В сер. XVIII в. К. м. пребывал в запустении, богослужения совершались нечасто. В 1746 г. келарь схим. Варсонофий и казначей схим. Герман обратились в Олонецкое духовное правление с прошением направить в обитель священника. В К. м. был назначен клирик Кижского погоста свящ. Иоанн Романов, к-рый по предписанию духовного правления обязывался служить в монастырской церкви «в высокоторжественные и викториальные дни». С 1750 г. из-за недостатка монашествующей братии обителью управлял белый священник из ближайшего Сенногубского прихода Феодор Косьмин (Кузьмин). В 1764 г. по предписанию Новгородской духовной консистории предполагалось упразднение К. м., но благодаря еп. Олонецкому и Каргопольскому Иоанну (Никитину) он был сохранен как заштатный «безо всякого пособия от правительства»; вместо свящ. Феодора Косьмина обитель возглавил строитель иером. Пафнутий. 18 февр. 1769 г. К. м. был упразднен и преобразован в приход. В 1791 г., по свидетельству путешественника П. И. Челищева, причетники «кормятся от службы проезжающим в Соловки богомольцам молебнов, малым на том острове хлебопашеством и рыбною на озере Онеге ловлею, а другого никакого промысла не имеют, а оттого и живут очень бедно» ( Челищев. 1886. С. 17). По данным «Ведомости о состоянии церквей и приходов» за 1802 г., в К. м. проживали престарелый свящ. Иоанн Леонтьев (переведен в обитель из Типиницкого прихода), дьячок Савва Васильев (сын кижского пономаря Василия Алексеева), пономарь Дмитрий Иванов (произведенный на должность из «праздноживущих») и заштатный пономарь Димитрий Иванов (сын сенногубского свящ. Феодора Косьмина). Большинство из них нигде не обучались, богослужение и церковное пение «знали по ноте и наслышкою». С 1809 г. клименецкие храмы из-за отсутствия приходских дворов и, возможно, после кончины священника были переведены в состав Сенногубского прихода. Монастырской пашенной и сенокосной землей (234 дес. 1930 кв. саж.) пользовались сенногубский священник и причт. К нач. 1833 г. клир церквей состоял лишь из пономаря Иванова.

http://pravenc.ru/text/1841325.html

Праздники разделяются: 1) по времени: на недельные и годичные, подвижные и неподвижные 1 , 2) по месту: на общие и местные, 3) по предмету: на церковные и гражданские, 4) по важности воспоминаемых событий: на великие, средние и малые. Кроме того, праздники церковные разделяются на Господние (в честь Господа Иисуса Христа), Богородичные и в честь Святых. Праздники гражданские бывают: высокоторже­ственные, торжественные, викториальные и другие. Глава 2. Праздники недельные Из семи дней недели празднуется, как совершенный праздник, только один день Во­скресный, или Воскресенье. Это древнейший праздник Христианской Церкви. Во времена Св. Апо­столов он назывался единою от суббот, то есть, первым днем после субботы ( Деян. 20:7 ), также днем недельным ( Апок. 1:10 ). Древние Отцы Церкви называли его иногда днем солнца (так назывался соответствующий ему день у язычников), а чаще днем Воскресения Христова или просто днем Господним. Св. Апостолы и первые Христиане собирались в этот день для преломления хлеба, то есть, для причащения Святых Таин, и в тоже время уделяли часть имущества своего для бедных братий ( 1Кор. 16:2 ). В последствии Христианские Императоры запретили заниматься в воскресные дни судопроизводством, работами и вообще житейскими делами, кроме необходимых 2 . Древняя Христианская Церковь налагала духовное наказание на тех Христиан, которые, без достаточной причины, не были в храме три Воскресенья сряду 3 . В этот день запрещалось Христианам поститься, чтобы ознаменовать радость верующих о воскресении Христовом 4 ; также не позволялось преклонять колена во время Богослужения 5 , чтобы напомнить Христианам, что Иисус Христос воздиг падшее естество человеческое. Ночь на Воскресенье древние христиане проводили в бдении, пели псалмы, читали Св. Писание, слушали поучения, молились и приобщались Святых Таин. Ночь была избираема временем для молитвы и Богослужения потому, что первые три века Христиане подвергались нередко нападениям язычников. В последствии, хотя гонения прекратилось, но всенощные бдения всегда совершались и совершаются доныне на каждый воскресный день.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Царские Высокоторжественные дни относятся к разряду праздников, «имже бдение совершается». К этим дням принадлежат: день восшествия на престол Государя Императора, день коронования и свящ. миропомазания Государя Императора и Государыни Императрицы, дни рождений и тезоименитств Их Императорских Величеств и Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича. Согласно Табели, накануне всех этих дней положено всенощное бдение тем святым, которые случатся в эти дни (сн. 130 сн. I отд. и 401 стр. печатного оригинала), причем служба Месячной Минеи, если это бывает нужно, дополняется «по уставу из общия минеи» (см. Табель, 6 и 14 мая и 21 окт.). После литургии в эти дни полагается молебен 223 со звоном 224 : в дни восшествия на престол и коронования совершается особый назначенный на эти дни молебен (чин которого см. в «Последовании молебных пений», гл. 18), в дни рождений (и викториальные) – благодарственный молебен (чин которого см. там же, гл. 6), в дни тезоименитств – обычный молебен тому святому или святой, чьё имя наречено Высочайшей Особе; после молебна должно быть возглашаемо положенное многолетие. 225 Все Высокоторжественные события празднуются в те дни, в которые они случатся (сн. 197 сн.). Но «аще торжествам сим случится быти в великий пяток, или в великую субботу, или в первый день св. пасхи, подобает отправляти оные в понедельник светлыя седмицы 226 , по напечатанным в уставе о храмовых святых главам» 227 (Табель). «Во вся вышеописанные Высокоторжественные дни литургии и молебны отправляти яко архиереом, тако и монастырским настоятелем со освященным собором: такожде и в соборных церквах собором. 228 А в приходских градских и сельских, и слободских колико при коей священников имеется, обще без отменения 229 , кроме того, аще кто благословною коею виною воспрепятствован будет, сие есть: болезнию ни иною коею крайне недопущающею нуждею» (Табель; см. также выше, 732 стр. печатного оригинала). – «Молебствия же, кои положены» по Табели в торжественные царские дни, именно: «на дни рождений и тезоименитств Их Императорских Высочеств, прочих членов царствующего дома 230 , отправляти в ближайшие ко оным днем дни воскресные» 231 (Табель).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Перезвон бывает несколько иной пред освящением воды (малым) во дни храмовых праздников. При этом сперва бывает перезвон, или благовестят в каждый из колоколов, начиная с большого, по несколько раз. Перебрав все, опять начинают с большого. Таким образом, благовест водоосвящения отличается от благовеста ранней и поздней литургий, из которых одна предшествует, а другая последует водоосвящению. Ибо перед литургией благовестят в один колокол, и пред ранней ударяют в него редко, а пред поздней – часто. При погружении в воду креста во время водоосвящения бывает трезвон. Какой перезвон бывает пред водоосвящением, такой же бывает и перед посвящением во епископа, или архиерея 101 . Как при употреблении (и ныне в некоторых местах Греции) досок для созывания к Богослужению не во все дни и не для всех служб ударяли в одну и ту же доску 102 , такт, не по все дни и не для всех Богослужений бывает звон в одни и те же колокола. Сообразно различию служб праздников и других дней Богослужения, благовест и звон бывает в разные колокола таким образом: А. В колокол праздничный благовестят: 1) Во все двунадесятые праздники к всенощным бдениям и к литургии 103 . 2) Во все дни от утрени пятка Страстной седмицы, кроме часов Великого пятка, до утрени понедельника седмицы ап. Фомы 104 . 3) К великой вечерне во дни владычных праздников: Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Пятидесятницы, Преображения, Воздвижения креста Господня, также в Неделю (воскресение) апостола Фомы (великие прокимны). К повечерию в день Пятидесятницы благовест во вседневный колокол. 4) В вечер Недель (воскресений): сыропустной, 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й Великой Четыредесятницы (т. е. в те дни, в которые бывают великие прокимны), и в Неделю (воскресение) ваий (положен вход), а также и в другие Недели 105 . 5) К утрени и литургии в понедельник Св. Духа, и во 2 и 3 дни по Рождестве Христове (26 и 27 дек.). 6) В дни царские и викториальные. 7) В дни храмовых праздников. 8) К великой вечерне или литургии, начинающейся вечернею, в дни навечерий Рождества Христова и Богоявления.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

обычно подразумевается не столько его структура, сколько мастерское исполнение, красота, согласованность, благолепие, что аналогично выражению «малиновый звон», ставшему его синонимом. В этом смысле оба термина являются метафорами, имеющими прежде всего оценочно-эстетическую функцию ( Сергеев В. Н. Малиновый звон//Совр. рус. лексикография: [Сб. ст.]. 1977. Л., 1979. С. 125-137). Указания о З. в редакции Типикона, принятой ныне в Русской Православной Церкви, и русская практика последних 3 веков (по изд.: Никольский. Устав. Ч. 1. С. 29-42). В XIX - нач. XX в. благовест совершался 3 раза в течение дня - в начале вечернего, утреннего и дневного последований, т. е. перед 9-м часом, полунощницей и 3-м часом (см. в ст. Суточный круг ), в наст. время он совершается, как правило, 2 раза в сутки соответственно делению служб на 2 последования. Согласно Типикону, если какая-то из служб совершается отдельно от этих последований, перед ней также положен благовест, напр. перед повечерием (гл. 9) или перед 9-м часом в дни Великого поста, когда после 6-го часа положен расход (понедельник 1-й седмицы). В разные дни благовест совершается в разные колокола. Согласно Типикону, в праздничный (самый большой) колокол благовестят: в двунадесятые праздники ко всенощной и к литургии; ко всем службам от утрени Страстной пятницы (кроме часов Великой пятницы) до утрени понедельника 2-й седмицы по Пасхе; к великой вечерне с пением великого прокимна в дни Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Пятидесятницы, Преображения, Воздвижения, недель (воскресений) сыропустной, 1-5-й Великого поста, ваий и Антипасхи; к утрене и литургии в день Св. Духа и 26-27 дек.; в дни царские и викториальные; в престольные праздники, в т. ч. к молебным пениям и к вечерне в день праздника; в дни навечерий Рождества и Богоявления к великой вечерне или к литургии, начинающейся вечерней. Во все эти дни трезвон совершается во все колокола, кроме вечерни в день престольного праздника, когда он бывает без большого колокола. Указом Святейшего Синода 4 от 28 марта 1886 г. (вслед за «Деяниями епископов Православныя Греко-Российския Церкви, собиравшихся в Казани 1885 года») было предписано благовестить в большой колокол и совершать трезвон во все колокола во все воскресные и праздничные дни. В воскресный колокол благовестят в остальные воскресные дни, в бденные праздники месяцеслова в период от Антипасхи до недели мясопустной, на Преполовение и отдание Пасхи, к часам в навечерия Рождества Христова и Богоявления и в Великую пятницу; трезвон в эти дни совершается во все колокола, кроме первого.

http://pravenc.ru/text/199669.html

Праздники церковно-гражданские установлены в память событий, которые хотя случились не в церкви христианской, а в гражданском обществе, но по тесной связи церкви и общества имеют и в церкви свое значение. Праздники эти, подобно церковным праздникам, разделяются на разряды, по степени важности воспоминаемых событий. К церковно-гражданским праздникам принадлежат: Дни царские , в которые церковь возносит моление за царя и царствующий дом, и это делает для того, чтобы испросить на царя и семейство его благословение Божие, которое служит к тому, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Царские дни делятся на два разряда: к первому разряду принадлежат дни высокоторжественные , в которые, для беспрепятственного возношения молитв, освобождаются от своих служебных дел все подданные государя. Сюда относятся дни восшествия на престол, коронования; тезоименитства и рождения Императора и Императрицы, второй разряд составляют обыкновенные дни царские, в которые общественная служба не прекращается; к ним принадлежат дни рождения и тезоименитства прочих особ Царствующего Дома. Кавалерские праздники , установлены в память какого-либо события из жизни того святого, которого имя носит тот или другой кавалерский орден. Эти праздники не празднуются всеми подданными; принимать в них участие обязаны только кавалеры ордена, которого день празднуется. В нашем отечестве существуют следующие кавалерские праздники: св. Анны (3-го февраля), св. Александра Невского (30-го августа), св. князя Владимира (22-го сентября), св. Екатерины (24-го ноября), св. Георгия Победоносца (26-го ноября), св. Андрея Первозванного (30-го ноября) и всех российских орденов (8-го ноября). Дни викториальные , установлены в память побед российского оружия над врагами отечества, или в память заключения мира. Так 27-го июня празднуется победа под Полтавою, 30-го августа мир Ништадский; 25-го декабря–избавление России от нашествия Французов в 1812 году. К праздникам же церковно-гражданским должно отнести празднество Нового года , 1-го января. В нашем отечестве, в древности, новый год церковный начинали с 1-го сентября, а гражданский с 1-го марта; потом, с начала 15-го века, начало церковного года соединено с началом года гражданского. Петр Великий, по подражанию западным христианам, установил начинать новый год с 1-го января. Это существует и теперь: церковный же год, по прежнему, начинается с 1-го сентября. Богослужение праздничное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

р, в праздники храмовые обыкновенно совершается водоосвящение. с, в высокоторжественные дни по литургии отправляются молебствия, с возглашением многолетия Государю Императору и всему Его Августейшему Дому, во дни Рождения Высочайших Особ – молебствия благодарственные, во дни Тезоименитства Их – святому дневному, а в день Восшествия на престол и священного Коронования Их Императорских Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы – молебен особенный. т, во дни викториальные установленные в память побед над врагами, служатся по Литургии благодарные молебны, с возглашением многолетия Государю Императору и всему Его Августейшему Дому. г) Дни постные Пост (jejunium) у латинян, также как и у нас, полагается в качестве, количестве и времени вкушения пищи. В первом отношении заповедуется у них воздержание от мясной, а иногда и от сырной и молочной пищи; 141 во втором в постные дни полагается обед (unica comestio) около полудня и малый ужин (collatio) вечером; 142 в третьем неядение предписывается до полудня (с XIV века). 143 Латинская Церковь заповедует пост: а) в Четыредесятницу (Quadragesima) (кроме воскресных дней), с которою непосредственно соединяется пост страстной седмицы; б) в четыре времена года (quatuor tempora) (с V века), 144 и в) в навечерия (vigiliae) некоторых праздников; в этом отношении в западной Церкви нет единообразного правила. 145 Сверх сего, латинские монахи постятся в продолжение четырех недель пред праздником Рождества Христова, 146 которые называются пришествием (Adventus) т. e. И. Христа на землю. В некоторых местах пост по пяткам и субботам сих недель заменяет собою пост в упраздненные навечерия. 147 Могут быть также назначены Церковью на западе посты чрезвычайные, напр. во время юбилея, освящения храма, общественного бедствия и т. п. 148 Изъемлются от поста у латинян все воскресные дни, все время между Пасхою и Пятидесятницею и праздник Рождества Христова (с XIII века), если случится в пяток или в субботу. 149 В некоторых государствах, (напр. Неаполитанском Королевстве и Испании), папа разрешает мясоястие и в посты, за исключением немногих дней; запрещается только при этом смешение яств (promiscuitas epularum), т. е. запрещается есть мясо и рыбу за тем же обедом, 150 или мясо, яйца, молоко и сыр за ужином. 151

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Если малое водоосвящение совершается в доме, то водоосвящению, обыкновенно, предшествует молебное пение. Молебные пения Хотя большая часть богослужений суть молебные пения к Господу, к Его пречистой Матери и к ходатаям у Него и заступникам о нас святым, но, преимущественно и исключительно, называется подобным пением (молебном) то особое богослужение, при котором просят Господа и Его угодников о ниспослании милости, или благодарят Бога за получение благ. Молебные пения, по составу, подобны утрени и совершаются в храме и в частных домах 1350 . Молебные пения совершаются в храме и бывают после литургии и пред ней, равно после утрени и вечерни. Одни из них принадлежат к общественному богослужению, как-то, молебные пения, отправляемыя: а) в царские дни, – так называются дни рождений и тезоименитств их императорских величеств и их императорских высочеств, также день восшествия на престол благочестивейшого государя императора и день коронования и священнейшого миропомазания их императорских величеств (см. выше); б) в дни праздников храмовых и другие, также г) особого рода молебные пения во время общественных бедствий (нашествия иноплеменников, губительства, поветрия и смертоносные немощи, бездождия, безведрия, глада и т. и.) Другие молебные пения принадлежат к частному богослужению, совершаются по требованиям и нуждам некоторых христиан. К ним можно отнести молитвенные чины, совершаемые при благословении разных предметов: воинских знамений. корабля и т. π. Молебствие в царские викториальные дни совершаются со звоном 1351 . Обыкновенно, и в дни храмовых праздников, в которые служба отправляется, как в царские дни 1352 , молебствия совершаются также со звоном. Молебствия не долиты быть совершаемы во время литургии (Указ 1723 г., сент. 23), также ин во время других Богослужений и по два вдруг (Реглам. Духовн. о делах общих, ч. И, § 9). Молебные пения один совершаются с пением канона, другия – без него 1353 , третьи – без чтения Евангелия 1354 . Те и другие, и третьи печатаются в книге именуемой: «Последование молебных пений» и особыми книжками. Последования молебных пений есть и в Большом Требнике 1355 . Канон молебный ко Пресвятой Богородице с изложением чина молебного пения содержится в Октоихе, в конце книги после 4-го гласа, и в конце 8-го гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Обычай совершать в этот день поминовение умерших – очень древний и был известен уже во времена св. Златоуста и св. Амвросия Медиоланского . С 1689 года (Имен. ук. 27 июня) в русской церкви положено начало особенного поминовенья воинов (Полн. собр. зак., т. III, в следующие дни: 29-го августа (Ук. 1769г. 17 августа) и в Дмитровскую субботу пред 26-м октября. С 1548 года, по воле царя Иоанна Грозного и по благословению московского митрополита Макария, установлено ежегодно поминать в определенные дни умерших российских царей и цариц, императоров и императриц и прочих лиц царского семейства. Примечание. 19 февраля ежегодно и во всех приходских церквах должны совершаться – заупокойная литургия и панихида по в Бозе почившем Государе Императоре Александре II. Царские панихиды должны быть совершаемы в каждой церкви соборно, всеми наличными священниками, которые в эти дни никуда не должны отлучаться по частным своим делам (ук. 1734г. февраля 5). За поминовение умерших, особенно же за сорокоусты, священникам запрещено домогаться большой платы, но велено довольствоваться тем, что дадут (Регл. в приб. о пресвит., диак. и причет., п. 21; Ук. 1765г. февраля 17). Священники тех приходов, к которым принадлежит умерший, имеют право совершать панихиды по нем на кладбище (Ук. 1771г. ноября 29). Совершение панихид в царские и высокоторжественные дни воспрещено (Ук. Св. Син. 1724г. июня 11). §61. Молебны и крестные ходы Молебны и акафисты, равно как и все прочие службы церковные могут быть совершаемы только по печатным книгам, одобренным для совершения по ним богослужений, Св. Синодом, но без всяких прибавок сверх церковного устава (Ук. 1923г. 23 сен.). В дни высокоторжественные и викториальные следует во всех церквах отправлять благодарственный молебен, после которого должно быть возглашаемо «многолетие» (Пол. С. З. 1733г. сент. 29, Равным образом, по всем церквам должен быть совершаем молебен ежегодно 1-го января (Ук. 1765г. декабря 21). В 1862 году Высочайше разрешено царские молебны по случаю рождения и тезоименитства лиц царского дома (исключая дней рождения и тезоименитств Их Императорских Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы и Их Императорских Высочеств Государя Наследника и Цесаревны) переносить на ближайшие воскресные и праздничные дни (Ук.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

В чин поставления на царство входило причащение новопоставленного императора в алтаре. В XVII в. цари Алексей Михайлович, Иоанн V и Петр I Алексеевич причащались во время поставления на царство по чину священнослужителей. Императрица Анна Иоанновна при венчании (1730) по инициативе архиеп. Феофана (Прокоповича) была введена в алтарь святыми вратами вопреки канонам православной Церкви, и причащалась по чину священнослужителей. Так же причащались во время коронаций императрицы Елизавета (1742) и Екатерина II (1762). Начиная с коронации Елизаветы императоры (и правящие императрицы) сами налагали на себя корону, ранее она возлагалась первенствующим архиереем. Имп. Павел I во время своей коронации (1797) причащался не просто по чину священников, но из своих рук, а не из рук епископа. Впоследствии Павел несколько раз причащался подобным образом, хотя обычно, кроме чина венчания, российские императоры причащались как миряне. За богослужением возносилось не только имя императора, но и имена членов императорской семьи. В составе служб содержалось множество прошений о царе и ссылок на царскую власть, после революции 1917 г. большинство из них были заменены прошениями о «православных христианах» или совсем исключены. В XVIII–XIX вв. статус «высокоторжественных» и «торжественных» церковных праздников имели т. н. царские дни: день венчания на царство императора, дни рождений и тезоименитств членов императорской фамилии и дни побед русской армии (викториальные), в 1862 г. в числе высокоторжественных дней оставлены день коронации императора, дни рождений и тезоименитств государя, государыни и наследника, а празднование дней рождения и именин прочих членов императорской фамилии и викториальных дней перенесено на ближайшие воскресные дни. Чины молебных пений. В 1766 г. Святейший Синод принял новое, переработанное «Последование в Неделю Православия», впоследствии претерпевшее незначительные изменения. В XIX в. было составлено несколько последований, вошедших в кн. «Последование молебных пений». XIX век был в ночь под 1.01.1800 встречен по указу имп. Павла I во всех петербургских церквах торжественным молебном «на новый век», причем начало века было определено императором неверно – XIX век начался в 1801 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010