При начале малой ектении по первом антифоне второй архимандрит, стоящий на середине храма, поклоняется архиерею и идет в алтарь северной дверью, там читает молитву антифона и затем говорит возглас: «Яко Твоя держава». После этого возгласа все иереи, находящиеся посреди храма, уходят в алтарь. При ектении по втором антифоне иной архимандрит или иерей, придя в алтарь южной дверью и прочитав молитву 2-го антифона, возглашает: «Яко благ». (Этот же иерей если в служении литургии два архимандрита и два иерея говорит возглас: «Да и тии с нами славят», а второй иерей произносит после следующей ектении возглас: «Яко подобает»). 598 В последней из них взывается к Богу: «Иже общыя сия и согласныя даровавый нам молитвы иже и двема, или трема, согласующымся о имени Твоем прошения подати обещавый: Сам и ныне раб Твоих прошения ж полезному исполни». 599 В Служебнике м. Петра Могилы 1039 г. и в Львовском 1681 указано место для произнесения ектений: Исходит из алтаря северными дверьми и восходит на первый степень амбона прямо Святых дверей (для великой ектении). Став на втором степени амбона (для первой малой ектении), на третий степень, си есть наверх амбона (для второй малой ектении). Ныне это в Служебниках не печатается. 600 Эта песнь принята Церковью от Юстиниана Императора (в VI веке) в опровержение Несториевой ереси, называвшей Матерь Божию не Богородицей, а Христородицей, как бы родившею только простого человека, а не Богочеловека. Ересь была осуждена на 3-м Вселенском Соборе (431 года), но и после довольно времени не переставала волновать умы. 602 Антифоны называются «антифонами Изобразительными» в Служебнике. Там, в литургии св. Василия Великого , сказано: «по ектении поет лик первый антифон, изобразительная рекше: «Благослови, душе моя». По 2-й ектении лик поет 2-й антифон, изобразительная. Антифоны Изобразительные, в соединении сь другими песнями церковными, составляют собою особую службу, которая отправляется в том случае, если не совершается литургия. Чин Изобразительных отправляется после 6-ro и 9-го часа.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Греческое слово «антидор» по-русски означает «вместо дара», поэтому антидор, как и святая Богоявленская вода, не может заменять Причастие. На отпусте литургии священник поминает имена святых, память которых праздновала в этот день Церковь , и творца литургии. Хор поет многолетие Святейшему Патриарху, епархиальному архиерею, братии храма и всем христианам. Все молившиеся за литургией подходят к священнику и целуют крест – знамение Христовой победы над смертью . Причастившиеся Святых Христовых Таин должны со вниманием выслушать благодарственные молитвы по Святом Причащении. Краткий устав –Литургии Святителя Иоанна Златоустого Проскомидия (совершается в алтаре) Литургия оглашенных Отверзается завеса царских врат. Каждение алтаря и храма. Благослови, владыко. Благословено Царство... Ектения великая. Молитва тайная: Господи Боже наш, Егоже держава ... Яко подобает Тебе... (возглас) Первый антифон (из псалма 102). Ектения малая. Молитва тайная: Господи Боже наш ! Спаси люди... Яко Твоя держава... Второй антифон (из псалма 145). Единородный Сыне... Молитва тайная: Иже общая сия ... Ектения малая. Яко Благ и Человеколюбец... Третий антифон (Блаженны). Отверзаются царские врата. Малый вход (с Евангелием). Молитва входа (тайная): Владыко Господи, Боже наш ... Входное: Приидите, поклонимся, и припадем ко Христу, спаси нас, Сыне Божий ... Тропари и кондаки. Яко Свят еси Боже наш... Трисвятое: Святый Боже ... Прокимен. Чтение Апостола. (Каждение). Аллилуиарий. Молитва пред Евангелием: Возсияй в сердцах ... Чтение Евангелия. Ектения сугубая: Рцем вси ... Молитва прилежного моления. Яко Милостив и Человеколюбец... [Ектения заупокойная: Помилуй нас, Боже ... Молитва: Боже духов ... Яко Ты еси Воскресение...] Закрываются царские врата. Ектения об оглашенных: Помолитеся, оглашеннии ... Молитва об оглашенных. Да и тии с нами славят... Елицы оглашеннии, изыдите... Литургия верных Ектения: Елицы вернии, паки и паки ... Молитва верных первая. Яко подобает Тебе... Ектения: Паки и паки ... Молитва верных вторая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Толкователи посолонного хождения, усиливаясь доказывать, что запад есть область сени смертной и что, следовательно, на литию выходить надобно к западу, забыли на сей раз, что во св. Пасху сами ходят на литию к западу северной, а не южной церковною дверью, и идут церковным притвором на место, где быть надобно литии или началу утрени, следственно, против солнца, – только не вкруг всей церкви. Знать надобно, что в древних церквах наших были вкруг церквей притворы со всех сторон здания, кроме алтаря. А все древние уставы (например, устав времени Патриарха Филарета Никитича, лист 559) велят выходить в Пасху на литию, или, как говорят, «встречать Христа», в северные двери притвора, следовательно, ход сей ясно, по всем книгам старообрядческим, в Пасху делался и делается ныне против солнца; а не по солнцу (История о расколах в Церкви Рос., Преосв. Игнатия. Спб., 1863 г., стр. 63). 1021 В Киево-Печерской лавре, когда церковь услышит из уст священнослужителей весть о воскресении Спасителя, иноки и народ снисходят в глубину пещер благовестить ее святым подвижникам, нетленно почившим в них целые века (Паломник Киевский, Максимовича. Киев, 1815 г., стр. 47, сн. Патерик, стр. 207). 1022 На малой ектении после 1-й песни канона произносится возглас: «Яко Твоя держава», после З-й песни: «Яко Ты еси Бог наш», после 4-й песни: «Яко благ и человеколюбец», после 5-н песни: «Яко святися и прославися пречестное и великолепое имя Твое», после 6-й песни: «Яко Ты еси Царь мира», после 7-и песни: «Буди держава царствия Твоего благословенна и препрославлена», после 8-й песни: «Яко благослрвися имя Твое, и прославися царство Твое», после 9-й песни: «Яко Тя хвалят вся силы небесныя». Таким образом по З-й, 6-й и 9-й песни возгласы произносятся обычные при каноне утрени. 1023 В книжке: «Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в Большом Успенском соборе», сказано, что на вечерне дня Пасхи, при архиерейском служении, «первый архимандрит в стихиры кадит всю церковь , держа крест» (лист 16-й на обороте).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Современный православный Восток сохранил еще несколько любопытных подробностей в этом моменте Пасхальной утрени. Так, пред началом выхода в притвор, предстоятель храма, возжегши свечу от неугасимой лампады, стоящей за престолом, становится в царских дверях и поет: «Приидите, приимите свет от невечерняго Света и прославите Христа, воскресшаго из мертвых». Народ, собравшийся в храм для молитвы, подходит к предстоятелю и зажигает свою свечу от его свечи. Обряд этот несомненно имеет связь с древним чином получения благодатного огня в Святогробском храме, где в упрощенном виде он сохраняется в практике его, как известно, и до наших дней. В нарфиксе пред началом утрени предстоятель прочитывает первое воскресное евангелие, повествующее о воскресении Спасителя. Обычай, соблюдаемый на Востоке, по примеру древней богослужебной практики. Пение тропаря пасхи с припевами из псалма: «Да воскреснет Бог» – есть несомненный остаток древнего антифонного пения, имевшего место в чине песненных последований. На Востоке не только начальная часть утрени проходит в нарфиксе, но здесь же произносится диаконом и вся великая ектенья, после которой предстоятель говорит стихи: «Возьмите врата князи ваша» и др. с вопросом извнутри храма: «Кто есть сей царь славы?» При словах: «Господь сил – той есть царь славы», предстоятель, ударив ногою в церковные двери, отворяет их и с пением первой песни канона: «Воскресение день» со всею процессиею входит внутрь храма. Последний обычай, очевидно, появился здесь под влиянием входов и литаний, практиковавшихся в Византийской церкви, где, после крестных ходов из св. Софии в другие храмы и на городские площади, процессии встречались обратно подобным образом. Обычай этот у нас сохранен в чине освящения храмов. Канон св. И. Дамаскина: «Воскресения день», по Уставу, поется не обычным порядком, потому что «творит начало канона на куюждо песнь всегда предстоятель», при чем «по коейждо песни бывает ектения малая вне олтаря». Возгласы священник произносит внутри алтаря в таком порядке: после первой песни возглас: «Яко Твоя держава и Твое есть царство и сила», по 3 песни: «Яко свят еси Боже наш», по 4 песни: «Яко благ и человеколюбец Бог еси», по 5 песни: «Яко святися и прославися пречестное и великолепное имя Твое», по 6 песни: «Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших», по 7 песни: «Буди держава царствия Твоего благословенна и препрославлена», по 8 песни: «Яко благословися имя Твое и прославися царство Твое» и по 9 песни: «Яко Тя хвалят силы небесныя».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

«Таже ударяют во вся кампаны и клеплют довольно, три звоны» (т.е., звонят во все колокола и звонят продолжительное время в 3 приема). После входа священнослужителей чрез царские врата в алтарь, произносится великая ектенья и непосредственно за ней поется пасхальный канон: «Воскресения день», с припевом к каждому тропарю всех песен канона, кроме 9-й, следующих начальных слов пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых» (а в 8-й песне к троичну припев – «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе»); в 9-й же песне к ирмосу и тропарям положены особые припевы (кроме пения без припева ирмоса этой песни на катавасию). Ирмос каждой песни в начале поется 4-ды, тропари тоже поются (а не читаются) на 12 (в тех песнях, где их два, – каждый поется 6 раз, а где – 3, – каждый поется 4 раза); в конце каждой песни снова поется ирмос 2-ды (каждым ликом по 1-ды) и в 3-й раз «на сходе» (т.е., оба клироса для пения его сходятся вместе на средину храма), или на катавасию, а после катавасии поется весь тропарь: «Христос воскресе», 3-ды; начало каждой песни канона запевается священнослужителями в алтаре и продолжается певцами на клиросах. 361 В начале канона, а равно, по установившемуся обычаю (см. Цер. Вест. 1892, 28), и в начале каждой его песни, священника, держа в левой руке св. крест и трикирий, а в правой кадило с фимиамом, в предшествии диакона со свечой, совершает каждение всей церкви, приветствуя верующих радостным восклицанием: «Христос воскресе». 362 Каждая песнь канона заключается малой ектеньей и возгласом. После 3, 6 и 9 песни произносятся обычные возгласы при каноне утрени («Яко Ты еси Бог наш», «Ты бо еси Царь мира», «Яко Тя хвалят»); после 1-й песни – возглас: «Яко Твоя держава»; после 4-й: «Яко благ и человеколюбец»; после 5-й: «Яко святися и прославися пречестное и великолепое имя Твое»; после 7-й: «Буди держава царствия Твоего благословенна и препрославленна»; после 8-й: «Яко благословися имя Твое и прославися царство Твое» (см. Устав и Цвет. Триодь). После канона поются: «Всякое дыхание», стихиры «на хвалитех» из Октоиха 1-го глава и затем, «сошедшеся оба лика вкупе», поют на 5-й глас стихиры Пасхи («Пасха священная нам днесь показася») с припевами («Да воскреснет Бог» и проч.); во время стихир Пасхи, как бы в соответствие словам одной из них: «друг друга обымем», начинается целование (христосование), т.е., взаимное лобзание с приветствиями: «Христос воскресе», «Воистинну воскресе».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В настоящее время вводится, с разрешения епархиального начальства, в церковную практику просушивание св. Даров с помощью особого прибора – даросушительницы. Великий Пяток Утреня. Во 2-м часу ночи (по-нашему в 8-м часу вечера) начинается последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа. Благовест в большой колокол и трезвон. Обычное начало. После шестопсалмия и великой ектении поется «Аллилуиа» и тропарь «Егда славнии ученицы...» Малая ектения с возгласом «Яко Твоя держава...» (кафизм не бывает), 12 Евангелий. Пред чтением каждого Евангелия ударяют в колокол: пред 1-м один раз, пред 2-м два раза, пред 3-м три раза и т.д. Пред каждым чтением Евангелия возглас: «И о сподобитися...», «Господи, помилуй» трижды и проч.; кончая: «Слава Тебе, Господи, Слава Тебе» (обычно же поется: «Слава страстем Твоим, Господи»). «Вонмем». После каждого из 12 Евангелий: «Слава долготерпению Твоему, Господи». Во время пения тропаря «Егда славнии...» священник (облаченный в епитрахиль и фелонь темного цвета) раздает присутствующим свечи, «иже вжигают к каждому Евангелию»; если Евангелие читается среди церкви, священник выносит из алтаря царскими вратами Евангелие на главе и полагает его на аналое, сзади которого поставляются два подсвечника с горящими свечами, совершается каждение; если Евангелие читается в алтаре, то совершается каждение престола крестообразно, всего алтаря, клира и народа; если же чтение Евангелия бывает посреди церкви, то каждение начинается со средины храма с аналоя. (Лучше читать Страстные Евангелия среди храма пред аналоем, обратясь лицом к алтарю). После 1-го Евангелия поют 3 антифона, произносится малая ектения с возгласом «Яко подобает Тебе...» и поется седален («на сицевых седальнах не седим, но стояще поем»); далее следует чтение 2-го Евангелия. После 2-го Евангелия, а равно и после 3-го, 4-го и 5-го поется по 3 антифона и произносится по малой ектение. После 3-й ектении: «Яко благословися и прославися...»; после 4-й: «Яко Ты еси Бог наш...»; после 5-й: «Буди держава Царствия Твоего...»; после 6-й: «Яко благословися всесвятое имя...», и поется (от канонарха) по седальну.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Должно заметить о возгласах иерея, после ектений, что все они вместе на каждой службе составляют одно славословие, хотя и прерываются разными песнопениями, молитвословиями, и притом, как увидим далее, имеют тесную связь или с прошениями ектений, или с молитвами, тайно читаемыми иереем, или с песнопениями певцов. На вечерне иерей в возгласе после великой ектении прославляет Бога, как единое совершенное существо: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение. Отцу, и Сыну, и Св. Духу. В следующем затем возгласе после малой ектении Господь прославляется, как Создатель мира: «Яко Твоя держава и Твое есть царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Св. Духа». Далее, возглас содержит славословие Бога – Искупителя мира: «Яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу» (Служебн.). После 4-й ектении – возглас: «Яко Ты еси Бог наш и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу» (Послед. вечерни, утрени и полунощницы, изд. в Киеве, 1861 г., л. 12) 341 . На малой вечерне, которая всегда бывает пред великою, не читаются светильничные молитвы, не бывает ни великой ектении, ни стихословия Псалтири, ни малой ектении. Но после предначинательного псалма глаголется: «Слава Отцу, и Сыну, и Св. Духу, ныне, и присно, и во веки веков», «Аллилуиа», трижды 342 . «Господи, помилуй», трижды, «Слава и ныне». «Господи, воззвах» и стихиры на «Господи воззвах». Пение стихов 140 псалма: «Господи воззвах» и затем стихов из псалмов 141, 129, 116, и стихир бывает на той или другой вечерне 343 . При пении сих псалмов и стихир диакон или иерей (если служба без диакона) обходит с кадильницею святилище и храм (Тип., гл. 2, 9, 22). Курением фимиама изображают возношение наших молитв к Богу. После воспоминания о сотворении мира (в предначинательном псалме) и о грехопадении прародителей, богослужение вечерни приводит христиан к сознанию их грехов (что особенно раскрывается в Псалтири) и возбуждает в нем моление к Господу об исцелении души от язв греховных. Но, так как с мыслью о грехопадении неразрывна мысль об искуплении, то, при воспоминании о потере блаженного состояния прародителями в раю, уму представляется и сонм праведников, прославленных крестными заслугами Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Есть пластинка с записью голоса Шаляпина, произносящего мирную ектению, и люди восторгается: вот как хорошо он взял ноту, каким низким басом сказал: «Господу помолимся». Если мы так будем приходить в церковь , тогда это будет просто профанацией. Я не против Шаляпина, но ему не следовало бы упражняться в таком амплуа. Ектения – это не повод для того, чтобы показать свой бас, продемонстрировать чудеса исполнительского мастерства. Это молитва . Как и вся литургия – это молитва. И если не будет у нас молитвы, тогда все это обратится против нас потому, что мы будем кощунниками и будем компрометировать Церковь . После мирной ектений всегда следует священнический возглас: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение. Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Вы понимаете, что это значит: потому что Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение. Но какая тут связь? Мы говорим: «Миром Господу помолимся», «О Свышнем мире помолимся». В конце произносим: «Заступи и спаси и помилуй», и последний возглас диаконский, особенный совершенно и чрезвычайно глубокий, таков: «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». То есть, помянувше Божию Матерь и всех святых, сами себя, и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. И потом вдруг: «Потому что подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение...». Можно, конечно, как-то связать все это, хотя тут нет даже связи грамматической. Сначала в ектении есть обращение к народу: «Помолимся...», а потом в заключение: «Потому что подобает Тебе...». Даже грамматически это не согласуется. В чем тут дело? Этот вопрос нужно вам сразу понять, потому что таким странным образом будет дальше продолжаться вся литургия. Дело в том, что священник в это время тайно читает молитву первого антифона. Молитва такая: «Господи Боже наш, Его же Держава несказанна и слава непостижима, Его  же милость безмерна и человеколюбие неизреченно! Сам, Владыко, по благоутробию Твоему, призри на ны и на святый храм сей и сотвори с нами и молящимися с нами богатыя милости Твоя и щедроты Твоя». И дальше – возглашение: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Эта молитва относится к Богу: «Господи Боже наш...» и заключается обращением ко Святой Троице. И последние слова, которые произносятся возгласно, то есть громко, являются просто окончанием этой молитвы. Почему эта молитва произносится тихо, тайно? Как видим из текста, никакого секрета в ней нет и нет ничего такого, чего нельзя было бы слышать всем находящимся в храме. Напротив: молитва очень хорошая, очень глубокая, и было бы замечательно, если бы ее произносили так же, как все молитвы, если бы в ней участвовали все молящиеся.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Тогда малая ектения бывает после «Непорочны» и по «Благословен еси, Господи» (Служебн., см. возглас по ектении) 432 . 2) Но в праздники с бдением, полиелеем и великим славословием все ектении бывают только тогда, когда праздники случатся не в Великую Четыредесятницу. В седмичные же дни Четыредесятницы и в эти праздники после первых двух кафизм не бывает ектений (Тип., послед. понед. 1-й седм. Вел. поста; 24 февр., в понед. 2, 3 и 4-й нед. Вел. поста и храм, гл. 34, 35) 433 ; они бывают только после третьей кафизмы (Там же) 434 . 3) В день Благовещения, случившийся в святую Четыредесятницу до страстной седмицы, после 1-й кафизмы не бывает ектений 435 , по 2-й же и 3-й кафизмах положены ектении 436 . 4) Но если Благовещение случится в страстную седмицу, то бывает подобное тому, как если бы случился святой с бдением в Четыредесятницу, т. е. не полагается ектений после двух первых кафизм 437 , но бывает ектения после 3-й кафизмы 438 . 5) В день предпразднства Сретения в сырную седмицу, до субботы, после 1-й кафизмы читается ектения 439 , а после 2-й кафизмы нет ектении 440 . За каждой малой ектенией, после кафизм, следует особый (как и на вечерне то видели) возглас священника. В возгласе после первой ектении прославляется Триипостасный Бог, как Творец и Вседержитель вселенной, Царь царства природы: «Яко Твоя держава, и Твое есть царство, и сила, и слава» и т. д. В возгласе после второй ектении славится Господь, как Искупитель и Спаситель мира, Царь царства благодати: «Яко благ и человеколюбец Бог еси». В возгласе, после третьей ектении, прославляется Бог, как Царь царства славы: «Яко благословися имя Твое». Устав о малых ектениях, после кафизм, имеет связь с более или менее торжественностью богослужения (см. выше стр. 195, примеч.) и отсюда с уставом седальнов 441 , читаемых после кафизм. Ектении после кафизм бывают тогда, когда за кафизмою следуют седальны праздничные, в коих содержится, главным образом, хвалебная песнь, а не прошение. Таковы: седальны из Минеи, воскресные седальны из Октоиха, праздничные – из Триоди Постной и Цветной.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Есть пластинка с записью голоса Шаляпина, произносящего мирную ектению. И люди восторгаются: вот как хорошо он взял ноту, каким низким басом сказал: «Господу помолимся». Если мы так будем приходить в церковь, тогда это будет просто профанацией. Я не против Шаляпина, но ему не следовало бы упражняться в таком амплуа. Ектения — это не повод для того, чтобы показать свой бас, продемонстрировать чудеса исполнительского мастерства. Это молитва. Как и вся литургия, — это молитва. И если не будет у нас молитвы, тогда все это обратится против нас потому, что мы будем кощунниками и будем компрометировать Церковь. После мирной ектении всегда следует священнический возглас: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Вы понимаете, что это значит: потому что Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение. Но какая тут связь? Мы говорим: «Миром Господу помолимся», «О Свышнем мире помолимся». В конце произносим: «Заступи и спаси и помилуй», и последний возглас диаконский, особенный совершенно и чрезвычайно глубокий, таков: «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». То есть, помянувше Божию Матерь и всех святых, сами себя, и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. И потом вдруг: «Потому что подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение». Можно, конечно, как-то связать все это, хотя тут нет даже связи грамматической. Сначала в ектении есть обращение к народу: «Помолимся», а потом в заключение: «Потому что подобает Тебе». Даже грамматически это не согласуется. В чем тут дело? Этот вопрос нужно вам сразу понять, потому что таким странным образом будет дальше продолжаться вся литургия. Дело в том, что священник в это время тайно читает молитву первого антифона. Молитва такая: «Господи Боже наш, Егоже Держава несказанна и слава непостижима, Егоже милость безмерна и человеколюбие неизреченно! Сам, Владыко, по благоутробию Твоему, призри на ны и на святый храм сей и сотвори с нами и молящимися с нами богатыя милости Твоя и щедроты Твоя».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010