На богослужении присутствовали: командир 1-го армейского корпуса, его высокопревосходительство, генерал от кавалерии, барон Мейендорф, начальник штаба того же корпуса, генерал майор Андреев, командир 1 бригады 37 пехотной дивизии, генерал-майор Сержпинский. А также командиры всех полков дивизии: Шульман, барон Фон-Фитингоф, Адлерберг и командир Самарского полка, полковник Каменский, офицеры полка, полковые дамы, представители из нижних чинов от каждой роты полка и множество лиц, имевших доступ в церковь по особым входным билетам. Храм вмещал до 800 человек. В 1901 г. полковая церковь была передана в Инженерное ведомство, которое отпустило 20.000 руб. для завершения отделочных работ, а также на уплату числящегося долга в сумме 10.000 руб. Храм был деревянный, на каменном фундаменте, в форме креста, с пятью куполами, золочеными металлическими крестами и колокольней в форме пирамидальной башни. Снаружи церковь была обшита досками и выкрашена масляной краской, однако, стоит отметить, что вид храма, судя по старым открыткам, был добротный и красивый. Внутри церковь была оштукатурена. Стены и потолок были расписаны клеевою краской в несколько тонов. На парусах и трапециях купола, написаны образы Евангелистов и картины из евангельских историй. При входе в среднюю часть храма, на стене располагалась медная доска с выгравированным текстом с закладной доски церкви. Полковой храм Преображения Господня был окружен оградой, выполненной из каменных столбов и отделанной гнутым прутковым железом, длина ограды составляла более 330 м. Внутренним благолепием своим храм обязан усердию и благотворительности старосты церкви С.В. Малышева и строителя церкви купца И.М. Полежаева. Внутри полковую церковь украшали две иконы, которые находились в больших и нарядных деревянных киотах, покрытых белой эмалевой краской и отделанные золоченой резьбой: икона Казанской Божией Матери – покровительницы Ораниенбаума, выполненная на зеркальном стекле, и икона Преображения Господня, выполненная на цинке. Находились образ Спасителя и икона Спаса Нерукотворного, которыми Николай II благословил Самарский полк перед походом в Манчжурию. В соответствии с военным уставом, в церкви хранились и полковые реликвии – четыре ветхих полковых знамени, одно из которых было увенчано Георгиевским крестом. Полковые святыни были переданы на хранение в полковую церковь, когда полк отмечал в августе 1898 г. столетний юбилей.

http://sobory.ru/article/?object=37797

1880 г. 23 мая. В Иркутском Вознесенском монастыре совершенно было перенесение мощей св. Иннокентия из церкви Вознесения в Успенскую, по случаю предположенного исправления Вознесенской церкви. В 8 ч. утра из городских церквей в сопровождении духовенства принесены были в монастырь хоругви и из собора икона Божией Матери, именуемая Казанскою. Преосвященный Евсевий прибыл в монастырь еще с вечера и служит всенощную. Утром в 5 часов отправлена была последняя литургия в церкви Вознесения. По принесении из города св. икон было совершено перенесение св. мощей в порядке, утвержденном местным епархиальным начальством. С прибытием преосвященного в полном облачении в храме Вознесения начато было молебное пение Пресвятой Богородице и Святителю. После коленопреклоненной молитвы, при пении тропаря св. Иннокентию, св. мощи были подъяты с прежнего места и поставлены на особо приготовленном возвышении среди церкви. Затем, по совершении земного поклонения, открылось шествие. Впереди раки Святителя несены были: хоругви, иконы Божией Матери и Святителя, крест и евангелие, крышка от раки и одежды, в коих служил некогда и почивал Святитель. Высшим духовенством несены были св. мощи под балдахином. Преосвященный шел позади раки, поддерживая ее. За ним следовали чины разных ведомств и граждане. Шествие направлено было от церкви Вознесения сперва к Смоленской церкви (к северу), потом к западным входным вратам и затем мимо церкви Тихвинской, под которою почивали мощи Святителя до времени их открытия, в Успенскую (к юго-востоку). Молебное пение было продолжаемо при остановках против церквей. По прибытии в Успенскую церковь св. мощи при пении величания Святителю были поставлены на приготовленное для них место и преосвященным совершена была литургия с молебствием. В то же время во всех церквах монастыря совершены были литургии священниками. Несмотря на не совсем хорошую погоду, стечение богомольцев было значительное. Многие пришли в монастырь еще с вечера. При всей, однако, многочисленности усердствующих порядок торжественного шествия ничем не был нарушен. Все присутствовавшие с должным благоговением провожали мощи чтимого ими Святителя, покровителя и заступника пред Богом за страну Сибирскую. Чудеса от Святителя Иркутского Иннокентия в XIX веке

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения и любве, даруй ми, рабу Твоему, (земной поклон) Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, (земной поклон) Чтец: Аминь. Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш: Если на часах бывает чтение Евангелия (в первые три дня Страстной седмицы), то молитвы, положенные после Богородична, читаются после евангельских чтений или паремии. После великих поклонов на 9 – м часе священник и диакон при пении Во Царствии Твоем: читают входные молитвы, как и на полной литургии, за исключением молитвы Господи, низпосли руку Твою; в которой испрашивается у Господа помощь на совершение Безкровной Жертвы. По входным молитвам священник благословляет диакона Крестом, после этого они облачаются в священные одежды, во время облачения не читаются молитвы, положенные при этом на полной литургии. Облачение совершается до отпуста изобразительных. Диакон, получив благословение на облачение, целует на облачении крест и тихо произносит: Господу помолимся. Священник при облачении в священную одежду творит над нею крест, целует и тихо произносит: Господу помолимся. Облачившись, священник и диакон (трижды) благоговейно поклоняются пред Престолом со словами: Боже, очисти мя, грешнаго. Священник целует Евангелие, Престол. Диакон – Престол и Крест на Престоле. ПОСЛЕДОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ Служба начинается пением Блаженны: Во время пения Блаженны: открывается завеса. Псалмы: 102 – Благослови, душе моя, Господа: и 145 – Хвали, душе моя, Господа: опускаются. Лик поет на глас 8 – й (великопостным распевом): Во Царствии Твоем помяни нас, Господи: (в среду и пятницу сырной седмицы: в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы, храмовый и великого святого; в четверг и субботу Страстной седмицы Блаженны: не поются, а читаются). После пения Блаженны: Чтец: Лик небесный поет Тя и глаголет: Слава: Лик святых ангел: И ныне: Верую во Единаго Бога: И молитву: Ослаби, остави: Отче наш: Священник: Яко Твое есть Царство:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Духовные Консистории заблаговременно доставляют во все без исключения церкви епархии, полученные от Императорского Православного Палестинского Общества надписи для сборных блюд, воззвания, объявления и собеседования, причем приглашают духовенство к личному исполнению настоящих правил и к приложению особого старания для производства сбора; 3. По получении в церкви воззваний и собеседований священнослужители во внебогослужебных беседах и чтениях по церквам и школам, где таковые имеются, а также проповедью на богослужении знакомить прихожан с целью настоящего сбора, причем при входе в церковь раздаются бесплатно грамотным прихожанам воззвания, объявления и собеседования, доставленные для сего Обществом; 4. За неделю до дня срока к наружных входным дверям церкви прикрепляется воззвание Общества о сборе; 5. В дни обора паства ознакомляется посредством устной проповеди со значением и целью сбора; 6. Самый сбор производится посредством обхождения с блюдом во время всех Богослужений праздника Входа Господня во Иерусалим (на литургии после чтения Евангелия, а на всенощной и утрене после чтения шестолсалмия); 7. Сбор этот производится в церквах, где имеется несколько священников – одним из них, где же имеется один священник – церковным старостой или одним из почетных прихожан; 8. По окончании Богослужения составляется немедленно акт о сборных деньгах в присутствии священника, церковного старосты и нескольких почетных прихожан; 9. Собранные деньги, вместе с актом, представляются чрез благочинного к епархиальному архиерею, который доставляет их в Совет Императорского Православного Палестинского Общества (С.-Петербург, Мойка, 91). Этот ежегодный в Вербное Воскресенье сбор по всем православным церквам России в пользу Императорского Православного Палестинского Общества является существенным подспорьем в общем приходе сумм Палестинского Общества. Палестинское Общество преследует, главным образом, пособие и удешевление проезда русским паломникам в Палестину ко гробу Господню и поддержание православия в Палестине.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

- Скажите, а как можно " оцифровать " музыкальный слух? - «Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса» (А. Эйнштейн). Похоже, что Кирилл своим комментарием выразил сожаление о том, что преподавание литературы в школе очень часто оставляет желать лучшего: есть много эмоций (в советское время было еще много идеологии), а вот мыслительного процесса хотелось бы добавить. Потому, что если предмет изучается на одних эмоциях, то он имеет свойство превращаться в демагогию (отсюда и упоминание о ханжестве). Елена 5 мая 2016, 19:21 Просто не путайте теплое с мягким. Человек идет в вуз не за духовным совершенством, а за профессиональным. И вступительный экзамен должен быть по специальности, а не по литературе. А духовности ради хватит и курса по истории философии, для продвинутых написано Евангелие. Вырастить высокодуховную личность, начиняя ее потив воли тоннами информации, не получится, умение писать стихи и умение любить ближнего вещи никак не связанные. Хотите духовных технарей-обрящете, но они таковы не по воспитанию, а по призванию. Любое давление здесь даст кривизну. Елена 5 мая 2016, 17:08 Христос воскресе! Поддерживаю предложение писать сочинение на вступительных экзаменах в вуз. Но еще необходимо писать сочинение и при окончании вуза, наряду с защитой диплома. Потому что проблемой является полное неумение молодых специалистов анализировать,формулировать свои мысли, предложения, любой не трафаретный текст. Иоанна_ 5 мая 2016, 14:07 /Гуманитарии за эмоциями (учителя) не замечают нерациональности суждений.//Вот-вот, Дарина, многие так и думают: эмоции к делу не подошьёшь, так что не стоит на них тратить своё внимание. Другой вопрос, что не всегда на первом месте должна стоять " рациональность суждений " . Правильно заметил Александр, что духовный мир ни математическим, ни физическим законам не подчиняется. Но я о другом хотела сказать: у многих молодых людей, которые хорошо разбираются в технике и дружат с компьютером, складывается ложное представление о том, что всем остальным, что к области их (весьма узких) интересов не относится, можно запросто пренебречь как чем-то второстепенным и, быть может, вообще ненужным. Сюда же попадают и гуманитарные науки.

http://pravoslavie.ru/92834.html

Так как указанные евхаристийные молитвы находятся во всех литургийных списках, между тем молитвы херувимской песни не имеется в трех древнейших списках литургии Златоуста, а проскомидийная «Господи ниспосли», или отсутствует в довольно поздних списках, или же заменяется иными молитвами: то очевидно молитвы Василия и Златоуста пред возношением послужили образцом для молитвыхерувимской песни, а «вонми Господи» для «Господи ниспосли». 2. Пресуществление и священнодействия над Телом и Кровию Господа: по теперешнему литургийному тексту далее следует: восхваление и благодарение Бога, как Творца и Промыслителя, с отдельным указанием на бесплотные силы и их песнопение (свят, свят...), – воспоминание тайной вечери и установление таинства Тела и Крови Господа, также страдания, смерти, воскресения, вознесения и пакипришествия Христа, призывание Святого Духа и пресуществление Даров (еще приносим Ти словесную сию бескровную службу и просим... ниспошли Духа Твоего Святого на ны и на предлежащие дары сия. Господи иже Пресвятого... Благослови владыко святый хлеб... и сотвори убо хлеб... а еже в чаше сей – честную кровь Христа Твоего, излиянную (Васил. Вел.) за мирский живот, преложив Духом Твоим Святым), – сюда же можем присоединить и священнодействия над Телом и Кровию Господа пред приобщением, составляющие продолжение изложенного момента Евхаристии и в некоторых древних литургийных чинах примыкающие прямо к пресуществлению (причем, поминовение предшествует пресуществлению: 164 раздробление Агнца (формула: раздроби, Владыко, св. хлеб, раздробляется и разделяется Агнец...) и излияние воды (теплоты) в потир (формула: исполни Владыко). Этот момент Евхаристии и по общей схеме, и по частным действиям представляет ясную параллель проскомидийному уготовлению Агнца, по некоторым служебникам – изъятию частиц в честь бесплотных сил и Пресвятой Богородицы, тропарю «воскресение Твое видевше» и велико-входным: благообразный Иосиф, херувимской песни. Варианты, как и в других случаях, еще более сближают эти священнодействия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

Казанский собор Решение о строительстве нового каменного собора для иконы Божией Матери Казанской было принято в 1875 г. В этом же году начался сбор средств для строительства здания. Первоначальных пожертвований хватило на оплату подготовительных работ, которые заключались в подготовке фундамента для постройки и разработке архитектурного проекта. Его подготовкой занялся известный московский архитектор А.С. Каминский. Мастер нестандартных архитектурных решений создал в российской глубинке яркий, пышно украшенный храм, в котором классические черты русского храмового зодчества соединились с оригинальными архитектурными решениями в романском стиле. Собор представляет собой крестообразную в плане постройку, над перекрестием которой установлена мощная ротонда со сферическим куполом, увенчанным узким барабаном с луковичной главой. Ещё 14 луковичных глав, установленных на декоративные барабаны, располагаются на угловых частях основного объёма и над крестовыми частями фасада. Алтарная часть располагается в прямоугольной в плане апсиде. Такую же форму имеют южный и северный притворы. Западный фасад оформлен в виде огромной арки, окружённой двумя полукруглыми башнями. В её глубине над входным арочным порталом располагается большой витраж, в центре которого находится окно-роза, свойственное романским храмам. Фасады здания богато декорированы следующими декоративными архитектурными элементами: сложные карнизы; килевидные кокошники; аркатурные пояса; фигурные фризы; каменные фигурные оконные наличники. При советской власти Казанский собор был осквернён, его центральную главу снесли, а внутри разместили сначала кинотеатр, а затем складское помещение. Сегодня в главном монастырском храме проводятся реставрационные работы. Андроникова церковь Тёплый храм, освящённый в честь монастырской святыни - древней иконы Божией Матери Андроновской, построили на месте небольшой Боголюбской церкви, которая была основана в год утверждения вышневолочковской монашеской общины. Проект нового храма разработал московский архитектор Н.П.

http://sobory.ru/article/?object=00313

Другая надпись такая: «И другую рану благоволила Матерь принять за всех на сей свой образ при бомбардировании обители англичанами 7 дня, 1854 года. По почти годичнаго времени, 12 дня, 1855 года – найдена за сим образом чугунная граната 36 фунтоваго калибра с механическою трубкою и 2 фунтами пороху, которая, влетевши с левой стороны под крышу, приразилась к задней стороне в образа и здесь остановилась без разрыва, обозначив свое и на лицевой стороне красок и штукатурки. О Пресвятая Дево, Мати Видеша очи наша Твою помощь и заступление, язвами бо Твоими спасохомся от обышедших ны видимых зол и бедъ; молим Тя, крепким Твоим воеводством побори и победи невидимые полки сатанины, непрестанно на ны, исхити и свободи от их и неприступны и страшны нас тем покажи...». Наружная правая сторона храма вся испещрена черными кружками, обозначающими места удара ядер из английских пушек, а спереди, значительно выше иконы Божией Матери, с одной стороны изображен Преподобный Зосима, а с другой Савватий – оба с воздетыми к Богу лицами, в молитвенных позах, как бы молящиеся за всех входящих. Влево, рядом с входным крыльцом храма, находится «просфорная» лавка, валовая выручка которой равняется 6000 руб., т. е., каждый богомолец покупает в среднем выводе на 50 коп. просфор. Цены просфор от 5 до 50 коп, за штуку 27 . Каждый, самый бедный паломник, считает своею обязанностью взять одну просфору «за и одну «за упокой». Мне разсказывали про одного Петрозаводского купца, который увез из Соловков 920 просфор, упакованных в 19-ти корзинах. Поднявшись по входной лестнице крыльца, богомольцы вступают в весьма длинный, светлый коридор (58 саж.), имеющий на обоих концах расширения и представляющий чрезвычайно важный пункт. Из него можно попасть во все главные Соловецкие храмы, чуть не во все монашеские келии, в ризницу, библиотеку, колокольню, трапезу, на стену и т. д., одним словом, он устроен так, что его нельзя обойти ни богомольцам, ни монахам. Весь коридор, от начала до конца, расписан картинами религиозного содержания и притом в совершенно народном духе; на разсмотрении этих картин я остановлюсь ниже, причем самый коридор для краткости буду называть просто картинной галлереей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Многие годы храм был духовным и образовательным центром всей округи, а это 30 деревень и сел, 2000 человек. 70 детей ежегодно получали знания в школе, принадлежащий приходу. История сохранила имя протоиерея Михаила Сергеевича Соловьёва, члена благочиннического и училищного совета, награждённого набедренником, скуфьей и камилавкой, псаломщика Георгия Симеоновича Копылова, который преподавал в школе пение безвозмездно, а так же церковного старосту дворянина Павла Косицкого, награждённого золотой медалью за усердие. В 1936 году, после 169-ти лет службы, новые власти закрыли храм. Он чудом уцелел в горниле войны, чудом не сгорел полностью в августе 1970 г. , чудом не разрушился за последующие годы. И вот свершилось - 24 мая 2014 г. священник иерей Никифоров Александр Михайлович провёл первую за 78 лет службу. Характеристика объекта и описание архитектурного облика памятника Церковь Николая Чудотворца и Серния Радонежского в селе Голенищево Псковской обл. решена в стиле раннего барокко. До разрушения последних десятилетий это –однонефный, бесстолпный одноглавый храм с граненной полукруглой апсидой и пятиярусной колокольней. С запада примыкает квадратный в плане объем колокольни с арочным входным проемом. Главный вход с западной стороны был оформлен деревянным крыльцом. Центральную часть церкви венчает восьмигранный барабан, прорезанный шестью арочными окнами и двумя нишами, с восьмигранным же куполом, над которым ранее существовал небольшой барабан с куполом и луковичной главкой и крестом. Восьмерик 5-го яруса колокольни (ярус звона) был завершен плоским восьмигранным куполом с небольшим барабаном с луковичной главкой и крестом. В настоящее время окрытия колокольни полностью утрачены. завершение утрачено частично. Наружная отделка церкви отличается сдержанностью. Фасады здания, включая барабан, были оштукатурены. Пилястры акцентируют места сопряжения объемов и отражают внутреннюю структуру храма. Пластическая выразительность фасадов достигается ритмом полуциркульных проемов, прямоугольных наличников и неглубоких ниш.

http://sobory.ru/article/?object=01593

Волнующий, незабываемый образ! А над Ним — еще, быть может, более скорбный образ: Бог-Отец, взирающий на крестную муку Сына. На простом каменном престоле воссел величественный седоволосый Старец, и все в Нем и в воздухе вокруг говорит о Его необоримой силе… Чувствуется, что одной мысли Его довольно для того, чтобы легионы ангелов слетали на землю, сняли со креста Единородного Сына Божия, облекли Его в царскую порфиру и вознесли на небо для сидения одесную Отца. Но Он безмолвно смотрит на Страдающего и страдает. И это сочетание скорби и безграничного могущества потрясает… Эти руки, из ничего сотворившие вселенную, теперь не дрогнут, чтобы помочь распятому Сыну. Все окаменело, и застыли неподвижно верные Серафимы, готовые творить волю Посылающего, и с ужасом взирающие на муку Голгофы и на оставление Сына… И вы, замерев, взираете на эту величайшую в мире трагедию. А вот, обернитесь ко входным дверям. Над ними по западной стене встает видение Страшного Суда. Эти подымающиеся из недр земли, воскресшие по звуку трубы архангелов люди, эти кости, одевающиеся плотию, эти возсевшие на престолах апостолы, этот ангел суда в зеленом хитоне, с запечатанным тяжелою печатью страшным свитком дел человеческих в руках, — все полно ужаса и угрозы… И там, вверху, утвердился престол Грозного Судии — Христос в белом хитоне протягивает пред собою книгу благовестия Своего, которая и будет судить мир. Коленопреклоненный Иоанн Предтеча, крепко зажимая в руке хоругвь своей проповеди, стоит с понурой головой; а «Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное», Пресвятая Дева, склонясь к плечу Сына, просит милости к тому роду человеческому, который сам же Божественный Судия Ей усыновил.. И пред этим видением неизбежного часа страхом содрагается душа, и так хочется жизни светлой, чистой, в творении воли Господней. И, когда вы долго побродите в соборе во внебогослужебное время, вы выйдете из него в таком настроении, словно вы, как некогда отрок во время землетрясения в Царьграде, были занесены на небо.

http://azbyka.ru/fiction/idealy-hristian...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010