Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». Примечание. «Вестно буди: Аще случится навечерие Христова Рождества в субботу или Неделю, пост не бывает...» (Типикон, 25 декабря, 2-е «зри»). Это предписание Устава означает, что в Рождественский сочельник, совпавший с субботой или воскресеньем, по совершении Литургии (до вечерни) разрешается немного подкрепиться пищей без масла: «По отпущении же [Литургии свт. Иоанна Златоуста, – Сост.] снедаем по уломку хлеба, и от вина вкушаем мало, и отходим в келлии своя. При часе же 7-м дне начинаем вечерню» (Там же; ср.: Типикон, 6 января, 2-е «зри»). По установившейся церковной практике, сразу по окончании Литургии совершается 9-й час и великая вечерня праздника Рождества Христова. По Уставу, богослужение должно начинаться «при часе же 7-м дне», т. е. по-нашему – в 1-м часу дня (см. Типикон, 25 декабря) . Таким образом, по мысли Типикона, великая вечерня совершается отдельно для того, чтобы обеспечить ей более торжественное служение. Бывает звон в великий кампан и во вся тяжкая (ср.: Типикон, 25 декабря). По совершении 9-го часа иерей произносит начальный возглас вечерни: «Благословен Бог наш...». Чтец или хор: «Аминь». Чтец : «Приидите, поклонимся...» (трижды). Примечание. Если 9-й час перед вечерней не совершался, то в начале вечерни должно быть прочитано обычное начало. Иерей: «Благословен Бог наш...». Чтец или хор: «Аминь». Чтец: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое. По «Отче наш...» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...» (трижды). Псалом 103-й (читается). (Священник во время предначинательного псалма по обычаю читает светильничные молитвы перед царскими вратами.) Ектения великая. «Блажен муж» – кафизма вся . Примечание. После 1-го антифона и малой ектении – возглас: «Яко Твоя держава...»; после 2-го антифона и малой ектении – возглас: «Яко Благ и Человеколюбец...»; после 3-го антифона и малой ектении – возглас: «Яко Ты еси Бог наш...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-06/

Хор: Тебе, Господи. Иерей: Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков, Хор: Аминь Возглас: Яко Твоя держава и Твое есть Царство, и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Хор: Аминь. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу . Второй антифон Хвали, душе моя, Господа./Восхвалю Господа в животе моем,/пою Богу моему, дондеже есмь. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия,/в них же несть спасения. Изыдет дух его,/и возвратится в землю свою:/в той день погибнут. вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его,/упование его на Господа Бога своего. Сотворшаго небо и землю,/море и вся, яже в них. Хранящаго истину в век,/творящаго суд обидимым,/дающаго пищу алчущим Г осподь решит окованныя,/Господь умудряет слепцы. Господь возводит низверженныя,/Господь любит праведники. Господь хранит пришельцы,/сира и вдову приимет,/и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век,/Бог твой, Сионе, в род и род. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Песнь Господу Иисусу Христу Единородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен Сый,/и изволивый спасения нашего ради/воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии,/непреложно вочеловечивыйся;/распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый,/един Сый Святыя Троицы,/спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас. Ектения малая Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся. Хор : Господи, помилуй. Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Хор: Тебе, Господи. Иерей: Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков, Хор: Аминь Иерей: Яко благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

http://foma.ru/posledovanie-bozhestvenno...

Эти тропари поются только на дни недельные (воскресные) и притом те, в которые не случится Владычного праздника.Ектения малая: Паки и паки миром Господу помолимся.Возглас: Яко благословися имя Твое.Ипакои гласа (в неделю) или ипакои праздника.Седальны полиелейные.Степенны антифоны (Октоиха). В недели антифоны поются гласа недели. Но если в неделю случится Владычный великий праздник, то поется антифон 4 гласа: «От юности моея». В седмичные дни, при пении полиелея, поются только антифоны 4 гласа.Диакон: Вонмем. Премудрость.Прокимен.Диакон: Господу помолимся.Лик: Господи, помилуй.Иерей: Яко свят еси Боже наш.Диакон и певцы: Всякое дыхание да хвалит Господа.Диакон: И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия, Господа Бога молим.Лик: Господи, помилуй, трижды.Диакон: Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия.Иерей: Мир всем.Лик: И духови твоему.Иерей: (От Матфея или Марка...) святаго Евангелия чтение.Лик: Слава Тебе, Господи.Чтение иереем Евангелия.(В недели читается рядовое воскресное, из числа 11-ти, если в неделю не случится дванадесятый Владычный праздник и храмовый. В седмичные дни – Евангелие праздничное, положенное на утрени).Лик: Слава Тебе, Господи.(В недели, если в них не случится Господнего праздника, кроме Воздвижения:Воскресение Христово видевши). После первой кафизмы – малая ектения.Возгл.: Яко Твоя держава.Седален предпразднства или попразднства.После второй кафизмы – малая ектения.Возгл.: Яко благ и человеколю­бец Бог еси.Седален предпразднства или попразднства). Пс. 50 : Помилуй мя, Боже. Слава: Молитвами Апостол, Милостиве очисти.Помилуй мя, Боже.Стихира воскресная (в неделю) или праздника. Диакон: Спаси, Боже, люди Твоя.Лик: Господи, помилуй, 12 раз.Иерей: Милостию и щедротами. (Когда не поется на утрени полиелей, всех сих молитвословий, начиная с полиелея, кроме 50 псалма, не бывает на утрени).Стихословие: Господеви поем.Канон. После 3-й песни канона – Малая ектения: Паки и паки миром Господу помолимся.Возгл.: Яко ты еси Бог наш. Кондак или седален.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

А вот за Божественнои литургиеи священник читает много таиных молитв. Вот почему внешне (без учета таиных молитвословии) это центральное богослужение Церкви выглядит гораздо проще, чем оно есть на самом деле. Литургия оглашенных содержит краткие молитвы антифонов: «Господи Боже наш, Егоже держава несказанна и слава непостижима, Егоже милость безмерна, человеколюбие неизреченно, Сам, Владыко, по благоутробию Твоему призри на ны и на святыи храм сеи и сотвори с нами и молящимися с нами богатыя милости…» Возглас «Яко благ и человеколюбец Бог еси…» — это продолжение таинои молитвы третьего антифона «Иже общия сия и согласныя даровавыи нам молитвы…». Уже после малого входа, во время пения тропареи и кондаков священник таино читает молитву, предваряющую пение Трисвятого (Святыи Боже, Святыи Крепкии…»); это прошение ко Господу, чтобы Он принял от нас «Трисвятую песнь» так же, как Он принимает ее от Ангелов; мы дерзаем сравнивать себя с Небесными Силами: «…прими и от уст нас грешных Трисвятую песнь и посети ны благостию Твоею…». Таиная молитва читается священником и перед чтением Евангелия; он просит о том, чтоб прочитанное в храме Евангелие осталось в сердцах, чтобы чтение не было бесплодным: «Возсияи в сердцах наших, человеколюбче Господи, Твоего боговедения нетленныи свет…» Во время прошения сугубои ектении «Помилуи нас, Боже» читается молитва прилежного моления: «Господи Боже наш, прилежное сие моление прими от Твоих раб, и помилуи нас по множеству милости Твоея, и щедроты Твоя ниспосли на ны и на все люди Твоя, чающия от Тебе богатыя милости». — А почему в таиных молитвах везде «мы», «нам», «нас»? Священник ведь молится про себя, один, мы даже не слышим. — Это напоминает нам о том, что когда-то все эти молитвы читались вслух, и сеичас мы, церковныи народ, призваны к соучастию в них. Тем важнее для нас их знать. Единственная молитва, читаемая от первого лица в единственном числе,— та, которую священник читает до великого входа — во время «Херувимскои песни» — «Никтоже достоин…». Здесь священник молится только о себе. Служение Богу, предстояние Ему настолько высоко, что иереи, грешныи человек, недостоин совершать «великое и страшное и самим Небесным Силам», и потому он просит Господа: «Сподоби принесенным Тебе быти мною, грешным и недостоиным рабом Твоим, Даром сим. Ты бо еси Приносяи и Приносимыи, и Приемляи и Раздаваемыи». Это очень красивая антиномия, она говорит о том, что Господь, давшии нам все, Сам приносит Себя в жертву.

http://azbyka.ru/tajnye-molitvy-kashkin

А вот за Божественнои литургиеи священник читает много таиных молитв. Вот почему внешне (без учета таиных молитвословии) это центральное богослужение Церкви выглядит гораздо проще, чем оно есть на самом деле. Литургия оглашенных содержит краткие молитвы антифонов: «Господи Боже наш, Егоже держава несказанна и слава непостижима, Егоже милость безмерна, человеколюбие неизреченно, Сам, Владыко, по благоутробию Твоему призри на ны и на святыи храм сеи и сотвори с нами и молящимися с нами богатыя милости...» Возглас «Яко благ и человеколюбец Бог еси...» — это продолжение таинои молитвы третьего антифона «Иже общия сия и согласныя даровавыи нам молитвы...». Уже после малого входа, во время пения тропареи и кондаков священник таино читает молитву, предваряющую пение Трисвятого (Святыи Боже, Святыи Крепкии...»); это прошение ко Господу, чтобы Он принял от нас «Трисвятую песнь» так же, как Он принимает ее от Ангелов; мы дерзаем сравнивать себя с Небесными Силами: «...прими и от уст нас грешных Трисвятую песнь и посети ны благостию Твоею...». Таиная молитва читается священником и перед чтением Евангелия; он просит о том, чтоб прочитанное в храме Евангелие осталось в сердцах, чтобы чтение не было бесплодным: «Возсияи в сердцах наших, человеколюбче Господи, Твоего боговедения нетленныи свет...» Во время прошения сугубои ектении «Помилуи нас, Боже» читается молитва прилежного моления: «Господи Боже наш, прилежное сие моление прими от Твоих раб, и помилуи нас по множеству милости Твоея, и щедроты Твоя ниспосли на ны и на все люди Твоя, чающия от Тебе богатыя милости». — А почему в таиных молитвах везде «мы», «нам», «нас»? Священник ведь молится про себя, один, мы даже не слышим. — Это напоминает нам о том, что когда-то все эти молитвы читались вслух, и сеичас мы, церковныи народ, призваны к соучастию в них. Тем важнее для нас их знать. Единственная молитва, читаемая от первого лица в единственном числе,— та, которую священник читает до великого входа — во время «Херувимскои песни» — «Никтоже достоин...». Здесь священник молится только о себе. Служение Богу, предстояние Ему настолько высоко, что иереи, грешныи человек, недостоин совершать «великое и страшное и самим Небесным Силам», и потому он просит Господа: «Сподоби принесенным Тебе быти мною, грешным и недостоиным рабом Твоим, Даром сим. Ты бо еси Приносяи и Приносимыи, и Приемляи и Раздаваемыи». Это очень красивая антиномия, она говорит о том, что Господь, давшии нам все, Сам приносит Себя в жертву.

http://foma.ru/taynyie-molitvyi.html

Возглас: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Возглас: Ибо Тебе подобает вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Лик: Аминь. Хор: Аминь. Благослови, душе моя, Господа: И прочая по чину. Священнику глаголющу молитву тайно во олтари, в то время диакон глаголет вне олтаря ектению. И прочее по уставу. Священник читает молитву тайно в алтаре, в то время как диакон произносит вне алтаря ектению. Аще же несть диакона, священник по молитве и по возгласе глаголет ектению: Если же нет диакона, священник после молитвы и возгласа произносит ектению: Паки и паки, миром Господу помолимся. Снова и снова в мире Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Хор: Господи, помилуй. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Лик: Господи, помилуй. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Хор: Господи, помилуй. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Лик: Тебе, Господи. Священник глаголет молитву втораго антифона: Хор: Тебе, Господи. Молитва второго антифона Господи Боже наш, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящия благолепие дому Твоего. Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою и не остави нас, уповающих на Тя. Господи, Боже наш, спаси народ Твой и благослови наследие Твое, полноту Церкви Твоей сохрани, освяти любящих благолепие дома Твоего! Ты их прославь божественной Твоею силою, и не оставь нас, надеющихся на Тебя. Возглас: Яко Твоя держава и Твое есть Царство и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Возглас: Ибо Твоя власть, и Твои – Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/liturgiya...

Возглас после великой ектении «Яко подобает Тебе…» делает первый сослужащий, стоя на своем месте у престола, а после возгласа кланяется архиерею чрез открытые царские врата. Одновременно с ним кланяется архиерею и второй сослужащий священник (стоящий на середине храма) и затем, северной дверью войдя в алтарь, подходит к передней стороне престола, целует его, кланяется чрез открытые царские врата архиерею и становится на свое место с левой стороны престола. Второй священник произносит возглас после малой ектении («Яко Твоя держава…»), после которого также кланяется архиерею чрез царские врата. Вместе с поклонением второго сослужащего кланяются и все остальные священники, находящиеся посреди храма, и входят в алтарь (стоявшие на правой стороне входят южной дверью, а стоявшие на левой — северной дверью). Приложившись к престолу и поклонившись чрез царские врата архиерею, все становятся у престола на свои места. Возглас после второй малой ектении «Яко Благ и Человеколюбец Бог еси…» произносит третий сослужащий, обычно кланяясь архиерею. Перед малым входом первый сослужащий, вместе с протодиаконом помолившись спереди престола и поклонившись архиерею, вручает протодиакону Евангелие. После этого к первому сослужащему подходит второй, а прочие священники со своих мест, целуют престол и кланяются архиерею. Все выходят из алтаря северной дверью (священники в порядке старшинства — впереди за протодиаконом с Евангелием первый сослужащий и т. д.) и идут один за одним, обходя облачальное место, кроме священников, стоящих на левой стороне. И занимают на середине храма свои обычные места, на которых стояли при начале литургии. По возгласе протодиакона «Премудрость, прости» все поют «Приидите, поклонимся…» и кланяются на осенение архиерея трикирием и дикирием. После осенения всего предстоящего народа, первые двое сослужащих приближаются к преосвященному для поддержания его, когда он будет сходить с кафедры и всходить на ступени амвона. Остальные священники попарно следуют за архиереем до солеи (старшие впереди).

http://pravoslavie.ru/2343.html

Лик: Господи, помилуй. О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О благоприятной погоде, об изобилии плодов земли и о временах мирных Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О плавающих, путешествующих, болящих, страждущих, пленённых и о спасении их Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Об избавлении нас от всякой скорби, гнева, [опасности] и нужды Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Хор: Господи, помилуй. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Лик: Господи, помилуй. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Хор: Господи, помилуй. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Лик: Тебе, Господи. Хор: Тебе, Господи. Молитва первого антифона Иерей: Господи Боже наш, Егоже держава несказанна и слава непостижима, Егоже милость безмерна и человеколюбие неизреченно. Сам, Владыко, по благоутробию Твоему призри на ны и на святый храм сей, и сотвори с нами и молящимися с нами, богатыя милости Твоя и щедроты Твоя. Священник: Господи Боже наш, Чья власть несравненна и слава непостижима, чья милость безмерна и человеколюбие неизреченно! Сам, Владыка, по благосердию Твоему воззри на нас и на святой храм сей, и яви нам и молящимся с нами неистощимые милости Твои и щедроты Твои. Возглашение: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Возглас: Ибо Тебе подобает вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/bozhestve...

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Обновления, глас 4й. «Слава» – тропарь священномученика, глас тот же, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же. На 1м и 6м часе – тропарь Обновления. «Слава» – тропарь предпразднства. Ин кондак Обновления, глас 4й. На 3м и 9м часе – тропарь Обновления. «Слава» – тропарь священномученика. Кондак Обновления, глас 2й. На Литургии блаженны Обновления, песнь 3я (со ирмосом) и 6я – 8. По входе – тропарь Обновления, тропарь предпразднства, тропарь священномученика. «Слава, и ныне» – кондак Обновления, глас 2й: «Обновления духа в сердцах…». Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – Обновления. Апостол и Евангелие – Обновления, субботы пред Воздвижением (под зачало) и пятницы . Примечание. «Аще случится праздник сей [Рождества Богородицы] в субботу пред Воздвижением: Апостол и Евангелие субботы пред Воздвижением чти в 13й день. Прокимен же, Аллилуиа, и причастен Обновления» (Типикон, 8 сентября, 1е «зри»). 1 В месяцеслове содержится несколько памятей в честь обновления (освящения) храмов: Господский праздник Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (13 сентября), и праздники в честь вмч. Георгия Победоносца – обновление храма в Лидде (3 ноября) и освящение церкви в Киеве (26 ноября). 2 В Типиконе и Минее 13 сентября нет указаний на малые ектении после трех антифонов рядовой кафизмы великой вечерни. Существует предположение, что на основании общего устава о великой вечерне, изложенного во 2й и 7й главе Типикона, малые ектении после трех антифонов рядовой кафизмы должны быть. В таком случае после 1го антифона и малой ектении – возглас: «Яко Твоя держава…»; после 2го антифона и малой ектении – возглас: «Яко Благ и Человеколюбец…»; после 3го антифона и малой ектении – возглас: «Яко Ты еси Бог наш…». Ср.: Никольский К. , прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 193. 3 Возможен также следующий вариант объединения чтений из Апостола и Евангелия: Обновления, субботы пред Воздвижением и пятницы (под зачало). Рекомендуемые записи

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Лик: Тебе, Господи. Хор: Тебе, Господи. Молитва второго антифона Господи, да не яростию Твоею обличиши нас, ниже гневом Твоим накажеши нас, но сотвори с нами по милости Твоей, врачу и исцелителю душ наших, наставляя нас ко пристанищу хотения Твоего. Просвети очи сердец наших в познание Твоея истины; и даруй нам прочее настоящаго дне мирное и безгрешное, и все время живота нашего, молитвами святыя Богородицы, и всех святых Твоих. Господи, не обличи нас в ярости Твоей и не накажи нас гневом Твоим, но сотвори с нами по милости Твоей, Врач и Целитель душ наших. Приведи нас к желаемой Тебе пристани, просвети очи сердец наших для познания Твоей истины, и даруй нам оставшуюся часть нынешнего дня мирную и безгрешную, как и всё время жизни нашей, по ходатайствам святой Богородицы и всех святых. Возглас: Яко Твоя держава и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Возглас: Ибо Твоя власть, и Твои – Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Лик: Аминь. Хор: Аминь. Вторая статия 18 кафизмы Во время чтения второго антифона совершается поклонение, каждение со свечой вокруг престола и снова поклонение. Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся. Диакон: Снова и снова в мире Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Хор: Господи, помилуй. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Лик: Господи, помилуй. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Хор: Господи, помилуй. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Лик: Тебе, Господи. Хор: Тебе, Господи. Молитва третьего антифона Господи Боже наш, помяни нас, грешных и непотребных раб Твоих, внегда призывати нам святое и покланяемое имя Твое, и не посрами нас от чаяния милости Твоея; но даруй нам, Господи, вся яже ко спасению прошения, и сподоби нас любити и боятися Тебе от всего сердца нашего, и творити во всех волю Твою.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/liturgiya...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010