Выпущенное мной в 1891 году первое издание «Сборника духовных и гражданский законов по делам брачным и о законности рождения» давно уже разошлось. Продолжающиеся требования на Сборник заставили меня приступить ко второму изданию оного. Во втором издании сего Сборника весьма много исправлено и особенно дополнено. Исправлены цитаты узаконений по последним изданиям Сводов Законов, о степенях кровного родства и проч. Дополнения сделаны по узаконениям и распоряжениям Святейшего Синода последнего времени. Так: в отделе о расторжении браков по ссылке в Сибирь приведены (§ 80) Высочайше утв. 14 Дек. 1892 г. правила относительно расторжения браков лиц, ссылаемых в Сибирь по судебным приговорам, с лишением всех особенных прав и преимуществ; причем помещены последования после издания означенных правил разъяснения Святейшего Синода и Синодального Обер-Прокурора касательно расторжения сих браков по телеграммам и проч.; в отделе по искам о расторжении браков по прелюбодеянию и неспособности приведены весьма важные определения Св. Синода касательно: а) объявления Консисторских решений тяжущимся по сим делам; б) относительно вопроса о повальном обыске о проведении ответчиков по таким же делам; в) о случаях уклонения ответчиков по сим делам от явки в Консисторию для судоговорения и др.; в отделе (§ 53 п. б) о браке лиц новокрещенных приведено подлинником чрезвычайно важное определение Св. Синода 1892 г., разъясняющее порядок производства дел по ходатайствам новокрещенных из иудейства о дозволении им вступать в новые браки, в случае отказа их супругов, оставшихся в иудействе, продолжать супружество; в отделе о браках незаконных и недействительных (§ 17, п. б) напечатаны два циркулярных указа Св. Синода 1896 и 1897 гг. относительно требования объяснений от супругов вступивших в брак, предлагаемый незаконным, и о порядке объявления им Консисторских решений; а также приведено и разъяснение Синодального Обер-Прокурора касательно возбуждения Консисториями дел о незванных браках по безымянным доносам (§ 13, п. б); в отделе (§ 120) о выдаче метрических свидетельств приведены довольно подробно два сепаратных указа Св. Синода о случаях поступления в Консисторию просьб об изменении метрических записей о рождении детей, прижитых до брака и впоследствии узаконенных; а в отделе о браках по насилию и обману помещено решение Общего Собрания Кассац. Департаментов Прав. Сената по случаю брака, соединенного с обманом (§ 19 п. а). Отдел о расторжении браков по безвестному отсутствию одного из супругов разработан вновь, на основании Высочайше утв. 14 Янв. 1895 г. правил по сим делам и разъяснений, последовавших со стороны Св. Синода после издания означенных правил.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

Конфликт с царевичем Алексеем Петровичем, случившийся как раз в это время, казалось бы, должен был подтолкнуть царя к окончательному решению церковной проблемы, поскольку здесь Петр опять столкнулся с оппозицией как низшего, так и высшего духовенства. Не боясь впасть в ошибку, можно с уверенностью предположить, что факты, которые выявились на допросах по делу царевича Алексея, окончательно убедили Петра в необходимости установить новый тип церковного управления: устранить патриарха как единоличного владыку и учредить коллегию, т. е. такой порядок, который, по мнению Петра, был наилучшим в принципе и ограничивал произвол отдельных лиц во всех сферах управления. Сверх того, Петр решил полностью подчинить это новое коллегиальное церковное управление государственной власти, чтобы исключить малейшую самостоятельность, если бы она оказалась в противоречии с интересами государства. Феофан Прокопович получил задание написать для будущего высшего церковного управления «Духовный регламент», который должен был дать ему точное определение в указанном смысле. При жизни Петра Духовная коллегия, переименованная позднее в Святейший Правительствующий Синод, действовала всего четыре года. Как мы увидим далее, в эти годы коллегия не эволюционировала. Когда 28 января 1725 г. Петр умер, Синод в принципе ничем не отличался от того, каким он был 25 января 1721 г., в день своего основания. В то же время Синод петровского времени сильно отличался от Синода последующего периода. Организация петровского Синода была очень проста, и хотя он имел некоторую связь с Сенатом, но подчинялся непосредственно власти царя. После смерти Петра Синод начинает развиваться самостоятельно, расширяясь и формируясь в орган управления. Но эта сторона его истории ни тогда, ни впоследствии не имела особого значения. Характерно другое — изменяются отношения между Синодом и государственной властью. Набирает силу обер–прокуратура, которая хотя и была учреждена еще при Петре, но поначалу занимала скромное место. И то, что по прошествии века власть обер–прокурора сравнялась с министерской, а сами обер–прокуроры превратились в средостение между епископами Синода и монархом, вряд ли входило в замыслы Петра. Это было уже искажением петровских порядков. Можно даже сказать, что и сама государственная церковность, сознательно созданная Петром, также сильно изменилась. Носителем государственной церковности в течение двухсот лет оставался Святейший Синод, а он управлялся фактически министром — обер–прокурором. Поэтому всякий, кто упрекает Петра за его церковную реформу, должен принять во внимание ее послепетровскую эволюцию. Петр ответствен лишь за создание государственной церковности, которая выражалась в непосредственном подчинении церковной коллегии, т. е. Святейшего Синода, главе государства. Все последующие изменения в отношениях между Церковью и государственной властью в рамках государственной церковности были результатом послепетровского развития.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Александр вскоре по воцарению вызвал друга своего детства в Петербург, определил в сенат за обер-прокурорский стол, а указом 21 октября 1803 года назначил обер-прокурором синода и произвёл в статс-секретари, «дав ему право представлять свои доклады непосредственно, а не через генерал-прокурора или статс-секретарей, состоящих при личных докладах, как было до того времени». До Голицына обер-прокурором был около девяти месяцев действительный статский советник Александр Алексеевич Яковлев, служившей ранее в ведомстве иностранных дел, человек службы и долга, не ужившийся с синодом вследствие своей некоторой мелочности, в особенности, показавшейся синоду тягостной после беззаботного обер-прокурорства бесхарактерного графа Дмитрия Ивановича Хвостова, которого застал на обер-прокурорской должности XIX век. Голицыну в это время шёл к концу тридцатый год. В молодости он вёл так называемый светский образ жизни, и, как человек честный, не без раздумья принял предложенную ему должность. Бывает нередко, что люди, по-видимому, совершенно неподготовленные к той или другой деятельности, становятся вдруг в высшей степени на месте, когда волей судьбы вынуждены бывают взяться за то или иное дело. То же случилось и с Голицыным. Уже после самого первого знакомства с ним, епископ Евгений Болховитинов отозвался о нём, что он «человек молодой, но с достоинствами выше своих лет», и предсказывал, что, «кажется, все им будут довольны». Для Голицына это назначение было словно неким призванием Божьим: он неузнаваемо переменился: стал читать Священное Писание, погрузился в акты вселенских соборов, в отеческие правила, и впоследствии с глубоким уже сожалением вспоминал о легкомысленных увлечениях юности. Личная близость к государю и статс-секретарство Голицына придали новый блеск обер-прокурорской должности и «возвысили её до степени, равной с первыми должностями в государстве». Князь Голицын был «чрезвычайно деятелен, работал чрезвычайно много», скоро все дела забрал в свои руки и явился полным и безраздельным хозяином положения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Александр вскоре по воцарении вызвал друга своего детства в Петербург, определил в сенат за обер-прокурорский стол, а указом 21 октября 1803 года назначил обер-прокурором синода и произвел в статс-секретари, «дав ему право представлять свои доклады непосредственно, а не чрез генерал-прокурора или статс-секретарей, состоящих при личных докладах, как было до того времени». До Голицына обер-прокурором был около девяти месяцев действительный статский советник Александр Алексеевич Яковлев, служивший ранее в ведомстве иностранных дел, человек службы и долга, не ужавшийся с синодом вследствие своей некоторой мелочности, в особенности показавшейся синоду тягостной после беззаботного обер-прокурорства бесхарактерного графа Дмитрия Ивановича Хвостова, которого застал на обер-прокурорской должности XIX век. Голицыну в это время шел к концу тридцатый год. В молодости он вел так называемый светский образ жизни, и, как человек честный, не без раздумья принял предложенную ему должность. Бывает нередко, что люди, по-видимому, совершенно не подготовленные к той или другой деятельности, становятся вдруг в высшей степени на месте, когда волею судьбы вынуждены бывают взяться за то или иное дело. То же случилось и с Голицыным. Уже после самого первого знакомства с ним, епископ Евгений Болховитинов отозвался о нем, что он «человек молодой, но с достоинствами выше своих лет», и предсказывал, что, «кажется, все им будут довольны». Для Голицына это назначение было словно неким призванием Божиим: он неузнаваемо переменился: стал читать Священное Писание , погрузился в акты вселенских соборов, в отеческие правила, и впоследствии с глубоким уже сожалением вспоминал о легкомысленных увлечениях юности. Личная близость к государю и статс-секретарство Голицына придали новый блеск обер-прокурорской должности и «возвысили ее до степени, равной с первыми должностями в государстве». Князь Голицын был «чрезвычайно деятелен, работал чрезвычайно много», скоро все дела забрал в свои руки и явился полным и безраздельным хозяином положения.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Делопроизводство Синода в общем шло не с идеальною быстротой. Ведение Синода Сенату о том, что государь, будучи в Синоде, 1 октября дал указ быть в Синоде обер-секретарем дьяку Палехину, подписано было только 18 октября 1989 . Был случай, что по сенатскому ведению 26 сентября определение Синода состоялось только 13 января следующего года 1990 . От первых лет существования Синода многие дела остались вовсе нерассмотренными и впоследствии, за ненадобностию уже решений, сданы были в архив неоконченными 1991 : иные с пометками об изготовлении справки к докладу 1992 , или о немедленном докладе 1993 , иные без всяких пометок 1994 , иные с подлинным епархиальным следственным производством 1995 , иные с проектом определения Синода, оставшимся без подписей 1996 . Подчиненные Синоду места, устав ждать указов по своим доношениям, представляли иногда Синоду ведомость представленных Синоду и Синодом не решенных доношений. В июле 1722 года и в феврале 1723 года московский приказ церковных дел представлял такие ведомости о тридцати пяти доношениях, не решенных с 1721 года. Ведомости остались не доложенными Синоду. На одной из них имеется надпись о том, чтобы навести по ней справку в канцелярии 1997 . Медленность и неисправность делопроизводства не были привилегией синодальной канцелярии. К характеристике исправности делопроизводства канцелярий того времени может служить случай, что канцелярист, состоявший в городовой канцелярии, вышел из нее в 1716 году, служил уже в четвертом учреждении, и только в 1721 году канцелярия заметила, что в ней остались «его дела» неоконченные, и требовала его присылки из типографии, где он теперь служил, для окончания неоконченных дел 1998 . О том, что в делах происходит «задержка», знал и Синод: это не было тайною секретариата и канцелярии. В сентябре 1722 года обер-прокурор заявил Синоду, что «в делах происходит не малая остановка» 1999 . В октябре 1722 года, вследствие высочайшего указа по всем ведомствам, Синод сделал распоряжение, чтобы рассмотрение дел «о государственных должниках» происходило без всякого замедления 2000 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

172 Рескрипт на имя председателя комитета министров князя Гагарина – о главных началах, которыми должны руководиться министры и главноуправляющие отдельными частями при управлении вверенными им ведомствами. По поводу этого рескрипта Св. Синод издал от 15 июля того же 1866 г епархиальным преосвященным циркулярный указ, в котором поставил на вид духовенству, что оно в особенности должно послужить осуществлению священной воли Государя Императора. Духовенству в этом указе дается целый ряд предписаний относительно твердого и неуклонного исполнения своих обязанностей и охранения во всей чистоте христианского учения и утверждения его в умах юношей, а епархиальным преосвященным поручается в особенности наблюдение за воспитанием и образованием духовного юношества и охранение его от духа вольномыслия и от ненадежных воспитателей. 174 Кончилось ссылкой обвиняемого, чиновника духовн. ведомства И. С. Гаевского, в Сибирь, где он и умер. 177 Д.А. Толстой, обер-прокурор Св. Синода с 1865 по 1880 г., впоследствии министр внутренних дел, сконч. в 1889 г. 178 Высокопреосвящ. Филарет, митрополит Московский, в доношении своем Св. Синоду от 18 сентября 1865 г. указывал, что в Книге Правил св. Апостол, св. Соборов и св. Отец, изданной от Св. Синода в 1839 г., греческое слово ξαδλφη, помещенное в 54 правиле VI Вселенского (Трульского) собора, неправильно переведено словами: дщерь брата своего, тогда как оно должно быть переведено словами: двоюродная сестра (Душеполезн. Чтение 1884 г. т. III, стр. 120-я). По этому поводу из духовно-учебного управления при Св. Синоде последовало в начале 1866 г. за подписью и. д. товарища обер-прокурора Св. Синода Ю.В. Толстого конференциям Духовных Академий предложение: представить свои заключения – как правильнее перевести по-русски упомянутое слово: племянница или двоюродная сестра? Конференция Московской Духовной Академии поручила представить заключение по этому вопросу А.Ф. Лаврову, как профессору церковного права. А.Ф. не далее, как через 10 дней, представил в конференцию обширную и обстоятельную ученую записку, в которой, на основании юридических и канонических греческих памятников VIII–XIV вв. и многих других источников, доказывал, что ξαδλφη должно быть переведено словами: «двоюродная сестра». Конференция Академии, рассмотрев записку А.Ф. и согласившись с выраженным им мнением, представила эту записку со своим заключением Высокопреосвящ. Филарету, который точно также вполне согласился с мнением А.Ф., а затем представила все это дело обер-прокурору Св. Синода гр. Д.А. Толстому. Следствием же всего этого было изменение, начиная с 1866 г., в Книге Правил текста перевода 54 правила VI Вселенского собора, и слова: «с дщерью брата своего» были заменены выражением: «со своею двоюродною сестрою». (См. сообщение И.Н. Корсунского : «Одно из неизданных исследований в Бозе почившего архиепископа Алексия в области церковного права» в «Прибавлен. к Творен. св. Отец» 1891 г. ч. 47 и отдельно).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По «Духовному регламенту» и резолюциям Петра Великого на доклады Святейшего Синода, в ведомстве церковного суда оставлены были дела бракоразводные и о признании браков недействительными. С учреждением Синода почти все те уголовные дела, которые прежде входили в юрисдикцию святительских судов, были переданы судам гражданским. Церковному суду подлежали в синодальную эпоху только те преступления, за которые уголовные кодексы не налагали уголовного наказания, а предусматривали лишь церковное покаяние: например, уклонение от исповеди по нерадению, соблюдение новообращенными инородцами прежних иноверных обычаев, покушение на самоубийство, отказ в помощи погибающему, принуждение родителями своих детей к вступлению в брак или к постригу. Хотя деяния эти значились в уголовном кодексе, но государство все-таки сознавало, что тут речь идет не столько об уголовных преступлениях в собственном смысле слова, сколько о преступлениях против религиозного и нравственного закона. Что касается уголовных преступлений духовенства, то в синодальную эпоху все они стали предметом разбирательства судов светских. В Синод или к епархиальным архиереям виновные клирики направлялись только для снятия с них сана. Исключение оставлено было лишь за преступлениями клириков против своих служебных обязанностей и благочиния, и за делами по жалобам о личных обидах, наносимых духовными лицами и клириками мирянам. В ходе реформ 1860-х гг. обер-прокурором Св. Синода графом Д.А.Толстым был поставлен вопрос о реформе церковного суда. Однако подход обер-прокурора к задуманной реформе носил сомнительный с церковной точки зрения характер, о чем говорит уже сама формулировка вопроса: не надлежит ли и церковные суды перестроить сообразно тем началам, на которых преобразована судебная часть по гражданскому, военному и морскому ведомству. Тем самым игнорировался совершенно самостоятельный, основанный на канонах строй церковного управления и суда. В 1870 г. по настоянию обер-прокурора Св. Синодом был составлен Комитет по реформе церковного суда под председательством архиепископа Литовского и Виленского Макария (Булгакова), впоследствии митрополита Московского, который заменил ранее, в 1865 г., образованный Комитет, председательство в котором было возложено тогда на архиепископа Тверского Филофея (Успенского), поскольку первый Комитет не выработал проекта реформы.

http://patriarchia.ru/db/text/420396.htm...

В действительности же, я был едва не самым добросовестным союзником Обер-Прокуратуры на этом съезде. Съезд был вызван не столько заботами о реорганизации свечного дела в России и развитии отечественного производства воска, сколько подозрениями в злоупотреблениях директора Хозяйственного Управления А.Осецкого при закупках воска за границею, о чем громко кричали газеты, указывая на то, что А.Осецкому грозит не только отставка, но и предание его суду. Не имея еще фактических данных для реальных обвинений А.Осецкого в означенных злоупотреблениях, я имел, однако, основания разделять подозрения Обер-Прокуратуры. Впоследствии эти подозрения подтвердились, ибо А.Осецкий, на одном из заседаний, под моим председательством, уже в бытность мою Товарищем Обер-Прокурора Св. Синода, был вынужден сознаться в том, что покупал воск в Германии, игнорируя более дешевые предложения, а устроенные им торги были фиктивными… Во время этого примечательного заседания, один из участников, член Государственного Совета от Киевской епархии, протоиерей С.И.Трегубов, передал мне полученную им от какого-то члена Думы записку, написанную на клочке бумаги, где значилось, что Дума категорически требует немедленного упразднения комиссии по расследованию деятельности А.Осецкого, свободного в ее глазах от всяких подозрений. Было очевидно, что дальнейшие разоблачения довели бы Осецкого до скамьи подсудимых, и что, спасаясь от преследований Обер-Прокуратуры, он нашел защиту в Думе. Однако грозный окрик Думы не испугал меня, и заседания комиссии продолжались, хотя к моему удивлению, крайне тормозилось Синодом, где А.Осецкий также имел защитников, особенно в лице протопресвитера А.Дернова. Они прервались лишь с наступлением столь долгожданной и желанной революции, освободившей от ответственности не одного только Осецкого. Впрочем, не буду забегать вперед. Разбившись на секции, Съезд стал устраивать заседания по вечерам, в часы, свободные от служебных занятий, и в течение ближайших двух-трех недель, я принимал в этих заседаниях постоянное участие, изредка встречаясь и с А.Н.Волжиным.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

(Дело Хоз. Управ.) В образование запасного строительного капитала духовенства западных епархий вошли следующие суммы: 1) ВЫСОЧАЙШЕ утвержденными 16 Февраля 1867г. и 16 Марта 1870 г. мнениями Государственного Совета, в воспособление православному духовенству западных епархий, по случаю отмены существовавших в том крае, по положению 20 Июня 1842 г,, натуральных повинностей прихожан в пользу духовенства, в том числе повинности по постройке и ремонтировке домов для причтов, был установлен по губерниям юго-западного края с 1 Янв. 1868 г., и северо-западного края с 1Янв. 1870 г. поземельный сбор, на счет которого и внесено в Финансовую смету расходов по ведомству Святейшего Синода по § 6 ст. 1 в воспособление духовенству: юго-западного края по 374.500 р. и северо-западного по 184.000 р. в год. ВЫСОЧАЙШЕ утвержденным 24 Марта 1869 г. мнением Государственного Совета, означенные суммы, без изменения порядка их ассигнования предоставлено духовному начальству расходовать как на производство членам причта содержания, в виде посильных окладов, так и на устройство для причтов помещений тем способом, какой будет призван для этого удобным с утверждения Святейшего Синода. 2) Независимо от означенной суммы, с разрешения Святейшего Синода, предоставлено духовенству первоначально юго-западного края, а впоследствии и северо-западного края пожертвовать из своего содержания такой процент, какой само духовенство признает достаточным для образования капитала на удовлетворение строительных его потребностей; с согласия духовенства на таковое пожертвование, ежегодно удерживается на образование запасного капитала для возобновления и исправления причтовых помещений из той части содержания духовенства в епархиях юго-западного края, которая отчисляется на счет поземельного сбора, по 8% и из вэтого содержания духовенства епархий: Могилевской и Минской по 1%, Могилевской и Полоцкой по 2 %. Жертвуемые таким образом деньги высылаются в Центральное Управление Святейшего Синода, а сим последним обращаются в государственные %бумаги.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

2) Вновь предоставляемые чинам вышеупомянутых ведомств, служащим в Туркестанском крае, особые преимущества присвоить всем, находящимся ныне на службе в том крае, за все время их службы в местных Туркестанского края учреждениях; право же на получение обратных прогонов и полугодового по последней должности оклада предоставить лишь тем, которые по выслуге пяти лет, оставят службу в Туркестанском крае по впоследствии ВЫСОЧАЙШЕГО соизволения на дарование означенных выше преимуществ. (Ц. В. 13.) 76 В случаях необходимости изменить решение, Духовные Консистории должны применяться к порядку, указанному в ст. 740 – 742. Т 2 ч. 1 Общ. Губ. Учр. (изд. 1876 г.) 81 Полезно заметить, что в прежнее время, а именно в конце 18 и в начале 19 столетия Духовные Правления, в качестве вспомогательных Духовным Консисториям учреждении, существовали во всех более значительных и отдаленных от епархиального – городах. Около половины текущего столетия сознана мысль об излишестве существования этих учреждений и вместе о закрытии их. В 1840 г. 2 Ноября по всеподданнейшему докладу Обер-прокурором определения Святейшего Синода о закрытии существовавших в Пермской епархии Ирбитского и Шадринского Духовных Правлений, вместе с утверждением данного доклада, последовало ВЫСОЧАЙШЕЕ разрешение на упразднение и других Духовных Правлений, без испрошения на то особых ВЫСОЧАЙШИХ повелений. На основании этого ВЫСОЧАЙШЕГО разрешения и закрыты существовавшие Духовные Правления. Продолжающие существовать и вновь открытые Духовные Правления здесь и перечисляются. 82 По поводу вакантного состояния кафедры Алеутского Епископа, Аляскинскому Духовному Правлению поручено по делам Алеутской епархии, требующим архипастырского разрешения и утверждения, относиться к Преосвященному Митрополиту Новгородскому и С.-Петербургскому. (Опред. 14 Декабря 1883 – 19 Февраля 1881 г. 2556. Указ. 22Февраля 1884 г. 592.) 83 В этом указе п. 4 изображено: «всех таких священно и церковнослужителей, на кого поступит от благочинного, или Духовного Правления донос, или жалоба, вызывать немедленно в дом архиерейский, прилежно испытывать его поведение и, во-первых, исправлять предписанными в указах из Святейшего Синода 6 Мая 1797 г. средствами, а буде уже и за тем совершенно не исправятся, то таких священников и диаконов, на основании того же указа, лишать чина вовсе, а причетников отсылать в светские команды, для определения способных из них в военную службу. 84 Первоначальная редакция этой инструкции напечатана по определению Св. Синода 28 Августа 1775 г. 85 По Высочайше утвержденному 29 Мая – 10 Июня 1876 г. штату православных приходских церквей бывшей Холмской епархии, назначено на разъезды и канцелярские расходы 12 благочинным -каждому 150 р., всем 1800 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010