Через это распоряжение восстановленная обитель приобретала главным образом, ту выгоду что в её пользу оставалась земля, которая была отведена к её церкви, как приходской, по межеванию 1736 года. Но стоявший во главе прихожан монастырской церкви отставной поручик, барон. Петр Иванович Черкасов, будучи недоволен распоряжением епархиального начальства, “о перемещении его с вотчинными его крестьянами в чужой приход, церковь коего была построена другим. Помещиком (господином Павловым), в томь же 1776 году, подал просьбу в Святейший Синод об оставлении его с крестьянами в приходе Белевской Жабынской пустыни. Просьба эта была удовлетворена, и в присланном по сему случаю из святейшего Правительствующего Синода, в духовную Крутицкую консисторию указе; сказано: „что по прошению лейб. гвардии конного полка отставного поручика барона Петра Иванова сына Черкасова, онаго барона – вотчинным крестьянам для прописанных от него резонов, остаться по прежнему в приходе Белевской Жабынской пустыни, почему и определить в оную пустыню для исправления у них мирских треб священника с причтом, которым и землю отвесть, по силе межевой инструкции из дач его «барона Черкасова, а монашествующим в той пустыни остаться на таком точно основании, как в поднесенном от духовной коммиссии и в Императорским Величеством Высочайше конфирмованном о безвотчинных монастырях докладе предписано“. В следствие этого указа Крутицкой консисториею определено: 1) упоминаемого барона Черкасова крестьянам быть в приходе объявленной Жабынской пустыни, чего ради и находившемуся при ней священнику Михаиле Григорьеву с причтом остаться при той же пустыни по прежнему, где и исправлять тому священнику чередное с иеромонахами священнослужение, однакож из кружечных принадлежащих в раздел братий от богомольцев получаемых денег ничего ему с причтом не выделять, а довольствоваться им от исправления по приходу мирских треб доброхотным подаянием и отведенною из дач барона Черкасова землею; 2) в случае соборных священно-служений бываемых во дни высокоторжественные, викториальные и других знаменитых праздников и во всех церковных церемониях, упоминаемому священнику Григорьеву – не только по иеромонахах, но и определяемых в ту пустыню в надежде воспринятия монашества, белых священниках, занимать последнее место“...

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

1-го мая 1738 года, в протоколе святейшего Синода было постановлено следующее правило: «рассуждаемо, что в соборах протопопы имеют с священниками чреду в священнослужении, а те, протопопы, должны служить, когда и чреды их не бывает, на все двоенадесятые праздники и в торжественные и викториальные, и поминальные по представльшейся фамилии её величества дни. Того ради, приказали: от чреды священнослужения, для оных резонов, их, протопопов, уволить». Это постановление, 13 мая того же года, из Духовного правления объявлено протопопам Петропавловского, Троицкого и Исаакиевского соборов с братией. Впоследствии правило это оставлено в силе только для протоиереев кафедрального собора. 12-го января 1739 года, по приказу святейшего Синода из Духовного правления, повелено Петропавловского собора протопопу с братией вести верную запись о том, когда какие духовные персоны из членов св. Синода и другие совершают крестные ходы, или какие другие служения во дни высокоторжественные, викториальные и номинальные, также – в праздники Господские, Богородичные и знатных святых. 13 апреля 1739 года, св. Синодом, через правление, духовным лицам запрещено «держать в домах своих кабаки и вольные домы (т. е. трактиры), где бывает между пьяницами пристанище всяким ярыгам, не потребные происходят песни со смехотворными играми, и прочие неистовства, – что священноцерковнослужителям не только смотреть, но и слышать весьма неприлично». Сверх того, введены были некоторые формальности в деловую переписку, вошедши и в духовное ведомство. Так, 22 января 1734 года, указом предписано «чтобы преосвященных архиереев не титуловать словами: милостивейший, премилостивейший и всемилостивейший, того ради, что эти титулы принадлежат точию до высокой власти её императорского величества». В декабре 1739 года, предписано именным указом титул её величества писать и печатать перед настоящими словами с отменой (отдельно от текста) и крупными литерами. 31 декабря 1736 года, подтвержден указ Петра I от 5 ноября 1723 года о писании челобитен и донесений по пунктам, что вывелось-было совсем из употребления.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

и монаш. чина люди, взирая на таковое наказание, имели от непотребных и возбраненных св. правилами поступок воздержание, но больше бы упражнялись во всяком благочинии и прочих свящ. и монаш. чину приличествующих действиях» 620 . В 1734 г. св. Синод распорядился разослать по всем монастырям и церквам печатные табели всем высокоторжественным дням и дням царских панихид; но духовенству от этого едва ли стало легче. Вот что говорится об этом в одном докладе св. Синода уже при имп. Екатерине II. «В прежние времена по преставльшихся государских фамилиях должное церковное поминовение по годам, месяцам и числам отправляемо было в одних московских соборах... и в тех только местах, где оных преставльшихся тела положены, а в прочих градских соборах и приходских городских же и сельских церквах священники и монастырские власти тем обязаны не были, но как в викториальные дни молебны, так и панихиды во всех монастырях и городских соборах отправлялись не во всегдашнее время, но единственно только тогда, когда оного бывшие случаи требовали, почему ни доносов, ни следствий о неотправлении оных и никакового в том духовным изнурения не происходило. А как в 1734 г. по определению синодальному учинены об отправляемых в высокоторжественные и викториальные дни молебствиях, а по преставльшихся государских фамилиях панихидах табели и реестры и по напечатании для действительного употребления тогда же во все епархии и ставропигиальные монастыри разосланы, в коих уже точное напечатано положение, когда и каким порядком епархиальным архиереям, монастырским властям и всем гражданским и уездным священнослужителям оные молебствия и панихиды отправлять; то с того года и начались о неотправлении оных на духовных от разных людей под именем важности употребляемым в тогдашнее время «слово и дело» объявлением доносы, по коим в бывшей тогда тайной канцелярии и оной конторе происходили следствия, и по оным многие из духовного чина, иные к наказаниям, а другие к ссылкам и прочим несчастиям подвергались за то одно, что в то самое по реестру число оных панихид не отправляли, хотя в прочие времена поминовение и чинили» 622 . Исправление молебнов в назначенное время было дело не всегда легкое. Для пущей торжественности царские молебны совершались соборне даже по селам, как это известно по крайней мере относительно Киевской епархии; для такого соборного молебствия священники известного округа должны были являться к своему наместнику или благочинному, причем иной должен был проехать несколько десятков верст, несмотря ни на какую погоду, и непременно поспеть ко времени молебна. Наместник давал священникам свидетельства, что они действительно были за молебном. Кто не имел такого свидетельства, тот очень легко мог попасть в беду 623 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

В 18-й книге «Иудейских древностей» содержится первое нехристианское свидетельство об Иисусе Христе, привлекавшее внимание многих богословов и историков, писавших полемические труды о достоверности этой записи.) . 439 (23-е апреля. Царский молебен... – Высокоторжественные днидни рождений и тезоименитств Императора, Императрицы, Наследника Цесаревичаи его супруги, членов Императорской фамилии, восшествия на престол и коронования Императора – приравнивались к великим церковным праздникам. Определением Св. Синода от 28.09.1733 г. и его указом от 29.09.1733 г. в дни высокоторжественные и викториальные (дни побед русской армии) во всех храмах Российской Империи совершался благодарственный молебен, после которого возглашалось многолетие лицам Царствующего дома. С 1862 г. по Высочайшему разрешению царские молебны по случаю дней рождений и тезоименитств лиц Императорской фамилии, за исключением дней рождений и тезоименитств Императора, Императрицы, Наследника престолаи цесаревны, переносились на ближайшие воскресные и праздничные дни. 23 апреля – день памяти мц. царицы Александры (ум. в 303) – являлся днем тезоименитства Императрицы Александры Феодоровны. См.: Нечаев П.И. Практическое руководство для священнослужителей, или Систематическое изложение полного круга их обязанностей и прав. 12-е изд. Пг., 1915. С. 383–385.) 440 (Е.Е. Голубинский – Голубинский (Песков) Евгений Евстигнеевич (28.02.1834–07.01.1912), крупнейший русский церковный историк, доктор богословия (1881). Подробнее о нем см.: Дневник. Т. 1. С. 527.) 442 (...Св. Синод... воспользовался его «Канонизацией святых на Руси»... – Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви//БВ. 1894.Т. 2, I. О канонизации святых в древней Греческой церкви. С. 418–436;Т. 3, II. Канонизация святых в Русской Церкви от начала христианства в России до Макариевских соборов 1547 и 1549 годов. С. 61–100; Т. 3, III. Макарьевские соборы 1547 и 1549 годов; IV. Пространство времени от Собора1549 г. до учреждения Св. Синода. С. 181–242; Т. 3, V. Время от учреждения Св. Синода до наших дней. С. 336–351; Т. 4, VI. Общее обозрение канонизации святых в Русской Церкви. С. 67–106; Т. 3, VII. К истории канонизации святых в Русской Церкви. Дополнения, поправки и оговорки ксписку святых и прежде всего – о невозможности составить список их полный и верный. С. 1–39; То же. Сергиев Посад, 1894. Отд. отт.; То же. 2-е изд.,испр. и доп. М., 1903.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Московские владыки назначали для экзаменования ставленников особых экзаменаторов, которые для обучения, кроме печатного букваря, давали ставленникам писанные тетрадки о пр. вере. Платон предписал, чтоб священно и церковнослужители преподанное им учение сами совершенно знали; а священники в дни воскресные и праздничные непременно томуж и паствы своей людей обучали. Кто из священно и церковнослужителей отказывался учить наизусть букварь, тех лишали дохода и подвергли наказанию . Но открытое изустное преподавание катихизических поучений происходило только в 3 местах: 1) в С. Г. Л. Академии, где были особые катихизаторы, 2) в Успенском большом соборе, где за 1½ часа до благовеста к литургии на Ивановской колокольне, особым благовестом народ призывался к слушанию катихизиса, преподаваемого соборянами, 3) и с открытием 1755 г. университета — в церкви, где собираются студенты. б) Проповеди в приходских церквах 1745 г. по случаю появления в Москве ереси христовщины Св. Синод предписал преосвященному Иосифу «знатным московск. церквей учительным священникам с довольным от себя и приличествующим св. отец наставлением наикрепчайшее подтвердить, дабы они в пристойные дни преподавали народу подлежащее о удалении о остережении себя от такового и тому подобного злочестия с ясным о той ереси, колико она душегубителяна и душевредна есть, истолкованием». По распоряжению преосвященного, Консистория назначила особых по приходам священников «дабы они каждый в церкви своей в воскресные и прочие пристойные дни, когда бывает собрание народа, читали увещание об остережении себя от ересей: а ежели что явится им недоуменно, о том доносили бы его Преосвященству». Преосвященный Платон, вскоре по вступлении на паству, 1749 г. 28 Июня предписал ученым священникам и диаконам в своих церквах сказывать проповеди слова Божия неотменно в господские и богородичные праздники, также в воскресные, высокоторжественные и викториальные дни. Церковникам тех церквей велено чрез неделю или месяц рапортовать Консистории письменно о том, были ли в показанные дни говорены проповеди, объясняя в рапортах и то, кто из знатных прихожан при слушании проповеди были. За ложное донесение церковникам грозило отрешение от места.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

Эта мысль побеждает мою робость и заставляет меня надеяться на ваше благодушное вспомоществование. Прошу вашего благословения и еще раз извинения в том, что непроизвольно утруждаю вас, и остаюсь послушная и заранее благодарная вам Елена Вельтман. По цензурном исправлении рукописи, прошу вас покорнейше возвратить ее по адресу мужа моего, который свидетельствует вам свое глубокое уважение». 13-го ч. писал я в Москву преосвященному митрополиту: «Благопочтеннейше представляя при сем статью, написанную в разрешение вопроса: кому должно быть вверено первоначальное обучение народа? – всепокорнейше прошу архипастырского разрешения к напечатанию ее в нашем издании. Статья сия нисана бывшим воспитанником здешней академии, ныне цензором, Гиляровым 1866 , и автор сам изъ- —694— 1862 г. явил желание, чтобы она была принята в Прибавлении к изд. Творений отеческих. 1867 Существующему новому положению о народных училищах (18 янв. 1862 г.) статья не противоречит: потому что, защищая обязанность духовенства учреждать училища для народа, она в то же время не отрицает и постороннего участия в народном образовании. В журнале Православное обозрение за нынешний год помещена статья о том же предмете 1868 : но г. Гиляровым рассматривается этот вопрос с некоторых новых сторон и, кажется, с большим уважением к духовному значению служителей алтаря. Может быть, некоторые предположения автора окажутся неудобными к осуществлению, напр., посвящение студентов, занимающихся народным обучением, в иподиаконы: но статья не имеет официального характера; и потому неудобоприложимое на деле само собою должно остаться без последствий, как не обязательное. При сем прилагается Спб. Ведомостей, где помещено выше упомянутое положение о народных училищах». 14-го ч. писал мне из Москвы ректор семинарии, Знаменский архимандрит Игнатий 1869 : «Спешу сообщить вам приятную новость. Перевод Апокалипсиса окончен 12 марта вечером. Бог даст к Пасхе увидим в печати. 1870 На днях святитель получил циркулярный указ из св. Синода о том, чтобы викториальные дни, как имевшие только временное значение, отменить, – кроме Полтавской победы, – 28 царских дней отправлять в ближайшие воскресные дни (кроме высокоторжественных) и свободно совершать погребение в сии дни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

I. О церковном собеседовании вообще: 1) Предметы церковного собеседования: а) учение догматическое, б) учение нравственное, в) учение литургическое, г) учение историческое и естественное. 2) Качества церковного собеседования: а) внутренние: назидательность, убеждение воли, помазание, б) внешние: каков должен быть слог церковного собеседования, и как оно должно быть сообщаемо народу? II. О частных видах церковного собеседования: 1) различающихся по форме и внутреннему расположению, каковы: а) слова, б) беседы, в) краткие поучения и г) поучения катехизические; 2) различающихся по содержанию применительно к внешним обстоятельствам- а) Церкви: слова на праздники церковные, слова и речи по совершению каких-либо таинств, например, причащения, бракосочетания, и во время других священнодействий: освящения храма, погребения усопших и под. б) Отечества: слова на дни высокоторжественные, викториальные, при избрании судей, при освящении знамён, при открытии богоугодных заведений, в дни общественных бедствий и проч. Б. История проповеднической литературы: 1) в Церкви вселенской: а) состояние Христианского проповедничества в три первых века, б) в четвёртом и пятом веках, в) в остальные века. 2) в Церкви Русской: а) со времени происхождения её до основания Киевской Академии (988–1589), б) до преобразования Духовных училищ (-1809), в) до настоящих дней. Весьма хорошее сочинение по этой науке, хотя не конченное и относящееся к одной первой части, мы имеем в не так давно изданных Чтениях о Церковной Словесности – покойного Профессора Киевской Духовной Академии Я. К. Амфитеатрова. Там желающий найдёт опытные замечания и касательно метода Гомилетики, и касательно всего вообще, что нужно предварительно знать об этой науке. Источником и пособием для истории проповеднической литературы должны служить, разумеется, самые памятники этой литературы. Б. ИМЕЮЩИЕ ЦЕЛЬЮ НАСТАВИТЬ САМИХ ПАСОМЫХ КАК УСВОЯТЬ СЕБЕ ХРИСТИАНСКУЮ ВЕРУ И ПРЕУСПЕВАТЬ В БЛАГОЧЕСТИИ § 188. Аскетика или руководство к благочестивой жизни

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Они получали от своей консистории одежду, обувь и бумагу, а за пищу консистория платила лавре деньгами, которых за 10 месяцев истребовано с нее за содержание 26 человек 223 рубля, 38 копеек. Священно-и-церковнослужители, у которых в приходе было не менее 100 дворов, должны были содержать детей в семинарии на свой счет. Те из учеников переславских, которые изъявляли желание быть при лавре безвозвратно, получали пищу вместе с другими семинаристами па счет лавры. Консистория не вдруг и нескоро высылала иногда деньги за содержание своих семинаристов, и это было причиною неприятных сношений начальства семинарского с консисториею. В 1752 году коисистория отказалась содержать на свой кошт 40 учеников, соглашаясь выдавать сумму только на 26 человеке; причиною она поставляла то, что содержание учеников в троицкой семинарии слишком роскошно и обходится консистории очень дорого. Консистория писала: «понеже обучающихся в семинарии Троицкой лавры на казенном здешней переславской епархии коште, семинаристов сорока человек, впредь такою повседневною пищею довольствовать, какою ныне они довольствуются, по видимому собираемых на оное довольствие денег недостатку весьма не удобно; того ради в переславской консистории определено: за таковый денег недостаток, с нынешнего 1752 года, производимую в повседневную оным семинаристам пищу: рыбу, мясо и пироги отменить, а употреблять им по вся дни хлеб, шти и кашу густую грешневую с маслом; рыбу же, мясо и пироги производить только во дни воскресные, дванадесятопраздничные, викториальные и высокоторжественные 25 . Консистория заметила при том, что цены на припасы в семинарских ведомостях «написаны с чрезмерными дороговизнами», и потому предложила Учрежденному собору платить в год за содержание каждого ученика по 8 рублей (кроме свеч и бумаги). В 1753 году консистория уплатила лавре долг за прежние годы, накопившиеся за содержание семинаристов до 1200 р., и лавра согласилась принять предложение консистории о выдаче по 8 р. в год за каждого ученика.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

По настроению того периода, наказания, положенные в Духовном регламенте и особыми указами императорской власти, довольно чувствительные для всякого времени, в те годы, применялись к духовным лицам с большей строгостью, чем после. Также следует заметить, что и число штрафованных, при императрице Анне, является большим, чем до и после её царствования. Проступки между духовенством встречались тогда следующие: нерадение к службе, неслужение литургии в воскресные, праздничные и царские дни, венчание неправильных браков, но особенно пьянство. Ссор, личных обид, драк, воровства, которые прежде бывали, теперь было не много. Меры же взыскания существовали следующие: посылали под начал, отрешали от мест, секли плетьми, лишали сана, ссылали в Сибирь. В наше время, наказания в законодательных кодексах уравновешены с проступками и преступлениями. Но тогда еще не была выработана эта система... Выбор наказаний зависел от усмотрения судебной власти... Оттого, за вины разного свойства и разных степеней полагалось нередко одинаковое наказание, и наоборот, один и тот же проступок подвергался различным наказаниям. Некоторые из наказаний имели особенность против других месть. Например: в епархиях, где управлял епископ, виновных духовного ведомства держали под началом при монастырях, но в С.Петербургской Синодальной области, за недостатком монастырей и скудости их, виновные посылались под начало к заказчикам, отправляя (священники) за них, или (другие чины) вместе с ними, службу в их церквах. Больше же всего, в то время встречается телесное наказание. Священник Копорского уезда, Горского погоста Гавриил Фомин предавался пьянству, по воскресным и праздничным дням, вместо литургии, правил только часы, к родильницам не ездил давать молитв, а посылал их в шапках, в чем и сам сознался, а главное – в высокоторжественные и викториальные дни, за нерадением, не служил литургий и царских молебнов. Его вызвали в С.Петербургское Духовное правление к следствию и для исправления. Здесь Фомин, около трех месяцев, просидел при самом правлении под караулом в числе колодников.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Сенат сделал губернаторам и губернским правлениям предписание, чтобы определение относительно «продовольствования сельских священно и церковнослужителей хлебным содержанием в самой точности исполнено было», и за всякое упущение их по этому делу грозил им «ответом и взысканием» 315 . Следует еще сказать несколько слов о некоторых правах духовенства или дарованных ему правительством Екатерины и Павла, или хотя и прежних его правах, но подтвержденных этими правительствами. Прежде всего, в этом вопросе останавливает на себе наше внимание старание правительства духовного и светского смягчить суровость допросов и судебных исследований и совершенно уничтожить телесные наказания для священнослужителей. В 1766 году св. Синодом подан был императрице доклад, в котором св. Синод ходатайствовал о сокращении числа молебствий в викториальные дни, об отправлении панихид по умершим членам царской фамилии не в срочные дни, а в конце месяца, и о смягчении наказаний священно и церковнослужителей за опущение этих молебствий и панихид по каким-либо причинам. На этом докладе состоялась следующая резолюция императрицы: «из синода дать наставление властям по епархиям, чтобы взыскания были всегда соображаемы по духовенству с человеческими немощами и с добрым в священстве поведением, и исправления возлагать умеренные епитимиями, или деньгами на богадельни при домах архиерейских» 318 . Пользуясь такой благоприятной для духовенства резолюцией, св. Синод в следующем 1767 году издал указ, запрещавшей наказывать телесно священников и иеромонахов. «Во многих епархиях и монастырях», говорилось в этом указе, «священно и церковнослужителям за происходящее от них проступки, от духовных командиров, равно как бы и в светских командах подлому народу, телесные чинятся наказания и пристрастные (с пытками) расспросы, через что духовенство, а особливо священнослужители, теряют должное по характеру своему от общества почтение, пастве же их подается немалый соблазн и причина к презрению». Приводя далее буквально указанную перед сим резолюцию Екатерины, св. Синод предписывает духовными властям, «дабы священникам и иеромонахам, как пристрастных расспросов, так и никаких телесных наказаний через побои в духовных командах отнюдь чинимо не было, а единственно исправляемы были вместо телесного наказания приличными духовенству трудами и отрешением от дохода и от прихода по рассмотрению» 319 . Приведенным указом от телесного наказания освобождались не все священнослужители, а одни только священники и иеромонахи. В 1771 году св. Синод, по указу императрицы распространил то же право и на диаконов 320 ; таким образом, с 1771 года все священнослужители de jure были освобождены от телесных наказаний и, если где они и после того подвергались от своих властей телесному наказанию, то это было уже нарушение последних указов св. Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Znamenski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010