474 Голубинский (Ист. р. ц. I – 2, 518) настаивает, что пр. Феодосий ввел в Печ. мон. устав патр. Алексея во всей его строгости. 476 В списк. основн. и Арсен. ред.: «рабам и рабыням». Из слова о перв. черн. Печ. видно, что у пр. Матфея Прозорл. был «келейник» (Лавр. л. 8 , 185: в позднейших ред. Патер. – «ученик»). 478 Голубинский, 516–517; ср. 520: «Существенный и важный пункт, относительно которого мы, к сожалению, остаёмся в неизвестности, есть пункт о женщинах, т. е. сделал ли преп. Феодосии свой монастырь совершенно не входным для них, как это у патр. Алексея, или же оставил входным». 480 Останавливаясь на частностях, Студийский уст. обходит молчанием основную сущность монашеской жизни. (Голубинский, 505). 482 Отношение к нему игумена и братии показывает, что подвига юродства не понимали и не одобряли. 488 От женатых не требовалось согласие их жен: Ж. Ф. 34, с–35, а. Греческая практика – иная: см. Голубинский, 559 и Соколов, 334. 489 Ж. Ф.: р. Н. Соф. б. 1363, 24 об.–25. (В Успенск. Сб. соответствующий лист вырван); Сл. о пр. Пим., д. 147. 490 Подробн. пострижения в «великий ангельский образ» – в Сл. о пр. Пимене. Ср. еп. Иннокентий, Пострижение в монашество. 1899, 171–2. 493 В некотор. сп. (Кассиан.) «слаки»=описка. (Ср. Срезневский, Матер, для слов, др.–р. яз. I, 1249). 494 В сп. осн. и Арс. р. Вероятно, это – раскольничий «подручник»: небольшой стёганый лоскут или подушечка, подкладываемая под локоть или под чело, при земных поклонах, на молитве. (Даль, Толк. слов. 2 III, 205). Ср. Н. Аристов, Промышлен. др. Руси. Спб. 1866, 136, прмч. 496 Такая характеристика римского католичества принадлежит уже Симону. Латинский крест: живописное изображение распятого Христа, украшаемое золотым венком и поясом. (Сл. о созд. ц,, л. 1 об.–2). 497 Не говорит ли это против принадлежности пр. Феодосию Печерскому «Вспроса Изяслава», приписываемого нашему Феодосию некоторыми учёными (проф. Малинин, В. А. Чаговец, проф. Красножен: «Отнош. р. ц. и госуд. власти к иноверц.», 1–2) и до сих пор.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Евангелие обыкновенно читается громко, неспешно и раздельно. Ектения об оглашенных обычно не возглашается, а пение Господи помилуй производится при участии всех молящихся. Херувимскую песнь поют только одни псалты. Во время исполнения ее священник, окончив каждение престола, алтаря, иконостаса и предстоящих, совершает у жертвенника поминовение живых и умерших; при этом в алтарь входят и миряне и сами читают имена поминаемых ими лиц, а священник многократно повторяет «помяни, Господи» и копием отделяет на дискосе «крохотки» из частей проскомидийной просфоры. Перенесение св. Даров с жертвенника на престол, после исполнения первой половины херувимской песни, совершается очень торжественно. Диакон и священник с дискосом и чашей, в преднесении креста на длинной рукояти, светильников, рипид и частиц св. мощей, идут из северных дверей по входным во храм – западным дверям и от них в царские врата, идут прямо и величественно, не поворачиваясь ни направо, ни налево, причем священник произносит поминовение властей, епархиального архиерея, воинства, ктиторов и всех православных христиан; в это время под ноги священника иногда полагают больных детей, чтобы он перешагнул чрез них. После великого выхода, св. Дары поставляются на антиминс, который раскрывается, по прочтении евангелия, сразу весь, а не постепенно. По окончании херувимской песни, царские врата закрываются катапетасмой – экраном. Символ веры у греков никогда не поется на литургии, а всегда читается тем лицом, которое по своему иерархическому положению выше всех, присутствующих в храме. По прочтении Верую, экран с царских врат сдвигается и врата раскрываются. Священник, ставши во вратах лицом к народу, произносит: Станем добре..., Благодать Господа нашего..., Горе имеем сердца и Благодарим Господа, а псалт речитативом негромко поет: Милость мира и т.д. После Достойно и праведно есть... священник закрывает царские врата, задвигает их экраном и возвращается к престолу. И алтарь остается при закрытых царских дверях до возгласа: Со страхом Божиим...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/t...

" И еще, открою вам маленький секрет. В рукопашной схватке, дворник всегда победит программиста.... И какова тогда цена, этому " изменившемуся " сознанию, которое не сможет защитить ни само себя, ни свое тело? " -Вы вообще о чём? к чему это-кто сильней Брюс Ли или Чак Норрис? Речь шла о литературе, преподавании её в школе и ВУЗе. АлександрГ. 26 апреля 2016, 21:09 Дмитрий26 апреля 2016, 16:00 Маргарита: " А уроки русского языка и литературы давались нам нашими учителями идеально. " - … Дмитрий: " человек не читавший Евангелие,не живущий жизнью Церкви или хотя бы стремящий жить Церковью, не может правильно понимать литературу XIX века,тем более правильно объяснить детям " . ………. Спорный тезис. Ибо, несмотря на изьятие из широкого обращения Евангелия, русская литература XIX-ro века пронизанная сама по себе Евангельской проблематикой, в сочетании с " моральным кодексом строителя коммунизма " оставляла человека в системе координат, воспроизводящих в человеке традиционную систему ценностей. Что само по себе, даже по современным меркам, очень и очень хорошо. Для справки: " моральный кодекс строителя коммунизма " был практически один в один " содран " с Евангелия. И тот факт, что наибольший приток верующих в церковь произошел именно в 90-е годы, свдетельствует как раз о том, что люди получившие советское образование были в достаточной степени готовы к вхождению в Церковь. К слову сказать советский ученик, в отличие от современных детей знал, что Бетховен и Штраус это композиторы, а не собака и птица. ………………………………… Теперь, собственно говоря об окружающей обстановке, изменившейся благодаря техническому прогрессу. А что он собственно говоря изменил в человеке? У человека стало две головы, четыре руки? Что изменилось? Может быть технический прогресс освободил человека от необходимости быть самостоятельным? И программисту, сидящему дома вовсе не нужно быть готовым к " самостоятельному " походу в магазин? Напомню, что речь идет именно о воспитании самостоятельности, о которой упомянула Маргарита. Поэтому мы говорим только о самостоятельности, не затрагивая нравственную проблематику. И еще, открою вам маленький секрет. В рукопашной схватке, дворник всегда победит программиста. Да и кросс, дворник-гастарбайтер пробежит лучше программиста. И какова тогда цена, этому " изменившемуся " сознанию, которое не сможет защитить ни само себя, ни свое тело?

http://pravoslavie.ru/92834.html

Иоанна_ 26 апреля 2016, 20:59 Очень разумная и грамотная статья. Пусть хотя бы таким, добровольно-принудительным способом дети будут приобщаться к классической литературе. И пусть читают " Евгения Онегина " , " Войну и мир " , " Мёртвые души " , как же без этого? Детская литература не то что XIX века, но и советская для современного ребёнка почти что нечитабельна, так как она слишком привязана к жизненным реалиям, которые до неузнаваемости изменились. И потом, в средних и старших классах - какая детская литература? Не смешите. Надо понимать, что тот, кто не прочтёт все эти произведения в школе, скорее всего, не сделает этого уже никогда. Благодарю Алексея Варламова, с которым я, повторяю, полностью согласна. ЛЮДМИЛА 26 апреля 2016, 20:16 ВСЕ СКАЗАННОЕ ПРЕКРАСНО! УЧИТЬ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ КТО БУДЕТ,ЯСНОЕ ДЕЛО РОДИТЕЛИ! ВЫ КАК С МАРСА ПРИЛЕТЕЛИ В ШКОЛЕ ДАВНЫМ ДАВНО НЕ УЧАТ, А ТОЛЬКО ПРОВЕРЯЮТ ЧЕМУ НАУЧИЛИ РОДИТЕЛИ ИЛИ РЕПЕТИТОРЫ!!! Дмитрий 26 апреля 2016, 16:26 Автору- " Для того, чтобы повысить интерес к литературе, надо применять политику разумной мотивации.... Ученик должен знать, что если в школе он не прочитал «Войну и мир», «Мертвые души», «Евгения Онегина», «Преступление и наказание», его шансы стать студентом высшего учебного заведения крайне призрачны. Когда для учеников, учителей и родителей будет создана такая мотивация, статус литературы автоматически изменится. " Я Вас не совсем понял,простите. Вы хотите заставить детей прочитать вышеуказанные произведения? Или сделать так,чтобы дети заинтересовались и сами загорелись,захотели их прочесть,прочли и пришли к преподавателю с,безусловно возникшим,множеством вопросов? Знаете-невольник-не богомольник,прочитать-то может и прочитают,да будет-ли в этом прок? Повод покрасоваться-я ,де, " Войну и мир " прочитал!-О,да это круто-очень толстая книжка. Тогда уж надо в обязательном порядке вводить Закон Божий, с параллельным толкованием литературы XIX века в свете ...христианской антропологии,нравственности и морали.Обязательно ввести чтение Евангелия с толкованием Святых Отцов.

http://pravoslavie.ru/92834.html

Реферат, читанный 21 марта 1901 года, в заседании Церковно-Археологического Отдела, при Обществе Любителей Духовного Просвещения, действительным членом, академиком живописи В. Фартусовым . В прошлый раз мы говорили об образцах, которые могли бы послужить на пользу иконописания и облегчили бы труд иконописца. Попробуем теперь по силе возможности начать этот труд разработки таких образцов. Но прежде, чем приступить к нему, я заранее прошу извинить меня, если в моих описаниях покажется что-либо неверно понятым и выраженным. Я, ведь, простой иконописец, богословским наукам не обучался, а пишу так, как бы, по своему смыслу, я сам написал икону. Начнем с Благовещения Пресвятой Богородицы. «И послан был ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из рода Давидова, имя же Деве-Мария» ( Лк. 1:26–27 ). Этими словами евангелист Лука прямо указывает на то, что Благовещение Богородицы происходило в доме Иосифа. Постройки в то время, если судить по остаткам древних развалин и некоторым домам на Востоке и Западе, строящимся, и в настоящее время с очень небольшим изменением, были большею частью каменные: у бедных-из нетесаного, у богатых-из тесаного камня. В нижней части дома у землевладельцев и богатых людей на одной стороне помещались ясли для скотины, а другая была предназначена для землевладельческих орудий, для склада зерна и других вещей домашнего обихода. Здесь же находилась лесенка, ведущая наверх. У ремесленников это нижнее помещение занималось и под мастерскую, где верстаки и другие инструменты ставились поближе ко входным дверям, так как свет проникал только через них. Подобные помещения у нас в некоторых деревнях называются подпольником. Над этим помещением устраивались клети, т.е. комнаты, преимущественно более без окон, свет же в них приходил через двери, которые задвигались и раздвигались, а некоторые из них завешивались коврами и материями. Эти комнаты, у бедных людей, служили ночью спальнями, а днем убежищем от жары и местом для отдыха.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Fartuso...

Разделы портала «Азбука веры» ( 72  голоса:  4.3 из  5) 30 апреля Позавчера в Страстной понедельник я рассказал верующим о ереси святодуховцев и зачитал письмо Алеши. Моему рассказу сопутствовало гробовое молчание. Затем тишину храма нарушил гул негодования. Верующие разошлись, возбужденно обсуждая жуткое сообщение. Что-то теперь будет. Реакция последовала незамедлительно. Часа через три ко мне явился запыхавшийся Юрий Петрович. — В городе брожение, — заявил он, — распространяются самые невероятные слухи об убийстве мальчика и какойто преступной секте. При этом ссылаются на вас. Вы можете мне объяснить, что произошло? — Могу. Пришлось рассказать Юрию Петровичу все от начала до конца, и, по мере того как я рассказывал, лицо его мрачнело. — Да, дело серьезнее, чем я думал. Главное — Валентин Кузьмич наверняка тут замешан. Нет сомнений, что он имеет в секте своих людей и, вероятно, дергает за веревочки. А может быть, и сам в их радениях участие принимает. Где письмо Алеши? Можно прочитать его? Я дал ему письмо. Юрий Петрович долго и внимательно читал, потом сказал: — Страшный, разоблачительный документ! Не отнести ли вам его в прокуратуру? — Чтобы там его положили под сукно или даже потеряли? — Это маловероятно. — Учитывая заинтересованность Валентина Кузьмича? — Если учитывать его заинтересованность в этом деле, то конечно… Тогда вам нужно хорошо припрятать письмо или отдать на хранение в чьи-нибудь надежные руки. И вообще следует подумать о мерах предосторожности. Я обратил внимание на ваши замки. К ним, по-моему, подходит любой ключ, и гвоздем их открыть ничего не стоит. Хотите я принесу вам настоящие замки, сделанные по спецзаказу? — Я был бы вам очень признателен. Через час Юрий Петрович вернулся со спецзамками, которые Василий тут же приспособил к дверям храма и входным воротам. Укоряя себя на исповеди в недостаточной любви ко Христу, я, наверно, все-таки преувеличивал. Начиная с минувшего Рождества я ощущаю особую близость к Нему. Во время рождественской службы перед моими глазами почему-то постоянно стояла одна редкая икона греческого письма, на которой только что родившийся Божественный Младенец возлежал в колыбельке, устроенной из камней и напоминающей скорее жертвенник. Как никогда раньше, взволновала меня таинственная связь светлого праздника Рождества Христова со скорбными днями Страстной недели. Я ждал ее с необыкновенным волнением, с предчувствием того, что в эти дни должно произойти нечто исключительно важное для меня, замыкающее еще один цикл моей жизни. Теперь, когда архиепископ объявил мне о своем решении, стало ясно, что настала последняя неделя моего служения в Сарском Преображенском соборе. Не знаю, что будет дальше. Думаю, однако, что прошедший год — вершина, кульминация моей жизни. Выше я уже не поднимусь.

http://azbyka.ru/fiction/svet-preobrazhe...

Прежде всего видимая церковь никогда не имела и не могла иметь ограды, резко отграничивающей ее от мира вне церкви. На границе, отделяющей членов церкви от человечества, к церкви не принадлежащего, всегда находилось и находится много лиц, даже целых обществ, о которых трудно сказать, принадлежат ли они к церкви или нет? Одной ногой они как будто стоят в церкви, а другую уже занесли за ее ограду. Так было в Ветхом Завете, так происходит и в настоящее время. Внешним признаком принадлежности к истинной церкви было обрезание, но мы знаем, что обрезание было и вне истинной церкви, и сохранялось у народов, далеко отступивших от истинного Богопознания. Многие ветви измаильтян, сохранив обрезание, не сохранили истинного Богопочитания. С другой стороны о Мельхисидеке и Иове мы не знаем, были ли они обрезаны или нет. Условия, при которых они появляются в истории, по-видимому, должны были бы склонять к мысли, что они не должны принадлежать к церкви, но понимая под церковью общество людей, правильно верующих и стремящихся правильно почитать Бога, мы непременно должны признать их членами церкви, каковыми представляет их нам и Библия. В Новом Завете внешним признаком принадлежности к церкви является крещение. Но с несомненностью можно утверждать, что многие крещеные не принадлежат к церкви. Об этом свидетельствуют они сами, заявляя, что не верят в церковное вероучение. Гейне назвал крещение входным билетом в европейское культурное общество И у нас на Руси разве евреи не крестятся порой, чтобы попасть в университет или перешагнуть черту оседлости? С другой стороны были в древности многие лица, не крестившиеся и однако несомненно принадлежавшие к церкви. Таков многочисленный класс оглашенных. В Японии, кажется, недавно бывали случаи, что некоторые умирали оглашенными. Можно ли сказать о них, что они не были христианами? Затем, в древности ведь были и крестившиеся кровью, и крестившиеся песком. С другой стороны правильное крещение существует и у не правильно верующих. Если мы от внешних признаков принадлежности к церкви обратимся к признакам внутренним и скажем, что лишь тот, кто правильно верит и искренно желает правильно служить Богу, только тот принадлежит к церкви, то нам придется закрыть врата церкви перед громадным классом людей, содержащих суеверия, ошибочные верования, колеблющихся, сомневающихся, впадающих в грехи и пытающихся исправиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

По общепринятому мнению, картина должна была изображать выход из Успенского собора в Кремле всех изображенных людей. Но достаточно взглянуть на эскиз несостоявшейся картины, чтобы увидеть, что люди эти никуда не идут, они стоят. Но если они стоят, то почему спиной к алтарю и иксностасу, а лицом к выходу? Так в церкви никто никогда не стоит, разве что и правда перед выходом из нее. Это-то положение изображенных и наталкивает всех на самую ближайшую мысль – они выходят. Но они не выходят. Это видно и из сугубо статичного положения фигур, а главным образом– из той напряженности, которая у них на лицах. Дело в том, что они не выходят, а ждут. В этом и есть та маленькая тайна коринского замысла, которую непременно надо знать при разглядывании его этюдов. Да, все эти люди, олицетворяющие уходящую, побежденную Октябрем Россию, стоят в интерьере Успенского (главного в России) собора, спиной к алтарю, а лицом к входным дверям. Они стоят и ждут. За стенами собора, в Москве, в стране все уже произошло. Железный, беспощадный (к ним) ветер революции уже свистит, уже гуляет снаружи, над собором, над Кремлем, над всей Россией. Вот-вот двери распахнутся, и этот ветер, ветер революции, ворвется в собор и сдует, выдует всех, и останется пуст Успенский собор… Теперь-то вот и надо смотреть на этюды: кто как ждет. В этом все дело. А ждут они все по-разному. Посмотрите теперь на безногого нищего, на митрополита Трифона, на крестьянина с сыном, на молодого монаха, на слепого, на схимницу, на молодого иеромонаха, на молодую монахиню, на иеромонаха (в этюде «иеромонах и епископ»), на всех на них, посмотрите, наконец, на этюд «Спас Яркое око», тоже приготовленный ведь для этого полотна (хоть он и не попал на эскиз картины, но все равно он выражает замысел), посмотрите на все с точки зрения «кто как ждет», и у вас в руках окажется ключ. Только этим ключом можно открыть сокровищницу коринского искусства. Сразу наступает нечто вроде прозрения, каждый образ, созданный Кориным, становится стократ ярче, выразительнее, богаче, психологичнее, глубже, трагедийнее, обобщеннее, драгоценнее и просто точнее, до восторга перед мастерством и могуществом кисти Корина.

http://azbyka.ru/fiction/prodolzhenie-vr...

Во время страшной эпидемии чумы в 1771 г. здесь, за Крестовской заставой, основали одно из городских кладбищ. Построенный деревянный кладбищенский храм освятили 23 декабря 1772 г. во имя преподобной Параскевы Пятницы Сербской, поэтому и кладбище названо Пятницким. В 1830–1835 гг. по проекту московских архитекторов Ф.М. Шестакова и В.А. Балашова возвели новый каменный храм с трапезной и колокольней. Главный престол посвятили Святой Троице, приделы – преподобной Параскеве Пятнице Сербской и преподобному Сергию Радонежскому. Со стороны бывшей Троицкой дороги (нынешний проспект Мира) к кладбищу проложили подъезд – Кладбищенский (ныне Дроболитейный) переулок. Симметрично входным воротам расположены два дома причта, выстроенные одновременно с церковью. Вид на храм открывается небольшой трехъярусной колокольней с изящной ротондой звона и красивым по силуэту завершением. Ее архитектура типична для московского ампира: кубический объем, строгий тосканский ордер двух портиков, рустованная апсида, световой барабан с куполом и минимум декора. Однако по сравнению с другими кладбищенскими церквями Москвы того времени ее отличает совершенство классических пропорций, чистота и высокое качество деталей. Интерьер церкви интересен своей архитектурой – красивой линией подпружных арок, камерным пространством западной экседры, сложной лепниной карнизов. Сохранен иконостас конца XVIII века и иконы праздничного и деисусного чина того же времени. Сохранились настенные росписи, декоративная живопись гризайлью. Пространство четырехстолпной трапезной имеет два боковых придела. В 1861 г. их увеличили и тогда же установили новые иконостасы. Внутри храма, близ южной стены погребена мать святителя Филарета, митрополита Московского. Ее надгробие сохранилось до наших дней. После Октябрьской революции храм не закрывался. В 1924 г. одну из последних служб совершил здесь патриарх Тихон. В 1930-е гг. храм захватили обновленцы, а в 1944 г. он возвратился в Московскую Патриархию. К этой церкви приписана часовня священномученика Симеона, епископа Персидского на Пятницком кладбище.

http://sobory.ru/article/?object=03730

Прямоугольные проёмы окон были увенчаны белокаменными сндриками на кронштейнах. Любопытно, что алтарные окна были фланкированы узкими нишами, воспроизводившими композицию тройного «итальянского» окна. Стены квадратного в плане четверика храма были выше, чем у алтаря и трапезной. Его доминирующая роль в композиции здания была подчеркнута увенчанным миниатюрной главкой широким пологим куполом на невысоком барабане и четырёхколонными портиками на северном и южном фасадах. Пристенные колонны портиков, оставленных на высоком цоколе, поднимали треугольные фронтоны так высоко, что они зрительно перекрывали барабан купола. Между средними колоннами портиков располагались перекрытые арками высокие входные проёмы, к которым вели крыльца в четыре ступени. Между боковыми колоннами были высокие окна, также завершенные арочными перемычками. При ремонте церкви была произведена замены оконных рам, дверей и полов. С наружной стороны храма живописные работы были выполнены дворовым человеком господина Кожина живописцем Гавриилом Матвеевым (Березиным). В 1834 году с запада был пристроен небольшой притвор с простыми лопатками на фасадах и входным крыльцом с северной стороны. Внутри притвора капитальная поперечная стена отделяла западное помещение для ризницы. В 1857 году рыбинский почётный гражданин Николай Ионович Тюменев подал прошение о дозволении устроить в Георгиевской церкви новый иконостас «на его кошт с пособлением других доброхотных дателей». Высокопреосвященнейший Нил (Исакович), архиепископ Ярославский и Ростовский, на поданном прошении надписал: «Жертвователей Господь наградит, а к делу приступить». По общему решению церковного старосты и причта собора, по разрешению духовного начальства старый иконостас был пожертвован в «погоревшую церковь Романово-Борисоглебского уезда села Раменья». С именем купца первой гильдии Николая Ионовича Тюменева (1823-1897) связаны значительные перестройки храмов Георгиевского кладбища в последующие годы. Продолжатель традиций меценатства этого известного в городе купеческого рода Николай Ионович, будучи с 1875 года старостой церквей Георгиевского кладбища, жертвовал значительные средства на их благоустройство и благолепие.

http://sobory.ru/article/?object=03040

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010