Триодь Постная и Октоих соединяются при пении не во все дни одинаковым образом. В седмичные дни четыредесятницы поются из Октоиха на утрени: седальны по 1-ом стихословии и светильны по каноне. Они печатаются в самой Триоди (в конце): потому Октоих, при пении Постной Триоди, в эти дни не нужен. В дни сырной седмицы, исключая субботу, Триодь Постная указывает брать из Октоиха, кроме седальнов по 1-м стихословии и светильнов, еще стихиры на «Господи, воззвах» и каноны. В седмичные дни Четыредесятницы при пении трипеснцев каноны Октоиха не поются; трипеснцы совершенно заменяют их. В сырную же седмицу при пении трипеснцев поются каноны Октоиха: трипеснцы собою заменяют только те песни канона Октоиха, в которые прилучится трипеснец, т.е. в понедельник – 1-ю, 8-ю и 9 песни, во вторник 2-ю, 8 и 9 и так далее. В воскресные дни Великого поста Церковь назначает более молитвословий из Октоиха; тогда при каждого рода молитвословиях Триоди Постной полагаются песнопения, славящие Воскресение Христово. Но в самых последованиях Триоди не печатаются песнопения Октоиха, а только указывается на них. Воскресные песнопения не отменяются в Великом посту во все воскресные дни, кроме Недели ваий – дванадесятого праздника, в который они заменяются песнопениями праздника (Триоди Постной). Во время пения Триоди Постной есть дни, в которые не поется Минея, если, впрочем, в эти дни не случится память великого святого (24 февр[аля] Обрет[ение] главы Иоанн[а] Предтечи, 9 март[а] 40 мучеников в Севаст[ийском] озере), святой храма, праздник дванадесятый – Сретения Господня или Благовещения, но вместо ее молитвословий на божественных службах поются песнопения из Постной Триоди, и есть дни, в которые поются некоторые песнопения Минеи. Дни, в которые, при пении Триоди Постной, не поется Минея месячная, следующие: во-первых, все недели Триоди Постной, начиная с Недели мытаря и фарисея до Недели ваий, включительно; во-вторых, среда и пяток 3 седмицы, четверток 5 седмицы – великого канона (хотя бы в этот день, а равно и в субботу 5 недели, случилась память 40 мучеников); в-третьих, субботы: мясопустная, в которую не поется даже служба св. Иоанна Предтечи (24 февр.), сыропустная суббота, 1-ой и 5-ой седмицы Великого поста, суббота Лазаря; в-четвертых, дни Страстной седмицы, за исключением празд[ника] Благовещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Во 1-х, все дни от субботы Лазаря до Недели ап. (Тип., послед. субботы Лазаря, послед. Недели апостола Фомы, сн. послед. понедельн. по Неделе апостола Фомы). Во 2-х, Недели (воскресения) пения Цветной Триоди до отдания Пасхи (Тип., послед. Нед. мироносиц). В 3-х, великие Господские праздники, случившиеся как в Недели (воскресения), так и в седмичные дни, и Богородичны праздники 490 и все отдания сих праздников 491 , случившиеся в седмичные (но не воскресные) дни (Тип., гл. 20 и послед. отдания сих праздников, случившихся в Неделю). В 4-х, Преполовение Пятидесятницы и отдание его (Тип., послед. Препол. и 20-я гл.); понедельник Святого Духа (Тип., гл. 20 и послед. сего дня); 26-го декабря и 7-го января (Тип., послед. 26 декабря, и 7-го января) 1-е и 30-е января (Тип., гл. 20); 30-е августа (см. службу, отдельно, печатаемую на 30-е августа), случившиеся в седмичные (но не воскресные) дни. Когда не поется «Честнейшая», тогда, на место ее, в одни дни поются припевы и ирмос 9-й песни канона, в другие дни – один ирмос 9-й песни. На место «Честнейшей» поются припевы, запевы, иначе называемые величаниями, и ирмос 9-й песни канона в следующие дни: 1) В день Пасхи и во все дни пасхальной седмицы. 2) В великие праздники Господние: Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Вознесение, Преображение Господне, Воздвижение креста (Ирмологион), в день Пятидесятницы (Обиход нотного пения, см. Задостойники на Господские праздники с запевами) 492 . 3) В великие праздники Богородичны, также и Обрезание Господне, дни отдания Господних и Богородичных праздников, 26-го декабря, 1-го, 7-го и 30-го января и 30-го августа, если эти праздники и отдания (кроме отдания Пятидесятницы) случатся в седмичные (но не воскресные) дни. В праздники же Богородичны и в отдания Господних и Богородичных праздников (Тип., 31-го дек., аще в Неделю и др.), случившиеся в воскресные дни, поется «Честнейшая» (См: Тип., послед. сих дней и 20-го главу). На место «Честнейшей» поется только ирмос 9-й песни канона в следующие дни:

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Расписание исходит в своем времяисчислении из деления суток на 12 дневных и 12 ночных часов, причем порядок исчисления ночных часов начинается с шести часов вечера по современному астрономическому счету и дневных – с шести часов утра; выражение «за 5 часов дни» или «за 4 часа дни» имеет в виду часы текущей ночи по отношению к предстоящему дню. Таким образом, начало утрени, положенное «за 5 часов дни», соответствует одному часу ночи по современному астрономическому времяисчислению, «за 4 часа дни» – двум часам ночи; начало литургии «в пол 3-я часа дни» соответствует половине девятого утра, и т. д. Следовательно, и благовест ко всенощному бдению, назначаемый «за 6 часов дни», происходил в 12 часов ночи, а указуемый «за 5 часов дни» – в один час ночи. Незначительная разница в указании времени Плаговеста ко всенощному бдению «за 5 часов дни» и «за 6 часов дни» обусловливалась продолжительностью предрассветного времени от полуночи. Обычно памятники назначают благовест «за 5 часов дни» в летнее время и «за 6 часов дни» – в зимнее. Собственно вечернее время, наступавшее по заходе солнца, в связи с поздним началом всенощного бдения оказывалось свободным и искусственно заполнялось чинопоследования-ми вечерни и молебна, а в некоторых местах – и повечерием. «Вечерня средняя, а на вечерни святитель облачается к молебну в сак вседневной. И по вечерни поют молебен, а по молебне – канон Успению Богородицы да Иоанну архиепископу» 593 , – говорит по этому поводу чиновник новгородского Софийского собора в день памяти Иоанна, архиепископа Новгородского, 7 сентября. Подобные замечания в данном чиновнике встречаются довольно часто 594 . Что чиновник подразумевает под «вечерней средней», можно видеть из слов «а поют вечерню болпфю по уставу, а вечерню и заутреню и литор-гию поют певцы. И на вечерни святитель облачается к молебну, а на облачении сак малые кресты, а по вечерни святитель со священницы поют молебен Кресту, а за „Достойно есть» – ирмос „Тайно еси, Богородице». И по молебне павечерня бывает на соборе, а на вечерни по литии поп з дияконом во ол-гаре благословляются у святителя праздновать Иоанну Златоусту в храме его и поют з Воздвижением вместе Иоанну Златоусту .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

п. В какие дни надобно совершать литургию Иоанна Златоустог о и в какие литургию Василия Великого . В какие дни совершение литургии в нашей церкви вовсе не полагается? Когда не служатся у нас литургии ранние? О служении в высокоторжественные праздники, когда они приходятся в такие дни, когда совершение полной литургии по уставу не полагается. О порядке служения литургии в означенные дни, когда в оные приходятся праздники храмовые. О литургиях заупокойных. Можно ли поминать торжественно покойников на литургии в воскресные и праздничные дни? Нужно ли совершать поминовение по детям, когда они скончались до семилетнего возраста ? Можно ли служить заупокойную литургию в особенности при погребении покойника, и вообще совершать поминовения о нем напр. в третий, девятый, сороковой или годичный день, если сие случится в такие дни, когда полной литургии по уставу не полагается? В какие дни поминовение усопши у нас вовсе не полагается? Особые замечания о так называемых у нас заупокойных службах и панихидах царских. § 42. Основное правило касательно времени отправления литургии у нас главн. обр. состоит в том, что литургия должна быть совершаема до обеда (Карф. Собора пр. 58). При этом вообще, по уставу, начало литургии должно быть полагаемо по преимуществу в 3-й церковный час дня, т. е. в девятый час утра но нашему исчислению обыкновенному (Сравн. Нов. Скриж. ч. II, гл. 6 § 4). Но кроме этого литургия может быть совершаема и раньше и позже этого, смотря по надобности или по принятому обыкновению. Надобно только наблюдать, чтобы это было не прежде рассвета и не после полудня. Из сего правила исключаются впрочем следующие дни, в которые литургия должна быть совершаема: 1) ранее обыкновенного, а именно: в Рождество Христово, Богоявление, Пасху (в которую литургия совершается в самое глубокое утро, непосредственно после заутрени) и в неделю Фомину; и 2) позже обыкновенного во все такие дни, когда литургия совершается вместе с вечерней, как-то: в навечерие Рождества Христова и Богоявления, во дни великопостные, когда совершается литургия преждеосвященных даров, и в великую субботу, и в день Пятидесятницы, а также и в день Благовещения, когда он приходится в такие дни великого поста, когда полной литургии не полагается (Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Великий пост называется Четыредесятницей потому, что продолжается сорок дней, исключая неделю страдания Христа (Страстную седмицу). 541. ПОЧЕМУ ВЕЛИКИЙ ПОСТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ СОРОК ДНЕЙ? Великий пост продолжается сорок дней, поскольку Сам Господь Иисус Христос постился сорок дней (см. Мф 4:2). 542. ПОЧЕМУ ПОЛОЖЕНО ПОСТИТЬСЯ В СРЕДУ И ПЯТНИЦУ? Поститься положено в среду — в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа на страдание, а в пятницу — в память самих Его страданий и смерти. 543. ПОЧЕМУ ПОЛОЖЕНЫ ДРУГИЕ ПОСТЫ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ? Рождественский и Успенский посты учреждены для того, чтобы предварительным подвигом воздержания почтить следующие за этими постами праздники рождества Христова и успения Пресв. Богородицы; а пост в память свв. апостолов — для подражания апостолам, которые постились, готовя себя для дела Евангельской проповеди (Деян 13:3). 544. КАК СЛЕДУЕТ ПРОВОДИТЬ ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ? Праздничные дни должно проводить следующим образом: не следует в эти дни работать, или делать дела мирские и житейские; нужно свято хранить их, т.е. совершать в эти дни дела святые и духовные, во славу Божию. 545. ПОЧЕМУ В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ ЗАПРЕЩЕНО РАБОТАТЬ? Запрещено работать в праздничные дни для того, чтобы беспрепятственно совершать святые и богоугодные дела. 546. ЧТО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ? В праздничные дни следует: приходить в церковь для общественного богослужения и научения в слове Божием; также и дома заниматься молитвой и чтением или беседами душеспасительными; посвящать Богу часть от своего имущества и употреблять это на нужды Церкви и служащих ей и на благотворение неимущим; посещать больных и заключённых в темницах и делать другие дела христианской любви. 547. СЛЕДУЕТ ЛИ ДЕЛАТЬ ТО ЖЕ САМОЕ И В РАБОЧИЕ ДНИ? Такие дела можно делать и в рабочие дни — и хорошо, кто может это делать. А кому препятствует работа, те по крайней мере праздничные дни должны освящать такими делами. Молиться следует обязательно каждый день утром и вечером, перед обедом и ужином и после них и, по возможности, в начале и по окончании всякого дела.

http://sedmitza.ru/lib/text/432178/

Рассказы о праздниках православной церкви с приложением тропарей с русским переводом и объяснением указания литургийных евангельских чтений и особенной поучительности праздничных событий и с разъяснением праздничных обрядов и обычаев Источник Предварительные понятия о праздниках 1 Какие дни называются праздниками? Каждый день года обыкновенно посвящается воспоминанию о делах Божиих для нашего спасения, напр. о рождении Христа Спасителя, и о Святых Божиих, о делах их, напр. о рождении, успении (т. е. преставлении, смерти) Пресв. Богородицы, о рождении, усекновении главы Иоанна Крестителя Господня. И дни, которые посвящены воспоминаниям о более важных из сих дел Божиих для нашего спасения и о особенно чтимых Святых Божиих, называются праздниками, или праздничными днями. Что значит название некоторых дней праздничными, и отчего происходит название сие? Название «праздник» происходит от слова «праздный», т. е. свободный от дел и занятий: так как в большие праздники, по 4-й заповеди закона Божия, не должно заниматься мирскими и житейскими работами и делами, а должно заниматься духовными и святыми, напр. молитвою, чтением и слушанием слова Божия и проч. Как называются дни непраздничные? Дни непраздничные, т. е. дни, которые посвящены воспоминаниям о менее важных из дел Божиих для нашего спасения и о менее чтимых Святых Божиих, называются днями будничными, буднями. Что значит название известных дней будничными? Название «будни» происходит от слов «будущие дни», т. е. следующие за праздничными, дни непраздничные, напр. прочие шесть дней недели, следующие за праздничным воскресным днем, когда в эти дни не бывает никаких праздников. Что нужно заметить о делах Божиих для нашего спасения, воспоминанию коих посвящены дни года? О делах Божиих для нашего спасения, воспоминанию коих посвящены дни года, должно заметить следующее: Человек создан был для вечного блаженства в раю, под условием всегда и во всем исполнять волю своего Бога-Творца. Не исполнил человек сего условия – нарушил заповедь Божию в раю; лишен за то райского блаженства, и осужден на скорби и страдание. Навеки погиб бы человек, если бы Господь по человеколюбию своему не спас его. За сознание его во грехе, не то, что падшие ангелы, Бог-Отец, соизволил на его спасение; Сын Божий сошел с неба, принял на себя естество человеческое – душу и тело, родился от Пресв. Девы, как человек жил на земле, научил людей спасению, оставил им для того свое Евангелие, страдал и умер мучительнейшею и поноснейшею смертию на кресте, в удовлетворение правосудию Божию за грехи людей, и таким образом исходатайствовал людям прощение и примирил их с разгневанным правосудием Божиим; Дух Св. всякому верующему во Христа-Спасителя, в св. таинствах, сообщает свои дары, т. е., силу, которая при вере, желании спасения и старании исполнять заповеди Христовы, спасает человека и снова возвращает его в рай на вечное блаженство. Дни, посвященные воспоминанию о таких делах Божиих для спасения людей, посвящены именно сим воспоминаниям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

И заметьте, возлюбленные, мы при этом остаемся совершенно покойны, как будто никакого опущения в делах наших не последовало. Видит все это Ангел хранитель наш и скорбит о нашей погибели, а враг нашего спасения торжествует свою победу над нами; спите говорит, и почивайте слуги мои верные, верные, неизменные. О душа наша бедная, несчастная, забытая! Следите за собой далее: наступает день Христова воскресения, седьмой день в неделе, приходят другие великие праздники – дни, в которые нам исключительно должно пещись о нашем душевном спасении; но много ли, и в эти святые дни, обращено бывает нашего внимания на нашу душу забытую. Не та же ли суета у нас, как и в дни будничные?! Похожи ли, например, наши дни воскресные на христианские праздники. В эти то святые и великие дни торговля наша и усиливается, в эти то дни и некогда, по преимуществу, бывает посетить храм Божий; тогда то трактиры и гостиницы, с раннего утра, и бывают наполнены христианами, позабывшими о святости дня воскресного; тогда-то нетрезвость и плодит сквернословие. Что все это, как не хитрые ковы врага нашего спасения? Так, возлюбленные, и в дни будничные, и в дни праздничные одинаково не заботимся мы о душе своей – совсем забываем о ней. Не слышит она у нас слова Божия, разве изредка; мало занята бывает разговорами спасительными – не питаем мы ее этой Божественной, сродной ей пищей. Мало этого, мы редко допускаем ее и до трапезы Божественной, на которой предлагается ей животворящая пища, Св. Тело и Кровь Христовы. Чадолюбивой матерью нашей Святой Церковью , для напитания душ наших этой святейшей пищей, определены четыре поста в году. Но не напрасно ли бывает приглашение Святой Церкви со страхом Божиим и верой приступить к Святейшей Чаше Божией в два поста, кроме великого и успенского? И в успенский пост не многие пекутся о напитании души своей Святыми Тайнами; даже и в великий пост некоторые оставляют эту главнейшую заботу о душе своей. Подумайте же, возлюбленные братья, как мы мало заботимся о напитании души своей, как неохотно облекаем ее во всеоружие по наставлению Апостольскому, как не печемся о устроении ее во дворы небесные. Подумаем, возлюбленные, и одумаемся, возбудим нашу ревность о душе своей; не будем слушаться хитрых и лукавых внушений нашего обольстителя; будем приобретать для нее потребное особенно в дни воскресные и праздничные; оставим в эти дни всякую заботу о приобретении временного и тленного благополучия; будем питать ее, особенно в эти дни, словом Божиим и беседой о драгоценном спасении; будем приходить к Исповеди и Святому Причастию, по крайней мере, в два поста в году; возлюбим вечное паче временного, а для успеха в сем святом подвиге нашем, будем умолять Отца Небесного, да подаст Он нам на всякий день хлеба насущного и для тела и для души нашей. Аминь. Беседа шестнадцатая

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Служба часов в известные дни отправляется вместе 1, 3, 6 и 9 часы; такие дни суть великий пяток и кануны Рождества и Богоявления; часы, отправляемые накануне праздников, называются царскими; пред службою их указывается производить только благовест в один колокол, а к чачам в великий пяток указано производить благовест в один и потом звон в два колокола (Типик, часы на указ. дни). Благовест к началу богослужения совершается не в один и тот же колокол всегда, если при церкви имеется достаточно колоколов. Последние в таком случае различаются таким образом: есть большой колокол, полиелейный, простодневный и несколько малых. (В некоторых храмах между большим и полиелейным есть ещё воскресный колокол). Соответственно различно праздников и дней богослужения благовест производится в разные колокола. В двунадесятые праздники, воскресные дни, дни особо чтимых святых, дни царские благовест бывает в большой колокол, а трезвон во все колокола. В полиелейный колокол благовест совершается в дни празднований со всенощным бдением (кроме упомянутых ранее), полиелеем в дни отдания праздников, а трезвон в эти дни бывает во все колокола кроме большого; также бывает трезвон в среду и пяток седмицы великого поста по случаю великого канона и акафиста Божией Матери, посему и благовест в четверток и субботу этой седмицы к утрени и часам с литургией производится в колокол полиелейный. (В день акафиста к утрени и литургии можно благовестить и в большой). В колокол простодневный совершается благовест во все будние дни, трезвон тогда совершается во все колокола, кроме большого и полиелейного. К малой вечерне по уставу положено совершать благовест в малый колокол (тип. 1 гл.), а трезвон обычно совершается в два колокола; трезвон в два колокола бывает ещё пред вечерней и утреней в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток святой Четыредесятницы, кончая средой страстной седмицы (тип. послед. часов великой среды и IX гл.) исключения бывают в те дни, когда случится празднование с полиелеем или со всенощным бдением.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Четыредесятницу узаконено совершать в субботы и дни воскресные. «Не подобает в Четыредесятницу дни рождения мучеников праздновати, но совершати память святых мучеников в субботы и дни воскресные (Лаод. 51). Вальсамон в толковании на это правило замечает: «прочти 52-е правило 6-го собора и 49-е настоящего собора, в которых говорится, что только по субботам и воскресеньям бывает совершенная жертва во дни целой Четыредесятницы, а по прочим Божественное священнослужение совершается чрез преждеосвященные дары. Но дабы кто-либо не сказал, что не должно возбранять во всю Четыредесятницу совершать память святых мучеников чрез принесение жертвы, так как они не составляют дней радости, а надобно воспрещать только дни рождений их, которые составляют дни радости и ознаменовываются торжественными собраниями: то в виду сего отцы определили, что ни в дни памяти, ни в дни рождений мучеников во всю Четыредесятницу не должно совершать торжества посредством жертв, но совершать праздник их только по субботам и воскресным дням. Итак, заметь, что на основании настоящего правила не совершают и поминовения усопших во всю Четыредесятницу, кроме субботы». На основании приведенных правил св. соборов следует заключить: если во время Великого поста, помимо суббот и дней воскресных, запрещается совершение полной литургии в дни памяти мучеников, то тем более не может быть дозволено совершение в Великий пост полной литургии по случаю погребения или поминовения усопшего. Напрасно смущаются православные миряне отказом со стороны священника совершать при погребении или поминовении умершего во дни Великого поста полную литургию, напрасно в нарушение уставов церковных просят разрешения совершить по случаю погребения или поминовения покойника полную литургию: и на преждеосвященной литургии св. Церковь молится «о всех преждепочивших отцех и братиях». Притом, Православная Церковь, пекущаяся о нашем спасении и лучше каждого из нас выдающая, что нужно и полезно нам, установила известные правила, которыми мы и должны руководиться в делах веры, благочестия и Богопочтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Петра и Павла 29 июня (12 июля); Преображения Господня 6 (19) августа; Успения Богородицы 15 (28) августа; Усекновения главы св. Предтечи 29 августа (11 сентября); Рождества Богородицы 8 (21) сентября; Воздвижения Креста 14 (27) сентября; Иоанна Богослова 26 сентября (9 октября); Покрова Богородицы 1 (14) октября; Казанской иконы Богоматери 22 октября (4 ноября); Введения во храм Богородицы 21 ноября (4 декабря); Николая Чудотворца 6 (19) декабря; 25, 26 и 27 числа декабря (7, 8 и 9 января) для праздника Рождества Христова; сверх сего, те числа, в кои бывают пяток и суббота Сырной недели, Четверток, Пятница и Суббота Страстной седмицы; Пасхальная (Светлая) неделя вся; день Вознесения Господня и день Святого Духа, и те числа, в кои празднуются дни рождения и тезоименитства государя императора и государыни императрицы, день тезоименитства государя наследника; день восшествия на престол, день венчания и миропомазания на царство 6 . Праздники общие, местные и храмовые Дни богослужения по месту хранения их разделяются на общие, равно торжественно отправляемые всею Православною Церковью , – таковы праздники церковные великие, средние и малые, дни царские и проч., – и на местные и храмовые, совершаемые с особенною торжественностью в некоторых местах во дни, ознаменованные явлениями особенного Промысла Божия, и во дни освящения храмов или чаще во дни Господа, Пресвятой Богородицы и святых, которым посвящаются храмы православных христиан. Непереходящие и переходящие Дни богослужения всеобщие и местные по времени хранения их разделяются на непереходящие, кои постоянно бывают в одни и те же числа месяца, и переходящие, кои ежегодно бывают в разные числа. Порядок первых большею частью зависит от праздника Рождества Христова, последних – от праздника Пасхи. Дни Господни, Богородичны и святых Но как все праздники – всеобщие и местные, непереходящие и переходящие – и все дни богослужения совершаются Церковью одни во славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа, другие в честь Божией Матери, третьи в честь прочих святых: поэтому все церковные дни богослужения по цели празднования троякого рода, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010