12 окт. празднуется Перенесение десницы И. П. в Гатчину в 1799 г. В 1800 г. была издана служба в честь этого события, ее текст опубликован в Минеях расширенного состава, издаваемых с 1979 г. (см.: Минея (МП). Окт. С. 307-325). Последование 12 окт. содержит максимальное количество песнопений и рассчитано на совершение всенощного бдения; песнопения новые, не совпадающие с песнопениями более ранних служб И. П. Кроме того, это последование включает ряд песнопений в честь Спасителя и Пресв. Богородицы (в честь икон Божией Матери), что характерно для ряда служб, составленных в синодальный период (см. последования на викториальные дни ). На вечерне назначаются паремии (1-я - Исх 14. 16a, 21а, 21c, 22-23, 27a, 28-29a; 2-я - 3 Цар 8. 22-23a, 27b - 30; 3-я - Прем 4. 7, 16 - 5. 7, общая пророкам); на утрене - прокимен из Пс 131, Евангелие Лк 7. 17-30. На литургии служба та же, что и 24 февр. (в совр. издании Минеи ошибочно указано апостольское зачало 106 вместо 176). Структура будничных последований Октоиха, сложившаяся к X в., предусматривает пение гимнографических последований И. П. во вторник. Последования (на все 8 гласов) включают стихиры, канон и седальны и соединяются с покаянными последованиями 8 гласов, что отражено в большинстве рукописей и печатных изданий Октоиха, включая современные (см.: Лозовая И. Е. Древнерусский нотированный Параклит XII в. М., 2009. С. 38 и далее). В процессе создания слав. аналогов визант. богослужебных книг болг. гимнографы также составляли циклы песнопений в честь И. П. (см.: Крашенинникова О. А. Древнеславянский Октоих св. Климента, архиеп. Охридского. М., 2006). Современное последование на праздник Рождества Иоанна Предтечи (24 июня) в рус. и греч. печатных изданиях Минеи включает следующие элементы: отпустительный тропарь 4-го гласа Προφτα κα Πρδρομε τς παρουσας Χριστο (          ); кондак 3-го гласа на подобен «Дева днесь» Η πρν στερα σμερον (      ) с икосом; канон 4-го гласа, составленный Иоанном Монахом, ирмос: Τρισττας κραταιος (    ), нач.: Ως ρθρος επρεπς (      ); канон 4-го гласа авторства Андрея Критского, ирмос: Τ δηγσαντι πλαι (    ), нач.: Η σιωπ το πρεσβτου (     - греч. текст сохр. только в рукописях; см.: AHG. T. 10. P. 178-235); в греч. Минее содержится иной канон 1-го гласа с именем автора (Георгия) в богородичнах с акростихом Κοινς χαρς Πρδρομον εφημ πθ (Общей радости Предтечу восхвалю любовью), ирмос: Ανοξω τ στμα μου (      ), нач.: Κοσμεται τν χριν νν (Украшает благодать ныне); 3 цикла стихир-подобнов и 20 стихир-самогласнов; 5 седальнов; светилен. 25 июня последование И. П. состоит из тех же отпустительного тропаря и кондака, что и 24 июня; канона плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, составленного Иоанном Монахом, ирмос:     нач.:       (в греч. Минее этого канона нет, содержится только ссылка на его наличие в рукописях); 3 стихир-самогласнов и цикла стихир-подобнов; седальна; светильна.

http://pravenc.ru/text/471450.html

2250. Слово преосвященного Нила, архиепископа ярославского. 1861. II. 25. 2251. Слово Преосвященного Никанора, митрополита новгородского и с.-петербургского. 1857. II. 83. 2252. Слова неизвестных проповедников. 1839. XXXV. 186. 1847. III. 239. 1860. II. 209. 15 Августа. В день Успения Пресвятой Богородицы 2253. Слово Преосвящ. Филарета, Митрополита Московского. 1839. III. 222. 2254. Слово Преосвящ. Кирилла, Архиепископа Подольского. 1841. III. 222. 2255. Беседа Преосвящ. Филарета Митрополита Московского. 1842. I. 93. 2256. Слово неизвестного проповедника. 1829. XXXV. 198. 15 Августа. В день Успения пресвятой Богородицы 2257. Слово преосвященного Никанора, митрополита новгородского и с.-петербургского. 1857. II. 83. 2258. Поучение преосвященного Елпидифора, епископа вятского. 1855. II. 79. 2259. Слова неизвестных проповедников. 1848. II. 3. 1856. II. 142. 22 Августа. В день Грузинской иконы пресвятой Богородицы 2260. Слово преосвященного Амвросия, архиепископа тверского. 1845. III. 252. 29 Августа. В день усекновения честный главы Предтечи Господня Иоанна 2261. Слово преосвященного Амвросия, архиепископа Тверского. 1842. III. 262. 30 Августа. В день Св. Благоверного Князя Александра Невского 2262. Слова неизвестных проповедников. 1842. IV. 262. 1833. III. 191. 1849. II. 133. в) на высокоторжественные, торжественные и викториальные дни В день рождения Благочестивейшей Государыни Императрицы Екатерины II 2263. Слово Преосвященного Георгия Конисского . 1831. XLIII. 264. В день торжественного восшествия на Всероссийский престол Благочестивейшего Государя Императора Александра Павловича 2264. Слово неизвестного проповедника. 1824. XIV. 58. В день рождения Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича 2265. Слово Преосвященного Кирилла, Архиепископа Подольского. 1841. II. 445. 2266. Слова преосвященного Евгения, архиепископа астраханского. 1848. II. 137. 1849. II. 173. 2267. Слово преосвященного Евсения, епископа подольского и брацлавского. 1853. I. 552. 2268. Слова неизвестных проповедников. 1830. XXXIX. 87. 1832. XLXVI. 413. В день тезоименитства Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2. Во многих приходах церковные земли, луга и угодья, вследствие давности и злоупотреблений помещичьей власти, отошли к помещикам, которые застроили их крестьянскими выселками или иным каким образом захватили в свою собственность. Преосвященный просит про известь новое размежевание и восстановить нарушенные права причтов его епархии. 3. «За непонуждением от светских команд» во многих приходах перестройка церквей продолжается лет десять и более, чрез что прихожане лишаются богослужения и таинств, а иные уходят в раскол. 4. Позволить священникам приобретать в личную собственность землю не свыше, впрочем, как на сто рублей. 5. Хотя указами причты и освобождены от постоев, однако указ этот не выполняется, чрез что разоренье и помешательство в службе церковной происходит. 6. Священников и прочих духовных особ в канцеляриях светским лицам под караулом не держать и не изнурять кроме криминальных и важных дел. 7. Указами Синода и Сената не раз запрещалось венчать малолетних женихов с великовозрастными невестами, между тем «разные обыватели» от того воздержаться никак не могут, и хотя священники таковых неуказноправильных лет венчать не хотят, токмо обыватели собрався многочисленно венчать таковых малолетних с великовозрастными и в свойстве состоящих в ночное время разными образы и с побоями принуждают, что священники, сохраняя здравие свое, исполнять принуждены, и оттого свекры с невестками впадают в кровосмешение. Преосвященный предлагает в таких случаях с помещиков брать штраф по 100 и 200 р., а простых людей публично жестоко наказывать. 8. Многие помещики и обыватели безвинно нападают на священнослужителей, причиняют им разные притеснения и побои немилосердные, ведая, что священник на помещике или обывателе судом искать не похочет, да и отлучиться ему от церкви в судебные места будучи невозможно, так как за опущенье службы и треб, молебнов и панихид в царские и викториальные дни ему грозит штраф, так что обыкновенно обиды оставляют без жалоб и остаются обиженными безнаказанно, к унижению своего сана и звания. Между тем такой образ действий прямо воспрещен 121-й статьей Уложения. В прекращение такового озорничества, если кто священника, диакона или причетника напрасно обесчестит или обругает всенародно поносительными словами, такового отлучить от входа церковного, а пока он их не удовольствует и пред собранием народа прощения у них не испросит, до входа церковного не допускать, и оное взыскивать словесно, а не судом. 9. Не предосудительно ли и сие, что священники, оставя церковь Божию, сами ходят за сохой, косят сено, сами навоз вывозят на пашни? Во избежание сего, если какой помещик или крестьяне пожелают строить церковь , то должно определить для таких работ священнику двух мужиков и двух баб. IV. Синод. члена Сильвестра, бывшего епископа Переяславского, ныне Крутицкого

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

3586 . – 3 сентября. О внесении в табель высокоторжественных дней празднования дня рождения и тезоименитства принца Иоанна По указу Её Императорского Величества, объявленному в сообщении Кабинета Её Императорского Величества о отправлении о рождении и о тезоименитстве внука Её Императорского Величества Благоверного Государя Принца Иоанна надлежащего ежегодного торжествования в августе месяце с будущего 1741 году, а именно о рождении 12-го и о тезоименитстве 29-го, и о поминовении по Благочествейшем Государе Царе и Великом Князе Иоанне Алексеевич е 28-го августа, Святейший Правительствующий Синод приказали : о вышеписанном для надлежащего исполнения при канцелярии Святейшего Синода в табель высокоторжественным Её Императорского Величества и Высочайшей Её Императорского Величества фамилии рождений, тезоименитств и прочим викториальным дням, и в реестр о бываемых повсегодно поминовениях блаженной и вечнодостойной памяти по государях царях, великих князьях и Императорах и Самодержцах Всероссийских, и их величества Высочайшей фамилии прочих персон в августе месяце написать, а к синодальным членам, в епархии к архиереям, в Московскую синодального правления Канцелярию, в Духовную Дикастерию и Санкт-Петербургское Правление, и в ставропигиальные монастыри ко властям послать указы – велеть по силе оного Её Императорского Величества указа в вышеозначенные дни с будущего 741 году отправление чинить, а именно: помянутого августа 12, в день рождения внука Её Императорского Величества Его Высочества Благоверного Государя Принца Иоанна, по литургии благодарный молебен с звоном, а 29-го, в тезоименитство Его ж Высочества, всенощное бдение и по литургии ж молебен с звоном, а 28-го числа по Благочестивейшем Великом Государе Царе и Великом Князе Иоанне Алексеевич е, купно в тот же день и по великом Государе Царе и Великом Князе Иоанне Васильевиче вместо 29-го дня поминовение отправлять неотменно, о чём для надлежащего ведома и Правительствующему Сенату ведение, и Кабинету Её Императорского Величества во известие сообщить по обыкновению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3. Мая 23. О кончине Е. И. Величества Государыни Императрицы Марии Александровны. 4. Мая 28. О новой форме возношения Высочайших имён Августейшей Фамилии при Богослужениях. 5. Августа 13. О порядке выдачи состоящим при Московской Купеческой Управе комитетом пособий на воспитание у священноцерковнослужителей малолетних детей воинов, пострадавших в минувшую войну. 7. Сентября 22. Об отмене циркулярного указа Св. Синода от 27 августа 1875 г. 37, касательно особых отметок в выдаваемых воспитанникам духовно-учебных заведений увольнительных свидетельствах. 1. Марта 5. Об отправлении панихиды по преставившемся Государе Императоре Александре Николаевиче и о поминовении его в течении целого года. 2. Марта 2. С Высочайшим Манифестом о восшествии Е. И. Величества Государя Императора Александра Александровича на Прародительский престол Всероссийской Империи. 3. Марта 7. По именному указу о приведении крестьян к присяге. 4. Апреля 5. С посланием Св. Синода к чадам Православной русской церкви (Ц. Вести. 16). 5. Апреля 5. О принятии мер к предупреждению несовместных с духовным саном проступков в среде священнослужителей 6. Апреля 24. О прекращении молебствий, совершавшихся в дни спасения жизни в Бозе почившего Государя Императора Александра Николаевича. 7. Мая 1. С препровождением Высочайшего Манифеста о призыве всех верных подданных к служению верою и правдою Е. И. Величеству и Государству. 8. Мая 7. Относительно прогонных денег, путевого содержания и пособия, причитающихся духовным лицам, отправляющимся на службу из внутренних епархий в Сибирские (ср. Ц. В. 91 г., 239). 9. Мая 8. О возношении прилагаемых при сем прошений и молитвы во всех церквах во время Божественной литургии. 10. Июня 29. О новой табели высокоторжественных и викториальных дней. 11. О дополнении правил единоверия (по Церк. Вестн. 37). 12. Сентября 5. По делу об исключении воспитанников семинарии за предосудительные проступки. 13. Ноября 30. О совершеннолетии Их Имп. Высочеств Великих Князей Павла Александровича, Димитрия Константиновича и Михаила Михайловича.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1733 году, резко обозначилось в России существование новой ереси, которая занесена была из-за границы и называлась квакерской. Ересь имеет своих последователей в некоторых губерниях, а в Москве развилась во всей полноте своих безбожных и уродливых понятий. В С.-Петербурге по делам новой ереси, учреждена была особая центральная комиссия, в которой присутствовали св. Синода члены преосвященные архиепископы: Феофан новгородский, Леонид сарский, Питирим нижегородский, да господа министры граф Остерман, князь Черкасский и генерал Ушаков. Духовные члены комиссии, из расспросов знатнейших учителей и учеников сей ереси, привезенных из Москвы, подробно определили, в чем состоит сущность квакерства, какие его обряды, и сколь противна сия новая ересь догмата, и таинствам св. Церкви. Тогда, св. Синод, в обнародованном указе о 17 июня 1734 года, сделав подробное описание квакерства, произнес св. суд против него, для предостережения и ограждения православно-верующих и в то же время принял меры, для пресечения и искоренения сей богопротивной ереси. Канцелярия тайных розыскных дел также чинила следствие квакеров, привезенных наиболее из Москвы и строго их наказала. Одни были биты кнутом и сосланы в Тобольскую губернию вечно на тяжкую работу в монастырь, а первозаводчики и наставники казнены смертью . Петербургская комиссия, исполнив свое духовное назначение, была закрыта, и издан указ св. Синода. Ни из дел бывшего Духовного правления, из указа св. Синода (Собр. зак. империи, т. IX, стр. 390 – 394), в котором обнародованы имена московских последователей квакерства, не ведая, чтобы ересь эта существовала в С.Петербурге или где-нибудь в пределах с.петербургской Синодальной епархии. Но спустя несколько времени, а именно в 1746 году, квакерство уже имело свое гнездо и в С.Петербурге («Странник», 1869 г. февр. стр. 77). В царствование императрицы Анны Иоанновны, вышли многие особые распоряжения по духовному ведомству, относившиеся к петербургской Синодальной епархии. 1-го декабря 1736 г. постановлено: высокоторжественные и викториальные дни, на молебнах и на панихидах соборной церкви, священникам стоять, в пристойных себе местах, благочинно, не выступая вперед, и не уступая назад, и разговоров никаких вслух и шопотом, не употреблять, и не кривляться, а за отступление в правило сего брать штраф по 50 коп. с человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В 1743 г., когда Она после коронации изволила прибыть из Москвы в С.-Петербург и 1-го июля посетила Невский монастырь: то воспитанники семинарии, по распоряжению преосв. Никодима, епископа С.-Петербургского, встречали Ее у монастырских ворот в особо приготовленных на этот случай красных епанчах, с венками на голове и лавровыми ветвями в руках и таким же порядком сопровождали при Ее отшествии из монастыря. При этом Императрица соизволила повелеть, что как будут в Александроневской семинарии диспуты, то не править их без Высочайшего Ее Императорского Величества присутствия. Но так как скоро последовало окончание философского курса и, по обыкновению, были приготовлены для диспутов темы философического содержания: то Императрица удостоила их Своим Высочайшим посещением, прибыв вместе с Наследником престола, Великим Князем Петром Федоровичем 30 . Темы эти или, как в старину называли их, конклюзии сообщаются для любопытства в особом приложении 31 . Особые труды наставников: I. Преподавание Закона Божия православным воспитанникам немецкого училища св. Петра В 1763 г. 10 июля Императрица Екатерина II Алексеевна повелела св. Синоду назначить ученого иеромонаха в гимназию, учрежденную при лютеранской кирхе, для обучения православных воспитанников закону Божию. Св. Синод на первый раз назначил к этой должности ученого иеромонаха из братства здешнего монастыря Иеремию. В жалованье ему назначено 250 р. в год, из сумм Коллегии экономии, положенных на Духовный департамент. В 1764 г. Иеремия умер и на его место определен семинарский префект, иеромонах Арсений Верещагин, с оставлением в прежней должности. С тех пор это место занимаемо было почти исключительно здешними ректорами и префектами. II. Проповедничество и катехизис Ректоры и префекты семинарии, равно и наставники, состоявшие в духовном чине, составляли и говорили проповеди как по собственному желанию, так и по назначению от епархиальной власти. В 1746 г., когда св. Синод сделал запрос Александроневскому монастырю, почему нет в нем особого проповедника, то здешняя канцелярия отвечала, что на жалованье проповеднику не положено особой суммы: но в Господские праздники, высокоторжественные и викториальные дни проповеди сказывают самоохотно здешней семинарии ректор и префект без награждения из монастырской казны 32 . Особенными случаями к сказыванию проповедей, вне монастыря, были торжественные собрания дворянства через каждое трехлетие для выбора судей, приемы и выпуски воспитанников и воспитанниц в учебных и воспитательных заведениях 33 и другие случаи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В нашей Православной церкви, равно как и в церквах Западных, верующие созываются к Богослужению звоном в колокола и, так называемые в церковном уставе, била (γιξυλα) и клепала (γιοσδηρον). По уставу Православной церкви звон в колокола носит различные наименования: 1) благовест, коим созываются верующие в храм Божий и извещаются о начале Богослужения часто или обыкновенно, или редко, напр., к ранней Литургии, к часам и в посты; 2) трезвон, это благозвучный звон в прекрасной гармонии и согласии, который пробуждает своими мощными звуками, волнующимися тонами, в полных потоках разливающихся в воздухе, наше внутреннее чувство от усыпления, понуждает нас идти славословит Сотворшего все, производя в душе нашей светлое и мощное настроение, и бывает несколько спустя времени после благовеста в начале службы, при чтении Евангелия на Литургии в Пасху и на всенощном бдении в различное время; также при торжественных и радостных событиях в церкви, в высокоторжественные и викториальные дни, для отдания почести Государю Императору и местному Архиерею; 3) звон с перебором, во время водосвятия в храмовые праздники, также при погребении умерших; 4) звон в один колокол, чтобы известить неприсутствующих в храме об известных молитвословиях – об освящении и пресуществлении даров и чтениях Богослужения, совершаемого в храме, во время напр., чтения 12-ти Евангелий в великий Пяток на утрени. 1091 В Греческой церкви, в Константинополе, находящейся под владычеством Турок, и у христиан Востока, за исключением Армян, вместо колоколов большею частью употребляются деревянные и железные доски – била или клепала. Эти била были троякого рода: великое – деревянная, широкая и толстая доска, малое – деревянная планка с перехватом для держания рукой, и железное или медное. Великое и металлическое клепало висело на столбах, а малое хранилось там, где клали. Эти била, бывшие некогда в употреблении в России, у Греков известны или под общим именем σμαντρον (знак), или под более частными именами: μγα-σμαντρον, χειροσμαντρον (ручной знак) ερν ξλον (святое дерево) и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

В сфере епархиальной жизни преосвященный более всего оставил по себе память своими заботами о просвещении темного народа путем общенародного церковного пения, постоянной церковной проповеди и церковных школ 186 . Рядом со светлыми страницами успехов в распространении Церкви приходится поставить и темную страницу об ее уроне. Вследствие недостатка пастырей, от крайней религиозной темноты среди простого народа развивалось, не смотря на все правительственные стеснения, сектантство. Кроме прежних сект, частью разраставшихся, а частью и увядавших, возникли новые. Между последними особенное распространение получила штунда, унесшая немало жертв. В Петербурге особенную известность получили пашковцы 187 , последователи отставного полковника гвардии, богатого аристократа Василия Ивановича Пашкова, увлекшегося учением приезжавшего в Петербург англичанина, лорда Редстока. Учение носило в себе черты протестантизма, распространялось путем собраний в доме Пашкова, по набережной Невы, у литейного моста, и путем издания дешевых книг и даже целого журнала «Русский Рабочий». В целях распространения учения основано было даже «общество поощрения духовно-нравственного чтения», на первых порах встреченное сочувственно обществом и только впоследствии распознанное. Раскол завоеваний в это царствование, по-видимому, не имел, по положение прежних раскольников было облегчено предоставлением им некоторых прав, из которых главными являются признание гражданской правоспособности раскольничьего брака и дозволение крестят детей помимо православной церкви. В 1859 году австрийское правительство признало законность белокриницкой раскольничьей митрополии, а в России раскольничья иерархия стала пользоваться терпимостью со стороны правительства. В среде раскола примечательны обращения к православию в разное время четырех раскольничьих лжеепископов и в особенности раскольничьего наставника Павла Прусского , сделавшегося одним из ревностнейших и полезнейших миссионеров. 13 августа 1861 года состоялось торжественное открытие мощей святителя Тихона в Задонске, которые открыто почивали еще с 1846 года, и в этот день, день кончины святителя, установлен церковный праздник. В 1863 году праздновалось тысячелетие со времени освящения нашего языка переводом Евангелия и верою Христовою, я 11 мая установлено празднование святым славянским первоучителям Кириллу и Мефодию. Через восемь лет этот праздник, впрочем, перенесен на ближайший воскресный день. В 1862 году из числа высокоторжественных дней оставлено празднование рождений и тезоименитств только государя, государыни и наследника и дня коронации, а празднование дней рождения и именин прочих членов императорской фамилии и викториальных дней перенесено на ближайшие воскресные дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В сфере епархиальной жизни преосвященный более всего оставил по себе память своими заботами о просвещении тёмного народа путём общенародного церковного пения, постоянной церковной проповеди и церковных школ 363 . Рядом со светлыми страницами успехов в распространении Церкви приходится поставить и тёмную страницу об её уроне. Вследствие недостатка пастырей, от крайней религиозной темноты среди простого народа развивалось, несмотря на все правительственные стеснения, сектантство. Кроме прежних сект, частью разраставшихся, а частью и увядавших, возникли новые. Между последними особенное распространение получила штунда, унёсшая немало жертв. В Петербурге особенную известность получили пашковцы 364 , последователи отставного полковника гвардии, богатого аристократа Василия Ивановича Пашкова, увлёкшегося учением приезжавшего в Петербург англичанина, лорда Редстока. Учение носило в себе черты протестантизма, распространялось путём собраний в доме Пашкова, на набережной Невы, у литейного моста, и путём издания дешёвых книг и даже целого журнала «Русский Рабочий». В целях распространения учения основано было даже «общество поощрения духовно-нравственного чтения», на первых порах встреченное сочувственно обществом и только впоследствии распознанное. Раскол завоеваний в это царствование, по-видимому, не имел, но положение прежних раскольников было облегчено предоставлением им некоторых прав, из которых главными являются признание гражданской правоспособности раскольничьего брака и дозволение крестить детей помимо православной церкви. В 1859 году австрийское правительство признало законность белокриницкой раскольничьей митрополии, а в России раскольничья иерархия стала пользоваться терпимостью со стороны правительства. В среде раскола примечательны обращения к православию в разное время четырёх раскольничьих лжеепископов и в особенности раскольничьего наставника Павла Прусского , сделавшегося одним из ревностнейших и полезнейших миссионеров. 13 августа 1861 года состоялось торжественное открытие мощей святителя Тихона в Задонске, которые открыто почивали ещё с 1846 года, и в этот день, день кончины святителя, установлен церковный праздник. В 1863 году праздновалось тысячелетие со времени освящения нашего языка переводом Евангелия и верой Христовой, и 11 мая установлено празднование святым славянским первоучителям Кириллу и Мефодию. Через восемь лет этот праздник, впрочем, перенесён на ближайший воскресный день. В 1862 году из числа высоко-торжественных дней оставлено празднование рождения и тезоименитств только государя, государыни и наследника и дня коронации, а празднование дней рождения и именин прочих членов императорской фамилии и викториальных дней перенесено на ближайшее воскресные дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010