Благовест в продолжение дня бывает три раза к общественному богослужению: к вечернему, утреннему и дневному. Ибо хотя в Православной Церкви считается девять вседневных служб общественного Богослужения (вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1-й, 3-й, 6-й часы, литургия, 9-й час), но в приходских церквах в большую часть года они совершаются по три вместе, именно: 1) 9-й час, вечерня и повечерие. 2) Полунощница, утреня и 1-й час. 3) 3-й и 6-й часы и литургия 90 . Так, благовест бывает пред 9-м часом (и вечернею), пред полунощницею (и утренею), пред 3-м часом (и литургиею). Затем пред более торжественными службами за благовестом бывает трезвон в несколько колоколов. Так, звонят пред вечернею (Тип., гл. 9), по окончании 9-го часа, пред утренею по конце полунощницы (Тип., гл. 9), пред литургией по прочтении 3-го и 6-го часов 91 . Трезвон бывает пред литургией и тогда, когда она отправляется сряду за вечерней, а не за 3-м и 6-м часами, напр., в день Благовещения, в Великий четверток и Великую субботу, и пред Литургией Преждеосвященных даров 92 . И после чтения 12-го евангелия Великого пятка. Для выражения особенного торжества праздника Воскресения Христова бывает трезвон после литургии. Так: 1) бывает в день Пасхи, во всю Светлую седмицу 93 , во все воскресные дни – до дня Вознесения Господня и в день отдания Пасхи. 2) При молебных пениях – в дни храмовых праздников, в дни царские, в дни викториальные (См. табель, изд. Св. Синода), обыкновенно, бывает благовест пред молебном, – при начале его, а по окончании – трезвон 94 . К молебнам, кроме царских (и упомянутых выше), не дозволяется звонить (1729 г., сентября 9-го, определ. Св. Синода, пун. 7). 3) Звон бывает при крестных ходах таким образом: сперва благовестят в один колокол, затем при начале и во время самого крестного хода бывает трезвон. Иногда благовест пред крестным ходом бывает не в один, а в несколько колоколов, иначе сказать, бывает перезвон, или благовест перебором 95 . Звон, который совершается во время самого Богослужения, и которым возвещается о известных молитвословиях, чтениях совершаемого в храме Богослужения, который призывает находящихся вне храма соединить свои молитвы с молитвами предстоящих в храме, бывает во время утрени и литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В великом посте на часах совершается особый звон помимо благовеста пред часами; на 3 часе положено ударять в малый колокол редко три раза, на 6–м шесть раз, на 9-м девять раз (тип. послед. понедельника 1-й седмицы великого поста); в среду же и пяток сырные, день Благовещения, а также в праздники с полиелеем в посте «на часах в кампан не ударяет», т.е. пред часами благовест бывает (обыкновенный, не протяжный), а отдельно на каждом часе в колокол не ударяют (тип. последование часов среды сырной, 24 февр. и 25 марта). Звон бывает ещё при некоторых особенных не ежедневных службах: 1) При молебных пениях в дни храмовых праздников, в дни царские, в дни викториальные (см. Табель изд. Св. Синодом). Обыкновенно бывает благовест пред молебном и при начале его и по окончании трезвон. 2) Звон бывает при крестных ходах таким образом – сперва благовестят в один колокол, затем при начале и во время самого хода бывает звон во вся. 3) Звон бывает во время освящения воды (малого) в дни храмовых праздников. При этом сперва бывает перезвон, благовестят в каждый из колоколов отдельно, начиная с большого, ударяют раз по 10, перебрав все, опять начинают с большого. При погружении креста в воду бывает звон во вся. 4) Звон бывает при погребении Архиереев, Архимандритов, иереев и иеромонахов, а на юге России и мирян. При выносе тел из дома в церковь бывает перезвон такой, какой указан при выносе плащаницы в великую субботу; по внесении же тела в храм совершается звон во вся. При выносе тела из храма к могиле тоже сначала бывает перезвон, а при опускании в могилу звон во вся. Необходимо напомнить, что в городах к церковным службам, совершаемым одновременно со службою в соборе, не должны начинать благовеста ранее собора. П) О крестных ходах Многочисленные крестные ходы в епархии, имеющие такое громадное духовное и воспитательное значение для народа, происходят не всегда с соблюдением положенного порядка, благочиния и благоговейного отношения священнослужителей и не руководствуются в должной мере – о.о. благочинными, ключарями собора и настоятелями церквей, из которых они идут. Всякий церковный ход внушителен, красив и торжествен только тогда, когда во всём виден порядок, стройность, гармоничность и соблюдается священнослужителям и серьёзность и тишина. Шествие должно быть умеренное, неспешное, покойное, цельное, без разрывов и под зорким наблюдением ключаря и благочинного. Оба эти священнослужителя, не надевая фелони, в одних епитрахилях, должны идти на концах крестного хода, один – впереди, а другой позади и первый сдерживать ход, смотря по шагу первенствующая в служении, чтобы все шествие имело гармоничный, цельный вид. Обыкновенно – же молодые священники, шествующие впереди, не обращают внимания на идущих за ними, и поэтому крестные ходы растягиваются, и нарушается порядок.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

18. Муч. Флора и Лавра. Апостол. Евангелие. С. мч. Емилиана, еписк. х 19. Мч. Андрея стратилата, и с ним 2503. Сл. см. Июня 17. Муч. Тимофея, Агапия и Феклы. Праздн. пресв. Богородице, ради милосердия от иконы Ее Донской. (Сл. Богор.) 20. Прор. Самуила. 21. Ап. Фаддея, ед. от 70-ти. Мчц. Вассы и чад ее. – Пр. Аврамия, архим., Смоленск чудотв. Сл. Препод. х Муч. Агафоника, Зотика, Феопрепия и др. Сл. Мучен. Мучц. Евлалии дев. и Анфусы. Праздн. ради иконы пресв. Богор. Иверской, или Грузинской. 23. Мч. Луппа, и отдание праздника Успения пресв. Богородицы. Ап. и Ев. дне и праздн. С.мч. Иринея, еп. Лугдунского. Преп. Евтихия и Флорентия. 24. С.мч. Евтихия, ученика св. Иоанна Богослова. – Пренес. мощей св. Петра митрополита. Апостол. Евангелие. (Парем. общ. Свят.) Мчц. Сиры, дев. Персидской. 25 Возвращение мощей Ап. Варфоломея, и память Ап. Тита. Апостол. Евангелие. Св. испов., Варсиса и Евлогия, еписк. Едесск., и Протогена, еп. Каррийск. Св. Мины, патр. Констант. 26. Муч. Адриана и Наталии. – Сретение иконы пресв. Богородицы Владимирской. Сл. Богор. 27. Преп. Пимена великого . Апостол. Евангелие. Св. Осии испов., еп. Кордубек. Преп. Кукши С.мч. и Пимена постника, Печерских. 28. Пр. Моисея Мурина. 29 Усекновение честныя главы св. Иоанна Предтечи (Пост). Апостол. Евангелие. (Парем. особ.) 30 х Празднов. заключения мира со Шведами. х – Пренес. мощей св. благов. вел. кн. Александра Невского. Апостол. Евангелие. (Парем. рбщие Препод.) –. Св. патр. Константиноп., Александра, Иоанна и Павла. – Пр. Александра Свирского . Сл. Препод. Пр. Христофора. 31 Положение честнаго пояса пресв. Богородицы. Сл. Июля 2. С.мч. Киприана, еп. Карфагенск. Св. Геннадия, патр. Констант. Примечание. Службой называется вообще все Богослужение в тот или другой день, – К которому в особенности, принадлежать положен пые па известные дни чтения: Паремии, Апостолы и Евангелия. В.) Апостолы и Евангелия на молебнах во дни царские, торжественные и высокоторжественные, а также во дни викториальные, т.е. в воспоминание отечественных побед

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

в молебном пении о путешествии, в чтении Апостола ( Деян.8:26–29 ) воспоминается о путешествующем, благочестивом вельможе царицы Ефиопской, а в Евангелии ( Ин.14:1–10 ) преподается учение, что Иисус Христос есть путь, истина и живот. За Евангелием произносится сугубая ектения, в которой прилагаются предметы моления или благодарения, совершаемого по известному случаю. Наконец прилагается молитва приличная случаю. В высокоторжественные и торжественные дни, именно: во дни рождений особ Царской Фамилии, в день восшествия на престол и коронации Государя Императора, и вообще в торжественный день царский или викториальный, отправляется благодарственный молебен, только в конце молебна возносится молитва славословия: Тебе Бога хвалим… или слава в вышних Богу… и возглашается многолетие Царской Фамилии. b) Второй образ совершения молебных пений слагается из трисвятого, приличного случаю псалма, ектении великой, канона, Апостола и Евангелия, сугубой ектении с приложением предметов моления, сообразных с совершаемым священнослужением и молитвы, по содержанию приличной случаю. Так совершаются молебные пения во время бездождия, безведрия, во время труса и прочих общественных бедствий; а также все молебные пения, совершаемые святым угодникам Божиим, напр. Иоанну воину, святителю Николаю и другим. Во дни тезоименитств особ Царской Фамилии таким же образом совершаются молебные пения, только по совершении их возглашается многолетие Царской Фамилии. Примеч. 1-е. Некоторые из сих молебных пений соединяются с акафистами, составленными во славу сладчайшего Иисуса, в честь Божией Матери, святителя Николая и других угодников Божиих, особенно чтимых. Акафисты слагаются из тринадцати кондаков и двенадцати икосов; в кондаке (κοντς – краткий и ικς – дом) воспевается похвала, или воссылается моление в чертах более общих и сокращенно. В икосе (ικς – дом) славословие или моление излагается пространно. Примеч. 2-е. Иногда благопотребные прошения предлагаются на Литургии. К великой и сугубой ектениям присоединяется несколько предметов моления на известную потребу, иногда после сугубой ектении читается и молитва приличного случаю содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Варлаам погребен 28 июля 1737 года, в пустыни с правой стороны алтаря нынешнего Троицкого соборного храма. Над прахом его воздвигнута, небольшого размера, каменная часовня, в которой стоят св. иконы и надгробие с надписью о погребении его. Богомольцы Троицко-Сергиевой пустыни заходят в часовню помолиться, служат молебны Спасителю, матери Божией святым, и с великим благоговением относятся к памяти основателя и первого подвижника этой обители. Духовенство С.-Петербургской Синодальной епархии находилось в скорбном положении с воцарения Анны Иоанновны до вступления на престол императрицы Елисаветы Петровны. Начавшись с присяг, о которых мы подробно сказали все, что нашли в документах Духовного правления, скорби его не прерывались и в последующие дни, тяготея над всем сословием. Оплошные и нисколько незлонамеренные поступки духовных лиц, в то время, входили в государственные преступления первой категории и, соответствовали такому взгляду, наказывали несчастных без всякого не только милосердия, но и пощады. Предтеченской церкви, в Ямской слободе в С.Петербурге, священники Андрей и Ефрем Ивановы, в 1733 году, почему-то опустили отслужить всенощную, литургию и молебен о здравии её величества, в один из царских дней; за это их наказали плетьми и сослали на вечное житие в сибирский Охоцкий острог. Дворцового села Красного священник Петр Иванов, в 1734 году, жестоко избит плетьми также за опущение служб в эти же высокоторжественные дни. Священник Иван Никитин Копорского уезда, Горского погоста, в 1735 году, лишен священства также за отправление церковных служений в высокоторжественные и викториальные дни. Эти случаи значатся в делах бывшего Духовного правления, из которых и взяты. А сколько было таких страдальцев, которые посылались из Синода до 1736 года, по этим же проступкам, прямо в Тайную канцелярию!.. В указе 15 апреля 1736 года, помещенном в «Полном собрании законов» под 6937, сказано, что от множества таких дел «в тайной канцелярии чинится остановка по секретным делам», и предписано уже следовать и решать такие проступки по епархиям, а в канцелярию взносить одни экстракты, и то лишь о таких лицах, которые не отправили служб с какого противного вымысла.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

2 февраля День разгрома советским и войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год) 23 августа День разгрома советским и войсками немецко-фашистских войск в Бурской битве (1943 год) 27 января День снятия блокады города Ленинграда (1944 год) 9 мая День победы советского народа в Великой Отечественной войне 19411945 гг. (1945 год). Победы русского оружия над врагами Отечества всегда широко отмечались российской общественностью. Русской Православной Церковью были установлены так называемые «Викториальные дни», в которые совершались торжественные молебны и другие праздничные мероприятия. Это были особые дни, когда общество, чествуя армию и флот, воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников, а служивые люди, приподнимаясь над буднями, по особому представляли смысл ратной службы, глубже ощущали свою причастность к славным деяниям наших предков. Покровители русского воинства «Блаженны кроткие; ибо они наследуют землю» ( Мф.5:5 ) Св. страстотерпцы, благоверные князья Борис и Глеб (24 июля/6 авг., 2/15 мая, 5/18 сент.) Святые князья Борис и Глеб были младшими любимыми сыновьями св. вел. князя Владимира от матери христианки болгарыни. Борису отец дал в управление Ростов, а Глебу Муром. В 1015 г. отец послал кн. Бориса на печенегов, которые появились под Киевом. Кн. Б орис поискал их, не нашел, и уже возвращался в Киев, когда на берегу реки Альты к нему пришла весть, что отец его 487 умер, а брат Святополк хочет его убить. Дружина сказала ему: «С тобой дружина отца твоего, иди, сядь в Киеве на престоле отца твоего». Он же ответил: Да не будет мне поднять руку на брата моего старейшего; отец мой умер, пусть будет он мне вместо отца!». Услышавши это, воины разошлись, и кн. Борис остался с отроками своими. Святополк же послал к нему сказать: «Хочу с тобой любовь иметь, и к отцовой части прибавлю тебе». Ночью ж е он призвал Путшу и Вышгородских бояр и сказал им: «Идите и убейте брата моего Бориса». Ночью они пришли на Альту и приступили к шатру и слушали, как блаженный Борис читал утреню. И окончив утреню, обратился к иконе Спасителя и сказал: «Господи Иисусе Христе, сподоби мя принять страдания эти, не от противников, но от своего брата. Не поставь ему, Господи, этого в грех!» И окончив молитву, он лег на постель. Тогда напали на него стоявши у шатр, и прободили его копьями. И слугу его Георгия прободили вместе с ним. Князь Борис еще дышал. Его завернули в ковер, положили в повозку и повезли. Узнав это, окаянный Святополк послал двух варягов, и они пронзили сердце его мечом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

VI. 1-го июля 1758-го года в одной из резолюций архиепископ Сильвестр предложил Канцелярии Монастыря «для учительства певческого конечно старатись которого искусного к тому и ему жалованье определить». Канцелярия нашла «Малоросиянина, города Киева жителя» Григория Синявского. По контракту, заключенному на год, он получал 40 рублей денежного жалованья, муки ржаной 8 четвертей, солоду ржаного и ячного по кулю, муки пшеничной 2 куля, круп гречневых четверть, круп ячных и овсяных, гороху и толокна – по получетверти, масла постного и коровьего, соли, ветчины, рыбы коренной, рыбы просольной, осетрины и белужины по 2 пуда, тешки 1 пуд, говядины 4 пуда, 4 барана, бураков и капусты – «пристонное число», пива и полпива по две бутылки в день, меду по бутылке, квартиру, 6 сажен дров на отопление и 200 свеч на освещение. Его обязанности состояли в том, что «быть ему при Александро-Невском Мопастыре при певческой музыке в должности регента» и «имеющуюся при Семинарии из семинаристов певческую музыку исправить, а вновь потребное число из обучающихся при Александро-Невской Семинарии Русской грамоте монастырских служительских детей набрать и обучить совершенно, коих и содержать в добром смотрении и страх, чтоб та музыка совершенно была исправлена; и имеющаяся в наличности певческие книги пересмотреть и содержать оные в собствонном своем смотрении в целости». 31-го марта 1759-го года доклад Канцелярии быль утвержден архиепископом Сильвестром, и с этого дня получил свое начало лаврский хор 3780 . Через год Канцелярия заметила, что находящиеся в обучении у Синявского «певческой музыки ученики обучаются при его квартире нерадетельно и лениво», в них никакого доброго успеха не видно. «Решено было 16-го июня 1760-го года «для лучшего порядка» впредь обучать певческих учеников» «внугрь Монастыря, где приказано будет», и не умеющих грамоте малых учеников «обучать двум старшим певчим» поутру с 7-го часа до полдень «читать и писать рачительно», «и чтоб они под каким-либо видом напрасно время не тратили, надсматривать за ними» Синявскому. «А после полдень с 4-го до 9-го часа обучать всех ему, Синявскому, певческой музыке, и притом иметь прилежание, дабы они обучались неленостно». Ни в какие свои партикулярные услуги их не употреблять и от обучения никуда не отволакивать». «Певчим в праздничные и викториальные дни ходить для пения в церковь к заутрене, обедне и вечерне, а в прочие дни только к одной обедне всегда непременно». Один из певчих был взят из пищиков. Ему велено ходить до полудня для занятий в Канцелярию 3781 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1737 году, священноцерковнослужители города С.-Петербурга были обязаны, в Духовном правлении, подписками, чтобы «в случающихся духовных процессиях, причетники не шли рядом со священниками». Такое предписание последовало в силу существенного различия между степенями священства и причетнической, а также – для предупреждения разговоров, происходивших во время процессий, в ущерб богомыслию и молитве. 25 апреля 1737 года, постановлено: «на дни воскресные, праздничные, высокоторжественные и викториальные, в летнее время, чинить благовест к малым вечерням в начале шестого часа; а ко всенощным – по захождении солнца, после обычной пушечной пальбы с Петропавловской крепости; к литургии – в начале девятого часа утром. Сперва звон должен начинаться в соборной (Петропавловской) церкви, потом – в приходских, а самовольного звона, особенно под утро, не чинить». В прочие дни звонить, как было прежде. О нечинении звона раньше соборной церкви, в следующие годы, подтверждалось не один раз. Но более точное и подробное определение времени благовеста, приблизительно к нынешнему порядку, сделано уже при императрице Екатерине II-й. Отчасти мы видели прежде, что священники и Невского монастыря иноки ходили славить, т. е. петь славу Богу, и во дворцы в праздники: рождества Христова и св. Пасхи. Этот благочестивый обычай, вероятно, держался еще в течении первой половины царствования Анны Иоанновны. В 1738 г. учинено из Духовного правления предписание о нехождении священникам во дворец для славления. С тех пор, правило это вошло в силу и до настоящей поры, в отношении ко всем дворцам, соблюдается со всей строгостью. По Духовному регламенту, положена была присяга ставленниках, и во всех других епархиях она существовала, но в С.Петербурге, при производстве в духовные степени, не чинилась. В 1738 году, в св. Синоде, возник вопрос о введении здесь присяги и о её редакции. Оказалось, что в разных губерниях: московской, новгородской, вологодской, нижегородской существовали присяги различных редакций. Из означенных четырех редакций, внесенных в св. Синод архимандритом Никодимом, правителем Синодальной канцелярии и судьею Духовного правления, принята и в исправленном виде с сокращениями утверждена присяга нижегородской епархии. Так как она имела особое содержание, то мы здесь приведем текст её с буквальной точностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Для синодального периода засвидетельствована практика в храмовые праздники, царские и викториальные дни совершать благовест в начале молебна и трезвон по его окончании, а перед крестным ходом (в т. ч. в чине коронования) - благовест в 1 или в неск. колоколов (т. е. перезвон, или благовест перебором) и трезвон при начале и во время крестного хода (Последование молебных пений/Изд. Свят. Синода. СПб., 1996 р; Определение Свят. Синода от 9 сент. 1729 г. Пункт 7; Чин действия… коронования. СПб., 1896; Никольский. Устав. Ч. 1. С. 34-35). На праздничной утрене, согласно Типикону (гл. 2), кандиловжигатель совершает З. к Евангелию во мн. колокола во время пения степенн. На литургии совершается З. к «Достойно» - от начала молитвы «Достойно и праведно» до «Достойно есть», введенный в Русской Церкви, вероятно, при патриархе Иоакиме под влиянием зап. обычая звонить во время произнесения установительных слов ( Вениамин. Новая скрижаль. Ч. 2. Гл. 7. § 38), причем на ранней литургии этот З. звучит только в дни, когда положена литургия «по рану» (ЦВед. 1897. 3. С. 112). Перезвон исполняется на литургии в день Пасхи при чтении Евангелия (но не в Кириопасху): на каждой статии (возгласе, периоде) внутри церкви ударяют в кандию (маленький колокол), а снаружи - в большое било и большой колокол (Типикон. Гл. 35), «на последнем же возгласе ударяют во вся кампаны и в великое било» (Там же. Гл. 50. Неделя Пасхи). На утрене перезвон бывает на праздник Воздвижения, в Крестопоклонную неделю и 1 авг. во время великого славословия: перед выносом креста из алтаря в каждый колокол ударяют единожды (что может быть повторено 2 или 3 раза), а затем во все сразу, при пении же конечного Трисвятого, когда крест выносят на середину церкви, трезвон совершается во все колокола. Подобный перезвон (с последующим трезвоном) положен в Великую пятницу на вечерне перед выносом плащаницы, во время пения стихиры «Тебе одеющагося», в Великую субботу на утрене при пении великого славословия до обнесения плащаницы вокруг храма (Там же. Гл. 49. Великая суббота).

http://pravenc.ru/text/199669.html

После умовения ног архиерей восходит на свое место, облачается вновь и конец Евангелия о значении умовения ног дочитывает сам: «Образ дах нам, да якоже аз сотворих вы творите»…, затем архиерей произносит молитву, в которой просит Господа, чтобы мы, омыв прилепившийся к нам прах согрешений, возмогли угодить Господу во все дни живота нашего. Затем архиерей входит в алтарь, и Литургия оканчивается обычным порядком. (См. рис. 243, л. 62). 148 А часа за 2 до всенощной совершается так называемая малая вечерня , которая короче будничной. Т. обр. в ряду церковных служб разделяются три вечерни: великая (входящая в состав всенощной), повседневная (совершаемая по будням) и малая (под великие праздники), схема которой такая: 1) обычное начало; 2) пс. 103; 3) «Господи воззвах»; 4) стихиры праздника «на Госп. воз». на 4 г.; 5) «Свете тихий»; 6) Прокимен; 7) «Сподоби Господи»; 8) Стихиры на стиховне; 9) «Ныне отпущаеши», «Отче наш»; 10) Тропарь; 11) Ектения сугубая; 12) Отпуст. 149 Кроме того, выделяются следующие праздники: Кавалерские (день учреждения орденов: св. Анны (3 февраля), св. Кн. Владимира (22 сент.), св. Георгия Победоносца (26 ноября), св. Александра Невского (30 авг.), св. Екатерины (24 ноября) и св. Андрея Первозванного (30 ноября) и Дни викториальные – в память побед: 27 июня, победа под Полтавой в 1709 г.; 25 декабря – победа над французами в 1812 г. 150 «Словом» Сын Божий называется для выражения той мысли, которая содержится в изречении Евангелиста Иоанна Богослова: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в Недре Отчем, Он явил». (1 кн. 18). 151 Подобно тому, как Вел. Пост имеет подготовительные недели (§ 105), так праздник Пасхи имеет сопровождающие его недели. За богослужениями их продолжает восхваляться Воскресение Христово, а, равным образом, вспоминаются лица, которые по милости Иисуса Христа удостоились или духовного, или телесного оживотворения своей природы. Эти воскресения носят следующие названия в зависимости от читаемых Евангелий: Недели о Фоме; О Мироносицах; О расслабленном; О Самарянке; О Слепом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010