Где не будет таковых переводных счетов, тут и повод отнмется к непорядочным, а иногда и неверным издержкам. Екатерина. 1ионя 19-го дня 1766-го года. Петергоф». Работы по строению после этого пошли быстро. Летом 1766-го года в Феодоровской и Златоустовской церквах иконостасы были поставлены, – в первой Кенигсбергский на голубой камке, а во второй новый, – и осенью вызолочены и раскрашены 3475 . На церкви на куполе была золоченая глава. Контора строения 1-го февраля 1767-го года требовали уже от Монастыря приема двух-нижней святого Иоанна Златоустог о и верхней святого благоверного князя Феодора Новгородского – церквей, «ко освящению совсем состоящих в готовности», архиерейского каменного дома, «с прочими в поземном строении по обе стороны того архиерейскаго дома покоями», по каменному каналу к Черной речке, и новостроенных флигелей, «к житью удобными совсвм сделанных» 3476 . 10-го февраля составлена была комиссаром опись 3477 . 8-го марта 1767-го года уже отмечается, что выраженная 19-го июня 1766-го года высочайшая воля, чтобы архиерей с братией перешел в каменные кельи на другой стороне Черной речки, исполнена: архиерей уже с братией в те кельи и перешел 3478 . Архиепископ Гавриил (Кременецкий) в одной из своих позднейших бумаг вспоминает»: «хотя всего нужного и не исправлено, однако пред отъездом Ее Императорского Величества в Москву, по всеподданнейшему моему докладу, дозволено мне перейти», «в новый Монастырь для жительства», «и перешел с братией февраля с 4-го числа» – 1767-го года 3479 . Иконостас Златоустовской церкви быль написан в 1766-м году «находящимся при Святейшем Правительствующем Синоде живописцем» Алексеем Антроповым. Он же и раскрашивал иконостас. Им было написано 18 образов: «образ Христа Спасителя, окружен херувимскими лицами»; «образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем, такожде окружен херувимами»; образ святителя Иоанна Златоустог о; образ святителей Василия Великого и Григория Богослова ; Царские двери, на которых изображено 4 евангелиста и Благовещение; Северные и Южные двери, на которых изображены херувимы с пламенным оружием; Тайная Вечеря; Воскресение Христово; Вознесение Господне; Рождество Христово; Богоявление Господне; Сошествие Святого Духа; Вход во Иерусалим; Преображение Господне; Успение Пресвятой Богородицы; «образ избранных святых, на коем 4 фигуры»; «образ избранных святых, которые викториальные дни» 3480 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

за приписную Аглимозерскую пустыню 50 коп.». Из только что приведенного обозрения различных платежей Наглимозерской пустыни, видно что первоначально (в XVII в.) платежи эти, – за исключением поборов, под именем «церковной дани», – были ничтожны, особенно в сравнении с получаемой десятирублевой ругой. Эти же платежи значительно увеличиваются уже в XVIII веке: но и тогда наглимозерские иноки еще более сами получали от правительства (пять рублей в год), чем платили ему... Несмотря на то, что описываемая пустынька в 1702 г. утратила свою самостоятельность, – некоторые из ее управителей, то по прежнему назывались строителями, то – просто монахами. В ряду их встречаем строителя Варлаама (быть может упоминаемый в выше приведенной отписи 1694 г. монах). Далее известны строители монах Феодосий (1713) и монах Аарон (1717, 1721 г.г.). Однако и эти монахи – настоятели не всегда были в Наглимозерской пустыни: «после строителев – иеромонахов и грамоте умеющих монахов – говорил на суде поверенный строкинских чернецов около 1734 г . – стали владеть той пустыней, простые, неученые грамоте монахи, а потом и простые мужики, а именно: наиболее владел кенозерец Стефан Иванов Третьяков». Это безграмотное братство не могло даже приносить славословий Господу Богу в храме, не могло отправлять богослужения. И для этого «точию на храмовые и прочие викториальные дни посылался из Спаского иеромонах», если верить архимандриту Иоасафу. Так было до 1733 года. Так было и потом. В 1733 г., по прошению того же Иоасафа, определен в Наглимозерскую пустынь для священнослужения красновского прихода (теперь Пудожского уезда), поп Симеон Никитин, который, как сдавший должность свою сыну, должен был, по тогдашним постановлениям, идти в какой-либо монастырь, а потому и изъявил на это свое согласие. Долго ли жил в Наглимозерской пустыни уже не молодой «поп Симеон», когда и где умер – неизвестно. Во всяком случае в 1742 г. его уже там не было. Не будем останавливаться на рассмотрении состояния хлебопашества этой пустыни, которое в общем не отличалось в этом отношении от других северных монастырей, для характеристики чего были в обилии приведены материалы уже раньше, а теперь обратимся к дальнейшей истории пустыни, в лице ее управителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Катедральному наместнику. 10. Ежели на праздное место закащика или десятоначальника определить, или коего зачем переменить надлежательно будет, консистории собою, не представляя к Вашему преосвященству переминить ли? Представлять нам. 11. Из монастыря в монастырь по недостатку где востребует нужда монашествующих консистория собою, не представляя к Вашему преосвященству переводить ли? Представлять нам. 12. Когда кто из иноверцев станет просить о принятии в православную грекороссийскаго исповедания веру: то оных принимать ли? Где и кому? Принимать о довольном наставлении. 13. Буде же кто просить будет о сподоблении в монашеский чин (которых духовным регламентом и указами постригать не возбранено) что со оными консистории чинить? Представлять нам. 14. Будет кто из священноцерковнослужителей просить о даче пашпортов в Москву или С.-Петербург за церковными или прочими нуждами, то оным пашпорты консистории давать ли? Давать с рассмотрением и в силе духовнаго регламента. 15. С явившимися в неотправлении (богослужения?) в высокоторжественные и викториальные дни и по Высочайшей фамилии персонах монашествующими и священно церковнослужителями крайнее разсмотрение и решение (которое по указам положено на самих преосвященных архиереев) консистории чинить ли, или по надлежащем изследовании каждое дело к решению представлять Вашем у преосвященству? Представлять. Книга указов вышеназванной церкви л, 193, 194. 218 «Кроме Синода и епарх. архиерея никакое присутственное место или кв чальство не может непосредственно входить в ея дела, ни останавливать ея ршений и распоряжений». Ст. 2. 228 Стараясь всячески сохранить при характеристике современной духовной консистория полную объективность и совершенно воздерживаясь от личных своих суждений относительно практического достоинства ее устройства; мы тем не менее считаем себя не вправе умолчать о следующем мнении митрополита Филарета: «3ачем не архиерей определяет членов консистории?– По грехам нашим. В то время, когда составлялся устав консисторий, можно было указать на здравствовавшаго еще архиерея, который посадил в члены консистория протодиакона. Уставом консистории власть архиерея уставлена лучше, нежели было до устава. Что определение секретарей из Петербурга затрудняет, архиереев и вредит делам, это правда». Собр. мнен. и отзыв. Филарета м. Москов. изд. под редакц. арх. Саввы т. IV, стр. 212. примеч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Миска небольшая с крышкой, оловянная, при ней подсвечник медный. Таз медный небольшой. Жестянка большая, в которой держится деревянное масло. Двадцать полотенец больших навинных, шитые красною бумагою и нитками. Старинных панагий и крестов серебряных числом десять. Крестов, пронизок, пуговиц, перстней – числом сорок. Крест небольшой золотой. Одни серьги, старинные с бечетою и с жемчугами. Перстней четыре. Пронизок две серебряные. Пуговиц семь. С Иверской Богородицы три жемчуга зерна. Аналоев три. Первый оболчен стамедом красным, другой оболчен каламенком цветным, третий оболчен изарбатом цветным. Книги в переплётах Книга Евангелие толковое воскресное. Книга Евангелие Кириллово. Две книги уставы. Две библии, новая да старая. Четыре книги миней четьих. Три книги прологи. Двенадцать книг миней месячных. Две книги триоди постная да цветная. Две книги апостолов. Две книги охтаи. Три книги служебника. Требник один. Три псалтыри следованных. Книга часослов большой. Книга минея общая. Книга соборник. Книга Ефрем. Книга измарагд писменный. Две книги Ермологи. Две малых псалтыри. Патерик печерский. Книга православная исповедная малая. На высокоторжественные викториальные и праздничные дни, числом тридцать девять книг. Книга увещательная раскольников. Присланных из суздальской духовной консистории сего 1775 года нотных восемь книг. Четыре книги из той же консистории: первая – проповеди , вторая – толкование о вере Кирилла Иерусалимского , третья – беседы Иоанна Златоуста , четвертая – богословие Иоанна Дамаскина . В предельной церкви Преподобной благоверной княжны Евфросинии Суждальской. На престоле одеяние кумачное ветхое, покров, объяринный ветхий с окраинами тафтяными цветными 108 . На престоле Евангелие, на нём средник и евангелисты серебряные чеканные, оболочено трипом малиновым, застёжки медные; крест серебряный вызолочен. На жертвеннике одеяние бумажное пёстрое. Сосуды Потир, дискос, звезда, два блюдца, лжица серебряные. За жертвенником образ Смоленской Пресвятой Богородицы, на ней убрус тафтяной красный низан; вверху херувим один; под ним деисус пять лиц; под тем деисусом четырнадцать дробниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушал доношение Московской синодального правления Канцелярии на посланный из Святейшего Синода указ об освидетельствовании болезни преосвященного Леонида, архиепископа Крутицкого, и об отправлении определённых по печатному реестру в Московских соборах поминовенных служений, о чём-де во оной Канцелярии им, преосвященным (как при том в приобщённом за его рукою известии следует), объявлено: болезни-де он такой, каковая в нём напредь сего была (кроме точию единой слабости в ногах), ныне уже не имеет, и того-де ради по возможности в соборах надлежащие священнослужения отправлять будет, а учинённым во оной же Синодальной Канцелярии при присутствующих духовных персонах доктора Шоберта письменным свидетельством показано: в здоровье-де своём он, преосвященный, по его, доктора, рассуждению, слаб, что-де и по пульсу признать можно; да оным же доношением представлено по оному-де свидетельству по самопроизвольному его, Крутицкого архиерея, требованию минувшего июля 8 дня в день празднования Пресвятой Богородицы Казанской и в крестном хождении был, и литургию отправлял. Того ради приказали : по отбытии из Москвы преосвященного Романа, митрополита Грузинского, вышепомянутые по печатному реестру поминовения, которые повелено исправлять самим архиереем, также и прочее служение в Московских соборах отправлять помянутому преосвященному Леониду, архиепископу Крутицкому. Когда оные преосвященный Леонид, архиепископ Крутицкий, и преосвященный Вениамин, епископ Коломенский, во отправлении поминовения или в каковые высокоторжественные викториальные и прочие дни иметь быть во общем служении, то в том служении поступать и места иметь им по своим степеням; буде же оный преосвященный Крутицкий коего поминовения и служения когда не отправит, и о том оной Синодальной Канцелярии с показанием, зачем то неотправление учинится, присылать в Святейший Синод помесячно рапорты неотменно, и о вышеписанном из Святейшего Правительствующего Синода в Московскую синодального правления Канцелярию послать указ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Решительны и ясны заповеди Писания о повиновении и преданности подданных своему Государю ( 2Цар.5:1–2 ; 1Пар.11:1–2 ; 1Цар.25:30 ; 3Цар.4:25–32 ; Исх.22:28 ; Еккл.10:20 ). Величественны и восхитительны обетования Божии тому народу, который ходит в заповедях своего Господа ( Лев.26:3–13 ). Но ещё величественнее обетование тому Царю, о котором Господь говорит: «и положу на мори руку его, и на реках десницу его и Аз первенца положу его, высока паче царей земных» ( Пс.88:16–38 ). Поэтому то в слове Божием и повелевается подданным повиноваться Царю, яко Богу, не токмо за гнев, но и за совесть, не по страху рабскому, но по любви сыновней. Отсюда и пастырю Церкви следует вдыхать в своих пасомых пламеннейшую любовь, беспредельную преданность, глубочайшее уважение и благоговение к Верховной Власти и настоятельную необходимость молитвы за неё 233 ( 1Пет.2:13–18 ; Рим.13:1–2 ; 1Тим.2:1–3 ; Тит.3:1–2 ). Посты и дни поминовений усопших О днях Кавалерских и Викториальных см. в Табели (см. также выше, 238–339 стр. печатного оригинала). – О постах и днях поминовений усопших см. выше, в Месяцеслове и Триодионе (перечень их см. на 717 стр. печатного оригинала). О соблюдении благочиния и благоприличия лицами, совершающими церковные службы и служащими при них Все священно-церковно-служители должны являться к богослужению вполне подготовленными, трезвыми, прилично одетыми, опрятными и вообще иметь благообразный внешний вид. Каждым из них делается молитвенное поклонение перед церковными вратами, при входе в храм и перед иконостасом. По входе в церковь псаломщику следует осматривать, всё ли благополучно и в порядке в ней; точно так же и священнику должно обозревать, всё ли сохранно и благопристойно на престоле и во всём алтаре. При входе в алтарь кладётся земной поклон перед престолом, а священник и диакон после этого целуют край престола (см. 783–784 стр. печатного оригинала). Священник, после моления пред царскими вратами, обращается лицом к богомольцам и кланяется им, затем проходит южной дверью в алтарь, причем псаломщик и диакон кланяются ему, а когда он приложится к престолу, принимают от него благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

С 1765-го года строительство в Монастыре заменено архимандрией и архимандритами Ладожскими были ректоры Семинарии, а в 1771-м году обитель упразднена 3182 . Кроме строительства, в Ладожский Монастырь были посылаемы иеромонахи и иеродиаконы и для священнослужения 3183 . В Старорусском Кречевеком Николаевском Монастыре строиителем был с 1750-го года иеромонах Арсений (Людвицкий) 3184 . Вследствие его старости в Монастырь в августе 1758-го года назначен иеромонах Дионисий (Шестак) 3185 . С 1-го ноября 1759-го года строителем назначен строитель Староладожского Монастыря, иеромонах Илларион (Молчановский), а правящим Старорусскими вотчинами иеромонах Иоанникий (Горонескул) 3186 . В декабре 1759-го года, вместо иеромонаха Дионисия (Шостака), назначен иеромонах Иезекииль (Млодзинский) – «подуправителем» – и иеромонах Варлаам (Баранский), – оба для священнослужения 3187 . В Старорусском вотчинном правлении управителем был с  9-го февраля 1751-го года иеромонах Пахомий (Левецкий). В 1752-м году ои отказался допустить эконома, иеромонаха Никона к ревизии, был вытребован в Монастырь, где и испросил прошение 3188 . После него иеромонах Феодосий, уволенный по болезни в 1757-м году 3189 . В 1761-м году иеромонах Иоанникий (Горонескул) 3190 . В 1746-м году Святейший Синод запросил Монастырь, почему в нем не имеется ординарного проповедника, положенного по штату. Монастырь ответил, что штат остался не конфирмованным и «за недополнением против штата доходов проповедник и поныне не определен, а в Господские праздники, в высокоторжественные и викториальные дни проповедь сказывают в Монастыре самоохотно того жо Монастыря Семинарии ректор и префект, без награждения из монастырской казны» 3191 . Упоминается в документах протодиакон Николай (Осипов) 3192 . В 1743-м году преосвященный Никодим проектировал пред Святейшим Синодом, вместо ежегодного вызова в Петербург для священнослужения в Петро-Пакловском соборе двух архимандритов из разных епархий, избрать для той же цели и посвятить во архимандриты двух иеромонахов Александро-Невского Монастыря, с причислением их к приписным Монастырям Николаевскому Староладожскому и Николаевскому Старорусскому Кречевскому, – с тем условием, чтобы «до оных никакой претензии ни под каким видом они не имели», и с назначением им по 500 рублей годового жалованья. Проекту не было дано движения 3193 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Священников и прочих духовных особ в канцеляриях светским лицам под караулом не держать и не изнурять, кроме криминальных и важных дел. Указами Синода и Сената не раз запрещалось венчать малолетних женихов с великовозрастными невестами, между тем «разные обыватели» воздержаться от того никак не могут, и хотя священники таковых неуказноправильных лет венчать не хотят, токмо обыватели собрався многочисленно венчать таковых малолетних с великовозрастными и в свойстве состоящих в ночное время разными образы и с побоями принуждают, что священники, сохраняя здравие свое исполнять принужденны, и оттого свекры с невестками впадают в кровосмешение. Преосвященный предлагает в таких случаях с помещиков брать штраф по 100 и по 200 р., а простых людей публично жестоко наказывать. Многие помещики и обыватели безвинно нападают на священнослужителей, причиняют им разные притеснения и побои немилосердные, ведая что священник на помещика и обывателя судом искать не захочет, да и отлучиться ему от церкви в судебные места будучи невозможно, так как за опущение службы и треб, молебнов и панихид в царские и викториальные дни ему грозит штраф, так что обыкновенно обиды оставляют без жалоб и остаются обиженными безнаказанно, к унижению своего сана и звания. Между тем такой образ действий прямо воспрещен 121 – й статьей Уложения. В прекращение такового озорничества, если кто священника, диакона или причетника напрасно обесчестит или обругает всенародно поносительными словами, такого отлудить от входа церковного, а пока он их не удовлетворит и перед собранием народа прощения у них не испросит, до входа церковного не допускать, и оное взыскивать словесно, а не судом. Не предосудительно ли и сие, что священники, оставив церковь Божию, сами ходят за сохою, косят сено, сами навоз вывозят на пашни? Во избежание сего, если какой помещик или крестьяне пожелают строить церковь , то должно определить для таких работ священнику двух мужиков и двух баб. IV. Синод. члена Сильвестра, бывшего епископа Переяславского, ныне Крутицкого

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Сенат, очевидно, подделывался к правительству; губернские власти подделывались к Сенату и выказывали такое усердие при разборе, что возбудили горькие жалобы по епархиям. При всей тогдашней опасности этих жалоб, епархиальные начальства не могли удержаться от них и докучали ими св. Синоду, который считал своим долгом доводить об них до сведения Сената. Так, из новгородской епархии в начале 1737 г. прислана была жалоба на новгородского вице-губернатора Бредихина, который, несмотря ни на какие возражения духовных персон, участвовавших с ним в разборе, забирал в солдаты и таких церковников, которые уже присягали по комиссиям, при некоторых церквах не только не оставил надлежащего числа церковников по штату и еще такого же числа из недействительно служащих духовных детей для определения на места впредь, но и последних церковников забрал в солдаты, так что, за неимением священнослужителей и годных на их места церковников и духовных детей, церкви те опустели, «за чем как в праздничные, так и в викториальные дни во многих церквах (в служении) будет не без остановки», забрал в солдаты даже нескольких школьников, которые в надежду священства в архиерейской школе обучены были. Представляя об этом в Сенат, св. Синод требовал, чтобы из церковников, назначенных к отдаче в солдаты, возвращены были к церквам по крайней мере такие, которые, хотя и не были у присяг в надлежащее время, но присягнули после по указам и по комиссии и потом определены были на церковную службу в действительный церковный причет, тем более что они уже достаточно наказаны за неприсягание во время привода их к присяге комиссией. Далее, св. Синод коснулся весьма важного пункта в деле о разборе, от разъяснения которого много зависела тогда судьба духовенства. Губернская канцелярия, писал он, потребовала из архиерейского дома ведомостей и списков о всех подведомых ему лицах, которые были у присяги уже после 1731 г., а этим выражается то, будто присяга после 1731 г. уже недействительна, но по его св. Синода мнению это не так, не следует винить никого из присягавших и в 1732 г., по крайней мере в первую половину года, потому что указ о второй присяге состоялся уже в декабрьских числах 1731 г. и до конца года не мог быть исполнен, да притом же присяга в 1732 г. была уже вменена в действительную и прежде, именно многим светским лицам той же новогородской губернии, – отчего же не вменить ее в действительную и духовным? Вообще из бумаги канцелярии «не иное, значится, только что бесконечно новгородский вице-губернатор Бредихин (невменением присяги 1732 г.)... тщится в них церковнослужителях церковь святую и силу указов преобидеть». Поэтому о присяге 1732 г. требуется непременно учинить определение.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Тогда же возвращены из Лукьяновой пустыни и колокольные часы. По прошению управляющего монастырем иеромонаха Сергия с братией, отведено конские пастбище, которое в указе Коллегии экономии не было обозначено, потому что находится внутри самых дач близ стен монастырских и издревле принадлежало монастырю. Жители села Рогачева хотя и соглашались с этим показанием, но не допускали монастырь владеть выгоном, даже теснили своими межами пустошь Ельник. О притеснении монастырь приносил жалобу июля 28 дня 1767 года. Старанием иеромонаха Сергия возобновлены две часовни 67 ; возвращены из домовой Переславской архиерейской ризницы потир, дискос, два блюдца, звезда, копие, лжица и кадило серебряное, чеканное ложчатое с кольцами, колокольчиками и блюдцем, весом в 1 ½ фунта 68 . В следующем же 1768 году, по резолюции Преосвященного Геннадия, Епископа Переяславского и Дмитровского, указом Духовной Консистории возвращены из Дмитровского собора хранившиеся в нем разные вещи, которые однако же, по объяснению строителя Филарета, прилично было употреблять, за ветхостью, только в простые дни, а не в высокоторжественные и викториальные. При строителе Филарете уничтожены деревянные здания, ненужные пустынному житию, и только загромождавшие монастырь, между прочими лебединый амбар и три деревянные башни с рогатками. Все это было продано, и вырученными деньгами обновлены некоторые строения внутри монастыря. Впрочем, вырученных денег на поправки было недостаточно; по чему от Переяславской Консистории и дозволено было в 1770 году августа 17 дня продавать лес с корня. при том же строителе уничтожено бывшее при Сретенской церкви каменное парадное крыльцо с южной стороны. Не смотря на эту скудость, обитель мало-по-малу восставала от своего падения и укреплялась как во внутреннем благоустройстве, так и в отношении к внешним пособиям. Строитель Филарет, за доброе рачение и старание о монастыре, сделан был Благочинным по Дмитриевскому и Клинскому уездам. Вместо испортившихся колокольных часов отданы были на Пешнош такие же из упраздненной Медведевой пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010