Так как пение антифона «Блажен муж» есть торжественное, то оно не полагается в дни непраздничные, когда нет праздника с полиелеем, или когда праздники с полиелеем случатся в дни сокрушения о грехах, в дни поста. В дни строгого поста, к какому принадлежат некоторые дни сырной седмицы, равно и седмичные дни Великого поста, не стихословится «Блажен муж», хотя бы и случились праздники святых с полиелеем или бдением; так: а) на вторник или четверток сырные, если в эти дни случатся праздники с полиелеем или бдением, на вечерне читается кафизма рядовая 336 ; б) на вторник, среду, четверток, пяток Великой Четыредесятницы всегда стихословится рядовая кафизма, хотя бы вечерня соединялась с Литургиею Преждеосвященных даров, но 1-й антифон 1-й кафизмы не поется (Тип., послед. 30 янв., 24 февр. 337 . Но бывают случаи, когда 1-й антифон 1-й кафизмы поется и на вседневной вечерне, именно, когда вседневная вечерня отправляется вместо великой – в некоторые приготовительные дни к великому посту, или в пост. Так: 1) В мясопустную неделю (воскресение), если за сим в понедельник случится праздник с полиелеем (24-го февраля), но не с бдением (30-го января), ибо в последнем случае совершается вечерня великая. 2) В пяток сырный, если в субботу будет праздник святому с полиелеем (24-го февраля) или святому с бдением (30-го января). 3) В вечер недель (воскресений) 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 5-й седмиц Великого поста, если в понедельник случится празднование святому с полиелеем (24-го февраля и 9-го марта), но не храмовой праздник. Есть дни в году, когда на вечерне вовсе не полагается стихословия Псалтири, именно: 1) На Господние двунадесятые праздники, случающиеся во вторник, среду, четверток, пяток, субботу 338 , исключая того случая, когда в эти праздники (например, в Вознесение) случится великий святой с бдением (см. Тип., 8-го мая в Вознесение и храм. гл. 51-я и 55-я); тогда поется 1-й антифон 1-й кафизмы. 2) На вечерне не полагается кафизмы в те дни, на которые было бдение, ради бывшего труда бденного 339 . Без сомнения, потому же и в неделю вечера во весь год никогда же глаголется Псалтирь. Аще прилунится празднство, тогда поем: «Блажен муж», 1-й антифон (Тип., гл. 17 и сн. Тип., гл. 5 и Тип., послед. 14-го сентября). Так на вечерне в день Пятидесятницы не положено стихословия, но иногда поется «Блажен муж», именно в том случае, если случится храмовой святой (храм. гл. 55-я) или святой с бдением (Тип., 8-го мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Это не имеет большого значения, надо больше смотреть за собою и сокрушаться о своих грехах. Обязательно ли делать земной поклон во время возгласа «Святая Святым…»? Земные поклоны отменяются в субботы, воскресные и праздничные дни правило I Вселенского Собора с толкованиями: " Поскольку суть некоторые преклоняющие колена в день Господень и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу». Зонара: «Чтобы не преклонять колена в воскресный день и во дни пятидесятницы, это установлено и другими священными отцами, и Василием Великим , который присовокупляет и причины, по коим запрещено преклонять колена в сказанные дни и заповедано молиться стоя, и кои суть следующие: совоскресение наше со Христом и истекающий из сего наш долг искать вышних, и то что воскресный день есть образ ожидаемого века, ибо он есть един день и осьмый день, как и в миробытии у Моисея он назван единым, а не первым днем, так как прообразует оный, действительно единый и истинный осьмый невечерний день, нескончаемый оный век грядущий. Посему-то Церковь , руководствуя своих чад, для напоминания им об оном дне и для преуготовления к нему, постановила молиться стоя, дабы взирая на высшее воздаяние, непрестанно имели оное в уме (Твор. Св. Вас. Вел. т.3, стр. 334–335). Поскольку же установление не преклонять колена в сказанные дни не везде было соблюдаемо, то настоящее правило узаконяет, чтобы оно соблюдаемо было всеми». Аристен: «В воскресные дни и во дни Пятидесятницы не должно преклонять колена, но молиться людям в прямом положении. Не должно преклонять колена в воскресные дни и во дни Пятидесятницы, но стоя возносить молитвы Богу».], а в Воздвижение и в воскресенье Крестопоклонное совершаются только, когда поются песнопения на поклонение Кресту. В воскресные и праздничные дни разрешаются земные припадания только великим святыням: Св. Дарам, мощам, чудотворной иконе. Если кто-то хулиганит в храме и мешает службе, можно ли вывести его силой?

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

В настоящее время оглашения предписываются вообще гражданским законодательством, и церковь следует в этом постановлениям того законодательства, от которого зависит сокращение, в случае надобности, количества оглашений или совершенная их отмена 2151 . § 156. Время заключения брака Венчание вообще всегда сопровождается веселием и пиром. Это празднество было бы совсем противно духу христианской церкви, если бы происходило во дни, определенные церковью для умерщвления плоти и размышления о грехах, как бывает во дни поста, а также и в те дни, когда христиане должны оставлять все земные дела и проводить время в духовном праздновании и веселии, как во дни некоторых больших церковных праздников. В виду этого, церковным законодательством точно определено, в какие дни не должны происходить такие пиршества и, следовательно, когда не должно совершать венчания. По мере постепенного узаконения дней поста и больших праздников, устанавливалось и время, когда можно и когда нельзя венчать браки. Первый канонический памятник о запрещении венчания в посту мы находим между канонами Лаодикийского собора 2152 ; а в XII веке были установлены все посты, которые в настоящее время существуют в православной церкви 2153 . На основании этого и применительно к степени церковного торжества, установленного для некоторых больших праздников, церковью и определено в какие дни не должно происходить венчание 2154 . Эти дни следующие: 1) от 14 ноября, с начала Рождественского поста, до 6 января; 2) с воскресенья мясопустной недели до недели Фоминой, т. е. до первого воскресенья после Пасхи; 3) с недели всех святых, т. е. первого воскресенья после дня Св. Троицы и до 29 июня; 4) в Успенский пост, т. е. с 1 до 15 августа; 5) в день усекновения главы Иоанна Крестителя (29 авг.), в день Воздвижения креста Господня (14 сентября) и в каждую среду и пятницу всего года 2155 . Относительно священника, который позволит себе совершить венчание в эти дни, Кормчая говорит: «да никто же убо от иерей дерзнет в сия дни кого в супружество венчати, под лютою правильною (каноническою) казнию, паче же под извержением, ниже да соизволит, или благословит переносины и пиры брачные творити в тыя дни» 2156 . Только по крайней необходимости может допустить это высшая церковная власть 2157 . Впрочем, если венчание совершено в запрещенный церковью день, то брак остается в силе и не теряет своего законного значения, если ни в чем другом не идет в разрез с существующими законами о браке 2158 . § 157. Венчание

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Другой вопрос, также до конца не решенный, связан с интерпретацией множества параллелей между текстом Афраата и различными дошедшими до нас иудейскими текстами той же эпохи. Помимо многочисленных прямых параллелей с иудейскими текстами, заключающихся в том, что и их авторы, и Афраат одинаково понимают ту или иную цитату из Писания, имеются также случаи, когда прямых параллелей нет, но метод использования Писания и способ составления собственного текста оказываются сходными. Ярким примером являются уже упоминавшиеся списки праведников, разбросанные по разным тахвитам, или список пастухов из 10 тахвиты К пастырям. Похожие «перечисления» однотипных библейских событий имеются и в арамейских таргумах, например, в таргуме на книгу Руфь 1. 1 : «Случилось так, что во дни одного из судей случился великий голод в земле Израильской. Десять великих голодов были назначены Небом для мира, от того дня, когда мир был создан и до прихода Царя Мессии, чтобы научить с помощью этого обитателей земли. Первый голод был во дни Адама. Второй голод был во дни Ламеха. Третий был во дни Авраама. Четвертый голод был во дни Исаака. Пятый голод был во дни Иакова. Шестой голод был во дни Вооза, который известен как Ивцан Благочестивый из Вифлеема Иудейского. Седьмой голод был во дни Давида, царя Израильского. Восьмой голод был во дни Илии пророка. Девятый голод был во дни Елисея в Самарии. Десятый голод еще придет, это не голод, чтобы поесть хлеба, и не жажда, чтобы попить воды, но [голод] Божий, чтобы услышать слово пророчества от Господа». Здесь, как видно, так же, как и во многих местах у Афраата, делается сильное отступление, в котором, по-видимому, используется материал более ранней традиции, в котором перечисляются похожие библейские события. Можно предположить, что подобный текст первоначально имел дидактическое значение и призван был помочь усвоению священного текста. Несмотря на то, что окончательного объяснения, которое полностью подходило бы для всех подобных совпадения, пока не существует, и, таким образом, нельзя с полной уверенностью ни доказать, ни исключить раввинистические влияния на Персидского Мудреца, в качестве предварительного решения, как мне кажется, можно принять высказывание Дж. Нойзнера 129 : «Афраат был учеником Христа, а не раввинов» и определение самого Афраата, называвшего себя «учеником Священного Писания».

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

За неисполнение этих священных обязанностей милосердия и человеколюбия к узникам и нищим судьи подвергались денежному взысканию 39 . В кодексе Феодосия и Юстиниана постановлено было: «Судопроизводство прекращать в священные дни Пасхи (недель Страстной и Светлой), которые седмичным числом ей предшествуют и последуют; также во дни Рождества Христова и Богоявления; во дни воспоминания св. апостолов, страдания коих назидают христиан: в эти святейшие дни не дозволять и зрелищ. Для подобного хранения причислить и дни солнца, еженедельно возвращающиеся, кои предки справедливо назвали Господними. В сии дни всем необходимо иметь одинаковое благоговение, так чтобы во время их не было разбирательства тяжеб у стряпчих, определенных судьями и добровольно избираемых; равно и во дни нашего рождения и восшествия на престол. В продолжение 15 дней Пасхи прекращать и подвоз годовых съестных припасов, и взыск общественных и частных долгов» 40 . К особенному христианскому долгу человеколюбия в праздничные дни Церковь древле обязывала и епископов, побуждая их в сии дни посещать узников лично или наведываться о них через диаконов и своими увещаниями и посильным вспоможением облегчать участь их 41 . Согласно с постановлениями Вселенской Церкви, наш отечественный закон гражданский предписывает всем нам посвящать известные праздничные дни, церковные и гражданские, «отдохновению от трудов и набожному благоговению» 42 . Запрещая в праздники обыкновенные и для временной жизни полезные труды, Церковь с большею еще ясностью и строгостью запрещает в праздники нескромные и соблазнительные увеселения, кои поселяют в уме и сердце нашем мысли и чувствования, несовместные с христианским благоговением, приличным священному празднованию Церкви Христовой. Запрещение мирских забав и веселостей в праздники можно видеть частью в отеческих поучениях и Соборных правилах, частью в императорских постановлениях 43 . Отцы Церкви в своих сочинениях многократно внушают, чтобы мы в праздники, прекращая дела житейские, не предавались роскоши и неге, подобно иудеям или язычникам, но праздновали духовно и свято, проводя время трезво, скромно, целомудренно, поучаясь в слове Божием и благотворя ближним 44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Таковы: дни Нового года, дни царские, дни установления знаков отличия, или кавалерские, дни побед, или викториалъные, и дни избавления от бед. Высокоторжественные и торжественные Некоторые из гражданских праздников, и именно дни царские, по важности воспоминаемых событий разделяются на высокоторжественные и торжественные, отличаются в некоторых месяцесловах знаком короны . Праздники церковные табельные Праздники церковные и гражданские и все дни богослужения по важности своих воспоминаний и по особенному некоторых из них назначению разделяются на табельные и нетабелъные. Название табельных дней произошло от круга обращения луны. Древле при начале каждого года в некоторых местах означали буквами на выставленных всенародно таблицах (tabella), или табелях, число лет, протекших от начала текущего круга луны, по коему определялось: в какие дни имеют быть новомесячия и другие числа текущего года 4 . Примечание. Пример таких табелей можно находить в постановлениях Карфагенского Собора, который извещал христиан о времени празднования Пасхи 5 . По употреблению в настоящее время, табельные дни суть те, в кои, согласно с заповедью Церкви, закон гражданский освобождает нас от дел житейских, к каким кто призван в обществе, для беспрепятственного служения Богу: судебные места – от собраний, исключая чрезвычайные случаи, и училища – от учения; запрещает производить казенные и другие общественные работы, исключая особенные случаи, и вообще запрещает отправление должностей и службы, исключая только нижних полицейских мест, коих должности и служба касаются общей тишины и спокойствия. Крестьянам закон запрещает работать в праздники и тем лишать себя возможности бывать в церквах и слушать слово Божие. Дни, кои по предписанию закона гражданского должно посвящать отдохновению от трудов и набожному благоговению, суть: все воскресные и также первый день нового года 1 (14) января; день Богоявления 6 (19) января; Сретения 2 (15) февраля; Благовещения 25 марта (7 апреля); Николая Чудотворца 9 (22) мая; ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Трипеснцы, четверопеснцы, двупеснцы предписано петь во все дни недели, кроме воскресений. В продолжение шести дней недели поются все 9 (8) песней канона. Двупеснец состоит из восьмой и девятой песни. Он положен в Триоди только в Великий Вторник на утрени, восьмая и девятая песни находятся в каждом трипеснце и четверопеснце. Перед этими песнями в понедельник находится первая песнь, во вторник – вторая песнь, в среду – третья, в четверг – четвертая, в пятницу – пятая, в субботу – шестая и седмая песни. Итак, в будние дни Великого поста поются трипеснцы, а в субботу – четверопеснцы. Но так как трипеснцы и другие молитвословия обеих Триодей совершенно различны по содержанию и времени употребления, то и самые Триоди, составляя как бы две части одной книги, получили разные наименования – Триоди Постной и Триоди Цветной. 4.1. Постная Триодь Триодь Постная начинается с подготовительных дней к Великому посту. Так называются следующие дни: Неделя (воскресенье) о мытаре и фарисее; Неделя о блудном сыне; Суббота и Неделя мясопустная; все семь дней сырной недели. Затем следуют богослужения Великого поста и Страстной недели. В будние дни Великого поста богослужение совершается только по Триоди и Минее (некоторые песнопения Октоиха, употребляемые в эти дни, включены в приложения Триоди). В воскресные дни Великого поста богослужение совершается только по Октоиху и Триоди. Воскресные песнопения (то есть Октоих) не отменяются в течение Великого поста во все воскресные дни, кроме Недели Ваий – двунадесятого праздника, в которые они заменяются песнопениями праздника (по Триоди Постной). Во время пения Триоди Постной есть дни, в которые не поется Минея: В будние же дни прочих недель, даже если нет памяти великого святого, поются песнопения месячной Минеи. Первая стиховная стихира вечерни и утрени обозначается в Триоди Постной «самогласен дне». Поэтому в Типиконе в указаниях на дни пения Триоди Постной (в 49 главе) под словами «самогласен дне» нужно понимать молитвословия не Октоиха (дне), а Триоди. Молитвословия Октоиха для этих дней сбозначаются в Типиконе или именем книги Октоиха, или содержанием песнопений, или словом: «глас». Так, в Типиконе читаем: «седальны Октоиха», «седальны апостольские», «Троичны гласа» и т.д. В состав Триоди Постной входят песнопения разных песнописцев, наиболее замечательные из которых принадлежат VIII и IX векам, каковы: святитель Андрей, архиепископ Критский, преподобный Косма Маиумский , святой Иоанн Дамаскин, преподобные Иосиф и Феодор Студиты .

http://azbyka.ru/liturgika-karpuhin

Итак, если верно уразумели мы, что такое дни, просвещенные Господом нашим Иисусом Христом, истинным Светом, и что такое дни, просвещенные тем, кто «принимает вид ангела света» и чей свет угаснет, то мы также можем понять те «дни Иисуса», о которых сказано: «Народ служил Господу во все дни Иисуса» ( Суд.2:7 ); разумеется, тот, кто имеет в себе «дни Иисуса», будет служить Господу – не может такого быть, чтобы имеющий в себе «дни Иисуса» и свет Христов служил дьяволу или служил бы жадности; не может быть, чтобы просвещенный светом истины служил неправде, служил обману; не может быть, чтобы просвещенный светом освящения угождал вожделению и нечистоте. Наконец, и Апостол говорит: «Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» ( 2Кор.6:14–15 ). Так станем же молиться, чтобы Христос, «Свет истинный» (ср. Ин.1:9 ), всегда соделывал в нас дни хорошие и чтобы никогда не было в нас просвещением дьявола дней худых, о которых Апостол говорит: «Высвобождая время, потому что дни лукавы» ( Еф.5:16 ). Ибо мы имеем лукавые дни, когда взыскуем не духовного, а плотского, не небесного, а земного, не вечного, а преходящего, не будущего, а настоящего. Поэтому, когда видишь, что восстают в тебе подобные желания, знай, что пребываешь ты во днях худых и лукавых; и потому усердствуй в молитвах, чтобы освободиться от худых дней и, как говорит Апостол, избавиться «от настоящего лукавого века» ( Гал.1:4 ); потому что таким образом, о котором мы говорили выше, не только дни, но и век становится лукавым. 2 . «И народ служил Господу во все дни Иисуса и во все дни старцев, которые жили долгие дни после Иисуса» ( Суд.2:7 ). Блажен тот, кто служит Господу во дни Иисуса, кто освещен Его словом и мудростью, кто просвещен Его заповедями, кто обретает из Его учения свет знания. Во вторую очередь блажен тот, кто служит «Господу во все дни Иисуса и во все дни старцев, которые жили долгие дни после Иисуса». Разве старцы, жившие с Иисусом или «после Иисуса», не есть не кто иные, как апостолы, которые и сами просвещают наши сердца своими писаниями и наставлениями и соделывают в нас дни тем светом, который сами они получили как долю Света истинного? И о том, кто просвещен и научен наставлениями апостолов и примером их служения Господу, сказано, что он служит «Господу во все дни Иисуса и во все дни старцев, которые жили долгие дни после Иисуса». А хочешь видеть, что как Спаситель «был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (ср. Ин.1:9 ), так и апостолы были светом мира? В Евангелии написано, что Господь сказал им: «Вы – свет мира» ( Мф.5:14 ). А так как апостолы – «свет мира», то, несомненно, своими наставлениями и указаниями они просвещают наши дни, в которые надлежит нам служить Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

К неподвижным дням богослужения принадлежат царские, дни, т. е. дни рождений и тезоименитств их императорских величеств и их императорских Высочеств, день празднования восшествия государя Императора на Всероссийский престол и день коронования и свящ. миропомазания их императорских величеств. Одни из царских дней празднуются в те самые дни седмицы, в которые они случатся. Так совершается празднование в дни рождений и тезоименитств 916 Их императорских величеств государя Императора и государыни императрицы и его императорского высочества наследника цесаревича, – в день празднования восшествия государя императора на престол 917 и в день коронования и свящ. миропомазания их императорских величеств 918 . На эти дни совершается всенощное бдение празднику или святым тех дней, точно так же, как бывает на храмовые праздники. Служба Месячной Минеи, если бывает нужно, добавляется службой из Общей Минеи (см. о том в Табели, изд. Св. Синодом). Если высокоторжественные дни случатся в среду или пяток сырной седмицы, то служба совершается по Сретенской главе (Тип., послед. 2-го февр., храм., глава 28). Если случатся в седмичные дни (понедельник, вторник, среду, четверток и пяток) Великого поста, кроме первой и страстной седмицы, то служба правится по Благовещенской главе (Тип., послед. 25-го марта). Если случится на первой седмице Великого поста, то служба правится по храмовой 33-й главе. Если случится в Страстную седмицу, то переносится на понедельник Пасхи и правится по Георгиевской главе (Тип. послед. 23-го апреля. Сн. храм, главы 45, 46). Другие царские дни, если они случатся в седмичные дни, совершаются в ближайшие воскресные дни (Указ 5-го февр. 1862 года). К этим царским дням принадлежат дни рождений и тезоименитств их императорских высочеств. При указании на ближайшие воскресные дни разумеется то, что если царский день случится в понедельник, вторник, среду, то он отправляется в предыдущее сим дням воскресение; если же царский день случится в четверток, пяток и субботу, то он празднуется в следующее за сим воскресение. Это подобно тому, как празднуется память Св. отец в июле (Тип., послед., 16-го июля) и октябре (Мес. Мин., 11-го октябр.). Но если царский день случится на 1-й седмице Великого поста, то он тогда лишь отправляется в предыдущую (сырную) Неделю, когда случится в понедельник; если же случится во вторник, среду, и т. д., то отправляется в субботу первой седмицы поста (См. Табель, изд. Св. Син., и Тип., храм. гл. 30, 31 и 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Дадут не меньший ответ перед Богом и те люди, которые в ту пору, как мы, пастыри Церкви, подняли свой голос против торгов в праздничные дни, из-за своекорыстия и неуважения к уставам Церкви и самому закону Божию заглушили наш голос и отстояли существование торгов в праздничные дни, а над нами насмеялись. Не меньший ответ перед Богом дадут и все те соблазнители, которые во дни воскресные и праздничные устраивают театры и разные соблазнительные зрелища. И те, и другие ответят на Страшном суде и за себя самих, и за тех, кого они ввели в соблазн. И если велика ответственность соблазнителя даже за одного соблазненного им, то, подумайте, какова же должна быть ответственность за целые тысячи душ, теперь вводимых в соблазн как театрами и зрелищами, так и существованием в праздничные дни торгов и базаров? Как не поскорбеть о таких людях, не ведающих подчас, что они творят, и думающих, что нарушение святости дней воскресных и праздничных вовсе неважно и извинительно по житейским обстоятельствам?! Нет, братья, не так Спаситель наш учил нас проводить праздничные дни, как мы их проводим. Он Своим собственным примером учил нас проводить эти дни свято, употреблять их на служение Богу молитвою и добрыми делами: во дни субботние и праздничные Он всегда посещал синагоги и храм Иерусалимский и преимущественно пред прочими днями в эти дни творил чудесные дела милости и исцелений. Вот и в нынешнем евангельском чтении мы слышали повествование о том, как Иисус Христос в день субботний был в одной синагоге и исцелил там от недуга одну женщину, которая осьмнадцать лет была в недуге своем и не могла стоять прямо, будучи связана сатаною. Не так и первенствующие христиане и предки наши проводили воскресные и праздничные дни, как мы их проводим: они свято чтили эти дни, собирались в эти дни во храмы и все время проводили в молитве, чтении Священного Писания и совершении дел милости. Научимся и мы так же свято проводить эти дни. Аминь. 30 Вершок и аршин – старорусские единицы измерения длины. Вершок равнялся примерно 4,45 см; аршин – примерно 0,71 м (прим. изд.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010