бытовали такие формы названия, как Santarene и Sactarena, а также лат. Sancta Herena. П. Давид связывал это название с почитанием вост. мц. Ирины (см. ст. Агапия, Хиония и Ирина ), к-рой, по его мнению, была посвящена городская церковь ( David P. Études historiques sur la Galice et le Portugal du VIe au XIe siècle. Lisboa; P., 1947. P. 207). М. ди Оливейра отрицал историческое основание легенды об И., полагая, что автор рукописи леонского антифонария ошибся. Он прочитал упоминание о мц. Ирине под 1 апр. в Силосском календаре 1052 г. как название города Sanctarene. Эта ошибка привела к возникновению легенды об испан. мц. Ирине, по имени которой был назван город. Болландист Б. де Геффье счел гипотезы Давида и Оливейры необоснованными и предположил, что И., почитавшаяся в Сантарене, была древней местной святой. Перес де Урбель, указав на позднюю датировку предания об И. и на его «жонглерский» характер, тем не менее отстаивал наличие в нем достоверной основы ( P é rez de Urbel J. Los monjes españoles en la Edad Media. Madrid, 19452. T. 1. P. 257). С мнением Переса де Урбеля соглашался и Жезуш да Коста, к-рый считал позицию Оливейры гиперкритической и поддерживал версию об исторической основе легенды об И. Однако совр. исследователь Л. Мата на основании данных араб. источников отрицает происхождение названия Сантарен от имени И. и указывает на то, что почитание святой возникло сравнительно поздно и первоначально носило народный характер. Составление лат. Жития И. Мата связывает со стремлением позднесредневек. португ. агиографов «воссоздать» вымышленную историю христ. Португалии в рим. и вестгот. эпоху ( Mata. 2007). Достоверные сведения о почитании И. в Португалии относятся к периоду после завоевания Сантарена кор. Афонсу I Энрикишем (1147). Святая считалась покровительницей г. Сантарен и мон-ря Христа в Томаре (центра Португальской пров. ордена тамплиеров, с 1319 - ордена Христа). В 1336 г. в Томаре было основано братство св. И. В 1403 г. Лиссабонский архиеп. Жуан Эстевиш ди Азамбужа постановил, что память И.

http://pravenc.ru/text/673957.html

После смерти архиеп. Эвена (1081) на кафедру при поддержке кор. Англии Вильгельма Завоевателя был вновь возведен Ютаэль. Епископы Ванна и Кемпера объявили о выходе из юрисдикции архиеп-ства Д. Папа Урбан II призвал всех бретон. епископов к подчинению архиепископу Турскому (1084), опираясь на суждение папы Григория VII, он подтвердил, что бретон. епископы должны подчиняться только Турской кафедре (PL. 151. Col. 385-388). Однако в 1093 г. папа даровал паллий архиеп. Д. Роланду «словно архиепископу бретонцев» (quasi Britannorum archiepiscopus). Папа Пасхалий II подтвердил право архиеп. Бальдериха (1107-1130) носить паллий. Бальдерих был известен как аскет и писатель. В 1112 г. он явился в Рим и получил паллий от папы Пасхалия II, поддержав понтифика на созванном в том же году Соборе. Архиепископ редко приезжал в Д., считая бретонцев грубым и варварским народом, однако удерживался на кафедре благодаря поддержке со стороны англ. кор. Генриха II. Архиепископ проживал в различных мон-рях в Нормандии, где занимался лит. трудами, в т. ч. составил одну из редакций Жития свт. Самсона. Папа Пасхалий II, в отличие от своих предшественников, признал существование у архиепископа Д. суффраганов (PL. 163. Col. 251-254). Послание папы Каллиста II (1122) также адресовано «архиепископу Дольскому и его суффраганам» (Archiepiscopum Dolensem ejusque suffraganeos) (Ibid. Col. 1428-1429). В 1130 г. папа даровал паллий новому архиеп. Годфриду I вопреки протесту Турской кафедры. Несмотря на благожелательное отношение Папского престола, положение архиеп-ства пошатнулось. В 1120 г. от Д. отделилось еп-ство Алетское, в 1130 - Леонское. Земли архиеп-ства страдали от военных действий между Бретонским герц-ством и Нормандией. Это привело к сооружению в Д. городских укреплений. Тем не менее, благодаря деятельности архиеп. Эвена и его преемников в архиеп-стве возникла сеть приходских церквей. Началось возвращение Церкви земель, захваченных знатью после нашествия норманнов (кафедры Д., Ренна и Алета вместе получили более 100 церквей). В 1079-1081 гг. архиеп. Эвен пригласил бенедиктинцев из мон-ря Сен-Флоран близ Сомюра, к-рые основали недалеко от города приорат (совр. Л " Аббеи-су-Доль). В нач. XII в. отшельник Вальтер основал монашескую обитель в Ле-Тронше (с 1170 аббатство Нотр-Дам-дю-Тронше). С 1137 г. известно о существовании в пригороде Д. убежища для прокаженных. В том же году архиеп. Годфрид освятил постройки цистерцианского аббатства Вьёвиль, построенного сеньором Комбура Гилдуином. В 1202 г. в архиеп-стве появился мон-рь премонстрантов (аббатство Бопор). Наиболее крупным был бенедиктинский мон-рь прп. Иакута, к-рый к 1163 г. владел 27 приоратами и многочисленными приходами.

http://pravenc.ru/text/178787.html

Песнопение Ad pacem - антифон на целование мира с текстом «Pacem meam do vobis» («Мир мой даю вам»; Ин 14. 27). В праздники Рождества Христова, Обрезания, Пасхи и Вознесения Господня используются др. тексты с сохранением той же мелодии. Распев «Sanctus» в староиспан. рукописях (напр., в Леонском Анфтифонарии), а также в певч. книгах рубежа XV и XVI вв. является простой речитацией, музыкально связанной с предшествующей молитвой inlatio или (в Великие праздники) с сильно украшенным песнопением Ad sanctus. Стихи «Credo» исполняли на единственную речитационную формулу, известную только по Liber omnium offerentium. «Отче наш» пелся в виде литании, с ответами «Аминь» после каждой части песнопения. Его мелодия сохранилась только в изд. Liber omnium offerentium, после реформы II Ватиканского Собора она используется и в рим. обряде. Нотированный возглас «Sancta sanctis» («Святая святым») с аккламацией «Agios» в конце содержится в рукописях León. Catedr. 8 и Matrit. Acad. Hist. Aemil. 30. На большие праздники к нему прибавлялся стих «In civitate Domini» («Во граде Господа»). Простая мелодия для postcommunio, песнопение после причащения (в традиции A - «Repletum est gaudio» («Исполнишася радости» - Пс 125. 2), в традиции B - «Refecti tibi»), сохранилась в рукописной книге B капеллы толедского собора. К песнопениям проприя мессы в испано-мосарабской традиции относятся: praelegendum, benedictiones, psalmo, treni, clamores, laudes, sacrificia, Ad sanctus, Ad confractionem panis и Ad accedentes. Praelegendum (букв.- предшествующее чтениям), с к-рого начиналась месса, по способу исполнения относится к антифонам и имеет один псалмовый стих. Мн. мелодии praelegenda совпадают с мелодиями антифонов и alleluiatici оффиция. Стихи для praelegenda также имеют общие с антифонами оффиция псалмовые тоны. Benedictiones для мессы, текст которых взят из песни вавилонских отроков, в рукописях полностью нотированы. Форма песнопения - респонсорная, стиль распева - невматический или умеренно мелизматический.

http://pravenc.ru/text/674999.html

– Христос говорил, что если мы будем, как дети, то войдем в Царство Небесное. Я думаю, что речь именно об этом. Тавенер всегда стремился к невинности, к этому состоянию благодати, которое было до грехопадения человека. И в православном богословии невинность – это то, что было потеряно. Образ Бога, затуманенный, размытый человеком, но не потерянный полностью. У нас есть возможность восстановить его, если мы примем Царствие как дети. – Какие моменты Божественной литургии были наиболее близки для Джона Тавенера, в одном из интервью он говорит, что особенно трогательными считает слова из Херувимской песни «всякое ныне отложим попечение»? Какие моменты Божественной литургии выделили бы вы для себя? – Да, он часто говорил о Херувимской песни, и, я думаю, она имела для него особое значение, как образ порога между земным и небесным. Мне сложно ответить на этот вопрос, потому что я, и как музыкант, и как священник, так хорошо знаю «драматическую линию» литургии, что мне кажется невозможным что-то выделить. При этом есть очевидные «пики» на этой линии, такие как Херувимская Песнь, Песнь Богородицы и гимн Хвалите Господа с небес, а также, в греческом варианте, – Трисвятое, не приобретшее столь важного музыкального значения в русском обиходе. – Также Джон Тавенер говорил об огромном влиянии на него творений святых отцов, называл такие имена как Дионисий Ареопагит, Святой Исаак Сирийский, Григорий Нисский, его приводили в восторг слова Иринея Леонского «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом». Как вы думаете, почему для композитора так важна интеллектуальная составляющая, в том числе в музыке, почему, как говорил Джон Тавенер: «композиторы должны обладать высоким уровнем интеллекта»? – Тавенер всегда вспоминал идеал исихастов – «разум, погруженный в сердце». Он не считал, что интеллект просто является способом понимания в мирском смысле, но понимал, как и Отцы Церкви, что интеллект должен быть в нашем сердце, тогда через него мы обретем подлинное понимание и обожение – theosis .

http://pravmir.ru/moya-muzyika-vdohnovle...

Но из этого ничего не вышло. К счастью для христиан, Церковь теперь возглавлял папа Целестин III, ранее бывшим папским легатом в Испании. Поэтому он хорошо понимал, насколько велика мусульманская угроза для Западной Европы. Целестин III, будучи кардиналом, помогал в основании Ордена Сантьяго, одного из самых могущественных военных христианских орденов, чья роль в сопротивлении джихаду стала необычайно важной для выживания христианской Испании и падения мусульманской Испании. Личный авторитет папы и его защита единства Испании вернули здравомыслие на иберийскую сцену, где после Аларкоса короли Леона и Наварры, в надежде добавить кусочки побежденной, ослабленной и подавленной Кастилии к своим собственным владения, подло вторглись во временно разрушенное королевство Альфонсо VIII. Одиозный Альфонсо IX Леонский набрал мусульманские войска для вторжения в Кастилию. Возмущенный отсутствием христианской солидарности со стороны леонцев, король Педро II Арагонский помог королю Кастилии изгнать войска короля Леона из его королевства. Папа тоже вставил свое слово. Он отлучил от церкви леонского короля и освободил подданных Леона и Наварры от всякой верности своим королям, если те будут использовать мусульманские войска против христиан. Вмешательство папы стало решающим. Короли Кастилии, Арагона и Португалии устроили так, что король Леона женился на кастильской принцессе Беренгуэле, и защита Пиренейского полуострова стала не только национальным, но и семейным делом. Испания снова была спасена. Так же, как и Португалия. Чтобы не допустить отступничества ненадежных и колеблющихся монархов, папа Целестин приказал Санчо VII, королю Наварры, прекратить флирт с Альмохадами и вместо этого поддержать короля Кастилии. Он также позаботился о том, чтобы Кастилия в своей борьбе против эль-Мансура получила помощь с севера Пиренеев, благословив рыцарей Аквитании, давших обет отправиться в Святую Землю в качестве крестоносцев, отправиться в Испанию вместо поездки в Иерусалим. До решающей битвы оставалось еще несколько лет.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Явно, что тогда не верили в безусловную обязательность папских определений, в) Епископ леонский Василид, низложенный с кафедры в Испании с Мартиалом астурийским, жаловался посему епископу римскому Стефану и был восстановлен им? Но – α) Стефан, находившийся вдали от Испании, не знал дела Василида и Маргиала, и возвратил первому епископство потому, что обманут был им; β) испанские епископы, рукоположив, на место Василида и Марииала, Сабина и Феликса, не только не дозволили церквам леонской и астурийской принимать Василида, восстановленного Стефаном, но и пожаловались св. Киприану и африканскому собору на епископов-самозванцев и просили африканских пастырей, чтобы они успокоили их, испанцев, утешением или решением, представляя, что Василнид и Мартиал не могут оставаться епископами, как низложенные за тяжкие пороки, почему – γ) св. Киприан соборне одобрил решение испанских епископов, несмотря на то, что Василида защищал епископ римский, и высказал, что, по силе божественного предания и апостольского обычая, Стефану не следовало вмешиваться в дело Василида и Мартиала, что его решение о Василиде, поведение которого хорошо известно местной церкви, несправедливо, и что впрочем в этом случае достоин обвинения не столько восстановивший Василида, сколько тот, кто обманул его 845 . г) По делу о том, как принимать в общение с Церковию еретиков, епископ римский Стефан, с угрозою отлучения от нее в случае неповиновения, требовал, чтобы и западные и восточные церкви не перекрещивали еретиков, согласно с обычаем римским? Но – α) несмотря на такую угрозу, св. Киприан составил собор (второй по указанному делу) из епископов Нумидии и Африки (в числе 71-го) и вопреки Стефану постановил крестить еретиков 846 , а вскоре после того, называя Стефана своим собратом и сотоварищем, заметил ему, что он не в праве предписывать законы другим, так как в управлении паствою каждый предстоятель имеет свободное произволение воли своей, а в поведении своем должен отдавать отчет Господу 847 . β) И по возвращении из Рима послов карфагенского собора, которых Стефан не хотел даже выслушать лично, св. Киприан не покорился римскому епископу, но, отправив к Помпею копию с его письма, говорил, что Помпей, при чтении сего письма, конечно, приметит, как он (т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Это же глупость, даже там это не получится. Или когда выбегают из храма, чтобы поговорить по телефону. Ты пришел в Дом Господа, в гости к Богу, ты пришел к Судье, который тебя судить будет, о чем ты думаешь, какой мобильник, какие дела? Дела дома оставьте, за три часа. Никакие дела не сгорят. В день смерти кому твои дела нужны будут? Поэтому помните о Страхе Божьем. Во время «Достойно есть», можно поминать и живых и умерших своих, мы о них специально молимся. Когда начинается петь гимн Богородицы, можно поминать своих родных и близких. 118. Почему Бог оставляет жить людей, которые погибнут? Первая причина. Благость Божия сильнее неправды грешников. Бог дает подарок человеку независимо от того, как он им злоупотребит. Дар Бытия важнее, чем злоупотребление человека. «Почему Бог светит и на праведников и на грешников?» Чтобы в день Суда воздать им за их неблагодарность (Ириней Леонский). Вторая причина. Бог использует тех, кто отказался следовать Его милости для других целей. Например, в качестве бича божия, как наказание других грешников. Бог может использовать таких людей, как способ передачи генетического материала (их дети уже станут праведниками). Бог иногда использует грешников как наглядное пособие, показывая, как не следует. Согласно Библии есть род существ, которые являются мятежниками с самого зачатия – это люди. Бог так и говорит: «Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня» ( Ис.30:9 ). Люди не просто игнорируют заповеди Божии, они их с возмущеньем отвергают. Крещение, покаяние – это безоговорочная капитуляция перед Богом. А как могут спастись те, кто находится в состоянии мятежа? Кто не хочет капитулировать? Никак. Состояние капитуляции наступает тогда, когда человек слышит истину. Когда человеку становится менее интересно его личное мнение, чем истина. У кого из людей появляется желание узнать истину, Бог обязательно им посылает миссионеров. Есть бесчисленные примеры, когда люди искавшие Бога (Истину), были приведены к православной Церкви из разных уголков Земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

«Святые отцы, пишет св. Палама, называют Божеством и существо Божие и тот свет, которым Господь наш Иисус Христос , неизреченно возсияв на горе Фаворе, освятил возшедших с Ним учеников. Итак, поскольку мы думаем, что не сотворены ни сияние, явившееся достойным, ни сущность Божия, которая вне всякого явления, то Акиндин и Варлаам осуждают нас в почитании двух не созданных Божеств высшего и низшего. Тот и другой утверждают, что несозданное Божество есть только сущность Божия, а оное Божественное явление создано.... Мы с Великим Афанасием чтим единого Бога во едином Божестве, не по одному только несотворенному существу, но и по созерцаемому и исследываемому в существе: силе, воле, благодати, свету, жизни и прочему, потому что Трех Лиц одно и тоже существо, и сияние и, одним словом, великая сила и деятельность.» Далее св. Палама кратко указывает на еретическое учение Варлаама и Акинднна и заключает послание жалобой, что Акинднна и его последователей ободряют, а его, страждущего за Православие, осуждают 78 . в. К Арсению, студийскому монаху; г. К монахам Леонской горы; д. К монаху Виссариону; е. К философу Дамиану; ж. К Даниилу, Энскому Митрополиту; з. К монаху Дионисию; и. К Иоанну Габре; й. К Иеромонаху Макарию; к. К Номофилаксу; л. К Иеромонаху Павлу Азану; м. К Иеромонаху Филофею; н. К неизвестному лицу – о правильном разумении слов Василия Великого , которыми Григорас пользовался против Православных; о. К Николаю Италу; п. К Фессалоникийцам о своих трудах. III Нравоучительные сочинения Пастыря Солунского, по внешней своей Форме, особенному общему или частному назначению своему, могут быть разделены: А) на слова и беседы и В) творения, назначенные для благочестивого чтения или всем, или в частности инокам. А. Дни поста и молитвы, праздники и простые дни, устройство видимой природы и житейские занятия людей служили св. Григорию источником для изъяснения Солунской пастве учения Веры и Христианской нравственности. Проповеди св. Григория Паламы важны для нас по своему догматическому и нравственному содержанию; замечательны по умеренно-мистическому направлению и духу; особенно же драгоценны потому, что в них, между прочим, можно найти ясное учение св.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Благодаря столь долгой и плодотворной традиции ломбардская романика остается своего рода национальной спецификой каталон. архитектуры. Ее влияние было заметно в королевстве Арагон (пров. Уэска). На северо-востоке (Собрарбе, Рибагорса) постройки полностью выдержаны в ломбардской традиции - 3-нефный бескупольный храм монастыря Санта-Мария-де-Обарра, кафедральный собор в Рода-де-Исабена (оба нач. XI в.) с обширной криптой и др. Группа из 14 храмов центрального региона Серрабло, наиболее значительным из к-рых является ц. Сан-Педро в Ларреде (ок. 1050-1060), органично сочетает характерные для ломбардской романики композиции и декор с элементами леонской архитектуры, что делает спорной их датировку (между сер. Х и сер. XI в.). В др. провинциях И. ломбардская романика не получила распространения, за исключением отдельных памятников, как, напр., ц. Нуэстра-Сеньора-де-ла-Анунсьяда близ Уруэньи (пров. Вальядолид; нач. XII в.). Церковь Сан-Мартин во Фромисте. Кон. XI в., 1894–1904 гг. Церковь Сан-Мартин во Фромисте. Кон. XI в., 1894–1904 гг. Первые постройки в европ. романском стиле появились в И. вскоре после сер. XI в. Быстрое распространение романской архитектуры по территориям христ. королевств в И. связано с большим притоком воинов, духовенства и проч. переселенцев по мере успехов Реконкисты. Источником архитектурных форм была Франция, специфика ситуации (приезд мастеров и заимствование приемов из разных французских областей) обусловила достаточно быстрое сложение своеобразных местных вариантов романского стиля в противоположность ситуации с ломбардской архитектурой в Каталонии. Наиболее характерными чертами романской архитектуры в И. стали отделка стен гладкотесаным камнем, как правило, золотистого оттенка, четкая артикуляция форм и деталей, концентрация скульптурного декора на обрамлениях дверных и оконных проемов, контраст глади стен с четкими линиями сильно вынесенных карнизов, тяг и пристенных полуколонн. Одной из первых романских построек за Пиренеями стал клюнийский мон-рь Сан-Сальвадор-де-Лейре в Наварре (до 1057-1098) - большое 3-нефное 3-апсидное здание с обширной криптой, отличающееся гладкостью обработки камня, но почти лишенное декора.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Однако угрюмый монастырь не был так наглухо замурован, чтобы мир страстей, бурливший за его стенами, чтобы драмы и даже романы не проникали туда. В доказательство мы лишь приведем, рассказав его вкратце, одно действительное происшествие, не имеющее, впрочем, само по себе никакого касательства к нашему повествованию и никак с ним не связанное. Мы упомянем о нем лишь для того, чтобы дать читателю более полное представление о монастыре. Итак, приблизительно в это же время в обители проживала таинственная особа, к которой, хотя она и не была монахиней, все относились с глубоким почтением, величая ее «госпожой Альбертиной». О ней было известно лишь, что она потеряла рассудок и что в свете ее считали умершей. Говорили, что вся эта история имела своей подоплекой какие-то денежные соображения, необходимые для осуществления блестящего брака. Эта женщина, едва достигшая тридцати лет, была довольно красивая брюнетка с темными большими глазами и затуманенным взглядом. Видела ли она что-нибудь? Сомнительно. Она скорее скользила, чем ходила; она никогда не говорила; нельзя было даже с уверенностью сказать, что она дышит. Ее ноздри были сжаты и мертвенно бледны, как у покойницы. Прикасаясь к ее руке, вы словно касались снега. Она обладала какой-то странной грацией призрака. Где она появлялась, веяло холодом. Как-то, видя, как она проскользнула мимо, одна монахиня сказала другой: «Ее считают мертвой». – «А может, она и мертвая», – ответила ей та. О г-же Альбертине ходило множество рассказов. Она непрерывно возбуждала любопытство воспитанниц. В часовне были хоры, прозванные «бычий глаз». И вот на этих-то хорах, где единственным источником света было круглое окно – «бычий глаз», и отстаивала службы г-жа Альбертина. По обыкновению, она находилась там в одиночестве, так как с этих хор, расположенных в верхней части часовни, можно увидеть проповедника или священника, совершающего богослужение, что монахиням возбранялось. Однажды с амвона проповедовал молодой священник знатного рода, герцог де Роган, пэр Франции, командир красных мушкетеров в 1815 году, когда он еще именовался принцем Леонским, впоследствии кардинал и архиепископ в Безансоне, где он и скончался в 1830 году. В этот день герцог де Роган в первый раз говорил проповедь в монастыре Малый Пикпюс. Г-жа Альбертина обычно держалась во время богослужений и проповедей совершенно спокойно, храня полную неподвижность. В этот же день, увидев герцога де Рогана, она слегка выпрямилась и среди абсолютной тишины, царившей в часовне, громко произнесла: «Вот как? Огюст?» Вся община в изумлении взглянула на нее, но г-жа Альбертина впала вновь в обычную свою оцепенелость. Дуновение внешнего мира, отблеск жизни на мгновение осветил это угасшее неподвижное лицо, затем все исчезло, и безумная вновь превратилась в труп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=132...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010