Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАВАЛЕРСКИЕ ДНИ [кавалерские праздники, орденские дни, орденские праздники], общий праздник кавалеров того или иного ордена. Получили распространение в Российской империи в XVIII - нач. XX в. К. д. отмечались либо в день памяти святого, во имя к-рого создан орден, либо в день учреждения ордена. Понимание ордена как объединения его членов восходит к традиции средневек. европ. духовно-рыцарских орденов. Члены ордена имели определенные знаки отличия - орденскую одежду, знаковые элементы, форма к-рых в Новое время фиксировалась в соответствующих орденских документах. Со временем, по мере подчинения орденов королевской власти и в процессе формирования королевских рыцарских орденов, ношение орденских знаков положило начало наградной практике, отражавшей заслуги перед короной и гос-вом. Однако представление об ордене как объединении его кавалеров сохранилось. Начало формирования российской орденской традиции относится к рубежу XVII и XVIII вв. Одной из ее особенностей является установление К. д., даты к-рых указывались в орденских статутах. К. д. в российском церковном календаре синодального периода относились к светским (гражданским) праздникам, включавшим дни рождения, именин, вступления на престол российских императоров и императриц, дни рождения и именин их ближайших родственников, викториальные дни . Гражданские праздники назывались «табельными днями», т. к. их состав определялся «Табелью». При учреждении первого ордена - ап. Андрея Первозванного (1698) в качестве К. д. был установлен день памяти ап. Андрея Первозванного 30 нояб. Согласно статуту ордена от 1720 г., в качестве дополнительного К. д. был объявлен день памяти апостолов Петра и Павла (29 июня) как день тезоименитства учредителя ордена, однако впоследствии этот день в качестве К. д. не праздновался. При жизни Петра I в 1714 г. был учрежден орден вмц. Екатерины, К. д. был назначен день памяти вмц. Екатерины 24 нояб. Петр I имел намерение учредить орден блгв. кн. Александра Невского, однако официально этот орден был создан лишь после его смерти, 21 мая 1725 г. Тем не менее в источниках 1724-1725 гг. фигурирует день памяти блгв. кн. Александра Невского среди светских (табельных) праздников (23 нояб. или после перенесения мощей в 1724 г.- 30 авг.). В 1735 г. герцогом Голштинским Карлом Фридрихом был учрежден орден св. Анны. В России этот орден получил распространение с 40-х гг. XVIII в. К. д. этого ордена - 3 февр. (память прав. Анны) отмечается в календарях 2-й пол. XVIII в., хотя офиц. причисление этого ордена к российским произошло лишь в 1797 г. В 1769 г. Екатерина II учредила орден вмч. Георгия; датой К. д. было назначено 26 нояб.- день учреждения ордена и один из дней памяти вмч. Георгия. В 1782 г. был учрежден орден равноап. кн. Владимира; К. д. было назначено 22 сент.- день учреждения ордена, не связанный с памятью святого.

http://pravenc.ru/text/кавалерскими ...

прот. Иоанн Чижевский Отделение пятое. О Богослужении Глава I. О совершении Богослужения в церкви 1 . Епархиальное Начальство наблюдает, чтобы богослужение в церквах соборных и тех градских, которые имеют в причте более одного священника, совершаемо было ежедневно, а в имеющих одного священника и сельских сверх воскресных и праздничных дней сколь возможно чаще смотря по возможности (уст. дух. конс. ст. 34). Примечание 1. Благочинный должен наблюдать чтобы священники в сельских церквах, кроме воскресных, праздничных и Высокоторжественных дней совершали божественную литургию сколь можно чаще, особенно же не опускали преждеосвященных литургий; в церквах же градских однопричетных непременно три раза в неделю, если бы не случилось в продолжении оной торжественных и праздничных дней, а в двухштатных – ежедневно (Инстр. благ. § 10). Примечание 2. Причты двухштатных и трехштатных церквей, в то время, когда очередные занимаются священнослужением, как священники, так и диаконы и псаломщики должны ходить поочередно в церковь к пению на клиросе и к чтению (II. С. З. 22 мар. 1800 г. 19337). 2 . Во дни торжественные и викториальные во всех церквах непременно совершать благодарственные молебны (II. С. З. 17 мар. 1730 г. 5518), по окончании которых возглашать многолетие (II. С. З. 10 апр. 1766 г. 12618). – Указом Св. Синода от 2 марта 1862 г. (II. С. З. 5 февр. 37935) объявлено, что Высочайше повелено молебны, по случаю рождений и тезоименитств Государя Императора и Государыни Императрицы и Их Императорских Высочеств Государя Наследника Цесаревича и Цесаревны, восшествия на престол и коронации, – совершат в те самые дни и числа, когда такие торжества означены в табели; молебны же по случаю рождений и тезоименитств прочих лиц Августейшего царского Дома переносить на ближайшие воскресные и праздничные дни. В сии дни разрешается и погребение умерших. Этим же Высочайшим повелением разрешено прекратить празднование побед, кроме дня победы под Полтавою, в котором молебное пение должно быть совершаемо по-прежнему. При всех священнослужениях на многолетиях возглашать имена царствующих Государя и Государыни. Наследника Престола и весь царствующий Дом; если служения эти совершаются по случаю тезоименитства или рождения членов Императорской фамилии, то после имен Их Величеств и Его Высочества возглашать также имена тех Высочайших Особ, которых тезоименитство или рождение празднуется (ук. Св. Син. 30 нояб. 1864 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

памятные даты побед (лат. victoria), одержанных в сражениях, или заключений благоприятных мирных договоров. Торжественное церковное прославление побед известно из истории (установление праздника Всемилостивого Спаса 1 авг. в память победы 1164 блгв. кн. Андреем Боголюбским, дни избавления К-поля от осад - Карабинов И. Постная Триодь. СПб., 1910. С. 35-39, и др.). Термин «В. д.» стал употребляться в Русской Церкви в XVIII-XIX вв.; согласно терминологии синодального периода, В. д., или «дни побед», относились к гражданским праздникам наряду с царскими и кавалерскими днями и праздником Нового года . В этот период они приобрели особое значение для Церкви и гос-ва в связи с активной внешней политикой Российской империи. Годовщина победы в Полтавском сражении 27 июня 1709 г. стала важным праздником неподвижного годового круга богослужения: было составлено полное церковное последование праздника, в нек-рых певч. рукописях XVIII в. встречаются песнопения этой службы, исполняемые знаменным распевом, есть концерты на их тексты (см.: Смоленский С. В. О собрании рус. древне-певческих рукописей в Моск. Синод. училище церк. пения: Кр. предв. сообщ. [М.], 1899. С. 54, 59; Музыка на Полтавскую победу//ПРМИ. М., 1973. Вып. 3). Память заключения Ништадтского мира со Швецией (30 авг. 1721) также приобрела большое значение, к этой дате в 1724 г. было приурочено перенесение мощей блгв. кн. Александра Невского в лавру его имени в С.-Петербурге. Впосл. было установлено еще неск. В. д.: 9 авг.- взятие Нарвы в 1704 г., 27 июля - битвы при Гангуте в 1714 г. и Гренгаме в 1720 г., 24 июня - Чесменская битва в 1770 г., 10 июля - заключение Кючюк-Кайнарджийского мира с Турцией в 1774 г. и др. Из них только 2 (27 июня и 30 авг.) имели полноценное церковное празднование. Также можно отметить день памяти избавления России от нашествия «галлов и с ними 20 языков», т. е. наполеоновских армий (25 дек.), в богослужебных книгах определено после литургии в этот день совершить молебен по особому чину. Памяти др. побед не упомянуты в богослужебных книгах (хотя в эти дни также совершались молебны). Списки В. д. печатались в табелях и различных календарях (память заключения Ништадтского мира в них обычно отсутствует, хотя служба Ништадтского мира помещается в Минее на авг. с кон. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/158568.html

Фаддей Како(у)йлович , архимандрит; сын протопопа (ц. с. Песочного, Кашогорской протопопии, луцкой епархии) Лаврентия Степановича, род. около 1694 г. 11-ти лет от роду Ф. был отдан в Николаевский Мелецкий монастырь для обучения русской грамоте и латинскому языку, в 1709 г. перешел в луцкую латинскую школу, через два года – в латинскую школу во Владимире Польском, в 1713 г. – в люблинскую и в 1715 г. – во львовскую, которую окончил в 1719 г. В мае 1719 г. он поступил в число братии Елецкого Успенского монастыря, 13 сентября того же года пострижен был в монашество, 9 декабря посвящен во иеродиакона и затем вскоре в иеромонаха. 6 октября 1721 г. Ф. был определен наместником Новгородсеверского Спасского монастыря; в сентябре 1722 г. – префектом и учителем риторики черниговского коллегиума. В феврале 1725 г., по прошению, Ф. был уволен от наместничества и должностей по коллегиуму и отпущен на пребывание в Елецкий монастырь. В августе 1730 г. Ф. был вторично назначен префектом и учителем риторики коллегии, 22 января 1732 г. – вторично же наместником Новгородсеверского монастыря и в марте 1733 г. – архимандритом этого монастыря. С 1734 по 1737 г. он находился под судом по обвинению в неслужении в царские и викториальные дни установленных служб и проч. и все это время содержался под караулом в Глухове, Чернигове и Петербурге при Синоде и Тайной Канцелярии. По определению Синода от 3 февраля 1736 г. Ф. отрешен был от настоятельства; 27 июля 1737 г., по приговору Тайной Канцелярии, нещадно наказан в Синоде плетьми и при указе от 31 июля отправлен во «смирения место», в распоряжение белоградского архиепископа Петра. Определенный 24 февраля 1738 г. настоятелем Судженской Предтечевой пустыни, Ф. 24 февраля 1739 г. был перемещен в Святогорский Успенский монастырь, а 14 января 1741 г. был вызван Синодом в Москву для участия в производившемся тогда исправлении славянского текста библии, причем ему было поручено временно, до окончания исправления, управлять Московским Крестовоздвиженским монастырем. В Москву Ф. прибыл в конце июня того же г. и окончил работу (совместно с иеромонахом Кириллом Флоринским) к сентябрю 1742 г. Труд его и его сотрудника, как видно из собственных их показаний, заключался в том, чтобы привести в порядок сделанные ранее исправления и, сверх того, сличить эти исправления и весь текст (кроме Псалтири) с известными в то время греческими кодексами. Сличение это производилось с текстами Ватиканским, Комплютенским и Александрийским, с предпочтением, за некоторыми исключениями, последнего, «дабы разорения старой русской библии текстом не учинилось». По окончании исправления Ф. был отпущен в Святогорский монастырь, где и скончался 25 мая 1758 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Главный священник ВДВ принял участие в утреннем богослужении в псковском храме Александра Невского Псков, 18 апреля 2012 г. Сегодня в соединениях и воинских частях Воздушно-десантных войск проходят торжественные мероприятия в честь Дня воинской славы России - 770-летия победы воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере. Главный священник ВДВ протоирей Михаил (Васильев) принял участие в утреннем богослужении в честь Святого благоверного князя в воинском храме Александра Невского в Пскове. Как передает корреспондент Псковской Ленты Новостей , в храме собралось более тысячи военнослужащих 76-й десантно-штурмовой дивизии. Все присутствующие военнослужащие имели возможность исповедаться и причаститься. На службу прибыл митрополит Псковский и Великолукский Евсевий. Богослужение завершилось Крестным ходом вокруг храма. Победы русского оружия над врагами Отечества всегда широко отмечались российской общественностью. До революции Русской Православной Церковью были установлены так называемые «викториальные дни», в которые совершались молебны и другие праздничные мероприятия. Это были особые дни, когда общество, чествуя армию и флот, воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников. Возрождая одну из лучших российских военных традиций, в 1995 г. был принят закон «О днях воинской славы (победных днях) России», в список которых вошли наиболее выдающиеся события военной истории как дооктябрьского, так и советского периода. В соответствии с данным Федеральным законом, 18 апреля установлен как день воинской славы России - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере. Сегодня же откроются III Международные чтения «Александр Невский на страже Отечества. 770-летие Ледового побоища», по окончании которых состоится подписание именных кирпичей в стену храма Веры, Надежды, Любови и Софии. В выходные на Псковщине пройдёт VI Международный военно-исторический фестиваль «Ледовое побоище». В нём традиционно принимают участие клубы военно-исторической реконструкции и индивидуальные участники, реконструирующие одежду, вооружение и доспехи XIII века Руси и Европы. Примерное количество участников – 120 человек из России, Украины, Белоруссии, Латвии, Эстонии. 18 апреля 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Православный календарь на каждый день. Новые книги издательства «Вольный странник». Анонсы предстоящих мероприятий. Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/52993.html

Звон Звон . Слово звон употребляется для обозначения действия колоколов. От различия последнего происходит различие и в самом звоне. Собственно, различаются два рода звона: благовест и звон в строгом смысле. Благовестом называется тот звон, когда ударяют в один или несколько колоколов, но не во все вместе, а поочередно в каждый колокол. Звоном, в строгом смысле, называется тот звон, когда ударяют в несколько колоколов вместе. Когда звон в несколько колоколов бывает в три приема, тогда он называется трезвоном. Благовестом в один колокол возвещается начало вечернего, утреннего и дневного (литургии) богослужения. За ним пред более торжественными службами бывает трезвон в несколько колоколов. Так, звонят пред вечернею, пред утренею на конце полунощницы, пред литургиею по прочтении 3-го и 6-го часа. Совершается звон и во время самого богослужения утрени и литургии. На утрени он полагается во время пения полиелея, это так называемый «звон к Евангелию». На литургии бывает звон к «Достойно»: он начинается с момента пения слов «Достойно и праведно есть покланятися Отцу»... и продолжается до пения «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу». Кроме указанного обычного звона, в некоторые дни при утреннем и дневном богослужении бывает еще особый звон, называемый перезвоном. На литургии он полагается в день Пасхи при чтении пасхального евангелия, на утрени во время пения великого славословия – в день Воздвижения креста Господня, в неделю Крестопоклонную, 1-го августа пред выносом креста, в великую пятницу пред выносом плащаницы, во время пения «Тебе одеющегося», и на утрени великой субботы при пении великого славословия, пред несением плащаницы. Полагается звон и при некоторых не ежедневных службах: при молебных пениях – в дни храмовых праздников, дни царские и викториальные, при крестных ходах, пред освящением воды в дни храмовых праздников, при погребении священников, архимандритов и епископов. А. Петровский Читать далее Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911./Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Официально задачей священника считалось «прославление Триединого Бога и ревностное назидание гласом Церкви всех православных христиан в истине веры и чистоте жизни» 13 . В соответствии с этим его профессиональные обязанности подразделялись на богослужебные (храмовая деятельность), проповедническо-миссионерские (внехрамовая деятельность и внутренняя миссия), миссионерские (внешняя миссия). В церковном богослужении, включавшем в себя канонически закрепленные действия, различались три круга: суточный, недельный и годовой. В суточный входили вечерня, повечерие, полунощница, утреня и литургия. Недельные службы посвящались «поминаниям»: так в воскресенье вспоминали Воскресение Господне; в понедельник служили небесным силам (ангелам); во вторник – Иоанну Крестителю и т.д. 14 . Годовой круг состоял из богослужений на каждый день года, включая праздники – церковные общие, церковные местные, а также торжественные прочтения всех манифестов и указов 15 . Праздничными богослужениями отмечались также следующие даты: – царские (дни восшествия на престол, коронации, тезоименитства и рождения членов царской семьи и прочих особ царствующего дома); – кавалерские дни (в честь тех святых, имя которых носил тот или иной кавалерский орден); – викториальные дни (в память победы русского оружия); «особые» дни (19 февраля 1861 г., 17 октября 1905 г. и т.п.) 16 . Праздничные службы требовали особого напряжения – в храме собирались почти все прихожане и священнику предписывалось произносить поучения и проводить с ними внебогослужебные беседы, дабы отвлечь от «беспутной жизни и ...бесчинств», обычно творимых в праздничные дни 17 . Согласно воспоминаниям протоиерея А.Попова процедура была такова: после утрени священник выходил в трапезную, садился за скамью в южной стороне церкви. Рассаживались и прихожане. Беседы – то по хозяйственным, то по религиозным вопросам – проходили не всегда спокойно. Когда прения становились нелицеприятными, священник мог объявить прихожанам: «Вы меня расстроили, возмутили, оскорбили, служить не могу, обедни не будет» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6) 30 июля того же года поставлен в священники к церкви Святых Апостол Петра и Павла при сухопутном гошпитале студент Александро-Невской семинарии Иосиф Иоаннов. Сын священника Воскресенской церкви при Кронштадтском морском гошпитале Иоанна Федотова, он учился в семинарии с 1736 по 1743 год и слушал богословие с 1743 по июль месяц. 7) Сын священника при церкви сухопутного гошпиталя в С.-Петербурге Косьмы Семенова Василий Госпитальский, 25-го сентября 1744 года посвящен во диакона к церкви Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Он учился в семинарии непрерывно с 1735 по каникулы 1744 года и год слушал учения, преподаваемые в богословской школе. На ставленническом деле ректор отрекомендовал его человеком ученым, без всякого подозрения, добрым и честным. 8) Сын священника Кронштадтской Богоявленской церкви Василия Иоанникиева, Алексей 11 октября 1744 года посвящен на место отца священником. В семинарии обучался с 1736 по 1744 год, слушал богословие и аттестован достойным всякой похвалы за добронравие и обходительство. 9) По указу 12 июня 1744 года Св. Синод перевел Петропавловского собора диакона Георгия Неруновича, который был из людей ученых в школах и говорил проповедь слова Божия, священником на место Ивана Яковлева умершего, в Московский Успенский собор, «понеже в оном соборе должно священнослужителям быть ученым, дабы в Господские праздники, також и воскресные. и викториальные дни сказывали проповедь слова Божия». При сем предписано и в Петропавловский собор в диакона произвести из студентов Александро-Невской семинарии достойного и проповедь слова Божия сказывать могущего. Ректор семинарии Гавриил рекомендовал на сие место студента Димитрия Яковлева Рыковского, сына священника Матфиевской церкви, 23 лет, учившегося в семинарии от 1736 года, следовательно 10 лет. Ректор дал о нем такую аттестацию: «Учением он, Рыковский, несколько уже богословских трактатов слушал, и в прочих нижних науках, которые преподавались, преизрядно происходил також, в смиренномудрии, трезвости, постоянстве, и в иных, юность украшающих добродетелях, всякие похвалы, достойный и к предикаторскому делу будет способный». Хиротонисан 9 августа 1744 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В сер. XVIII в. К. м. пребывал в запустении, богослужения совершались нечасто. В 1746 г. келарь схим. Варсонофий и казначей схим. Герман обратились в Олонецкое духовное правление с прошением направить в обитель священника. В К. м. был назначен клирик Кижского погоста свящ. Иоанн Романов, к-рый по предписанию духовного правления обязывался служить в монастырской церкви «в высокоторжественные и викториальные дни». С 1750 г. из-за недостатка монашествующей братии обителью управлял белый священник из ближайшего Сенногубского прихода Феодор Косьмин (Кузьмин). В 1764 г. по предписанию Новгородской духовной консистории предполагалось упразднение К. м., но благодаря еп. Олонецкому и Каргопольскому Иоанну (Никитину) он был сохранен как заштатный «безо всякого пособия от правительства»; вместо свящ. Феодора Косьмина обитель возглавил строитель иером. Пафнутий. 18 февр. 1769 г. К. м. был упразднен и преобразован в приход. В 1791 г., по свидетельству путешественника П. И. Челищева, причетники «кормятся от службы проезжающим в Соловки богомольцам молебнов, малым на том острове хлебопашеством и рыбною на озере Онеге ловлею, а другого никакого промысла не имеют, а оттого и живут очень бедно» ( Челищев. 1886. С. 17). По данным «Ведомости о состоянии церквей и приходов» за 1802 г., в К. м. проживали престарелый свящ. Иоанн Леонтьев (переведен в обитель из Типиницкого прихода), дьячок Савва Васильев (сын кижского пономаря Василия Алексеева), пономарь Дмитрий Иванов (произведенный на должность из «праздноживущих») и заштатный пономарь Димитрий Иванов (сын сенногубского свящ. Феодора Косьмина). Большинство из них нигде не обучались, богослужение и церковное пение «знали по ноте и наслышкою». С 1809 г. клименецкие храмы из-за отсутствия приходских дворов и, возможно, после кончины священника были переведены в состав Сенногубского прихода. Монастырской пашенной и сенокосной землей (234 дес. 1930 кв. саж.) пользовались сенногубский священник и причт. К нач. 1833 г. клир церквей состоял лишь из пономаря Иванова.

http://pravenc.ru/text/1841325.html

Праздники разделяются: 1) по времени: на недельные и годичные, подвижные и неподвижные 1 , 2) по месту: на общие и местные, 3) по предмету: на церковные и гражданские, 4) по важности воспоминаемых событий: на великие, средние и малые. Кроме того, праздники церковные разделяются на Господние (в честь Господа Иисуса Христа), Богородичные и в честь Святых. Праздники гражданские бывают: высокоторже­ственные, торжественные, викториальные и другие. Глава 2. Праздники недельные Из семи дней недели празднуется, как совершенный праздник, только один день Во­скресный, или Воскресенье. Это древнейший праздник Христианской Церкви. Во времена Св. Апо­столов он назывался единою от суббот, то есть, первым днем после субботы ( Деян. 20:7 ), также днем недельным ( Апок. 1:10 ). Древние Отцы Церкви называли его иногда днем солнца (так назывался соответствующий ему день у язычников), а чаще днем Воскресения Христова или просто днем Господним. Св. Апостолы и первые Христиане собирались в этот день для преломления хлеба, то есть, для причащения Святых Таин, и в тоже время уделяли часть имущества своего для бедных братий ( 1Кор. 16:2 ). В последствии Христианские Императоры запретили заниматься в воскресные дни судопроизводством, работами и вообще житейскими делами, кроме необходимых 2 . Древняя Христианская Церковь налагала духовное наказание на тех Христиан, которые, без достаточной причины, не были в храме три Воскресенья сряду 3 . В этот день запрещалось Христианам поститься, чтобы ознаменовать радость верующих о воскресении Христовом 4 ; также не позволялось преклонять колена во время Богослужения 5 , чтобы напомнить Христианам, что Иисус Христос воздиг падшее естество человеческое. Ночь на Воскресенье древние христиане проводили в бдении, пели псалмы, читали Св. Писание, слушали поучения, молились и приобщались Святых Таин. Ночь была избираема временем для молитвы и Богослужения потому, что первые три века Христиане подвергались нередко нападениям язычников. В последствии, хотя гонения прекратилось, но всенощные бдения всегда совершались и совершаются доныне на каждый воскресный день.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010