и пересмотренному в 1883 г., консистория — это присутственное место, через которое архиерей управляет епархией и вершит в ней духовный суд. Вместе с архиереем Консистория получала указы от Синода. Консистории состояли из 5-7 (а иногда и более) членов, избиравшихся из числа архимандритов, игуменов, иеромонахов, протоиереев, священников и утверждавшихся по представлению архиерея Синодом. В таком же порядке члены консистории увольнялись. Для производства дел при консистории состояла особая канцелярия. Ее возглавлял светский чиновник-секретарь, назначаемый и увольняемый Синодом по предложению обер-прокурора. Секретарь консистории подчинялся как епархиальному архиерею, так и обер-прокурору Синода, все предписания которого он обязан был неукоснительно исполнять. Консистории составляли предварительные решения по всем церковным делам епархии и представляли свои протоколы на утверждение архиерея (при этом он не обязан был сам присутствовать в консистории). В случае несогласия архиерея с мнением консистории в исполнение приводилась резолюция архиерея. В управлении отдельными частями епархии Епархиальному архиерею помогали благочинные, соответствовавшие древнерусским поповским старостам. В 1698 г. Патриархом Адрианом была издана " Инструкция поповским благочинным смотрителям " . В 1775 г. Инструкцию пересмотрел Тверской архиепископ Платон (Левшин), впоследствии митрополит Московский. В его редакции Инструкция была издана Синодом как официальный документ. Благочинный назначался самим архиереем. В благочиннический округ входило 10-15 приходов. Если приходов в округе было больше 15, благочинному давался помощник. Благочинный обязан был дважды в год объезжать свой округ и докладывать архиерею о состоянии вверенных его надзору приходов. Согласно Инструкции, благочинный наблюдал за тем, чтобы духовенство неукоснительно исполняло свои обязанности, касающиеся богослужения, распоряжения церковным имуществом и ведения метрических книг. О всех недостатках благочинный обязан был немедленно сообщать архиерею.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1475...

В-ча, что называется, по рукам и по ногам, заставили его просить себе помощника по церковно-исторической кафедре. К первому семестру учебного 1858 года таковым и был назначен, по его же указанию, только-то окончивший курс даровитый студент нашей академии Н.К. Соколов (впоследствии известный профессор церковного права в Московском Университете), двоюродный брат А. В-ча. А. В-ч уступил ему чтение русской церковной истории, а себе оставил преподавание прочих отделов церковно-исторической науки. 877 В одно почти время с этим А. В-чу предстало не- —259— ожиданное искушение переменить род своей службы. Обер-прокурор Св. Синода граф А.П. Толстой предлагал ему перейти в Петербург в канцелярию Синода. Что были за мотивы к тому у графа и при каких обстоятельствах это случилось, неизвестно. Из письма к А. В-чу Филарета (Черниговского) видно, что он отказался от такой чести. 878 В Петербург А. В-ч поехал в следующем году, но ненадолго, и по другому совершенно делу. Между тем еще в 1856 году возбужденное официальным порядком дело перевода Библии на русский язык в начале 1858 года стало близиться и к осуществлению. Труд перевода разделен был между четырьмя духовными Академиями, которым от Св. Синода предписано было избрать из среды ученых мужей их людей способных к тому, начав дело с новозаветных книг Св. Писания. В московской духовной Академии для сей цели, в числе не многих других, избран был А.В. Горский, и он много положил труда на это благое дело. Ему именно, особенно на первых порах (в 1858–1860 годах), когда он еще не был ректором Академии, принадлежал главный труд перевода; другие члены переводного комитета лишь проверяли и исправляли сообща перевод А.В. Горского. Так было в отношении к Св. книгам Нового Завета. В отношении же к книгам Ветхого Завета (Псалтирь, в последней половине её) А.В. Горскому, который в то время был уже ректором Академии, принадлежало лишь главное руководство и наблюдение за переводным трудом другого лица (П.И. Горского). 879 В феврале 1859 года Петербургская духовная Академия намеревалась праздновать пятидесятилетие своего существования.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Путешествуя по России и присутствуя в различных церквях при богослужении, Павел остался очень недовольным широко распространенным обычаем петь, вместо концерта, стихи, «сочиненные по произволению», и 10 мая 1797 года поручил митрополиту Гавриилу предложить св. Синоду предписать всем епархиальным преосвященным, чтобы нигде и ни в каком случае не употребляли в церковном пении «выдуманных стихов», а чтобы, вместо концерта, пели или псалом, или же обыкновенный каноник 524 . – 21 сентября того же года Трощинский писал митрополиту Гавриилу, что император, получив прошение священника 1-го чугуевского регулярного казачьего полка, Насеткина, с жалобой на полковника князя Багратиона, и других офицеров, будто бы преследовавших его за принятие и отправление на почту доноса, врученного ему от двух полковых вахмистров, препровождает полученное прошение к нему, Гавриилу, с тем, чтобы «духовное правительство» произвело свой суд над священником, вмешавшимся в «чужое» дело и принявшим деятельное участие в доносе вахмистров, уже отданных под суд за клевету на свое начальство 525 . – 23 сентября 1797 года Трощинский препроводил к митрополиту Гавриилу поданное на высочайшее имя прошение священника упраздненной крепости Узеней, Федорова, с поручением, чтобы проситель был возвращен на прежнее место или же определен к какому-либо другому приходу, по рассуждению св. Синода 526 . И нужно заметить, что подобные распоряжения верховной власти митрополиту Гавриилу приходилось предлагать св. Синоду довольно нередко 527 . Но еще чаще в таком же важном и влиятельном положении посредника между императорской властью и высшим церковным учреждением мы видим преемника Гавриила по званию первенствующего члена св. Синода – Амвросия, архиепископа с.-петербургского, а впоследствии митрополита новгородского и петербургского. 10 июля 1797 года император Павел получил от иеромонаха Киево-Печерской лавры Дометиана Владевича донос на киевского преосвященного Иерофея, обвинявшегося в неслужении благодарственного молебна по получении известия о вступлении на престол Павла Петровича и в растрате значительных церковных сумм на свои личные прихоти; по словам Владевича, преосвященный Иерофей, за время управления Киево-Печерской лаврой, расточил более 25,000 рублей из неокладных церковных сумм на покупку «токайских вин и английских пив» 528 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

«Расстрижение»афонских иноков одесскими чиновниками происходило с применением физической силы. Очевидец так описал»процесс переряжения монахов в обычных мирян»под руководством околоточных и помощника пристава:«Добираются до так называемого»парамана»   , и разыгрывается там сцена.«Нет, — твердо заявляет имяславец. — Этого я не дам, поклялся пред Богом всю жизнь носить его». Но в ответ следует распоряжение»снять», и четыре дюжих руки освобождают монаха от последнего доказательства его принадлежности к монашеской братии»   . Расстриженные монахи из тех, кто не угодил в тюрьму, были»направлены по проходным свидетельствам в мирском одеянии для водворения на родину по местам прописки»   . Некоторые возвращались на родину в подрясниках, обрезанных выше колен: в таком виде они напоминали»бывших людей»   . Расстригая афонских иноков и снимая с них монашеские одежды, одесские чиновники исполняли Определение Святейшего Синода за 5967 от 6–9 июля 1913 года: согласно этому Определению, признанными в монашеском звании могли быть только те иноки, которые получили постриг в России, до отправки на Афон; постриг, полученный на Афоне, вообще не признавался. Формальным основанием для такого необычного разделения монахов по месту пострига являлся синодальный указ от 19 марта 1836 года, согласно которому»русские подданные, получившие монашеское пострижение на Афоне, в России не признаются, доколе не выполнят трехлетнего послушнического искуса в одном из российских монастырей»   . Синод распорядился не допускать высланных афонцев в монастыри и запретить носить монашеские одежды; постриженных в России или впоследствии признанных Синодом было решено направить в Одесские подворья афонских монастырей   . Эти инструкции и были исполнены одесскими гражданскими чиновниками. За ходом операции по расстрижению афонских иноков наблюдал направленный в Одессу 11 июля директор канцелярии обер–прокурора Святейшего Синода В. И. Яцкевич. Согласно газетным сведениям, Патриарх Константинопольский Герман, один из виновников»афонской трагедии», направил в российский Синод протест против превращения изгнанных с Афона иноков в мирян   , однако в данном случае Синод предпочел проигнорировать мнение Константинопольского Патриарха, а также присоединившихся к этому мнению Патриархов Иерусалимского и Антиохийского   . Впрочем, канцелярия Святейшего Синода опровергла сообщения газет о протестах Патриархов   .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Наверное, не одно сердечко моих слушателей дрогнуло от горьких слов Володи Оллонгрена: «Какая семья! И отчего у меня нет такого дедушки? И вообще – почему я такой неудачливый? Нет ни дедушки, ни отца: одна мама». (Отец Володи капитан Константин Петрович Оллонгрен скончался, оставив четверых детей). Забегая во времени вперёд, когда питомцы мои уже давно стали взрослыми, отметила я в письме одного из них печальное эхо тех давних слушаний. «Когда я был ещё ребёнком, - писал мне Женя Р. , - обращаясь к Богу, я искренне просил у Него, чтоб я не был голоден, чтоб не болел, чтоб мама перестала пить…» В совсем недавнем телефонном разговоре (а живёт Женя в Нижнем Новгороде) вспоминал он наши «Сургучёвские чтения», и особенно, как Царские Дети, по наущению Володи, красили к Пасхе яйца и смешной эпизод – как они, возглавляемые Ники, крестили воробья. Голос Жени был исполнен светлой радости. «Ведь и мы в Воскресной школе тоже к каждой Пасхе красили и расписывали яйца. И, как у Царских Детей, руки наши были красны от лукового раствора, и так же от всех несло луком. И так же, как «царята», бережно несли плоды своего искусства домочадцам…» Каждое слово книги И.Д. Сургучёва источало свет и добрую улыбку. Да, «нам не дано предугадать, КАК наше слово отзовётся…» Не знаю, как, в каких обстоятельствах, но что в ветлужских детях «отозвалось» - уверена. Для меня текст книги неисчерпаем. В душевно-духовном складе мальчика Ники, которого автор-рассказчик вовсе не идеализирует, мне видятся проекции грядущих, взрослых намерений последнего Государя; в особенностях характера – слабости, впоследствии обернувшиеся трагедией. Известен исторический факт: в марте 1905 года Николай II встретился с членами Святейшего Синода. Напомню, что в 1701-м году царь Пётр I упразднил патриаршее управление церковью. Членов Святейшего Синода назначал сам. Его представителем был и самый важный чин СинодаОбер-прокурор. Таким образом, церковное ведомство становилось бюрократическим, чиновничьим департаментом Государственного аппарата.

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/04/...

Евреи в сильном волнении и опасаются, чтобы европейцы не вывезли таким образом все кости чтимых ими праотцев. Мне лично кажется, что вывоз из Палестины древностей, открываемых учеными путешественниками разных наций, совершенно бесполезен: несравненно больший для всего ученого мира интерес имели бы эти памятники, оставаясь, под должным наблюдением властей, на своих местах, где они могли бы с большим успехом служить доказательствами совершившихся событий и в совокупности впоследствии способствовать к полному уяснению топографии древнего Иерусалима, о которой до настоящего времени так много противоречивых мнений. С совершенным почтением и проч. АВП РИ, ф. Посольство в Константинополе, оп. 517/2, д. 1809, л. 9–11. 194. Отношение консула в Иерусалиме А.Н. Карцова к посланнику в Константинополе Е.П. Новикову Иерусалим 28 мая 1864 г. Подлинник Милостивый государь Евгений Петрович, Имею честь донести Вашему Превосходительству, что 26 сего мая назначенный секретарем вверенного мне консульства коллежский регистратор прибыл в Иерусалим и вступил в исправление своей должности. С совершенным почтением и проч. Примите, милостивый государь, уверения и проч. АВПРИ, ф. Посольство в Константинополе, оп. 517/2, д. 1809, л. 48. 195. Письмо товарища министра иностранных дел Н.А. Муханова к посланнику в Константинополе Н.П. Игнатьеву С.-Петербург 15 марта 1865 г. Секретно. Отпуск Милостивый государь, Николай Павлович, Из предшествовавших донесений консула нашего в Иерусалиме Вашему Превосходительству известны уже обстоятельства дела по неудовольствиям и жалобам, возникшим на начальника Духовной Миссии нашей в Иерусалиме со стороны подчиненных его, а равно, последовавшие по сему случаю распоряжения Св. Синода, о которых я сообщил Вам в отношении от 22 минувшего февраля 672. Ныне долгом считаю препроводить к Вам, милостивый государь, копию с двух весьма конфиденциальных ко мне писем г. обер-прокурора Св. Синода от 10 и 11 сего марта 56 и 1279, из коих Вы благоволите усмотреть взгляд генерал-лейтенанта Ахматова на это новое, печальное столкновение духовной власти нашей в Иерусалиме с светскою и суждение его о действиях нашего консула.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Повторив эти же, сейчас сказанные, выражения почти до слова при личном собеседовании с преосвящ. Иннокентием в присутствии моём, – говорил преосв. Антоний, – Владыка продолжал, между прочим, так: «Ну скажите пожалуйста, Преосвященный, с чего, кроме как с бухту барахту, пришло в голову преосв. Григорию затевать это дело и тем паче проводить его путем официальным через Св. Синод. Судя уже по тому одному, что преосв. Григорий сыздавна состоял Членом Св. Синода, он более и ближе, чем кто, мог бы сделать подобное заявление или при самом первоначальном рассматривании Догматического Богословия или, по крайней мере, при первом или втором издании».– «Да, странным казалось это дело и там, в Св. Синоде, отвечал преосв. Иннокентий со всею откровенностью. Я сам, как и некоторые другие, был даже против того, чтобы давать значение и ход заявлению преосв. Григория, так как изложенные в нём, замечания сразу оказывались и неуместными и не выдерживающими своей силы и значения, но преосв. Григорий был тогда совершенно далек, чтобы согласиться на это. Впоследствии же, хотя он и был согласен уступить, по крайней мере готов был переменить своё прежнее изложение, но последнее было уже поздно, потому что замечания его были уже препровождены Вашему В-ству в выписке при указе Св. Синода» 175 . Уступчивость со стороны преосв. Григория сколько представлялась новою своего рода странностью, столько же она вызвана была другим, неожиданным для него самого, обстоятельством, из которого он не мог не понимать, что замечаниям его ясно давалось мало весу. Дело было в том, что в описываемый промежуток от Духовно-Учебного Управления, при предложении г. Обер-Прокурора Св. Синода, последовало представление о безотлагательной нужде приступить к новому выпуску Догматического Богословия А. Антония по причине, во множестве поступающих отовсюду, требований на эту книгу, как учебник. И Св. Синод, несмотря на продолжавшееся дело по поводу замечаний преосв. Григория, тут же определил «разрешить выпустить новое издание Богословия А. Антония немедленно в прежнем его виде».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Деньги на содержание православных причтов в Галичине были, по ходатайству Святейшего Синода, разрешены к отпуску Высочайше утвержденным особым журналом Совета Министров в качестве чрезвычайного сверхсметного кредита 187 . Для всестороннего изучения приходского дела и быта в Галичине обер-прокурором Святейшего Синода В. К. Саблером был командирован профессор петроградской Духовной Академии Платон Николаевич Жукович, дабы впоследствии почерпнутыми им непосредственно из жизни и проверенными по действительности научными сведениями его по настоящему предмету можно было воспользоваться для надлежащего обоснования предположенного законопроекта об устройстве содержания православных причтов в Галичине 188 . Одновременно с духовным устроением Галичины были проявлены заботы и о помощи разоренным войною галичанам материальной. Святейшим Синодом в 1913 году был разрешен сбор пожертвований в пользу голодающих в Буковине и Галиции. Засим, в виду заявления, поступившего от председателя Комитета по « сбору пожертвований на указанную надобность, графа Перовского-Петрово-Соловово о прекращении этого сбора, как более совершенно излишнего, и об обращении не отосланных еще по назначению сумм на нужды, вызываемые военным временем Святейший Синод, приняв во внимание, что, вследствие наступивших военных действий, собранные на голодающих в Галиции и Буковине деньги не могут быть отосланы но назначению, между тем ощущалась острая нужда в средствах по уходу за ранеными воинами в России и Сербии и по обеспечению семейств русских запасных нижних чинов, в августе 1914 года постановил прекратить в церквах Империи кружечный сбор пожертвований на голодающих в Буковине и Галиции, предоставив председателю Комитета по сбору сих пожертвований имеющиеся у него не отосланные суммы этих пожертвований обратить, по его усмотрению, на нужды, вызываемые военным временем, а состоящие на счетах Хозяйственного Управления при Святейшем Синоде суммы означенного сбора и имеющие поступить в этот сбор деньги обратить в размере двух третей на Синодальный лазарет и одной трети в распоряжение Славянского Благотворительного Общества на нужды раненых сербских воинов 189 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

На основании приведенных соображений, не находя побуждений сохранять существующий порядок разрешения жалоб на святейший Синод, введенный в последние тридцать лет и вредящий достоинству сего установления, большинство членов, согласно с мнением митрополита Филарета, полагало: в замене существующего порядка разрешения жалоб на святейший Синод по делам судным, принять предложенный синодальным обер-прокурором как приближающийся, на сколько возможно, по местным условиям отечественной церкви, к требованиям каноническим, и заключающийся в том, чтобы жалобы на Синод по этим делам разрешались по большинству голосов всех, а если это невозможно в некоторых случаях, то двух третей членов епархиальных архиереев, для каковой цели рассылать к ним печатные записки из дел и жалоб. В развитии сего основного положения, будет оно удостоится Высочайшего утверждения, предоставить святейшему Синоду, составить подробные правила с тем, чтобы по одобрении Его Императорским Величеством, руководствоваться ими на будущее время по настоящему предмету. На представленном особым комитетом на Высочайшее благоуважение журнале 17 декабря 1865 г. последовала собственноручная Его Императорского Величества резолюция «исполнить по мнению большинства». Возбужденный вопрос живо интересовал предстоятелей русской церкви, и осуществление высказанных в разрешение этого вопроса предположений представлялось весьма желательным. Вот как между прочим по сему предмету высказался в письме к архиепископу костромскому Платону высокопреосвященный митрополит киевский Арсений, сам лично принимавший участие в заседаниях комитета при обсуждении настоящего вопроса. Митрополит писал: «Вот для нового года интересная наша новость, которая, надеюсь, вас порадует так же, как она порадует нас, ибо не без борьбы досталась нам. Отныне по жалобам на святейший Синод решения будут зависеть не от канцелярии святейшего Синода, под эгидой Высочайших повелений-а от рассуждения всех русских епископов, к которым будут присылаться печатные записки о делах на их усмотрение. Это значит, что дело от меньшего собора переносится на рассмотрение суда большего-от Синода ко всему сонму епископов. Не правда ли, заключал свое сообщение маститый иерарх, что такой порядок обещает впоследствии плоды добрые, лишь бы наша братия добре поняла и умела тем пользоваться. Sat Sapicati» 209 .

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

О чём донося Святейшему Синоду, долгом поставляю приложить в списке и помянутое моё отношение к шести преосвященным. Антонию, архиепископу Минскому, от 2 февраля за 233, о высылке в Жировицы перемещённого из Минской в Литовскую консисторию секретаря Хижнякова Получив указ Святейшего Синода, от 30 истекшего января, об определении секретарём Литовской консистории коллежского секретаря Хижнякова, долгом поставляю просить покорнейше ваше высокопреосвященство сделать распоряжение об отправлении его, Хижнякова, в Жировицы, и о времени его выбытия из Минска меня уведомить. Литовской консистории, от 3 февраля за 245, о высылке в Жировицы поочерёдно из благочиний дьячков, недостаточно знающих свою должность, для усовершенствования в дьячковском училище На представлении её, от 25 января за 1074, касательно разрешения на высылку поочерёдно из благочиний дьячков, не знающих достаточно своей должности, для обучения в Жировицкое дьячковское училище, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Совершенно согласен. Консистория имеет привести постепенно в действо настоящее её предположение и вместе с тем объявить повсеместно, что дьячки, которые не воспользуются настоящим к ним снисхождением и не усовершенствуют себя в познаниях, им необходимых, будут впоследствии удалены от мест и заменены другими знающими. В правление главного казначейства, от 7 марта за 408, о выдаче за минувшие две трети личного вознаграждения, назначенного к производству для преосвященного Иосифа По определению Святейшего Синода, от 7 декабря истекшего года, последовавшему на основании Высочайше утверждённого в 22 день декабря 1841 года журнала комитета по делам о духовных имениях, назначено получать мне из главного казначейства: 1) пожизненной пенсии, пожалованной 18 апреля 1839 года, 1.715 р. 40 к. серебром; 2) столовых, всемилостивейше пожалованных 17 декабря 1827 года, 343 р. 5 к. сер.; и 3) в замен доходов, прекратившихся с передачею в казну имений, 1.339 р. 3 к. сер. – всего в год 3.397 р. 48 к. сер.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010