонов – по Евхологию и по Антифонарию; б): два только антифона (первый и восьмой), в праздничные и постные дни, – по Антифонарию и по Типикону; в): длиннее псалмопение от 18 до 7 антифонов (внутри 1-го и 8-го буквы б., вероятно). Мы предлагали гипотезу, что это псалмопение 25 антифонов соответствовало древним монашеским уставам города; г): нововведенное монашеское псалмопение палестинских кафизм (в рамках 1-го и 8-го антифона буквы б.). Тут сомнений мало: это псалмопение было свойственно палестинской традиции. Вторая часть Вечерни. Это – центральная часть службы, общая и похожая, хотя не идентичная, Вечерни, Утрени и Тритоекти. Мы выделяем в ней три элемента. 1-ый элемент: три антифона с соответствующими ектениями и молитвами. Это общий элемент всех служб суточного круга, как и тройного постного, так и шестеричного вне Великого Поста. К этой системе можно пририсывать и самые антифоны Литургии. 3-ий антифон Утрени (по нашему – Слава в вышних Богу) не имел пресвитерской молитвы, но он сам одновременно – песнь и молитва (особенно если иметь в виду последние стихи перед трисвя- тым). 3-ий антифон Вечерни и Утрени сопровождаются пением трисвятого; Тритоекти – с анти-трисвятым. 3-ий антифон Утрени и Тритоекти являютя входными, как и 3-ий антифон Литургии, сейчас слитый со стихом Приидите, поклонимся ( Пс. 94,6 ), остаток древнего входного псалма; но еще раньше входным пением Литургии было трисвятое, как нам напоминает стих Призри с небесе ( Пс. 79,15–16 ), который сохранился до сих пор в архиерейском Чиновнике. В Вечерне молитва 3-го антифона содержит тему пения трисвятого. Но все три молитвы антифонов ([IX], [Х] и [XI]) – молитвы вечерние: закат солнца, конец света дневного, приходящая ночь, Божия помощь... Они повторяют мысли молитв первых восьми антифонов и «отпустной» молитвы Тритоекти имеет еще молитву входа, после трех молитв антифонов (как и самая Литургия), которой не имеют ни Вечерня, ни Утреня; может быть объяснимо это явление фактом, что Вечерня и Утреня имеют как молитву входа (с паперти в храм) молитву 8-го антифона, между тем как на Тритоекти (и на Литургии), до Х-го века, вход 3-его антифона был единственный вход в храм и сразу же в алтарь. Молитва входа Тритоекти (как и Литургии в эту эпоху) сопровождалась мирной ектенией. Она так и называлась в Литургии: синапти тоу Трисагиоу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Малый вход Малый вход ; в двунадесятые Господские праздники и на Пасху заменяется входным стихом), осеняя в это время дикирием и трикирием на 4 стороны, хор отвечает: «Ες πολλ τη, δσποτα» и «Σσον μς Υ Θεο» (        ...); 5) сразу после малого входа архиерей со священниками поют в алтаре 1-й из тропарей; архиерей, имея в левой руке жезл, совершает каждение (пред архиереем предходят диаконы с дикирием и трикирием); хор поет остальные тропари («Ες πολλ τη, δσποτα» не поется); кондак праздника опять поется в алтаре; 6) Трисвятое поется 7 с половиной раз поочередно хорами и священнослужителями; архиерей прочитывает вслух всех стоящих в алтаре молитву Трисвятого, во время 3-го Трисвятого (поется в алтаре) осеняет напрестольное Евангелие дикирием, во время 5-го (опять поется в алтаре) - трикирием; последнее разделяется на 4 части (Α: λδβλθυοτεΑγιος Θες, Β: λδβλθυοτεΑγιος σχυρς, Γ: λδβλθυοτεΑγιος θνατος, Δ: Ελησον μς) и поется священниками, в то время как архиерей после каждой из первых трех частей Трисвятого, стоя в царских вратах, произносит: «Κριε, Κριε, πβλεψον ξ ορανο» (          ) и осеняет народ дикирием и трикирием (хор отвечает: «Ες πολλ τη, δσποτα»); 7) после Трисвятого епископ восходит на горнее место, а диакон, имея в руке трикирий и обратившись лицом к народу, трижды возглашает: «Κριε, σσον τος εσεβες» (      ; в 3-й раз вместо «εσεβες» (благочестивых) может произноситься «βασιλες» (царей)), первое возглашение повторяется с пением священнослужителями, др. два - хорами; наконец, диакон возглашает: «Κα πκουσον μν» (      ), что повторяют с пением священнослужители; 8) вслед за этим возглашается малая похвала (при служении всякого архиерея), архиерей благословляет народ 2 руками; 9) Апостол вручает чтецу сам архиерей, обычай подавать архиерею фимиам для вложения в кадило не наблюдается; 10) к чтению Евангелия архиерей, сняв омофор, выходит в царские врата; после преподания епископом мира перед Евангелием хор поет «Ες πολλ τη, δσποτα» (в Архиератиконе указание об этом отсутствует); во все время чтения Евангелия епископ стоит в царских вратах лицом к народу; после прочтения Евангелия архиерей осеняет народ дикирием (хор: «Ες πολλ τη, δσποτα»); когда диакон, читавший Евангелие, подаст его архиерею, епископ осеняет им народ и входит в алтарь; 11) архиерей облачается в малый омофор уже во время сугубой ектении; 12) Херувимская песнь читается архиереем единожды (остальные 2 раза ее читают 1-й и 2-й священники), затем архиерей, имея в левой руке жезл, совершает каждение (пред архиереем предходят диаконы с дикирием, трикирием и напрестольным крестом); 13) архиерей изымает частицы из просфор во время пения Херувимской только в том случае, если он облачался не в алтаре; 14) великий вход совершается в том же порядке, что и в рус.

http://pravenc.ru/text/Архиерейское ...

ниже); 3 . в зависимости от желания архиерея облачение может происходить как в алтаре, так и в храме: a) если архиерей решает облачаться в алтаре, то священные облачения заранее возлагаются на престол, затем, когда архиерей войдет в алтарь и снимет мантию, диаконы надевают облачения на архиерея, возглашая псаломские стихи, далее епископ умывает руки, подходит к жертвеннику и сам завершает протесис, наконец, архиерей и священнослужители исходят в храм во время пения Великого славословия; b) если архиерей решает облачаться в храме, то облачение начинается с многократных возглашений диаконов: «ξλθετε, ερες· ερες ξλθετε» (Изыдите, иереи! Иереи, изыдите!), в это время иереи исходят из алтаря через царские врата, вынося на подносах священные облачения епископа; далее облачение совершается так же, как и в русской практике, однако облачают архиерея не иподиаконы, а иереи и диакон, а хор поет не слова псаломских стихов, а богородичен «тяжкого» (7-го) гласа «νοθεν ο προφται » ( Свыше пророцы; 4 . при произнесении на великой ектении прошения о епископе, помимо того, что протодиакон и иерей кланяются архиерею (как и в русской практике), хор негромко поет: «Ες πολλ τη, δσποτα»; 5 . на малом входе, после целования епископом Евангелия, он вместе с сослужащими поет: «Δετε προσκυνσωμεν » ( поклонимс: ; в двунадесятые Господские праздники и на Пасху заменяется входным стихом), осеняя в это время дикирием и трикирием на 4 стороны, хор отвечает: «Ες πολλ τη, δσποτα» и «Σσον μς Υι Θεο·» ( Спаси ны, сне 6 . сразу после малого входа архиерей со священниками поют в алтаре 1-й из тропарей; архиерей, имея в левой руке жезл, совершает каждение (пред архиереем предходят диаконы с дикирием и трикирием); хор поет остальные тропари. («Ες πολλ τη, δσποτα» не поется); кондак праздника опять поется в алтаре; 7 . Трисвятое поется 7 раз поочередно хорами и священнослужителями; архиерей прочитывает вслух всех стоящих в алтаре молитву Трисвятого, во время 3-го Трисвятого (поется в алтаре) осеняет напрестольное Евангелие дикирием, во время 5-го (опять поется в алтаре) – трикирием; 7-е разделяется на 4 части (А· γιος Θες, В«· γιος σχυρς, Γ· γιος θνατος, Δ»· λησον μς) и поется священниками, в то время как архиерей после каждой из первых трех частей Трисвятого, стоя в святых дверях, произносит: «Κριε, Κριε, πβλεψον ξ ορανο» ( Гди, гди, призри съ небес и осеняет народ дикирием и трикирием (хор отвечает: «Ες πολλ τη, δσποτα»); 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Согласно с уставом патриарха Алексея преподобный Феодосий «прилежно учил братию не преходити от кельи в келью, но в своей келье каждому молить Бога» и заниматься почитанием книг 1170 . По одному поводу Нестор рассказывает, какой порядок заведён был преподобным Феодосием в монастыре относительно приготовления пищи, и своим рассказом даёт знать, что устав патриарха Алексея был воспроизведён им и до мелких подробностей. Великий князь Изяслав, часто посещавший Печерский монастырь и нередко вкушавший в нём пищи, раз спрашивал преподобного Феодосия: от чего ему свои многоценные брашна не кажутся так сладкими, как монастырские малоценные и постные. Преподобный Феодосий отвечал, что у них в монастыре брашна приготовляются не со сварами и бранью как у него, а с молитвой: «егда бо братии монастыря сего хотящем варити и хлебы пещи или иную кую службу творити, тогда же первое шед един от них, возмет благословение от игумена, таче по сих, поклонится пред святым олтарем трикраты, ти тако свещю вожжет от святаго олтаря, и от того огнь взгнетит, и егда паки воду вливая в котел, глаголет старейшине: благослови, отче, и оному рекущу: Бог благословить тя, брате, и тако вся служба их с благословением совершается» 1171 . Существенный и важный пункт, относительно которого мы, к сожалению, остаёмся в неизвестности, есть пункт о женщинах, т. е. сделал ли преподобный Феодосий свой монастырь совершенно не входным для них, как это у патриарха Алексея, или же оставил входным 1172 . Преподобный Феодосий ввёл в Печерском монастыре устав Студийский,– устав истинно и строго общежитный. «От того же (Печерского) монастыря,– говорит летописец,– переяша вси монастыреве (русские) устав» 1173 . По-видимому, ничего не может быть яснее и определённее ответа на вопрос: как имело себя дело с уставами монастырей русских в период до-монгольский, т. е. по-видимому – ничего не может быть яснее того, что в период до-монгольский уставом наших монастырей был устав Студийский, следовательно, устав истинно монашеский, строго общежительный.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Поэтому, если уж мы отыскали правильный ключ, мы должны расшифровать то, что даже для историков и богословов кажется случайным напластованием, возникшим в результате чисто исторического развития и не имеющим значения для lex credendi Церкви. Первая проблема явно касается самого послекрещального шествия. В теперешней литургической практике, перестав быть шествием в церковь, к Евхаристии, оно стало, по мнению многих, простым приложением к крещальному обряду, не прибавляющим ничего нового к смыслу крещения. Наша первая задача — показать, что даже в своем настоящем виде послекрещальное шествие остается существенной частью крещального чина и фактически является конечным проявлением его смысла. «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» — поет Церковь во время послекрещального шествия. И то же самое поется вместо Трисвятого в пасхальной службе (а также при богослужениях в те праздники, в которые ранняя Церковь совершала крещение, т. е. в Рождество, Богоявление и Лазареву Субботу). Но в ранней литургической практике Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!») было как раз гимном входа, «входным», процессионным пением, исполнявшимся общиной, когда она вступала в храм и подготовляла себя слушанию Св. Писания и участию в Евхаристии. Антифонное пение Трисвятого, которое сейчас предшествует так называемому «малому входу», имело место только в определенных случаях и происходило вне церкви на пути к ней, так что наш «малый вход» был действительно входом в церковь, а Трисвятое было гимном, выражающим смысл этого входа как входа в «Святая Святых» . Поэтому замена на Пасху Трисвятого крещальным «входным» пением ясно показывает, что в мысли и практике ранней Церкви крещение было органически связано с евхаристическим собранием, находило свое исполнение во «входе в Церковь» и участии в Евхаристии, и что послекрещальное шествие и вход в храм были началом празднования Церковью Христова Воскресения. Это ясно чувствуется и в нашем теперешнем совершении крещального обряда: с одной стороны, шествие вокруг купели непосредственно предваряет чтения из Апостола и Евангелия, которые обычно составляют первую часть Евхаристического богослужения; а с другой стороны, это пасхальные чтения, т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

243 Если служит архиерей, то он должен, по Уставу, во время великой и малой ектении сидеть, вставать же только на возгласах священника и на «Единородный Сыне...», сидя же читает и тайные молитвы (Чиновник Архиерейского священнослужения. Чин Божественной Литургии св. Иоанна Златоуста ). 244 В будни, т. е. когда не положено (в Октоихе, Минее, Триоди) на «Блаженны» тропарей. Повседневные антифоны с припевами их напечатаны в Ирмологионе и в конце Апостола. 245 Поется, когда есть «Блаженны», т. е. в воскресные и праздничные дни (именно в дни памяти святых с всенощным бдением, полиелеем или великим славословием), предпразднства, попразднства и отдания великих праздников и во всю св. Пятидесятницу. 247 «Блаженны» в Уставе не называются антифоном, хотя и поются попеременно на обоих клиросах. «Блаженнами» называются не только известные евангельские стихи с заповедями блаженств ( Мф.5:3–12 ), но и особые тропари, поемые за ними. Берутся они обычно из 3-й и 6-й песни канона празднуемого святого. Таким образом, они служат как бы иллюстрациями, примерами того, как исполняли и исполнили святые эти заповеди блаженств, которые мы отказываемся исполнять, почитая их недосягаемыми. Такое материнское окормление душ нашей Церковью, к сожалению, у нас устраняется, и «блаженны» редко где читаются. 248 Замечательно это место оттенено в Чиновнике. Благословивши вход «единою рукою на восток», архиерей, говорится здесь, «сходит на край степене рундука» (облачального амвона). Иными словами, наглядно выражена идея смирения архиерея перед Христом, Которого Самого изображает сейчас св. Евангелие!.. Архиерей устремляется навстречу Господу и оставляет свое достоинство, спускается долу... А у нас все исковеркано подобострастный движением протодиаконов, воздвигающих Евангелие кверху, на кафедру к архиерею, боясь, как бы ему не пришлось наклониться! Т. е. как раз идут против понимания Церкви. И больно, и стыдно, и скорбно за поругаемого Христа, хотя бы и по невежеству. 249 Входным называется приглашение Церковью всех верующих воспеть воскресшего и вознесшегося Господа следующими словами: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси нас, Сыне Божий...» На великих Владычних праздниках «входным», в собственном смысле, называется особый стих, заимствуемый из псалмов и произносимый диаконом непосредственно за словами «Премудрость, прости». Эти стихи находятся в Минее, Триоди, Типиконе, в последовании самих праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010