Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАВАЛЕРСКИЕ ДНИ [кавалерские праздники, орденские дни, орденские праздники], общий праздник кавалеров того или иного ордена. Получили распространение в Российской империи в XVIII - нач. XX в. К. д. отмечались либо в день памяти святого, во имя к-рого создан орден, либо в день учреждения ордена. Понимание ордена как объединения его членов восходит к традиции средневек. европ. духовно-рыцарских орденов. Члены ордена имели определенные знаки отличия - орденскую одежду, знаковые элементы, форма к-рых в Новое время фиксировалась в соответствующих орденских документах. Со временем, по мере подчинения орденов королевской власти и в процессе формирования королевских рыцарских орденов, ношение орденских знаков положило начало наградной практике, отражавшей заслуги перед короной и гос-вом. Однако представление об ордене как объединении его кавалеров сохранилось. Начало формирования российской орденской традиции относится к рубежу XVII и XVIII вв. Одной из ее особенностей является установление К. д., даты к-рых указывались в орденских статутах. К. д. в российском церковном календаре синодального периода относились к светским (гражданским) праздникам, включавшим дни рождения, именин, вступления на престол российских императоров и императриц, дни рождения и именин их ближайших родственников, викториальные дни . Гражданские праздники назывались «табельными днями», т. к. их состав определялся «Табелью». При учреждении первого ордена - ап. Андрея Первозванного (1698) в качестве К. д. был установлен день памяти ап. Андрея Первозванного 30 нояб. Согласно статуту ордена от 1720 г., в качестве дополнительного К. д. был объявлен день памяти апостолов Петра и Павла (29 июня) как день тезоименитства учредителя ордена, однако впоследствии этот день в качестве К. д. не праздновался. При жизни Петра I в 1714 г. был учрежден орден вмц. Екатерины, К. д. был назначен день памяти вмц. Екатерины 24 нояб. Петр I имел намерение учредить орден блгв. кн. Александра Невского, однако официально этот орден был создан лишь после его смерти, 21 мая 1725 г. Тем не менее в источниках 1724-1725 гг. фигурирует день памяти блгв. кн. Александра Невского среди светских (табельных) праздников (23 нояб. или после перенесения мощей в 1724 г.- 30 авг.). В 1735 г. герцогом Голштинским Карлом Фридрихом был учрежден орден св. Анны. В России этот орден получил распространение с 40-х гг. XVIII в. К. д. этого ордена - 3 февр. (память прав. Анны) отмечается в календарях 2-й пол. XVIII в., хотя офиц. причисление этого ордена к российским произошло лишь в 1797 г. В 1769 г. Екатерина II учредила орден вмч. Георгия; датой К. д. было назначено 26 нояб.- день учреждения ордена и один из дней памяти вмч. Георгия. В 1782 г. был учрежден орден равноап. кн. Владимира; К. д. было назначено 22 сент.- день учреждения ордена, не связанный с памятью святого. |
прот. Иоанн Чижевский Отделение пятое. О Богослужении Глава I. О совершении Богослужения в церкви 1 . Епархиальное Начальство наблюдает, чтобы богослужение в церквах соборных и тех градских, которые имеют в причте более одного священника, совершаемо было ежедневно, а в имеющих одного священника и сельских сверх воскресных и праздничных дней сколь возможно чаще смотря по возможности (уст. дух. конс. ст. 34). Примечание 1. Благочинный должен наблюдать чтобы священники в сельских церквах, кроме воскресных, праздничных и Высокоторжественных дней совершали божественную литургию сколь можно чаще, особенно же не опускали преждеосвященных литургий; в церквах же градских однопричетных непременно три раза в неделю, если бы не случилось в продолжении оной торжественных и праздничных дней, а в двухштатных – ежедневно (Инстр. благ. § 10). Примечание 2. Причты двухштатных и трехштатных церквей, в то время, когда очередные занимаются священнослужением, как священники, так и диаконы и псаломщики должны ходить поочередно в церковь к пению на клиросе и к чтению (II. С. З. 22 мар. 1800 г. 19337). 2 . Во дни торжественные и викториальные во всех церквах непременно совершать благодарственные молебны (II. С. З. 17 мар. 1730 г. 5518), по окончании которых возглашать многолетие (II. С. З. 10 апр. 1766 г. 12618). – Указом Св. Синода от 2 марта 1862 г. (II. С. З. 5 февр. 37935) объявлено, что Высочайше повелено молебны, по случаю рождений и тезоименитств Государя Императора и Государыни Императрицы и Их Императорских Высочеств Государя Наследника Цесаревича и Цесаревны, восшествия на престол и коронации, – совершат в те самые дни и числа, когда такие торжества означены в табели; молебны же по случаю рождений и тезоименитств прочих лиц Августейшего царского Дома переносить на ближайшие воскресные и праздничные дни. В сии дни разрешается и погребение умерших. Этим же Высочайшим повелением разрешено прекратить празднование побед, кроме дня победы под Полтавою, в котором молебное пение должно быть совершаемо по-прежнему. При всех священнослужениях на многолетиях возглашать имена царствующих Государя и Государыни. Наследника Престола и весь царствующий Дом; если служения эти совершаются по случаю тезоименитства или рождения членов Императорской фамилии, то после имен Их Величеств и Его Высочества возглашать также имена тех Высочайших Особ, которых тезоименитство или рождение празднуется (ук. Св. Син. 30 нояб. 1864 года). |
памятные даты побед (лат. victoria), одержанных в сражениях, или заключений благоприятных мирных договоров. Торжественное церковное прославление побед известно из истории (установление праздника Всемилостивого Спаса 1 авг. в память победы 1164 блгв. кн. Андреем Боголюбским, дни избавления К-поля от осад - Карабинов И. Постная Триодь. СПб., 1910. С. 35-39, и др.). Термин «В. д.» стал употребляться в Русской Церкви в XVIII-XIX вв.; согласно терминологии синодального периода, В. д., или «дни побед», относились к гражданским праздникам наряду с царскими и кавалерскими днями и праздником Нового года . В этот период они приобрели особое значение для Церкви и гос-ва в связи с активной внешней политикой Российской империи. Годовщина победы в Полтавском сражении 27 июня 1709 г. стала важным праздником неподвижного годового круга богослужения: было составлено полное церковное последование праздника, в нек-рых певч. рукописях XVIII в. встречаются песнопения этой службы, исполняемые знаменным распевом, есть концерты на их тексты (см.: Смоленский С. В. О собрании рус. древне-певческих рукописей в Моск. Синод. училище церк. пения: Кр. предв. сообщ. [М.], 1899. С. 54, 59; Музыка на Полтавскую победу//ПРМИ. М., 1973. Вып. 3). Память заключения Ништадтского мира со Швецией (30 авг. 1721) также приобрела большое значение, к этой дате в 1724 г. было приурочено перенесение мощей блгв. кн. Александра Невского в лавру его имени в С.-Петербурге. Впосл. было установлено еще неск. В. д.: 9 авг.- взятие Нарвы в 1704 г., 27 июля - битвы при Гангуте в 1714 г. и Гренгаме в 1720 г., 24 июня - Чесменская битва в 1770 г., 10 июля - заключение Кючюк-Кайнарджийского мира с Турцией в 1774 г. и др. Из них только 2 (27 июня и 30 авг.) имели полноценное церковное празднование. Также можно отметить день памяти избавления России от нашествия «галлов и с ними 20 языков», т. е. наполеоновских армий (25 дек.), в богослужебных книгах определено после литургии в этот день совершить молебен по особому чину. Памяти др. побед не упомянуты в богослужебных книгах (хотя в эти дни также совершались молебны). Списки В. д. печатались в табелях и различных календарях (память заключения Ништадтского мира в них обычно отсутствует, хотя служба Ништадтского мира помещается в Минее на авг. с кон. XVIII в.). |
Фаддей Како(у)йлович , архимандрит; сын протопопа (ц. с. Песочного, Кашогорской протопопии, луцкой епархии) Лаврентия Степановича, род. около 1694 г. 11-ти лет от роду Ф. был отдан в Николаевский Мелецкий монастырь для обучения русской грамоте и латинскому языку, в 1709 г. перешел в луцкую латинскую школу, через два года – в латинскую школу во Владимире Польском, в 1713 г. – в люблинскую и в 1715 г. – во львовскую, которую окончил в 1719 г. В мае 1719 г. он поступил в число братии Елецкого Успенского монастыря, 13 сентября того же года пострижен был в монашество, 9 декабря посвящен во иеродиакона и затем вскоре в иеромонаха. 6 октября 1721 г. Ф. был определен наместником Новгородсеверского Спасского монастыря; в сентябре 1722 г. – префектом и учителем риторики черниговского коллегиума. В феврале 1725 г., по прошению, Ф. был уволен от наместничества и должностей по коллегиуму и отпущен на пребывание в Елецкий монастырь. В августе 1730 г. Ф. был вторично назначен префектом и учителем риторики коллегии, 22 января 1732 г. – вторично же наместником Новгородсеверского монастыря и в марте 1733 г. – архимандритом этого монастыря. С 1734 по 1737 г. он находился под судом по обвинению в неслужении в царские и викториальные дни установленных служб и проч. и все это время содержался под караулом в Глухове, Чернигове и Петербурге при Синоде и Тайной Канцелярии. По определению Синода от 3 февраля 1736 г. Ф. отрешен был от настоятельства; 27 июля 1737 г., по приговору Тайной Канцелярии, нещадно наказан в Синоде плетьми и при указе от 31 июля отправлен во «смирения место», в распоряжение белоградского архиепископа Петра. Определенный 24 февраля 1738 г. настоятелем Судженской Предтечевой пустыни, Ф. 24 февраля 1739 г. был перемещен в Святогорский Успенский монастырь, а 14 января 1741 г. был вызван Синодом в Москву для участия в производившемся тогда исправлении славянского текста библии, причем ему было поручено временно, до окончания исправления, управлять Московским Крестовоздвиженским монастырем. В Москву Ф. прибыл в конце июня того же г. и окончил работу (совместно с иеромонахом Кириллом Флоринским) к сентябрю 1742 г. Труд его и его сотрудника, как видно из собственных их показаний, заключался в том, чтобы привести в порядок сделанные ранее исправления и, сверх того, сличить эти исправления и весь текст (кроме Псалтири) с известными в то время греческими кодексами. Сличение это производилось с текстами Ватиканским, Комплютенским и Александрийским, с предпочтением, за некоторыми исключениями, последнего, «дабы разорения старой русской библии текстом не учинилось». По окончании исправления Ф. был отпущен в Святогорский монастырь, где и скончался 25 мая 1758 г. |
Главный священник ВДВ принял участие в утреннем богослужении в псковском храме Александра Невского Псков, 18 апреля 2012 г. Сегодня в соединениях и воинских частях Воздушно-десантных войск проходят торжественные мероприятия в честь Дня воинской славы России - 770-летия победы воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере. Главный священник ВДВ протоирей Михаил (Васильев) принял участие в утреннем богослужении в честь Святого благоверного князя в воинском храме Александра Невского в Пскове. Как передает корреспондент Псковской Ленты Новостей , в храме собралось более тысячи военнослужащих 76-й десантно-штурмовой дивизии. Все присутствующие военнослужащие имели возможность исповедаться и причаститься. На службу прибыл митрополит Псковский и Великолукский Евсевий. Богослужение завершилось Крестным ходом вокруг храма. Победы русского оружия над врагами Отечества всегда широко отмечались российской общественностью. До революции Русской Православной Церковью были установлены так называемые «викториальные дни», в которые совершались молебны и другие праздничные мероприятия. Это были особые дни, когда общество, чествуя армию и флот, воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников. Возрождая одну из лучших российских военных традиций, в 1995 г. был принят закон «О днях воинской славы (победных днях) России», в список которых вошли наиболее выдающиеся события военной истории как дооктябрьского, так и советского периода. В соответствии с данным Федеральным законом, 18 апреля установлен как день воинской славы России - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере. Сегодня же откроются III Международные чтения «Александр Невский на страже Отечества. 770-летие Ледового побоища», по окончании которых состоится подписание именных кирпичей в стену храма Веры, Надежды, Любови и Софии. В выходные на Псковщине пройдёт VI Международный военно-исторический фестиваль «Ледовое побоище». В нём традиционно принимают участие клубы военно-исторической реконструкции и индивидуальные участники, реконструирующие одежду, вооружение и доспехи XIII века Руси и Европы. Примерное количество участников – 120 человек из России, Украины, Белоруссии, Латвии, Эстонии. 18 апреля 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Православный календарь на каждый день. Новые книги издательства «Вольный странник». Анонсы предстоящих мероприятий. Подпишитесь на нашу рассылку |
Звон Звон . Слово звон употребляется для обозначения действия колоколов. От различия последнего происходит различие и в самом звоне. Собственно, различаются два рода звона: благовест и звон в строгом смысле. Благовестом называется тот звон, когда ударяют в один или несколько колоколов, но не во все вместе, а поочередно в каждый колокол. Звоном, в строгом смысле, называется тот звон, когда ударяют в несколько колоколов вместе. Когда звон в несколько колоколов бывает в три приема, тогда он называется трезвоном. Благовестом в один колокол возвещается начало вечернего, утреннего и дневного (литургии) богослужения. За ним пред более торжественными службами бывает трезвон в несколько колоколов. Так, звонят пред вечернею, пред утренею на конце полунощницы, пред литургиею по прочтении 3-го и 6-го часа. Совершается звон и во время самого богослужения утрени и литургии. На утрени он полагается во время пения полиелея, это так называемый «звон к Евангелию». На литургии бывает звон к «Достойно»: он начинается с момента пения слов «Достойно и праведно есть покланятися Отцу»... и продолжается до пения «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу». Кроме указанного обычного звона, в некоторые дни при утреннем и дневном богослужении бывает еще особый звон, называемый перезвоном. На литургии он полагается в день Пасхи при чтении пасхального евангелия, на утрени во время пения великого славословия – в день Воздвижения креста Господня, в неделю Крестопоклонную, 1-го августа пред выносом креста, в великую пятницу пред выносом плащаницы, во время пения «Тебе одеющегося», и на утрени великой субботы при пении великого славословия, пред несением плащаницы. Полагается звон и при некоторых не ежедневных службах: при молебных пениях – в дни храмовых праздников, дни царские и викториальные, при крестных ходах, пред освящением воды в дни храмовых праздников, при погребении священников, архимандритов и епископов. А. Петровский Читать далее Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911./Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил. |
Официально задачей священника считалось «прославление Триединого Бога и ревностное назидание гласом Церкви всех православных христиан в истине веры и чистоте жизни» 13 . В соответствии с этим его профессиональные обязанности подразделялись на богослужебные (храмовая деятельность), проповедническо-миссионерские (внехрамовая деятельность и внутренняя миссия), миссионерские (внешняя миссия). В церковном богослужении, включавшем в себя канонически закрепленные действия, различались три круга: суточный, недельный и годовой. В суточный входили вечерня, повечерие, полунощница, утреня и литургия. Недельные службы посвящались «поминаниям»: так в воскресенье вспоминали Воскресение Господне; в понедельник служили небесным силам (ангелам); во вторник – Иоанну Крестителю и т.д. 14 . Годовой круг состоял из богослужений на каждый день года, включая праздники – церковные общие, церковные местные, а также торжественные прочтения всех манифестов и указов 15 . Праздничными богослужениями отмечались также следующие даты: – царские (дни восшествия на престол, коронации, тезоименитства и рождения членов царской семьи и прочих особ царствующего дома); – кавалерские дни (в честь тех святых, имя которых носил тот или иной кавалерский орден); – викториальные дни (в память победы русского оружия); «особые» дни (19 февраля 1861 г., 17 октября 1905 г. и т.п.) 16 . Праздничные службы требовали особого напряжения – в храме собирались почти все прихожане и священнику предписывалось произносить поучения и проводить с ними внебогослужебные беседы, дабы отвлечь от «беспутной жизни и ...бесчинств», обычно творимых в праздничные дни 17 . Согласно воспоминаниям протоиерея А.Попова процедура была такова: после утрени священник выходил в трапезную, садился за скамью в южной стороне церкви. Рассаживались и прихожане. Беседы – то по хозяйственным, то по религиозным вопросам – проходили не всегда спокойно. Когда прения становились нелицеприятными, священник мог объявить прихожанам: «Вы меня расстроили, возмутили, оскорбили, служить не могу, обедни не будет» 18 . |
6) 30 июля того же года поставлен в священники к церкви Святых Апостол Петра и Павла при сухопутном гошпитале студент Александро-Невской семинарии Иосиф Иоаннов. Сын священника Воскресенской церкви при Кронштадтском морском гошпитале Иоанна Федотова, он учился в семинарии с 1736 по 1743 год и слушал богословие с 1743 по июль месяц. 7) Сын священника при церкви сухопутного гошпиталя в С.-Петербурге Косьмы Семенова Василий Госпитальский, 25-го сентября 1744 года посвящен во диакона к церкви Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Он учился в семинарии непрерывно с 1735 по каникулы 1744 года и год слушал учения, преподаваемые в богословской школе. На ставленническом деле ректор отрекомендовал его человеком ученым, без всякого подозрения, добрым и честным. 8) Сын священника Кронштадтской Богоявленской церкви Василия Иоанникиева, Алексей 11 октября 1744 года посвящен на место отца священником. В семинарии обучался с 1736 по 1744 год, слушал богословие и аттестован достойным всякой похвалы за добронравие и обходительство. 9) По указу 12 июня 1744 года Св. Синод перевел Петропавловского собора диакона Георгия Неруновича, который был из людей ученых в школах и говорил проповедь слова Божия, священником на место Ивана Яковлева умершего, в Московский Успенский собор, «понеже в оном соборе должно священнослужителям быть ученым, дабы в Господские праздники, також и воскресные. и викториальные дни сказывали проповедь слова Божия». При сем предписано и в Петропавловский собор в диакона произвести из студентов Александро-Невской семинарии достойного и проповедь слова Божия сказывать могущего. Ректор семинарии Гавриил рекомендовал на сие место студента Димитрия Яковлева Рыковского, сына священника Матфиевской церкви, 23 лет, учившегося в семинарии от 1736 года, следовательно 10 лет. Ректор дал о нем такую аттестацию: «Учением он, Рыковский, несколько уже богословских трактатов слушал, и в прочих нижних науках, которые преподавались, преизрядно происходил також, в смиренномудрии, трезвости, постоянстве, и в иных, юность украшающих добродетелях, всякие похвалы, достойный и к предикаторскому делу будет способный». Хиротонисан 9 августа 1744 года. |
В сер. XVIII в. К. м. пребывал в запустении, богослужения совершались нечасто. В 1746 г. келарь схим. Варсонофий и казначей схим. Герман обратились в Олонецкое духовное правление с прошением направить в обитель священника. В К. м. был назначен клирик Кижского погоста свящ. Иоанн Романов, к-рый по предписанию духовного правления обязывался служить в монастырской церкви «в высокоторжественные и викториальные дни». С 1750 г. из-за недостатка монашествующей братии обителью управлял белый священник из ближайшего Сенногубского прихода Феодор Косьмин (Кузьмин). В 1764 г. по предписанию Новгородской духовной консистории предполагалось упразднение К. м., но благодаря еп. Олонецкому и Каргопольскому Иоанну (Никитину) он был сохранен как заштатный «безо всякого пособия от правительства»; вместо свящ. Феодора Косьмина обитель возглавил строитель иером. Пафнутий. 18 февр. 1769 г. К. м. был упразднен и преобразован в приход. В 1791 г., по свидетельству путешественника П. И. Челищева, причетники «кормятся от службы проезжающим в Соловки богомольцам молебнов, малым на том острове хлебопашеством и рыбною на озере Онеге ловлею, а другого никакого промысла не имеют, а оттого и живут очень бедно» ( Челищев. 1886. С. 17). По данным «Ведомости о состоянии церквей и приходов» за 1802 г., в К. м. проживали престарелый свящ. Иоанн Леонтьев (переведен в обитель из Типиницкого прихода), дьячок Савва Васильев (сын кижского пономаря Василия Алексеева), пономарь Дмитрий Иванов (произведенный на должность из «праздноживущих») и заштатный пономарь Димитрий Иванов (сын сенногубского свящ. Феодора Косьмина). Большинство из них нигде не обучались, богослужение и церковное пение «знали по ноте и наслышкою». С 1809 г. клименецкие храмы из-за отсутствия приходских дворов и, возможно, после кончины священника были переведены в состав Сенногубского прихода. Монастырской пашенной и сенокосной землей (234 дес. 1930 кв. саж.) пользовались сенногубский священник и причт. К нач. 1833 г. клир церквей состоял лишь из пономаря Иванова. |
Праздники разделяются: 1) по времени: на недельные и годичные, подвижные и неподвижные 1 , 2) по месту: на общие и местные, 3) по предмету: на церковные и гражданские, 4) по важности воспоминаемых событий: на великие, средние и малые. Кроме того, праздники церковные разделяются на Господние (в честь Господа Иисуса Христа), Богородичные и в честь Святых. Праздники гражданские бывают: высокоторжественные, торжественные, викториальные и другие. Глава 2. Праздники недельные Из семи дней недели празднуется, как совершенный праздник, только один день Воскресный, или Воскресенье. Это древнейший праздник Христианской Церкви. Во времена Св. Апостолов он назывался единою от суббот, то есть, первым днем после субботы ( Деян. 20:7 ), также днем недельным ( Апок. 1:10 ). Древние Отцы Церкви называли его иногда днем солнца (так назывался соответствующий ему день у язычников), а чаще днем Воскресения Христова или просто днем Господним. Св. Апостолы и первые Христиане собирались в этот день для преломления хлеба, то есть, для причащения Святых Таин, и в тоже время уделяли часть имущества своего для бедных братий ( 1Кор. 16:2 ). В последствии Христианские Императоры запретили заниматься в воскресные дни судопроизводством, работами и вообще житейскими делами, кроме необходимых 2 . Древняя Христианская Церковь налагала духовное наказание на тех Христиан, которые, без достаточной причины, не были в храме три Воскресенья сряду 3 . В этот день запрещалось Христианам поститься, чтобы ознаменовать радость верующих о воскресении Христовом 4 ; также не позволялось преклонять колена во время Богослужения 5 , чтобы напомнить Христианам, что Иисус Христос воздиг падшее естество человеческое. Ночь на Воскресенье древние христиане проводили в бдении, пели псалмы, читали Св. Писание, слушали поучения, молились и приобщались Святых Таин. Ночь была избираема временем для молитвы и Богослужения потому, что первые три века Христиане подвергались нередко нападениям язычников. В последствии, хотя гонения прекратилось, но всенощные бдения всегда совершались и совершаются доныне на каждый воскресный день. |
| |