Возглас: " Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение. Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков« (сравни: 1Тим. 1:17 ). Первый антифон. Малая ектения: »Паки и паки ( Пс. 140:5 ) миром Господу помолимся« и молитва: " Господи Боже наш, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое ( Пс. 27:9 ), исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящия благолепие дому Твоего ( Пс. 25:8 ): Ты тех возпрослави Божественною Твоею силою, и не остави нас, уповающих на Тя» ( Пс. 26:9; 16:7 ). Возглас: «Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава ( Мф. 6:13 ), Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». Второй антифон. Малая ектения и молитва: »Иже общыя сия и согласныя даровавый нам молитвы, Иже и двема, или трем, согласующымся о Имени Твоем, прошения подати обещавый ( Мф.18:19–20 ), Сам и ныне раб Твоих прошения к полезному исполни ( Пс.19:6 ), подая нам и в настоящем веце познание Твоея истины ( Евр.10:26 ), и в будущем живот вечный даруя». Возглас: " Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Третий антифон. Малый вход, или вход с Евангелием. К этому необходимо сделать некоторые замечания. Диакон говорит ектении перед царскими вратами, а во время пения антифонов, он отходит к иконе Спасителя. Молитвы трех антифонов – общие для литургий свв. Василия и Златоуста – священник произносит про себя, во время ектении, сказываемой диаконом. Если же он служит без диакона, то читает их опять-таки во время ектении, лучше всего, после прошения «Пресвятую, Пречистую...», для чего певцам следует несколько замедленно петь «Тебе, Господи», а не после возгласа, ибо возглас есть заключительная фраза данной молитвы. Эти молитвы, как и все литургийные молитвы теперь (кроме заамвонной), относятся к «тайным» молитвам. Тайные, как таинственные, мистические, современная литургическая практика понимает как «секретные», потаенные. Необходимо указать, что в древности было не так. Взгляд на евхаристические и другие молитвы, как на достояние одного только священника, а не всего народа, – более позднего происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

Священник стоя, пред св. трапезою во олтаре возгласно глаголет: Благословенно царство. Аминь. Приидите поклонимся (3-ды). Благослови душе моя (103-й пс.) Слава, и ныне. Аллилуиа (3-ды). Светильничные молитвы 5-я, 6-я, 7-я]. 237 Ектения великая : Миром Господу. Яко подобает Тебе (возглас). Аминь. Стихословие 18-й кафизмы. 238 Первый антифон . Наченшуся же стихословию 239 , отходит священник во св. предложение: и взем преждеосвященный хлеб от хлебоносца 240 , полагает и (его) со благоговением многим во св. дискос, вложив во св. чашу вино и воду обычно, ничтоже глаголя. И взем кадильницу кадит звездицу и покровы: и покрыв я ничтоже отнюдь глаголя; ниже молитву предложения, но токмо: Молитвами святых отец наших; Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Молитва: Господи щедрый. Малая ектения. Яко Твоя держава (возглас). Аминь. Второй антифон. Молитва: Господи да не яростию. Малая ектения . Яко благ (возглас). Аминь. Третий антифон . Молитва: Господи Боже наш. Малая ектения . Яко Ты еси Бог наш (возглас). Аминь. Господи воззвах. Каждение. Стихиры на Господи воззвах. При пении стихиры на Слава, и ныне, или на И ныне, открываются царские двери и совершается вход с кадильницею. 241 Молитва входа (вся, кончая «Аминь», тайно): Вечер, и заутра. По конце же стихир, глаголет диакон, или священник, возгласно: Премудрость, прости. И поют лики: Свете Тихий. Вонмем. Мир всем. духови твоему. 242 Премудрость. Прокимен . Бытия чтение. 243 244 Затворение царских врат. 245 Паремия. 246 Вонмем . 247 Прокимен второй. Отверстие царских врат. 248 Повелите . 249 И по исполнении сего, держа священник свещник со свещею (одною) и с кадильницею обема рукама, стоит пред св. трапезою, зря к востоком, и назнаменуя крест, глаголет возгласно: Премудрость, прости. Таже обратяся на запад к народу, глаголет: Свет Христов просвещает всех . 250 Затворение царских врат. Притчей чтение. 251 Вонмем. Паремия . 252 Мир ти. И духови твоему. Премудрость. Да исправится молитва моя . 253 Преклонение колен. 254 И по исполнении творим [с молитвою: Господи и Владыко живота моего 255 ] поклоны три.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Устав о вечерне на бдении всенощном находится в Типиконе, во 2-й главе; иногда в Служебнике (Киевского издания) и в Октоихе простом; также в последованиях Типикона, Минеи и Триоди в великие праздники Диакон: Восстаните... Господи благослови. Иерей: Слава Святей. Приидите поклонимся, трижды. Приидите поклонимся, трижды. Приидите поклонимся, трижды. Приидите поклонимся, трижды. Пс.: Благослови душе моя. Пс.: Благослови душе моя.. Пс.: Благослови душе моя. Пс.: Благослови душе моя. Пс.: Благослови душе моя. Слава и ныне. Слава и ныне. Слава и ныне. Слава и ныне. Слава и ныне. Аллилуия, трижды. Аллилуия, трижды. Аллилуия, трижды. Аллилуия, трижды. Аллилуия, трижды. Господи помилуй, трижды. Светильничны. Ектенья великая. Возгл: Яко подобает Тебе. Светильничны. Ектенья великая. Возгл.: Яко подобает Тебе. Светильничны. Ектенья великая. Возгл.: Яко подобает Тебе. Светильничны. Ектенья великая. Возгл.: Яко подобает Тебе.. Стихословие целой кафизмы. После 1-й и 2-й славы: Слава и ныне, и Аллилуиа, трижды (Тип. гл. 9), т.е. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, Слава Тебе, Боже, трижды и Господи помилуй, трижды, Слава н ныне 39 . Стихословие целой кафизмы. После 1-й и 2-й славы: Слава и ныне, и Аллилуиа, трижды, т. е. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, Слава Тебе, Боже, трижды, и Господи помилуй, трижды, Слава п ныне (Службы 1-й седм. в особ. кн.). (В вечер недели (воскресения) кафизмы не бывает). 1-й антифон 1-й кафизмы. (В неделю вечера стихословия кафизмы вовсе не бывает (Тип., гл. 17). 1-й антифон 1-й кафизмы. На неделю (воскресения) вся 1-я кафизма. После 3-й славы: Слава и ныне, и Аллилуиа, трижды. Ектенья малая После 3-й славы: Слава и ныне, и Аллилуия, трижды. Ектенья малая. При стихословии: Слава и ныне, и Аллииуиа, трижды. Ектенья малая. При стихословии: Слава и ныне, и Аллилуиа, трижды. Ектенья малая одна, если один антифон; если же три антифона кафизмы, то по каждом антифоне малая ектенья и особый возглас. Возгл.: Яко Твоя держава Возгл.: Яко Твоя держава Возгл.: Яко Твоя держава

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Нынешняя молитва входа представляет по своему содержанию перифраз псалма перед стихирами на «Господи, воззвах». В ней священник молится о том, чтобы Господь Бог «исправи молитву нашу, яко кадило пред Тобою, и не уклони сердец наших в словеса или в помышления лукаветва, но избави нас от всех ловящих душы наша, яко к Тебе, Господи, Господи, очи наша на Тя уповахом не посрами нас, Боже наш». Существовавшие над этой молитвой в древнейшее время надписания: euch antijwnou h, pro tou Kurie ekekraza 65 или euch esperinh h eiV to Kurie ekekraxa 66 , вполне устанавливают эту связь и указывают настоящее место этой молитве. О девятой молитве на главопреклонение мы не будем говорить. Она занимает свое настоящее место, которое за ней оставалось и в древнейших богослужебных памятниках. Если мы и в данном случае обратим внимание на заключение каждой из светильничных вечерних молитв, то мы увидим, что заключителные их возгласы могут тоже свидетельствовать о древнейшем распорядке этих молитв в чине вечерни. Так, например, первая и четвертая светильничные молитвы оканчиваются словами «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение», которые составляют ныне возглас после великой ектении. Вторая молитва имеет возглас «Яко Твоя держава и Твое есть царство, и сила, и слава», произносимый ныне после первой малой ектении. Возглас третьей молитвы: «Яко благ и человеколюбец» оканчивает собой вторую малую ектению. Шестая молитва и третья малая ектения заключаются возгласом: «Яко Ты еси Бог наш и Тебе славу возсылаем " quot;. Возгласом: «Яко благ и человеколюбец» оканчивается просительная ектения «Исполним вечернюю молитву нашу». Итак, из всего нами сказаннаго относительно вечерних светильничных молитв ясно вытекают следующие положения: 1 . Количество и распорядок молитв в наших служебниках рукописных и старопечатных неодинаковые. 2 . Причина этого обстоятельства всецело кроется в греческих евхологиях, с которых наши служебники были буквальным переводом. 3 . Располагались молитвы в древнейших наших и греческих богослужебных памятниках по всему чину вечерни или утрени, а не читались священником в одном месте, т. е. во время шестопсалмия или предначинательного псалма. Положение той или иной молитвы в чинах утреннего и вечернего богослужения обозначалось надписаниями вроде следующих: «молитва 50 псалму» (euch pro tou pentikostou), молитва «Слава в вышних» (euch eiV to Doxa en uyistoiV qew) , молитва пред пением «Господи воззвах» (euch antijwnou h, pro tou Kurie ekekraza) и т. д., и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

толико и непамятозлобным благооутробием, егоже ради молим тя, обрати нас Боже спасений наших и отврати ярость твою от нас, яко да не в векы прогневаешися на ны, но милостию си оживи нас и скоро да предварять ны щедроты твоя Господи. Возглашение. Боуди пресвятое имя человеколюбиа твоего благословенно Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и в векы веком. Аминь. И отпуст. Чин новолетия. Вторая редакция по рукописи Соловецкой библиотеки XV-XVI в. 1086 (Оп. 7.24), л. 197–205. Чин бывает новомоу летоу, како проводити. По заутрени, вышедши из церкви с крести, диакон речет: Благослови владыко. Священник. Благословенно царство Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веком, аминь. Диакон. Миром Господу помолимся. О свышнем мире. О мире всего мира. О святем храме сем. О архиепископе нашем. О благоверном и бого(хранимом). О пособити и покорити. О святей обители сей. О благорастворении. О плавающих. О избавитися нам. Заступи и спаси. Пресвятую, чистую. Возглас. Яко подобает ти всяка. Таж антифон Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Припел. Заступи ны Боже, заступи ны. – И на пути грешых не ста. – Заступи ны Господи, заступи ны. – И на седалищи губитель не седе. – Заступи ны Господи, заступи ны. – Яко совесть Господь путь праведных и путь нечестивых погыбнет. – Заступи ны Господи, заступи ны. Слава. Заступи ны Господи заступи ны. И ныне. Заступи ны Господи заступи ны. Диакон. Пакы и пакы миром Господи. Заступи, спаси и помилуй. Пресвятую, чистую. Возглас. Яко твоя держава и твое есть. Антифон Вскую шаташася языци и людие поучишася тщетным. Припел. Аллилуиа – Предсташа царие земстии и князи собрашася вкоупе на Господа и на Христа его. – Аллилуиа. – Работайте Господеви со страхом и радуйтеся ему с трепетом. – Аллилуиа. Слава и ныне. Единородный Сын. Диакон. Пакы и пакы миром Господу. Заступи спаси. Пресвятую, чистую. Возглас. Яко благый человеколюбец Бог еси. Антифон Тебе подобает песнь Боже в Сионе. Припел. Прибежище и сила нам бысть Богородице, крепкая помощница миру всему, молитвою твоею спасай стадо свое от всякыя беды, едина благословенная.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Во время чтения шестопсалмия большая часть свечей бывает погашена, без сомнения, для того, чтобы со вниманием слушать читаемое, чтобы очи наши не развлекались ничем внешним, и мы были бы обращены внутрь своей души. В Типиконе сказано (гл. 24), что на утрени на «Бог Господь» подобает вжигати свещи. 426 В утренних молитвах, читаемых иереем, вкратце заключается содержание молитвословий и песнопений утрени (Сн. сказанное у Сим. Сол., в разговоре о священнодействиях и таинствах, § 311, о светильничных молитвах, Хр. Чт., 1856 г., стр. 476). Утренних молитв двенадцать. Все они, как и светильничные молитвы вечерни, оканчиваются теми славословиями Господу, которые бывают после ектений и других молитв и тогда называются «возгласами», так как произносятся во всеуслышание. В 1-й утренней молитве иерей взывает к Господу: «Посли помощь Твою на предстоящыя пред лицем святыя славы Твоея и ожидаюшыя от Тебе богатыя милости». – Во второй молитве иерей молится: «Помяни, Господи, сущыя и молящяся с нами вся по имени»... «Благослови люди Твоя и освяти достояние Твое. Мир мирови Твоему даруй, церквам Твоим, священником, императору нашему и всем людем Твоим» (Эти слова и в молитве заамвонной на литургии). Таким образом, в этих 2-х молитвах иерей просит Бога о том же, о чем и диакон просит в великой ектении. 1-я утренняя молитва заключается словами, которые составляют возглас великой ектении: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение» и пр. 3-я молитва начинается теми словами, которые читаются на утрени после великой ектении, когда поется «Аллилуиа», именно: «От нощи утренюет дух наш к Тебе, Боже, зане свет поведения Твоя. Научи нас, Боже, правде Твоей». 3-я молитва оканчивается словами, составляющими возглас малой ектении при чтении кафизм: «Яко Твоя держава и Твое царство». 5-я молитва оканчивается словами составляющими возглас малой ектения по 3-й песни канона утрени: «Яко ты еси Бог наш». Конец 6-й молитвы составляют слова возгласа ектении по 6-й песни канона утрени: «Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

По Уставу перед началом вечерни полагается совершать каждение всего храма, однако на практике перед начальным возгласом диакон открывает царские врата и священник кадит только алтарь (диакон предшествует ему со свечой), после чего диакон выходит на амвон и возглашает: «Востаните». Хор: «Господи, благослови». Священник, совершая по обычаю кадилом знамение креста, возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков». Хор: «Аминь». Духовенство: «Приидите, поклонимся...» (4 прошения) 190 . Хор поет предначинательный 103-й псалом . Во время пения предначинательного псалма священник кадит иконостас, хор, народ и весь храм, а диакон предшествует ему со свечой. По окончании каждения диакон закрывает царские врата, а священник должен северной дверью выйти на солею и с открытой го­ловой перед царскими вратами прочитать светильничные молитвы 191 . Хор: «Слава, и ныне», «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды). Диакон произносит великую ектению «Миром Господу помолимся» . Священник (по окончании ектении): «Яко подобает Тебе...». Хор: «Аминь». «Блажен муж…» (в воскресенье поется вся кафисма, а в седмичные дни – только 1-й антифон 1-й кафисмы). «Слава, и ныне», «Аллилуиа…» (трижды). Диакон произносит малую ектению «Паки и паки...» (после ектении входит в алтарь, берет у священника благословение на каждение и кадит весь храм). Священник (возглас): «Яко Твоя держава…». Следует заметить, что по Уставу на воскресной вечерне малая ектения полагается после каждого антифона кафисмы. В этом случае возглас «Яко Твоя держава…» бывает по 1-м антифоне, а по 2-м антифоне – «Яко Благ и Человеколюбец…» , по 3-м – «Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати…» 192 . Хор: «Аминь». «Господи, воззвах…» (по гласу 1-й стихиры). Хор (или чтец): «Положи, Господи...» (псалмы 140, 141, 129, 116). Хор далее поет стихиры на 10 (от «Изведи из темницы душу мою…») или на 8 (от «Из глубины воззвах к Тебе, Господи…») по Уставу, во время пения на «И ныне» догматика или стихиры праздника совершается вход с кадилом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Чтец (по совершении кафисмы): «Слава, и ныне», «Аллилуиа…» (трижды). Диакон произносит малую ектению «Паки и паки...». Священник (возглас): «Яко Твоя Держава...» (возглас по 2-й кафисме – «Яко Благ и Человеколюбец...» ) . Хор: «Аминь». Чтец читает седальны по Уставу. В это время пономарь выносит кадило и свечи для диакона и священника на середину храма. Хор поет псалмы 134 – й («Хвалите имя Господне…») и 135-й («Исповедайтеся Господеви яко Благ…»). В нотном Обиходе стихи псалмов поются с припевом «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа» . Это песнопение в Уставе называется полиелеем (πολυλεος означает «много милости») из-за частого повторения в 135-м псалме фразы «…яко в век милость Его». В начале пения полиелея диакон отверзает царские врата и духовенство выходит на середину храма 219 . Духовенство поет величание праздника. Затем канонарх или хор произносят стихи избранного псалма (песнопение, составленное из стихов различных псалмов 220 , подобранных в соответствии с содержанием праздника), и после каждого стиха хор поет величание. При пении полиелея и величания совершается каждение всего храма, начиная с праздничной иконы на аналое. На практике каждение совершается или полностью при пении величания со стихами избранного псалма, или же при пении полиелея иерей кадит алтарь, иконостас и народ, а во время величания кадит основную часть храма, притвор, поднимается на амвон, кадит царские врата, местные иконы, возвращается к иконе праздника, кадит ее спереди, затем становится на свое место в центре храма, кадит диакона и отдает ему кадило. Хор: «Слава, и ныне». «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже» (дважды). Духовенство: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже» и величание последний раз. Диакон произносит малую ектению «Паки и паки...». Священник (возглас): «Яко благословися имя Твое и прославися Царство Твое…». В это время диакон идет южной дверью в алтарь за Евангелием. Пономари уходят в алтарь вместе с ним (один – южной дверью, другой – северной). Хор: «Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

По совершении протесиса и каждении приготовленных даров диакон [говорит:] «Благослови, владыко»; иерей – «Благословено начало (!) и царство». Диакон: «Миром Господу помолимся»; иерей: молитва первого антифона «Господи Боже наш, егоже держава несказанна». Диакон: «Заступи, спаси… Пресвятую, Пречистую»; иерей: возглас «Яко подобает Тебе всякая слава». И первый антифон, псалом 91-й «Благо есть исповедатися». Диакон: «Паки и паки»; иерей: молитва второго антифона «Господи Боже наш, спаси люди Твоя». Диакон: «Заступи, спаси»; иерей: возглас «Яко Твоя держава». Второй антифон, псалом 92-й «Господь воцарися». Диакон: «Паки и паки»; иерей: молитва третьего антифона «Иже общыя сия и согласныя даровавый молитвы». Диакон: «Заступи… Пресвятую»; иерей: «Яко благ и человеколюбец» и третий антифон, псалом 94-й «Приидите, возрадуемся Господеви». Входит (очевидно, диакон. – Я. У) и говорит: «Премудрость, прости», «Аллилуиа», «Единородный Сыне и Слове Божий». Во время пения гимна «Единородный Сыне» диакон поднимает Святое Евангелие и кадило и вместе с иереем идет перед святую трапезу и, глядя на иерея, держит Святое Евангелие в руках. Иерей же читает молитву входа «Благодетелю и всея твари Создателю» и кланяется Евангелию. Тогда диакон возглашает: «Премудрость, прости. Приидите, поклонимся». Во время пения этого стиха диакон произносит прошения: «Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении его Господу помолимся. О мире всего мира и благостоянии святых… Об отце и епископе… О благочестивейших и богохранимых… О избавитися нам от всякия скорби». И иерей тотчас – молитву Трисвятого (отличную от современной): «Святе святых, Боже наш, Един Свят и во святых почиваяй»; диакон же: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани… Пресвятую, Пречистую». Иерей: «Яко свят еси, Боже наш». И тотчас – Трисвятое. Во время пения Трисвятого иерей целует святую трапезу, мысленно говоря ( ν μυστηρω λγων): «Благословено царство Отца» – и, обратись к народу, говорит: «Вонмем. Мир всем». Далее следовали: произношение прокимна, чтение Апостола (из книги Деяний), пение аллилуиария и чтение Евангелия, затем – ектения «Рцем вси» 318 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Недели ваий. Свете тихий. Свете тихий. Свете тихий. Вонмем (осб. кн. 1-й седм.). Прокимен дня. Прокимен дня или: Прокимен паремии Аллилуия, на субботы: (Тип.), на педели: 1, 2, мясо пустную и пред 3, 4, 5-ю – прокимен Пятидесятницей. великий, на Неделю ваий – прокимен дне. (В седм. дни) Премудрость. (Того-то) чтение. Вонмем (особ. кн. 1-й седм.). Чтение паремии (кн. Бытия). Вонмем. Прокимен паремии. Премудрость. (Того-то) чтение, Вонмем. Чтение парем. (кн. Притчей). В е л и к а я Отдельно от утрени В соединении с утренею, т. е. на бдении [В Неделю вечера На Неделю (воскресение) вся 1-я кафизма. стихословия кафизмы вовсе не бывает (Тип., гл. 17) и см. далее таблицу о стихословии псалтири]. При стихословии: При стихословии: Слава и ныне, и: Аллилуиа, Слава и ныне, и: трижды. Аллилуиа, трижды. Ектения малая одна, если один антифон; если же Ектения малая. три антифона кафизмы, то по каждом антифоне малая ектения и особый возглас. Яко Твоя держава. По 1-й: Яко Твоя держава. По 2-й: Яко благ и человеколюбец. По 3-й: Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати. Господи, воззвах. Господи, воззвах. Стихиры на «Господи Стихиры на «Господи воззвах» на 8-мь на 10-ть. воззвах», на6-ть и на Слава и ныне. Слава и ныне. Богородичен или Богородичен или стихира. Свете тихий. Свете тихий. Вонмем (Тип., гл. 2 и Вонмем (Тип., гл. 2 и 7). Иерей: Мир всем. Иерей: Мир всем. Диакон: Премудрость, Диакон: Премудрость, вонмем (Тип., гл. 2 и 3). вонмем (Тип., гл. 2 и Прокимен дне. Прокимен дне. Премудрость. Премудрость. (Того-то) чтение. (Того-то) чтение. Вонмем. Вонмем. Чтение паремии. Чтение паремии. Ектения: Рцем вси. Ектения: Рцем вси. Возгл.: Яко милостив и Возгл.: Яко милостив и человеколюбец. человеколюбец. В с е д н е в н а я В дни года, кроме В дни Великой Великой Четыредесятницы Четыредесятницы Сподоби, Господи. Сподоби, Господи. Сподоби, Господи. Ектения: Исполним Ектения: Исполним вечернюю молитву. вечернюю молитву. Возгл.: Яко благ и Возгл.: Яко благ и человеколюбец. человеколюбец. Мир всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010