Оренбург. Церковь Петра и Павла. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Петра и Павла Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1809. Год утраты:приблизительно 1941 (снесена) Адрес: г.Оренбург, Советская улица, 29. Координаты: 51.76481, 55.098815 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Утраченная церковь Петра и Павла в Оренбурге Через двадцать лет после основания Оренбурга в городе насчитывалось около десяти церквей благодаря заботам его первого губернатора И. И. Неплюева. К числу первых храмов города относилась и церковь во имя апостолов Петра и Павла, построенная по ходатайству Неплюева для крепостного гарнизона «за переведением сюда из Уфы баталиона Нижегородского полку» по благословению епископа Казанского и Свияжского Луки. Началось строительство церкви в 1757 году, в 1760-м состоялось освящение. Каменный храм со сводами изящной архитектуры считался одним из лучших в городе после Преображенского и Введенского соборов. В большой пожар 1786 года здание церкви сильно обгорело и долгое время стояло в развалинах. Его хотели разобрать полностью, но этому воспрепятствовал военный губернатор Григорий Семёнович Волконский. В 1804 году он сделал представление императору Александру I о необходимости восстановления военной церкви, поскольку в городе постоянно квартировали полки. Просьба Волконского была удовлетворена, из казны была отпущена особая сумма, на которую губернатор не только восстановил церковь, но и пристроил к ней каменный Крестовоздвиженский придел одноимённой сгоревшей деревянной церкви. Сюда перенесли всю церковную утварь Крестовоздвиженской церкви, хранящуюся во Введенском соборе. В 1809 году храм вновь освятили. В следующем году по распоряжению губернатора к приходу церкви приписали весь военный и чиновничий люд города, а 1831 году и Неплюевский кадетский корпус, который до 1852 года не имел собственной учебной церкви. Вновь освящённый храм отличался большим стеклянным входным коридором. Со всех сторон церковь опоясывала ограда, внутри которой находилась могила оренбургского военного губернатора Павла Петровича Сухтелена, внезапно скончавшегося в 1833 году.

http://sobory.ru/article/?object=37160

Новый храм был освящен только 11 лет спустя – 10 октября 415 г. – императором Феодосием II. Такая задержка может объясняться тем, что после пожара 404 г. церковь была временно восстановлена для богослужения, на что указывает положение там мощей пророка Самуила в 404/405 г. Впрочем, возможно и то, что здесь имелась в виду Св. Ирина, составлявшая единое целое со Св. Софией, как это было указано выше у Сократа. Как отмечает Р. Мэйнстоун 9 , вероятно, что задержка с восстановлением объясняется строительством новых стен Константинополя, завершенных только в 413 г., так что все восстановление Св. Софии следует относить к 413–415 гг. Насколько можно судить по скудным сведениям источников и частичных раскопок, обе церкви имели форму базилики со стропильными перекрытиями, с галереями над боковыми нефами и входом с западной стороны 10 . Во время раскопок А. М. Шнейдера в 1935 г. к западу от входа в нынешнее здание Св. Софии были найдены части монументальной колоннады с входным порталом посередине, фрагменты мозаичного пола, резных антаблементов и капителей 11 . А. М. Шнейдер считал, что колоннада принадлежит восточной части атриума феодосиевской базилики, а портал отмечал вход в нартекс. В настоящее время возобладала другая точка зрения, согласно которой колоннада с порталом была входом в атриум феодосиевской базилики 12 . Единственной частью ансамбля, сохранившейся от доюстиниановского времени, является скевофилакий, или, по крайней мере, его нижняя часть 13 . Это небольшое здание находится к северу от апсиды храма. Оно выполняло функции ризницы, а также протезиса – места приготовления хлеба и вина для Евхаристии. Круглая в плане постройка перекрыта кирпичным куполом. Два нижних яруса выложены в смешанной технике, верхний ярус – целиком из кирпича. Стены внутри членятся рядами плоских ниш с полуциркульными завершениями. Одна из ниш на западной стороне, более широкая, чем остальные, изначально была входом; вероятно, был и второй вход, с юга, соединенный с храмом. Между первым и вторым ярусом, вероятно, был настил на консолях или балках, от которых остались заложенные полукруглые отверстия в стене. Некоторые из ниш верхнего яруса первоначально были окнами, впоследствии заложенными, о чем свидетельствуют мраморные оконницы. Постройка Юстиниана I

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Два верхние яруса теремов над Мастерскою палатой, составляющие четвертый и пятый этажи, надстроены в царствование Михаила Феодоровича в 1635 и 36 годах каменного дела мастером Антипою Константиновым. 915 Последний из сих ярусов самый высокий, назывался верхнею комнатою. Прежде крыша его была медная, вызолоченная, по которой он слыл златоверхим; а ныне железная, раскрашенная шахматами. На внешней его стене с восточной стороны над входными дверями видна следующая надпись, которая показывает нам время сооружение теремов: и Госдар, Цар и Великого Кнз Михаила Феодоровича и всеа Самодержца и многихъ Госдарствъ обладател здланы хоромы его Госдаревымъ дтемъ, Царевичу Кнзю Ивану Михаиловичу в лто отъ зрмв г. Сии ярусы окружены со всех сторон открытыми террасами, или переходами; под лещадным каменным полом для прочности положена чугунная черепица в виде лотков с загнутыми под прямым углом краями. Главный вход в четвертый этаж с востока; над входным крыльцом башенка шатровая с Российским гербом на верху ее. Внешние стены теремов пестреют разными орнаментами: то резными столбиками, то наличниками, карнизами и фигурками; над окнами в несомкнутых сандриках и на лицевой стороне парапетов вставлены высеченные из камня гербы Российских городов и областей; они, вероятно, относятся к царствованию Алексия Михайловича, который повелел присланному от Римского Императора Фердинанда Герольдмейстеру Хуреличу сочинить гербы всем упомянутым в своем титуле городам и областям со старинных печатей и денег. 916 В числе гербов не редко встречается роза, которая, по свидетельству Герберштейна, выбивалась на старинных Русских деньгах. 917 Такие изображения, соответствующие значению здания, составляют замечательные памятники Геральдики XVII века и достойные Царского чертога символы. Замечательно красное окно, осененное двуглавым орлом в клейме; оно называлось челобитенным потому, что, как гласит предание, при Царе Алексии Михайловиче, в назначенное время из него опускался в низ на каменный столп ларец, в который просители клали свои челобитные Государю. Иногда пред этим окном доносчики кричали Царское слово, или так называемое слово и дело, за которое они подвергали себя и обносимых розыску и пытке. 918

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Не постигнет ли нас печальная судьба тех народов, которые пренебрегали своим священным достоянием, вместо благоговения и почитания проявляя к нему бесчувствие и холодное равнодушие, доходящие до прямого оскорбления. Подобные явления рождаются от забвения Бога. Вспомним ветхозаветных иудеев, также иудеев – современников Иисуса Христа, вспомним и гибель Российской империи в 1917 году. «Не давайте святыни псам» (Мф, 7: 6), – так говорит Господь про неприемлемое отношение к Божиему достоянию. Да не послужат эти слова Его приговором нашему обществу! Ведь все еще можно исправить. Православные, освободите свои святыни из плена и верните достойное для них применение! скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии григорий 3 мая 2015, 11:08 спасибо Вам, батюшка, за эту статью. Увы, есть такая проблема. и сам вспоминаю, как когда-то неприятно поразили меня иностранные туристы в Петропавловском соборе одноимённой крепости на Неве. Весёлые, громко говорящие, смеющиеся... Возле саркофагов Петра Великого, Екатерины Великой, других наших императоров и императриц... Не знают они... и не понимают. Зато через несколько лет порадовался, когда повезло попасть на утреннюю службу в этом соборе. Бесплатно, как верующий русский человек, а не как турист. Так что хоть какие то подвижки, но уже есть. И Смольный собор, эту жемчужину русского барокко, наконец-то вернули Церкви. Но вот Архангельский Собор, другие храмы Московского Кремля... Я помню как сам проходил по истёртым ступеням Василия Блаженного. Толкучка, вавилонский гомон голосов... Ничего духовного, тонкого не ощутить. В отличие от того же, скажем, Казанского Собора... Господи, спаси и сохрани Россию! Мария 6 февраля 2015, 00:30 Проблема с иностранцами в нас самих, в нашем незнании. Этим летом была в Угличе с теплоходом, круиз был с иностранцами. В Углич пришли вечером 11 июля, под праздник, экскурсия по кремлю, собор- передан церкви, служба. И вот девушка гид, чуть помоложе меня, пытается нас завести в храм, а там всеношное, служат литию. Духовенство стоит в притворе. И наши гиды растерялись, что делать. Они даже не знали что за служба, что за праздник, почему священники вышли к входным дверям храма. Я тихонько сказала нашей сопровождающей, что это праздничная служба и через сколько примерно минут можно будет тихонько зайти в храм. Мы вошли вмести с бельгийской группой с нашего теплохода, какие же у них были лица, когда они увидели Наш храм и услышали живое богослужение!!!

http://pravoslavie.ru/73916.html

Рядом со вторым братским корпусом: 42) Водяная башня, в которую проведена ключевая вода, минеральная, серно-железноватая, имеющая целебное действие в болезнях, порождаемых худосочием, золотухою и тому подобных, что неоднократно на самом деле подтверждаемо было опытом. 43) Водопроводы 158 для снабжения монастыря водою прежде не существовали, они устроены при игумене Пимене в 1855–1857 годах. Они состоят из трех водоточных подземных труб, из коих первая, имеющая в протяжении 130 саж. доставляет воду (из ключа находящегося вне ограды) в водяную башню; вторая, длиною в 180 саж. проводит воду из верхнего пруда в квасоварню, в поварню, в братские келлии и прочие места, и третья, которая имеет в длину только 70 саж., проведена из среднего пруда в братские бани и в прачечную. Над минеральным источником, который вне ограды, устроен каменный шатер, крытый железом. Рядом с водяною башнею, вдоль ограды тянется: 44) Сушильня, предназначенная для сушки белья – длинный, деревянный оштукатуренный, крытый железом сарай, снабженный большими решетчатыми отверстиями, на подобие полукруглых окон, в нем на длинных повешенных шестах развешивается братское белье, которое моется, братиями, имеющими прачечное послушание (так как в монастыре все послушания лежат на братиях). Рядом с сушильнею 45) Прачечная, снабженная большими котлами, чанами и катками. Далее: 46) Братская баня 159 . 47) Дровяной сарай, и снова тянется ограда, которая обогнув новое братское кладбище, архиерейские палаты, скитский сад, Петро-Павловский скит и повернув вправо мимо среднего пруда на северной стороне монастыря опять примыкает к святым входным воротам. На запад и север от собора и настоятельских келий между монастырем и архиерейскими палатами довольно обширное пространство занимается березовою рощею и средним монастырским прудом, около которого идет широкая битая дорожка и изгороди с толстыми из дикого камня тумбами. Напротив пруда часовня деревянная, ведущая в скит. На пути от собора к архиерейским палатам находится, на новом братском кладбище,

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Дело в том, что, как выяснили исследователи, её западная стена до середины XIX века, когда был разобран барский дом, являлась его восточной стеной, а восточная стена нынешней трапезной, в свою очередь, представляла собой западную стену храма. Таким образом, длина трапезной есть расстояние, отделявшее Смоленскую церковь от палат владельцев Сафарина. При переустройстве церкви в 1860-х гг. и её расширении кирпичную кладку западной стены храма, имевшей входной портал и два окна по бокам от него, сломали и устроили здесь широкую арку. Остатки окон и их наличников были обнаружены в ходе исследовательских работ конца 1960-х гг., предшествовавших началу реставрации, - их, равно как и всю стену, восстановили в прежнем виде; оттого-то нынешняя трапезная и выглядит необычно, встречая посетителя храма двумя " уличными " окнами, открывающимися в его древнюю часть. Из трапезной через дверь в южной её стене прихожане попадали в поздний Никольский придел. Он устроен максимально просто - плоское перекрытие, невысокий иконостас; вместе с тем именно здесь сосредоточена основная часть современных святынь Смоленского храма. Другой проход, в восточной стене трапезной, ведёт в узкое помещение, исполнявшее до перестройки 1860-х гг. функцию притвора. Отсюда арочный проём с ещё двумя квадратными " окнами " по бокам ведёт в основное помещение храма. Оно буквально залито светом, льющимся через множество окон. Высокий, практически до свода, семиярусный иконостас, покрытый витиеватой барочной резьбой, - более или менее точная копия дореволюционного иконостаса, поставленного в 1880-х гг. В тромпах, служащих переходом от четверика к восьмерику, - изображения четырёх евангелистов. Сюжетные фрески тут имелись и до революции. Кроме того, был расписан и свод храма - ныне эта роспись восстановлена. В западной стене, над входным проёмом, устроена " царская ложа " , предназначенная для хозяев сафаринского имения. Её обрамляет орнамент " под золото " - похожими орнаментами украшены и окна. Вероятнее всего, эти орнаменты были призваны имитировать золочёную резьбу по дереву, которую заказчик мог видеть в более богатых " нарышкинских " храмах в Филях и Троице-Лыкове.

http://sobory.ru/article/?object=00462

В главном соборе Бреста хранилось много святынь, но особое место занимали мощи преподобного мученика Афанасия, игумена Брестского. В 1894 г. заботами протоиерея Иоанна Григоровича над ракою с мощами была сооружена величественная сень с образом святого. Кроме этого в храме имелся список с чудотворной иконы Божией Матери «Холмской», можно было полюбоваться древней иконой святителя Николая Чудотворца в серебряной ризе и позолоченном киоте. Была здесь и дарохранительница, которую подарил великий князь Александр Александрович – будущий император Александр III. В годы Первой мировой войны мощи святого Афанасия Брестского были вывезены в Москву, а после революции – за границу. Лишь в конце XX века часть мощей вернулась в брестский храм. Сейчас в правом углу собора, где когда-то хранились мощи, стоит отреставрированная рака с мощами мученика Афанасия. В 2005 году возле собора был возведен памятник великому святому – покровителю Бреста. Пятикупольный храм является украшением центра города, особенно ночью, когда загораются огни подсветки. Источник: сайт " probelarus.by " Православный Свято-Симеоновский собор возведен в 1861-1864 годах по проекту местного архитектора В. Поликарпова на средства правительства взамен уничтоженной огнем в 1815 году деревянной церкви Свято-Симеоновского мужского монастыря. Культовое архитектурное сооружение в русско-византийском стиле включает в себя высокий четверик, несущий световой восьмигранный барабан, завершенный высоким шатром и луковичной главкой. По углам четверика установлены граненые башни, увенчанные главками меньшего размера. С востока к основному объему примыкает полукружие алтарной апсиды, а с запада – небольшой притвор. Над арочным входным проемом – образ Симеона Столпника. В 1980-1990 гг. в храме проведена грандиозная реконструкция, тогда же внутренний интерьер украшен полихромной орнаментальной росписью, а в 1997 году купола храма покрыты сусальным золотом. Современная подсветка, выполненная в сентябре 2010 года, придает собору особую нарядность и подчеркивает его величавость и в ночное время.

http://sobory.ru/article/?object=11051

Когда же, соответственно с местною потребностью в помещении, стали увеличивать размеры целого здания, или той и другой его части: тогда изменился и оклад церкви, появилось разные пристройки: приделы, трапезы, притворы, ходовые паперти под навесом, звонницы, кои имели свое особенное назначение в обиходе храма. Вместе с тем умножились и украшения, состоявшие из резных полотенец, прилепов, князьков, балясов и других вычурных порезок, кои отличалась особенною затейливостью, замысловатостью и причудливостью, согласно с местным вкусом. Как видно из самых памятников, летописей и храмозданных грамот, образ построения церквей не везде был одинаков, равно не везде одинаковый лес употреблялся на строение, смотря по местности: то сосновой и еловой, то дубовой и осиновой. Там строили, вместо квадрата, прямоугольники, здесь круглыя и кресчатыя о двадцати стенках, (4) клетцкия, т.е. рубленые без углов в замок, на осмерике, и шатровыя; одни ставилась на подклетях, другие на стульях. Иногда такие церкви были без трапезы и притвора с одним входным крыльцом; иногда с прирубною папертью под навесом, где стаивали женщины и повинные епитимье. (5) Алтарь то на летний, то на зимний восток; кровли их были крутые, о двух и четырех скатах, крытые гонтом, напоминающим древние гонтины, или деревянною чешуею и тесом. Над кровлей возвышались главы на бочках, или городках; число глав от одной доходило до тринадцати. Первая Софийскяя церковь , в Новгороде, поставленная Архиепископом Иоакимом, 6553 г, была деревянная о 13 верхах. (6) Особенно соборные церкви в городах отличались своею величиною и великолепием; на них плотничьи мастера истощали свое искусство, а храмоздатели иждивение. Такова была в Ростове, срубленная из дубового леса первым Ростовским Епископом Феодором; по словам летописи, «дивная и великая, яко же не было и не будет». (7) В обители своей Преподобный Сергий, по свидетельству Великой Минеи, «соорудил, вместо малой, большую деревянную церковь , которая отвсюду видима бысть, аки зерцало».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Γεωργου, М. Арранц). Число рядовых А. не было зафиксировано: Великим постом на утренях 1-й седмицы пелось по 12 А., далее каждую седмицу пели на один А. меньше ( Mateos. Typicon. T. 2). В списках Типикона Великой ц. (Patm. gr. 266, кон. IX в.; Hieros. S. Crucis. gr. 40, X-XI вв.; Dresd. gr. 104, XI в. и др.) указывается пение 25 изменяемых А. в день (в разных соотношениях между вечерней и утреней - от 7 до 18), что, по мнению М. Арранца , отражает влияние обычаев к-польских монахов- акимитов , к-рое, впрочем, не упразднило более древний устав песненного последования. Промежуточный характер между К-польской Псалтирью, разделенной на А. соответственно соборному песненному последованию, и Иерусалимской Псалтирью, соответствующей монастырскому богослужению, носит Хлудовская Псалтирь (ГИМ. Хлуд. греч. 129-д, IX в.). Переход от пения А. по песненному последованию к монастырскому правилу пения Псалтири отражен в сочинениях архиеп. Фессалоникийского Симеона († 1429) (De sacra precatione. 302, 303, 346-351). II. А. литургии. На основании анализа рукописных Евхологиев и Типиконов Х. Матеос показал, что в IV-V вв. к-польская литургия начиналась с возгласа «Мир всем», после к-рого следовали чтения ( van de Paverd. P. 425-428); с VI в. литургия начиналась с Трисвятого, к-рое было одновременно входным А. ( Mateos. Célébration. P. 112-115). В Великую субботу, когда совершалось Крещение оглашенных, роль Трисвятого выполнял Пс 31 с припевом «Елицы» ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 88). Богослужение в К-поле было стациональным: в торжественные дни в К-поле совершались шествия из к.-л. места города в тот храм, где должна была совершаться праздничная служба. Во время шествия из одного храма в др. (т. е. до литургии) на Форуме (или в церкви, находившейся на пути шествия) пелась особая праздничная служба с 3 А.; по прибытии в последний храм А. допевался и литургия начиналась с пения Трисвятого. В Типиконе Великой ц. указаны номера псалмов и припевы к этим А. на разные праздники ( Mateos. Célébration.

http://pravenc.ru/text/115824.html

Архитектура храма-памятника относится к тому направлению модерна, которое было свободно от обращения к древнерусскому архитектурному наследию как таковому. За основу создания формы и художественного образа в рамках данного направления в стилизованном виде использовались исторически знаковые формы, ассоциирующиеся с национально-православными символами и святынями: колокол, звонница, купол, шатер, крест, сень, «шапка Мономаха» и т. п. Храм-памятник Христа Спасителя в Мукдене представляет собой восьмигранный центричный объем из красного японского кирпича, облицованным тесаным штучным гранитом, на мощном цоколе. Он увенчан главой в виде стройного шлема на граненом трибуне с крестом, кровля храма – в виде «мягко свисающей» на грани восьмерика чешуйчатой «кольчуги», – все вместе создает запоминающийся яркий художественный образ – образ воина-богатыря, русского витязя. Тема древнерусского воинского одеяния – шлема, кольчуги, доспехов – пронизывает всю художественную структуру храма, от архитектурных форм до декоративных деталей. Четыре более узкие грани восьмерика украшены двумя ярусами медальонов в виде воинских щитов, в центре которых выгравированы христианские и наградные воинские кресты разнообразной формы (русский, греческий, Георгиевский, Андреевский), а по окружности — памятные надписи. Окна на северном и южном фасадах, апсиде в виде четырехконечных латинских крестов из толстого карабельного стекла, спаянного металлом. Венчающий главу-шлем крест выполнен в форме Георгиевского креста — наградного знака солдат и унтер-офицеров Российской армии, а над западным, входным, приделом высится традиционный восьмиконечный православный крест. Оригинален иконостас храма, в облике которого также стилизуется воинское древнерусское облачение. Его центральная часть завершается шлемообразной формой , а боковые фланги украшены покрытием-кольчугой и щитами с медальонами. Религиозные сюжеты картин проникнуты воинской тематикой: святые образы Михаила Архангела, Георгия Победоносца на царских вратах и стенах. Все продумано и работает на художественный образ: металлические эмалированные подсвечники, паникадила, металлическая окантовка царских врат, картин и образов с отделкой декоративными заклепками, рисунок бронзовых клиросных решеток, декор с использованием известных форм и символов – Андреевских лент и Георгиевского креста и т.п.

http://sobory.ru/article/?object=36162

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010