3-я часть: к аноны по Уставу (т.е. канон Богородице и святого, перенесенного с периода от Лазаревой субботы до Антипасхи). По Трисвятом: кондак святым, «Господи, помилуй» (40 раз), «Иже на всякое время...» и далее по чину. По «Боже, ущедри ны...» – три великих поклона с молитвой святого Ефрема Сирина , а затем молитва «Нескверная, Неблазная...» (сразу) и далее по чину. Отпуст малый. На малом повечерии в неделю вечером особенности такие же, как и в 3-й части великого повечерия в другие дни (см. выше). Напомним, что вечером в Неделю 1-ю Великого поста на малом повечерии читается канон пророков из Триоди. Утреня Утреня совершается с полиелеем, но славословие в конце утрени читается и окончание бывает по чину утрени вседневной. По «Бог Господь…» (поется «Бог Господь…» вместо «Аллилуиа»): тропарь мучеников дважды, «Слава, и ныне»: «Гавриилу вещавшу…». Кафисмы 3 по Уставу. П о 1-й и по 2-й кафисме – нет малой ектении и читаются седальны Триоди. По 3-й кафисме диакон произносит малую ектению (возглас«Яко Твоя держава…») и читаются седальны Минеи: 1-й седален мучеников, «Слава»: 2-й седален мучеников, «И ныне»: Богородичен Минеи. Полиелей (схема этой части утрени от полиелея до канона – такая же, как на обычной полиелейной утрене). Канон: а) в тех песнях, где нет трипеснца: 2 канона мучеников со ирмосом на 8. Катавасия – «Отверзу уста моя…». б) в тех песнях, где есть трипеснец: каноны святых со ирмосом на 6 и Триоди на 8 (+ добавочный тропарь Триоди, который в счет «на 8» не входит). Катавасия – Триоди. Во вторник 2-я песнь поется только по Триоди (ирмос – 1-го трипеснца, тропари с припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», катавасия – 2-го трипесца). Библейские песни поются по праздничному варианту «Поем Господеви…». Однако в приходской практике праздничный вариант не употребляется и потому здесь стихи песней заменяются припевами. К тропарям трипеснца обычно используют припев «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». По 3-й песни: седален мучеников (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во время 1-го антифона священник берет Св. Евангелие и поставляет его на Горнем месте Престола. Затем открывает Антиминс и, сотворив поклон, с помощью копия и лжицы извлекает из Дарохранительницы Св. Агнец и полагает Его на Дискосе печатью вверх. Затем священник ставит Дискос на Антиминс, а диакон перед Св. Дарами поставляет горящий светильник. Священник, сотворив поклон, читает молитву 1-го антифона, а диакон исходит на амвон и произносит малую ектению. Паки и паки, миром Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Лик: Господи, помилуй. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Лик: Тебе, Господи. Молитва перваго антифона Господи щедрый и милостивый, долготерпеливе и многомилостиве, внуши молитву нашу, и вонми гласу моления нашего, сотвори с нами знамение во благо: настави нас на путь Твой, еже ходити во истине Твоей, возвесели сердца наша, во еже боятися имене Твоего святаго: зане велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог един, и несть подобен Тебе в бозех, Господи: силен в милости, и благ в крепости, во еже помогати и утешати, и спасати вся уповающия во имя святое Твое. Возглас: Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь.   Во время 2-го антифона священник, обходя вокруг престола, в предшествии диакона со светильником, совершает троекратное каждение Святых Даров на Престоле. После каждения священник читает молитву 2-го антифона. Диакон исходит и произносит малую ектению. Паки и паки миром Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Лик: Господи, помилуй. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После каждой песни - малая ектения, которую диакон произносит " вне алтаря " . Если богослужение совершает один священник, то он все ектений произносит в алтаре. Для произнесения ектений и совершения каждений диакон во всех случаях исходит из алтаря царскими вратами. По 1-й песни возглас " Яко Твоя держава, и Твое есть Царство и сила, и слава Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков " . По 3-й песни возглас " Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков " . Таже ипакой, глас 4: " Предварившия утро яже о Марии, и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от ангела: во свете присносущнем Сущаго с мертвыми что ищете яко человека; видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть: яко есть Сын Бога спасающаго род человеческий. " По 4-й песни возглас: " Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков " . По 5-й песни возглас " Яко святися и прославися пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков " . По 6-й песни возглас " Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков " . Кондак, глас 8: " Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение " . И икос " Еже прежде солнца " . Таже глаголем: " Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем: Имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши " (трижды).

http://zavet.ru/pasha04.htm

Без этого слова молитва не полна, не закончена. Мы похожи на тех, кто просит, но не верит в то, что получит просимое, если не заканчиваем молитву этим словом. Его нужно произносить так, словно ударяешь печатью по мягкому воску или сургучу, оканчивая и запечатывая важное письмо. Возглас на Литургии после первого антифона похож по смыслу на возглас после шестой песни на утрене. Там: Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших. На Литургии: Яко Твоя Держава, и Твое есть Царство, и сила и слава… И там, и там речь идет о Царстве. Рай ассоциируется с беззаботностью, безопасностью и невинностью. Счастливое детство более всего похоже на Рай. Но Царство предполагает взрослость. Царство, это – добровольное служение, подчинение, предстояние Царю. Это менее всего спокойная беззаботность. Скорее, это – трезвение и решимость исполнить волю Божию. Ектении нам об этом напоминают. Напоминание тем более важное, что в повседневной жизни нам кажется, что не Бог правит миром, но жизнь отдана на волю тысяч и миллионов мятущихся человеческих «хочу – не хочу – очень хочу». Замечать, чувствовать волю Божию в повседневной сумятице можно не иначе, как после долгого упражнения и обучения. Литургическая молитва именно готовит нас к тому, чтобы мы вышли в мир, одетые в броню силы и решимости творить волю Бога. Пожалуй, не стоит ставить перед собою цель разобрать все возгласы. Мы так часто их слышим и произносим, они так часто предлагаются в виде духовной пищи нашему сердцу и уму, что каждый желающий может удобно продолжить этот труд, извлекая для себя пользу. Царевичи во дворцах могут играться драгоценными камнями. Чем мы хуже царевича, если можем, словно рубины и изумруды, перебирать в памяти такие слова: «Благ и Человеколюбец Бог еси», «Под державою Твоею всегда хранимы и Тебе славу воссылаем», «Яко Тя хвалят вся силы Небесные»… Рейтинг: 10 Голосов: 14 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Галина 5 февраля 2014, 08:47 СпасиБо, отец Андрей! Вы призываете к тому же, что и наш отец Евгений - жить семьей приходской! Когда я 4 года назад пришла в этот - теперь " наш " - храм, я удивилась - никто не одергивает, все рады мне - новичку, готовы после службы увезти на другой конец города... шепчутся перед службой: " Светочке сдаешь на день Ангела? " , " У ... зять погиб в Москве, собираем на дорогу " - как это непривычно и ... радостно! Теперь 100р или 500 (как когда) на всякий случай ношу в кармане. А не спросят - ящички есть " На нужды храма " , " На новый иконостас " , " На строительство " Крестильни " ... И праздники отмечаем, и в походы водит батюшка (и возит),святки по-колымски с катанием на санях и на снегоходах (грелись в отапливаемых палатках), жизнь сплоченной доброй семьи!.. и новое вот: " Сегодня в нашем приходе событие - впервые причастилась раба Божия ... споем ей " Многая лета " ! Батюшки, спаси Вас всех Милосердный Господь! Сил Вам и здоровья душевного и телесного! и многая и благая лета!

http://pravoslavie.ru/35963.html

Великая ектения. Возглас: «Яко подобает...», и пасхальный канон – творение прп. Иоанна Дамаскина, глас 1-й: «Воскресения день...» (см. в Цветной Триоди). По Уставу, «творит... начало канона на куюждо песнь всегда предстоятель», обычно же первые слова ирмоса каждой песни начинают все священнослужители. Ирмосы поются на 4, тропари на 12, с припевом к каждому из них: «Христос воскресе из мертвых». (Богородичны пасхального канона в первый день Пасхи не поются.) Катавасия – те же ирмосы (трижды) , и после катавасии тропарь: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды, обычно быстрым распевом). На каждой песни канона совершается каждение. По Типикону, настоятель «кадит в начале канона святыя иконы и оба лика и братию по чину». Это – указание на полное каждение всего храма, которое должно совершаться только один раз – на 1-й песни канона. Но, по твердо установившемуся издревле обычаю, каждение совершается на каждой песни (малое) . При соборном служении каждение совершают все иереи поочередно (а при большом числе иереев – попарно). После каждой песни – малая ектения, которую диакон произносит вне алтаря. (Если богослужение совершает один священник, то он все ектении произносит в алтаре.) Для произнесения ектений и совершения каждений диакон (со свечой в руке) во всех случаях исходит из алтаря царскими вратами (во всю Светлую седмицу). Возгласы иерея (после малых ектений): По 1-й песни – «Яко Твоя держава и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков». По 3-й песни – «Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков». По 4-й песни – «Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков». По 5-й песни – «Яко святися и прославися пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков». По 6-й песни – «Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-05/

Диакон: Вспомнив о Пресвятой, чистейшей, преблагословенной, славной Владычице нашей – Богородице и Приснодеве Марии, – равно как и обо всех святых, вверим себя, друг друга и всю нашу жизнь Христу Богу. Хор: Тебе, Господи. Хор: Тебе, Господи. Священник читает молитву: Господи Боже наш, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящия благолепие дому Твоего. Ты тех возпрослави 9 Божественною Твоею силою и не остави нас, уповающих на Тя. Священник читает молитву: Господи, Боже наш, спаси народ Твой и благослови достояние Твое; сохрани полноту Церкви Твоей; освяти тех, кто любит красоту храма Твоего, – прославь их 10 Твоей Божественной силой; и нас, надеющихся на Тебя, не оставь. Возглас: Яко Твоя держава и Твое есть Царство и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Возглас: Ибо Тебе [принадлежит] власть и Твои суть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, теперь и всегда, и во веки веков. Хор: Аминь. Хор: Аминь. II.2. Второй антифон Псалом 145 Текст литургии Русский перевод Хор: Хвали, душе моя, Господа. Хор: Хвали Господа, моя душа! Восхвалю Господа в животе моем,/пою Богу моему, дóндеже есмь. Я буду восхвалять Господа всю свою жизнь,/буду петь своему Богу, пока существую. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия,/в нихже несть спасения. Не уповайте на начальников – на сыновей человеческих,/у которых не найти спасения. Изыдет дух его и возвратится в землю свою,/в той день погибнут вся помышления его. У такого выйдет дух, и [он] возвратится в свою землю,/в тот день погибнут все его рассуждения. Сотворшаго небо и землю,/море и вся, яже в них. Кто создал небо и землю,/море и всё, что в них, Хранящаго истину в век,/творящаго суд обидимым,/дающаго пищу алчущим. Кто соблюдает верное [слово] вовек,/Кто выносит решение в пользу обиженных,/Кто дает пищу голодающим. Господь решит окованныя,/Господь умудряет слепцы. Господь возводит низверженныя,/Господь любит праведники. Господь поднимает поверженных,/Господь любит праведных,

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

После этого протодиакон возглашает: »Благослови, Владыко». Первенствующий иерей возглашает: «Благословенно Царство...», подняв над антиминсом Евангелие и делая им крест, затем целует Евангелие, престол, кланяется архиерею вместе с протодиаконом, сослужащими иереями, иподиаконами и чтецом и отходит на свое место – на правую сторону престола. Протодиакон произносит великую ектению. При возношении имени архиерея не следует делать поклон ему. В начале и в конце великой ектении и на двух малых ектениях книгодержец раскрывает пред архиереем Чиновник для чтения молитв. На прошении великой ектении »О избавитися нам...» диаконы выходят из-за кафедры и идут посередине, между рядами священников, на солею; первый становится против образа Божией Матери, а второй – возле протодиакона с правой стороны. Первенствующий иерей говорит возглас «Яко подобает Тебе...» и кланяется в царских вратах архиерею. Одновременно с ним кланяются архиерею протодиакон с диаконами и второй иерей. Протодиакон с солеи уходит на кафедру, становится позади архиерея; второй иерей северной дверью входит в алтарь, целует престол, кланяется архиерею через царские врата и становится на свое место – против первенствующего иерея. После малой ектении, которую произносит первый диакон, второй иерей говорит возглас »Яко Твоя держава...» и кланяется архиерею. Одновременно с ним кланяются диакон и два иерея, стоящие у кафедры; последние после этого уходят боковыми дверьми в алтарь, целуют престол и кланяются чрез царские врата архиерею. Вторую малую ектению говорит второй диакон. Возглас «Яко благ и Человеколюбец...» произносит третий иерей и кланяется чрез царские врата архиерею. Одновременно с ним кланяются оставшиеся у кафедры иереи, протодиакон, ставший на солее в конце пения »Единородный Сыне...», оба диакона, жезлоносец, свещеносец и книгодержец, и все уходят в алтарь. Иереи, протодиакон и диаконы целуют престол, поклоняются архиерею и становятся на свои места. После великой ектении на клиросе поются положенные антифоны или изобразительные псалмы «Благослови, душе моя, Господа» и »Хвали, душе моя, Господа» и Блаженны. Во время пения третьего антифона или Блаженных совершается малый вход. Малый вход

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слава, и ныне: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже. Трижды. Слава, и ныне: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (3) Ектения малая Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся. Диакон: Снова и снова в мире Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Хор: Господи, помилуй. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Лик: Господи, помилуй. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Хор: Господи, помилуй. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Лик: Тебе, Господи. Хор: Тебе, Господи. Молитва первого антифона Иерей: Господи щедрый и милостивый, долготерпеливе и многомилостиве, внуши молитву нашу и вонми гласу моления нашего. Сотвори с нами знамение во благо, настави нас на путь Твой, еже ходити во истине Твоей, возвесели сердца наша, во еже боятися имене Твоего святаго. Зане велий еси и творяй чудеса, Ты еси Бог един, и несть подобен Тебе в бозех, Господи, силен в милости, и благ в крепости, во еже помогати, и утешати, и спасати вся уповающия во имя святое Твое. Священник: Господи, щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый! Услышь молитву нашу и внемли гласу моления нашего. Сотвори на нас знамение ко благу, наставь нас на путь Твой, чтобы ходить нам во истине Твоей, возвесели сердца наши, да страшимся имени Твоего святого. Ибо Ты велик и творишь чудеса, Ты, Бог Единый, и нет между богами подобного Тебе, Господи, сильный в милости и благой в силе, дабы помогать и утешать и спасать всех, надеющихся на имя святое Твоё. Возглас: Яко Твоя держава и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Возглас: Ибо Твоя власть, и Твои – Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/bozhestve...

В конце 9-го часа после возгласа «Боже, ущедри ны...» священник надевает фелонь (в приходских храмах), целует Евангелие и престол и выходит на амвон. В это время диакон отверзает завесу. Дождавшись окончания молитвы 9-го часа, священник трижды благоговейно поклоняется и начинает вечерню возгласом «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь. Приидите, поклонимся...», 103-й псалом (Часослов). Во время чтения псалма священник с открытой головой перед царскими вратами тайно читает светильничные молитвы (всего 7 молитв, текст которых находится в Служебнике). Чтец: « Слава, и ныне», «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды). В это время диакон выходит северной дверью, три­жды вместе со священником поклоняется в сторону алтаря, затем один раз кланяется священнику, испрашивая этим разрешение у свя­щенника. Священник, в свою очередь, поклоном дает это разрешение и уходит южной дверью в алтарь. Диакон произносит великую ектению «Миром Господу помолимся» и другие прошения. Хор (на каждое прошение): «Господи, помилуй» 170 . Диакон (последнее прошение): «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную…». Хор: «Тебе, Господи». Священник (по окончании ектении): «Яко подобает Тебе...». Хор: «Аминь». Чтец читает кафисму вечерни по Уставу (Типикон, 17-я глава). Каждая кафисма разделяется на 3 части, называемые «славами», так как по прочтении каждой такой части чтец говорит: «Слава…» , затем хор поет: «И ныне…», «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава…» . После этого чтец говорит: «И ныне…» и продолжает чтение кафисмы. Чтец (по окончании всей кафисмы): «Слава, и ныне», «Аллилуиа…» (трижды). В Неделю вечером, а также если накануне было бдение, кафисмы не бывает (то есть после мирной ектении сразу поется «Господи, воззвах…» ). Диакон по исполнении кафисмы произносит малую ектению «Паки и паки...» (после ектении входит в алтарь, берет у священника благословение на каждение и кадит весь храм). Священник (возглас): «Яко Твоя держава…».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Диакон произносит Великую ектению «Миром Господу помолимся». Священник (по окончании ектении): «Яко подобает Тебе...» Хор: " Аминь». Чтец читает кафизму вечерни по Уставу (Типикон, 17-я глава). В Неделю вечером, а также если накануне было бдение, то кафизмы не бывает (т.е. после мирной ектении сразу поется «Господи воззвах» ). Диакон по исполнении кафизмы произносит малую ектению «Паки и паки...» (после ектении входит в алтарь, берет у священника благословение на каждение и кадит весь храм). Хор: «Аминь». «Господи воззвах» – по гласу 1-й стихиры. Чтец: «Положи, Господи...» (псалмы на «Господи воззвах», см. Часослов) до слов «Аще беззаконие назриши...» Хор далее поет стихиры на 6 по Уставу, а затем исполняет песнопение " Свете Тихий...». В конце этого песнопения диакон выходит на амвон для произнесения прокимна. Диакон: «Вонмем» (на амвоне). Священник: " Мир всем». Диакон: «Премудрость вонмем». Затем диакон и хор исполняют прокимен дня. Хор: «Сподоби, Господи...» Диакон произносит просительную ектению «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви...» Священник (возглас): «Яко благ и человеколюбец...» Хор: " Аминь». Священник (благословляя народ): " Мир всем». Хор: «И духови Твоему». Диакон: «Главы наша Господеви приклоним» . Хор: «Тебе, Господи» . Священник тайно читает главопреклонную молитву: «Господи Боже наш, приклонивый небеса и сошедый на спасение рода человеческаго, призри на рабы Твоя и на достояние Твое: Тебе бо страшному и Человеколюбцу Судии Твои раби подклониша главы, своя же покориша выя, не от человек ожидающе помощи, но Твоея ожидающе милости и Твоего чающе спасения: яже сохрани на всякое время, и по настоящем вечере, и в приходящую ночь, от всякаго врага, от всякаго противнаго действа диавольскаго, и от помышлений суетных, и воспоминаний лукавых», а затем возглашает: «Буди держава Царствия Твоего благословена и препрославлена...» Хор: " Аминь», стихиры на стиховне по Уставу. Стихиры на стиховне: по Уставу, см. соответствующие разделы книги. Хор: «Ныне отпущаеши...»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010