Воинственное движение, таким образом, началось уже и успешно развивалось, в разных областях Европы независимо от влияния церкви. Римский епископ постарался лишь в том, чтобы объединить и организовать начавшееся движение, а главным образом подчинить его своему влиянию и руководительству 83 . Никто, конечно, не станет доказывать, что крестоносное движение было явлением исключительно религиозным и что толпы крестоносцев совершали свои подвиги, воодушевляясь единственно лишь стремлением к приобретению благ небесных. Не подлежит никакому сомнению, что наряду с религиозным возбуждением были и политические, и социальные, и экономические причины, которые содействовали возникновению и развитию крестоносного движения. Если призыв к нему принят был западною Европою с таким единодушием и готовностью, то весьма немалое значение имело в этом случае то обстоятельство, что этот призыв встретил себе благоприятную почву в современных ему общественных условиях. Это такая общепризнанная истина, которую, пожалуй, нет надобности даже и высказывать, но признание этой истины никому не дает права, при изображении крестовых походов, слишком умалять значение момента религиозного. В таком именно грехе представляется нам повинным наш автор, как скоро он старается доказать, что не церкви принадлежала инициатива крестовых походов, не религиозным, по преимуществу, движением были они, по своему существу, а религиозная вражда вырабатывалась постепенно в эпоху самих походов, будучи их последствием, а не причиною. Автор утверждает, что гораздо ранее того, как церковь стала призывать к крестовым походам, борьба христианства с исламом началась уже и развивалась во многих областях совершенно независимо от влияния церкви. Действительно, такая борьба постоянно заметна еще в десятом и в девятом веках на разных концах Европы. Непрерывно воюет, например, с соседями арабами христианская Испания 84 в лице своих Астурийских, Галицийских, Леонских, Наваррских и др. королей. Воюют против мусульманских правителей византийские полководцы и императоры на острове Крит, в Сирии, Армении, Африке 85 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Еп. Исидор Севильский упоминает священническое благословение брачующихся и их velatio, а также обряд связывания рук новобрачных вместе веревкой из белых и пурпурных нитей ( Isid. Hisp. De eccl. offic. II 20). В Liber ordinum последование церковного брака состоит из 4 частей: 1) чина благословения брачной комнаты в субботу утром перед брачной мессой (по комнате разбрасывается освященная соль; читаются парафраз Пс 89. 16-17, молитва, затем «Отче наш» и заключительное благословение); 2) вечерни и часов накануне воскресной брачной мессы (в Леонском Антифонарии приводятся песнопения и для др. служб суточного круга накануне бракосочетания); 3) ordo arrharum - молитвы и благословения брачных даров (обычно это 2 кольца); 4) брачной мессы (приводятся префация, торжественная молитва, благословение покрова невесты и 2 молитвы-благословения молодых - до и после причащения). Согласно Liber commicus, чтениями брачной мессы были Иер 29. 5-7, 1 Кор 7. 1-14 и Ин 2. 1-11 или Мф 19. 3-6. В Liber ordinum есть также неск. молитв о второбрачных (подробнее см.: Ritzer K. Le Mariage dans les Églises chrétiennes du Ier au XIe siècle. P., 1970. P. 289-305). Покаяние Испания оказалась одним из тех регионов, где дольше других сохранялась практика, называемая покаянной (канонической) дисциплиной (см. в ст. Исповедь ). Согласно Liber ordinum, чин покаяния совершался в понедельник в начале Великого поста: после laudes читались молитва о принятии слез кающегося, затем Пс 50 и антифон «Memento mei Domine» (Помяни меня, Господи), покаянные молитвы, а после «Отче наш» происходило облачение во власяницу и отлучение от причастия. В Великую пятницу кающиеся совершали коленопреклонение перед алтарем, епископ читал молитвы о восстановлении их крещальной чистоты и возлагал на них руки. Далее следовали молитвы об оставлении грехов и о принятии причастия. В 589 г. III Толедский Собор (11-й канон) однозначно высказался против практики покаяния у пресвитера как способа уклонения от прохождения покаянной дисциплины. Тем не менее 4-й канон XVI Толедского Собора (693) ограничил период покаяния 2 месяцами. Несмотря на запреты, «тарифное» покаяние получило некоторое распространение, о чем, видимо, свидетельствуют испан. покаянные книги (CPL, N 1881-1884; K ö rntgen, Bezler, ed. 1998). Службы суточного круга

http://pravenc.ru/text/674997.html

После X Толедского Собора (656) в период Адвента появился еще один важный рубеж - праздник Пресв. Девы Марии, к-рый был перенесен с 25 марта на 18 дек. (поскольку было запрещено совершать любые праздники в период Великого поста; 18 дек. было выбрано, видимо, по той причине, что это был день начала древнего поста перед Богоявлением). Праздник Рождества Христова соединяется с воспоминанием поклонения волхвов. В рождественский цикл были включены памяти святых Стефана, Иакова Старшего и Иоанна Богослова. Но память Вифлеемских младенцев (Allisio Infantium) была привязана не к Рождеству, а к Богоявлению. Великий пост начинался после Мясопустной недели (De carnes tollendas). Традиция А и традиция В различаются в порядке следования и в содержании празднования недель Великого поста. Недели в традиции А - о самарянке, о слепорожденном, неделя De Mediante (чтение об Аврааме, Ин 7. 14-39), о Лазаре (Ин 12). В традиции В чтение о самарянке в Мясопустную неделю, а в 1-ю неделю поста - о слепорожденном, затем о Лазаре, далее следуют неделя De Mediante, неделя с чтением «Ovile ovium» (Ин 10. 1-16). В традиции В мессы в Великий пост совершаются только в среды, пятницы и воскресные дни. В традиции А к этому прибавляются еще мессы по понедельникам, а начиная с Преполовения поста - по вторникам и четвергам. В Лекционарии традиции А Великим постом читается одно ветхозаветное чтение, а в традиции В - 2. Неделя перед Страстной седмицей носит название De Traditione. В этот день совершалось празднование Входа Господня в Иерусалим с обрядом освящения пальмовых ветвей, а также предкрещальные чины для тех, кто будут крещены на Пасху. Судя по Леонскому Антифонарию, в этот же день освящался крещальный елей. Служба Великого четверга по структуре в традиции В будничная, в традиции А - праздничная. По нек-рым рукописям в Великий четверг совершалось умовение ног. Кроме обычной мессы между 3-м и 6-м часами приходские священники служили т. н. missae per titulos, тексты для к-рых составлены св. Евгением II Толетским (видимо, элементы системы стационального богослужения). На вечерней мессе читались Иер 20. 11-12; 1 Петр 2. 21-25; Ин 16. 32-33. Богослужебные тексты свидетельствуют, что тема установления Евхаристии не была главной в этот день.

http://pravenc.ru/text/674997.html

Голгофа. Миниатюра из Беатуса из Сан-Сальвадор-де-Табара. 975 г. (Gerona, Cathedral (Archives). MS 7. Fol. 16v) Голгофа. Миниатюра из Беатуса из Сан-Сальвадор-де-Табара. 975 г. (Gerona, Cathedral (Archives). MS 7. Fol. 16v) В VIII-IX вв. культурная ситуация на Пиренейском п-ове изменилась. С юга И., завоеванной арабами, на христ. север бежали не только отдельные семьи, но и монастырские общины с б-ками. Через Астурийское королевство и Наварру проникало влияние каролингского и ирл. искусства. Христ. скриптории, оставшиеся на территории, завоеванной арабами, попали под воздейстие араб. искусства. Т. о., в Леоне, Кастилии и Ла-Риохе встретились разные группы населения и произошло смешение различных художественных и культурных влияний, что к сер. X в. привело к возникновению такого феномена, как испан. миниатюра. Миниатюра X-XI вв. получила не совсем корректное название «мосарабская», т. к. в строгом смысле этот термин относится к искусству христиан в Андалусии, а область ее сложения и распространения значительно превосходила территорию Арабского халифата. Миниатюра сер. X-XI в. представляет собой синтез неск. традиций, она эклектична и неоднородна. Основные источники ранней испан. миниатюры: позднеантичная научная иллюстрация; иудейская изобразительная традиция, повлиявшая на сложение иллюстративных циклов ветхозаветной части Библии и «Толкования»; миниатюры ирл. и каролингских Четвероевангелий; вестгот. ювелирное искусство, для к-рого характерны яркие контрастные цвета и схематизация формы; а также некоторые сюжеты и орнаменты из раннего араб. искусства. Особенность испан. рукописей - подробные колофоны с указанием года и месяца создания, а также имен писцов и миниатюристов. В 214 рукописях X-XI вв. можно найти 59 имен каллиграфов и художников. Скриптории в X-XI вв. существовали в основном при мон-рях, реже при соборах. На территории Леона главные скриптории находились при Леонском соборе и монастырях Сан-Сальвадор в Табаре (совр. пров. Самора), Санта-Мария-де-Валькавадо (совр. пров. Паленсия) и Сан-Мигель-де-Эскалада (совр. пров. Леон); на территории Кастилии - при мон-рях Сан-Педро и Санто-Томас в Валеранике и Сан-Педро-де-Карденья (совр. пров. Бургос); на территории Ла-Риохи - при монастырях Сан-Мильян-де-ла-Коголья (см. в ст. Емилиан , прп.) и Сан-Мартин-де-Альбельда. Большая часть писцов - местные монахи и клирики, но были и странствующие мастера.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

В XI в. в И. возросла роль рыцарства, главной силы в сражениях Реконкисты этого времени. В основу эпоса кон. XII - нач. XIII в. «Песнь о моем Сиде» (Cantar de mío Cid) легла история рыцаря Родриго Диаса де Бивара (ок. 1050-1099), или Сида Воителя (El Cid Campeador). В молодости он занимал высокий пост (альферес) при дворе Санчо II, короля Леона, а после его гибели согласился перейти на службу к Альфонсо VI. По воле короля Родриго Диас де Бивар получил в жены донью Химену Диас, представительницу одного из самых благородных леонских семейств, находившегося в родстве с королями. Он выполнял мн. важные и ответственные поручения Альфонсо VI (в частности, ездил за данью в Севильскую тайфу); дважды оказывался в изгнании из-за самовольных военных действий против мусульман и неподчинения королю. Оба раза, покинув земли, находившиеся под контролем христиан, Сид поступал на службу к эмирам тайф. В 1094 г., действуя самостоятельно, Сид завоевал г. Валенсия, к-рому постоянно угрожали Альморавиды. Рыцарь удерживал город до своей смерти в 1099 г. За это время в Валенсии была восстановлена епископская кафедра; ее занял клюнийский мон. Иероним из Перигора (1097-1102). После смерти Сида донья Химена еще 3 года обороняла город от мусульман, но в 1102 г. была вынуждена оставить его, несмотря на военную помощь кор. Альфонсо VI. В нач. XII в. позиции Леоно-Кастильского королевства несколько ослабли. После смерти Альфонсо VI из-за отсутствия наследников муж. пола корону наследовала его дочь Уррака (1109-1126). В условиях непрекращающегося конфликта с Альморавидами были начаты военные действия на вост. границах: королева враждовала со своим 2-м мужем, королем Арагона Альфонсо I Воителем (1104-1134). Кроме того, на западе с 20-х гг. XII в. на самостоятельность стало претендовать графство Португальское, где правила сестра Урраки Тереса (до 1128), а затем ее сын Афонсу I Энрикиш (король в 1139-1185). Собор в Льейде. 1203–1278 гг. Собор в Льейде. 1203–1278 гг. Арагонский кор. Альфонсо I после развода с кор.

http://pravenc.ru/text/674995.html

составление и перевод А.А. Бурова Святой Тененан, епископ Леонский († 635, память 16 июля) Святой Тененан (Tenenan), или Тининор (Tininor) был родом из Англии. Он был священником, который стал отшельником в Бретани, а позднее епископом в Леоне. Он умер, вероятно, в Плоабеннеке (Ploabennec), где построил среди леса свою отшельническую хижину и где его мощи почитались на протяжении многих лет. Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

составление и перевод А.А. Бурова Святой Армель, игумен († VI век) «Святой Армель», – пишет игумен Дюин (Duine), бретонец из Утр-Манша (Outre-Manche), «пришел в Арморик, вероятно в 6-ом веке. Вероятно, что он высадился в западной части Леонского края и что он основал Плуарзель (Plouarzel). Все-таки, он не должен был долго оставаться в этих местах, так как слава о нём не особенно сильно распространилась в этом месте. Центр почитания святого был в лесу Броселианд (Broceliande), что в Плоэрмель (Ploermel). Возможно, он имел отношения с парижским королем, который предоставил ему во владение тихое маленькое место в галло-франкском Рене (Rennais). В любом случае, Сан-Армель-де-Бошо (Saint-Armel-des-Bochaux) был, без сомнения, местом, дорогим блаженному, так как воспоминания о нём укоренились там с особенной силой, и этот населенный пункт стал тем очагом, откуда распространилось его почитание. Находит подтверждение тот факт, что святой провёл наилучшую часть своей жизни в районе от берегов Уста (Oust) до берегов Сейши (Seiche). У Армеля была репутация целителя, полного могущества и доброты. К нему по сей день обращается народ при болях в голове, температуре, коликах, опухолях и, главным образом, при подагре и ревматизме. Именно благодаря этому званию целителя телес, он почитается как покровитель приютов, лечебниц и больниц. Апогей его земной славы, как кажется, приходится на начало 16-ого века. Его память прежде почиталась 16 августа. Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010