358. Об отправлении всенощных до 15 сентября. По Именному Его Императорского Величества Высочайшему указу, объявленному Синоду в предложении Синодального Члена, Преосвященного Амвросия Митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского, «что на Всеподданнейший доклад Государю Императору об отправлении повсеместно как на высокоторжественные, так и на праздничные дни до 15-го сентября всенощных служений с вечера по примеру прежнему, Его Императорское Величество соизволяет». Святейший Правительствующей Синод приказали: о сем Высочайшем соизволении, для должного по оному повсеместно исполнения, дать знать указами: Московской Святейшего Синода конторе, Синодальным Членам и всем прочим Преосвященным епархиальным Архиереям, так же Ставропигальным Лаврам и монастырям. Сентября 10 дня 1802 года. 359. О празднования в текущем 1857 году дня восшествия Государя Императора на Всероссийский престол, вместо вторника первой недели великого поста, в неделю православия и о проч. Государь Император, по случаю, что в текущем году день восшествия на Всероссийский престол Его Императорского Величества приходится во вторник на первой неделе великого поста, согласно определенно Святейшего Синода, Высочайше повелеть соизволил:- празднование упомянутого дня – восшествия на престол совершить вместо вторника первой недели великого поста в неделю Православия с тем, чтобы сие в подобных случаях и впредь исполняемо было и чтобы там, где совершается молебствие Православия, отправлено было оное пред литургиею, а молебствие о восшествии на престол – после литургии. Января 28 дня 1857 года. 360. О дате празднования в 1861 г. рождения Его Императорского Величества. Святейший Правительствующий Синод слушали рапорт Синодального Члена, Преосвященного Филарета, Митрополита Московского, о том, в какой день в текущем году следует праздновать рождение Государя Императора, по случаю совпадения дня сего с понедельником страстной седмицы. И, по справке, приказали: в разрешение настоящего представления Преосвященного Митрополита Московского и в предупреждение могущих возникнуть со стороны других Преосвященных недоразумений, дате знать циркулярными указами по всему духовному ведомству, что в настоящем году, согласно с объяснением, сделанным в табели высокоторжественных и викториальных дней, празднование высокоторжественного дня рождения Его Императорского Величества Государя Императора, по случаю совпадения дня сего с понедельником страстной седмицы, имеет быть отправлено в православных церквах в понедельник на Святой седмице. Марта 18 дня 1861 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1766 г. св. Синод подал государыне доклад об ослаблении старых указов касательно царских молебнов и панихид, причем предлагал: сократить самое число молебствий и между прочим отставить некоторые молебствия викториальные «в отправлении коих по давнопрошедшему времени никакой надобности не предвидится», как то по случаю победы Петра I при Гангуте (27 июня), в память взятия Нарвы (9 августа), победы над Лавенгауптом (28 сент.), взятия Шлиссельбурга (11 октября); в день Полтавской баталии отправлять один благодарственный молебен, а службу, сочиненную на этот день, которая по обстоятельствам не прилична, отставить; царских панихид не приурочивать с непременною обязательностью к известным дням, а соединять их в одну общую панихиду к концу месяцев, когда будет удобнее, в определенные же дни служить только в столицах и по тем соборам и монастырям, где положены тела поминаемых; за опущение царских служб духовных лиц штрафовать архиереям церковною епитимьею или в наказание заставлять их исправлять опущенную службу 3 дня подряд. На сокращение молебствий высочайшего согласия не воспоследовало; но прежние жестокие наказания за их опущение были прекращены; высочайший указ повелел «дать наставление властям по епархиям, чтобы взыскания за опущение молебствий и панихид были всегда соображаемы по духовенству с человеческими немощами и с добрым в священстве поведением, почему и исправления возлагать умеренными епитимьями или деньгами на богадельни при домах архиерейских» 665 . Относительно подсудности духовенства вполне подтверждены были прежние узаконения 1721 и 1744 гг. Светским начальствам запрещено вступаться в дела духовного суда и чинить духовым лицам притеснения и обиды 666 . В случае законного привлечения духовных лиц к светскому суду принято было постоянным правилом судить их при депутатах с духовной стороны 667 . Депутаты эти требовались по делам в гражданские присутственные места из консистории сначала повременно, т. е. каждый раз, как нужен был депутат, консистория по требованию присутственного места высылала для исполнения депутатских обязанностей кого-либо из местного духовенства по особому назначению 668 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Еще большую перемену нашел я во внутреннем строе жизни, хотя далеко не в такой степени достигшего желаемой цели. Сделано многое, заведена ежедневная служба в Троицком соборе, кроме чередных еженедельных служб в других церквах Миссии, заведена общая трапеза, и вообще, насколько возможно, Духовная Миссия принимает вид благоустроенного монастыря. Что же касается до благолепия служб, то они не оставляют ничего желать лучшего. Коснусь и самого начальника Духовной Миссии. Я ничего дурного в нем не усмотрел, мало того, в самом Иерусалиме ничего не слыхал, а это сказать немало. Сплетни есть, сплетни дошли до Вас, но я глубоко убежден, что передающие их сами им не верят. Вам хорошо известно, что если хочешь обнести монаха, то прежде всего обвинишь его в пьянстве, а затем в слабости к женскому полу, и что такая клевета, хотя ей и не веришь, всего скорее и всего легче распространяется. Да хранит Господь Бог обвинивших арх Рафаила в безмерном употреблении шампанского. Как я предвидел, это безмерное употребление шампанского свелось к подаче его в викториальные дни для поздравления августейших именинников. Таков уже был заведенный в Иерусалиме обычай и в консульстве, и у нас, и затем в Духовной Миссии. Я его отменил у нас, начав с 21 мая, который я праздновал в Иерусалиме, нашему примеру последовал в Троицын день начальник Миссии, и я надеюсь, что этот сучец в глазах ближнего вырван. Таким образом то, что мы отыскивали при назначении арх Рафаила начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, следует сознаться, найдено: хороший хозяин, хороший монах. Не могу сказать, чтоб он не умел держать себя: с Патриархией ладит, с нами ладит, ладит и с консульством. Если бы можно было его в чем-нибудь обвинить, то разве только в слишком большой мягкости, слишком большой осторожности и, боюсь, при случае, в слишком большой уступчивости. Он слишком чувствует свое одиночество, слишком не уверен в поддержке чьей бы то ни было стороны, чтобы не бояться поссориться с кем бы то ни было. До сих пор эта уступчивость не оказалась вредна, но можно опасаться, что она войдет в привычку и может при случае оказаться вредной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Иногда наказание производилось еще публичнее; для присутствия при экзекуции вызывалось в консисторию все городское духовенство, и при этом не видно, чтобы такое позорное наказание употреблялось по случаю какого-нибудь особенно важного преступления; так наприм. в 1726 г. ему подверглись в московской дикастерии трое московских священников за неподачу в срок метрических книг. В 1738 г. св. Синод выдал указ при наказании плетьми монашествующих лиц в собрании братий или сестер производить это наказание в особом месте, дабы не всякий мирянин мог видеть экзекуцию 900 ; но указ этот относился собственно к домашнему монастырскому наказанию по распоряжению монастырского начальства и для консистории был не писан, особенно относительно белого духовенства. О последнем не встречаем никаких распоряжений, которые бы обнаруживали в духовной администрации какое-нибудь сознание о неприличии телесного наказания для лиц, облеченных св. саном. Можно указать разве на один указ 1749 г. (12 сент.), которым запрещено было по духовному ведомству чинить экзекуции в праздничные и викториальные дни 901 ; но в основе этого указа лежит очевидно другая мысль. Высеченный плетьми священник или дьякон вовсе не считался опозоренным и, как ни в чем не бывало, снова отправлялся в свой приход продолжать свое служение. Между духовенством телесное наказание считалось даже менее важным, чем наприм. некоторые роды наказания тюрьмой. Содержание в тюрьме или колодничей имело разные степени. Начиная от простого заключения в тюрьму на хлеб и на воду на несколько дней, наказания, имевшего какой-то школьный характер, идет длинный ряд этих степеней до содержания в тюрьме в течение нескольких лет в цепях. Цепи для этого употреблялись тоже разные, ручные и ножные, большие и малые; кроме цепей на арестанта надевались иногда колодки и рогатки тоже разной величины и формы, а чтобы он не кричал или не говорил каких-нибудь противностей, в рот его вкладывалось особое, специально для этого назначенное орудие. Все эти вещи, колодки, цепи и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

мая 7 дня с таким приказанием, чтоб поступано было в том по указам; которое приказание священно и церковнослужителям и объявлено, а сего 1741 года февраля 26 дня Санкт-Петербургских соборных и приходских церквей священнослужители с причетники доношением объявляют, что на караулах-де у рогаток им стоять весьма тяжко, и за множеством как церковных мирских треб, и за часто случающимися высокоторжественными и викториальными днями, и за отправлением по Высочайшей Его Императорского Величества фамилии в своих церквах, и хождениям в собор поминовений, так и за затруднением в починке мостов и на улицах чистоты оной тяжкой должности исправить никак невозможно. Приказали : Его Императорскому Величеству, Самодержцу Всероссийскому, от Синода подать всеподданнейшее с приложением о показанных священному чину в содержании той полицейской должности невозможностях и крайних им от полиции обидах экстракта доношение и всенижайше просить, дабы милосердным Его Императорского Величества указом для многолетнего Его Императорского Величества и всей Его Императорского Величества высочайшей фамилии дражайшего здравия и поминовения блаженной и вечнодостойной памяти великой Государыни Императрицы Анны Иоанновны всемилостивейше повелено было Всероссийской Империи священно и церковнослужителей от того к рогаткам на караулы и на пожары хождения уволить, ибо оным священно и церковнослужителям по рассуждению Святейшего Синода за всегдашним отправлением славословия Божия, яко литургий, вечерен, утрень и прочих церковных и мирских нужнейших треб, а особливо в высокоторжественные Его Императорского Величества и Высочайшей Его Императорского Величества фамилии и в викториальные дни достодолжного церковного празднования и по представшихся Высочайшей Его Императорского Величества фамилии надлежащего поминовения той полицейской должности против светских обывателей никак понести не можно. 3691 . – 15 мая. Об освобождении домов Харьковского духовенства от военного постоя По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод по доношению преосвященного Петра, архиепископа Белоградского, приказали : о увольнении обретающихся в Харькове священно и церковнослужителей от постоев квартирующих военных людей для объявленных в том его преосвященства доношении резонов, для рассмотрения и решения сообщить Правительствующему Сенату ведение, и что учинено будет, о том бы Святейший Синод уведомлен был по обыкновению, а гимназиум славяно-латинское, в Белограде имеющееся, також в Курске и в Старом Осколе фару, инфиму, грамматику и синтаксисму школы упразднить, а быть тех школ студентам в одном месте, в Харьковском коллегиуме, для того, чтоб как на учителей, так и на студентов лишнего кошту происходить не могло, и о том к его преосвященству послать указ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новою задачею для избранных учителей было обучение 3) правильному совершению таинств, при чем предписывалось обратить особенное внимание на таинство крещения, миропомазания и покаяния; и 4) служению во все высокоторжественные и викториальные дни молебнов и панихид по нарочито изданным на эти случаи книгам. 170 Не имея возможности предусмотреть наперед всех других богослужебных «нестроений», которые могли оказаться среди священства, митрополит полагал общую задачу обучения в том, чтобы «вразумить каждого во всем том, чего прямая должность пастырская требует». Для вящшего успеха, он предписывал уполномоченным протоиереям «повторять наставления неоднократно, со всяким снисхождением и с таковою ясностью, дабы они (т.е. ученики) все то понять и в незабвенной памяти содержать могли». Самое обучение велось практическим путем и происходило таким порядком. Все поименованные выше протоиереи уполномочивались завести школы (большею частью у себя на дому или в церквах) и вызвать для обучения из духовенства порученных им округов прежде всего благочинных. Один из собравшихся учеников, под «прилежным» смотрением учителя, должен был совершать богослужение или отправлять те или другие требы, а другие (от двух до пяти) – наблюдать. И только тогда имел право учитель отпустить того или другого благочинного на приход, когда тот обнаруживал «довольное и совершенно исправное во всех частях своей должности знание». Для достижения возможно лучшего успеха, митрополит внушал учителям особую ревность в столь важном, порученном им, деле, предписывая не очень-то спешить с отпусками своих учеников. Возвратившись к своим приходам, обученные благочинные сами становились в положение учителей. Они обязывались вызвать к себе подведомых приходских священников и в свою очередь научить их правильному совершению богослужения по той же точно программе, какую и сами прошли и список с которой получали при отпуске. Но эти вторые учителя не заканчивали сами дело обучения. Для окончательной «апробации» (как бы для сдачи государственного экзамена) они должны были отправлять своих учеников все к тем же компетентным протоиереям, которые были учителями и их самих. Высшее наблюдение за всем делом обучения священства митрополит оставил за собою. Уполномоченные протоиереи обязывались представлять ему каждый месяц рапорты со списками учеников и их успехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По существу, вышеизложенных с других содержащихся в инструкции, возлагавшихся на тиуна обязанностей, Тиунская контора предназначалась Святейшим Синодом и служила для отправления епархиальных дел в С.-Петербурге и прилегавших к нему новозавоеванных городов, с островом Котлином и другими селениями. Эта контора в действительности заменяла епархиальное учреждение, при посредстве которого Святейший Синод проводил свои распоряжения епархиального свойства. Так, например, в 1722 г. Святейший Синод поручал Тиунской конторе составить ведомость о находящихся в С.-Петербурге и новозавоеванных городах с уездами священниках и диаконах и церковниках с показанием, кем священники и диаконы поставлены, а церковники определены к их местам, по указам и по чьим требованиям. Из собранных во исполнение этого распоряжения сведений оказалось, что священники и диаконы, бывши поставлены разными архиереями, не имеют у себя ставленных грамот, а церковники новоявленных памятей. Представляя о таковых обстоятельствах Святейшему Синоду, архимандрит Трифилий вопрошал: „и о таковых не имеющих священниках, диаконах ставленных грамот и церковниках новоявленных что ваше святейшество соблаговолит?“. По этому поводу Святейший Синод постановил: „оным обретающимся в С.-Петербурге поставленным священникам и дьяконам и впредь поставляющимся ставленые грамоты подписывать обретающимся в синодальном собрании архиереям, но церковным причетникам новоявленные памяти закреплять вышеозначенной Тиунской конторы судье, имея за те ставленые грамоты и новоявленные памяти указные, в бытность святейших патриархов определённые, пошлины, которые в приходе записывать обычно!“. 125 В том же году Святейший Синод через Тиунскую контору объявляет пасторам при иностранных кирках в С.-Петербурге свое определение о том, чтобы они „неукоснительно в высокоторжественные и викториальные дни отправляли благодарственное по их закону молебствие“ 126 . Контора вообще обязана была Синодом доставлять ему сведения об иностранных церквях. 127 В сентябре 1723 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Содержавшиеся в «Последовании молебных пений» чины играли важную роль в символическом оформлении российской имперской идеологии. Они в обязательном порядке совершались в царские и викториальные дни, согласно Табели высокоторжественных и иных дней, регулярно издававшейся Святейшим Правительствующим Синодом (см.: Никольский. Устав. С. 568-572). Впрочем, после падения монархии в России нек-рые из этих чинов фактически утратили актуальность; однако др. их часть настолько прочно вошла в богослужебный обиход (вероятно, в силу компактности и наглядности структуры), что стала почти неотъемлемым элементом различных изданий Требника XX и XXI вв., хотя в синодальную эпоху ни в Большой, ни в Малый Требник не входила. К этой части относятся чины «благодарения», «благословения в путешествие», «о недужных» и др., к-рые в повседневном обиходе принято обозначать как «благодарственный молебен», «молебен о путешествующих» и т. д. В современных греческих редакциях Евхология и Архиератикона В современных греческих редакциях Евхология Архиератикона также встречаются «последования для [различных] обстоятельств» (κολουθαι περιστατικα), напоминающие чины из «Книги молебных пений». Напр., в Малом Евхологии в редакции офиц. изд-ва Элладской Церкви «Апостолики диакониа» к таковым относятся «последования»: на начало учебного года, на начало всякого частного дела, на начало всякого общественного дела, на основание церкви, на основание учебного заведения, на основание всякого строения, на открытие нового благотворительного учреждения, на открытие канала (или иного крупного гидросооружения), на спуск нового корабля на воду, на благословение нового транспортного средства. Все они совершаются согласно следующей схеме: начальное благословение, тропари, Трисвятое, подходящие по содержанию Апостол и Евангелие (сопровождаемые прокимном и «Аллилуия»), мирная ектения с особыми прошениями, главопреклонная молитва из чина малого освящения воды, погружение креста в воду, окропление св. водой с пением тропаря, заключительная молитва и отпуст (Μικρν Εχολγιον. Αθνα, 199612. Σ. 360-442). Т. о., моделью для всех этих чинов является не комплекс изменяемых частей Божественной литургии, а чин малого освящения воды.

http://pravenc.ru/text/2564052.html

Того ради приказали : в Кабинет Её Императорского Величества представить, что праздных архиерейских епархий, кроме Новгородской, не имеется, а хотя б и были, но за незнанием оными особами за новость выезда их в Россию великороссийской церкви обычая, и прав государственных, и языка, доколе в том могут приобыкнуть, паче ж той Новгородской немалой епархии в ведомство им поручить Синод рассуждает неудобно, а к препитанию и содержанию их запотребно рассуждается, ежели соизволено будет определить им из вышеозначенной положенной на грузинских духовных персон, а особливо архиереев и архимандритов, на коликих та сумма положена, в России не имеется, по штату в год: архиереям денег по сту по пятидесяти рублей, хлеба по двадцать по пяти четвертей, архимандриту денег по семидесяти по пяти рублей, хлеба по пятнадцати четвертей, и быть им для жительства в Москве, где и священнослужение позволить, как и прежде их бывшим в Москве ж грузинским архиереям было позволено; более же всё то оставить в рассуждение Кабинета Её Императорского Величества; что же Бузовский епископ Михаил просит позволения о священнослужении архиерейски, и в том ему позволение, ежели он подлинно тот епископский сан на себе имеет, учинить, точию б то служение отправлял он с благословения епархиального Киевского архиерея, и о том к его преосвященству послать указ. 3553 . – 14 мая. Об истребовании от Правительствующего Сената распоряжения об освобождении от постоя монастырских подворий в г. Новгороде По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод по доношению Новгородского архиерейского дому управителей о утеснении постоем оной епархии монастырских в Нове-городе подворий, отчего-де к жительству на них имеющимся в заседании в Новгородском архиерейском доме у дел архимандритам имеется препятие. Приказали : требовать от Правительствующего Сената, дабы те монастырские в Нове-городе подворья от постою были уволены, а если увольнения учинить не можно, то б на оных определено было ставить постой по числу покоев, в служных покоях, а властелинских не занимать, и оставить оные для жительства монастырским властям, ибо оным, кои у дел тамо присутствуют и во дни высокоторжественные и викториальные и в прочие в священнослужении в соборе Новгородском бывают, необходимо потребно жить поблизости на тех подворьях, и что учинено будет, Святейший Синод уведомить, и о том Правительствующему Сенату сообщить ведение, а к помянутым управителям о том для ведома послать указ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Указ «о исправлении оных неисправностей» пришелся ему не по нраву, и согласия своего на «исправительные работы» он не дал, равно как и другие обязанные прихожане: «…а болше всех вышеписанной отставной солдат Иван Мокроусов сделался упорствен, и ничего из тех неисправностей исправить не хочет да и позву заказщичьему не толко не пошел, но еще и всячески ругался выговаривая, какое де до него протопопу дело, у нас де в церковь уже служат, да и сверх того на него Мокроусова тоя церкви все священнослужители приносили жалобу, что он их всегда ругает и бранит всячески, и хочет стегать плетми, называя себя так как бы помещик того места, и выговаривает что они все у него в команде, и из них диакона Поликарпа Колугина в доме у священника Ивана Малеева уже бил по щекам да и в бытность заказщичью пришел того ж священника в ограду, злого своего умыслу за ним диаконом бегал с остягом, и хотел ушибить, и брося в след того диакона стяг и едва не зашиб, почему хоша ево Мокроусова чтоб от такого озорничества смирить захватить было и приказано, но как он приходил з детми своими, к тому ж имел он при себе нарочно кортик, и выговаривал кто ж за него примется, то де тем кортиком заколет и по такому случаю, чтоб не сделалось драки и шумства он Мокроусов оставлен без всего…» В ответ на отказ протопоп Федор Ярцев в ноябре 1766 года подал митрополиту рапорт «о принуждении оного солдата Мокроусова к достройке помянутой церкви…» В ночь на 25 ноября ранним утром в новой, еще не достроенной деревянной Троицкой церкви, случился пожар: «…а толко згорело в той церкви образов Воскресения Христова да в верхнем иконостасе, апостолкия, трои воздухи, трои поруги священнической пояс, две книги: первая мне исповеди, вторая молебное пение на дни восшествия на всероссийския престол и коронации ея императорскаго величества, кадило медное, табель о высоко то рождественных и викториальных днях, поминовенной реэстр…» Удалось спасти «…святой антиминс священноцерковнослужение одежды, всего церковнаго круга книги, из нижнего иконостаса образа, и протчая утварь …»

http://sobory.ru/article/?object=61123

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010