2 . Небеса достойно да веселятся, земля да радуется и да празднует весь мир, видимый и невидимый, ибо восстал Христос – веселие вечное. ( Пс.95:11 ; 1Кор.15:20 ). Малая, ектения и возглас: Яко Твоя держава (власть) и Твое есть Царство и Сила и Слава. Песнь 3 – Ирмос Придите, станем пить питие новое, чудесно изводимое не из камня безплодного 7 , но из произведшего нетление гроба Христова (μβρσαντος Χριστο), на котором мы утверждаемся. Тропари Припев: Христос воскресе из мертвых. 1 . Ныне все наполнилось светом – Небо и земля и (места) преисподния, да празднует же вся тварь восстание Христа, на котором она утверждена ( Еф.4:10 ). 2 . Вчера я погребался с Тобою, Христе, сегодня восстаю с Тобой прославь меня с Тобой Сам Ты, Спаситель, в Царствии Твоем ( Рим.6:3, 8:17 ). То, что преисподняя наполнилась светом – это и означает суд над врагами Христа. Они должны бежать, но некуда им бежать, ибо всюду Христос (ср. со стихословием «да воскреснет Бог» в начале утрени). Малая ектения и возглас: яко Ты еси Бог наш. Песнь 4 – Ирмос Богоглаголивый Аввакум, да станет с нами на божественной страже и покажет светоносного Ангела ясно восклицающего: ныне спасение Миру; ибо воскрес Христос, как всесильный ( Авв.2:1 ; Ис.9:6 ). Тропари 1 . Наша Пасха – Христос явился мужеским полом, как Сын разверзший девственную утробу; назван агнцем, как предлагаемый в снедь, – непорочным, непричастным нечистоты (греха), а как истинный Бог – наречен совершенным ( Исх.12:5, 11 ; Ин.6:54 ). 2 . Благословляемый нами венец – Христос, как однолетний агнец, добровольно заклался за всех в очистительную Пасху, и опять из гроба нам воссиял Он, прекрасное Солнце Правды ( Пс.64:12, 5:7 ). 3 . Богоотец Давид в восторге скакал перед прообразовательным ковчегом; мы же святый народ Божий, видя исполнение прообразований, да возвеселимся священно; ибо воскрес Христос, как всесильный ( 2Цар.6 ; Еф.1:18 ). Четвертая песнь всех канонов напоминает о служении стоявшего на страже на башне св. Аввакума пророка, провидевшего необычайное и ужасавшегося перед силой Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

8 .  Новолетие (1 сентября), Обновление храма Воскресения (13 сентября) и Преполовение Пятидесятницы (среда 4-й седмицы по Пасхе). Последование Великой вечерни В первой части данной книги помещено последование Великой вечерни, входящей в состав бдения. Однако в большинстве из перечисленных выше дней, когда совершается Великая вечерня, церковный Устав назначает совершать Великую вечерню отдельно от утрени. Разбору этого случая и будет посвящен данный пункт. Последование Великой вечерни, совершаемой отдельно от утрени, изложено в 7-й главе Типикона. Это богослужение начинается так же, как и вседневная вечерня (см. предыдущий пункт настоящей главы). По окончании молитвы 9-го часа священник возглашает: «Благословен Бог наш...» Чтец: «Аминь. Приидите, поклонимся...», 103-й псалом. В это время священник читает на амвоне светильничные молитвы. Диакон произносит Великую ектению «Миром Господу помолимся...» Священник (возглас): «Яко подобает Тебе...» Чтец читает кафизму по Уставу (пункты 5 и 8, см. выше). В большинстве случаев поется «Блажен муж...» (1-й антифон 1-й кафизмы). Если кафизмы не полагается, то хор сразу запевает «Господи воззвах». Диакон произносит малую ектению: «Паки и паки...» Священник (возглас): «Яко Твоя держава...» Хор: «Аминь»; «Господи воззвах...» по гласу 1-й стихиры. В это время диакон начинает каждение храма. Чтец: «Положи Господи...» (псалмы на «Господи воззвах», см. Часослов). Хор поет стихиры по Уставу. Во время пения на «И ныне» догматика или стихиры праздника отверзаются царские врата и совершается вход с кадилом. Диакон: «Премудрость, прости» (входит в алтарь). Хор: «Свете Тихий...» Диакон кадит престол, горнее место и иерея, затем отдает кадило пономарю, после чего священник и диакон целуют престол и идут к горнему месту. Священник становится у юго-восточного угла престола, а диакон – у северовосточного, лицом к народу. Диакон: " Вонмем». Священник: " Мир всем». Диакон: «Премудрость. Вонмем». Диакон и хор исполняют прокимен дня. Если в честь праздника положено читать паремии, то назначенный чтец во время прокимна выходит северной дверью из алтаря, облаченный в стихарь, и становится посреди храма перед аналоем, на котором лежит икона праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Особенно оба эти дара – «утверждения» и «просвещения» – необходимы были апостолам. Ведь они посылались покорить весь мир: какая же нужна была им ревность, твердость и сила! Они должны были научить вся языки ( Мф. 28:19 ) – какая же нужна была премудрость! И все это дано было им именно в день Святой Троицы. Поэтому и нам также нужны эти качества, чтобы действовать обращению людей к Царству Святой Троицы, – дабы приводить их в «Троическое Единство». Особенно и «утверждение» и «просвещение» нужны в расстроенное и темное время богоборчества, гонения на Царство Троицы (христианское, и именно – православное). Нужна великая ревность! Горение, как огонь, который сошел на апостолов. Апостолы (и их продолжатели) идут на войну за Царство Троицы. А на войне нужна горячая ревность и твердость, мужество духа. Поэтому Господь и дарует нам этот дар «утверждения» в день «уловления вселенной». «Дерзайте!» Непрестающее славословие На сем остановлю описание «благодати» праздника. Когда все это осознаешь, то сердце исполняется славословия. Оно есть необходимый результат всего ряда переживаний, описанных выше. Да и что иное может быть в день «воцарения»! Поэтому нужно ждать в песнопениях не просьбы, а прославления щедроподательной Преславной Пресвятой Троицы, спасшей мир. Так и есть в песнопениях праздника, так есть даже и за всеми обычными богослужениями. Послушайте службы. «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа», – начинается литургия. Мы – в Царстве Ее. «Яко подобает Тебе слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу», – первый же возглас на вечерне, утрене, литургии – после великой эктении. «Яко Твоя держава… и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа», – второй возглас. И далее. Все – слава Троицы. И притом неизменно указывается на Царствие Ее, «честь», державу. Все богослужение переплетено славословием Царства Троицы. Теперь, с большим уяснением смысла Ее Царственного праздника, иначе произносишь эти возгласы: об этом даже можно бы написать немало; скажу кратко: в славословиях мы переживаем чувства – величия, достоинства (Бог славы царствует), твердости, как бы опоры (Всемогущий – за нами), успокоения, мира (во всем Его Царская воля). Но и благоговейного страха (пред Царем царей) и сознания своего недостоинства (пред Святым), и утешение от призванности (Его милосердием). И многое иное.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   По Студийскому Типикону Криптоферратского (или Гроттаферратского) монастыря близ Рима (в Типиконе этом есть следы латинского влияния) в рукописи 1300 г. (библ. монаст. А II 7) воздвижение креста совершается на литургии. К ней игумен облачается в белую одежду. После 3 и 6 часов по пении блажен иерей произносит обычный отпуст; диакон, взяв благословение, начинает великую ектению, иерей — возглас ее; клир поет тропарь гл. 2 «Животворящий Крест» и недельный «иерей с диаконами, иподиаконами и чтецами с кадильницами, подсвечниками и свечами идут от великого алтаря в алтарь капитолия и берут там честное древо и несется оно одним диаконом и выходят из врат решетки и идут до середины хоров и там находят стол, приготовленный для положения вышеназванного честного креста, на каковом столе бывает от иерея воздвижений пять. На восток так: иерей держит честной крест наклоняясь до земли; диакон говорит: „Помилуй нас“; народ громким голосом: „Господи помилуй», и иерей, тайно говоря: „Помилуй мя Боже“, поднимается мало помалу, выпрямляется и громким голосом говорит трижды: „Господи помилуй», осеняя честным крестом народ, и народ равным образом отвечает „Господи помилуй»; затем иерей возглашает: «Яко благ и человеколюбец», а клир поет тропарь гл. 2 „Животворящий Крест». Иерей переходит на место к югу и творит там 2-е воздвижение, как первое, причем диакон говорит: „О еже милостиву», и народ: „Господи помилуй», а сам иерей: „Яко Твоя есть держава», и опять народ тропарь гл. 6 „Токмо водрузися». Иерей переходит на место к западу и творит 3-е воздвижение, как 1-е и 2-е, причем диакон говорит: „Еще молимся о еже услышати Господу Богу», народ „Господи помилуй», иерей „Яко благ и человеколюбец», и опять народ тропарь гл. 6 „Днесь пророческое исполнися слово». Иерей переходит на северную сторону и творит 4-е воздвижение, как три вышеописанных, причем диакон говорит: „Еще молимся о честнейшем и святейшем отце нашем (имя) папе римском, яко да Господь Бог наш даст его святым Своим церквам в мире, цела, честна... рцем вси», народ: „Господи помилуй», иерей: „Буди держава царствия Твоего», народ тропарь гл. 7 „Церковь вопиет Ти, Христе». Иерей переходит опять на восточную часть и творит там 5-е воздвижение, как 1-е, причем диакон говорит: „Услыши нас, Спасителю наш, упование всех концев земли и сущих в мори далече, и избави, Господи, Господи, паству нашу сию и всякую паству, град и всех благочестивых христиан от язвы, глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани, молимся»; народ: „Господи помилуй»; иерей говорит: „Яко Бог милости и щедрот» и тотчас полагает честной крест на стол, затем берет (по-видимому, крест) сам игумен и со гласом говорит:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

ты бо еси свет истинный, и жизнь наша, и тебе славу возсылаем, со безначальным ти Отцем, и с пресвятым и благим и животворящим ти Духом, и ныне и присно и во веки веком, аминь. Посем иерей глаголет. вонмем, мир всем. прокимен глас д. Се ныне что добро или что красно... Стих. Яко ту заповеда Господь благословение и живот до века. Апостол к Римляном, зачало ч. Братие вемы же яко любящим Бога... Разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем. Стих. Праведник яко финикс... Евангелие от Иоанна. зачало, Во время оно, возведе Иисус очи свои на небо... Да имать радость мою исполнену в себе. Таже ектения. Рцем вси, от всея... Господи вседержителю Боже Отец... Помилуй нас Боже... Еще молимся о державном Государе... Еще молимся о Богохранимых князех наших о здравии и о спасении. Еще молимся о рабех Божиих имярек. о здравии... Еще молимся за всю братию... Возглас. Яко милостив... Господу помолимся, таже молитву сию. Господа Боже вседержителю, сотворивый человека по образу своему и по подобию, и дав ему живот вечный: изволивыи святые и славные апостолы, Петра и Павла, Филиппа и Варфоломея братии быти, не узою рождьственою, но верою духовною и любовию. и сподоблени святая твоя мученика, Сергии и Вакх братии быти. и благослови рабы сия, имя рек, не узою рожественою, но верою и любовию, подаждь има, да любита друг друга не завидно, и безсоблазна будета во вся дна живота ею, молитвами всех святых угождьших тебе от века. яко твоя держава Отца о Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веком, аминь. Этот чин совершался при приходе в монастырь лиц, не принадлежащих к инокам, но пожелавших жить в монастыре. В древней России, при господствующем благоговении к иночеству, монастырь считался таким святым убежищем, где не только иноки, но и не монашествующие, христолюбцы, уже одним пребыванием в нем, приготовляли себе путь ко спасению. Монашествующие не отказывали желающим поселиться в монастыре, и даже многих туда приглашали, имея в виду, что пришельцы, поживя в монастыре полюбят иноческую жизнь и примут монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Службы часов совершаются ежедневно и потому называются вседневными, или обычными, службами. Ради удобства совершения службы часов соединяются с другими богослужениями: 9-й час – с вечерней, 1-й – с утреней, 3-й и 6-й – с Божественной литургией. Краткий устав-схема всенощного бдения Вечерня великая (в соединении с утреней) Отверзаются царские врата. Каждение алтаря. Диакон: Востаните. Господи, благослови . Священник: Слава Святей ... Приидите, поклонимся... (трижды). Каждение всего храма. Хор: Благослови, душе моя, Господа ... (псалом 103-й). Закрываются царские врата. Светильничные молитвы (тайно читает священник). Ектения великая: Миром Господу помолимся. Яко подобает Тебе ... (возглас). Пение 1-го антифона 1-й кафизмы. Ектения малая: Паки и паки ... Священник: Яко Твоя держава ... Господи, воззвахи стихиры на Господи, воззвах. (Каждение всего храма.) И ныне. Богородичен догматик или стихира. Отверзаются царские врата. Вход с кадилом. Свете Тихий Прокимен. Закрываются царские врата. Паримии (если есть). Ектения сугубая: Рцем вси ... Священник: Яко Милостив и Человеколюбец ... Сподоби, Господи... Ектения просительная: Исполним вечернюю молитву... Священник: Яко Благ и Человеколюбец ... Лития (если есть). Стихиры на стиховне. Ныне отпущаеши... Трисвятое. Отче наш ... Священник: Яко Твое есть Царство ... Отверзаются царские врата. Тропарь. (Каждение хлебов, если была лития.) Благословение хлебов (если была лития). Буди Имя Господне... Благословлю Господа... (Псалом 33-й), кончая словами: ... не лишатся всякого блага . Священник: Благословение Господне на вас ... Аминь. Закрываются царские врата. Утреня (с полиелеем) Шестопсалмие (псалмы: 3, 37, 62, 87, 102 и 142). Утренние молитвы (священник читает тайно). Ектения великая. Яко подобает Тебе всякая слава... Бог Господь, и явися нам... Тропари. Кафизмы. Малая ектения. Отверзаются царские врата. Полиелей . Хвалите Имя Господне ... Величание (если есть). Каждение всего храма. На воскресной всенощной тропари: Ангельский собор удивися ...

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слава : Иже блудницу очистивый, и прокаженныя Твоим повелением, Содетелю всяческих, сквернаго греха смиренную душу мою очисти, и одеждами блистающими красну соделай, Владыко, молюся. И ныне : Врата непроходимая, отверзи ми врата, молюся, покаяния истиннаго, и покажи ми стезю покаяния, Чистая, всех Наставнице. Песнь 6 Ирмос: Возопих всем сердцем моим к щедрому Богу, и услыша мя от ада преисподняго, и возведе от тли живот мой. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Не покажи мене бесом обрадование в день Страшный, Христе Иисусе, да не услышу тогда гласа отсылающаго во огнь геенский. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Погрузи мя во глубине прегрешений, иже праведных враг, но к щедрот Твоих притекаю пучине, Иисусе: к пристанищу жизни ныне направи мя. Слава : Яко мытарь воздыхаю, якоже блудница слезю, яко Петр вопию, многими погружаемь прегрешении, Христе: помощи ми руку даждь и спаси мя. И ныне : Святая Богородице, яже Святое Слово рождшая плотию, Единаго освящающаго всех святых, освяти мой ум, в лукавых делех присно пребывающий. Катавасия: Избави от бед рабы Твоя, Милостиве, яко мы усердно к Тебе прибегаем, к милостивому Избавителю, всех Владыце Господу Иисусу. Диакон глаголет ектению малую: Паки и паки миром Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Лик: Господи, помилуй. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Лик: Тебе, Господи. Священник возглас: Яко Твоя держава, и Твое есть Царство и сила и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь. Диакон: Вонмем. Священник: Мир всем. Чтец: И духови твоему. Диакон: Премудрость, вонмем. Чтец: Прокимен, глас 8: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих: Не отврати лица Твоего от отрока Твоего. Лик припевает по чину: Диакон: Премудрость. Чтец: Ко Евреем послания святаго Апостола Павла чтение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Бог же мира и утешения (Рим.15:5; Евр.13:20) по Своей милости да избавит нас от настоящей и всякой ереси и сподобит удержаться в православной вере во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков, аминь. Последование Недели Православия По Литургии весь собор духовенства из алтаря исходит на середину храма. Иконы Спасителя и Богоматери полагают на аналое посреди церкви. Диакон: Благослови, владыко. Иерей: Благословен Бог наш… Певцы: Аминь. И поют: Царю Небесный… Чтец: Трисвятое. По «Отче наш…» иерей — возглас: Яко Твое есть Царство… Чтец: Аминь. Господи, помилуй (12). Слава, и ныне. Приидите, поклонимся… (трижды). Псалом 74–й: Исповемыся Тебе, Боже, исповемыся Тебе, и призовем имя Твое: повем вся чудеса Твоя. Егда прииму время, аз правоты возсужду. Растаяся земля и вси живущии на ней, аз утвердих столпы ея. Рех беззаконнующим, не беззаконнуйте: и согрешающим, не возносите рога. Не воздвизайте на высоту рога вашего, и не глаголите на Бога неправду: яко ниже от исход, ниже от запад, ниже от пустых гор. Яко Бог Судия есть: сего смиряет, и сего возносит. Яко чаша в руце Господни, вина нерастворена исполнь растворения, и уклони от сея в сию: обаче дрождие Его не истощися, испиют вси грешнии земли. Аз же возрадуюся в век, воспою Богу Иаковлю: и вся роги грешных сломлю, и вознесется рог праведнаго. Слава, и ныне: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды). Диакон произносит великую ектению и по прошении: О плавающих… прилагает следующие прошения: О еже милостивым оком призрети на Святую Свою Церковь, и соблюсти ю невредиму и непреобориму от ересей и суеверий, и миром Своим оградити, Господу помолимся. О еже утишити раздирания ея и силою Святаго Духа обратити всех отступльших к познанию истины и сопричести ко избранному Своему стаду, Господу помолимся. О еже просветити мысли неверием помраченных светом Своего богоразумия, верных же Своих укрепити и непоколебимых в правоверии соблюсти, Господу помолимся. О избавитися нам… и прочее. По возгласе певцы: Бог Господь, и явися нам… Тропарь, глас 4–й: Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи,/о Твоих великих благодеяниих, на нас бывших,/славяще Тя, хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие/и рабски любовию вопием Ти://Благодетелю, Спасе наш, слава Тебе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Прочее бывает по уставу святой литургии с Евангелием. Ибо вместе с Апостолом и Евангелием бывает чтение Исаии, яснее других проповедавшего о Спасителе, особенно же о Страданиях Его. Что это также есть древний обычай отцов, видно из того, что в монастырях на шестом часе во всю Четыредесятницу читается пророчество Исаии, а пророчество Иезекииля – на Страстной седмице, потому что и оно проповедует о Страданиях и Воскресении Спасителя. Потом диакон говорит: Помолитеся, оглашеннии. А иерей творит молитву об оглашенных. От среды же четвертой недели диакон возносит прошения и о приготовляющихся к святому просвещению, а иерей читает о них молитву Господи Боже наш, яви милосердие Твое и возглас яко Ты еси просвещение наше. Потом диакон опять произносит обычное елицы оглашеннии, а иерей – первую молитву верных Господи Боже наш, иже многобожного заблуждения. Диакон – премудрость, прости. Иерей – яко Ты еси Бог наш. Диакон – мирные прошения. Иерей – вторую молитву верных Господи Боже наш, иже в малое время. Диакон – премудрость. Иерей возглашает: яко благословися и прославися. Диакон – исполним молитву нашу Господеви. Иерей – великую молитву Господи Боже наш, единый благий и человеколюбивый, в которой упоминает о Распятии Спасителя, и о Восстании Его, и о Вознесении, и возносит прошение, да приидет на нас благодать Божия, да укрепит и освятит нас, и многие другие, а также испрашивает у Бога необходимое и полезное, и наконец, произносит: да будет всегда с нами благодать и милость Бога, и возглашает: яко Твоя держава. Потом говорит: мир всем: а диакон тотчас – главы наша. Иерей же – молитву главопреклонения Господи Боже наш, седяй на престоле славы, и возглашает: Да будет всесвятое имя человеколюбия Твоего благословенно. Диакон – с миром изыдем. И когда иерей выходит, оба они идут за амвон, чтобы славословить Бога среди всех, и начинают вечерню. Диакон говорит: Господу помолимся. Иерей, смотря на восток, возглашает: Благословенна слава Господня от места святого Его всегда, ныне и присно, и во веки веков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Самый важный момент во время Литургии бывает при пении: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимся, Боже наш», так как в это время совершается освящение Даров: силою Духа Святого через благословение священника вино и хлеб (агнец) становятся истинным Телом и истинною Кровью Христа Бога. А потому христианин во время пения – «Тебе поем» должен особенно молиться горячо, стоять «добре – со страхом», а по окончании песнопения совершить поклонение до земли Св. Тайнам Христовым. Существуют три чина (порядка) Литургии: св. Иоанна Златоуста , св. Василия Великого и Литургия преждеосвященных Даров или св. Григория Двоеслова . Литургия св. Иоанна Златоуста совершается весь год, когда не положено совершать двух остальных Литургий. Литургия Василия Великого совершается десять раз в году: во все воскресения Великого поста, исключая Вербное воскресение, в четверг и субботу на страстной неделе, на новый год и в навечерия, или самые праздники Рождества Христова и Крещения. Литургия преждеосвященных даров называется так потому, что на ней приобщаются Св. Дарами, освященными ранее на литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого. Она совершается по средам и пятницам Великого поста, в первые три для на страстной седмице, т.е. великие понедельник, вторник и среду. Идя в храм, твори молитву: «вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем» ( Пс.5:8 ). Войдя в храм, поклонись 3 раза с молитвой: «Боже очисти мя грешнаго и помилуй мя». Если имеешь средства и усердие – купи свечу и поставь ее с поклоном. Затем стань на своем месте и благоговейно внимай тому, что поют и читают, молись и делай поклоны – 1) поясные, при всяком прошении, т.е. всякий раз, когда диакон, или священник возглашает «Господу помолимся» или «у Господа просим», а певчие поют «Господи помилуй», «подай, Господи»; и затем когда священник творит возглас, например «яко подобает Тебе всякая слава«… «Яко милостив»… «Яко Твоя держава " … Кланяйся в пояс при словах: «приидите поклонимся» (3 поклона) и аллилуйя (3 поклона); перед чтением и после чтения Евангелия по одному поклону; по окончании «Яко да царя» при пении «аллилуйя» три поклона; при словах; «приидите, ядите» и «пийте от нея вси» по одному поклону. И вообще твори поклоны, когда слова молитвословий побуждают к этому, например, при словах: «припадем. поклонимся, молимтися».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010