Вопрос о том, какую редакцию следует считать более ранней, к настоящему времени так и не разрешен окончательно. Большинство исследователей отдают первенство Овьедской версии; другие предпочитают ранее преобладавшее представление о том, что примитивный стиль и бедная латынь Родской версии являются доказательством ее более раннего происхождения. Будучи важнейшим источником по истории Астуро-Леонского королевства, «Хроника Альфонсо III» неоднократно публиковалась в Новое время, начиная с 1615 г., когда эрудит Пруденсио де Сандоваль (1552–1620) выпустил в свет ее первое издание, 1084 переизданное в 1634 году. Β XVIII b. хроника публиковалась дважды (1727 и 1756 гг.); последнее из этих изданий, подготовленное выдающимся эрудитом, августинцем Энрике Флоресом (1702–1773) и опубликованное в знаменитой серии «Священная Испания» (España Sagrada), неоднократно переиздавалось впоследствии (1850, 1870, 1913). Сложность рукописной традиции (при относительной немногочисленности рукописного наследия) предопределили неоднократные переиздания текста хроники и в XX веке. Оригинальные издания были осуществлены С.Гарсия Вильяда (1918 г.), 1085 М.Гомесом Морено (1932 г.), 1086 А.Убьето Артетой (1960 г.; переиздано в 1971 г.), 1087 немецким испанистом И.Прелогом (1980 г.) 1088 и, наконец, Х.Хилем Фернандесом при участии Х.Л. Руиса-де-ла-Пенья и Х.-Л. Моралехо (1985 г.). 1089 В основу настоящего перевода положен текст, представленный в последнем из перечисленных изданий. 1090 Представленный перевод является принципиально новым, в его основу положена Родская, а не Овьедская версия, переведенная мной ранее. Настоящая статья также написана специально для этого издания. В тексте перевода географические названия и личные имена представлены в современной транскрипции за исключением случаев, когда их идентификация вызывает сомнения (такие случаи специально оговорены в примечаниях). При транскрипции личных имен арабского происхождения переводчик ориентировался на формы, присущие российской традиции востоковедения и несколько отличающиеся от западных (в том числе испанских) аналогов; их оригинальная латинская форма представлена в примечаниях. Начинается хроника вестготов от времен короля Вамбы вплоть до наших дней, составленная в правление славного короля Ордоньо 1091 , сына блаженной памяти короля Альфонсо 1092

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Завершив рассказ о последних правителях Толедского королевства масштабным описанием мусульманского вторжения и гибели короля Родерика, составители хроники перешли к сообщениям о начальном периоде истории королевства Астурийского. Начало ему положило избрание королем Пелайо, сына дукса Фавилы из королевского рода, вышедшего победителем в битве при Ковадонга (718/722 г.). Его зять, Альфонсо I (737–757), положил начало астурийской королевской династии. Составители Овьедской версии «Хроники Альфонсо III» специально оговаривают факт его родства с вестготскими королями Леовигильдом (568–586) и Реккаредом I (586–601), тем самым подчеркивая легитимность астурийских королей как «правителей готов». Рассказывая о правлении Альфонсо I и его преемниках Фруэле I (757–768), Аврелии (768–773), Силоне (Сило) (773–783), узурпаторе Маврегате (783–788), Бермудо I (788–791), Альфонсо II (791–842), Paмupo I (842–850) и завоевателе Леона Opдohьo I (850–866), составители следовали более или менее четкой схеме. Основное внимание обращалось на наличие (или отсутствие) у претендента оснований для занятия престола (родство с предыдущим монархом и/или избрание, а также совершение акта помазания на царство по ветхозаветному образцу), нравственные характеристики, результаты завоевательной политики, а также отношения с Церковью и духовенством. Повествование завершается сообщением о смерти короля Ордоньо I (Овьедская версия) или вступлении на «престол готов» Альфонсо III (Родская версия). Свою основную задачу составители хроники (как, впрочем, и других хроник астурийского цикла) видели в прославлении королевской власти. Создавая эпический образ «королей готов», они не только часто принимали желаемое за действительное, но и порой не останавливались перед прямым искажением фактов, вплоть до приписывания королям действий, на самом деле совершенных могущественными магнатами. В ряде случаев имело место и сознательное умалчивание эпизодов, рассказ о которых мог неблагоприятно отразиться на репутации правителей Астурии и Леона. Так, например, в хрониках ничего не говорится о зависимости королевства от империи Каролингов, по крайней мере, в правление современника Карла Великого короля Альфонсо II Целомудренного (791–842), но об этом известно из других источников; почти не упоминается также о мятежах светских и духовных магнатов против своих монархов, которые в реальности почти не прекращались; 1073 в целом современные историки 1074 гораздо более скептически оценивают роль астурийских хроник как источников по политической истории астуро-леонского королевства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А. Кордочкин Хроника Альфонсо 1068 Хроника Альфонсо III» (Родская версия) – условное название одной из хроник, входящих в цикл т.н. «астурийских хроник» наряду с «Альбельдской хроникой» и тесно связанной с ней «Пророческой хроникой». Все эти тексты были составлены на рубеже вв., в правление короля Астурии и Леона Альфонсо III Великого (866–910/912). Последнему некоторое время приписывалось и авторство рассматриваемой хроники, 1069 однако в настоящее время говорится скорее о влиянии короля на процесс ее составления, чем об авторстве как таковом. 1070 Время создания памятника относится к эпохе Реконкисты. 1071 Правители небольшого Астурийского (со второй половины IX b. Астуро-Леонского) королевства, сложившегося на северных и северо-западных землях полуострова, на деле лишь первые среди равных в ряду могущественных светских и духовных магнатов, чье подчинение королевской власти нередко носило сугубо формальный характер, предстают в хрониках преемниками королей Толедского королевства вестготов, рухнувшего под натиском мусульман в начале VIII b. Этот факт объясняет, почему начало повествования в хронике относится ко временам вестготов, а именно к завершающему периоду правления короля Рецесвинта (Реккесвинта) (649–672). Далее рассказ продолжают сообщения о правлении королей Вамбы (672–680), Эрвигия (680–687), Эгики (687 – ок.702), Витицы (701/702–709) и Родерика (Родриго) (710–711/713), при котором полуостров был завоеван мусульманами, а Толедское королевство пало. В своем рассказе составители хроники опирались главным образом на сочинения, принадлежащие к традиции, основы которой были заложены «Историей готов, вандалов и свевов» Исидора Севильского (ок. 570–636), положившим начало целой школе испанских интеллектуалов, представителем которой был епископ Юлиан Толедский (ранее 644 – после 690), автор «Истории короля Вамбы». Эта «История» послужила одним из источников «Хроники Альфонсо III» наряду с «Хроникой» т.н. «Исидора Бежского» (или Псевдо-Исидора), свидетельства которой были восприняты в том числе и через посредство несохранившейся хроники, составленной в период правления короля Альфонсо II Целомудренного (759–842), первой и наиболее значимой из цикла астурийских хроник конца IX в., к которой, как показали И.Прелог, а затем Х.Хиль Фернандес, восходят все три хроники астурийского цикла, а также более поздняя «Нахерская хроника». 1072

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наибольшие успехи в военных действиях против мусульман были достигнуты при Рамиро II (931-950/51). Утвердившись на троне Леона по завершении конфликта с братом и кузенами (до 931 Рамиро II был правителем Галисии и Сев. Португалии), он столкнулся с серьезной опасностью, к-рая исходила от халифа Абд ар-Рахмана III. В 30-х гг. X в. Рамиро II активно противодействовал походам мусульман на земли, подконтрольные христианам (арабами были разорены Осма, Бургос и обл. Алава). В 932 г. королю удалось взять крепость Маджрит (ныне Мадрид), однако вскоре он был вынужден ее оставить. Самое крупное в этот период поражение мусульмане потерпели в авг. 939 г. в битве при Симанкасе, когда армия под предводительством халифа возвращалась из похода против восставшей Сарагосы и Наварры. После этого сражения мусульмане на некоторое время отказались от вторжений в христ. гос-ва, а Рамиро II смог расширить границы королевства Леон на юг до р. Тормес (были заселены Ледесма, Саламанка, Сепульведа и др.). Заселение происходило не только за счет переселений с севера, но и за счет иммиграции мосарабов, которую поддерживал Рамиро II. В 1-й пол. X в. начинается противостояние короля Астурии и Леона и графа Кастилии Фернана Гонсалеса (932-970), который поднял мятеж против Рамиро II, возмутившись несправедливым, с его т. зр., распределением прав на земли Пеньяфьеля и Куэльяра, расположенные у юж. пределов его графства. Одновременно с Астуро-Леонским королевством на востоке Пиренейского п-ова существовало еще одно политическое образование, не подчинявшееся мусульманам,- Испанская марка. Первоначально Испанская марка вместе с Септиманией входила в состав Готской марки - пограничного графства, оформившегося в результате военных походов Карла Великого (778-811). В кон. VIII в. начались расширение Испанской марки на юг и отвоевание земель у мусульман. В 785 г. франки захватили Жирону, в 801 г.- Барселону. Несмотря на пограничное положение этих земель и статус марки, власть здесь принадлежала не одному графу, а нескольким. Наиболее влиятельными из них были графы Барселоны. Все графы назначались императором, однако по мере ослабления имп. власти графства Испанской марки становились все более самостоятельными. Графство Памплона к сер. IX в. стало королевством, в остальных должность графа закрепилась за представителями местных знатных родов, которые передавали ее по наследству. К кон. IX в. Испанская марка представляла собой конгломерат фактически независимых графств (наиболее значимые - Барселона, Жирона, Озона, Эмпурьес, Уржель, Серданья, Безалу, Собрарбе, Рибагорса, Конфлен). Формально зависимость восточнопиренейских (каталонских) графств от западнофранк. королей сохранялась до 1258 г.

http://pravenc.ru/text/674995.html

гос-во Андалус достигло пика политического могущества. В 929 г. Абд ар-Рахман III объявил себя халифом. Ему удалось добиться политического единства страны, что способствовало процветанию торговли и земледелия. Халиф выделял немалые средства из казны на поддержание и развитие ирригационной системы в И., прославился масштабными строительными проектами (расширение Большой мечети в Кордове, возведение загородной резиденции Мадинат-эз-Захра) и меценатской деятельностью. Он успешно противостоял Фатимидам в Сев. Африке, где закрепил за собой нек-рые прибрежные территории (Мелилья, Сеута, Танжер). При нем были установлены дипломатические отношения со Свящ. Римской империей (см. Римско-Германская империя ) и с Византией. За относительно мирным периодом правления Абд ар-Рахмана III последовали годы правления халифов аль-Хакама II (961-976) и Хишама II (976-1009, 1010-1013), к-рые вели войны с испан. христ. государями. В 960-1008 гг. практически все христ. королевства и графства на Пиренейском п-ове (Астуро-Леонское королевство, Памплона, Кастилия и Барселона) признали свое вассальное положение и платили ежегодную дань мусульманам. Походы, совершаемые войсками халифата, носили в основном карательный характер. В правление Абд ар-Рахмана III оформилась система адм. управления Андалусом. Главным советником халифа являлся хаджиб, руководивший неск. везирами. Важнейшим органом управления была канцелярия. Гос. сокровищница была отделена от личной сокровищницы халифа. Гос. доходы складывались из предписанных Кораном поземельного налога с мусульман (ушр и харадж) и подати с немусульман (джизья и харадж), а также из специальных налогов, пошлин и дани с христ. государей, признавших себя вассалами халифа, и африканских берберов. Главным доходом халифа являлась прибыль от его поместий. Халиф считался верховным судьей, однако на практике высшей инстанцией по вопросам религ. характера являлись кади Кордовы и др. крупных городов Андалуса. Светскими вопросами занимались верховный судья, глава стражи, глава города и надзиратели рынков.

http://pravenc.ru/text/674995.html

А. В. Русанов Церковь св. Петра в Лорозе. X–XII вв. Древнейшим памятником церковного зодчества на территории еп-ства К. считается ц. Сан-Педру в Лорозе (нач. X в.?). Ранее церковь относили к мосарабским храмам. В наст. время предполагается, что храм был построен колонистами из Астуро-Леонского королевства, отвечавшими за оборону юж. границы графства К. от арабов. Церковь перестраивалась и приобрела совр. вид после реконструкции в 30-х гг. XX в. Это небольшая приземистая базилика с 3 короткими нефами, разделенными колоннадами с подковообразными арками. Центральная прямоугольная апсида открывается подковообразной аркой в главный неф, боковые (также прямоугольные) - в повышенные, перпендикулярно ориентированные боковые объемы, которые разделены аркадами центрального нефа. К зап. фасаду примыкает вытянутый в длину притвор, равный по ширине центральному нефу и, возможно, первоначально имевший 2-й этаж. Предположительно в кон. XII в. стена, отделявшая притвор от нефа, была разобрана; тогда же церковь, видимо, лишилась кубической башни над средокрестием и алтарной преграды между нефом и трансептом. Церковь Сан-Педру рассматривается как провинциальный памятник астуро-леонской архитектуры, выдержанный в архаичных для X в. формах (строители скорее всего ориентировались на храмы, схожие с ц. Сан-Хульян-де-лос-Прадос в Овьедо (после 812); см.: Almeida Fernandes P. A Igreja São Pedro de Lourosa e a sua relação com a arte asturiana//Arqueologia Medieval. Mertola, 2008. Vol. 10. P. 21-40). Интерьер ц. св. Петра в Лорозе Интерьер ц. св. Петра в Лорозе Широкое храмовое строительство началось после окончательного перехода К. под контроль христ. правителей (1064). Во 2-й пол. XI в. был реконструирован или построен заново кафедральный собор (не сохр.): в документе из соборного картулярия, датированном 1086 г., упоминается об алтарях Пресв. Девы Марии, св. Петра и св. Мартина, а также о примыкавшей к собору ц. св. Иоанна. Важнейший памятник романской архитектуры на территории еп-ства - собор Вознесения Пресв.

http://pravenc.ru/text/1841702.html

В 844 г. у побережья Астурии появились скандинавы. Совершив 2 неудачные попытки напасть на города А-Корунья и Хихон, они двинулись на юг вдоль зап. берега Пиренейского п-ова (атаковали Лиссабон, Кадис и Севилью). В эти же годы, воспользовавшись междоусобной борьбой в Андалусе, кор. Рамиро I попытался укрепить г. Леон. Король не смог удержать город; в 846 г. войска эмирата разорили захваченные Рамиро I земли и изгнали христиан. Присоединить Леон к королевству Астурия удалось в 856 г. кор. Ордоньо I (850-866). Военные столкновения королей Астурии с мусульм. правителями получили отражение в легенде о битве при Клавихо, якобы состоявшейся в 844 г. Впервые об этом сражении подробно рассказывается в хронике 1-й пол. XIII в. Толедского архиеп. Родриго Хименеса де Рады ( Roderici Ximenii de Rada Historia de rebus Hispaniae, sive Historia gothica. Turnhout, 1987. Cap. LXVI). По преданию, в самый опасный для христиан момент битвы явился ап. Иаков Зеведеев, разивший мавров (Santiago Matamoros; Сантьяго Матаморос - св. Иаков Мавроборец). Церковь Сан-Мигель-де-Лильо в Овьедо. Сер. IX в. Церковь Сан-Мигель-де-Лильо в Овьедо. Сер. IX в. Альфонсо III Великий (866-910) продолжил политику предшественников по расширению границ королевства: были подчинены земли до долины р. Эбро на востоке, на юге захвачены города Самора и Бургос. Завоеванные территории активно заселяли, строили там крепости. При Альфонсо III были составлены первые в испан. христ. королевствах хроники: «Хроника из Альбельды» (Chronicon Albeldense), «Хроника из Роды» (Chronica Rotense), или «Хроника Альфонса III» (Chronica Adefonsi III), «Пророческая хроника» (Chronica Prophetica) - с описанием событий после завоевания полуострова мусульманами в 711-718 гг. В этих сочинениях короли Астурии представлены как преемники и законные наследники вестгот. королей, а войны с мусульманами - как борьба христ. королей Астурии за возвращение отнятых у их предков земель. Перед смертью Альфонсо III разделил королевство на 3 части (Леон, Галисия и Астурия) и распределил их между сыновьями, что привело к усобицам. При кор. Ордоньо II (914-924) центр Астурийского королевства был перенесен в Леон (с этого времени королевство стало именоваться Астуро-Леонским). В Х в. Астуро-Леонское королевство не раз было разделено на 2 или 3 части, правители которых враждовали друг с другом, что замедляло продвижение христиан на юг.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Мосарабская ц. ап. Луки в Толедо. Кон. XII — нач. XVII в. Мосарабская ц. ап. Луки в Толедо. Кон. XII — нач. XVII в. После переноса вестгот. столицы в г. Толет (ныне Толедо) и победы над арианством именно этот город стал главным литургическим центром Испании. Попытку унификации богослужения (вероятно, также направленную против рим. влияния) предпринял IV Толедский Собор (633) (2-й канон подчеркивал необходимость сохранения литургического единства во всей Испании и Нарбонской Галлии). Как составители служб и авторы молитв и песнопений прославились Конанций, еп. Палланции (ныне Паленсия) ( Hildef. Tolet. De vir. illustr. 11//PL. 96. Col. 203), св. Евгений II Толетский (Ibid. 14//PL. 96. Col. 204; см. ст. Евгений III ) и св. Ильдефонс Толетский (согласно его Житию - CSMA. Vol. 1. P. 59-66). С именем св. Иулиана Толетского связывают редакцию литургических книг (Vita seu Elogium S. Juliani. 11//PL. 96. Col. 450). Араб. нашествие 711 г. не прервало сразу развития И.-м. о., поскольку значительное количество населения на завоеванных территориях оставалось христианским, однако дальнейшая эволюция богослужения происходила на севере полуострова при епископских кафедрах (Луго, Овьедо, Асторга, Леон и др.) и в мон-рях (Санто-Доминго-де-Силос (в тот период - Сан-Себастьян-де-Силос), Сан-Мильян-де-ла-Коголья, Сан-Хуан-де-ла-Пенья и др.), многие из к-рых были основаны в VIII-X вв. На юге же, в Севилье и Кордове, богослужение на лат. языке сохранялось в архаичных формах, поскольку христ. общины постепенно переходили на араб. язык. В кон. VIII в. И.-м. о. оказался в центре адопцианских споров (см. ст. Адопцианство ). Поскольку Элипанд Толедский в качестве обоснования своего учения ссылался на богослужебные тексты (MGH. Conc. Aevi Karolini. Bd. 2. S. 113), во Франции испан. литургические книги попали под подозрение и стали характеризоваться каролингскими богословами как еретические (особенно после осуждения адопцианства на Франкфуртском Соборе 794 г.). Несмотря на это, И.-м. о. получил поддержку в Астуро-Леонском королевстве, правители к-рого стремились возродить вестгот. традицию.

http://pravenc.ru/text/674997.html

Впервые З. был опубликован в Италии в 1558-1560 гг., и с тех пор эта книга переиздавалась десятки раз. В 1-й пол. XX в. появляются переводы З. на франц. и англ. языки. В нач. XXI в. в Станфордском ун-те (США) был сделан 1-й научный перевод этой книги на англ. язык. Одновременно в Израиле велась работа над 1-м научно-критическим изданием оригинального арам. текста З. и его перевода на иврит. Происхождение Первоначально в иудейской традиции автором З. считался рабби Шимон бар Йохай, однако с нач. XIV в. появление З. связывают с деятельностью каббалиста Моисея Леонского (Моше бен Шем Тов де Леона), жившего в Испании во 2-й пол. XIII в. Рабби Моисей Леонский называл себя лишь переписчиком З., но отнюдь не автором. Эту проблему еще при жизни Моисея Леонского взялся разрешить др. каббалист - рабби Исаак из Акры. Прибыв в Испанию, он встретился со мн. людьми, знавшими рабби Моисея и рассказавшими ему о появлении З. Изначально у рабби Исаака было 2 версии: либо эта книга действительно имела древнее происхождение, была найдена в пещере в Палестине, затем отправлена в Испанию, попала в руки Моисея Леонского и была им отредактирована; либо же она была написана Моисеем Леонским, скрывшим свое имя под псевдонимом. Расспрашивая современников, рабби Исаак выяснил, что немало людей еще при жизни рабби Моисея безрезультатно пытались увидеть подлинник и выяснить авторство З., однако ни им, ни рабби Исааку это сделать не удалось. Вопрос о происхождении З. был вновь поднят в XV-XVII вв. евр. учеными, к-рые сделали лингвистический и текстологический анализ этого сочинения. Одним из наиболее известных трудов, опровергавшим древность З., стала книга философа и талмудиста 2-й пол. XV в. Илии Дельмедиго «Бхинат ха-дат» (Исследование религии). В XIX в. историк Г. Грец не сомневался, что автором З. был именно кастильский каббалист рабби Моисей Леонский. Крупнейший исследователь евр. мистики XX в. Г. Шолем после тщательного филологического анализа текста З. отверг бытовавшее мнение, согласно к-рому З. представляет собой средневек. компиляцию различных произведений более раннего периода. По его мнению, в относительно короткое время (основная часть З. написана в 1280-1286) рабби Моисей Леонский написал обширное эпическое произведение, создав не только его фабулу, но и его язык, являющийся амальгамой арам. языка Вавилонского Талмуда и Таргума Акилы (Онкелоса), испан. и араб. слов, а также собственных неологизмов.

http://pravenc.ru/text/200085.html

Psalmo (psallendum; в Леонском Антифонарии эти песнопения названы psalmi pulpitales - псалмы, исполняемые с пульпита) - респонсорное песнопение, соответствующее рим. градуалу. Всего в рукописях сохранилось более 120 psalmi, тексты к-рых, как правило, заимствованы из Псалтири. Подобно vespertini, psalmi состоят из рефрена и стиха, причем окончание рефрена повторяется кроме тех случаев, когда рефрен распет на ту же мелодию, что и стих. Стиль распева - невматический или мелизматический. У большей части psalmi только 1 стих, но в период Великого поста (по воскресеньям, кроме 1-го) и в Страстную седмицу (со вторника) число стихов постепенно увеличивается, достигая в Страстную пятницу 15. Psalmi с несколькими стихами, вероятно, имеют позднее происхождение, т. к. эти стихи сокращены, а их порядок не совпадает с библейским ( Randel. 2001). Threni - покаянные песнопения на тексты из библейских Книг Иова, прор. Иеремии и кн. Плача Иеремии, заменявшие psalmi в определенные 11 дней Великого поста. Содержатся только в Леонском Антифонарии и в рукописи Tolet. Arch. Capit. 35.5. Стихи threni пелись in directum (т. е. не прерываемые припевами или др. текстами) на одну и ту же мелизматическую мелодию. В Леонском Антифонарии 10 из 11 t hreni начинаются со стиха «Quis dabit capiti meo» («Кто даст главе моей» - Иер 9. 1), к которому прибавлено 3-4 изменяемых стиха (см.: Cullin. 1989, 1991; Randel. 1993). На важнейшие и древнейшие праздники (ок. 20 дней в год) к psalmi присоединялись clamores, завершавшиеся аккламацией «Deo gratias» («Благодарение Богу»), после чего повторялся рефрен psalmo. Clamor исполнялся на тот же тон, что и psalmo, а аккламация - всей общиной на неизменяемую мелодию ( Brou. Le psallendum. 1947). Как правило, тексты для psalmo и clamor на один праздник взяты из одного псалма, что, по-видимому, указывает на древнее происхождение этих песнопений. Laudes, респонсорные песнопения испано-мосарабской мессы, соответствуют аллилуиариям рим. мессы и подобно им могут группироваться по мелодическому принципу. В обычное время laudes состояли из «аллилуии» в мелизматическом стиле, стиха в невматическом стиле и повтора «аллилуии», иногда с вариацией или расширением распева. В Великий пост они напоминают psalmi и vespertini: рефрен и 1-2 стиха в невматическом стиле; если они распеты на разные мелодии, рефрен повторяется.

http://pravenc.ru/text/674999.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010