АДАМ КАДМ0Н . (евр. " adam qadmon, «Адам первоначальный», «человек первоначальный»), в мистической традиции иудаизма абсолютное, духовное явление человеческой сущности до начала времен как первообраз для духовного и материального мира, а также для человека (как эмпирической реальности). Представление об А. К. — иудаистический вариант гностической мифологемы антропоса; как и последняя, оно соотносимо с образами Пуруши и Гайомарта в индо–иранской традиции. Его специфика выявляется в контексте интерпретации библейского рассказа о сотворении человека: некоторые толкователи различали Адама, созданного из земли (Быт. 2:7), и Адама, сотворенного «по образу и подобию Божьему» (1:27). Эти слова воспринимались как указание на соединение в А. К. мужского и женского начал (очень древний и распространенный мифологический мотив двуполости первочеловека). Но эти же слова подвергались сомнению в связи с усилением веры в трансцендентность Бога; поэтому возникло толкование (приписываемое рабби Акибе, I–II вв.), согласно которому человек был сотворен «по образу» не Бога, но А. К. Филон Александрийский (I в. до н. э. — I в. н. э.) соединил эти представления с платоновской концепцией идеи как вневременного образца вещи: «небесный человек» (который, между прочим, изъят из разделения на мужской и женский пол) есть идеальная парадигма «земного человека». Полное развитие мифологема А. К. получила в пантеистически окрашенной каббалистической мистике XIII–XVIII вв., трактующей А. К. как онтологически необходимое соединительное звено между абсолютно бескачественной и неопределимой беспредельностью Бога и Его Самоопределением через полагаемые Им же формы. В «Зогаре» («Книга Сияния», написанная на арамейском языке в Кастилии в конце XIII в. и принадлежащая, по–видимому, Моисею Леонскому) говорится, что «образ человека заключает в себе все миры горние и дольние» и что образ этот избран «Святым Старцем» (т. е. Богом) для Себя Самого (талмудический трактат «Идра рабба» 144а). Символ А. К. был воспринят эклектической символикой масонства, где он соотносился с эмблемой шестиконечной звезды, т. н. Давидова щита (как символа взаимопроникновения «горнего человека» и «дольнего человека»). АДОНАИ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Около 986 г., однако, он уже стал настоятелем монастыря св. Мартина в Компостеле в Галисии, затем был возведен в сан архиепископа этого города. Он очень почитается как герой Испанской Реконкисты. Он особенно почитал Матерь Божию. Преставился он около 1000 г. Св. Вирила был настоятелем монастыря Св. Спаса в Лейре в Наварре. Он преставился в 1000 г. Св. Фройлан, также из Галисии, будучи еще юношей, стал монахом, а затем настоятелем монастыря в Мореруеле в Старой Кастилии, а затем епископом Леонским. Он сделал много для восстановления монашеской жизни, вместе со своим помощником (см. ниже), он создавал монастыри для сотен монахов и монахинь в западной Испании. Св. Фройлан преставился в 1006 г. и по традиции восхваляется в Леоне 5 октября, являясь Небесным покровителем Леонской епархии. Св. Фройлану умело помогал св. Аттила (Аттилан) (939 — 1009), бывший прежде монахом и пришедший из Галисии. На Пасху 990 г., в один день со св. Фройланом, он был рукоположен во епископа Саморы, города к югу от Леона. Память св. Аттилану совершается 5 октября, два дня спустя после церковного празднования его святому другу. Св. Ерменгаудий (на каталонском — Арменгол) был очень деятельным и имевшим истинный монашеский настрой епископом Урхеля в Каталонских Пиренеях с 1010 по 1035 г., когда он мирно предал свою душу Богу. Память его празднуется 3 ноября. Св. Гилльермо Пенакорадский был монахом в Сатагунском монастыре в Леоне. В 988 г. он бежал от мавров и поселился с другими монахами в Пенакораде, где основал монастырь, ныне носящий его имя. Он преставился в 1042 г. и память ему совершается 20 марта. Св. Атто был сначала монахом и подвизался в Онье в Старой Кастилии, а затем стал епископом и служил в окрестностях Ока-Вальпусты. Он преставился в 1044 г. и память ему совершается 1 июня. Наконец мы подошли к имени св. Касильды (+1050). Она родилась в Толедо и по происхождению была, вероятно мавританкой, но обратилась в Христианство, стала монахиней и подвизалась в Бривьеске близ Бургоса. Скрытая Земля Оглядываясь на историю народов Иберии, мы испытываем, очевидно, особенное сожаление, что они не остались в Православии.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/svjatye-...

Преподобная Османна , дева и отшельница († ок. 650; память 9 сентября), происходила из Ирландии. Впоследствии переехала в Бретань, где стала отшельницей, живя в совершенном уединении близ Брие. Маделгисил, святой отшельник († ок. 655; память 30 мая) родился в Ирландии и был учеником святого Фурсея, который миссионерствовал на востоке Англии. Маделгисил несколько лет подвизался в Сен-Рикье во Франции, а затем переехал вместе со святым Пулганом в Монстрель вести отшельническую жизнь. Еще один британский святой, которого Господь призвал спасаться в галльской земле, – Кондед Фонтенельский († ок. 690; память 21 октября). Родился в Англии, стал отшельником в Фонтен-де-Сен-Валери на севере Франции. Услышав о монастыре Фонтенель, стал монахом этой обители. Позднее проповедовал Христа на острове на реке Сене близ Кодебека. Святая отшельница Сира (VII в.; память 8 июня), по преданию, была сестрой святого Фиакра Ирландского. Она последовала за своим братом из Ирландии во Францию, где вела отшельническую жизнь. Святой подвижник из Ирландии Гобан, отшельник и мученик († 670; память 20 июня), родился в Ирландии и был искусным строителем. Он построил две известные церкви в этой стране. Подвижник был учеником святого Фурсея. Приняв священнический сан в Ирландии, святой Гобан переехал в английский город Бург-Касл в Саффолке на востоке страны. Там он принял монашество и помогал святому Фурсею в распространении слова Божия жителям Восточной Англии. Со временем святой Гобан последовал за своим игуменом во Францию, где они вместе вели отшельническую жизнь в лесу близ реки Уазы. Во Франции святой Гобан построил еще одну церковь, которую освятили во имя апостола Петра. Впоследствии на месте подвигов святых Фурсея и Гобана было построено аббатство. Святой Гобан был убит варварами во Франции на месте, где сейчас стоит город Сан-Гобен, и почитается как мученик. Святитель Тененан Леонский (VII в.; память 16 июля), вероятно, родился в Уэльсе и позднее стал отшельником в Бретани. Впоследствии, его назначили епископом Леонским. Мощи святого Тененана находились в Плоабеннеке.

http://pravoslavie.ru/34541.html

Юго-зап. угол двора был превращен в христ. храм: во 2-й пол. IV в. он был маленькой 3-частной часовней с углублением у вост. стены (для мощей под алтарем?), в 20-30-х гг. V в. перестроен в церковь, а в кон. VI в. к нему добавили апсиду с востока (прямоугольную снаружи и полукруглую изнутри) и баптистерий с запада. Жилые покои виллы использовались и в VI в.; при этом погребения совершали и в церкви, и в оставленных жилых зонах. Все это позволяет предположить наличие здесь с кон. IV в. домашнего мон-ря - для хозяев виллы, их единомышленников и домочадцев. Домашние мон-ри как тип позже исчезли, но их церкви могли сохраняться и тогда, когда вилла уже не использовалась для проживания. Так, в 1980 г. был раскопан Эль-Тесорильо в Пинар-де-ла-Альгайда близ Санлукар-де-Баррамеда (пров. Кадис) - некрополь VII в. на руинах маленькой рим. виллы кон. I в. по Р. Х. 20 погребений там было совершено просто в могилах, в открытых каменных цистах, маленьких оградках из камня или под черепицами; они не упорядочены, но имеют ориентацию «запад-восток»; погребения сопровождают сосуды и бронзовые пряжки (одна из пряжек имеет крестообразную форму). В V в. были превращены в церковь термы поместья Вегас-де-Педраса (пров. Сеговия), причем их использовали до VIII в., а после перерыва, в XII в., заменили 3-апсидной базиликой. Вероятно, с сельской виллой связан самый большой в И. (ок. 15×30 м) раннехрист. храм в Мариальба-де-ла-Рибера (пров. Леон) - мартирий с мощами местных святых (св. Марцелла Леонского и его 12 родственников либо св. Рамиро и 12 вестгот. монахинь). В наст. время гипотеза о 3 фазах строительства основного здания представляется необоснованной, храм датируется кон. IV - 1-й пол. V в. либо кон. VI - нач. VII в. Окончательно храм оставили в VIII в. В комплексы мн. вилл входили мавзолеи. Вилла Сенсельес в Константи (пров. Таррагона), сравнительно скромная в кон. I - нач. II в., была перестроена в кон. III в., а в сер. IV в. еще раз реконструирована владельцем - богатым аристократом, епископом (?), возможно самим имп.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Минимален (профильные обводки окон, слепые аркатуры в интерьере) и декор храма бенедиктинского монастыря Сан-Хуан-де-ла-Пенья (пров. Уэска; после 1071-1094), усыпальницы королей соседнего Арагона. Это однонефная 3-апсидная постройка, возведенная над врубленной в скалу криптой. Более разнообразный декор получила ц. Сан-Педро в Сиресе (пров. Уэска; 1082 - нач. XII в.), чей крестообразный план с невысокой квадратной башней над средокрестием отражает традиции леонской архитектуры. Двухэтажная капелла замка в Лоарре (пров. Уэска; 1096) с куполом на низком 8-гранном барабане близка к храмам соседней Каталонии по композиции, но ее декор (сложная профилировка портала и оконных проемов, вертикальные полуколонны и др.) свидетельствует об укоренении романских приемов на территории Арагона. Формы собора Сан-Педро в Хаке (1077-1082, 1104-1130) сочетают приемы разных школ франц. романского стиля. В плане же это 3-нефная базилика с 3 полуциркульными апсидами и трансептом, четко выраженным в пространстве, но не выступающим за линию боковых нефов. Интерьер базилики Сан-Исидоро в Леоне. 1063–1149 гг. Подобный план лег в основу значительного числа романских храмов в И. В частности, он использован в ц. Сан-Мартин во Фромисте (пров. Паленсия; кон. XI в.). Храм имеет высокий 8-гранный барабан и 2 круглые башни по сторонам западного фасада. Несмотря на сильные реставрационные поновления (1895-1904, архит. Мануэль Анибаль Альварес-и-Аморосо), храм и сейчас отличается почти классической уравновешенностью объемов и декора. Тот же план использован в важнейшей в Леоне романской базилике Сан-Исидоро (до 1063-1149); здесь рукава трансепта слегка выступают за линию боковых стен и апсид. Центральный неф перекрыт на всю длину цилиндрическим сводом, пространство средокрестия отделено от рукавов трансепта многолопастными арками, имеющими очевидное мусульм. происхождение. С запада, со смещением к северу от оси базилики, расположен 2-этажный Королевский пантеон, построенный несколько раньше остальных частей храма.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

XIV в.) - огромная базилика без трансепта, фасад к-рой оформлен 2 мощными башнями с глубокой лоджией между ними. Мон-рь Санта-Мария-де-Поблет. Ок. 1165 — ок. 1200 г. Мон-рь Санта-Мария-де-Поблет. Ок. 1165 — ок. 1200 г. Встречаются в И. и характерные для Нормандии 6- и 8-частные своды - в храмах Санта-Мария в Сигуэнсе (пров. Гвадалахара; ок. 1155 - нач. XIII в.), Санта-Мария-и-Сан-Хульян в Куэнке (между 1183 и 1196 - 1257) и др. Ряд храмов Каталонии испытал влияние архитектуры Лангедока и характеризуется стремлением к созданию обширных пространств, использованием нервюрных сводов и стрельчатых арок, опирающихся на пары пристенных колонн. Эти тенденции, обозначившиеся в соборах Санта-Мария в Таррагоне (1171-1331), Санта-Мария-л " Антига («Старый собор») в Льейде (1203-1278) и др., станут затем основой каталон. готики. Особый тип международного позднего романского стиля связан с орденом цистерцианцев (в И.- с 1140). Цистерцианские монастыри возводились как единый комплекс, включавший храм с клуатром, трапезную, дормиторий и хозяйственные постройки. Монастырский храм - это обычно 3-нефная базилика с сильно вытянутым трансептом и неск. прямоугольными апсидами. Архитектура отличалась суровой аскетичностью: лаконичность и обобщенность монументальных форм усиливалась отказом от скульптурного декора. В целом цистерцианские мон-ри в И. похожи друг на друга и на свои франц. прообразы. Особенностью можно считать приверженность к завершению храма полуциркульной апсидой, обходом и капеллами, что отражает укорененность клюнийской традиции, повлиявшей на архитектуру собора в Сантьяго-де-Компостела. Таково решение крупнейшего в И. собора одного из первых цистерцианских мон-рей за Пиренеями - Санта-Мария-де-Поблет (пров. Таррагона; ок. 1165 - ок. 1200). Венец капелл характерен и для др. крупных цистерцианских мон-рей - арагонского Санта-Мария-де-Веруэла (пров. Сарагоса; ок. 1171 - ок. 1200), наваррского Санта-Мария-ла-Реаль в Фитеро (посл. четв. XII в.- 1247), леонских Санта-Мария-ла-Реаль в Градефесе (пров. Леон; кон. XII в.) и Санта-Мария-де-Мореруэла (пров. Самора; кон. XII в.; сохр. руины). Классический вариант собора с прямоугольными апсидами представлен в каталон. мон-ре Сантес-Креус (пров. Таррагона; 1174-1211) и в др. менее значимых комплексах.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

23 Результатом увлечения византиноведением мы считаем и его многочисленные критические статьи, напечатанные в «Византийском временнике»: на мою книгу «Палмосские очерки» (т. 1 в. 3–4), на книгу Соколова «О византийском монашестве» (т. 2, в. 1–2) и Андреева «О константинопольских патриархах» (т. 4, в. 1–2) и др. и в «Летописи историко-филологического общества при Импер. Нов. Унив.» – на «издания Прав. Палестинского общества», на книгу Ф.Меера «Главные источники для истории леонских монастырей» (т. 4, 1894 г.) и др. Причины пробуждения в Николае Фомиче интереса к занятиям по изучению памятников древне-русской и византийской письменности кроются несомненно в оживленной разработке этих вопросов среди молодых его сотоварищей по Новороссийскому Университету. 24 См. мой отчет «Путешествие по Востоку и его научные результаты» Киев. 1890 г. стр. 11–12; отчет проф. В. Истрина , напечатанный в журнал Министерства Народного просвещения 1896 г. ч. 398, отд. 3 стр. 37 и д. 25 Труд этот написан Николаем Фомичем главным образом на основании рукописного Типикона 9 – 10 в. Патмосской библиотеки, но покойный сам лично никогда не был на Патмосе, и рукопись эту лично никогда не видел. Все сведения об этой рукописи он получил от части из «выдержек и извлечений» из нее, сделанных, по заказу о. библиотекаря русского Пантелеймоновского монастыря на Афоне, митрополитом пелусийским Амфиломием, проживающим на Патмосе, а главным образом из моей копии с этой рукописи. (Н. Красносельц. Типик церкви св. Софии стр. 6–8). 27 «Весьма удручен я, писал Николай Фомич мне от 25 мая 1898 г., ожиданием вашего Евхология и вообще сильно интересуюсь его скорейшим выходом. Как хорошо было бы заняться им на свободе, во время лечения. Но вы, очевидно, не торопитесь». 28 Николай Фомич не любил в учениках уклонений в сторону и порицал их за это откровенно. Так, напр., он не одобрял моего намерения писать очерк «Русские на Афоне», а когда я избрал предметом актовой академической речи – свои впечатления, вынесенные из поездки на Патмос, то он положительно упрекал меня в измене своей специальности и сурово осуждал меня за это.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Около 986 г ., однако, он уже стал настоятелем монастыря св. Мартина в Компостеле в Галисии, затем был возведен в сан архиепископа этого города. Он очень почитается как герой Испанской Реконкисты. Он особенно почитал Матерь Божию. Преставился он около 1000 г . Св. Вирила был настоятелем монастыря Св. Спаса в Лейре в Наварре. Он преставился в 1000 г . Св. Фройлан, также из Галисии, будучи еще юношей, стал монахом, а затем настоятелем монастыря в Мореруеле в Старой Кастилии, а затем епископом Леонским. Он сделал много для восстановления монашеской жизни, вместе со своим помощником (см. ниже), он создавал монастыри для сотен монахов и монахинь в западной Испании. Св. Фройлан преставился в 1006 г . и по традиции восхваляется в Леоне 5 октября, являясь Небесным покровителем Леонской епархии. Св. Фройлану умело помогал св. Аттила (Аттилан) (939 — 1009), бывший прежде монахом и пришедший из Галисии. На Пасху 990 г ., в один день со св. Фройланом, он был рукоположен во епископа Саморы, города к югу от Леона. Память св. Аттилану совершается 5 октября, два дня спустя после церковного празднования его святому другу. Св. Ерменгаудий (на каталонском - Арменгол) был очень деятельным и имевшим истинный монашеский настрой епископом Урхеля в Каталонских Пиренеях с 1010 по 1035 г ., когда он мирно предал свою душу Богу. Память его празднуется 3 ноября. Св. Гилльермо Пенакорадский был монахом в Сатагунском монастыре в Леоне. В 988 г . он бежал от мавров и поселился с другими монахами в Пенакораде, где основал монастырь, ныне носящий его имя. Он преставился в 1042 г . и память ему совершается 20 марта. Св. Атто был сначала монахом и подвизался в Онье в Старой Кастилии, а затем стал епископом и служил в окрестностях Ока-Вальпусты. Он преставился в 1044 г . и память ему совершается 1 июня. Наконец мы подошли к имени св. Касильды (+1050). Она родилась в Толедо и по происхождению была, вероятно мавританкой, но обратилась в Христианство, стала монахиней и подвизалась в Бривьеске близ Бургоса.

http://pravoslavie.ru/1985.html

Но, из послания Киприана и собора африканских пастырей к паствам леонской и астурийской 734 , откуда только и можно заимствовать современный этому событию сведения о нем, открывается, что Василид и Мартиал, за многие преступления лишенные епископства, не хотят покориться этому определению своих церквей, Василид идет в Рим и обманом убеждает Стефана возвратить ему – Василиду епископство; паствы леонская и астурийская, поставив епископами Сабина и Феликса на место низложенных, не думают исполнять волю Стефана, напротив, отправляют Сабина и Феликса к Киприану и карфагенскому собору, с письменной жалобой – прямо на самозванцев епископов, а косвенно – на Стефана, и с просьбой, чтобы африканские епископы облегчили их – Испанцев утешением или решением; – в послании своем, прямо против решения епископа римского, пишут, что Василид и Мартиал, запятнав себя свидетельством в идолослужении (libello) и связав себя сознанием скверных дел, не должны нести епископство и исправлять обязанности священства Божия. – Киприан с целым собором африканских пастырей выслушивает эту жалобу на самозванцев епископов и римский суд, – одобряет решение леонцев и астурийцев, противное воле Стефана, – дает, наконец, мысль, что в правое дело отдельной церкви Стефану и мешаться не следовало. Соборное Киприаново послание гласит, между прочим: «по божественному преданию и апостольскому обычаю, должно хранить и содержать тщательно, что содержится и у нас, и почти во всех странах, чтобы, для совершения правильного рукоположения, к тому народу, для которого поставляется предстоятель, сходились все ближайшие епископы той же провинции, и чтобы епископ избирался в присутствии народа, который жизнь всех знает самым полным образом и поведение каждого высмотрел из его обращения. Так, видим мы, поступлено и у вас, при поставлении сослужителя нашего Сабина. И нельзя отнять рукоположение, правильно совершенное: так-как Василид, по открытии его преступлений и обнажении совести его и собственным его признанием, отправившись в Рим, Стефана сослужителя нашего, который, находится далеко и происшедшего дела и правды утаенной не знает, обманул, чтобы побудить неправедно восставить себя на епископство, с которого праведно был он низложен... Не столько винить должно того, кого по его небрежности перехитрили, сколько отвращаться того, кто вероломно обольстил»... Таким образом, по определению африканского собора, не только не следовало покориться решению Стефана, но следовало даже винить его за то, что он, неосторожно вмешавшись в чужое, не подлежащее суду его дело, по небрежности своей допустил еще себя обмануть. § 60. Д. Разбор – на основании сношений Киприана Карфагенского со Стефаном Римским, по делу Маркиана, епископа арелятского в Галлии

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Мое положение в целом не изменилось, но даже улучшилось, работа в банке стала интереснее, жизнь русской колонии осталась прежней. Публикуются статьи в газетах, различных направлений. В одной из них преемнице «Последних новостей» появилась очень хвалебная статья об аресте и освобождении из лагеря нашего Игоря. В церковном плане, митр. Евлогий твердо намерен восстановить общение с Московской Патриархией, он получил заверения, что это вскоре произойдет. Церковь которая никогда не прерывала общения с Москвой все ещё существует. Один священник и двое мирян, один из которых Владимир Лосский, вскоре поедут с кратким визитом в Москву по приглашению Патриархии. Наконец, церковь, которая была в общении, с Синодом Югославии, также по-прежнему существует. В Свято Сергиевском Богословском Институте все благополучно. Митрополит Евлогий в честь взятия Берлина и Победы отслужил в присутствии посла СССР и нескольких генералов - торжественный молебен. Из семейных новостей: дядя Сергей скончался без страданий и ему было 85 лет. Тетя Оля чувствует себя хорошо, но сдала. Она из Севра иногда приезжает в Париж. Мы рады, что война в Европе наконец закончилась. Расскажи мне подробнее о монастырской жизни. С 21 апреля 1945года я от тебя ничего не получал. Твой брат Кирилл. Париж, 4 сентября 1945 г. (перевод с французского) Дорогой мой брат! Надеюсь, что ты получил наши письма и открытки. Мы с июня месяца ничего от тебя не получали. Игорь хорошо выздоравливает в замке во французских  Альпах, где он находится вместе женой. Он там пробудет ещё месяц и надеется не позднее ноября вернуться на работу. У меня всё хорошо. Банк «Леонский Кредит» предлагает мне ещё раз пойти в отпуск, в первый отпуск я побывал в городке, где жил в начале войны, у меня там хорошие друзья и на кладбище покоится несколько полковых друзей убитых 17 мая 1940 г. Несмотря на свои 77 лет, наша тетя Оля хорошо себя чувствует. Условия жизни в Париже постепенно улучшаются и мы надеемся, что предстоящая зима не будет такой тяжелой как предыдущая.

http://bogoslov.ru/article/4722411

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010