1735 Мудрено не сознавать помещику, силой и неправдой выживающему из деревень своего имения всех православных домохозяев. 1736 Жаль, что редакция не пояснила: за что? Наверно за то, что православные этого прихода остались все верны православию и никто из них не изъявил желания воротиться в лютеранство. Что противозаконного находит балтийский журнал в объявлении священниками прихожанам архипастырского благословения? Иди и в этом благословении он видит что-то возмутительное? 1737 За эту ревность к лютеранству он был впоследствии избран на должность супер-интендента рижской лютеранской консистории и впоследствии удостоен правительством звания – епископа. Но за укор лифляндскому дворянству в проповеди своей при открытии ландтага в том, что оно мало старалось онемечить край, лишён был должности супер-интендента и выбыл за границу, в истинное своё немецкое отечество. 1738 По своей ревности к лютеранству он не редко бывал в других приходах и, чтобы удержать латышей-лютеран от перехода в православие, произносил проповеди, подобные той, какую он сказал на фетельнском кладбище. 1740 Откуда это известью редакции? Или это написано и в сообщённых ей протоколах? Впрочем, и то надобно сказать, как же умному человеку не быть пристыженным при обвинении пастора в оскорблении православия! 1741 И видно, что сочинял повествователь; латыши обычно называют пастора – равно и священника –«честный учитель». 1742 Оправдание виновного в оскорблении православия пастора Вальтера, по распоряжению рижского генерал-губернатора князя Суворова, едва ли не было главным основанием принесённой Св. Синоду приснопамятным епископом Филаретом жалобы на князя в том, что он покровительствует лютеранству и вредит православию. 1743 Какой неосновательный предлог! Будто нельзя было обвинить такого преступника, который перешёл на другое место жительства! Очевидно, боялись обвинять священника: он мог доказать виновность пастора. 1744 Мой ответ пастору Дальтону отпечатан в 24 журнала «Вера и Разум» за 1890 г. и по распоряжению г. обер-прокурора Св. Синода переведён на немецкий язык и отпечатан за границей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Канцелярия консистории находится под начальством секретаря, определяемого и увольняемого Св. Синодом, по избранию и предложению Обер-прокурора 77 . Присутствия консистории происходят в первые пять дней недели; по субботам же только в случае особенно важных дел; нет присутствий в течение всей первой и последней недели Великого поста, а в остальные недели этого поста по пятницам; далее от 24 до 29 декабря и от 4 до 9 января включительно 78 . Ведению консистории подлежат следующие дела: 1) охранение и поддержание православной веры; надзор за благоустройством церквей и их благолепием; 3) наблюдение за благочинием в церквах и монастырях и за исполнением духовенством своих обязанностей; 4) суждение о способности к церковному служению кандидатов священства; 5) надзор за управлением церковным и монастырским имуществом; 6) духовный суд, при чем решения консистории восходят на утверждение епархиального епископа 79 . 3. Благочинные. Благочинные представляют собою орган церковно-полицейской власти архиерея и в старину назывались «поповскими старостами». Обязанности их впервые определены были Стоглавым соб. 1551 г., а затем, особою инструкциею, изданною патриархом Адрианом в 1699 г. и исправленною в 1775 г. Платоном впоследствии митрополитом Московским). По общему правилу, благочинный избирается епархиальным епископом из представленных консисториею кандидатов. Наблюдению благочинного поручается от 10 до 30 церквей с их причтами; если благочинному поручено более 15 церквей, расположенных на значительном пространстве, то ему может быть назначен помощник. Власть благочинного распространяется не только на причт, но и на прихожан. Относительно первого инструкция предписывает благочинным наблюдать, чтобы духовенство вело себя сообразно с достоинством своего звания, неопустительно исполняло церковные обязанности, в особенности, главнейшие богослужения и требы, имеющие гражданское значение, исправно вело приходские исповедные росписи и метрические книги. О всех неисправностях благочинный должен немедленно доносить архиерею.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Порфирий в письме к княгине Витгенштейн выражается так: «qui n’a d " autre mérite qu’ un extérieur compose» 356 , и который получил э το место лишь по настоянию обер-прокурора Толстого, читавшего его «благочестивые письма» к княгине Лукомской 357 . Попытка его просить себе, и даже при содействии высокопоставленных лиц, места настоятеля церкви при Императорской русской миссии в Риме не увенчалась успехом 358 . Когда в 1856 году возбужден был снова вопрос о сформировании второй духовной миссии в Иерусалиме, то арх. Порфирия прямо обошли назначением. Обер-прокурор Синода граф Толстой отдавал предпочтение иеродиакону Оптиной пустыни Ювенелию (Половцеву), впоследствии архиепископу виленскому, как «великому постнику и молитвеннику о душах наших» 359 . Новый канцлер князь Горчаков, припомнив свою беседу с архимандритом Порфирием в Вене перед севастопольской войной, теперь прямо объявил ему: «я не решился избрать представителем нашей церкви (в Иерусалиме) такое лицо, которое не убеждено в правоте ее» 360 . В начальники этой миссии канцлер князь Горчаков предположил назначить одесского викария Поликарпа, некогда занимавшего место настоятеля при нашем посольстве в Афинах, ничем, однако же, в прошлой своей заграничной жизни себя не заявившего 361 , но снискавшего репутацию человека благочестиво настроенного и даже святого 362 в глазах графа Толстого, графа Путятина и др. В Петербурге, впрочем, хорошо понимали, что намеченный в начальники второй нашей духовной миссии епископ Поликарп «не имеет той силы ума и воли, той сметливости, той вкрадчивости и того дара слова, которые нужны на дипломатическом поприще» 363 , а поэтому решено было дать ему в помощники уже изведанной опытности арх. Порфирия, которому обещано в награду «быть в Иерусалиме после еп. Поликарпа» 364 . Огласившееся в Петербурге это скромное назначение арх. Порфирия, как выражается он сам, в качестве «высокопреподобного дядьки» при «преосвященном мальчике» 365 , произвело на лиц, расположенных к арх. Порфирию и даже лично на него самого «успокоительное и даже радостное впечатление» 366 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

При каждой епархиальной кафедре состоит отдельно от Духовных Консисторий, Попечительство о бедных духовного звания. (Ст. 1562 т. 13 Уст. Общ. Призр. Св. Зак. 1857 г. П. С. 3. 10 Августа 1823 г. 29853.) Примечание. В Имеретинской епархии учреждено Попечительство на основании ВЫСОЧАЙШЕ утвержденного 12 августа 1823 г. положения о призрении бедных духовного звания; при этом на образование запасного капитала для Попечительства отчислены из средств Имеретинского; церковного казначейства 500 рублей, заключающихся в билете Государственного Банка, с причитающимися по нему процентами, а на помощь бедным обращены как проценты с данного капитала, так и штрафные деньги с духовенства и пожертвования в кружки Попечительства, которые должны быть выставлены во всех церквах епархии, с предоставлением Попечительству испросить впоследствии увеличение капитала из средств Имеретинской епархии, если к тому будет возможность. Для производства дел предоставлено Попечительству иметь Секретаря и 2-х писцов с жалованьем Секретарю 100 р. и писцам по 50 р. каждому, с отнесением этих расходов и на канцелярские расходы 50 р., а всего двухсот пятидесяти рублей, на счет Имеретинского церковного казначейства впредь до увеличения средств самого Попечительства. (23 Февраля 1880 г. Выс. утв. опред. Св. Синод. Ц. В. 15 – 16.) Попечительство распоряжается пособиями для призрений бедных духовного звания. (Ст. 1561 т. 13 Уст. Общ. Призр. Свод. Зак. 1857 г.) 1   Состав Попечительства Попечительство о бедных духовного звания составляется до шести попечителей, смотря по надобности, избираемых из белого духовенства, а в случае нужды и из монашествующих, соединяющих с благоразумием и опытностью особенное усердие к делу человеколюбия и пользующихся общественным доверием. (Ст. 1563 там.) Один из попечителей должен быть из присутствующих Консистории, для удобнейшего сношения и согласного действия обоих мест. (Ст. 1564 там.) Три попечителя должны быть непременно из имеющих пребывание в епархиальном городе, или близ него для безостановочного течения дел Попечительства; прочие могут быть и из пребывающих в других местах епархии, которые только в важнейших случаях должны находиться лично при Попечительстве, а кроме этого занимаются исполнением его поручений на своих местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Один из приходских священников петроградской епархии обратился к министру Финансов с предложением использовать для нужд войны старую медную монету, хранящуюся в некоторых церквах. Министр Финансов, сообщая о сем Синодальному обер-прокурору, просил об уведомлении, действительно ли в церквах, а также в монастырях могут иметься значительные количества старой медной монеты и, в утвердительном смысле, какие могли бы быть приняты меры к обмену этой монеты на кредитные рубли и доставлению на Монетный Двор означенного необходимого для сего Двора металла. Выслушав предложение об этом обер-прокурора и принимая во внимание, что в православных монастырях и церквах российской Империи может оказаться некоторое количество старой медной монеты, уже вышедшей из обращения, Святейший Синод поручил епархиальным преосвященным сделать надлежащие распоряжения о том, чтобы обители и церкви вверенных им епархий, у коих имеется старая медная монета, представили таковую, в виде пожертвований на нужды войны, в ближайшие, по месту их нахождения, Отделения Государственного Казначейства 288 . Святейшим Синодом принято было к сведению и исполнению сообщенное председателем Совета Министров письмо министра Императорского Двора о том, что Его Величеству благоугодно было выразить желание, чтобы, в виду обременения телеграфа из-за обстоятельств военного времени, Ведомства, Общества, учреждения и лица не посылали обычных телеграмм с поздравлениями к дню рождения Его Императорского Величества 289 . С объявлением мобилизации чины центральных учреждений при Святейшем Синоде, бывшие в отпуску, прервали свой отпуск и явились к исполнению служебных обязанностей 290 . В 18 день августа 1914 года Высочайше повелено было город С.-Петербург именовать впредь Петроградом 291 . Впоследствие такового Высочайшего повеления Святейшим Синодом 19 августа определено было в титулах учреждений и лиц духовного Ведомства, в коих встречается слово «с.-петербургский», за- заменить его словом «петроградский» 292 . 23 августа состоялось по этому предмету постановление Совета Министров, коим было положено правительственные, сословные и общественные учреждения, носившие название «с.-петербургских», именовать впредь «петроградскими» и уполномочить министров и главноуправляющих отдельными частями принять зависящие меры с соответственному, в установленном порядке, переименованию акционерных компаний, торгово-промышленных товариществ, частных предприятий, благотворительных и просветительных обществ и тому подобных организаций. Журнал Совета Министров 18 сентября 1914 года получил Высочайшее утверждение и был распубликован Святейшим Синодом по Ведомству Православного Исповедания в «Церковных Ведомостях» 293 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

По свидетельству окружавших его людей, он неоднократно высказывался об этом учреждении резко отрицательно: например, заявлял, что его надо бы на замок запереть и ключ бросить в Неву, или же признавался в том, что ему надоело слушать болтовню на заседаниях Государственного совета. В одном из писем 1878 г. к Е.Ф. Тютчевой Победоносцев писал, что члены Государственного совета «продают правду жизни и твердые ее начала – на пошлейшие аргументы либеральных начала, и всякий раз оглядываются – не сочла бы нас Европа за варваров!». По его словам, они «что угодно готовы разрушить, от чего угодно отказаться, что угодно принять, лишь бы блестели лоском европейской биржи!» 72 . В 1880г. он жаловался Екатерине Федоровне, как тяжко ему «сидеть между людьми, отрешившимися от преданий, потерявших смысл государственный, желающими только сбросить с себя бремя ответственности, пустить куда-то в свободное пространство – в так называемое общество важнейшие функции государственной власти». И «все эти тенденции расслабленного эгоизма, – констатировал Победоносцев, – прикрываются и оправдываются фразами, формулами истасканного либерализма» 73 . У членов Государственного совета славившийся своим критичным умом и широкой образованностью профессор вызывал невольное уважение. А.Ф. Кони вспоминал впоследствии, что большинство выступавших на заседаниях Госсовета постоянно смотрели в сторону Победоносцева, «жадно отыскивая в сухих чертах его аскетического лица знак одобрения или сочувствия тому, что они говорили, подделываясь под взгляды... «великого инквизитора», как они его заочно называли» 74 . 24 апреля 1880 г. император Александр II назначил К.П. Победоносцева обер-прокурором Святейшего синода, оставив его при этом на должностях сенатора и члена Государственного совета. В обер-прокурорские функции входил контроль за назначениями тех или иных лиц на епископские и митрополичьи кафедры, а также на профессорские должности в духовных учебных заведениях. Победоносцев сделался, таким образом, фактическим руководителем русской православной церковной организации.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

25.09.1881). Упоминается в дневнике Антонина с 1866 г. Выполняла различные хозяйственные поручения начальника РДМ. 344 Федорова Анна Никитична – смотрительница приюта РДМ в Иерихоне; позже – смотрительница школы в Бет-Джале. По происхождению – обер-офицерская дочь. 9 апреля 1877 г. Антонин отмечает в дневнике: «Еще Никитишна, оказывающаяся по метрике штабс-капитанскою дочкою. Во время же брака родитель ее был фельдфебелем!» Анна Федорова, как и Неонила Маркина и пещерница Марина, оставались в Святой Земле и после эвакуации РДМ в связи с началом Русско-турецкой войны. 345 Зырянова Екатерина (урожд. Кашина, в тайном постриге Евгения; 1810–14.08.1883). Родилась в Перми, с детства желала быть монахиней, но была выдана замуж против воли. Овдовев, приехала в Иерусалим. С начала 1870-х гг. – смотрительница приюта, построенного Антонином на участке с Дубом Мамврийским в Хевроне, за месяц до смерти была назначена смотрительницей Иерихонского приюта. «Настоящая строгая и глубокая христианка», как скажет исповедовавший ее перед смертью о. Антонин. 346 Маркина Неонила (Ненила) Мефодиевна – смотрительница основанного о. Антонином странноприимного дома на Елеоне. «Черничка», т. е. девица, отказавшаяся от мирской жизни, но и не принявшая монашества. Родом крестьянка с. Ливенки, Николаевского у., Самарской губ. В период Русско-турецкой войны 1877–1878 гг., когда члены РДМ были эвакуированы в Грецию, оставалась в Иерусалиме. Как писал в своем дневнике Антонин: «На Елеоне одна-одинешенька Ненила. Тоже не боится никого на свете. Если присовокупить к ней Никитишну и Катерину Хевронскую, паче всех Марину Хозевитскую, то надобно признаться, что нация всероссийская отличается недюжинным мужеством или упованием на Бога или очертя-головством». 347 Хури Селим (Салим) Константинович (ум. 1913) – с 1876 г. русский консульский агент в Кайфе (ныне Хайфа). Действительный пожизненный член ППО с 1885 г. 348 Данный документ свидетельствует о поддержке архимандритом Антонином школ в Палестине, помимо основанной им школы в Бет-Джале, переданной им впоследствии ИППО.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В XVIII столетии Святейший Синод возглавляли такие выдающиеся архипастыри, как митрополит Новгородский Димитрий (Сеченов) и митрополит Новгородский и Петербургский Гавриил (Петров), в XIX – митрополиты Новгородские и Петербургские Михаил (Десницкий) , Серафим (Глаголевский), Григорий (Постников) , Исидор (Никольский) и митрополит Киевский Иоанникий (Руднев), в начале XX столетия – митрополит Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) и священномученик Владимир (Богоявленский) , митрополит Петербургский, а потом Киевский. В состав Святейшего Синода в качестве его членов в разное время входили такие крупные церковные деятели, как митрополиты Платон (Левшин) , святитель Филарет (Дроздов) , Филарет (Амфитеатров) , святитель Инокентий (Вениаминов), Макарий (Булгаков) ; для присутствия в Синоде на несколько лет вызывались архиепископы Никанор (Бровкович) , Арсений (Стадницкий) (позже митрополит), святой Тихон и Сергий (впоследствии Патриархи) и другие выдающиеся архипастыри. 31.4. Обер-прокуроры Святейшего Синода В 1722 году указом императора учреждается должность синодального обер-прокурора. Первым обер-прокурором был И. В. Болтин, занимавший эту должность с 1722 по 1725 год. Инструкция обер-прокурора была буквально списана с инструкции генерал-прокурора при Сенате. Обер-прокурором, по мысли Петра I, должен был назначаться «из офицеров добрый человек». Ему вменялось в обязанность быть «оком государя и стряпчим по делам государственным» 308 . Для высшей церковной власти XIX века характерно поэтапное расширение прав обер-прокурора: при князе А. Н. Голицыне, графе Н. А. Протасове и, особенно, К. П. Победоносцеве права эти были расширены настолько, что из чиновника, только контролирующего ведение синодальных дел со стороны юридической правильности и соблюдения интересов государства, как это было предусмотрено в петровской инструкции, обер-прокурор стал полномочным министром, ответственным перед императором не только за соблюдение юридической формы в деятельности Синода, но и по существу. Эти новые полномочия обер-прокурора возникли из того, что при Александре I были отменены личные доклады царю первоприсутствующего члена Синода. Право представления регулярных личных докладов императору по церковным делам и присутствия на заседаниях Комитета Министров и Государственного Совета приобрёл обер-прокурор.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010