Рождество Христово. Икона. Сер. XV в. (ГТГ) Рождество Христово. Икона. Сер. XV в. (ГТГ) Др. праздники, не являющиеся двунадесятыми, празднуются с меньшей торжественностью. Праздник Антипасхи, хотя и не относится к Господским двунадесятым, включает мн. моменты из их устава богослужения. Воскресное последование Октоиха в день Антипасхи отменяется, поются только песнопения праздника по Триоди. Предпразднства этот праздник не имеет. Обрезание Господне (1 янв.) соединяется с памятью свт. Василия Великого, причем именно в честь святителя совершается торжественная служба (по совр. Типикону со всенощным бдением, по старопечатным Типиконам XVII в. с полиелеем). В службе этого дня поется гораздо меньше песнопений, посвященных празднику Обрезания Господня, нежели свт. Василию Великому. В такие праздники, как Начало индикта, Обновление храма, Преполовение, Происхождение древ Креста, Перенесение Нерукотворного образа Спасителя, совершается служба со славословием, при этом в дни Начала индикта, Преполовения, Обновления служится великая вечерня со входом и паремиями. Последования праздников Начала индикта, Обновления, Происхождения древ Креста соединяются с последованиями святых. Праздник Происхождения древ Креста имеет однодневное предпразднство 31 июля, его последование соединяется с последованиями рядового святого и Октоиха. В день этого праздника тоже поются песнопения Октоиха (стихиры на стиховне, седальны по кафизмах, канон). При совпадении этих праздников с воскресным днем последования Минеи соединяются с воскресным последованием Октоиха. Праздник Знамения Креста на небе в Иерусалиме, отмечаемый 7 мая, в совр. Типиконе имеет шестеричный знак, т. е. относится к самым малым праздникам, без пения великого славословия в конце утрени. К Г. п. можно причислить нек-рые категории дней церковного календаря, последование к-рых посвящено Господу и обращено непосредственно к Нему. Это воспоминания о постигших бедствиях и днях победы над врагом. В визант. церковном календаре было много таких дней, в совр. календаре правосл. Церкви из них остался только один - память труса (землетрясения) в К-поле 26 окт., к-рое произошло в 740 г. Празднования викториальных дней , отмечаемых торжественным богослужением, появились в России в нач. XVIII в.; полное церковное последование имели только 2 дня - день победы в Полтавском сражении 27 июня (1709) и день заключения Ништадтского мира 30 авг. (1721) (гимнографические последования этих дней можно найти в дореволюционных и совр. печатных Минеях). В эти дни совершалось всенощное бдение. В Постной и Цветной Триодях

http://pravenc.ru/text/166339.html

15 Если неделя (Воскресенье) праотец, в которую непремен­но читается Апост. и Еванг. 28-й недели, – придётся после этой недели, то во дни воскресные, предшествующие 28-й недели, читается Ап. и Ев. 29-й (если одна неделя между 28-ю и неделей праотец), потом 30-й (если две), и 31-й (если три). 16 Тем Святым, которым не положено особых чтений – усердствующие могут читать Общие тому лику, коему принадлежит тот или иной Святой, что исполняет и св. Церковь преимущественно в отношении к местно или по особенному случаю празднуемых Святым. В те числа, пред котор. знак , бывает молебен с особыми чтениями, как во дни Царские или викториальные, о чём см. ниже. 18 Если 2 Февр. случится в Понед. 1-й нед. вел Поста, то Срет. Господ. празднуется 1-го Февр. в нед. Сыроп. 19 Отдание праздн. Сретения Госп. бывает и раньше, и позже, смотря потому, на которой неделе придется самый праздник, 2-го Февр. – А именно: а) Если случится 2 Февр. в Нед. Блудн., или Пн. Или Вт. Мясоп., то отдание праздн. Срет. бывает в Пт. Мяс. b) Если 2 Февр. в Ср., Чт. Или Пт. Мяс., то отд. во Вт. Сыроп. с) Если в Нед. Мяс., или Пн. Сыроп. то отдание в Чт. Сыроп. d) Если во Вт. или Ср. Сыроп. то отд. в Субб. Сыроп. е) Если в Чт. Сыроп. или Пят. или Субб., то отд. в Нед. Сыроп. f) Если же 2 Февр. в Нед. (Вк.) Сыр., то Сретение Госп. празднуется один день. 20 Если случится 40 Муч. (9 Марта в который-либо день 1-й седм. вел. Поста, то Сл. их отправл. в Сб. этой седм. Если случ. в Ср. 4-й седм., или в Чт. 5-й, то Сл. поется в Вт. тех же седмиц. Если в Сб. 5-й нед., то поется в Вк. 5-й нед. 21 Если 25 Марта будет в нед. Ваий, то Ев. у. сей недели, а Парем: 5 праздн. и 3 Ваий. Если в Вел. Субб., – после 1-й Парем. сей Субб., 5 праздн., и опять – прочие Вел. Субботы. 22 Если случится сей праздн., 23 Апр., в В. Пятницу, В. Субб. или 1-й день Пасхи, то праздн. во 2-й день Пасхи. 23 Если которому из 3-х последних торжеств (3, 4 и 26 Февр.), случится быть в Понед. 1-й седм. вел. Поста, то положено отправлять в нед. Сыроп., а если во Вт., Ср., Чт., и Пт. 1-й Седм. вел. Поста, то – отправлять в Субботу 1-й седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

3 . Сказано, однако: «Во все дни старцев, которые жили долгие дни после Иисуса» ( Суд.2:7 ). Мне отнюдь не кажется случайным, что о древних или живших «долгие дни» говорится как о старцах, «которые жили после Иисуса». Притом, только Бог знает, кто будет жить «после Иисуса» среди старцев, чьи дни будут долгими, то есть кто изольет из себя больше света – Павел или Петр, Варфоломей или Иоанн; однако святые названы живущими «долгие дни». И, напротив, когда мир наполнится соблазнами, когда «по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» ( Мф.12:24 ) и когда Сын Человеческий, придя, едва ли найдет веру на земле (ср. Лк.18:8 ), тогда не сказано, что это будут «долгие дни»; скорее, говорится, что они сократятся, как и Господь сказал: «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть» ( Мф.24:22 ). Таким образом, плохие дни, как сказано, сократятся, а «дни старцев» суть хорошие дни с обилием времени и, в определенной мере, большой продолжительностью, когда мы служим Господу. Но смотри: Он также отмечает в Евангелии, что «ради избранных сократятся те дни» ( Мф.24:22 ). Следовательно, «ради избранных» плохие дни, дни несправедливости и искушений, «сократятся», и мне видится, что когда худые дни начнут ради избранных сокращаться, они будут постоянно сокращаться и уменьшаться до тех пор, пока не обратятся в ничто, полностью не истают и не исчезнут бесследно. Я думаю, что одним из таких избранных был сказавший: «Погибни день, в который я родился» ( Иов.3:3 ). Итак, плохие дни ради избранных сократятся и исчезнут, а дни святых старцев – долгие и пространные. Но сейчас, во время нашей беседы, подумалось – и надеюсь, что эта мысль пришла к нам произволением Господним! – что не должно обойти вниманием место, когда Он говорит: «Народ служил Господу во все дни Иисуса» ( Суд.2:7 ). Не сказано, что день Иисуса один, но много дней Иисуса. Так сколько же дней мы посвящаем Господу согласно тому устроению, которое мы объяснили? Я думаю, что один Его день есть праведность, иной – освящение, иной – рассудительность, иной – милосердие, и так всякая благая черта из добродетелей считается днем Иисуса, в который мы служим Господу, потому что этими добродетелями души мы угождаем Богу. Его днем считаются и терпение, и кротость, и благочестие, и благость, и все, что относится к добродетелям, можешь назвать Его днем. И так будешь служить Господу «во все дни Иисуса», то есть станешь служить Господу всеми этими добродетелями; ибо Священное Писание , наставляя нас, не хочет, чтобы ты обладал одними сторонами добродетели и пренебрегал другими, но желает, чтобы, украшенный всеми этими добродетелями и претворяющий их в делах своих, служил ты Господу. И таким же образом кто-то имеет в себе и дни старцев и служит Господу во все дни их (ср. Суд.2:7 ), когда исполняет сказанное апостолом Павлом: «Подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор.4:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Богородицы и святых Праздники Пресвятой Богородицы Праздники в честь событий жизни Пресвятой Богородицы День Зачатия Пресвятой Богородицы Событие праздника Древность праздника Богослужение праздника День Рождества Пресвятой Богородицы Событие, древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника День Введения во храм Пресв. Богородицы Событие праздника Древность и важность праздника Продолжение и богослужнеие праздника Поучительность праздника День Благовещения Пресвятой Богородицы Событие праздника Наименование и древность праздника Важность праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника Собор Пресвятой Богородицы День Успения Пресвятой Богородицы Последние дни земной жизни и успение Богородицы Наименование, древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника Дни Пресв. Богородицы, относящиеся к почитанию вещей, после Нее сохранившихся День Положения ризы Пресв. Богородицы День Положения пояса Пресв. Богородицы Дни Пресвятой Богородицы в честь Ее явлений, чудотворений и икон, повсюдно и некоторые местно чтимые Прав. Церковью, по течению древле церковного года День образа Богородицы в Миасинах Дни Калужской иконы Богородицы Дни Братской иконы Богоматери Дни Св. Дни и праздники святых Дни святых Дни св. Ангелов Имена и лики св. Ангелов и почитание их День св. Архистратига Михаила Собор св. Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных День Собора св. Архангела Гавриила Дни св. пророков Дни св. славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна День Зачатия Предтечи Христова День Рождества Предтечи Христова День Усекновения главы Предтечи Дни обретения главы Предтечи Собор Предтечи и Крестителя Иоанна Дни перенесения десной руки Крестителя День св. пророка Илии Дни св. апостолов Дни св. славных и всехвальных апостолов первоверховных День св. апостолов Петра и Павла День поклонения веригам ап. Петра Дни св. славных и всехвальных апостолов из лика дванадесяти День св. ап. Андрея Первозванного День св. апостола Иакова Зеседеева День святого апостола Филиппа Дни святого апостола Варфоломея День святого апостола Фомы День св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Обиходники оказываются солидарными с вышеупомянутыми уставами, описанными проф. – прот. А. Горским, не только в отношении практики отправления в чине всенощного бдения дополнительных чинопоследований повечерия или канона и полунощницы, но и в смысле условности чтения, назначаемого по уставам Московской синодальной библиотеки 383 (328) и 384 (329) после полунощницы. Замечание этих уставов по поводу данного чтения «и аще есть не поздо, чтем чтени» находит свое отражение в том, что обиходники, говоря об отправлении на всенощном бдении полунощницы, в отдельных случаях указывают после нее чтение («и чтене чтут» 588 ), в других – говорят о его отмене («на полунощницы не чтут» 589 ). В других случаях проблема целонощного богослужения при отправлении чина всенощного бдения разрешалась опять же на основе существовавшей у нас практики совершения суточного богослужения по Студийскому уставу, но с той разницей, что здесь сам по себе чин всенощного бдения не подвергался искусственному его продлению посредством вставки в него чинопоследований повечерия и полунощницы. Он отправлялся применительно к уставному его изложению, однако начинался не по заходе солнца, а около полуночи. Обычно памятники указывают благовест ко всенощному «за 5 часов дни» 590  и «за 6 часов дни» 591 . Чиновник новгородского Софийского собора дает следующее «расписание» времени благовеста: «В сий день (на поле: зри) во дни часов 12, а в нощи 12, а от сего дни до Христова дни в воскресные дни и полиелеосные благовест к заутрени за 5 часов дни, а вседневной благовести за 4 часа дни. К молебном в неделю на собор звон во вся в начале 3-го часа дни, а когда собору не бывает, тогда к обедни благовестят в пол 3-я часа дни. А в понедельник и в среду и в пяток к обедни благовест в начале 4-го часа дни; во вторник и в четверток к обедни благовест в пол 3-я часа дни. В суботу для воскресные вечерни к обедни благовест в начале 3-го часа дни, а к вечерни вседневной благовест в начале 10-го часа дни, а воскресной и полиелеосной в начале 9-го часа дни» 592 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Часть VI. Дни седмицы Бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся стати пред Сыном человеческим ( Лк.21:36 ). Упомянув о Воскресном и первом дне седмицы и о всех неделях 683 в продолжение года, теперь по порядку упомянем о Богослужении и в прочие дни седмицы. Дни седмицы, или как в Церковном уставе иногда они называются, дни седмичные, по общепринятому наименованию суть: Воскресенье, Понедельник, Вторник, Среда, Четверток, Пяток, Суббота. Но в проследовании Богослужения под именем дней седмичных разумеются преимущественно дни простые, т. е. непраздничные 684 . Они так же посвящены, как и первый день седмицы – каждый особому благоговейному воспоминанию и в каждый из них положена в Церковном Уставе особая Божественная служба. Назначение дней седмицы, – каждого для особенного священного воспоминания и Богослужения, началось в I веке христианства, при Апостолах. Веровавшии, говорит св. Евангелист Лука, по вся дни терпяще единодушно в церкви. Апостолы по всяже дни в церкви, и в домех не престаяху учаще и блаювествующе Иисуса Христа ( Деян.2:46. 5:42 ). О Богослужении общественном первых христиан во все дни седмицы свидетельствуют также писатели II, III и IV века: Тертуллиан , Ориген , Златоуст и Августин. «У нас, говорит Тертуллиан 685 , каждый день святится всенародно». Ориген говорил некоторым из своих современников: «вы, кои только в праздничные дни ходите в церковь , скажите, не праздничные ли и прочие дни? не Господни ли также дни? Христианин смотрит на все дни, как на Господни, потому что ежедневно закалается Агнец Божий и все ему причащаются; и вас приглашают ежедневно идти к водам слова Божия и предстоять кладезям его» 686 . Св. Златоуст говорит, что христиане еженедельно собирались для слушания Писания дважды и трижды 687 . «Пасха бывает трижды в неделю, и иногда и четырежды, и даже столько раз, сколько мы захотим, потому что Пасха не пост, а приношение и жертва, совершаемая всякий раз, как бывает собрание (литургия). И сегодняшнее приношение, и то, которое совершено вчера, и совершается каждый день, одинаково с бывшим в оный субботний день» 688 . Бл. Августин, свидетельствуя о ежедневном общественном Богослужении древних христиан, пишет: «одни постятся в субботу, а другие нет; инне ежедневно причащаются тела и крови Господа, а некоторые в известные только дни. Инде не проходит ни одного дня без жертвы, а инде приносится жертва только по субботам и воскресеньям» 689 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

ПРАЗДНИКИ ОБЩИЕ, МЕСТНЫЕ И ХРАМОВЫЕ. Дни богослужения по месту хранения их разделяются на общие, равноторжественно отправляемые всею Прав. Церковью; таковы праздники церковные великие, средние и малые, дни Царские и проч., и на местные и храмовые, совершаемые с особенною торжественностью в некоторых местах во дни, ознаменованные явлениями особенного промысла Божия, и во дни освящения храмов, или чаще во дни Господа, Пресвятой Богородицы и святых, которым посвящаются храмы православных христиан. НЕПРЕХОДЯЩИЕ И ПРЕХОДЯЩИЕ. Дни Богослужения всеобщие и местные по времени хранения их разделяются на непреходящие, которые постоянно бывают в одни и те же числа месяца, и преходящие, которые ежегодно бывают в разные числа. Порядок первых большей частью зависит от праздника Рождества Христова, последних — от праздника Пасхи. ДНИ ГОСПОДНИ, БОГОРОДИЧНЫ И СВЯТЫХ. Но как все праздники, всеобщие и местные, непреходящие и преходящие, и все дни богослужения совершаются Церковью одни во славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа, другие в честь Божией Матери, третьи в честь прочих святых: поэтому все церковные дни Богослужения по цели празднования троякого рода, т. е. дни Господни, дни Пресвятые Богородицы и дни святых. В этом порядке они излагаются ниже, в настоящем сочинении. Богослужение в праздники Главный предмет богослужения в праздники. Празднование и вообще богослужение Прав. Церкви по заповеди Иисуса Христа состоит главным образом в благодарственном и радостном воспоминании искупительной победы Иисуса Христа, и с Ним всех верующих в Него, над грехом и смертью. Эта победа, восстановившая единение Бога с человеками для нашей вечной блаженной жизни, предизображена в таинстве св. Причащения, которое положено Господом в основание христианского богослужения и с которым соединены вселенской Церковью все священные воспоминания о многоразличных благодеяниях, явленных роду человеческому, или непосредственно от Бога, или чрез святых Его, и моления о живущих и умерших. Чем выше воспоминания Церкви, тем важнее, светлее и торжественнее праздники. Самый же день Пасхи и Воскресения, как собственно день оправдания нашего пред Богом (Рим. 6, 25) и божественного прославления Тела и Крови Христовых, таинственно соединяющих нас с Богом, есть праздников праздник и торжество торжеств, — есть и первый между неделями года и днями седмицы, и последний, как образ вечного блаженного с Богом единения, к которому приготовляют и ведут нас все дни богослужения и без которого все они для нас неполны. Ибо Писание глаголет: аще Христос не воста, тще убо проповедание наше, тщаже и вера ваша (1 Кор. 15, 14. 17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Триодь Постная и Октоих соединяются при пении не во все дни одинаковым образом. В седмичные дни Четыредесятницы поются из Октоиха на утрени: седальны по 1-м стихословии и светильны по каноне. Они печатаются в самой Триоди (в конце), потому Октоих, при пении Постной Триоди, в эти дни не нужен. В дни сырной седмицы, исключая субботы, Триодь Постная указывает брать из Октоиха, кроме седальнов по 1-м стихословии и светильнов, еще стихиры на «Господи воззвах» и каноны. В седмичные дни Четыредесятницы, при пении трипеснцев, каноны Октоиха не поются; трипеснцы собою совершенно заменяют их. В сырную же седмицу при пении трипеснцев поются каноны Октоиха; трипеснцы собою заменяют только те песни канона Октоиха, в которые прилучится трипеснец, т. е. в понедельник – 1-ю, 8-ю, и 9-ю песни, во вторник – 2-ю, 8-ю и 9-ю, и так далее. В воскресные дни Великого поста Церковь назначает более молитвословий из Октоиха; тогда при каждого рода молитвословиях Триоди Постной полагаются песнопения, славящие воскресение Христово. Но в самых последованиях Триоди не печатаются песнопения Октоиха, а только указывается на них. Воскресные песнопения не отменяются в Великом посту во все воскресные дни, кроме Недели Ваий, двунадесятого праздника, в который они заменяются песнопениями праздника (Триоди Постной). Во время пения Триоди Постной есть дни, в которые не поется Минея 240 , но вместо ее молитвословий на божественных службах поются песнопения из Постной Триоди, и есть дни, в которые поются некоторые песнопения Минеи. Дни, в которые, при пении Триоди Постной, не поется Минея Месячная, суть следующие: во-первых, все Недели (воскресения) Триоди Постной, начиная с Недели мытаря и фарисея до Недели ваий, включительно; во-вторых, среда и пяток 8-й седмицы, четверток 5-й седмицы 241 – великого канона; в-третьих, субботы: мясопустная 242 , сыропустная, 1-й и 5-й седмицы Великого поста, суббота Лазаря; в-четвертых, дни Страстной седмицы 243 . В будничные же дни прочих седмиц, хотя бы даже не было памяти великого святого, поются песнопения Месячной Минеи, именно: три или четыре стихиры на «Господи воззвах» и канон прилучившемуся святому. При этом должно заметить: когда случится память святому в такой седмичный день, в который в Постной Триоди, кроме трипеснца, есть и канон, тогда все те песни канона Минеи, какие находятся и в случившемся в тот день трипеснце или четырепеснце, оставляются, не поются из Минеи. Но отмененные, при пении трипеснца, песни Минеи поются в тот же самый день, соединяясь только с другими песнями канона, а не так, как песни канона Октоиха, которые, не быв петы при пении трипеснца (например, в сырную седмицу), вовсе в тот день не поются. Но если в какой-либо день отменяется вся служба Минеи, в таком случае она поется на другой день.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Почему освящение «Владычних храмов» не полагается в воскресные дни, а дозволяется совершать освящение таких храмов только в простые дни, и то кроме св. Четыредесятницы? «Указом о храмах, когда святити или не святити», помещенным в Большом Требнике, освящение «Владычняго» храма не полагается в воскресные дни потому, что совершенно не возможно совместить — соединить особо установленную торжественную службу на обновление, т. е. на освящение храма «Владычняго», с службою воскресного дня, так как и вообще служба какого-либо Владычняго праздника исключает собою службу воскресного дня (т. е., если в какой-либо воскресный день случится Владычний праздник, то служба воскресного дня совершенно оставляется, — Типик. гл. 7, 3-е зри, гл. 47, последов. на 14-е сент., 2-е зри и проч.). Не только освящение «Владычняго» храма, но и освящение Богодичного храма или святого не полагается в дни воскресные, если в эти дни случатся праздники Богородичные и святых (перечисленные в Указе о днях для освящения храмов), по той причине, что очень затруднительно соединить службу на освящение храма «Богородничнаго» или «Святаго» с службою воскресного дня и службою Богородичного праздника или святого, прилучившегося в воскресный день, или, как сказано об этом в «Указе», зане в стихирах, и в славах, и в канонех, и в стихирах хвалитных бывает всякое утеснение, идеже и всенощное бдение бывает на освящение храма; а идеже не бывает всенощного бдения, тамо и наипаче невместно быти отнюдь в те недели освящению храма». Вот причина, по которой освящение «Владычнаго» храма полагается не в воскресные дни, но в простые — седмичные дни. В св. Четыредесятницу же запрещается освящать «Владычний» храм даже и в простые седмичные дни потому, что не возможно совместить торжество освящения храма — чувство духовной радости и веселия — с строгостью поста в эти дни, с чувством скорби и печали душевной, или, как объяснено в «Указе» о днях освящения храмов: «в Великий пост и в простые дни освящения церкви не творим ни которым храмов, качества ради пищнаго, яже да не разрешим на рыбу, вино и масло». Напротив, освящение храма «Воскресения Христова» должно быть совершаемо в воскресные, а не простые дни — седмичные, с одной стороны, потому, что есть полная возможность совместить — соединить службу на освящение храма «Воскресения Христова» с службою воскресного дня, а с другой стороны потому, что было бы несообразно воскресную службу — службу на обновление храма Воскресения Христова совершать в какой-либо простой день седмицы, или, как замечено об этом «Указе» о днях освящения храмов, «в иныя дни простыя, кроме недели, храм Воскресения Христова не святи, занеже воскресней службе нетися недостойно» (Р.д.С.П. 1890 г. т. III, с. 479–480).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

По Миропомазании Государь, по древнему установлению Церкви 33 , вступает, чрез Царские врата, в алтарь, приближается к Престолу и, как посвященный на особенное высокое служение Церкви и Отечеству, причащается по чину священнослужителей, особо Тела и особо Крови Христовых, а Государыня приобщается пред Царскими вратами 34 . По окончании Литургии и по новом возношении многолетия Венчанным, Превознесенным и св. Миром Помазанным, все духовные и светские чины троекратным поклонением приносят им поздравление с совершением Коронования и священного Миропомазания. Богослужение ежегодное во дни Царские Высокоторжественные и Торжественные Торжество Коронования Церковь продолжает праздновать издревле три дня 35 , и потом ежегодно с высоким духовным веселием, при целодневном звоне, воспоминает дни Восшествия Государя на Престол и Коронования. Впрочем, не только сии дни, но и дни рождении и тезоименитств их Императорских Величеств и всех Лиц Богоизбранного их Семейства, для Церкви Православной священны и торжественны. Дни рождении, тезоименитств, восшествия на Престол и Коронации их Величеств для Церкви Православной суть высокоторжественные, а дни рождении и тезоименитств прочих Лиц Царского Дома, торжественные. Сии дни Церковь издревле освящает особенным празднованием и молитвою. Тертуллиан , около 202 года писавший в защиту христиан, говорит: «христиане празднуют торжественные Царские дни излиянием чувств своего сердца» 36 . В кодексе Юстиниана, изданного в 535 году, постановлено было праздновать дни рождения и восшествия на Престол Императора 37 . В нашем отечестве издревле по рождении Лиц Царского Дома посылаемы были так называемые Богомольные грамоты, по всем церквам 38 . Во дни рождений Особ Царского Дома Православная Церковь призывает нас благодарить Бога за благодеяния, ниспосылаемые нам умножением Царского Дома. Ибо приращение Его есть благословение Всевышнего и верный залог Его любви к Отечеству. Принося в сии дни благодарение Богу, Церковь словами Ап. Павла между прочим изображает нам всегдашнюю нашу обязанность преимущественной молитвы о Царе. Молю прежде всех, – заповедует Апостол, – творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки: за Царя, и за всех, иже во власти суть: да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте: сие бо добро и приятно пред Спасителем нашим, Богом, иже всем человеком хощет спастися, и в разум истины приити ( 1Тим.2:1–4 ). Равно и словами Евангелия, произносимыми при Богослужении во дни рождений Лиц Августейшего Семейства, внушает, что сам Господь похваляет благодарных и осуждает неблагодарных. Не десятьли очистишася, да девять где, – сказал некогда Господь в похвалу благодарного Самарянина и в осуждение прочих девяти, не пришедших с ним возблагодарить Господа за свое исцеление; како не обретошася, возвращшеся дати славу Богу ( Лк.17:12–19 ) 39 ?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010