Постоянные войны между правителями Астурии и Андалуса приводили к разорению городов в сев. части И., что не способствовало развитию структур христианской Церкви. Тем не менее Астурийское (впосл. Астуро-Леонское) королевство стало центром притяжения для христ. духовенства, к-рое покидало города Андалуса. С усилением христ. королевств на севере полуострова были связаны как появление новых кафедр, так и реорганизация церковной структуры - епископы оставляли пришедшие в запустение после араб. завоевания центры Вестготского королевства, мн. титулярные епископы находили прибежище в мон-рях, вместо захваченных арабами церковных кафедр появлялись новые. В результате военных походов астурийцев, в первую очередь кор. Альфонсо II (791-842), у мусульман был отвоеван ряд городов с епископскими кафедрами. Однако церковная организация в Астурии была плохо развита, система митрополий фактически не восстановлена. Как и при вестготах, монархия поддерживала тесную связь с христ. Церковью. Христ. правители сохранили за собой право избирать или утверждать кандидатуры епископов, учреждать новые еп-ства, определять границы диоцезов, созывать церковные Соборы (известно о Соборах 812 и 893 гг. в Овьедо (сохранившиеся акты в нач. XII в. были фальсифицированы по указанию Овьедского еп. Пелагия); в 892 состоялось совещание 7 епископов по случаю освящения ц. Сан-Сальвадор-де-Вальдедьос). Верховным церковным иерархом в гос-ве был митрополит Браги, его резиденция находилась в Луго. Однако в перечне астурийских епископов (ок. 880), сохранившемся в «Хронике из Альбельды», на 1-м месте стоит имя Эрменегильда, «епископа Царского города» (т. е. Овьедо), тогда как Флавиан, «епископ Браги [пребывающий] в крепости Луго» значится 2-м. Ввиду того что власть митрополита была слабой, возросло значение епископской кафедры Овьедо, основанной Альфонсо II при своей резиденции. С нач. X в. все большее значение приобретала кафедра г. Леон, куда была перенесена столица королевства (в перечне «Хроники из Альбельды» имя Леонского еп.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Собор Санта-Мария в Толедо. 1226–1493 гг. Собор Санта-Мария в Толедо. 1226–1493 гг. Первенство Толедской кафедры оспаривалось мн. прелатами, самым активным из к-рых был Пелагий, еп. Овьедо (1102-1130, 1142-1143). В 1105 г. он и Петр, еп. Леона, добились подчинения своих диоцезов непосредственно Папскому престолу. Впосл. еп. Пелагий вступил в конфликт с епископами Бургоса и Луго, а также с архиепископом Браги, который претендовал на юрисдикцию над кафедрой Овьедо. Стремясь создать в Овьедо центр паломничества, превосходящий Сантьяго-де-Компостела, Пелагий способствовал распространению почитания хранившихся там святынь, прежде всего погребального плата Христа. По его инициативе был составлен сборник документов, подтверждающих привилегии еп-ства Овьедо (Liber Testamentorum). Включенные в сборник грамоты являются важным источником по истории Астуро-Леонского королевства, хотя почти все они были отредактированы или фальсифицированы по указанию епископа. Из-за активного участия в политической борьбе еп. Пелагий был смещен с кафедры; противостояние с Толедо сошло на нет. После отвоевания Арагонской короной Балеарских о-вов (1229-1235) начался конфликт между епископами Барселоны и Жироны и архиепископом Таррагоны. В 1232 г. было создано еп-ство Мальорка, подчиненное Папскому престолу; о-в Ивиса после отвоевания христианами отошел под юрисдикцию архиепископа Таррагоны. Основанное после освобождения города от арабов (1238) еп-ство Валенсия также подчинялось Таррагонскому архиепископу. В 1250 г. была восстановлена и подчинена Папскому престолу кафедра Картахены (в 1291 резиденция епископа перенесена в более населенную Мурсию). Во 2-й пол. XIII в. восстановили еп-ство Кордова (как суффраган Толедо) и архиеп-ство Севилья (1249), суффраганами к-рого стали Кадис и Силвиш на юж. побережье Пиренейского п-ова. Портик Славы собора в Сантьяго-де-Компостела. 2-я пол. XII в. Мастер Матео Портик Славы собора в Сантьяго-де-Компостела. 2-я пол. XII в. Мастер Матео XII и XIII вв. в совр. историографии рассматриваются как период церковного кризиса в Кастилии и Леоне.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Авита Вьеннского, Драконция, Альдхельма Малмсберийского), в т. ч. испанских (Пруденция, св. Исидора Гиспальского, св. Евгения II Толетского и св. Ильдефонса), а также Жития Эмеритских отцов, так и сочинения рим. писателей (Помпея Трога, Ювенала, Вергилия, Катона), особенно позднеантичных грамматиков (Доната, Клавдия, Мавра Сервия Гонората). В завещании Сихилы упомянуты и богослужебные книги - Псалтири, Антифонарии, Лекционарии (Liber commicus), Liber ordinum и др. Вероятно, «неоготские» устремления астуро-леонских правителей включали укрепление т. н. испано-мосарабского обряда. Из числа сохранившихся литургических рукописей этого обряда подавляющее большинство было создано в североиспан. скрипториях в X-XI вв. Продолжением традиций вестгот. эпохи было и широкое распространение т. н. пактового монашества, отличавшегося тем, что монашеская община была основана на формальном договоре (pactum) между аббатом и всеми насельниками. Эта традиция получила развитие в Галисии под влиянием св. Фруктуоза, еп. Браги († 665), который считался одним из отцов испанского монашества, а с VIII в.- также в Леоне, Кастилии и Ла-Риохе. Мост паломников в Пуэнте-ла-Рейна, пров. Наварра. 1-я пол. XI в. Испанская марка, территориальный центр которой окончательно оформился после захвата франками Барселоны, объединяла 5 еп-ств с кафедрами в Барселоне, Жироне, Эльне, Уржеле и Вике. Положение Церкви здесь было лучшим, нежели в Астурии: в ряде еп-ств поддерживалась непрерывная епископская преемственность, покровительство со стороны франк. правителей и местной знати способствовало строительству храмов и мон-рей. Так, в 80-х гг. IX в. на средства Вифреда I Волосатого, гр. Барселоны, Озоны, Жироны, Уржеля и Серданьи были основаны мон-ри Санта-Мария-де-Риполь и Сан-Жоан-де-лез-Абадесес, впосл. ставшие важными духовными и культурными центрами Каталонии. Поскольку Таррагона, древняя митрополия Сев.-Вост. Испании, оставалась в руках араб. правителей, еп-ства Испанской марки находились в юрисдикции архиепископа Нарбонского.

http://pravenc.ru/text/674995.html

А. В. Русанов Церковь св. Петра в Лорозе. X–XII вв. Древнейшим памятником церковного зодчества на территории еп-ства К. считается ц. Сан-Педру в Лорозе (нач. X в.?). Ранее церковь относили к мосарабским храмам. В наст. время предполагается, что храм был построен колонистами из Астуро-Леонского королевства, отвечавшими за оборону юж. границы графства К. от арабов. Церковь перестраивалась и приобрела совр. вид после реконструкции в 30-х гг. XX в. Это небольшая приземистая базилика с 3 короткими нефами, разделенными колоннадами с подковообразными арками. Центральная прямоугольная апсида открывается подковообразной аркой в главный неф, боковые (также прямоугольные) - в повышенные, перпендикулярно ориентированные боковые объемы, которые разделены аркадами центрального нефа. К зап. фасаду примыкает вытянутый в длину притвор, равный по ширине центральному нефу и, возможно, первоначально имевший 2-й этаж. Предположительно в кон. XII в. стена, отделявшая притвор от нефа, была разобрана; тогда же церковь, видимо, лишилась кубической башни над средокрестием и алтарной преграды между нефом и трансептом. Церковь Сан-Педру рассматривается как провинциальный памятник астуро-леонской архитектуры, выдержанный в архаичных для X в. формах (строители скорее всего ориентировались на храмы, схожие с ц. Сан-Хульян-де-лос-Прадос в Овьедо (после 812); см.: Almeida Fernandes P. A Igreja São Pedro de Lourosa e a sua relação com a arte asturiana//Arqueologia Medieval. Mertola, 2008. Vol. 10. P. 21-40). Интерьер ц. св. Петра в Лорозе Интерьер ц. св. Петра в Лорозе Широкое храмовое строительство началось после окончательного перехода К. под контроль христ. правителей (1064). Во 2-й пол. XI в. был реконструирован или построен заново кафедральный собор (не сохр.): в документе из соборного картулярия, датированном 1086 г., упоминается об алтарях Пресв. Девы Марии, св. Петра и св. Мартина, а также о примыкавшей к собору ц. св. Иоанна. Важнейший памятник романской архитектуры на территории еп-ства - собор Вознесения Пресв.

http://pravenc.ru/text/1841702.html

Мавра стоит на предпоследнем, 11-м месте). Правители Астурии не только основывали новые еп-ства, но и восстанавливали прежние. Так, в сер. IX в. была восстановлена кафедра в г. Асторга (рим. Астурика Августа), существовавшая при вестготах. В IX-X вв. по мере отвоевания земель у арабов учреждались новые епископские кафедры в пограничных с Кастилией городах Астуро-Леонского королевства - в Вальпуэсте, Сасамоне, Осме и др. Отсутствие централизованной системы церковного устройства сказывалось на особенностях жизни Церкви в Сев. Испании - слабое развитие системы приходов, преобладание частных церквей (см. Частной церкви право ), существование т. н. семейных мон-рей. Контакты кор. Альфонсо II с правителями из династии Каролингов способствовали развитию церковной жизни: строились храмы (наиболее представительным был соборный ансамбль в Овьедо, от к-рого сохр. отдельные части), основывались мон-ри, к-рые принимали участие в колонизации отвоеванных у арабов территорий. Принято считать, что благодаря сотрудничеству Альфонсо II и Теодомира, еп. Ирии Флавии (ныне Падрон), в И. стало распространяться почитание ап. Иакова, гробница к-рого была обретена на месте совр. г. Сантьяго-де-Компостела. При кор. Альфонсо III (866-910) туда была перенесена епископская кафедра, а гробница апостола стала самой значимой испанской святыней и местом паломничества. Стремление к легитимации притязаний на владычество над всей И. привело к формированию т. н. неогот. идеологии, в к-рой подчеркивалась преемственность Вестготского и Астуро-Леонского королевств. Эта тенденция получила отражение в «Хронике из Альбельды», где при описании строительства храмов и королевского дворца в Овьедо отмечается: «И как в церкви, так и во дворце в Овьедо он [Альфонсо II] сделал все в точности по образцу готов (Gotorum ordinem), как было в Толедо». Стремление возродить величие державы вестготов способствовало быстрому развитию культуры. Из И. происходили церковные деятели и богословы, сыгравшие заметную роль при дворе Карла Великого,- Агобард Лионский, Теодульф Орлеанский, Клавдий Туринский, Пруденций Галинд.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Значимым военно-политическим событием стало занятие христианами в 856 г. Леона, относительно крупного города, в который в начале Х в. при короле Альфонсо III (866–910/12) была перенесена королевская резиденция. С этого времени Леон ощутил себя преемником Толедо, в значительной степени оттеснив в этой роли Овьедо. Обладая значительным влиянием на местах, опираясь на собственные военные отряды, состоявшие как из зависимых, так и из свободных людей, могущественная и агрессивная знать астуро-леонского времени стремилась к расширению территорий, находившихся в их зоне влияния, причем за счет не только соседних мусульманских владений, но и (нередко) земель своих христианских соседей. И тем не менее основным направлением экспансии действительно являлись территории, примыкавшие к южным границам Астуро-Леонского королевства как ничейные, нейтральные, своеобразное испанское «дикое поле», так и принадлежавшие к сфере влияния магнатов-мусульман, также исходивших из своих частных, еще более разнообразных (этнических, клановых, региональных и др.), чем у их северных соседей, интересов, а потому скорее формально, чем фактически подчинявшиеся арабским правителям Кордовы. 122 Отмечается и активная политика предстоятелей вновь восстановленного Леонского епископства, которые стремились занять центральное место в системе церковной организации королевства. Одним из проявлений этой тенденции стало составление жития епископа Фроилана (900–905), одного из сподвижников короля Альфонсо III, написанного после смерти епископа. В этой атмосфере и сложились хроники, происходящие из окружения Альфонсо III. Придворная знать и в первую очередь представители образованного духовенства воспринимали Астурию и Леон как преемников Толедского королевства и стремились связать военные победы с именем короля, на которого возлагали большие надежды. В начале Х в. его даже иногда именовали «императором», а «Пророческая хроника» прямо предрекала Альфонсо III скорую власть над всей Испанией и восстановление Толедского королевства вестготов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вопрос о том, какую редакцию следует считать более ранней, к настоящему времени так и не разрешен окончательно. Большинство исследователей отдают первенство Овьедской версии; другие предпочитают ранее преобладавшее представление о том, что примитивный стиль и бедная латынь Родской версии являются доказательством ее более раннего происхождения. Будучи важнейшим источником по истории Астуро-Леонского королевства, «Хроника Альфонсо III» неоднократно публиковалась в Новое время, начиная с 1615 г., когда эрудит Пруденсио де Сандоваль (1552–1620) выпустил в свет ее первое издание, 1084 переизданное в 1634 году. Β XVIII b. хроника публиковалась дважды (1727 и 1756 гг.); последнее из этих изданий, подготовленное выдающимся эрудитом, августинцем Энрике Флоресом (1702–1773) и опубликованное в знаменитой серии «Священная Испания» (España Sagrada), неоднократно переиздавалось впоследствии (1850, 1870, 1913). Сложность рукописной традиции (при относительной немногочисленности рукописного наследия) предопределили неоднократные переиздания текста хроники и в XX веке. Оригинальные издания были осуществлены С.Гарсия Вильяда (1918 г.), 1085 М.Гомесом Морено (1932 г.), 1086 А.Убьето Артетой (1960 г.; переиздано в 1971 г.), 1087 немецким испанистом И.Прелогом (1980 г.) 1088 и, наконец, Х.Хилем Фернандесом при участии Х.Л. Руиса-де-ла-Пенья и Х.-Л. Моралехо (1985 г.). 1089 В основу настоящего перевода положен текст, представленный в последнем из перечисленных изданий. 1090 Представленный перевод является принципиально новым, в его основу положена Родская, а не Овьедская версия, переведенная мной ранее. Настоящая статья также написана специально для этого издания. В тексте перевода географические названия и личные имена представлены в современной транскрипции за исключением случаев, когда их идентификация вызывает сомнения (такие случаи специально оговорены в примечаниях). При транскрипции личных имен арабского происхождения переводчик ориентировался на формы, присущие российской традиции востоковедения и несколько отличающиеся от западных (в том числе испанских) аналогов; их оригинальная латинская форма представлена в примечаниях. Начинается хроника вестготов от времен короля Вамбы вплоть до наших дней, составленная в правление славного короля Ордоньо 1091 , сына блаженной памяти короля Альфонсо 1092

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

506 Isidori Etym. V.24.12: Nuncupatio est, quam in tabulis cerisque testator recitat, dicens: ‘Haec ut in his tabulis cerisque scripta sunt, ita dico, ita lego: itaque vos, cives Romani, testimonium mihi perhibete,’ et hoc dicitur nuncupatio: nuncupare est enim palam nominare et confirmare. 507 Isidori Etym. V.24.15–16: Cretio est certus dierum numerus, in quo institutus heres aut adit hereditatem, aut finito tempore cretionis excluditur, nec liberum illi est ultra capiendae hereditatis. Cretio autem appellata quasi decretio, id est decernere vel constituere, ut puta: ‘ille heres mihi esto’: additurque, cemitoque infra dies tot.’ 508 Ulp. Epit.20.9: Tabulas testamenti testator tenens ita dicit: “HAEC UT IN HIS TABULIS CERISVE SCRIPTA SUNT, ITA DO LEGO, ITA TESTOR; ITAQUE VOS, QUIRITES, TESTIMONIUM PERHIBETOTE». Ulp. Epit. 22.27: Cretio est certorum dierum spatium, quod datur instituto heredi ad deliberandum, utrum expediat ei adire hereditatem nec ne, velut “TITIUS HERES ESTO CER- NITOQUE IN DIEBUS CENTUM PROXIMIS, QUIBUS SCIERIS POTERISQUE. NISI ITA CREVERIS, EXHERES ESTO». 510 Isidori Etym. V.24.19: Alii dicunt pactum esse quod volens quisque facit; placitum vero etiam nolens conpellitur, veluti quando quisque paratus sit in iudicio ad respondendum; quod nemo potest dicere pactum, sed placitum. 511 Ауров O.B. Римско-правовые понятия pactum и placitum в правовой практике Астуро-Леонского королевства (VIII – XI вв.)//Ius antiquum. Древнее право. 2003. 1 (11). С. 96–99; Дождев Д.В. Римское частное право... С. 614–615. 515 Isidori Etym. V.25.1: Hereditas est res quae morte alicuius ad quempiam pervenit. vel legata testamento, vel possessione retenta (Исидор. Этимологии V.25.1: Наследство есть вещь, которое после чьей-либо смерти к кому-то переходит, либо отказанное по завещанию, либо удерживаемое владением). Cfr. Cic. Top. 29.7: Ut haec: Hereditas est pecunia. Adde quod sequitur: quae morte alicuius ad quempiam pervenit (Цицерон. Топика. 29.7: Например: “Наследство есть имущество» Добавь последующее: «... которое после чьей-либо смерти к кому-то переходит.» – Пер. А.Е. Кузнецова).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Сказанное ни в малейшей степени не умаляет роли «Хроники Aльфohco III» в истории и культуре раннесредневековой Испании. Прежде всего она является одним из важнейших памятников истории языков народов Пиренейского полуострова. 1075 Данные лингвистического анализа позволили существенно продвинуться и в решении проблемы авторства: еще в 1946 г. М.Стеро убедительно показал, что хроника представляет собой компиляцию, созданную несколькими (как минимум пятью) хронистами, 1076 поскольку стилистическая структура носит гетерогенный характер. На значение хроники в истории латинской прозы обращали внимание видные специалисты по истории средневековой латинской литературы Испании Р.Менендес Пидаль, 1077 М.Диас-и-Диас 1078 и С.Боделон. 1079 Определенные промежуточные итоги, достигнутые в исследовании «Хроники Альфонсо III» с использованием методов классической филологии, в контексте истории испано-латинской исторической прозы некоторое время назад подвел В.Валькарсель. 1080 В России исследованием хроники занимались А.Р.Корсунский, О.И.Варьяш, Г. А.Попова и автор этих строк. 1081 «Хроника Aльфohco III» сохранилась в двух редакциях, названных по месту составления «Родской» и «Овьедской». Первая дошла в составе так называемого Родского кодекса, переписанного в епископстве Рода (Наварра); однако видный знаток испанской раннесредневековой рукописной традиции М.Диас-и-Диас полагал, что изначально текст хроники был составлен в монастыре св. Емилиана в Коголье (San Millan de la Cogolla) в Риохе, a в Роде лишь скопирован в рукопись более позднего времени. 1082 «Овьедская» («К Себастьяну») редакция, которая традиционно связывается с именем Себастьяна, епископа Аркавики и Оренсе (послание короля, обращенное к этому архиерею, воспроизведено в рукописи перед текстом хроники), несомненно, сложилась в дворцовом скриптории. Скорее всего, он располагался в Овьедо, одной из официальных резиденций астуро-леонских королей, сохранившей свое значение и в период возвышения Леона. Для Овьедской версии характерен более высокий литературный и лингвистический уровень, чем для Родской. «Овьедская» версия сохранилась в четырех рукописных редакциях в поздних рукописях вв. 1083

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1076  Stero M. El latln en la Cronica de Alfonso III//Cuadernos de Historia de España. 1946. P.125–135. 1078 Diaz y Diaz M. La historiografia asturiana hasta el año 1000//Idem. De Isidoro al siglo XI. Ocho estudios sobre la vida literaria peninsular. Barcelona: Ediciones El Albir, 1976. P.216–229. 1080  Valcarcel V. La historiografia latina medieval de Hispania, un quehacer de la filologia latina hoy//Historia. Invesmigaciones. Documentos. 2005. 32. P.329–362. 1081  См., например: Корсунский A.P. История Испании IX–XIII вв. (Социально-экономические отношения и полигический строй Астуро-Леонского и Леоно-Кастильского королевства). M., 1976. С.50–97; Варьяш О.И. О положении сервов и либертинов в Леонском королевстве в IX­–XI вв.//Средние века. 1980. Вып.43. С.207–222; Ποповα Г.А. Почему битва при Ковадонге стала легендарной?//Ретроспективная информация источников: образы и реальность. M.: ИВИ РАН. 2013. С.167–178; «Хроника Альфонсо III» (из цикла астурийских хроник конца IX в.)/Вст. Ст., пер., комм. О.В. Аурова//Памятники средневековой латинской литературы. вв./Отв. ред. М.С.Касьян. M.: Наука. 2011. С.248–269. 1082 Diaz y Diaz M. La historiografia asturiana hasta el aflo 1000... P.222. Рукопись не сохранилась, но известны две ее поздние копии, а также более поздняя редакция. 1083 Garcia Villada Z Redaccion Primitiva de la Cronica. I. Los manuscritos//Cronica de Alfonso III/Ed. por Z.Garcia Villada. Madrid. 1918. P.13–33. 1087 Cronica de Alfonso III/Ed. por A.Ubieto Arteta. Valencia, 1960. (Texmos Medievales, 3); Cronica de Alfonso III/Ed. por A.Ubieto Arteta. 2 ed. Valencia, 1971. 1089 Cronicas asturianas. Cronica de Alfonso III (Rotense y «A Sebastian»), Cronica Albeldense (y «Profemica»)/Introd. y edicion critica de J.Gil Fernandez; Trad, y notas de J.L.Moralejo; Estudio preliminar de J.L.Ruiz de la Pefla. Oviedo: Univ. de Oviedo, 1985. 1096 1096 Павел. посланный в 672 г. Вамбой в Нарбоннскую Галлию (Септиманию) для подавления мятежа. поднятого Хильдериком, комитом Нима, к которому примкнули епископ Монпелье Гумильд и аббат Ранимир (lul. Hist. cap.6), присоединился к мятежникам и возглавил заговор. заручившись поддержкой франков. Разгромив восставших басков, Вамба прибыл в Нарбоннскую Галлию и к сентябрю 673 г. подавил мятеж Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002